Урок по истории.11-й класс. "Русская культура конца XIX - начала XX века" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок по истории.11-й класс. "Русская культура конца XIX - начала XX века"


    Урок по истории.11-й класс. "Русская культура конца XIX - начала XX века"

Цели урока: сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена «Серебряного века». Показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве, способствовать воспитанию у школьников чувства прекрасного; нравственных, эстетических качеств.

Вид урока: презентация.

Оборудование: видео и DVD фильмы, альбомы по искусству, пластинки с записями Качалова, портреты деятелей искусства и науки того времени.

Основные понятия: декаданс, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

План подготовки и проведения урока:

Этапы работы Cодержание Деятельность учащихся Деятельность учителя

Подготовительный

Определение темы, цели, задачи.

Обсуждают предмет с учителем и получают необходимую информацию, устанавливают цели.

Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

Планирование.

Определение источников информации.

Определение способов сбора и анализа информации.

Выстраивание проблематики темы:

Духовное состояние русского общества: утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров,

Русская философия в поисках нового идеала,

Литература: новые поэтические течения,

Особенности русской живописной школы н.20 в.

Музыка: отличие художественных традиций 19 и 20 в.

Планирование презентации

Выpaбатывают план действий, формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Реализация.

Учащиеся посещают библиотеки, знакомятся с научными статьями, справочным материалом, посещают Амурский театр драмы «Вишнёвый сад», слушают стихи поэтов Серебряного века в исполнении артистов театра, слушают грамзаписи Качалова, Шаляпина и т.д.

Решение промежуточных задач, накопление материала.

Руководит деятельностью, наблюдает, советует.

Результаты и выводы

Анализ информации: на данном этапе учащиеся сталкиваются с проблемой «духовный кризис или духовный подъём». Учащиеся в ходе презентации намереваются отстаивать свою точку зрения.

Анализируют информацию.

Наблюдает, советует.

Представление.

Презентация с элементами дискуссии.

Отчитываются, обсуждают результаты

Учитель истории - ведущий - слушает, задаёт вопросы.

Учителя литературы, музыки, МХК, ИЗО входят в состав групп в качестве рядовых участников.

Оценка результатов в целом.

Обсуждение.

Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения результатов деятельности.

Оценивает усилия учащихся, качество использования источников, качество отчёта.

Ход урока: ученики сидят полукругом лицом друг к другу.

Оформление: серебряный век русской культуры: духовный кризис или духовный подъём?

Каждый день по ложке керосина
Пьём отраву тусклых мелочей…
Под разврат бессмысленных речей
Человек тупеет как скотина.
С.Чёрный

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее увековечить
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся воплотить
А.Блок

В те годы дальние, глухие в сердцах царили сон и мгла.
Победоносцев над Россией простёр совиные крыла.
…И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…

Учитель истории: «Минувшее проходит предо мною. Грядущее проходит предо мною. На грани двух столетий. На переломе двух миров», - сказал А.С.Пушкин словами своего героя Пимена.

Закончился 19 век и начинался век 20. Несколько десятков лет по их хронологической длительности время не такое уж большое. Историк привык иметь дело со столетиями, с тысячелетиями. Но исторически весомо не число лет или десятилетий, а значение свершившихся в это время событий.

Называет тему урока и ставит задачу: Почему Серебряный век? Ведь этот период полон неясностей, противоречий, исканий? Обращается к эпиграфу. Два поэта, живущие в один и тот же исторический отрезок времени. Откуда такая разница в ощущении жизни? И наша задача сложнее, чем кажется на первый взгляд. Не просто ответить на вопрос «почему Серебряный век? Мы должны поговорить о состоянии российского общества, которое отражено кризисом или духовным подъёмом.

Давайте вспомним, каким был мир в начале 20 века. Попробуем дать оценку эпохе.

Содержание выступления первой группы: Неравномерность исторического развития. Технический прогресс. Нарастание противоречий. Назревание мировой войны.

Учитель истории: начало 20 века – переломное время в жизни России. В политической, экономической, а, следовательно, и в духовной жизни. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности.

Содержание выступления второй группы: какие настроения господствовали в российском обществе того периода? Растерянность, тревожное чувство – надвигающаяся война. Нарушение гармонии между человеком и природой. Стандартизация. Рационализм. Индивидуализм. Секуляризация сознания. Процесс переосмысления проблем человечества затронули философию, науку, литературу, искусство. Вступление России в новую эпоху сопровождались поисками идеологии, способной не только объяснить происходящие перемены, но и наметить перспективы развития страны. Наиболее популярной философией был марксизм (что такое марксизм? Почему в России он имел благодатную почву? – Россия- «догоняющая» страна, бурное развитие капитализма – резкие противоречия. Идеи равенства импонируют русскому хаpaктеру, склонному к мессианству).

Учитель истории: Однако после революции 1905 года часть русской интеллигенции разочаровалась в марксизме, в признании первенства материальной жизни над духовной. В 1909 году вышел сборник статей «Вехи», подготовленный известными философами Бердяевым, Струве, Франком, Булгаковым. Авторы предъявили жестокий счёт русской интеллигенции, обвинив её в приверженности устаревшим философским учениям 19 века, в нигилизме, низком правосознании, в отрыве от народа, в забвении русской истории. Вот эти черты, по мнению авторов «Вех», поставили страну на грань национальной катастрофы (революции). Поэтому они считали, что преобразования в стране нужно начинать с выработки новых религиозно-нравственных идеалов. Что своеобразие духовной жизни России ведёт к самобытному историческому пути России. Наиболее выпукло хаpaктер русского общества н.20 века отразился в русской художественной культуре Серебряного века.

Итак, литература.

Содержание выступления третьей группы: на перевале времён, предчувствие великого слома ощущалось буквально во всём, русская культура расцвела. Этот короткий, как всякое цветение, отрезок эпох с начала 1890-х годов до середины 1910-х принято называть Серебряным веком. Это звучное название родилось по аналогии с популярным определением «Золотой век русской литературы» (почему «Золотой» Главные темы – гражданственность, свободолюбие, патриотизм, грандиозность, актуальность).

Учитель литературы: Но пушкинская гармония недостижима. Стремительно менялись теории, имена, направления. «Серебряный век» объединил самых разных поэтов, художников, артистов, музыкантов, философов в попытке найти некий новый сплав творчества и жизни.

Содержание выступления третьей группы: Именно в культуре виделось спасение мира, сотрясаемого техническими новациями и социальными взрывами. Кризис в стране отразился в многообразии литературных направлений. Зачинателями стали поэты – символисты (определение, содержание, происхождение). Первоначально символизм принял форму декаданса (определение, содержание, происхождение). Использовали цветовую символику: чёрный – траур, cмepть. Синий – уединение, печаль, магическое значение. Жёлтый – предательство, измена. Серый – пыль, цвет налёта.

Поэты – символисты (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов) Бальмонт, Гиппиус, Сологуб, Белый, Блок.

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее увековечить
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся воплотить
Пусть дышит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне.

Быть может юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне6
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - добра и света.
Он весь – свободы торжество.
А.Блок.

Стихотворение «О доблести, о подвиге, о славе»

(Грамзапись В.И.Качалов, актёр русского театра, н.20 в. несравненный голос артиста).

Беседа: стихи с мыслями о России, о своей великой крёстной муке перед ней. Об одиночестве, горечи разлук, о потерянном счастье. Слова-символы. Как они связаны с основной мыслью стихотворения.

Поэты уходят из жизни, но остаётся бесценный дар – их стихи. Блок умел жить грядущим, умел узнавать приметы будущего в окружающем и поэтому опережал время.

Оппонентами символистам выступали акмеисты (определение, содержание, происхождение). Поэты-акмеисты: Гумилёв, Maндельштам, Городецкий, Ахматова. (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов)

Рассказ о творчестве А.Ахматовой. (или другом поэте данного направления).Её поэзия вернулась к нам сегодня во всей первозданной чистоте и незамутнённой светлой цельности.

Стихотворение «Ты всегда таинственный и нежный».

Беседа: стихи о земных радостях и печалях. При помощи каких средств автор выражает любовь?

Футуризм (определение, содержание, происхождение). Их стихи отличались повышенным вниманием к форме стихосложения; язык документа, плаката, афиши. Северянин, Хлебников, Маяковский. (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов).

Были поэты вне групп, Бунин, Саша Чёрный, Кузьмин, Цветаева.

Рассказ о творчестве М.Цветаевой (или другом поэте данного направления).

Кто создан из камня, кто создан из глины,
И я – серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я – бренная пена морская. (и другие стихи)

Стихи М.Цветаевой современны, популярны. Их читают, их поют. Аудиозапись А.Пугачёвой «Уж сколько их упало в эту бездну».

Итог блока литературы: Всех поэтов Серебряного времени связывает одно: они писали о своей любимой, прекрасной Родине с её сложностями. Они проложили тропу к современной литературе. И все поэты- наши современники обращаются к их творчеству.

Учитель истории: Эта «новая красота», эти поиски новой формы нашли своё отражение в живописи к.19 – н.20 века. Каковы же особенности русской живописной школы «Серебряного века»?

Учитель ИЗО: Символизм как явление был хаpaктерен и для России н.20.в. Крупнейшие среди них - Врубель, Петров-Водкин.

Содержание выступления четвёртой группы:

Рассказ о творчестве М.А. Врубеле (демонстрация репродукций «Демон сидящий», «Демон поверженный»). Особенность изображения, манера художника – резкий, ломающий штрих, пересекающиеся грани, эмоциональные цветосочетания. Врубель в символической форме выдвигает образ героя-бунтаря, отверженного пророка.

В этом же направлении творчество К.Петрова-Водкина (рассказ о творчестве). Репродукция «Купание красного коня». Беседа. Предполагаемые символы: красный цвет – надвигающаяся революция, цвет жизни, борьбы).

Рассказ и фрагмент видеофильма о творчестве Шагала. Приёмы кубизма, техника народного лубка. «Я и деревня».

Наряду с этим возникает новое течение – абстpaкционизм (определение, содержание, происхождение), который нашёл наибольшее отражение в творчестве Кандинского. Фрагмент видеофильма.

Учитель ИЗО: Анализируя творчество художников данного периода, скажите, это творческий кризис или творческий подъём?

Учитель истории: Мы говорим о поэзии в литературе, о созвучности в живописи. Теперь обратимся к поэзии звуков и попытаемся определить , были ли у русских композиторов к.19 – н.20 века такие же творческие искания и трудности, какие мы увидели в живописи и поэзии.

Содержание выступления пятой группы и учителя музыки:

Что принёс в музыку 20 век? Фрагменты произведений. Беседа: назовите имена композиторов 19 века. Какое общее название применяют к ним. Какие произведения мы называем классическими. Что хаpaктерно для творчества композиторов к.19 века. Что принёс в музыку 20 век. Все те же течения, которые вы называли в литературе. Это были разные направления, часто вступающие в противоречие друг с другом.

Учитель истории:

Исторический парадокс состоит в том, что свобода и многоцветье художественной жизни тех лет служат одновременно и подтверждением силы российской культуры, и подтверждением слабости искажённого сознания части образованного российского общества. В тех конкретных социально-психологических условиях культура не могла поддерживать общественное равновесие, но не она в этом виновата. Она оставила такие шедевры, которыми мир восхищается сегодня. Этот социокультурный феномен вошёл в историю под названием «Серебряного века» русской культуры.


Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей


    Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

      Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....

06 07 2022 22:44:26

Обобщающий урок истории в 10-м классе. Тема: "Россия в XVII веке"


    Обобщающий урок истории в 10-м классе. Тема: "Россия в XVII веке"

      Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....

05 07 2022 19:26:35

Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"


    Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"

      Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....

04 07 2022 17:40:17

Урок истории по теме «Борьба Руси с западными завоевателями». 6-й класс


    Урок истории по теме «Борьба Руси с западными завоевателями». 6-й класс

      Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....

03 07 2022 22:50:19

Конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"


    Конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

      Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....

02 07 2022 14:43:23

Урок повторения в форме викторины для учащихся 7-го класса по теме "Освоение Сибири"


    Урок повторения в форме викторины для учащихся 7-го класса по теме "Освоение Сибири"

      Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения. ...

01 07 2022 21:23:42

Внеклассное мероприятие в форме виртуальной экскурсии по Эрмитажу. Тема: "Келья" шедевров"


    Внеклассное мероприятие в форме виртуальной экскурсии по Эрмитажу. Тема: "Келья" шедевров"

      Для формирования личности ребенка очень важна культурологическая составляющая его развития. Рационально увеличение времени изучения культурного наследия за счет внеурочной деятельности. Предлагаемый ресурс знакомит с Эрмитажем – не только музеем, но и удивительным миром, полным чудес; развивает ключевые компетентности учащихся....

30 06 2022 19:31:10

Внеклассное мероприятие по истории


    Внеклассное мероприятие по истории

      Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...

29 06 2022 22:42:30

Урок для класса социально–гуманитарного профиля "Особенности российской цивилизации"


    Урок для класса социально–гуманитарного профиля "Особенности российской цивилизации"

      Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме «Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой «Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе. ...

28 06 2022 15:35:47

ИКТ на уроках истории


    ИКТ на уроках истории

      Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....

27 06 2022 12:48:44

Урок-семинар по истории России. 10-й класс


    Урок-семинар по истории России. 10-й класс

      Открытый урок по теме «История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси....

26 06 2022 10:47:33

Урок обществознания в 6-м классе "Наследие наших предков"


    Урок обществознания в 6-м классе "Наследие наших предков"

      Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....

25 06 2022 4:25:53

Сценарий праздника "День народного единства", посвященного 400-летию со дня освобождения Москвы от польских захватчиков (1612–2012)


    Сценарий праздника "День народного единства", посвященного 400-летию со дня освобождения Москвы от польских захватчиков (1612–2012)

      Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....

24 06 2022 8:31:16

Авторская программа по краеведению "Родная сторона" (10-й класс)


    Авторская программа по краеведению "Родная сторона" (10-й класс)

      Авторская программа по краеведению "Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...

23 06 2022 16:27:45

Урок-дискуссия "Религия в современном мире" (урок по обществознанию)


    Урок-дискуссия "Религия в современном мире" (урок по обществознанию)

      Урок "Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л.Н. Боголюбова "Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....

22 06 2022 1:49:27

Интеллектуальная игра "Морской бой"


    Интеллектуальная игра "Морской бой"

      Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....

21 06 2022 9:42:31

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Человек и война". 9-й класс


    Интегрированный урок (история + литература) по теме "Человек и война". 9-й класс

      Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....

20 06 2022 5:34:38

"Золотые ворота" в Древнюю Русь


    "Золотые ворота" в Древнюю Русь

      Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....

19 06 2022 7:50:35

Открытый урок-презентация по истории. Тема: "Исидор Барахов — выдающийся политический деятель, руководитель, ученый-экономист"


    Открытый урок-презентация по истории. Тема: "Исидор Барахов — выдающийся политический деятель, руководитель, ученый-экономист"

      Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края. ...

18 06 2022 5:16:26

Терминология и история


    Терминология и история

      Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....

17 06 2022 8:32:43

Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"


    Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"

      На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....

16 06 2022 4:40:42

Россия в дореформенное время. Обобщающий урок, 8-й класс


    Россия в дореформенное время. Обобщающий урок, 8-й класс

      Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления. ...

15 06 2022 12:33:55

Урок истории России в 8-м классе на тему "Внутренняя политика Александра III"


    Урок истории России в 8-м классе на тему "Внутренняя политика Александра III"

      Урок истории комбинированного типа c элементами викторины на этапе повторения. На данном уроке уделено внимание формированию умения составления хаpaктеристики исторического деятеля по предложенному плану, определению сущности внутренней политики Александра III. ...

14 06 2022 16:42:28

Конкурс для 4–5-го классов "Ратная слава томичей"


    Конкурс для 4–5-го классов "Ратная слава томичей"

      Главная цель данного урока — воспитание у учащихся патриотизма, уважения к военному прошлому страны, города Томска и края, в котором живут дети, приобщение к краеведческой деятельности. ...

13 06 2022 15:31:10

Гражданское образование, граждане и социальные процессы


    Гражданское образование, граждане и социальные процессы

      Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....

12 06 2022 3:43:21

Повторительно–обобщающий урок в 11-м классе по теме "Вторая мировая войн 1939–1945 гг."


    Повторительно–обобщающий урок в 11-м классе по теме "Вторая мировая войн 1939–1945 гг."

      Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого. ...

11 06 2022 3:52:41

Технология развивающего обучения на уроках истории в 9-м классе по теме "Мир, расколотый надвое: 1945—1953 гг."


    Технология развивающего обучения на уроках истории в 9-м классе по теме "Мир, расколотый надвое: 1945—1953 гг."

      Урок знакомит учащихся с внешней политикой СССР в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами. ...

10 06 2022 15:34:33

Открытый урок в 10-м классе "Русь во времена Владимира Святославича. Принятие христианства"


    Открытый урок в 10-м классе "Русь во времена Владимира Святославича. Принятие христианства"

      Урок относится к теме "Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой "Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....

09 06 2022 20:55:16

Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"


    Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"

      Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....

08 06 2022 23:19:36

Урок истории "Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США"


    Урок истории "Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США"

      Урок изучения нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации PowerPoint. Цель урока – раскрыть проблему модернизации на конкретном материале, рассмотреть и проанализировать различные модели развития "центра" и "периферии"....

07 06 2022 0:35:39

Урок истории по теме: "Путь Ивана IV в управлении централизованным государством"


    Урок истории по теме: "Путь Ивана IV в управлении централизованным государством"

      Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....

06 06 2022 5:11:12

Урок-игра "Государственные символы России"


    Урок-игра "Государственные символы России"

      Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....

05 06 2022 7:50:41

Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"


    Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"

      Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....

04 06 2022 23:58:41

Пpaктикум и его роль на уроках обществознания


    Пpaктикум и его роль на уроках обществознания

      В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....

03 06 2022 2:25:54

Рабство как социальное явление


    Рабство как социальное явление

      Интегрированное занятие по новой истории и английскому языку. Форма проведения урока – воображаемая пресс-конференция, на которой рассматриваются вопросы от основания первых английских колоний на территории Северной Америки до окончания Гражданской войны середины XIX века. Одним из ключевых вопросов является плантационное рабство....

02 06 2022 23:25:19

Послевоенная Европа на страницах газет


    Послевоенная Европа на страницах газет

      Урок-презентация изучает тему «Страны Западной Европы: послевоенное устройство» курса зарубежной новейшей истории в 9-м классе. Цель урока: предъявить результаты работы групп над проектом, оценить их по определенным критериям, проанализировать этапы работы, подвести итоги. Кроме конспекта урока, статья содержит серию приложений с паспортом проекта, рабочими листами групп, презентацией....

01 06 2022 11:37:38

Урок обществознания по теме "Мораль"


    Урок обществознания по теме "Мораль"

      Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....

31 05 2022 9:37:49

Музыкально-литературная композиция "Земля, я болен твоей болью, я ранен раною твоей!"


    Музыкально-литературная композиция "Земля, я болен твоей болью, я ранен раною твоей!"

      Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....

30 05 2022 20:37:21

Урок-исследование "Начало Отечественной войны 1812 года"


    Урок-исследование "Начало Отечественной войны 1812 года"

      Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....

29 05 2022 5:46:16

Методическая разработка по теме «Олимпийские игры в древности». 5-й класс


    Методическая разработка по теме «Олимпийские игры в древности». 5-й класс

      Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....

28 05 2022 16:41:33

Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся


    Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся

      Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....

27 05 2022 1:40:50

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Репрессии на Севере". 11-й класс


    Интегрированный урок (история + литература) по теме "Репрессии на Севере". 11-й класс

      Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....

26 05 2022 21:54:26

Формирование информационно-коммуникативных умений на уроках истории


    Формирование информационно-коммуникативных умений на уроках истории

      В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления "Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста....

25 05 2022 23:26:18

Урок обществоведения в 9-м классе на тему "Голосование, выборы, референдум"


    Урок обществоведения в 9-м классе на тему "Голосование, выборы, референдум"

      На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах....

24 05 2022 17:31:55

Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме "Появление искусства и религиозных верований"


    Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме "Появление искусства и религиозных верований"

      Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей. ...

23 05 2022 9:15:11

Конкурс знатоков-пушкинистов


    Конкурс знатоков-пушкинистов

      Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса. ...

22 05 2022 8:32:43

Историческая викторина по теме "Мир в начале Нового времени" для 7-х классов


    Историческая викторина по теме "Мир в начале Нового времени" для 7-х классов

      Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....

21 05 2022 22:59:32

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 г. 8-й класс


    Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 г. 8-й класс

      Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....

20 05 2022 15:34:30

Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"


    Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"

      Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет. ...

19 05 2022 10:51:41

Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"


    Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"

      Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....

18 05 2022 5:56:21

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::