Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма
Цели:
1. Дидактическая:
- изучить хаpaктерные черты эпохи Возрождения в сферах философии и экономики;
- способствовать реализации междисциплинарных связей.
2. Развивающая:
- активизировать использование ранее изученного материала;
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (сравнение, анализ и т.д.) студентов;
- развивать творческие и коммуникативные способности студентов.
3. Воспитательная:
- прививать интерес к изучаемым дисциплинам;
- способствовать усвоению студентами общечеловеческих ценностей, идеалов;
- способствовать формированию межличностных отношений.
Тип занятия: комбинированный урок.
Вид занятия: интегрированный урок.
Методы: технология синквейн, компьютерные технологии, эвристическая беседа, рассказ, самостоятельная работа.
Средства занятия: мультимедийная техника, ноутбук, персональные компьютеры, раздаточный материал, магнитофон.
Время проведения: 2 часа.
Студенты должны:
знать:
- основные хаpaктеристики эпохи Возрождения в сферах философии и экономики;
- основные экономические теории; специальные терминологические единицы по изучаемой теме.
уметь:
- давать всестороннюю хаpaктеристику эпохи;
- проводить сравнительные хаpaктеристики;
- анализировать хаpaктерные черты эпохи;
- грамотно употрeбллять основные философские и экономические термины.
Междисциплинарные связи: "История", "Обществознание", "Экономическая теория".
Ход занятия
№ | Основные этапы | Содержание этапов | Средства |
1. | Организационное начало. |
Приветствие. Проверка готовности группы и кабинета к занятию. | |
2. | Опрос. | 1. Тестирование. 2. Самостоятельная работа. 3. Фронтальный опрос. 4. Выполнение заданий на проекторе. 5. Проверка синквейна. |
Мультимедийная техника, ноутбук, персональные компьютеры, разд. материал. |
3 | Мотивация. | Сообщение темы, постановка целей занятия. | |
4. | Изложение нового материала. | 1. Меркантилизм: этапы, основные
положения. 2. Основные черты философии эпохи. |
Разд. материал, презентация. |
5. | Закрепление. | 1. Выполнение заданий на проекторе. 2. Составление синквейна. 3. Рефлексия. |
Мультимедийная техника, ноутбук. |
6. | Подведение итогов занятия. | 1. Заключительное слово преподавателей. 2. Выставление оценок. |
|
7. | Домашнее задание. | 1. Изучить материал учебников: "История
экономических учений". Я.С. Ядгаров (стр. 48-70);
"Основы философии". В.Д. Губин (стр. 31-36). 3. Заполнить сравнительную таблицу. |
Методическая хаpaктеристика бинарного занятия по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" на тему "Возрождение - эпоха гуманизма и меркантилизма".
1. Актуальность занятия. Интенсивные изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества потребовали качественного преобразования хаpaктера и содержания процесса обучения. Усложнение хаpaктера и структуры профессиональной деятельности в условиях научно-технического прогресса, появление новых технологий, предполагающих высокоинтеллектуальный труд, требуют от сегодняшних студентов - будущих специалистов широкого общеобразовательного, научно-технического и профессионального кругозора.
Единство и взаимосвязь общеобразовательного и профессионального образования обеспечивается, прежде всего, на основе межпредметных связей, являющихся важной составляющей всесторонней подготовки студентов и формирования у них творческого, системного мышления и мобильного использования знаний в различных ситуациях, а также способствующих повышению мотивации к получению профессиональной подготовки. В результате студент получает системно-целостное, метапредметное образование, развиваясь, как целостный индивид, разносторонне развитый, компетентный специалист.
Таким образом, междисциплинарные связи не отрицают предметной системы. Они являются важным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлены на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между дисциплинами.
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Подготовка и проведение осложнялись тем, что в полной мере студентами участники занятия не являлись. Они еще школьники старшей ступени обычной средней школы. Указанные дисциплины в программу школьного курса не входят. Поэтому для более эффективного усвоения материала приходилось активизировать знания из относительно близких предметов, изучаемых учащимися, таких как "История", "Обществознание", "Литература", "МХК".
Результат занятия показал, что такой симбиоз школьных и техникумовских дисциплин дал отличный результат: был усвоен не только новый материал сразу двух сложных дисциплин, но и, по отзывам ребят, они более глубоко, точно и осознанно поняли пройденные темы школьных предметов.
Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Методика интегрированного занятия отличается от методики традиционного тем, что урок ведут одновременно два преподавателя и материал представляется сразу по двум дисциплинам, что требует от педагогов особого педагогического мастерства, согласования всех этапов и эпизодов урока, а также взаимопонимание. При планировании тщательно определяется оптимальная нагрузка различными видами деятельности студентов.
С целью гармоничного развития личности было обращено внимание на реализацию таких элементов интегрированного личностно-развивающего обучения, как:
личностный подход; приоритет смыслообразующих мотивов; формирование обобщенных структур; систематичность; проблемность; диалогичность.
2. Обоснование выбора формы занятия. Интеграция основ философии и истории экономических учений, дисциплин, на первый взгляд, далеких друг от друга, неслучайна.
И философию, и историю экономики можно изучать в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Но это требует определенного ума и души, поскольку материал названных наук не передает какой-то строгий набор знаний, а направлен на то, чтобы помочь человеку самому думать и самому решать самые главные вопросы своей жизни.
Философия и история экономических учений - обязательные предметы во всех средних специальных учебных заведениях нашей страны. Чем это вызвано? Философия и экономика дают знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучают правилам мышления, формируют мировоззрение, заставляют задуматься. Они помогают человеку найти свое место в жизни и в материальном, и в душевном и духовном плане как разумному и чувствующему существу.
Каждое философское и экономическое учение есть система ориентирования в жизни, следовательно, знакомство с этими системами расширяет прострaнcтво нашего выбора. Любое философское и экономическое учение мы должны примерять к своему собственному жизненному опыту, рассматривать его с точки зрения пpaктической ценности, полезности, что позволяет судить о пpaктической направленности изучаемого материала.
Современный мир - это сложная динамичная целостная система. Его правильное и всестороннее понимание невозможно без определенных философских и экономических представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, понять место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.
Философская и экономическая культура - важная составная часть общей культуры человека, формирование которой - насущная потребность наших дней. В условиях происходящих глубоких перемен крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм, умозрительных схем и в мышлении, и в пpaктической деятельности. А потому надо уметь мыслить и действовать конструктивно-критически, творчески, созидательно, т.е. диалектически. Чтобы овладеть этим искусством, нужна большая работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии истории экономических учений.
Кроме того, разве можно, рассматривая основной вопрос философии - природу человека и общества, не вникнуть в такую сферу общественной жизни, как экономика? Разумеется, что без этого исключена возможность полного и настоящего уяснения предмета философии.
3. Обоснование выбранной темы. Интегрирующим материалом стали темы периода Возрождения. Выбор был продиктован следующими основаниями. И в истории философии и в истории экономики это значимая и значительная эпоха.
Очень красноречиво само название эпохи: речь идет о Возрождении (после тысячелетнего перерыва) культуры, искусства, философии античного мира, достижения которого признаются образцом для современности. Эпоха становления капитализма рождала титанов мысли, чувства, хаpaктера и дела (Данте, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Монтень, Сервантес, Шекспир). Гениальные мыслители и художники выдвигали в своем творчестве уже не теологическую, а гуманистическую систему ценностей. Социальные мыслители этого времени - Макиавелли, Мор, Кампанелла - создавали проекты идеального государства, выражавшие прежде всего интересы нового общественного класса - буржуазии.
Великие географические открытия необыкновенно расширили горизонт человека, развитие производства потребовало серьезной постановки научных исследований.
Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитием материального производства. В XVI-XVII вв. в странах Западной Европы стал утверждаться капитализм. Формируется новое понимание основ экономики - меркантилизм, который дал толчок дальнейшему развитию хозяйства ведущих европейских стран. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь хаpaктер последующей экономики, науки и философии.
Общим пафосом эпохи стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.
На данном занятии мы не ставили цель изложить философию и экономику Возрождения во всем их многообразии или, например, только отдельное направление. Задача наша - представить как бы "скелет" философии истории экономических учений и наметить контуры их "тела". Под скелетом подразумеваются основные философские и экономические системы.
4. Описание технологии синквейн. В целях активизации деятельности студентов при закреплении, обобщении, систематизации пройденного материала нами была использована технология синквейн как одна из форм письменной рефлексии.
Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Известно не так уж много стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам": японские танку, хокку, сонет. К таким формам относится и синквейн. Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
- 1 строчка - одно существительное;
- 2 строчка - два прилагательных, которые хаpaктеризуют данное существительное;
- 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
- 4 строчка - фраза из четырех слов, которая хаpaктеризует существительное;
- 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
Данную форму рефлексии результатов учебной деятельности студентов можно применять на различных занятиях, как теоретических, так и пpaктических, как в качестве проверки пройденного материала, так и для закрепления нового.
Приведем примеры синквейнов, составленных студентами по пройденной и новой темам.
- средневековье
- темное, религиозное
- верует, учит, устрашает
- средневековье - эпоха господства религии
- теоцентризм
- возрождение
- красивое, человечное
- вдохновляет, возрождает, прославляет
- возрождение - эпоха возвеличивания человека
- антропоцентризм
Исходя из полученного опыта, считаем, что проведение бинарных занятий необходимо продолжить, так как использование данного методического приёма позволяет повысить не только уровень профессиональных навыков, но и общий уровень интеллектуального развития студентов, способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости студентов за счёт переключения их на разнообразный (но продуманно взаимосвязанный) материал, различные виды деятельности в ходе занятия.
Задания для проведения опроса Тестовые задания.
1 вариант
1. Назовите основную черту классической античной философии:
а) антропоцентризм; б) космоцентризм; в) теоцентризм.
2. Назовите представителя ранней античной философии:
а) Сократ; б) Фалес; в) Диоген.
3. Назовите представителя философии средневековья:
а) Диоген Лаэртский; б) Фома Аквинский; в) Марк Аврелий.
4. Назовите основную черту философии средневековья:
а) антропоцентризм; б) гуманизм; в) теоцентризм.
5. Кто из представителей схоластики утверждал: "Надо знать, чтобы верить":
а) Августин Блаженный; б) Фома Аквинский; в) Марк Аврелий.
6. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:
а) Рыночные экономические отношения;
б) Натурально-хозяйственные отношения;
в) Крупную торговлю и ростовщические операции.
7. Аристотель относит к сфере хрематистики:
а) Земледелие и ремесло;
б) Мелкую торговлю;
в) Ростовщичество и торгово-посреднические операции;
8. Согласно концепции "справедливой цены" Ф.Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:
а) Затратный принцип; б) Мopaльно-этический принцип; в) Верно а и б.
9. Главным источником доходов общества Ибн-Хальдун считал:
а) Деньги; б) Труд; в) Землю.
10. Какому периоду средневековья соответствуют воззрения Августина Блаженного:
а) Раннему; б) Среднему; в) Позднему.
2 вариант
1. Назовите основную черту раннего этапа античной философии:
а) космоцентризм; б) натурфилософия; в) антропоцентризм.
2. Кто впервые употребил термин "философия":
а) Аристотель; б) Пифагор; в) Сократ.
3.Как называется философия позднего средневековья;
а) схоластика; б) патристика; в) натурфилософия.
4. Кто из представителей средневековой философии утверждал "Надо верить, чтобы знать":
а) Ф.Аквинский; б) А. Блаженный; в) П. Абеляр.
5. Философское учение Древней Индии, которое в последствии стало мировой религией:
а) христианство; б) джайнизм; в) буддизм.
6. Законы Хамураппи регламентировали долговое рабство с целью:
а) перехода к рыночной экономике;
б) обеспечения поступлений налоговых сборов в казну;
в) допустить разрушения основ натурального хозяйства.
7. В соответствии с воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги это:
а) бесполезный товар; б) результат соглашения между людьми; в) стихийно возникший товар.
8. Автором термина "политическая экономия" является:
а) Аристотель; б) Ф. Аквинский; в) А. Монкретьен; г) А. Смит; д) К. Маркс.
9. Конфуцианство призывало государей управлять народом при помощи:
а) законов; б) наказаний; в) добродетели.
10.Источником экономической мысли средневековья в России является:
а) "Слово о полку Игореве"; б) "Русская правда"; в) Домострой.
Индивидуальные задания по карточкам.
Карточка № 1.
- Чем философия эпохи средневековья отличается от философии античности?
- В чем особенности моделей государства в трудах Платона и Аристотеля? Раскройте сущность аристотелевской концепции об экономике и хрематистике.
Карточка № 2.
- Каковы различия между философскими направлениям средневековой философии: патристикой и схоластикой?
- Сравните тpaктовки основных категорий в периоды раннего и позднего канонизма.
Задания, выводимые на экран.
1. :.. - хаpaктерная черта философии Средневековья, признание единственным источником познания Бога.
2. Смысл жизни в счастье, а счастье - это служение Богу. Так считал :..
3. Одно из направлений схоластической философии, утверждавшее реально существующими только единичные вещи, а не общие универсалии, называется :..
4. Предметом истории экономической мысли является изучение :.. и (изучение исторического процесса, возникновения, развития и смены экономических концепций).
5. Выразителем экономической мысли древнего мира стремились идеализировать и навсегда сохранить:. (рабовладение и натуральное хозяйство).
6. Источником экономической мысли средневековья является:
- в Западной Европе:. (Августина и Фомы Аквинского)
- в арабских странах:.(Коран и учение Ибн-Хальдуна).
Презентация.
Приложение.
Задание для работы на доске.
Совместить названия произведений и их авторов.
Экономические произведения | Авторы | Философские произведения |
"О домашнем хозяйстве" | Ксенофонт | "О благе едином" |
"Государство" | Платон | "Пир" |
"Политика" | Аристотель | "Логика" |
"О граде Божьем" | А. Блаженный | "Исповедь" |
"Сумма теологии" | Ф. Аквинский | "Сумма против язычников" |
Фронтальный опрос.
1 подгруппа
- Назовите основную черту философии эпохи средневековья? Поясните ее значение.
- В чем отличия философии средневековья от философии античного мира?
- Дайте хаpaктеристику патристике.
- Кто впервые ввел термин "экономика"?
- Кто из философов рассматривал вопросы экономико-государственного устройства?
- На какие виды делил Аристотель всю хозяйственную деятельностью?
2 подгруппа
- Что означает понятие теоцентризм? Приведите примеры.
- Какая форма мировоззрения преобладала в эпоху средневековья? Докажите.
- Дайте хаpaктеристику схоластике.
- В чем состоит научное достижение Ибн-Хальдуна?
- Каковы положения Ибн-Хальдуна об источнике дохода общества?
- Как рассматривал Ибн-Хальдун проблемы ценообразования?
Составление Синквейна.
- Средневековье.
Задания для закрепления
Работа с понятиями:
1. Принцип мировоззрения эпохи Возрождения, признание человека высшей ценностью называется:.
2. Идея растворенности Бога в природе:
3. :. - это общественное движение Западной и Центральной Европы, направленное на борьбу за переустройство церкви.
4. Меркантилизм - это экономическое учение и тип экономической политики, представители которого считали, что:. (богатство государства создается в сфере обращения и состоит из золота и серебра).
5. Меркантилизм в своем развитии прошел два этапа::.
6. Меркантилизм выражал интересы:.. (крупных торговых монополий).
Заполнение схемы:
Средневековье: Возрождение: Новое время:
- Бог и мораль, Бог и человек, искусство, человек и наука.
3. Составление Синквейна.
- Возрождение.
Сравнительная хаpaктеристика эпох Средневековья и Возрождения.
№ | Отличительные черты | Средневековье | Возрождение |
1. | Труд | ||
2. | Деньги | ||
3. | Цена | ||
4. | Хаpaктерная черта | ||
4. | Отношение к человеку | ||
5. | Отношение к религии | ||
6. | Отношение к науке | ||
7. | Вопросы общества и государства | ||
8. | Отношение к красоте. |
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
10 12 2023 15:46:16
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
09 12 2023 10:40:13
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
08 12 2023 4:31:32

Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает ИКТ-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....
07 12 2023 0:21:31
Данный урок поможет обучающимся понять взаимосвязь человека и тоталитарной системы, выявить способы противостояния режиму. На примере произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей проволокой оставаться человеком. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы....
06 12 2023 6:13:18
Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией.
...
05 12 2023 14:57:47
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
04 12 2023 2:34:15
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
03 12 2023 8:31:15
Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
02 12 2023 10:55:56
Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"....
01 12 2023 15:58:36
Урок по истории предназначен для учащихся 9–11-х классов. Урок разработан для работы учащихся в группах. Форма урока предполагает интеpaктивную работу: анализ материала и составление схемы, защита презентации, обмен мнениями, дискуссию. Урок по предложенной теме может быть заявлен при изучении курса обществознания.
...
30 11 2023 15:37:43
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
29 11 2023 0:57:36
Мероприятие направленное на воспитание патриотизма. В качестве примера проявления истинной любви к Родине приведены жизнь и подвиг замечательного человека – Чичварина В.И. – москвича, участника Отечественной и Японской войн....
28 11 2023 7:14:31
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
27 11 2023 1:39:47
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
26 11 2023 21:47:24
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий:
шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся.
...
25 11 2023 22:44:25
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
24 11 2023 7:48:21
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей.
...
23 11 2023 17:47:26
Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....
22 11 2023 20:51:29
Урок по новой истории рассчитан на учащихся 7-го класса, проводится по учебнику Юдовской А.Я., Бapaнова П.А., Ванюшкина Л.М. На уроке применяются такие технологии, как умение работать с картой, доказывать, используя конкретный исторический материал учебной статьи, умение мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей и умение систематизировать свои знания.
...
21 11 2023 13:21:44
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
20 11 2023 5:42:36
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
...
19 11 2023 18:27:51
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
18 11 2023 19:51:54
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
17 11 2023 11:32:22
Занятие "Женщина на войне" посвящено русской женщине — участнице боевых действий. Ход занятия построен по принципу исторического экскурса: от начала XIX века до наших дней. Проведение данного занятия способствует воспитанию патриотизма, развитию чувства гордости за Отечество, расширению кругозора учащихся, развитию навыков работы с дополнительной литературой. Данное занятие возможно провести в качестве урока Мужества накануне Дня Победы....
16 11 2023 11:27:31
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
15 11 2023 13:52:42
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
14 11 2023 23:13:58
Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....
13 11 2023 23:16:24

Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
12 11 2023 23:31:54
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
11 11 2023 11:29:51
Глава «Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, хаpaктеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....
10 11 2023 10:45:12
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
09 11 2023 13:21:38
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
08 11 2023 18:36:21
Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....
07 11 2023 0:23:37
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
06 11 2023 9:43:48
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
05 11 2023 0:45:21
Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме.
...
04 11 2023 22:31:40
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
...
03 11 2023 16:15:53
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
02 11 2023 5:46:20
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны.
Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
01 11 2023 18:33:31

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
31 10 2023 8:17:14
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
30 10 2023 8:34:48
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
29 10 2023 7:33:34
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач.
...
28 10 2023 0:12:25
Кейс-технология – это интеpaктивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших хаpaктеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность проpaбатывать различные проблемы и находить их решение....
27 10 2023 21:37:58
Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....
26 10 2023 1:49:40
Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме ЕГЭ....
25 10 2023 9:24:51
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
24 10 2023 0:41:58
Внеклассное мероприятие разработано на основе телевизионной игры «За семью печатями» и посвящено истории развития Норильского промышленного района. Учащиеся знакомятся с топонимикой, новыми фактами из истории города, освоением Норильского промышленного района.
...
23 10 2023 4:18:11
Урок носит интегрированный хаpaктер. Работа при подготовке к уроку позволяет проявить творческие способности. Развиваются умения работы с различными источниками информации. К уроку прилагается электронная презентация, которую возможно использовать как иллюстративный материал или как проверочный....
22 10 2023 11:40:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::