Демократические преобразования в РФ
Источник:
|
Тип урока: повторительно-обобщающий на 2 урока.
Форма урока: урок-пpaктикум.
Технология: защита проекта-презентации.
Метод обучения: словесный, наглядный.
Формируемые понятия: Конституция, президент, премьер-министр, Федеральное собрание, Государственная дума, Совет Федерации, Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд, Генеральная прокуратура, прокурор, импичмент, спикер.
Оборудование: медиапроектор, Плакат «Уровни государственной власти», карточки с заданиями для каждой группы обучающихся.
Подготовительная работа: Обучающиеся 11 класса разбиваются на группы по 3-4 человека. За две недели до урока дается задание выполнить проект-презентацию на заданные темы:
- Права и обязанности гражданина РФ
- Президент
- Правительство
- Федеральное собрание
- Судебная власть
- Избирательная система
Цель урока
- Проследить изменения в системе Государственной власти в соответствии с Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года.
- Развивать навыки работы в группе, умение работать с государственными документами (Конституция РФ), аргументировано и лаконично отвечать на поставленные вопросы, делать выводы.
- Воспитывать патриотизм, активную гражданскую позицию, политическую культуру.
Эпиграф: «Каждый гражданин РФ должен знать Конституцию РФ, свои права и обязанности.» Из выступления президента РФ Путина В.В.
Ход урока:
I. Орг.момент (5 мин) Приложение 1
Вступительное слово учителя: В современном мире большинство государств заявляют о своей приверженности принципам демократии. В тоже время, по утверждению аналитиков, нет ни одного государства, в котором демократические принципы были бы в полной мере реализованы. Принципы демократии таковы, что для их реализации необходимы определенные условия: зрелость гражданского общества, высокий уровень общей и политической культуры граждан, соответствующий исторический опыт, традиции.
Как показывают социологические опросы, значительное число граждан России видит в демократии такой порядок, при котором человек может делать все, что хочет, считаясь с интересами других людей.
Демократия – это общество, в котором признание прав и свобод человека неразрывно связано со строгим соблюдением принципа «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное полное развитие его личности (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, 1948г.)
Итак, тема нашего урока «Демократические преобразования в Российской Федерации». Вы проследите изменения в системе Государственной власти в соответствии с Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года и как сказал Президент России на мартовской пресс-конференции для журналистов, что каждый гражданин РФ должен знать Конституцию РФ, свои права и обязанности.
II. Актуализация знаний учащихся (работа в группах) (20 мин).
Класс делится на три группы. В каждой группе есть консультант, который руководит работой группы. Группам дается задание. Время подготовки 5 мин.
1 группа Приложение 2
1. Прочитайте статьи 1-5, 7, 10-13 ,15 Конституции РФ, ответьте на вопросы:
1.1. Как определены формы правления государственного устройства и политического режима РФ?
1.2. Какие принципы демократии закреплены в главе 1 Конституции РФ?
1.3. Назовите основные конституционные принципы, регулирующие вопросы государственного устройства России.
1.4. Объясните смысл следующей конституционной формы: «Конституция Российской Федерации имеет… прямое действие на всей территории Российской Федерации»
2. Прочитайте статьи 65 – 68, 71 – 73, 76 – 78 Конституции РФ (Приложение 3) и ответьте на вопросы:
2.1. Какие территориальные образования имеют по Конституции статус субъектов РФ? Сколько их?
2.2. Какие вопросы отнесены к ведению федеральных органов власти (укажите основные)?
2.3. Какие вопросы находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (укажите основные)?
2.4. В каком отношении находятся федеральные законы и законы субъектов федерации?
2.5. Устанавливает ли Конституция РФ государственный язык РФ? Могут ли республики – субъекты Федерации устанавливать свой государственный язык?
2.6. Каков порядок изменения границ между субъектами Федерации?
2 группа Приложение 4
1. Прочитайте статьи 80, 81, 83 – 93 Конституции РФ и ответьте на вопросы:
1.1. Каков Конституционный статус Президента РФ?
1.2. Кто может быть президентом РФ?
1.3. Какие полномочия закреплены за Президентов РФ Конституцией РФ (в области государственного строительства, в отношении с Федеральным собранием, отношениях между субъектами Федерации, в области внешней политики и обороны)?
1.4. Каков порядок отрешения Президента от должности? В каких случаях может быть начата процеДypa отрешения?
2. Прочитайте статьи 94 – 100, 103 – 109 Конституции РФ (Приложение 5) и ответьте на вопросы:
2.1. Как определено в Конституции место Федерального собрания в системе органов власти РФ?
2.2. Каков состав обеих палат Федерального собрания? Как называются эти палаты?
2.3. Кто может быть избран депутатом Государственной Думы?
2.4. Какие полномочия закреплены за Государственной Думой?
2.5. Кто обладает правом законодательной инициативы?
2.6. Каков порядок принятия федеральных законов?
2.7. Может ли Президент досрочно распустить Государственную Думу? При каких условиях?
3 группа Приложение 6
1. Прочитайте статьи 110 – 117 Конституции РФ и ответьте на вопросы:
1.1. Как называется высший орган исполнительной власти РФ?
1.2. Каков порядок формирования Правительства РФ?
1.3. Какие полномочия закрепляет Конституция РФ за правительством?
1.4. Может ли Президент принять решение об отставке Правительства? В каком случае?
1.5. Может ли Государственная Дума отправить Правительство в отставку? В каком случае?
2. Прочитайте статьи 118 -128 Конституцию РФ (Приложение 7), ответьте на вопросы:
2.1. Какие конституционные принципы регулирует правосудие в РФ?
2.2. Какие виды судопроизводства существуют в России?
2.3. Каковы полномочия и задачи Конституционного Суда РФ?
2.4. Какие дела находятся в юрисдикции Верховного Суда РФ?
2.5. Каковы полномочия Высшего Арбитражного Суда России?
В течение подготовки консультанты определяют ответственных за тот или иной вопрос, обсуждают ответы и затем каждая группа представляет свои ответы. (15 мин)
Брейн-ринг: На экран с помощью медиапроектора выводятся вопросы, на которые необходимо ответить. Отвечает группа, первой подавшая сигнал о своей готовности.
Задание: Какие изменения в политической жизни РФ и структуре органов государственной власти произошли после 1993 года?
- Как называется совещательный орган при Президенте РФ? Кто туда входит? Какие вопросы решаются?
- Каков порядок назначения губернаторов на должность руководителей субъектов Федерации?
- Каковы функции Общественной Палаты, как она формируется? Цель её создания?
- Назовите количество Федеральных округов, перечислите их названия. Кто руководит Дальне восточным Федеральным округом в данный момент? С какой целью были созданы Федеральные округа?
- Какие изменения были внесены в Закон о выборах депутатов Госдумы 2007 г.? С какой целью?
- Какие изменения произошли в формировании Совета Федерации? С какой целью?
- Кто представляет Амурскую область в Совете Федерации?
III. Контроль знаний.
Тестирование в двух вариантах, с последующей взаимопроверкой и выставлением оценок. (5 мин) Приложение 8
IV. Итоги урока
Таким образом, можно подвести итог, своими выступлениями вы доказали, что в нашей системе власти произошли коренные изменения, которые закреплены в Конституции РФ. Спасибо за урок. Выставление оценок.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон о выборах депутатов Госдумы Федерального собрания Российской, М. 2003 г.
- Федеральный закон о выборах Президента РФ, М. 2003 г.
- Л.И.Боголюбов, А.Ю.Лабезникова «Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» в 2-х частях, М. Просвещение, 2001 г.
- Л.И.Боголюбов, А.Ю.Лабезникова «Человек и общество», М. Просвещение, 2000 г.
- А.Ю.Лабезникова, М.Ю.Брандт «Уроки обществознания в 11 классе», М. Дрофа, 2000 г.
- Интернет сайты
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса.
...
08 12 2023 22:38:26
Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....
07 12 2023 21:29:41
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
06 12 2023 15:38:19
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси.
...
05 12 2023 13:11:35
Аналитическая статья с целью раскрыть основные тенденции развития семьи, демографической ситуации в РФ и на Южном Урале....
04 12 2023 3:39:15
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
03 12 2023 17:25:38
<p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p>
...
02 12 2023 5:57:29
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
01 12 2023 4:20:49
Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....
30 11 2023 17:22:23
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
29 11 2023 9:45:38
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
28 11 2023 1:34:45
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....
27 11 2023 12:23:53
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
26 11 2023 2:50:37
Урок-презентация посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся знакомятся с первыми организациями декабристов, с их программами и ролью декабристов на Кубани.
...
25 11 2023 3:50:37
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
24 11 2023 2:33:52
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
23 11 2023 11:24:58
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
...
22 11 2023 11:45:26
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
21 11 2023 23:35:11
Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе.
...
20 11 2023 5:51:32
Урок-путешествие по истории для 8-го класса. В ходе урока учащиеся узнают об особенностях индустриального общества, его проблемах и ценностях; учатся объяснять причины роста городов, массовых миграций; также развивается логическое мышление....
19 11 2023 4:16:16
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
18 11 2023 7:46:10
Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....
17 11 2023 2:19:46
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала.
...
16 11 2023 20:23:45
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
15 11 2023 4:26:16

Повышение качества обучения учащихся, стимулирование познавательной активности в значительной степени определяется достижениями информационных технологий, внедряемых в учебный процесс. Это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, поддерживать познавательный интерес обучаемых к предмету, а деятельность учителя наполняется новым содержанием....
14 11 2023 20:16:57
Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....
13 11 2023 1:20:19
Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению тpaктуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....
12 11 2023 23:23:17
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I.
...
11 11 2023 11:50:39
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
10 11 2023 19:33:15
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности.
...
09 11 2023 15:23:55
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
08 11 2023 14:14:22
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....
07 11 2023 12:49:35
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
06 11 2023 16:56:20
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
05 11 2023 14:59:37
Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....
04 11 2023 22:53:33

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
03 11 2023 20:45:10
Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....
02 11 2023 20:56:17

Цель урока: выяснить каковы причины отечественной войны 1812 года? каковы планы сторон в войне? почему Бородинскую битву считают мopaльной победой русской армии? каковы причины победы России в отечественной войне 1812 года? почему война 1812 года носит название Отечественная?...
01 11 2023 10:43:57
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
31 10 2023 20:33:36
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....
30 10 2023 17:38:36
Интеллектуальный марафон развивает интерес к отечественной истории и литературе. Включает в себя конкурсы разной направленности: "Блиц", "Веришь – не веришь", "Соответствия", "Знатоки российской армии", "Репортаж с места событий", а также конкурс для зрителей....
29 10 2023 15:55:43
Данная работа представляет собой дидактический материал по урокам истории для седьмого класса.
...
28 10 2023 13:12:15
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
27 10 2023 14:37:38
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
26 10 2023 16:47:17

Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
25 10 2023 19:44:58
Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план.
На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....
24 10 2023 16:47:35
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....
23 10 2023 10:45:13
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
22 10 2023 6:25:10
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами.
...
21 10 2023 10:28:28
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....
20 10 2023 3:30:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::