Урок "Новая расстановка сил в мире"
Цели урока:
- Образовательные: проанализировать особенности международных отношений сверхдержав в период "холодной войны".
- Воспитательные: продолжить рассмотрение роли "холодной войны" в процессе развития нашей страны, ее влияние на политический климат в мире.
- Развивающие: продолжить формирование навыков систематизации и обобщения знаний на основе полученной ранее информации и самостоятельной подготовки к уроку.
Учебно-методический комплекс:
- компьютер,
- мультимедиа-проектор,
- презентация "Новая расстановка сил в мире",
- презентации учащихся "Берлинский кризис 1948 г.",
- "Холодная война в Азии",
- "Конфликт вокруг Турции и Гражданская война в Греции",
- карта "Европа после II мировой войны",
- учебник Л.Н. Алексашкина. Новейшая история. XX-нач. XXI в., М.: Мнемозина, 2005.
Ход урока
Опережающее задание.
Обучающиеся заранее делятся на группы и получают задания по подготовке материала по темам: речь У. Черчилля в Фултоне, доктрина Трумэна, план Маршалла, Берлинский кризис 1948 г., "Холодная война" в Азии, Иранский кризис 1945 г., конфликт вокруг Турции и Гражданская война в Греции, установление социализма в странах Восточной Европы.
Вводное слово учителя. Сегодня мы изучаем тему "Новая расстановка сил в мире" (Приложение1. Слайд 1).
План урока. (Приложение1. Слайд 2).
- Большие перемены.
- Двухполюсный мир.
- Основные этапы развязывания "холодной войны".
- речь У. Черчилля в Фултоне;
- доктрина Трумэна;
- план Маршалла;
- Берлинский кризис 1948 г.;
- "холодная война" в Азии;
- Иранский кризис 1945 г.;
- конфликт вокруг Турции и Гражданская война в Греции;
- установление социализма в странах Восточной Европы.
Задание на урок: "Кто виноват в развязывании "холодной войны"? (Приложение1. Слайд 3).
Вопросы для беседы:
- Вспомните, какие изменения произошли в Европе и мире после окончания Первой мировой войны.
- Каковы итоги Второй мировой войны?
- В чем проявился глобальный хаpaктер Первой и Второй мировой войны? (Приложение1. Слайд 4).
Рассказ учителя.
Вторая мировая война привела к многомиллионным жертвам, огромным разрушениям и материальным потерям. Казалось, что те, от кого зависят судьбы людей послевоенного поколения, воспримут уроки войны, и будет сделано все для обеспечения прочного мира. Однако этого не случилось. Человечество оказалось втянутым в новую войну, которую стали называть холодной.
Не найдя общего языка, Советский Союз и страны Запада начали претворять в жизнь свои взгляды на будущий мировой порядок на территориях, которые оказались под их влиянием. Это привело к расколу мира на две системы государств, различающихся по хаpaктеру социального - экономического и общественно-политического развития. "Холодная война" выразилась в противостоянии между двумя державами - СССР и США, и их союзниками за право определять облик мира. На протяжении более 4-х десятилетий она оказывала решающее воздействие на ход мирового развития.
Цель нашего урока - проанализировать этапы развязывания "холодной войны".
Переход от сотрудничества между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции к конфронтации произошел не сразу. 5 марта 1946 года премьер-министр Англии Уинстон Черчилль выступил с речью в Фултоне (выступление 1 группы). (Приложение 1. Слайд 5).
Задание: охаpaктеризуйте СССР с точки зрения западных политиков. Объясните, какие выводы легли в основу политики по отношению к СССР.
- Доктрина Трумэна (выступление 2 группы). (Приложение1. Слайд 6).
- План Маршалла (выступление 3 группы). (Приложение1. Слайд 7).
- Берлинский кризис 1948 г. (выступление 4 группы). (Приложение2).
- "Холодная война" в Азии (выступление 5 группы). (Приложение3).
- Иранский кризис 1945 г. (выступление 6 группы).
- Конфликт вокруг Турции и Гражданская война в Греции (выступление 7 группы). (Приложение4).
- Установление социализма в странах Восточной Европы (выступление 8 группы).
- Анализ и обобщение результатов работы групп. (Приложение1. Слайд 8, 9).
Закрепление изученного материала.
Задание 1. Восстановите правильную хронологическую последовательность:
1) а) речь У. Черчилля в Фултоне; б) план Маршалла; в) доктрина Трумэна;
2) а) победа коммунистических сил в Китае; б) начало гражданской войны в Греции; в) заключение мирных договоров с бывшими союзниками Германии;
3) а) решение о создании Объединенного временного правительства Кореи; б) провозглашение ФРГ; в) начало войны в Корее;
4) а) соглашение в Корее о прекращении огня; б) провозглашение ГДР; в) завершение гражданской войны в Греции;
5) а) создание НАТО; б) создание Информационного бюро коммунистических партий; в) создание ОВД.
Задание 2. Соотнесите причины и следствия:
Причины | Следствия | ||
1 | Различие в подходах к будущему германского государства | 1 | План Маршалла |
2 | Борьба против коммунистической идеологии и роста влияния СССР | 2 | Стремление США к мировому господству |
3 | План Маршалла | 3 | Конфликт в Коминформе |
4 | Монополия на ядерное оружие | 4 | Раскол Германии |
5 | Стремление СССР подчинить страны Восточной Европы | 5 | Возрождение экономики и втягивание стран в политическую орбиту США |
Подведение итогов
Ответ на поставленное в начале урока задание "Кто виноват в развязывании "холодной войны""?
Объяснение домашнего задания:
Параграф 14, устно вопросы и задания к параграфу. (Приложение1. Слайд 10).
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
28 01 2023 14:58:48
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
27 01 2023 13:56:52
Цель урока: познакомить учащихся с воспитанием мальчиков и девочек в XVI–XVII веках в семье казаков; воспитывать взаимопомощь, любовь к близким, любовь к родному краю....
26 01 2023 15:35:12
В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....
25 01 2023 4:18:54
Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны?
...
24 01 2023 4:20:11
Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности.
...
23 01 2023 1:53:57
В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....
22 01 2023 22:12:31
Учащиеся учатся работать сообща в группах, правильно распределять обязанности между всеми члeнами комaнды. Развивают физические качества....
21 01 2023 18:31:33
Данная разработка рассчитана на 2 урока. В начале урока перед ребятами ставится проблема, решить которую можно, выполнив ряд заданий. Отведено время для работы с документами, терминами. Используются слайды с изображением императоров, их фаворитов (программа PowerPoint), одновременно выступают учащиеся, заранее получившие задания. На основе выступлений и слайдов учащиеся заполняют таблицу. Проверка полученных знаний осуществляется с помощью теста.
...
20 01 2023 12:54:43
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
19 01 2023 21:19:38
Урок представляет собой занятие по всемирной истории, который дает ретроспективу времени правления Петра I и его преемников в конце XVII – начале XVIII века. Этот урок развивает критическое мышление учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их значения для дальнейшего развития Российского государства....
18 01 2023 13:30:30

Универсальность данной методической разработки состоит в том, что она может использоваться как на уроках истории, права и обществознания, так и во внеклассной работе, на классных часах в младшем и среднем школьном звене. Урок содержит в себе элементы проектно-исследовательской деятельности. В ходе урока происходит популяризация государственных символов России, расширение знаний о них, а также продолжается формирование чувства патриотизма и гражданственности....
17 01 2023 21:49:36
Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....
16 01 2023 23:28:26
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать «Эхо Москвы», и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола....
15 01 2023 15:13:53
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
14 01 2023 14:27:54
Урок-пpaктикум посвящён закреплению знаний об особенностях строения и функций нервной и мышечной тканей животных. Для активизации познавательного интереса в начале урока учащимся предлагается стать сотрудниками школьной лаборатории. В ходе урока определяются степень владения учащихся теоретическим материалом по теме, сформированность у них необходимых умений и навыков. Наиболее активные ребята получают от одноклассников рекомендательные письма на имя директора лаборатории.
...
13 01 2023 7:16:48
Программа элективного курса предназначена для теоретической и пpaктической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена и ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10–11-х классов к ЕГЭ....
12 01 2023 0:13:21
На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....
11 01 2023 18:52:43
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
10 01 2023 1:40:42
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
09 01 2023 12:56:13
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
08 01 2023 9:10:48
Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....
07 01 2023 18:26:33
Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда.
...
06 01 2023 2:36:32
Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....
05 01 2023 22:19:18
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
04 01 2023 18:15:32
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
03 01 2023 12:33:14
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
02 01 2023 4:10:58
Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры «Своя игра». В игре участвуют 4 комaнды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....
01 01 2023 5:40:41
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
31 12 2022 9:24:25
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
30 12 2022 19:16:58
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
29 12 2022 18:55:25
Предлагается разработка занятия по истории России для учащихся 8-х. классов на тему "Российская империя в начале XIX века". На занятии применялись нетрадиционные формы: работа в постоянных и сводных отрядах, работа с компьютером, тест-игра, что позволило ученикам не утомиться во время двухчасового урока. В ходе занятий по теме учащиеся активно использовали материал презентации, совершенствовали навыки работы с компьютером....
28 12 2022 10:40:41
Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе.
...
27 12 2022 12:17:35
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
26 12 2022 1:42:55
Используются компьютерная презентация, мультимедийный учебный рассказ, тесты, чайнворд, учебные диски. Дети вводятся в игровое состояние: объясняется задача, распределяются роли, подготавливаются костюмы, присваиваются латинские имена. Игра снимает ряд психологических проблем. Используется воображаемая ситуация (письмо другу из прошлого) – попытка пpaктически применить знания. Учитель придерживается роли председателя-ведущего, закрепляя итоги игровых моментов. Учащиеся выступают в ролях актеров, зрителей, экспертов.
...
25 12 2022 1:14:28
Урок по теме «Театр в Греции» входит в состав темы «Культура Древней Греции». Занятие способствует развитию интереса учащихся к мировой культуре и позволяет расширить знания в области театрального искусства, его происхождения и развития в Древней Греции. Главное внимание уделяется формированию аналитического мышления, благодаря которому дети учатся выявлять отличительные черты современного театра и древнегреческого....
24 12 2022 18:29:34
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
23 12 2022 7:36:22
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
22 12 2022 8:21:58
Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся.
...
21 12 2022 11:30:43
Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника "История XX века". М.: Клио Софт. 2001....
20 12 2022 15:10:40
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете".
...
19 12 2022 19:39:30
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
18 12 2022 20:29:18
На уроке рассматривается ситуация,
сложившаяся в конце XV века на Руси.
Вместе с учащимися опледеляем, как связана
внутриполитическая деятельность Ивана III с
особенностями его хаpaктера и воспитания? Какой
отпечаток на проведение преобразований наложили
внешнеполитические проблемы? ...
17 12 2022 4:25:20
На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....
16 12 2022 21:27:48
Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....
15 12 2022 7:59:13
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению.
...
14 12 2022 22:42:39
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса.
...
13 12 2022 23:52:55
Урок знакомит учащихся с историей создания Дрезденской картинной галереи, с историей поисков и спасением Советской армией шедевров картинной галереи. Сражаясь за города европейских стран, наши солдаты сражались за культуру этих народов, за ее спасение. Восставшие из пепла города, сохраненные для будущих поколений музеи стоят ныне как памятники нашей Победы. Для проведения данного урока учащимся дается задание подготовить сообщение о шедеврах Дрезденской галереи и о спасении картин в 1945 году....
12 12 2022 4:48:11
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно.
...
11 12 2022 3:48:17
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин
г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
10 12 2022 22:20:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::