Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма


    Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма

Цели:

1. Дидактическая:

  • изучить хаpaктерные черты эпохи Возрождения в сферах философии и экономики;
  • способствовать реализации междисциплинарных связей.

2. Развивающая:

  • активизировать использование ранее изученного материала;
  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (сравнение, анализ и т.д.) студентов;
  • развивать творческие и коммуникативные способности студентов.

3. Воспитательная:

  • прививать интерес к изучаемым дисциплинам;
  • способствовать усвоению студентами общечеловеческих ценностей, идеалов;
  • способствовать формированию межличностных отношений.

Тип занятия: комбинированный урок.

Вид занятия: интегрированный урок.

Методы: технология синквейн, компьютерные технологии, эвристическая беседа, рассказ, самостоятельная работа.

Средства занятия: мультимедийная техника, ноутбук, персональные компьютеры, раздаточный материал, магнитофон.

Время проведения: 2 часа.

Студенты должны:

знать:

  • основные хаpaктеристики эпохи Возрождения в сферах философии и экономики;
  • основные экономические теории; специальные терминологические единицы по изучаемой теме.

уметь:

  • давать всестороннюю хаpaктеристику эпохи;
  • проводить сравнительные хаpaктеристики;
  • анализировать хаpaктерные черты эпохи;
  • грамотно употрeбллять основные философские и экономические термины.

Междисциплинарные связи: "История", "Обществознание", "Экономическая теория".

Ход занятия

Основные этапы Содержание этапов Средства
1. Организационное

начало.

Приветствие. Проверка готовности группы и кабинета к занятию.  
2. Опрос. 1. Тестирование.

2. Самостоятельная работа.

3. Фронтальный опрос.

4. Выполнение заданий на проекторе.

5. Проверка синквейна.

Мультимедийная техника, ноутбук, персональные компьютеры, разд. материал.
3 Мотивация. Сообщение темы, постановка целей занятия.  
4. Изложение нового материала. 1. Меркантилизм: этапы, основные положения.

2. Основные черты философии эпохи.

Разд. материал, презентация.
5. Закрепление. 1. Выполнение заданий на проекторе.

2. Составление синквейна.

3. Рефлексия.

Мультимедийная техника, ноутбук.
6. Подведение итогов занятия. 1. Заключительное слово преподавателей.

2. Выставление оценок.

 
7. Домашнее задание. 1. Изучить материал учебников: "История экономических учений". Я.С. Ядгаров (стр. 48-70); "Основы философии". В.Д. Губин (стр. 31-36).

3. Заполнить сравнительную таблицу.

 

Методическая хаpaктеристика бинарного занятия по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" на тему "Возрождение - эпоха гуманизма и меркантилизма".

1. Актуальность занятия. Интенсивные изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества потребовали качественного преобразования хаpaктера и содержания процесса обучения. Усложнение хаpaктера и структуры профессиональной деятельности в условиях научно-технического прогресса, появление новых технологий, предполагающих высокоинтеллектуальный труд, требуют от сегодняшних студентов - будущих специалистов широкого общеобразовательного, научно-технического и профессионального кругозора.

Единство и взаимосвязь общеобразовательного и профессионального образования обеспечивается, прежде всего, на основе межпредметных связей, являющихся важной составляющей всесторонней подготовки студентов и формирования у них творческого, системного мышления и мобильного использования знаний в различных ситуациях, а также способствующих повышению мотивации к получению профессиональной подготовки. В результате студент получает системно-целостное, метапредметное образование, развиваясь, как целостный индивид, разносторонне развитый, компетентный специалист.

Таким образом, междисциплинарные связи не отрицают предметной системы. Они являются важным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлены на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между дисциплинами.

Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Подготовка и проведение осложнялись тем, что в полной мере студентами участники занятия не являлись. Они еще школьники старшей ступени обычной средней школы. Указанные дисциплины в программу школьного курса не входят. Поэтому для более эффективного усвоения материала приходилось активизировать знания из относительно близких предметов, изучаемых учащимися, таких как "История", "Обществознание", "Литература", "МХК".

Результат занятия показал, что такой симбиоз школьных и техникумовских дисциплин дал отличный результат: был усвоен не только новый материал сразу двух сложных дисциплин, но и, по отзывам ребят, они более глубоко, точно и осознанно поняли пройденные темы школьных предметов.

Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Методика интегрированного занятия отличается от методики традиционного тем, что урок ведут одновременно два преподавателя и материал представляется сразу по двум дисциплинам, что требует от педагогов особого педагогического мастерства, согласования всех этапов и эпизодов урока, а также взаимопонимание. При планировании тщательно определяется оптимальная нагрузка различными видами деятельности студентов.

С целью гармоничного развития личности было обращено внимание на реализацию таких элементов интегрированного личностно-развивающего обучения, как:

личностный подход; приоритет смыслообразующих мотивов; формирование обобщенных структур; систематичность; проблемность; диалогичность.

2. Обоснование выбора формы занятия. Интеграция основ философии и истории экономических учений, дисциплин, на первый взгляд, далеких друг от друга, неслучайна.

И философию, и историю экономики можно изучать в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Но это требует определенного ума и души, поскольку материал названных наук не передает какой-то строгий набор знаний, а направлен на то, чтобы помочь человеку самому думать и самому решать самые главные вопросы своей жизни.

Философия и история экономических учений - обязательные предметы во всех средних специальных учебных заведениях нашей страны. Чем это вызвано? Философия и экономика дают знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучают правилам мышления, формируют мировоззрение, заставляют задуматься. Они помогают человеку найти свое место в жизни и в материальном, и в душевном и духовном плане как разумному и чувствующему существу.

Каждое философское и экономическое учение есть система ориентирования в жизни, следовательно, знакомство с этими системами расширяет прострaнcтво нашего выбора. Любое философское и экономическое учение мы должны примерять к своему собственному жизненному опыту, рассматривать его с точки зрения пpaктической ценности, полезности, что позволяет судить о пpaктической направленности изучаемого материала.

Современный мир - это сложная динамичная целостная система. Его правильное и всестороннее понимание невозможно без определенных философских и экономических представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, понять место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.

Философская и экономическая культура - важная составная часть общей культуры человека, формирование которой - насущная потребность наших дней. В условиях происходящих глубоких перемен крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм, умозрительных схем и в мышлении, и в пpaктической деятельности. А потому надо уметь мыслить и действовать конструктивно-критически, творчески, созидательно, т.е. диалектически. Чтобы овладеть этим искусством, нужна большая работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии истории экономических учений.

Кроме того, разве можно, рассматривая основной вопрос философии - природу человека и общества, не вникнуть в такую сферу общественной жизни, как экономика? Разумеется, что без этого исключена возможность полного и настоящего уяснения предмета философии.

3. Обоснование выбранной темы. Интегрирующим материалом стали темы периода Возрождения. Выбор был продиктован следующими основаниями. И в истории философии и в истории экономики это значимая и значительная эпоха.

Очень красноречиво само название эпохи: речь идет о Возрождении (после тысячелетнего перерыва) культуры, искусства, философии античного мира, достижения которого признаются образцом для современности. Эпоха становления капитализма рождала титанов мысли, чувства, хаpaктера и дела (Данте, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Монтень, Сервантес, Шекспир). Гениальные мыслители и художники выдвигали в своем творчестве уже не теологическую, а гуманистическую систему ценностей. Социальные мыслители этого времени - Макиавелли, Мор, Кампанелла - создавали проекты идеального государства, выражавшие прежде всего интересы нового общественного класса - буржуазии.

Великие географические открытия необыкновенно расширили горизонт человека, развитие производства потребовало серьезной постановки научных исследований.

Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитием материального производства. В XVI-XVII вв. в странах Западной Европы стал утверждаться капитализм. Формируется новое понимание основ экономики - меркантилизм, который дал толчок дальнейшему развитию хозяйства ведущих европейских стран. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь хаpaктер последующей экономики, науки и философии.

Общим пафосом эпохи стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.

На данном занятии мы не ставили цель изложить философию и экономику Возрождения во всем их многообразии или, например, только отдельное направление. Задача наша - представить как бы "скелет" философии истории экономических учений и наметить контуры их "тела". Под скелетом подразумеваются основные философские и экономические системы.

4. Описание технологии синквейн. В целях активизации деятельности студентов при закреплении, обобщении, систематизации пройденного материала нами была использована технология синквейн как одна из форм письменной рефлексии.

Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Известно не так уж много стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам": японские танку, хокку, сонет. К таким формам относится и синквейн. Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

  • 1 строчка - одно существительное;
  • 2 строчка - два прилагательных, которые хаpaктеризуют данное существительное;
  • 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
  • 4 строчка - фраза из четырех слов, которая хаpaктеризует существительное;
  • 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Данную форму рефлексии результатов учебной деятельности студентов можно применять на различных занятиях, как теоретических, так и пpaктических, как в качестве проверки пройденного материала, так и для закрепления нового.

Приведем примеры синквейнов, составленных студентами по пройденной и новой темам.

  • средневековье
  • темное, религиозное
  • верует, учит, устрашает
  • средневековье - эпоха господства религии
  • теоцентризм
  • возрождение
  • красивое, человечное
  • вдохновляет, возрождает, прославляет
  • возрождение - эпоха возвеличивания человека
  • антропоцентризм

Исходя из полученного опыта, считаем, что проведение бинарных занятий необходимо продолжить, так как использование данного методического приёма позволяет повысить не только уровень профессиональных навыков, но и общий уровень интеллектуального развития студентов, способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости студентов за счёт переключения их на разнообразный (но продуманно взаимосвязанный) материал, различные виды деятельности в ходе занятия.

Задания для проведения опроса Тестовые задания.

1 вариант

1. Назовите основную черту классической античной философии:

а) антропоцентризм; б) космоцентризм; в) теоцентризм.

2. Назовите представителя ранней античной философии:

а) Сократ; б) Фалес; в) Диоген.

3. Назовите представителя философии средневековья:

а) Диоген Лаэртский; б) Фома Аквинский; в) Марк Аврелий.

4. Назовите основную черту философии средневековья:

а) антропоцентризм; б) гуманизм; в) теоцентризм.

5. Кто из представителей схоластики утверждал: "Надо знать, чтобы верить":

а) Августин Блаженный; б) Фома Аквинский; в) Марк Аврелий.

6. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:

а) Рыночные экономические отношения;

б) Натурально-хозяйственные отношения;

в) Крупную торговлю и ростовщические операции.

7. Аристотель относит к сфере хрематистики:

а) Земледелие и ремесло;

б) Мелкую торговлю;

в) Ростовщичество и торгово-посреднические операции;

8. Согласно концепции "справедливой цены" Ф.Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:

а) Затратный принцип; б) Мopaльно-этический принцип; в) Верно а и б.

9. Главным источником доходов общества Ибн-Хальдун считал:

а) Деньги; б) Труд; в) Землю.

10. Какому периоду средневековья соответствуют воззрения Августина Блаженного:

а) Раннему; б) Среднему; в) Позднему.

2 вариант

1. Назовите основную черту раннего этапа античной философии:

а) космоцентризм; б) натурфилософия; в) антропоцентризм.

2. Кто впервые употребил термин "философия":

а) Аристотель; б) Пифагор; в) Сократ.

3.Как называется философия позднего средневековья;

а) схоластика; б) патристика; в) натурфилософия.

4. Кто из представителей средневековой философии утверждал "Надо верить, чтобы знать":

а) Ф.Аквинский; б) А. Блаженный; в) П. Абеляр.

5. Философское учение Древней Индии, которое в последствии стало мировой религией:

а) христианство; б) джайнизм; в) буддизм.

6. Законы Хамураппи регламентировали долговое рабство с целью:

а) перехода к рыночной экономике;

б) обеспечения поступлений налоговых сборов в казну;

в) допустить разрушения основ натурального хозяйства.

7. В соответствии с воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги это:

а) бесполезный товар; б) результат соглашения между людьми; в) стихийно возникший товар.

8. Автором термина "политическая экономия" является:

а) Аристотель; б) Ф. Аквинский; в) А. Монкретьен; г) А. Смит; д) К. Маркс.

9. Конфуцианство призывало государей управлять народом при помощи:

а) законов; б) наказаний; в) добродетели.

10.Источником экономической мысли средневековья в России является:

а) "Слово о полку Игореве"; б) "Русская правда"; в) Домострой.

Индивидуальные задания по карточкам.

Карточка № 1.

  • Чем философия эпохи средневековья отличается от философии античности?
  • В чем особенности моделей государства в трудах Платона и Аристотеля? Раскройте сущность аристотелевской концепции об экономике и хрематистике.

Карточка № 2.

  • Каковы различия между философскими направлениям средневековой философии: патристикой и схоластикой?
  • Сравните тpaктовки основных категорий в периоды раннего и позднего канонизма.

Задания, выводимые на экран.

1. :.. - хаpaктерная черта философии Средневековья, признание единственным источником познания Бога.

2. Смысл жизни в счастье, а счастье - это служение Богу. Так считал :..

3. Одно из направлений схоластической философии, утверждавшее реально существующими только единичные вещи, а не общие универсалии, называется :..

4. Предметом истории экономической мысли является изучение :.. и (изучение исторического процесса, возникновения, развития и смены экономических концепций).

5. Выразителем экономической мысли древнего мира стремились идеализировать и навсегда сохранить:. (рабовладение и натуральное хозяйство).

6. Источником экономической мысли средневековья является:

- в Западной Европе:. (Августина и Фомы Аквинского)

- в арабских странах:.(Коран и учение Ибн-Хальдуна).

Презентация.

Приложение.

Задание для работы на доске.

Совместить названия произведений и их авторов.

Экономические произведения Авторы Философские произведения
"О домашнем хозяйстве" Ксенофонт "О благе едином"
"Государство" Платон "Пир"
"Политика" Аристотель "Логика"
"О граде Божьем" А. Блаженный "Исповедь"
"Сумма теологии" Ф. Аквинский "Сумма против язычников"

Фронтальный опрос.

1 подгруппа

  1. Назовите основную черту философии эпохи средневековья? Поясните ее значение.
  2. В чем отличия философии средневековья от философии античного мира?
  3. Дайте хаpaктеристику патристике.
  4. Кто впервые ввел термин "экономика"?
  5. Кто из философов рассматривал вопросы экономико-государственного устройства?
  6. На какие виды делил Аристотель всю хозяйственную деятельностью?

2 подгруппа

  1. Что означает понятие теоцентризм? Приведите примеры.
  2. Какая форма мировоззрения преобладала в эпоху средневековья? Докажите.
  3. Дайте хаpaктеристику схоластике.
  4. В чем состоит научное достижение Ибн-Хальдуна?
  5. Каковы положения Ибн-Хальдуна об источнике дохода общества?
  6. Как рассматривал Ибн-Хальдун проблемы ценообразования?

Составление Синквейна.

  • Средневековье.

Задания для закрепления

Работа с понятиями:

1. Принцип мировоззрения эпохи Возрождения, признание человека высшей ценностью называется:.

2. Идея растворенности Бога в природе:

3. :. - это общественное движение Западной и Центральной Европы, направленное на борьбу за переустройство церкви.

4. Меркантилизм - это экономическое учение и тип экономической политики, представители которого считали, что:. (богатство государства создается в сфере обращения и состоит из золота и серебра).

5. Меркантилизм в своем развитии прошел два этапа::.

6. Меркантилизм выражал интересы:.. (крупных торговых монополий).

Заполнение схемы:

Средневековье: Возрождение: Новое время:

  • Бог и мораль, Бог и человек, искусство, человек и наука.

3. Составление Синквейна.

  • Возрождение.

Сравнительная хаpaктеристика эпох Средневековья и Возрождения.

Отличительные черты Средневековье Возрождение
1. Труд    
2. Деньги    
3. Цена    
4. Хаpaктерная черта    
4. Отношение к человеку    
5. Отношение к религии    
6. Отношение к науке    
7. Вопросы общества и государства    
8. Отношение к красоте.    


Начало промышленной революции в Англии


    Начало промышленной революции в Англии

      Урок изучения нового материала и обучения учащихся постановке вопросов к тексту. Приведены образцы вопросов: их после изучения темы могут сформулировать как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены для простого повторения и закрепления темы, так и для более глубокого ее изучения с привлечением дополнительной литературы. Самостоятельная постановка учащимися вопросов позволит им совершенствовать умение постановки к первоисточникам....

18 08 2022 20:18:40

Столетняя война (1337–1453)


    Столетняя война (1337–1453)

      Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....

17 08 2022 12:26:52

Урок по теме "Отечественная война 1812 года"


    Урок по теме "Отечественная война 1812 года"

      Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление....

16 08 2022 9:56:56

Урок истории "Крымская война 1853–1856 гг."


    Урок истории "Крымская война 1853–1856 гг."

      Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....

15 08 2022 15:21:53

Нетрадиционные формы уроков истории. К вопросу об учебной интеграции


    Нетрадиционные формы уроков истории. К вопросу об учебной интеграции

      В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....

14 08 2022 21:41:48

Викторина для недели истории в 5–11-х классах


    Викторина для недели истории в 5–11-х классах

      Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....

13 08 2022 19:38:28

Интегрированный урок (история + информатика)


    Интегрированный урок (история + информатика)

      Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....

12 08 2022 6:29:55

Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"


    Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"

      Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....

11 08 2022 6:51:55

Урок обществознания "Глобальная экономика"


    Урок обществознания "Глобальная экономика"

      Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

10 08 2022 0:44:59

Игра "Прощай, ХХ век!"


    Игра "Прощай, ХХ век!"

      Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....

09 08 2022 18:59:47

Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."


    Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."

      В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...

08 08 2022 11:50:48

Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"


    Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"

      Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...

07 08 2022 14:19:11

Проектная деятельность на уроках истории


    Проектная деятельность на уроках истории

      При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть использованы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление....

06 08 2022 7:37:51

Урок истории в 10-м классе по теме "Ордынское иго"


    Урок истории в 10-м классе по теме "Ордынское иго"

      Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....

05 08 2022 20:43:19

Урок "Столетняя война"


    Урок "Столетняя война"

      Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...

04 08 2022 7:49:33

Урок истории по теме "Правление первых Романовых". 10-й класс


    Урок истории по теме "Правление первых Романовых". 10-й класс

      Урок с ИКТ повторяет и обобщает материал по теме «Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы «Россия в XVII в.»....

03 08 2022 21:41:31

Речевая деятельность обучающихся в процессе обучения истории. Формирование понятийного аппарата


    Речевая деятельность обучающихся в процессе обучения истории. Формирование понятийного аппарата

      Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить – является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности. В работе освещены примеры организации работы обучающихся по развитию речи, формированию понятийного аппарата....

02 08 2022 15:29:37

Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс"


    Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс"

      Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....

01 08 2022 21:29:14

Урок истории по теме "Использование современных информационных технологий в научно-поисковой работе учащихся (на примере темы школьной программы "Гражданская война в России. 1917–1922 гг.")". 11-й класс


    Урок истории по теме "Использование современных информационных технологий в научно-поисковой работе учащихся (на примере темы школьной программы "Гражданская война в России. 1917–1922 гг.")". 11-й класс

      Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....

31 07 2022 5:51:47

Урок по истории России в 10-м классе "Монголо-татарское вторжение на Русь"


    Урок по истории России в 10-м классе "Монголо-татарское вторжение на Русь"

      Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...

30 07 2022 2:45:19

Сценарий урока "Отечественная война 1812 года" с использованием ИКТ


    Сценарий урока "Отечественная война 1812 года" с использованием ИКТ

      Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....

29 07 2022 16:14:21

Урок-игра "Умники и умницы" по теме "Пётр I и его время"


    Урок-игра "Умники и умницы" по теме "Пётр I и его время"

      В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника". ...

28 07 2022 23:15:11

Интегрированный урок истории с материалами по литературе на тему "Английская революция середины XVII в. Творчество Джона Мильтона"


    Интегрированный урок истории с материалами по литературе на тему "Английская революция середины XVII в. Творчество Джона Мильтона"

      Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отpaбатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....

27 07 2022 10:15:19

Урок истории Древнего мира в 5-м классе "В театре Диониса"


    Урок истории Древнего мира в 5-м классе "В театре Диониса"

      Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы. ...

26 07 2022 3:56:13

Театр исторических миниатюр


    Театр исторических миниатюр

      Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....

25 07 2022 6:51:20

Путешествие по Древней Греции. 5-й класс


    Путешествие по Древней Греции. 5-й класс

      Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....

24 07 2022 12:35:40

Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания


    Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания

      Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....

23 07 2022 9:11:40

Реформы Н.С. Хрущева. Черное или белое?


    Реформы Н.С. Хрущева. Черное или белое?

      Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....

22 07 2022 19:28:26

Система работы учителя истории. Рабочая тетрадь по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI в."


    Система работы учителя истории. Рабочая тетрадь по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI в."

      Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....

21 07 2022 0:42:21

Презентация кафедры истории


    Презентация кафедры истории

      Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....

20 07 2022 15:48:12

Игровая программа, посвященная 65-летию Победы "Ай да Теркин"


    Игровая программа, посвященная 65-летию Победы "Ай да Теркин"

      Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....

19 07 2022 17:15:39

Интегрированный урок "Возникновение городов в Европе в Средние века (на примере Англии)"


    Интегрированный урок "Возникновение городов в Европе в Средние века (на примере Англии)"

      Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....

18 07 2022 5:53:35

Величественный Петербург


    Величественный Петербург

      Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....

17 07 2022 11:16:35

Классный час "Это нашей истории строки…"


    Классный час "Это нашей истории строки…"

      В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе. ...

16 07 2022 7:21:18

Информационные технологии на уроках истории с применением индивидуальных маршрутов прохождения тем при обучении детей по методикам КУЗ


    Информационные технологии на уроках истории с применением индивидуальных маршрутов прохождения тем при обучении детей по методикам КУЗ

      Предлагается разработка занятия по истории России для учащихся 8-х. классов на тему "Российская империя в начале XIX века". На занятии применялись нетрадиционные формы: работа в постоянных и сводных отрядах, работа с компьютером, тест-игра, что позволило ученикам не утомиться во время двухчасового урока. В ходе занятий по теме учащиеся активно использовали материал презентации, совершенствовали навыки работы с компьютером....

15 07 2022 11:20:17

Усиление королевской власти в Англии в XI–XII веках. Урок по истории Средних веков


    Усиление королевской власти в Англии в XI–XII веках. Урок по истории Средних веков

      Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....

14 07 2022 7:39:58

Проект урока по истории Отечества в 6-м классе "Древнерусское хозяйство"


    Проект урока по истории Отечества в 6-м классе "Древнерусское хозяйство"

      Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....

13 07 2022 10:42:46

Интегрированный урок (история + обществознание) "Российский парламентаризм: опыт и уроки"


    Интегрированный урок (история + обществознание) "Российский парламентаризм: опыт и уроки"

      На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....

12 07 2022 10:17:34

Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири


    Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири

      Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....

11 07 2022 8:59:32

Урок "Патриотизм и мужество русского народа в войне 1812 года"


    Урок "Патриотизм и мужество русского народа в войне 1812 года"

      В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....

10 07 2022 3:36:11

Урок обществознания по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». 9-й класс


    Урок обществознания по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». 9-й класс

      Урок обществознания формирует правовую культуру учащихся. Развивает познавательную активность учеников, умение искать и анализировать информацию, отображать учебный материал в знаково-символической форме....

09 07 2022 1:43:22

История школьного обучения


    История школьного обучения

      Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....

08 07 2022 13:18:30

Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики


    Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики

      Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....

07 07 2022 15:59:47

Урок истории с использованием информационных технологий


    Урок истории с использованием информационных технологий

      Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....

06 07 2022 19:19:18

Особенности преподавания истории в школе глухих


    Особенности преподавания истории в школе глухих

      Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....

05 07 2022 22:46:22

Культура стран Запада в первой половине ХХ века


    Культура стран Запада в первой половине ХХ века

      Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

04 07 2022 20:53:47

Первая мировая война


    Первая мировая война

      Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....

03 07 2022 18:24:52

Актуальный урок по обществознанию в 9-м классе "Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую"


    Актуальный урок по обществознанию в 9-м классе "Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую"

      Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....

02 07 2022 0:45:58

Методическая разработка урока истории "Петр Великий. Значение его реформ"


    Методическая разработка урока истории "Петр Великий. Значение его реформ"

      На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....

01 07 2022 18:57:46

Петр I. Россия на рубеже веков. 7-й класс


    Петр I. Россия на рубеже веков. 7-й класс

      Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....

30 06 2022 0:29:51

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::