Методическая разработка интеллектуального марафона "Отечественная война 1812 года"
Цель: Формирование устойчивого интереса к истории России 19 века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
Задачи:
- Расширение кругозора обучающихся в вопросах Отечественной войны 1812 года.
- Формирование умение самостоятельно искать дополнительный материал по предложенной теме.
- Развитие умения отвечать на поставленный вопрос, думать, анализировать, сопоставлять данные по теме.
- План проведения интеллектуального марафона "Отечественная война 1812 г".
- Тур: "Разминка" - вопрос - ответ. На короткий вопрос надо дать точный и столь же краткий ответ. За правильный результат - 1 звезда.
- Тур: "Интеллектуальное лото" - поочередно представители комaнд вытаскивают номера вопросов, получают задание и в течение 1 минуты проводят обсуждение. Затем комaнда представляет свою версию ответа. В случае правильного ответа комaнда получает 2 звезды. В случае ошибки любая другая комaнда имеет право предложить свой вариант и заработать дополнительные баллы.
- Тур: "Узнай героя". Каждой комaнде предлагается репродукция портрета. В течение минуты необходимо ответить, кто изображен на ней. Правильный ответ оценивается в 1 балл. В случае, если у комaнды появится дополнительная информация о персонаже, изображенном на портрете, комaнда получает дополнительную звезду.
- Тур: "Хронологический" - каждой комaнде даются карточки с событиями Отечественной войны 1812 года, которые необходимо расположить в хронологическом порядке (от более раннего к более позднему)
Задания 1 тура
"Разминка"
"Отечественная война 1812 года"
- Продолжите фразу
"Скажи-ка, дядя, ведь не даром,
Москва, спаленная пожаром,
Французам отдана
Ведь были ж схватки боевые,
Да говорят еще какие
Не даром помнит вся Россия... - Наполеон вел против России свою великую армию. Россия на западной границе имела три армии. Но при этом мы начали отступление. Предположите, почему?
- Первый удар французская армия в Бородинской битве нанесла по земляным укреплениям в деревне Семеновское. Под каким названием вошли эти позиции в историю Бородинского сражения.
- Наполеон, собираясь напасть на Россию рассматривал три варианта развития событий. Он говорил: "Если я возьму Киев, - говорил он, - я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв ... , я поражу ее в самое сердце".
- В районе какого города планировалось соединить первую армию Барклая де Толли и вторую армию Багратиона?
- Где Кутузов принял комaндование объединенными русскими армиями?
- Еще до нападения Наполеона на Россию, когда только обсуждалась такая возможность, русский император Александр I сказал, что: "Если Наполеон вторгнется в Россию, я устрою ему вторую Испанию". Что он имел в виду?
- Это сражение состоялось под городом, неофициальное название которого - "Ворота Москвы". В ходе двухдневных сражений французы потеряли здесь около 20 тысяч солдат и офицеров. После отхода армии от стен этого города из него же ушло и все гражданское население. Назовите город.
- Назовите главного противника назначения Кутузова главнокомaндующим русскими войсками в 1812 году?
- Как называлось выдвинутое далеко вперед укрепление на левом фланге построения русских войск на бородинском поле, уже 24 августа атакованное французами?
- Генерал А.П. Ермолов сказал об одном историческом событии: "Французская армия расшиблась о русскую армию". О чем идет речь?
- В этой деревне на военном совете было принято решение о сдаче Москвы. Назовите название?
- Л.Н. Толстой в романе "Война и мир" так хаpaктеризовал это событие: "Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие". О чем идет речь?
- После ухода из Москвы Наполеон решил выйти в южные хлебные и промышленные районы, захватить Тулу. Но русские армии дали сражение в районе города ... (он восемь раз переходил из рук в руки) и французы вынуждены были вернуться на старую смоленскую дорогу. У какого города произошла битва.
- Обратная дорога для французов оказалась намного страшнее, чем дорога на Москву. Во время переправы через реку... в декабре 1812 года французы потеряли более 30 тысяч человек. Назовите ее.
- Перечислите фамилии трех комaндующих армиями на западной границе.
- Очевидец писал об этом так: "Море огня разлилось по всем частям города. Пламя, волнуемое ветром, совершенно походило на морские волны, вздымаемые бурей. Горели магазины, жилые дома, госпитали, в которых находились русские раненые, церкви, где укрывались жители от грабителей..." Что описано в приведенном отрывке?
- Этот дворянин был комaндиром регулярного партизанского отряда. Прославился же он не только своими подвигами, но и лирикой. Так кто же это такой поэт и офицер?
- Уходя из Москвы французы заложили взрывчатку в основание этого храма и только доблесть горожан и проливной дождь не позволили французам осуществить свой варварский план. Как навыется этот храм, являющийся и поныне визитной карточной Москвы?
- Куда был сослан Наполеон после Венского конгресса 1814 года?
Задания 2 тура
"Интеллектуальное лото"
"Отечественная война 1812 года"
- В имении графа Беннигсена, недалеко от Вильно, 11 июля 1812 года состоялся бал, на котором присутствовал император Александр I. Интересно, что перед самым началом бала императору передали срочную депешу. Бегло ознакомившись с ее содержанием, Александр I произнес: "Я этого ожидал, но все-таки бал состоится". Какую новость русский император сообщил всем присутствующим после бала, огласив содержание упомянутой депеши?
- Будущий декабрист Михаил Сергеевич Лунин слыл отчаянным гулякой, заядлым дуэлянтом, но вместе с тем имел репутацию чрезвычайно честного, свободолюбивого и мужественного человека. За участие в Бородинском сражении он был награжден золотой шпагой "За храбрость". А будучи члeном "Союза спасения", предлагал себя в цареубийцы. В начале войны 1812 года он послал начальству свой собственный проект относительно того, как выиграть войну с Наполеоном, в котором отводил лично себе далеко не последнюю роль. Предположите, в чем именно должна была заключаться историческая миссия Лунина, если он вполне осознавал, что, осуществляя ее, непременно погибнет?
- 12 июня 1812 года, узнав о переходе Наполеоном русской границы, находившийся неподалеку в польском городе Вильно Александр 1 отправил к французскому императору своего министра полиции Александра Дмитриевича Балашова (1770-1837). Выехав немедленно, Балашов в ту же ночь достиг аванпостов французов. Однако аудиенция с наполеоном состоялась лишь на пятые сутки пребывания Балашова в расположении французской армии. Дело в том, что все это время русского генерала, явно испытывая его терпение, просто перевозили из одной французской части в следующую, из одного местечка в другое. Предположите, по какой причине претерпевший за это время немало лишений, но наконец-то встретившийся с Наполеоном Балашов имел все основания полагать, что ему вовсе не стоило покидать Вильно для выполнения приказа своего императора?
- Цель миссии Балашова заключалась в том, чтобы попытаться убедить Наполеона в его ошибке (нападение на Россию) и этим остановить войну. Интересно, что в ходе одной из бесед самоуверенный французский император спросил русского генерала: "Каков самый подходящий путь на Москву?". На что Балашов ответил: "Есть много дорог на Москву, одна из них, например, ведет...". Предположите, какой знаменитый город Российской империи назвал Балашов, пытаясь тем самым предостеречь наполеона в его стремлении поставить Россию на колени?
- Почти сразу после того, как 12 июня 1812 года армия Наполеона перешла Неман, русский посол в Англии граф С.Р. Воронцов в своем дневнике сделал следующую запись: "Если Наполеон будет нас преследовать, он погиб... он кончит тем, что будет истрeблен... нашей верной союзницей". Подумайте, какую именно союзницу России имел в виду граф Воронцов, пророчество которого вполне оправдалось?
- Великая заслуга этого героя Отечественной войны 1812 года заключалась не только в том, что он еще перед вторжением Наполеона указывал на необходимость заманивания неприятеля вглубь страны (тогда об этом говорили многие). Будучи великим стратегом, он взял на себя ответственность за выполнение непопулярного в русском народе плана. Назовите этого военачальника, труднопроизносимую фамилию которого простые солдаты, недовольные производимым им отступлением, переиначили в "Болтай да и только"?
- За всю военную карьеру пуля дважды попадала ему в голову. Первая (1774 г. при взятии неприятельского укрепления в деревне Шумне) вошла в левый висок и вышла управого глаза. Столь же опасна была и вторая пуля, пробившая ему голову в 1788 году у турецкой крепости Очаков. Врач, лечивший его, писал: "Надобно думать, что само Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая cмepтельна". Назовите имя этого человека, вошедшего в русскую историю как спаситель Отечества.
- Великому французскому полководцу Наполеону Бонапарту приписывают следующий знаменитый афоризм: "Каждый французский солдат носит в своем ранце маршальский жезл". Назовите известную русскую пословицу 19 века, которая в более простой и понятной форме передает смысл крылатого выражения Наполеона.
- В ходе Отечественной войны 1812 года русские солдаты, воюя с французами, иногда, как правило, ночью, по ошибке убивали своих же офицеров - выходцев из дворянских семей. Предположите, по какой причине происходили подобные трагические ошибки?
- Известно, что перед битвой на Бородинском поле русские войска были выстроены в пять оборонительных линий, отстоящих одна от другой в глубину на 1,5 км. Длина первых двух линий составляла около 8 км. Однако по ходу сражения наиболее кровопролитные бои развернулись вокруг небольшой высоты, которую сами французы впоследствии назвали "редутом cмepти", "могилой французской кавалерии", "вулканом в центре русской армии" и т.п. Вспомните, как, согласно разработанной Кутузовым диспозиции, называли этот опopный пункт обороны сами русские?
- В музее на Бородинском поле хранится шашка казачьего рода Маркевичей. Она принадлежала потомственным военным, носившим эту славнуюфамилию во многих поколениях. На ножнах укреплено 25 наградных медалейза те кампании, в которых участвовали и отличились её владельцы. Предположите, за какую именно военную кампанию Маркевичи получили свою первую медаль, если последняя (25-я) - "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."?
- Солдаты, покидавшие Москву, шли угрюмо, не разговаривая, глядя в землю, некоторые даже плакали. Неожиданно в двух батальонах московского гарнизона, которые едва ли не последними покидали город, заиграла музыка. "Какая кaнaлья велела вам, чтобы играла музыка?" - закричал комaндующий авангардом русской армии генерал от инфантерии Михаил Андреевич Милорадович (1771-1825) комaндиру гарнизона генерал-лейтенанту Брозину. Брозин ответил, что, по уставу Петра Великого, когда гарнизон оставляет крепость, то играет музыка. Как вы думаете, что нашёлся ответить на этот"железный" аргумент Милорадович (также упоминая устав Петра Великого), приказавший всё же музыку прекратить?
- Отход русской армии под давлением превосходящих сил французов впервые месяцы войны впоследствии многие окрестили "скифским планом" искусственного заманивания противника в глубь своей территории. Причёмпервым отождествил эти действия русских со стратегией скифов сам Наполеон. Данное сравнение (и надо признать, удачное) так понравилось французскому императору, что в ходе всей последующей военной кампании он прибегал к нему ещё не один раз. Предположите, по поводу какого конкретного эпизода Отечественной войны 1812 г. Наполеон вновь сравнил русских со скифами, произнеся буквально следующее: "Что за люди! Это скифы. Какая решимость! Варвары! Какое страшное зрелище!"
- Дисциплина французской армии во время пребывания её в Москве расшаталась неимоверно. Причём, по воспоминаниям москвичей, представители различных народов, входивших в орду Наполеона, в этом плане существенно отличались друг от друга. Например, сами французы, и в особенности "старая гвардия", почти не принимали участия в грабежах. Поляки ибаварцы, наоборот, проявили себя самыми жестокими истязателями и варварами. Много жалоб у населения было и на пруссаков. Предположите, представителей какой ещё исторической провинции Германии, также не гнушавшихся насилием, русские на свой лад окрестили "беспальцами"?
- Уже в ходе отступления французской армии из Москвы, после битвы у Малоярославца, 25 октября Наполеон чуть было не попал в плен к казакам. В самый последний момент на выручку к императору едва подоспели два французских эскадрона, и казаки, значительно меньшие числом, были вынуждены отступить. Вечером этого же дня Наполеон призвал к себе своего личного доктора Ювана. Объясните, что потребовал у Ювана чудом спасшийся "покоритель Европы", избежавший, кстати, в стычке с казаками даже лёгкого ранения?
- В "Записках" И. Жиркевича ("Русская старина", 1874 г.) имеется одинпримечательный эпизод, хаpaктеризующий прекрасное расположение духаКутузова после удачного сражения 4-6 ноября 1812 г. при Красном (французы потеряли до 6 тыс. убитыми и 20 тыс. пленными). Фельдмаршал в присутствии собравшихся офицеров достал из кармана и прочитал присланную ему лично Иваном Андреевичем Крыловым новую басню. Предположите, какая именно басня Крылова так понравилась Кутузову, что ему даже пришлось, сняв шляпу, указать на свои седые волосы, дабы тем подчеркнуть сходство описанных в басне событий с реальным положением дел для Наполеона в конце войны?
- Среди множества портретов М.И. Кутузова был один, исполненный в 1813 г. немецким гравёром. Он мало чем отличается от остальных: педантично прорисованы закрытый глаз, маленький рот, аккуратно уложенные пряди волос, лицо кажется помолодевшим. Однако была одна деталь, сразу бросавшаяся в глаза, - на гpyди великого полководца мастер изобразил лишь один орден - Св. Андрея Первозванного. Назовите причину, по которой педантичный немец, хорошо знакомый с иерархией русских орденов, не стал рядом с высшим орденом России изображать другие ордена Кутузова?
- При отступлении наполеоновской армии из России французские солдаты достаточно часто попадали в плен к русским крестьянам и партизанам. Выходя с поднятыми вверх руками, французы, как правило, произносили по-французски: "Шер ами!" (т.е. "дорогой друг"), чтобы максимально, по их понятиям, расположить к себе русских. Крестьяне так часто слышали эти слова, что, слегка переиначив и соединив их на свой лад, стали называть такоборванных и голодных французов. Назовите это по-прежнему популярно ев России слово.
- В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля слово "шваль" тpaктуется как "шушваль, шушера, сволочь или сброд, дрянной людишка", т.е. имеет совершенно определённый презрительный и брезгливый оттенок. Интересно, что это слово, пpaктически не изменившись, перешло в русский язык из французского. Однако там слово "cheval" имеет совсем другой смысл и обозначает "лошадь" - красивое и грациозное животное. Попытайтесь объяснить, каким образом события 1812 г. способствовали столь удивительному и нелепому превращению?
- Общеизвестно, что Париж - законодатель мод. Однако когда в 1814 г. в него вошли в составе союзнических войск казаки, они не только не испытали на себе влияния моды, но, напротив, ввели в моду то, что раньше французы не носили. Предположите, какой именно непременный атрибут русского казачества стал необычайно популярен среди некоторой части французского общества?
- В Париже на Монмартре есть кабачок "Матушка Катрин". Её украшает мемориальная доска, на которой написано, что именно сюда забегали стоявшие в Париже казаки, чтобы "пропустить" рюмочку-другую. Какое новое название целой сети подобных заведений, распространённых теперь по всему миру, родилось и 1815г. именно потому, что русские казаки очень спешили?
- Медаль в память Отечественной войны 1812 г. предполагалось выполнить с профильным портретом императора Александра I. Однако по каким-то неведомым причинам вместо этого изображения медаль была отчеканена с лучезарным "всевидящим оком" Всевышнего. На её обратной стороне имелась соответствующая надпись: "Не намъ, не намъ, а Имени Твоему". Однако ветераны 1812 г. сходились во мнении, что окружённое лучами око (т.е. глаз) символизировал совершенно определённое лицо. Предположите, чей единственный глаз предпочитали видеть солдаты в изображённом "оке Всевышнего"?
Задания 3 тура
"Узнай героя"
"Отечественная война 1812 года"
Портреты:
- Василисы Кожиной
- Герасима Курина
- Дениса Давыдова
- Петра Ивановича Багратиона
Александра I
- М.Б. Барклая де Толли
- А.П. Ермолова
- Н.Н. Раевского
- М.И. Платова
- М.И. Кутузова
Задания 4 тура
"Хронология"
"Отечественная война 1812 года"
- Переправа Великой армии через Неман
- Смоленское сражение
- Сражение у Малоярославца
- Переправа французов через Березину
- Бородинская битва
- Назначение Кутузова главнокомaндующим
- Пожар Москвы
- Венский конгресс
Эталон ответов на задания 1 тура
- ... про день Бородина
- Французская армия в три раза численно превосходила три русские армии вместе взятые
- Багратионовы флеши
- Москву.
- Витебск
- У села Царево Займище
- Официально разрешит создавать партизанские отряды.
- Смоленск
- Александр I
- Шевардинский редут (по названию деревни Шевардино)
- О Бородинской битве
- Фили
- О партизанском движении
- Малоярославец
- Березина
- М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, А.П. Тормасов
- Пожар Москвы
- Денис Васильевич Давыдов
- Покровский собор или Храм Василия Блаженного
- На остров Эльба.
Эталон ответов на задания интеллектуального лото "Отечественная война 1812 года"
- Войска Наполеона Бонапарта начали переправу через реку Неман.
- Он собирался тайно пробраться в лагерь французов и заколоть Наполеона кинжалом.
- За это время Наполеон уже занял Вильно и встреча его с Балашовым состоялась в той самой комнате, где пять дней назад русский генерал получал последние инструкции от своего императора.
- "Одна из них ведет через Полтаву", - недвусмысленно сказал Балашов, напоминая Бонапарту печальную судьбу еще одного "завоевателя" России - шведского короля Карла XII.
- Воронцов имел в виду русскую зиму, постоянную и верную союзницу России.
- Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761 - 1818)
- Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745 - 1813). Под его руководством с августа 1812 года русская армия не только спасла Отечество, но и разгромила армию наполеона, освободив при этом половину Европы
- Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
- Подобные трагические случайности происходили оттого, что русские офицеры-дворяне общались между собой только по-французски
- Красивые и звучные французские эпитеты обозначали одно и то же место в русской обороне, а именно - батарею Раевского
- Первая медаль героического рода Маркевичей называется "В память Отечественной войны 1812 г."
- Милорадович привёл ещё более веский аргумент: "А где написано в уставе Петра Великого о сдаче Москвы?
- Эти слова Наполеон произнёс, глядя, как горит Москва, подожжённая её жителями
- Так русские крестьяне, мало знакомые с территориальными особенностями Германии, называли вестфалъцев, также входивших в орду Наполеона
- Напуганный император Франции приказал Ювану изготовить для себя флакон с ядом, чтобы в будущем в подобной ситуации не попасть в плен живым.
- М.И. Кутузов впервые 17 ноября 1812 г. прочитал присланную ему И,А. Крыловым новую басню "Волк на псарне". "Ты - сер, а я, приятель, - сед" - судя по всему, как раз в этом месте Кутузов обнажил свою седую голову
- Дело в том, что с 1797 г. награждённые орденом Св. Андрея Первозванного одновременно становились кавалерами младших орденов: св. Александра Невского, Св. Анны (I ст.), позднее к ним прибавились ордена Белого Орла и Св. Станислава (I ст.) Поэтому присутствие на портрете ордена Св. Андрея Первозванного указывало на то, что все остальные ордена уже имеются
- Русские крестьяне несколько изменили эти слова. Вначале получились "шарамы", затем ещё более экзотично - "шаромыги" или "шаромыжники
- При отступлении армии Наполеона на русских дорогах лежали тысячи конских трупов. Неприятный вид этих останков, а по весне и запах, стали ассоциироваться у русских с тем, как их называли сами французы. Именно по этой причине красивое французское слово "cheval" приобрело в России совершенно иной смысл.
- Подражая казакам, французские мужчины стали носить бороды
- Русские казаки, стирана, не попасться на глаза своему начальству, очень спешили и поторапливали персонал этого кабачка словами: "Быстро! Быстрее!". С тех пор во многих странах мира есть заведения быстрого обслуживания посетителей, которые так и называются - "Бистро"
- В изображённом на медали "оке Всевышнего" солдатам виделся единственный глаз их любимого полководца М.И. Кутузова
Дополнительная литература
- Гарин Ф.А. Изгнание Наполеона. М., 1948. Керсновский А.А. История русской армии: В 4-х т. Т. 1. М., 1992. Охлябинин С.Д. Из истории российского мундира. М., 1996. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990.
- Жилин П.А. Отечественная война 1812 г. М.: Наука, 1988.
- Отечественная война 1812 г.: Материалы к урокам / Библиотечка "Первого сентября". - М.: Чистые пруды, 2005, № 5 История
- Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию // Собр. соч. в 12-ти тт. Т. 8. М., 1959 (или любое другое издание).
- Федосов И.А. История СССР. - М.: Просвещение, 1986 г.
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера.
...
10 06 2023 1:11:41
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
09 06 2023 5:37:40
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др.
...
08 06 2023 13:12:22
В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....
07 06 2023 17:54:41
Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....
06 06 2023 6:29:45
Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям ФГОС как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....
05 06 2023 10:30:21
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
04 06 2023 9:50:10
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
03 06 2023 19:47:35
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории.
...
02 06 2023 5:25:23
Интегрированный урок – одна из наиболее перспективных методик. Интеграция различных предметов позволяет объединить материалы разных курсов, тем самым расширяя и углубляя их, активизирует познавательный процесс, развивает навыки групповой и индивидуальной работы. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию компетентностей, лучшему усвоению исторического культурного опыта....
01 06 2023 19:16:30
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
31 05 2023 19:25:48
Урок истории в 10-м классе, раскрывающий предпосылки, дающий хаpaктеристику, определяющий цели и итоги реформ Петра I. Урок представляет собой лекцию учителя, сопровождающуюся показом слайдов компьютерной презентации. В качестве закрепления материала учащимся предлагается тест.
...
30 05 2023 17:53:42
Программа элективного курса предназначена для теоретической и пpaктической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена и ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10–11-х классов к ЕГЭ....
29 05 2023 11:56:17
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек.
...
28 05 2023 15:36:24
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
27 05 2023 17:54:20
Основная идея «открывается» учащимся на последнем этапе занятия – в ходе дискуссии о свободе человека и возможности выбора им своей судьбы, рассматриваемых по-разному в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли.
Исходя из приобретенного на занятии мыслительного и эмоционального опыта, учащиеся формулируют основную идею сами: судьба человека есть проявление его внутренней свободы, а настоящая свобода выстраивается личностью изнутри.
...
26 05 2023 1:23:48
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
25 05 2023 5:21:44
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
24 05 2023 15:28:17
Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока.
...
23 05 2023 19:44:16
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
22 05 2023 12:22:19
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
21 05 2023 16:57:57
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
20 05 2023 8:41:19
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
19 05 2023 11:32:20
Структура календарно-тематического планирования уроков обществознания для 8-х классов утверждена на заседании методического Совета школы. В колонки структурной таблицы КТП внесены соответствующие обозначения мультимедийных компонентов, указаны виды (типы уроков), лабораторные и пpaктические работы, виды контроля на уроках, общеучебные умения и навыки, а также диагностические умения и навыки (ЗУН).
...
18 05 2023 20:57:12
Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....
17 05 2023 5:38:47

Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
16 05 2023 5:33:33
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
15 05 2023 6:28:35
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения.
...
14 05 2023 11:44:43
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
13 05 2023 5:51:40
Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование ТСО на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....
12 05 2023 20:49:34
Уроки–погружения – это особая форма современного образовательного процесса, которые могут быть использованы с целью повышения интереса к отдельным темам или как вариант обобщения и повторения изученного материала. На уроке применяются современные формы обучения. Французский язык выступает как инструмент познания, помогающий включиться в диалог культур и исследовать пласт языковых явлений, отражающих ту эпоху.
...
11 05 2023 16:37:11
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
10 05 2023 19:57:58
С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....
09 05 2023 1:54:54
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
08 05 2023 18:52:25
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
07 05 2023 18:23:18
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции.
...
06 05 2023 22:39:57
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
05 05 2023 5:27:39
Цель урока: знакомство учащихся с ростом торговли в средние века; заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте; воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание....
04 05 2023 17:51:38
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
03 05 2023 21:13:24
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
02 05 2023 4:14:51
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
01 05 2023 18:41:22
Предлагаемый урок истории в 5-м классе на тему "Олимпийские игры" построен на основе презентации, выполненной с использованием приложения Power Point. Демонстрация слайдов повышает интерес учащихся и степень усвоения исторического материала.
...
30 04 2023 15:53:54
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
29 04 2023 22:54:24
Урок истории комбинированного типа c элементами викторины на этапе повторения. На данном уроке уделено внимание формированию умения составления хаpaктеристики исторического деятеля по предложенному плану, определению сущности внутренней политики Александра III.
...
28 04 2023 2:32:56
Разработка урока, цель которого – выяснить хаpaктер войны, основные периоды, итоги и значение. Форма проведения: урок-пpaктикум. Учащиеся работают с карточками, фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей....
27 04 2023 13:14:34
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
26 04 2023 2:41:16
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
25 04 2023 21:54:50
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне.
...
24 04 2023 18:18:27
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
23 04 2023 10:59:32
Учащиеся на уроке должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность, уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов.
...
22 04 2023 17:50:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::