Формирование культуры познавательной компетентности на уроках истории в условиях инновационных технологий
В ходе исторического процесса развития человечества школа являлась зеркалом общества. Она возникла с появлением цивилизации и развивалась вместе с ней. Общество через свой главный политический институт – государство определяет для школы главные приоритеты. В качестве результата современного образования рассматривается способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые. Перед учителем встает главная проблема: как подготовить выпускника, соответствующего предъявленным обществом и государством требованиям?
Целью инновационного обучения является создание для учащихся возможности занимать не просто активную, а инициативную позицию, не просто усваивать предлагаемый учителем (программой, учебником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на достигнутом. Позиция учителя – партнер.
Обратившись к новым технологиям, я апробировала на своих уроках технологии: педагогических мастерских, критического мышления и проблемного обучения.
В качестве критерия отслеживания я выбрала познавательную компетентность, в которой школьник:
- имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует их на решение задач, которые ставит перед ним школа;
- осознает мотивы своей учебной деятельности;
- планирует свою учебную деятельность, оценивает ее последствия;
- при возникновении трудностей концентрирует свои психические и физические силы на достижении поставленных целей;
- учится нести ответственность за правильность своего выбора, уровня знаний, темпа изучения материала.
При этих условиях ученика можно считать субъектом учебной деятельности, а культура познавательной компетентности формирует умение учиться.
В 2002 году я открыла для себя технологию педагогических мастерских. В ходе мастерской воспитывается инициативная, думающая и ответственная личность. Она проявляет себя во всех аспектах: в возможности определить собственный выбор, избавиться от неуверенности, подтвердить свою значимость, научиться коммуникативности, проявить толерантность.
Процесс создания собственных мастерских потребовал огромных усилий, каждая апробировалась на разных классах, переpaбатывалась, корректировалась и давала свои результаты. В построении моих мастерских проявились некоторые закономерности:
проживание ситуации, вхождения в образ (представьте, что Вы...);
строительство ряда ассоциаций;
- использование цвета, символов (рисунка) для передачи чувств и переживаний (рисовали понятие гражданская война, символ эпохи Екатерины Великой, страх и др.);
- литературных образов, стихотворений в роли индуктора (отрывков из оды Державина “Фелица”, Волошина “Гражданская война” и “Красная пасха” и др.);
- музыкальных произведений с целью усиления ощущений и создания фона (“Священная война” Александрова, “Он вчера не вернулся из боя” Высоцкого, “Россия” Талькова и др.).
С самого начала своей работы поставила перед собой цель: во время проведения мастерских отслеживать в форме наблюдения умения, связанные с учебной деятельностью.
Так в педмастерской “Гражданская война” учащиеся, разделенные на группы белых и красных, получили большое количество общей информации о белом и красном движении и должны были оставить лишь то, что относилось к их движению. Это потребовало умения работать в группе в тесной кооперации, т.к. индивидуально выполнить задание за указанное количество времени было невозможно. Я наблюдала, кто из учеников берет на себя ответственность, участвует в принятии решений. Перед учащимися встала проблема: необходимо уметь договариваться, выслушивать чужое мнение, приходить к какому- либо выводу. Я увидела, что часть ребят смогли справиться со своей неуверенностью, они стали более активны. Во время традиционного урока некоторые ученики опасались высказывать свое мнение. На данном уроке я услышала интересные высказывания ребят, с ними соглашались, их идеи выдвигались от имени группы. Повышение самооценки позволило данным учащимся преодолевать трудности и препятствия в дальнейшем.
Использование необычного приема позволило мне создать интригу в ходе работы над текстом стихотворения М. Волошина “Гражданская война” без последнего четверостишия, ученики должны были дописать его сами. Вынужденные действовать в неопределенной ситуации, искать пути ее разрешения, ребята предлагали различные варианты его окончания. Однако суть сводилась к “победе любой ценой” красных. Возник интерес: а как у автора?
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Тишина в классе...Таким образом созданная интрига породила у учащихся чувство потрясения и осознания.
Выполнение роли в группе побуждает учащегося отстаивать и обосновывать свою точку зрения, вызывает стремление участвовать в дискуссии. Сыграв роль сторонника красных и попав по жребию в группу белых, ученик вынужден анализировать, искать новые аргументы и решения. Он концентрирует свои силы на достижении вновь поставленной цели.
В мастерской я подвожу каждого учащегося к оценке своей учебной деятельности в рефлексии, которую начинаем словами: “я сегодня понял”, “ я сделал”, “я пережил” и т.д.
Обязательной частью моих мастерских является чувственная рефлексия. Я считаю, этого требует специфика моего предмета. Чувства ребята передают через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны (Приложение 1). Я убедилась, что мои мастерские не забываются, потому что остается масса вопросов и желание ученика найти ответы самостоятельно. Много раз, выходя с урока, я слышала: “Надо почитать, (узнать, найти)”. Мастерская живет и после окончания урока.
Главная сложность урока в данной технологии состоит в подготовке учителя. Необходимо подобрать избыточное количество информации, а самое главное определить индуктор, который смог бы “зажечь” учащихся на работу.
Разpaбатывая и анализируя свои мастерские, я поняла, что они требуют от учащихся осознания мотивов своей учебной деятельности, умения решать сложные проблемы, критически анализировать обстоятельства, принимать продуманные решения на основе полученной информации. Убежденность в том, что те учащиеся, которые способны эффективно управлять познавательным процессом и думать критически, менее подвержены различным манипуляциям и находятся в большей безопасности (поскольку у них есть собственная система взглядов), способствовала внедрению мною технологии критического мышления в учебный процесс.
Я применяю на своих уроках следующие приемы и методы данной технологии:
- тонкие и толстые вопросы (простые и сложные) составляют ученики, задают друг другу;
- метод активного слушания (не повторять то, что уже звучало);
- синквейн (рефлексия) часто использую в педмастерских;
- взаимообучение в парах или группах;
- кластеры (смысловые единицы текста, графическое его оформление).
На стадии осмысления учу ребят составлять кластеры по новому материалу. Осуществляю данную работу следующими приемами: читая текст, ученики подчеркивают ключевые слова, пробуют самостоятельно составить кластер, затем обсуждают в группе или представляют классу. Вместе мы ищем нужное слово, устанавливаем связи, исправляем, добавляем. В процессе составления кластера и его осмысления ученик развивает критическое мышление, анализирует информацию, активно включается в учебную деятельность. Так на уроках в 5 классе, объединяя темы (например, “Демократия в Афинах”, “Культура Афинского государства”), добивалась хороших результатов усвоения, благодаря составленным кластерам. Я наблюдаю, что на моих уроках по данной технологии повышается мотивация учения, учащиеся при подготовке творческих домашних заданий используют дополнительную историческую литературу. Работая с текстом, составляют вопросы разного уровня сложности.
Особенно эффективна эта технология на уроках в 5 классе. Учащиеся показывают высокий уровень активности в стремлении участвовать в дискуссии, желании задавать вопросы, отвечать на каждом уроке. Отслеживая активность каждого ученика, я определила, что за полгода результат по данным показателям вырос с 32% до 48%. На своих уроках поддерживаю желание высказать множество идей, стараюсь дать возможность учащимся размышлять. Особенно уделяю внимание тем, кто не всегда активен, поощряю, хвалю, убеждаю, что именно его идея помогла нам найти необходимый ответ.
Я учу пятиклассников слушать разные мнения, не перебивать товарища, умению признать чужую точку зрения. Часть ребят успешно составляет кластеры по теме урока, показывая, таким образом, способность к критическому мышлению. В процессе формирования культуры познавательной компетентности они учатся учиться.
См. Приложение

Урок по теме «Ассирийская держава» с учетом требований ФГОС, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....
01 02 2023 2:47:12
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач.
...
31 01 2023 10:37:55
В статье описывается опыт работы по технологии создания системы учебных задач в условиях сельской школы в классах с малой наполняемостью. Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся.
...
30 01 2023 17:59:14

В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....
29 01 2023 0:57:32
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
28 01 2023 16:13:19
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
27 01 2023 10:26:54
Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала....
26 01 2023 3:25:23
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
25 01 2023 13:17:22
Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения.
...
24 01 2023 19:26:20

Повышение качества обучения учащихся, стимулирование познавательной активности в значительной степени определяется достижениями информационных технологий, внедряемых в учебный процесс. Это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, поддерживать познавательный интерес обучаемых к предмету, а деятельность учителя наполняется новым содержанием....
23 01 2023 16:13:10
Урок знакомит со своеобразием архитектурных стилей, господствовавших в Западной Европе в XI–XIII веках. У учащихся формируются навыки работы с иллюстративным материалом, умения сравнивать и выделять особенное, давать хаpaктеристику архитектурных стилей....
22 01 2023 14:53:17
Цель урока: объяснить учащимся противоречивые процессы в развитии экономики России во второй половине XVIII века. Задачи: создать условия для осмысления темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся; продолжить формирование у учащихся метапредметных навыков работы с учебником, чтения карт и диаграмм, умения составлять таблицы; развивать интерес к истории, воспитывать чувство гордости за свою Родину....
21 01 2023 17:32:37
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
20 01 2023 9:39:12
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах.
...
19 01 2023 2:33:56
Урок знакомит учащихся с личностью Александра Невского, ходом Невской битвы и Ледового побоища. В завершающей части урока учащиеся делают выводы о значении побед великого полководца для русского народа.
...
18 01 2023 6:22:46

Материал охватывает историю Древней Руси и Руси периода феодальной раздробленности и борьбы с иностранной интервенцией. Проверяемый материал разбит на 9 рубрик: личность, фразы, термины, даты, общество, культура, экономика, география, политика. Вопросы проранжированы по уровню сложности. Материал может быть использован при подготовке учащихся к ГИА....
17 01 2023 17:33:46
Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками....
16 01 2023 19:20:20

Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
15 01 2023 23:11:19
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
14 01 2023 18:16:58
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы.
...
13 01 2023 18:13:12
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
12 01 2023 0:30:11
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага.
...
11 01 2023 3:13:39
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
10 01 2023 20:14:17
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
09 01 2023 20:35:49
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
08 01 2023 8:29:35
Разработка бинарного урока в 6-м классе позволяет организовать повторение и обобщение темы «Средневековый город» по истории и познакомить учащихся с эволюцией города на примере истории становления и развития родного города (данная тема изучается в курсе «Обществознание», программа А.И. Кравченко). Урок строится по схеме презентации, созданной в программе Power Point. Слайды содержат вопросы к каждому этапу урока, что позволяет организовать диалог учителя и учащихся, а также иллюстрации с видами родного города....
07 01 2023 21:20:16
Урок по теме "Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого хаpaктера, с учебником....
06 01 2023 2:45:41
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
05 01 2023 23:46:34
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
04 01 2023 6:26:27
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
03 01 2023 4:14:43
Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разpaбатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....
02 01 2023 9:50:51
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
01 01 2023 23:13:12
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
31 12 2022 7:48:29
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
30 12 2022 6:30:18
Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....
29 12 2022 8:14:46
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
28 12 2022 0:14:11
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования.
...
27 12 2022 10:26:45
В центре данного урока - рассмотрение деятельности П.А. Столыпина, которая неоднозначно оценивается в исторической науке. Одновременно с процессом закрепления изученного материала ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса....
26 12 2022 17:40:50
В статье рассматриваются виды современных подходов в обучении. В предложенном материале авторы попытались дать ответ, как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, при которых учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
...
25 12 2022 4:45:25
Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....
24 12 2022 11:38:50
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
23 12 2022 15:47:24
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
22 12 2022 22:16:57

Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России....
21 12 2022 23:12:55
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
20 12 2022 15:29:54
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
19 12 2022 18:50:24
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
18 12 2022 2:41:58
Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....
17 12 2022 11:21:19

Урок выстроен в логике технологии РКМЧП. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интеpaктивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме "Движение декабристов"....
16 12 2022 14:59:40

Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
15 12 2022 4:39:22
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
14 12 2022 14:58:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::