Контрольно-обобщающий урок по теме "Древний Египет" (5-й класс)
Цели: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Древний Египет».
Оборудование урока: карта Древнего Египта; атласы по истории Древнего мира 5 класс; предметы, привезенные детьми из Египта (если таковые в классе есть), учебник В.И.Уколова. Л.П. Маринович «История Древнего Мира». Учебник для 5 класса. Москва, Просвещение 2004 г., коробка стилизованная под сундук.
Предварительная подготовка: Данный урок проводится в виде игры. Класс делится на 6 комaнд по 4 человек в каждой. Каждый правильный ответ учеников это 1 балл (фишка), которая выдается всей комaнде. Комaнда, получившая по числу баллов–1 место, получает 5. Комaнды, получившие 2,3 место, получают 4. Комaнда, получившая наименьшее число баллов отметку не получает. Индивидуальные знания будут оцениваться при помощи письменной работы, проведенной на одном из этапов урока. Таким образом, ученики могут получить отметку за устную работу в группе, за письменную работу индивидуально.
План урока:
1. Загадки по карте.
2. Исторические пазлы. Кто это?
3. Сундук. Чьи вещи?
4. Все боги в гости к нам.
Вступительное слово учителя. Пять с половиной тысяч лет тому назад в Африке зародилась цивилизация, которую назвали Цивилизация Древнего Египта. Сегодня мы отправимся в путешествие по прекрасной стране и вспомним достижения цивилизации Древнего Египта.
Учитель: Тур 1. Загадки по карте. Ваша задача – закончить загадку, назвав правильный ответ, а затем представителю комaнды показать географический объект на карте.
Правильные ответы учеников приводятся в скобках.
1. Государство, которое мы изучаем, называется
Египет, это название государству дали … (греки)
2. Египет располагается на континенте … (Африка)
3. Земля по – причине жаркого климата
превращалась в … (каменистую почву или пустыню)
4. Спасали эту землю только река, которая текла с
юга на север. (Нил)
5. Воды Нила текли на север к большому водному
прострaнcтву … (Средиземному морю)
6. Перед впадением в Средиземное море Нил
образует разветвленную … (дельту)
7. Еще одно большое водное прострaнcтво
располагалось рядом с египетскими землями,
отличалось одной особенностью: на закате его
воды становились розовыми (Красное море)
8. Нил ежегодно разливался, затоплял широкую
полосу вдоль берега. Вместе с водами река
приносила … (ил, что делало почву плодородной)
9. По реке переправляли зерно, продукты питания,
скот, строительные материалы в удобных …
(тростниковых лодках)
10. Благодаря тростниковым лодкам удавалось
заниматься торговлей со странами … (Палестина,
Сирия, Финикия)
11. Проплывая по реке можно было увидеть огромное
чудовище с огромной пастью … (нильского
крокодила)
12. Египтяне очень зависели от своей реки, поэтому
считали свою землю подарком Бога … (Хапи)
13. По берегам рек росло удивительное растение,
которое египтяне научились превращать в
материал для письма … (папирус)
Учитель: От чего зависела жизнь египтянина?
Ученики: От реки и комментируют свой ответ.
Учитель: Основой жизни египтянина была река, которая давала жизнь египтянину. Давайте посмотрим, кто проживал по берегам Нила.
Учитель: подводим итоги первого тура, количество фишек каждой комaнды отражает в турнирной таблице на доске. Тур 2. Исторические пазлы. Для каждой группы заготавливается материал: слова, которые разрезаны на отдельные карточки (Фараон, жрец, чиновник, ремесленник, земледелец, раб, военачальник, писец) По сигналу учителя все группы одновременно выстраивают полученный материал по иерархическим ступеням (наверху тот у кого больше всего власти, внизу тот у кого власти нет.)
В результате работы получится так:
Фараон
Жрец, военачальник
Писцы
Ремесленники, купцы
Земледельцы
Paбы
Учитель: Подводим итоги второго тура. Третий тур: Сундук. Чьи вещи?Во время путешествия по реке Нил одна лодка столкнулась с другой лодкой. На берег выкинуло исторический сундук. Он наполнен вещами, которые принадлежат разным людям. Давайте найдем хозяев этих вещей.
Подготовительная работа. Приготовить коробку, стилизовать ее в виде старинного сундука. Из предметов, окружающих нас подобрать предметы, перечисленные в столбике №1.Многие предметы можно найти среди детских игрушек.
Учитель: достает предметы, а ученики определяют, чьи это вещи и объясняют, почему это хозяин вещи.
1. Металлическая муха | солдату |
2. Сундук с товарами | купцу |
3. Фасоль, горох | крестьянину |
4. Карандаш для глаз | всем |
5. Ожерелье | чиновнику |
6. Лошадь с колесницей | воину |
7. Бинт | фараону |
8. Палочка в глине | писцу |
9. Ведро | земледельцу |
11. Гробница | фараону |
12. Папирус | писец |
13. Кирпич | ремесленник |
Учитель: Один человек не получил ничего. Кто этот человек?
Ученики: Жрец.
Учитель: напоминает слова, написанные на доске:
1. Жрец – служитель бога.
2. Религия – вера в богов.
3. Храм – «дом бога»
Тур четвертый. «Все боги в гости к нам» Выбрать из каждой комaнды по одному человеку. Им раздаются напечатанные на отдельных листочках в виде свитков хаpaктеристики богов. Задача комaнды определить: кто это?
Ученик 1: Я – бог Солнца, дарил земле и людям свет, тепло и жизнь.
Комaнда: Ра.
Ученик 2. Я – бог, у которого голова змеи, бог которому приносят дары земледельцы.
Комaнда: Геб.
Ученик 3. Я – бог писцов, я научил людей письму, счету, разным знаниям. Я же выполняю грустную работу – провожаю души в царство мертвых.
Комaнда: Тот.
Ученик 4. Я – богиня, в моих владениях несметные сокровища в виде звезд.Я связана с небом.
Комaнда: Нут.
Ученик 5. Я научил людей выращивать пшеницу, ячмень, строить дома,выплавлять руду, делать посуду.
Комaнда: Осирис.
Ученик 6. Я жил в пустыни и часто завидовал своему брату. Потом его обманным путем заточил в саркофаг.
Комaнда: Сет.
Ученик 7. Каждый умерший отдавал свое сердце мне на весы. Если чаша с весами опускалась вниз, значит человек плохой. Он попадал к чудовищу.
Комaнда: Маат.
Заключительное слово учителя. Подводим итоги четырех туров, определяем победителя. Делаем вывод о сложившейся возле реки Нил речной цивилизации
Учитель проводит итоговую письменную работу. Это может быть тест, кроссворд, загадки.
Литература:
1. В.И.Уколова. Л.П. Маринович
История Древнего Мира Учебник для 5 класса
Москва, Просвещение 2004 г.
2. О.В. Арасланова К.А.Соловьев Универсальные
поурочные разработки по Истории Древнего Мира.5
класс. Москва, ВАКО, 2007 г.
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду.
В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
27 01 2023 11:46:57
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
26 01 2023 9:10:14
Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа.
...
25 01 2023 19:42:50
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
24 01 2023 8:33:20
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
23 01 2023 20:37:55
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
22 01 2023 19:28:28
На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых мopaльных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме "Феодализм".
...
21 01 2023 12:55:35
Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....
20 01 2023 9:26:58
Данная разработка рассчитана на 2 урока. В начале урока перед ребятами ставится проблема, решить которую можно, выполнив ряд заданий. Отведено время для работы с документами, терминами. Используются слайды с изображением императоров, их фаворитов (программа PowerPoint), одновременно выступают учащиеся, заранее получившие задания. На основе выступлений и слайдов учащиеся заполняют таблицу. Проверка полученных знаний осуществляется с помощью теста.
...
19 01 2023 1:35:37
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
18 01 2023 2:16:21
Задачи урока: заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности....
17 01 2023 20:29:43
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
16 01 2023 12:38:24
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
15 01 2023 23:40:24
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
14 01 2023 1:34:12
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON.
Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
13 01 2023 23:50:22
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
12 01 2023 10:25:37
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.
...
11 01 2023 15:33:49
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
10 01 2023 11:23:22
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве.
...
09 01 2023 5:18:33
В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый хаpaктер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....
08 01 2023 19:56:51
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
07 01 2023 16:34:47
Урок состоит из двух частей: анализ программных документов декабристов, составление сравнительной таблицы и "погружение" в события 14 декабря 1825 г. Предлагаются разноуровневые домашние задания. Прилагаются портреты декабристов в виде мультимедийной презентации.
...
06 01 2023 1:16:11
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание.
...
05 01 2023 4:55:43
Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....
04 01 2023 5:37:36
В плане деятельности школьного клуба «Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....
03 01 2023 18:23:26
В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....
02 01 2023 0:48:42
Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в комaнде, анализировать допущенные ошибки.
...
01 01 2023 18:26:56
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
31 12 2022 0:35:40
Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении.
Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий.
...
30 12 2022 10:15:22
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
29 12 2022 15:28:32
Презентация посвящена теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....
28 12 2022 1:18:17
Данное занятие проводится в 9-м классе базового уровня. При подготовке и проведении урока преподаватели двух предметов (обществознания и английского языка) взяли за основу курс обществознания, в рамках которого изучается тема «Права подростка». На рассмотрении данной темы отводится 1 час рабочего времени, поэтому целесообразно конкретизировать изучение данной теме на каком-либо одном праве подростка. В рамках курса английского языка изучается тема «Здоровый образ жизни» (16 часов)....
27 12 2022 16:36:49
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
26 12 2022 6:33:21
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
25 12 2022 1:53:28
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
24 12 2022 9:26:33
Урок обществознания формирует правовую культуру учащихся. Развивает познавательную активность учеников, умение искать и анализировать информацию, отображать учебный материал в знаково-символической форме....
23 12 2022 4:51:12
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
22 12 2022 14:48:47
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по
методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли
изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в
прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим
персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
21 12 2022 7:30:51
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
20 12 2022 17:57:48

Учащиеся получают информацию о рассматриваемом явлении на вводном занятии по изучению периода развития России в 1725–1762 гг. Работая с материалом, учащиеся формируют информационные компетенции, анализируют тексты, форматируют тексты в таблицы по заданным критериям. Ученики выполняют интегрированные задания по истории и обществознанию....
19 12 2022 1:37:24
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
18 12 2022 5:15:57
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
17 12 2022 2:23:59
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
16 12 2022 5:13:42

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
15 12 2022 17:34:18
В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся.
...
14 12 2022 12:39:50
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
13 12 2022 15:18:54
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
12 12 2022 1:38:10
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет наработать вышеперечисленные умения....
11 12 2022 22:21:16
Всякий раз, когда речь заходит об оружии, при помощи которого СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, на ум приходят несколько боевых машин, которые стали легендами....
10 12 2022 2:14:51

Урок закрепления ранее полученных знаний по теме с применением игрового материала. На уроке проводится работа по воспитанию у студентов уважения к Конституции РФ. Задачей урока является развитие личности будущего специалиста, понимающего, что ценность права – в его способности регулировать жизнь общества....
09 12 2022 2:53:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::