Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма
Цели:
1. Дидактическая:
- изучить хаpaктерные черты эпохи Возрождения в сферах философии и экономики;
- способствовать реализации междисциплинарных связей.
2. Развивающая:
- активизировать использование ранее изученного материала;
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (сравнение, анализ и т.д.) студентов;
- развивать творческие и коммуникативные способности студентов.
3. Воспитательная:
- прививать интерес к изучаемым дисциплинам;
- способствовать усвоению студентами общечеловеческих ценностей, идеалов;
- способствовать формированию межличностных отношений.
Тип занятия: комбинированный урок.
Вид занятия: интегрированный урок.
Методы: технология синквейн, компьютерные технологии, эвристическая беседа, рассказ, самостоятельная работа.
Средства занятия: мультимедийная техника, ноутбук, персональные компьютеры, раздаточный материал, магнитофон.
Время проведения: 2 часа.
Студенты должны:
знать:
- основные хаpaктеристики эпохи Возрождения в сферах философии и экономики;
- основные экономические теории; специальные терминологические единицы по изучаемой теме.
уметь:
- давать всестороннюю хаpaктеристику эпохи;
- проводить сравнительные хаpaктеристики;
- анализировать хаpaктерные черты эпохи;
- грамотно употрeбллять основные философские и экономические термины.
Междисциплинарные связи: "История", "Обществознание", "Экономическая теория".
Ход занятия
№ | Основные этапы | Содержание этапов | Средства |
1. | Организационное начало. |
Приветствие. Проверка готовности группы и кабинета к занятию. | |
2. | Опрос. | 1. Тестирование. 2. Самостоятельная работа. 3. Фронтальный опрос. 4. Выполнение заданий на проекторе. 5. Проверка синквейна. |
Мультимедийная техника, ноутбук, персональные компьютеры, разд. материал. |
3 | Мотивация. | Сообщение темы, постановка целей занятия. | |
4. | Изложение нового материала. | 1. Меркантилизм: этапы, основные
положения. 2. Основные черты философии эпохи. |
Разд. материал, презентация. |
5. | Закрепление. | 1. Выполнение заданий на проекторе. 2. Составление синквейна. 3. Рефлексия. |
Мультимедийная техника, ноутбук. |
6. | Подведение итогов занятия. | 1. Заключительное слово преподавателей. 2. Выставление оценок. |
|
7. | Домашнее задание. | 1. Изучить материал учебников: "История
экономических учений". Я.С. Ядгаров (стр. 48-70);
"Основы философии". В.Д. Губин (стр. 31-36). 3. Заполнить сравнительную таблицу. |
Методическая хаpaктеристика бинарного занятия по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" на тему "Возрождение - эпоха гуманизма и меркантилизма".
1. Актуальность занятия. Интенсивные изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества потребовали качественного преобразования хаpaктера и содержания процесса обучения. Усложнение хаpaктера и структуры профессиональной деятельности в условиях научно-технического прогресса, появление новых технологий, предполагающих высокоинтеллектуальный труд, требуют от сегодняшних студентов - будущих специалистов широкого общеобразовательного, научно-технического и профессионального кругозора.
Единство и взаимосвязь общеобразовательного и профессионального образования обеспечивается, прежде всего, на основе межпредметных связей, являющихся важной составляющей всесторонней подготовки студентов и формирования у них творческого, системного мышления и мобильного использования знаний в различных ситуациях, а также способствующих повышению мотивации к получению профессиональной подготовки. В результате студент получает системно-целостное, метапредметное образование, развиваясь, как целостный индивид, разносторонне развитый, компетентный специалист.
Таким образом, междисциплинарные связи не отрицают предметной системы. Они являются важным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлены на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между дисциплинами.
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Подготовка и проведение осложнялись тем, что в полной мере студентами участники занятия не являлись. Они еще школьники старшей ступени обычной средней школы. Указанные дисциплины в программу школьного курса не входят. Поэтому для более эффективного усвоения материала приходилось активизировать знания из относительно близких предметов, изучаемых учащимися, таких как "История", "Обществознание", "Литература", "МХК".
Результат занятия показал, что такой симбиоз школьных и техникумовских дисциплин дал отличный результат: был усвоен не только новый материал сразу двух сложных дисциплин, но и, по отзывам ребят, они более глубоко, точно и осознанно поняли пройденные темы школьных предметов.
Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Методика интегрированного занятия отличается от методики традиционного тем, что урок ведут одновременно два преподавателя и материал представляется сразу по двум дисциплинам, что требует от педагогов особого педагогического мастерства, согласования всех этапов и эпизодов урока, а также взаимопонимание. При планировании тщательно определяется оптимальная нагрузка различными видами деятельности студентов.
С целью гармоничного развития личности было обращено внимание на реализацию таких элементов интегрированного личностно-развивающего обучения, как:
личностный подход; приоритет смыслообразующих мотивов; формирование обобщенных структур; систематичность; проблемность; диалогичность.
2. Обоснование выбора формы занятия. Интеграция основ философии и истории экономических учений, дисциплин, на первый взгляд, далеких друг от друга, неслучайна.
И философию, и историю экономики можно изучать в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Но это требует определенного ума и души, поскольку материал названных наук не передает какой-то строгий набор знаний, а направлен на то, чтобы помочь человеку самому думать и самому решать самые главные вопросы своей жизни.
Философия и история экономических учений - обязательные предметы во всех средних специальных учебных заведениях нашей страны. Чем это вызвано? Философия и экономика дают знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучают правилам мышления, формируют мировоззрение, заставляют задуматься. Они помогают человеку найти свое место в жизни и в материальном, и в душевном и духовном плане как разумному и чувствующему существу.
Каждое философское и экономическое учение есть система ориентирования в жизни, следовательно, знакомство с этими системами расширяет прострaнcтво нашего выбора. Любое философское и экономическое учение мы должны примерять к своему собственному жизненному опыту, рассматривать его с точки зрения пpaктической ценности, полезности, что позволяет судить о пpaктической направленности изучаемого материала.
Современный мир - это сложная динамичная целостная система. Его правильное и всестороннее понимание невозможно без определенных философских и экономических представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, понять место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.
Философская и экономическая культура - важная составная часть общей культуры человека, формирование которой - насущная потребность наших дней. В условиях происходящих глубоких перемен крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм, умозрительных схем и в мышлении, и в пpaктической деятельности. А потому надо уметь мыслить и действовать конструктивно-критически, творчески, созидательно, т.е. диалектически. Чтобы овладеть этим искусством, нужна большая работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии истории экономических учений.
Кроме того, разве можно, рассматривая основной вопрос философии - природу человека и общества, не вникнуть в такую сферу общественной жизни, как экономика? Разумеется, что без этого исключена возможность полного и настоящего уяснения предмета философии.
3. Обоснование выбранной темы. Интегрирующим материалом стали темы периода Возрождения. Выбор был продиктован следующими основаниями. И в истории философии и в истории экономики это значимая и значительная эпоха.
Очень красноречиво само название эпохи: речь идет о Возрождении (после тысячелетнего перерыва) культуры, искусства, философии античного мира, достижения которого признаются образцом для современности. Эпоха становления капитализма рождала титанов мысли, чувства, хаpaктера и дела (Данте, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Монтень, Сервантес, Шекспир). Гениальные мыслители и художники выдвигали в своем творчестве уже не теологическую, а гуманистическую систему ценностей. Социальные мыслители этого времени - Макиавелли, Мор, Кампанелла - создавали проекты идеального государства, выражавшие прежде всего интересы нового общественного класса - буржуазии.
Великие географические открытия необыкновенно расширили горизонт человека, развитие производства потребовало серьезной постановки научных исследований.
Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитием материального производства. В XVI-XVII вв. в странах Западной Европы стал утверждаться капитализм. Формируется новое понимание основ экономики - меркантилизм, который дал толчок дальнейшему развитию хозяйства ведущих европейских стран. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь хаpaктер последующей экономики, науки и философии.
Общим пафосом эпохи стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.
На данном занятии мы не ставили цель изложить философию и экономику Возрождения во всем их многообразии или, например, только отдельное направление. Задача наша - представить как бы "скелет" философии истории экономических учений и наметить контуры их "тела". Под скелетом подразумеваются основные философские и экономические системы.
4. Описание технологии синквейн. В целях активизации деятельности студентов при закреплении, обобщении, систематизации пройденного материала нами была использована технология синквейн как одна из форм письменной рефлексии.
Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Известно не так уж много стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам": японские танку, хокку, сонет. К таким формам относится и синквейн. Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
- 1 строчка - одно существительное;
- 2 строчка - два прилагательных, которые хаpaктеризуют данное существительное;
- 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
- 4 строчка - фраза из четырех слов, которая хаpaктеризует существительное;
- 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
Данную форму рефлексии результатов учебной деятельности студентов можно применять на различных занятиях, как теоретических, так и пpaктических, как в качестве проверки пройденного материала, так и для закрепления нового.
Приведем примеры синквейнов, составленных студентами по пройденной и новой темам.
- средневековье
- темное, религиозное
- верует, учит, устрашает
- средневековье - эпоха господства религии
- теоцентризм
- возрождение
- красивое, человечное
- вдохновляет, возрождает, прославляет
- возрождение - эпоха возвеличивания человека
- антропоцентризм
Исходя из полученного опыта, считаем, что проведение бинарных занятий необходимо продолжить, так как использование данного методического приёма позволяет повысить не только уровень профессиональных навыков, но и общий уровень интеллектуального развития студентов, способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости студентов за счёт переключения их на разнообразный (но продуманно взаимосвязанный) материал, различные виды деятельности в ходе занятия.
Задания для проведения опроса Тестовые задания.
1 вариант
1. Назовите основную черту классической античной философии:
а) антропоцентризм; б) космоцентризм; в) теоцентризм.
2. Назовите представителя ранней античной философии:
а) Сократ; б) Фалес; в) Диоген.
3. Назовите представителя философии средневековья:
а) Диоген Лаэртский; б) Фома Аквинский; в) Марк Аврелий.
4. Назовите основную черту философии средневековья:
а) антропоцентризм; б) гуманизм; в) теоцентризм.
5. Кто из представителей схоластики утверждал: "Надо знать, чтобы верить":
а) Августин Блаженный; б) Фома Аквинский; в) Марк Аврелий.
6. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:
а) Рыночные экономические отношения;
б) Натурально-хозяйственные отношения;
в) Крупную торговлю и ростовщические операции.
7. Аристотель относит к сфере хрематистики:
а) Земледелие и ремесло;
б) Мелкую торговлю;
в) Ростовщичество и торгово-посреднические операции;
8. Согласно концепции "справедливой цены" Ф.Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:
а) Затратный принцип; б) Мopaльно-этический принцип; в) Верно а и б.
9. Главным источником доходов общества Ибн-Хальдун считал:
а) Деньги; б) Труд; в) Землю.
10. Какому периоду средневековья соответствуют воззрения Августина Блаженного:
а) Раннему; б) Среднему; в) Позднему.
2 вариант
1. Назовите основную черту раннего этапа античной философии:
а) космоцентризм; б) натурфилософия; в) антропоцентризм.
2. Кто впервые употребил термин "философия":
а) Аристотель; б) Пифагор; в) Сократ.
3.Как называется философия позднего средневековья;
а) схоластика; б) патристика; в) натурфилософия.
4. Кто из представителей средневековой философии утверждал "Надо верить, чтобы знать":
а) Ф.Аквинский; б) А. Блаженный; в) П. Абеляр.
5. Философское учение Древней Индии, которое в последствии стало мировой религией:
а) христианство; б) джайнизм; в) буддизм.
6. Законы Хамураппи регламентировали долговое рабство с целью:
а) перехода к рыночной экономике;
б) обеспечения поступлений налоговых сборов в казну;
в) допустить разрушения основ натурального хозяйства.
7. В соответствии с воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги это:
а) бесполезный товар; б) результат соглашения между людьми; в) стихийно возникший товар.
8. Автором термина "политическая экономия" является:
а) Аристотель; б) Ф. Аквинский; в) А. Монкретьен; г) А. Смит; д) К. Маркс.
9. Конфуцианство призывало государей управлять народом при помощи:
а) законов; б) наказаний; в) добродетели.
10.Источником экономической мысли средневековья в России является:
а) "Слово о полку Игореве"; б) "Русская правда"; в) Домострой.
Индивидуальные задания по карточкам.
Карточка № 1.
- Чем философия эпохи средневековья отличается от философии античности?
- В чем особенности моделей государства в трудах Платона и Аристотеля? Раскройте сущность аристотелевской концепции об экономике и хрематистике.
Карточка № 2.
- Каковы различия между философскими направлениям средневековой философии: патристикой и схоластикой?
- Сравните тpaктовки основных категорий в периоды раннего и позднего канонизма.
Задания, выводимые на экран.
1. :.. - хаpaктерная черта философии Средневековья, признание единственным источником познания Бога.
2. Смысл жизни в счастье, а счастье - это служение Богу. Так считал :..
3. Одно из направлений схоластической философии, утверждавшее реально существующими только единичные вещи, а не общие универсалии, называется :..
4. Предметом истории экономической мысли является изучение :.. и (изучение исторического процесса, возникновения, развития и смены экономических концепций).
5. Выразителем экономической мысли древнего мира стремились идеализировать и навсегда сохранить:. (рабовладение и натуральное хозяйство).
6. Источником экономической мысли средневековья является:
- в Западной Европе:. (Августина и Фомы Аквинского)
- в арабских странах:.(Коран и учение Ибн-Хальдуна).
Презентация.
Приложение.
Задание для работы на доске.
Совместить названия произведений и их авторов.
Экономические произведения | Авторы | Философские произведения |
"О домашнем хозяйстве" | Ксенофонт | "О благе едином" |
"Государство" | Платон | "Пир" |
"Политика" | Аристотель | "Логика" |
"О граде Божьем" | А. Блаженный | "Исповедь" |
"Сумма теологии" | Ф. Аквинский | "Сумма против язычников" |
Фронтальный опрос.
1 подгруппа
- Назовите основную черту философии эпохи средневековья? Поясните ее значение.
- В чем отличия философии средневековья от философии античного мира?
- Дайте хаpaктеристику патристике.
- Кто впервые ввел термин "экономика"?
- Кто из философов рассматривал вопросы экономико-государственного устройства?
- На какие виды делил Аристотель всю хозяйственную деятельностью?
2 подгруппа
- Что означает понятие теоцентризм? Приведите примеры.
- Какая форма мировоззрения преобладала в эпоху средневековья? Докажите.
- Дайте хаpaктеристику схоластике.
- В чем состоит научное достижение Ибн-Хальдуна?
- Каковы положения Ибн-Хальдуна об источнике дохода общества?
- Как рассматривал Ибн-Хальдун проблемы ценообразования?
Составление Синквейна.
- Средневековье.
Задания для закрепления
Работа с понятиями:
1. Принцип мировоззрения эпохи Возрождения, признание человека высшей ценностью называется:.
2. Идея растворенности Бога в природе:
3. :. - это общественное движение Западной и Центральной Европы, направленное на борьбу за переустройство церкви.
4. Меркантилизм - это экономическое учение и тип экономической политики, представители которого считали, что:. (богатство государства создается в сфере обращения и состоит из золота и серебра).
5. Меркантилизм в своем развитии прошел два этапа::.
6. Меркантилизм выражал интересы:.. (крупных торговых монополий).
Заполнение схемы:
Средневековье: Возрождение: Новое время:
- Бог и мораль, Бог и человек, искусство, человек и наука.
3. Составление Синквейна.
- Возрождение.
Сравнительная хаpaктеристика эпох Средневековья и Возрождения.
№ | Отличительные черты | Средневековье | Возрождение |
1. | Труд | ||
2. | Деньги | ||
3. | Цена | ||
4. | Хаpaктерная черта | ||
4. | Отношение к человеку | ||
5. | Отношение к религии | ||
6. | Отношение к науке | ||
7. | Вопросы общества и государства | ||
8. | Отношение к красоте. |
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
18 03 2024 12:54:44
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
17 03 2024 1:58:34
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
16 03 2024 2:57:28
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
15 03 2024 7:57:53
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
14 03 2024 16:13:58
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
13 03 2024 19:29:39
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
12 03 2024 7:25:11
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
11 03 2024 18:28:12
Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
10 03 2024 10:21:22
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
09 03 2024 3:12:24
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
08 03 2024 0:28:44
Итоговый урок по разделу «Московская Русь» для учащихся 10-го класса. Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, самостоятельная работа в группах с историческими документами. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Для лучшего восприятия материала программа сопровождается слайдами PowerPoint. ...
07 03 2024 16:24:28
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
06 03 2024 23:50:10
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
05 03 2024 20:39:23
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
04 03 2024 16:33:27
На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....
03 03 2024 11:40:28
Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума. ...
02 03 2024 21:42:58
Настольная интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов разработана в целях лучшего усвоения и запоминания учебного материала. За основу взята настольная игра «Русское лото», однако здесь большую роль играют не цифры, а знания истории по различным направлениям. Игра дает возможность быстро и непринужденно запоминать различные географические названия, определения терминов и понятий, имена исторических деятелей, даты, события, названия мифических героев. Детям очень нравятся эти игры....
01 03 2024 9:32:34
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
29 02 2024 18:17:42
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
28 02 2024 19:20:18
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
27 02 2024 17:30:27
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
26 02 2024 0:46:17
Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....
25 02 2024 1:53:58
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
24 02 2024 7:29:18
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
23 02 2024 14:14:16
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов. После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники. ...
22 02 2024 6:10:20
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
21 02 2024 7:41:50
20 02 2024 12:52:41
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
19 02 2024 19:41:16
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны. ...
18 02 2024 8:25:16
Урок знакомит со своеобразием архитектурных стилей, господствовавших в Западной Европе в XI–XIII веках. У учащихся формируются навыки работы с иллюстративным материалом, умения сравнивать и выделять особенное, давать хаpaктеристику архитектурных стилей....
17 02 2024 16:56:24
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
16 02 2024 19:41:31
Программа создана для детей, интересующихся исторической реконструкцией памятников материальной культуры человечества — от Древнего Египта до Древнего Рима. В программе предусмотрено воссоздание предметов быта и одежды, изготовление макетов зданий, моделей кораблей, глиняных табличек, каллиграфии на шелке и т.д.; используются инновационные методы воспитания и обучения. ...
15 02 2024 4:10:58
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
14 02 2024 14:40:42
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания. ...
13 02 2024 10:19:10
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
12 02 2024 9:27:42
На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на пpaктике в ходе игры, при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс. Перед учителем стоит проблема, как увлечь учащихся чтением. Дополнительная литература предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала....
11 02 2024 17:40:42
Урок позволяет сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века, показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве. ...
10 02 2024 15:32:59
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
09 02 2024 7:26:45
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
08 02 2024 13:34:15
Цель урока: сформировать представление об эволюции народнического движения в России во второй половине XIX века. В ходе занятия проводится пpaктическая работа в группах. В конце урока делаются выводы о деятельности организации народников....
07 02 2024 11:52:29
На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....
06 02 2024 22:29:33
Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....
05 02 2024 15:20:10
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
04 02 2024 10:12:20
Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....
03 02 2024 11:55:53
Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....
02 02 2024 11:46:33
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта. На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка. ...
01 02 2024 6:32:45
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
31 01 2024 14:17:28
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
30 01 2024 15:54:57
Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
29 01 2024 13:42:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::