Урок по истории для предпрофиля по теме "Неизвестное об известных. Из истории жизни семьи Ксении Николаевны Боратынской"
Форма урока: Экскурсия по историческим местам.
Данный материал собран учащимися 9 класса в курсе предпрофильной подготовки. Данный урок явился итоговым в форме зачетной работы. Элективный курс связан с изучением основ профессии экскурсовода. Данный курс позволил учащимся:
- поработать с имеющимися документами музея Е.А.Боратынского в г.Казани;
- собрать материал из имеющейся литературы по вопросам исторического краеведения, связанными с историей жизни и деятельности известных людей , живших на территории нашего села ;
- познать основы исследовательской работы ;
- составить обзор литературы;
- собрать материал в форме экскурсии;
- провести экскурсию по историческим местам, связанными с известными людьми;
- познакомиться с профессией экскурсовода;
- приобрести навыки оформительской деятельности;
- приобрести умения ораторского искусства.
(Учащиеся использовали знания истории, литературы, русского языка, истории Татарстана: национально-региональный компонент, обществознанию, географии. Курс является интегрированным.)
1. Здравствуйте! Мы вновь приглашаем вас посетить наши удивительные исторические места , связанные с историей династии Боратынских.
Меня зовут Ксения. Нашего водителя зовут Юрий. Сегодня мы хотим приоткрыть вам неизвестные страницы из жизни семьи Ксении Николаевны Боратынской – внучки знаменитого поэта Евгения Абрамовича Боратынского и совершим экскурсию в деревню Шушары, где располагалось имение Боратынских. Путь наш составит 3 километра. Мы выедем из деревни Чернышевка и доедем до деревни Шушары. И далее пройдемся пешком по историческим местам , связанными с жизнью, деятельностью, отдыхом, досугом члeнов семьи Боратынских. Затем мы вновь вернемся в деревню Чернышевка. Продолжительность нашей экскурсии составит 85 минут. Пройдемте пожалуйста в автобус.
2. Сейчас мы выезжаем из деревни Чернышевка в деревню Шушары. Примечательно, что 2008 год объявлен Указом Президента Республики Татарстан Годом семьи.
Действительно, семья – это главное достижение человеческого общества.
В 2007 году впервые были напечатаны воспоминания внучки Евгения Абрамовича Боратынского – Ксении Николаевны Боратынской, где она приоткрыла тайные страницы из жизни ее семьи.
И сегодня мы хотим рассказать о семье Николая Евгеньевича Боратынского (младшего сына поэта Евгения Боратынского) и его жены Ольги Александровны Боратынской (в девичестве Казембек).
Главным качеством их семьи было:- привлекать к себе сердца людей.
Изучая страницы жизни семьи Боратынских сотрудник Мурановского музея г. Москвы Светлана Андреевна Долгопoлoва говорит , что «… их семья была школой любви. Действительно, сколько оттенков любви существовало в этой семье! Любовь супругов друг к другу, любовь родителей к детям, любовь детей к родителям , любовь члeнов семьи к родственникам , друзьям, знакомым, любовь к другим людям, к России , Богу…».
3. Ныне живет 8-е поколение династии Боратынских.
Образ их родового и духовного единства дан в стихотворении Ольги Александровны Ильиной-правнучки поэта Евгения Боратынского:
Отца и дедов портреты
В сердце, как звездный свет:
Отец мой и дед – поэты,
И прадед – большой поэт.
В одно сливаемся все мы,
Общей мечтой близки,
Строфы одной поэмы,
Воды одной реки.
Такие стихи становились неотъемлимой частью культурной жизни многих образованных семейств. Это:
- утешения;
- душевная поддержка старших;
- поздравления с днем рождения.
Эти стихи назывались «поэзией домашнего круга» , которые точно отражали реалии своего времени.
4. В семье Николая Евгеньевича и Ольги Александровны было четверо детей: Ольга, Александр, Екатерина, Ксения.
Однако еще было четверо детей умерших в младенчестве. В селе Каймары (бывшем имении Боратынских) находятся 4 памятника на детских могилках. Здесь захоронены три брата и одна сестра Ксении Боратынской .
5. Отец Николай Евгеньевич Боратынский был младшим сыном поэта Евгения Абрамовича Боратынского.
Николая Евгеньевича все боялись, он был очень строгим человеком , особенно с сыном Сашей, желая выковать из него порядочного человека и достойного гражданина – дворянина.
Однажды Николай Евгеньевич заподозрил сына в участии в какой-то непорядочной истории и написал ему письмо. Саша пишет дерзкое письмо. Папа, открыв письмо, воскликнул: «Вот это ответ!» «Теперь мы действительно можем гордиться нашим сыном».
Николай Евгеньевич одеваться не любил. Любил работать и работал очень много.
Свою семью отец ставил очень высоко. Огромную любовь проявлял к своим детям. Он тоже писал стихи. Одно из них посвятил дочери Ольге:
Разумно сдержанная нега
Твой детский возраст бережет
И пред тобой, белее снега,
Хоругвь священную несет
К конечной цели, к лику Бога,
Бесценной матери рука –
И трудная другим дорога
За ней легка и широка!
Николай Евгеньевич издал сборник стихов «Друзьям на память», которые тоже являлись «поэзией домашнего круга».
В журнале «Русский архив» есть сведения о Николае Евгеньевиче, что «он с неусыпной энергией и последовательностью доводил свои дела до желаемых результатов».
Журнал «Гражданин» в 1892 году называл Николая Евгеньевича Боратынского как «носителя всех лучших старинных преданий дворянства во всей их чистоте, и такой же чистый культ как служения его идее». «Этой идее он посвятил всю свою жизнь, не признавая иного места службы, как деревню – и служил двояко: примером собственной жизни, посвященный блюдению всех заветов дворянской любви к Богу, к царю и к народу, и затем всецелым отданием себя на пользу и на помощь ближнему. Оттого имя Н. Е. Боратынского стало в Казанской губернии известно не только между дворянством, но и во всех сословиях, как синоним главнейших доблестей дворянства, чести, правды и добра, и имя его стало славным и благословенным».
В воспоминаниях Ксении отец всегда говорил , что у каждого крестьянина в деревне должны быть участки земли, которые должны передаваться по наследству сыновьям. Об этом он издал много брошюр.
Живя в Шушарах, часто давал в долг крестьянам. Бывало , что прощал им долги.
В 1898 году Николай Евгеньевич умирает. Его отпевали в Каймарской церкви. Еще задолго он собирался построить часовню и церковь для крестьян на Мельнице в Шушарах . 30 сентября 1899 года в Шушарах была открыта церковь . Она была освещена протоиреем Маловым.
6. О своей матери Ольге Александровне Ксения Николаевна Боратынская вспоминала с особой любовью: «Вечерами она надевала гранатовое бархатное платье со шлейфом, волосы красиво закалывала».
Наступал апрель и семья вновь из Казани приезжала в Шушары.
Мать Ксении тоже писала стихи, которые являлись «поэзией домашнего круга». Впоследствии она тоже издала книгу, которая называлась «Из гнезда».
Маленькая Ксения вспоминает, что за домом была площадка, с которой спускалась большая каменная лестница, а снизу поднимались очень старые высокие березы, которые обступали дом и составляли парк. Дальше длинная березовая аллея вела к реке Казанка.
Воспитательные моменты в памяти Ксении оставались такими: «… мама опять долго и ласково говорила о том, как плохо делать что-нибудь потихоньку, обманывать её; и я засыпала, захлебываясь от слез и от горячей любви к маме. Почти каждый вечер перед сном мама или что-нибудь рассказывала, или пела песенки. Она считала, что это лучший момент для воспитательного воздействия на ребенка». Ольга Александровна пела на русском о французском языках.
Шушарский дом предстает в воспоминаниях маленькой Ксении как уютное семейное гнездышко. В комнате весит картина Левитана. По вечерам чай для взрослых. Детей на вечерний чай не оставляли.
Особо запомнились праздники и их подготовка. А подготовка в доме Боратынских шла с особым усердием, где каждый члeн семьи играл важную роль.
В Новый год родители приносили детям лаковые картинки, которые оставили в памяти маленькой Ксении неизгладимые впечатления.
На Сочельник готовили индейку с каштанами и шампанское.
И здесь был особый ритуал: каждый брал в рот маленький кусочек кусок индейки, и при бое курантов в 12 часов должен был его проглотить – это для того, чтоб весь год быть сытым.
С боем курантов каждый писал молитвы или желания на листочке, заворачивали и проглатывали, загадывая желания.
Сначала поздравляли маму и папу, потом друг друга.
«Мамино слово было для нас законом»- писала Ксения Николаевна. И поэтому первую подаренную куклу с фарфоровым лицом назвала Оля, и первую дочь назвала Оля в честь мамы.
Часто в доме проводились балы. И сестры готовились к балу.
Приглашали портных, в доме стучали швейные машинки. Особо наводили прически . А это делали так: волосы мочили квасом , затем туго плели косы. А потом гладили утюгом.
При подготовке к вечерам и балам перестраивали мебель в доме, в столовой раздвигали столы, гостиную украшали цветами, чистили до блеска паркетный пол. Для благовония ходили по дому с горячими кирпичами, которые были политы духами. На вазы раскладывались конфеты и фрукты. Ольга Александровна для детей вырезала городки – календарь. Она всегда замечательно умела создавать настроения соответственные дню.
В марте проходила крестопоклонная неделя. И мама обучала церковным песням. Пела их вместе с дочерями.
Тринадцатилетняя Ксения вспоминает правила мамы: «… никогда не пропускать без внимания ни единого проступка детей, а реагировать на них в зависимости от момента: или строгости, или убеждением, но всегда довести до сознания и до признания своей неправды».
По утрам Ольга Александровна часто занималась французским языком.
А по вечерам она собирала в гостиной всех вокруг стола: читали вслух произведения, играли в игры. Когда приходили гости танцевали и разгадывали шарады.
8 сентября в Шушарах отмечали престольный праздник. Перед домом на лужайке водили хороводы. А затем все шли в церковь в село Усады.
Ольга Александровна всецело отдавалась театру. Для этого она писала пьесы на французском языке. Театры были постоянным зрелищем в Шушарах. Известны ее пьесы «Инкогнито» и «Вышивка графини».
7. Самые приятные, незабываемые детские впечатления были связаны с Шушарами, с летним и зимним домом.
В деревне Шушары находилась мельница, которая являлась хозяйственным центром именья. Далее омут, мост, платина, мельничные амбары.
На берегу реки Казанка были построены дачи, которые на лето сдавались и служили частью дохода Часто дачи сдавались институту благородных дeвиц и другим людям.. За мельницей находился сосновый бор. На западе от Шушар располагались луга, поля и холмы.
Дорога от Шушар до мельницы шла сначала полем через мостик, затем подходила к речушке и убегала в лесок.
На зиму дом в Шушарах закрывался. А дом действительно был большой: у каждой комнаты был свой хаpaктер, оттенок, запах.
Например:
- гостиная с балконом, выходящая в сад. В ней находятся копии картин к поэме деда Боратынского «Цыганка» («Наложница»).
- в столовой весит портрет молодого человека. Особенность этой картины в том, что молодой человек как будто следил глазами за всеми кто находился в гостиной. .
Утро по-особому было необыкновенным. Слышатся соловьиное пение, лягушачьи концерты, запах сирени, писк грачат. «Но этот писк так тесно связан с Шушарами, весной и юностью, что радуешься ему не меньше чем соловьиному пению».
О, эта природа: её звуки , весенняя гармония, лазурь неба, яркие тона при закате, грозовые синие тучи.
В Шушарах был открыт кустарный магазин. Его организовала Ольга Александровна . Там продавали изделия крестьянок – шитушек из деревень Шушары, Каймары, Тура, Бимери, Мамонино, Усады. Лучшие работы были из Бимерь и Туры.
8. Брат Саша. Сестра Катя. Сестра Оля.
Центром шушарской жизни были брат и сестра Ксении Саша и Катя . Вокруг них группировалась молодежь.
«…простая и безыскусственная шушарская жизнь...» и там люди делались «… людьми с искренними чувствами и серьезными запросами». «Это отчасти было влияние мамы, отчасти исключительное уменье Саши в каждом выявить все его лучшие человеческие стороны и, сняв с него шкуру его «социальности», сделать из него просто человека».
Но молодежь понимала, что это была помещичья среда. И она состояла из спектаклей , пикников, увлечений и флиpтов.
Здесь в Шушарах среди праздничной жизни «складывались твердые принципы, серьезные взгляды и постоянные чувства».
Да, Саша был душой общества. Он вместе со своей мамой организовывал спектакли, всех призывал слушать музыку, экспромтом сочинял стихи для молодых, легко мог нарисовать виньетки. Талантливый и оживленный вступал в жизнь с ясной, открытой душой и полным запросов и исканий умом. Он был влюблен в жизнь, видел в людях только хорошее, светлое, а всякие недостатки в человеке старался оправдать и извинить.
Посередине двора был построен театр для любительских спектаклей из свежих сосновых бревен. Это был деревенский театр. Обычно 4 июля праздновали день рождения Саши. Окончив школу он поступил и учился в училище Правоведения. Закончив его стал работать учителем гимназии.
В 1908 г., работая в Петербурге, он как-то обратился с прощальной речью к своим воспитанникам: «В вопросах личной жизни, которая поставит вам много трудностей, подчеркните себе одну основную человеческую слабость: человек склонен себя оправдывать и обвинять другого. Это происходит от того, что люди не умеют любить: не научились ставить себя на место другого, не научились жертвовать своими личными интересами». И призывал: «Научитесь любить…»
В молодости Александр потерял жену Надежду Дмитриевну. Его расстреляли 19 сентября 1918 г. Согласно установке Лациса председателя ЧК и военного трибунала прежде всего уничтожали должностные лица из числа бывших дворян. На утро пришла женщина, дружившая с семьей Боратынского, пришла к Лацису попросить тело для погребения. Лацис сказал: «Да, о нем имеются хорошее сведение, тело можно выдать». Александра Николаевича отпевали в день Рождения Богородицы – в деревне Шушары.
9. Ксения Николаевна Боратынская.
Девиз её: «Не угашайте духа!». В её воспоминаниях отражен голос Боратынских:
- истина;
- любовь;
- правда;
- милосердие.
«Не угашайте духа!»
Две жизни есть во мне: одна – жизнь впечатлений,
Жизнь сердца и ума и их хитросплетений.
В ней много суеты, волнений и тревоги,
Так перепyтaны и сбиты все дороги.В ней и любовь царит, иллюзией пленяя,
Любовь болезненно – тревожная – земная.
В ней света и теней так бесконечно много,
Кумиров много в ней, лишь места нет для БогаДругая – духа жизнь. С улыбкой состраданья
Глядит она на все – на радость и страданья.
Великий в ней покой и знанье правды вечной,
В ней связь с вселенною и с жизнью бесконечной.
Свой оптимизм Ксения получила в наследство от отца, а стремление к истине – от матери, в которой отражалась мудрость восточных народов.
В детстве Ксения много болела. Часто были проблемы с сердцем.
В своих воспоминаниях тепло и душевно пишет о нянях. Няни всегда были рядом.
Одна из них Ляля (Александра Васильевна) – крепостная слуга, которую дали в приданое матери Ксении. Ляля была грамотной: читала, ставила пьесы, играла в спектаклях главные роли. Классические драмы знала наизусть. Вторая няня была «Саша-няня» (Прасковья Егоровна). Она была няней брата Саши. Третья няня – Анна Тихоновна. Она больше занималась воспитанием Ксении.
Ксении часто дарили подарки: это были книги с картинками; игрушки, одна из них карета , у которой даже двери открывались!; картонные домики. В один год семья готовилась к Пасхе и отец подарил Ксении 12 томов произведений А.С.Пушкина. Какое было ликование юной Ксении!
Яркими воспоминаниями остались тихие, летние вечера в Шушарах. Ольга Александровна, Катя и Ксения усаживались на ступеньки широкой каменной лестницы, которые спускались на площадку сосновой аллеи с елями. Перед ними открывался удивительный пейзаж: столетние березы, налево - пруд, за ним луга и «тургеневский лесок», из-под часовеньки бил ручей.
А в доме на Мельнице стоял музыкальный ящик , который дeвoчки бегали слушать украдкой, так как это являлось большой ценностью. Еще одной ценностью являлся сахар в доме. Его закрывали на ключ в буфете и выдавали маленькими порциями во время чаепития. Всем кусочки делили поровну.
Когда Ксения подросла, мама подарила ей револьвер. Это был самый памятный подарок в ее жизни. Днем Ксения выходила в лес и тренировалась в стрельбе. Была довольно меткой!
Впоследствии Ксения считалась одной из хорошо образованных барышней своего времени, романтичной и воодушевленной идеями толстовства. Работала учительницей в шушарской школе. Об этом у нас имеется отдельная экскурсия. Позже она вышла замуж за крестьянина. Дожила до 80-ти лет. Но пережила многое: расстрел брата после Октябрьской революции, гибель мужа и племянника в гражданскую войну, расстрел другого племянника в 30-ые годы, крушение всей большой и дружной семьи Боратынских. Но последними словами ее были:
«Не угашайте духа».
10. Сегодня мы с вами узнали некоторые неизвестные страницы из жизни одной из семей Боратынских, которая являлась примером высокой духовной культуры представителей того времени.
Мы выражаем огромную благодарность директору музея Е.А.Боратынского Ирине Васильевне Завьяловой за предоставленные книги, документы, фотографии из фондов музея, а так же за консультацию по вопросам проведения экскурсии.
А теперь пройдемте в автобус. На этом наша экскурсия закончена.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
09 09 2024 4:10:39
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
08 09 2024 0:45:27
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
07 09 2024 8:20:13
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
06 09 2024 22:40:14
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
05 09 2024 3:24:17
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
04 09 2024 9:11:28
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
03 09 2024 18:31:15
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
02 09 2024 12:32:16
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
01 09 2024 12:36:48
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
31 08 2024 8:14:49
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
30 08 2024 11:47:40
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
29 08 2024 7:49:44
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
28 08 2024 2:34:33
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
27 08 2024 17:31:43
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
26 08 2024 6:47:10
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
25 08 2024 12:11:33
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
24 08 2024 10:39:57
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
23 08 2024 19:29:25
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
22 08 2024 5:41:40
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
21 08 2024 18:48:17
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
20 08 2024 6:46:50
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
19 08 2024 18:35:37
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
18 08 2024 16:25:33
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
17 08 2024 12:43:37
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
16 08 2024 23:10:43
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
15 08 2024 22:27:42
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
14 08 2024 20:23:22
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
13 08 2024 2:35:39
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
12 08 2024 23:46:24
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
11 08 2024 22:29:57
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
10 08 2024 5:44:15
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
09 08 2024 10:47:26
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
08 08 2024 20:30:53
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
07 08 2024 7:49:14
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
06 08 2024 0:54:34
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
05 08 2024 23:46:18
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
04 08 2024 1:45:30
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
03 08 2024 17:54:50
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
02 08 2024 23:24:41
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
01 08 2024 17:31:27
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
31 07 2024 8:18:19
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
30 07 2024 14:48:29
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
29 07 2024 9:45:20
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
28 07 2024 1:49:55
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
27 07 2024 20:17:34
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
26 07 2024 9:22:33
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
25 07 2024 18:40:31
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
24 07 2024 2:44:13
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
23 07 2024 5:20:12
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
22 07 2024 9:47:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::