Проект программы по предмету "История русской культуры"
Современный культурный социум чрезвычайно сложен и противоречив. Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее, сегодня, как никогда (что вероятно, хаpaктерно для рубежа веков), человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия:
Каков мир и место человека в нем?
Что является сегодня нравственным эталоном?
Что есть красота и что является эстетическим эталоном?
Школьнику на все эти вопросы прямо или косвенно даются ответы в предметах естественно-математического и гуманитарного циклов.
Математика, физика, химия, биология создают естественно- научную картину мира.
Истории - общественно-научную. Литература, языки, музыка, изобразительное искусство тоже знакомит с окружающим миром, с его осмыслением, но через творчество человека.
Нелёгкие времена переживает наша Родина. Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций, сегодня как никогда актуальны и необходимы.
Для этой важной миссии и разработана данная программа. Она предназначена для изучения учащимися 8 класса два часа в неделю в течение одного года (68 часов).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры России.
ЗАДАЧИ:
- раскрыть истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры.
- выявить в многогранном историческом наследии русской художественной культуры наиболее значимые явления и обобщить их.
- познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставивших наиболее заметный след в истории русской художественной культуры.
- проанализировать шедевры русского искусства (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы) с позиций эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов.
- воспитывать через изучение русской культуры у учащихся чувства гордости, патриотизма за своё Отечество, свою культуру.
АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА.
За последние годы в России разработан ряд программ курса "Мировая художественная культура" для учащихся средних классов общеобразовательной школы и для старших классов гимназий, лицеев и т.д.
Среди них : Солодовников Ю.А. "Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения" - Москва, 2001 г.;
"Мировая художественная культура" 5-11 классы (факультативный курс) под редакцией В.Г. Марацман.- Москва, 1998 г.;
Киященко Н.И., Рапацкая Л.А., Шапинская Е.Н., Сокольников Н.М. "Мировая художественная культура" 9 класс -Москва ,1999 г. ;
И.В. Кошмина "Мировая художественная культура" 6-9 классы- Москва ,2001 г. ;
О.Б. Лисичкина "Мировая художественная культура" для средней школы ,старшие классы.- Санкт-Петербург , 1997 г. ; и другие.
Новизна программы в концентрации материала, освещающего доминантные идеи разных периодов истории России , имеющие актуальное значение для духовно-нравственного, эстетического, творческого воспитания учащихся общеобразовательных школ России.
Концепция курса - основана на методологических положениях, согласно которым приоритет отдается изучению русской художественной культуре.
Исходя из этого в программе:
а) раскрыта историческая логика формирования и развития русских национальных ценностей, выделена проблематика, связанная с выявлением духовно-нравственного значения произведений русского искусства различных видов и жанров.
б) в разделе, где становление русской художественной культуры рассматривается исторически с древнейших времен до начала ХХ века, охватывает 8 столетий.
в) в разделах, знакомящих с более поздними эпохами (ХVII- нач. XXв.) автор опирается на реальные факты историко - художественного развития, следует традиции, сложившейся в искусствоведении.
г) произведения русских мастеров не "вкраплены" в общеевропейский культурно-художественный процесс, а представлены в контексте русских национальных духовно-нравственных и эстетических приоритетов в их историческом развитии.
Автор пытается избежать дублирования курса истории, поэтому в программе нет упоминаний о многих памятниках древнерусской культуры. По этим же соображениям сокращен материал о памятниках литературы, музыки, театра. Принципиальным для данной программы является отсутствие какого-либо "крена" литературного, музыкального, театрального, изобразительного, поскольку эти предметы хорошо изучены учащимися до 8 класса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Программа состоит из трёх разделов вводной части и основного курса , построенного по принципу историзма с древнейших времен возникновения до ХХ века.
Принцип историзма, положенный в основу программы, тpaктуется как способ "погружения в культуру" определенной исторической эпохи развития России.
В вводной части учащиеся знакомятся в широком смысле с основными видами искусств через изучение науки искусствознание. Ибо имеет первоначальные знания по видам искусств, главным в разделе является творчество учащихся через теорию к пpaктике.
Творческие работы по живописи, лепка, составление чертежей и макетов, создание стихов и размышлений об искусстве, культуре и её месте в жизни человека, значения для становления личности.
Творческие работы посвящены изучению малой родине г.Зея, осенью отмечается день города и широко празднуется общественностью.
Основная часть состоит из двух разделов, делится на 10 глав.
"Культура Древнерусского государства". Начало IХ до ХVII века, охватывает период в восемь веков истории России.
"Культура Нового времени" с ХVIII до ХХ веков, рассматривает развитие русской культуры с реформ Петра I до Серебряного века русской культуры.
В программе запланировано посещение выставок, музеев, просмотр видео материалов по истории русской культуры.
Помимо теоретических знаний учащиеся овладевают пpaктическими, ибо имеют возможность видеть, любоваться произведениями искусств своих современников и являются активными творцами.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
"По законам красоты" (8 часов)
Введение в предмет. Содержание и цели урока.
Введение в основы искусствознания. Искусство слова, звука, изображения.
Прострaнcтвенные пластические искусства. Виды и жанры ИЗО.
Архитектура . "Каменная летопись мира" . Язык, особенности, виды, стили.
Скульптура. "Молчаливая и скрытая муза". Виды, жанры, язык.
Творческая работа.
Графика "Эти ритмы линий".
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
I раздел.
Глава I.
Культура древнерусского государства (IХ-начало ХII в.) (5 часов)
Общая хаpaктеристика. "Эпоха монументального историзма". Славянское язычество. Открытия, знания.
Понятия религии. Первобытные религии.
Фольклор. Народные промыслы, ремесла, обычаи.
Принятие христианства. Две ветви христианства.
Письменность. Просвещение. Общественно-политическая мысль и литература.
Архитектура Древней Руси. Живопись.
Глава II.
"Золотой век культуры Домонгольской Руси" (ХII -30-е годы ХIII в.) (3 часа)
Общая хаpaктеристика.
- Литература и научные знания.
- Зодчество.
- Живопись
Глава III.
Русская культура ХIV-XV веков (4 часа)
Просвещение и накопление знаний. Общественные идеи.
Фольклор и литература : Храмовое зодчество. Русская иконопись. Живопись и творчество Ф. Грека, А. Рублева.
Глава IV.
Культура эпохи русского предвозрождения (2 часа)
Фольклор. Общественная и политическая мысль. Литература.
Зодчество. "Московский Кремль"
Живопись. Творчество Дионисия.
II раздел.
Глава VI.
"Культура нового времени". (ХVIII-начало XX веков) (6 часов)
Общая хаpaктеристика. Преобразования Петра I . Образование и наука. Книжное дело и печать. Общественная жизнь.
Архитектура ХVIII века. Петербург. Творчество Растрелли Б., Трезини Д. и т.д. Новое явление в быту и общественной жизни. Живопись.
Глава VII.
Формирование русской национальной культуры (середина ХVIII- XIX веков)
(8 часов)
Общая хаpaктеристика. Система образования. Наука и техника. Общественная жизнь.
Живопись середины ХVIII века. Творчество И. Вишнякова, А. Антропова, И.Аргунов, П.Ротари, Г.Гроот .Гравюры. Творчество А. Зубова, М. Махаева.
Глава VIII.
Культура предреформенной России (начало XIX века) (3 часа)
Общая хаpaктеристика эпохи. Образование, наука, техника. Общественная мысль. Театр. Музыка.
Скульптура и живопись (обзор резервного времени на экскурсии, поездки, встречи).
Глава IX.
Культура пореформенной России (60-90 годы XIX века) (6 часов)
Общая хаpaктеристика эпохи. Школа. Печать. Просвещение. Наука и техника. Общественная мысль.
Архитектура. Живопись. Суриков В., В. Васнецов. Живопись Перов В. Передвижники. Литература.
Скульптура. Музыка и театр.
Глава X.
"Серебряный век русской культуры" (конец XIX-нач. XXвека) (6 часов)
Общая хаpaктеристика эпохи. Образование, просвещение, наука. Литература.
Музыка. Театр.
Архитектура. Живопись.
МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Определяются:
- возрастными особенностями учащихся и общей воспитательной направленностью данной дисциплины, которая может играть важнейшую мировоззренческую роль в современной российской школе.
- активным использованием творческих методов обучения, проблемно-поискового хаpaктера, основанных на включении школьников в самостоятельную учебную деятельность, связанную с оценкой, анализом художественных явлений.
СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения курса "Истории русской культуры" учащиеся должны :
ЗНАТЬ:
- основные этапы в художественном развитии человечества;
- культурные доминанты различных эпох в развитии русской культуры;
- эстетические идеалы различных эпох русской культуры;
- что такое искусство, на какие виды, роды и жанры оно делится;
- роль и место классического наследия России в художественной культуре
- современности;
- основные особенности художественного развития культуры России;
- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох русской культуры;
- основные художественные музеи России и мира;
УМЕТЬ:
- отличать произведения искусства различных видов и жанров;
- самостоятельно давать оценку произведениям искусства;
- показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой культуре;
- составлять краткий конспект урока и лекций;
- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать её.
Дата | Тема раздела | Содержание урока | Творческие задания |
I раздел. "По законам красоты" (8 часов) |
Введение в предмет. Содержание и цели урока. |
Проверочная работа. Работа с карточками (мысли великих) |
|
Введение в основы искусствознания. Искусство слова, звука, изображения. |
Творческая работа ко дню города. | ||
Прострaнcтвенные пластические
искусства. Виды и жанры ИЗО. |
Работа по карточкам. | ||
Архитектура . "Каменная летопись мира" Язык, особенности, виды, стили |
План Мой дом . Работа по карточкам. |
||
Скульптура. "Молчаливая и скрытая муза" Виды, жанры, язык |
Галерея Создаем скульптуру (пластилин) |
||
Творческая работа | Пластилин, макет (спички) | ||
Графика "Эти ритмы линий" |
Рисунок на свободную тему | ||
II раздел. Глава I. Культура древнерусского государства (IХ-начало ХII в.) |
Общая хаpaктеристика. "Эпоха монументального историзма". Славянское язычество. Открытия, знания |
Конспект | |
Понятия религии. Первобытные религии. |
Маска шамана. | ||
Фольклор. Народные промыслы, ремесла, обычаи. |
Рисунок. | ||
Принятие христианства. Две ветви христианства. |
Кроссворд. | ||
Письменность. Просвещение. Общественно-политическая мысль и литература. |
Источники древнерусской литературы (знакомство). | ||
Архитектура Древней Руси.Живопись. | Работа по карточкам. | ||
3 часа на видео просмотры (13 часов) |
|||
Вторая четверть. Глава II. "Золотой век культуры Домонгольской Руси" (ХII -30-е годы ХIII в.) (3 часа) |
Общая хаpaктеристика. 1.Литература и научные знания. 2.Зодчество. 3. Живопись |
Творческая работа | |
Глава III. Русская культура ХIV-XV веков (4 часа) |
Просвещение и накопление знаний. Общественные идеи. |
||
Фольклор и литература : Храмовое зодчество. Русская иконопись.Живопись и твор-во Ф.Грека, А.Рублева |
Народные песни, сказы, легенды, былины. Иллюстрации. |
||
Глава IV. Культура эпохи русского предвозрождения (2 часа) |
Фольклор. Общественная и политическая мысль. Литература. |
||
Зодчество. "Московский Кремль" |
Макет. Чертеж. |
||
Живопись. Творчество Дионисия. |
Галерея. | ||
Глава V. Барокко в русской культуре ХVII в. (3 часа) |
Общая хаpaктеристика. Школа и просвещение. Научные знания. Общественная мысль |
Кроссворд. | |
Зодчество. Живопись. "Годуновская школа". "Строгановская школа" |
Видео слайды. Иллюстрации. |
||
2 часа на видео просмотр (14 часов) |
|||
Третья четверть. III раздел. Глава VI. Культура нового времени. (ХVIII-начало XX веков) (6 часов) |
Общая хаpaктеристика. Преобразования Петра I . Образование и наука. Книжное дело и печать. Общественная жизнь. |
Составление конспекта. | |
Архитектура ХVIII века. Петербург. Творчество Растрелли Б., Трезини Д. Новое явление в быту и общественной жизни. Живопись. |
Рефераты по творчеству. | ||
Глава VII. Формирование русской национальной культуры (середина ХVIII- XIX веков)(8 ч.) |
Общая хаpaктеристика. Система образования. Наука и техника. Общественная жизнь. |
||
Живопись середины ХVIII века Творчество И. Вишнякова, А. Антропова, И.Аргунов, П.Ротари, Г.Гроот Гравюры. Творчество А. Зубова, М. Махаева. |
Доклады. Сообщения. |
||
Скульптура ХVIII века. Творчество А.Растрелли. |
|||
Архитектура ХVIII века. Москва. Творчество В. Баженова, М.Казакова, И.Старова, Ч. Камерон, Д.Кваренги. Литература. Театр. Музыка. |
Рефераты. Кроссворд. |
||
Глава VIII. Культура предреформенной России (начало XIX века) (3 часа) |
Общая хаpaктеристика эпохи. Образование, наука, техника. Общественная мысль. Театр. Музыка.. |
Конспект. |
|
Скульптура и живопись (обзор резервного времени на экскурсии, поездки, встречи) 3 часа | |||
17 часов |
|||
Четвертая четверть. Глава IX. Культура пореформенной России (60-90 годы XIX века) (6 часов) |
Общая хаpaктеристика эпохи. Школа. Печать. Просвещение. Наука и техника. Общественная мысль. |
Конспект. | |
Архитектура. Живопись. Суриков В., В. Васнецов. Живопись Перов В. Передвижники. Литература. (3 часа) |
Галерея. | ||
Скульптура. Музыка и театр. | |||
Глава X. "Серебрянный век русской культуры" (конец XIX-нач. XXвека) (6 часов) |
Общая хаpaктеристика эпохи. Образование, просвещение, наука. |
||
Литература. Музыка. Театр. . | |||
Архитектура. Живопись.3 часа | Размышления. | ||
2 часа на видео просмотр по культуре XX века ,экскурсии (14 часов) |
Утверждаю зав. уч. частью.
- Программа разработана с учетом государственного стандарта.
- Цель курса - сформировать у учащихся целостное представление об исторических традициях и ценностях художественной культуры России .
- Приоритетной областью содержания данной учебной программы является русская художественная культура.
- В основе построения программы лежит исторический принцип рассмотрения русской художественной культуры.
- Каждая тема рассматривается через такие виды искусства как литература, архитектура, живопись, скульптура.
- Многие темы имеют художественно-образный, эстетический или нравственный аспекты.
ЛИТЕРАТУРА
- Программа общеобразовательных учреждений "Мировая художественная культура" Глава "Средневековье", стр.187 по190
- Глава "Искусство России", стр. 240-244
- "История отечественной культуры" (библиотечка гимназиста),-Москва,1994 г.
- "Мировая художественная культура",11 класс(билеты к экзаменам), стр.69-102,-изд."Учитель" г.Волгоград.
- "Всемирная история искусств" автор П.П. Гнедич стр.246-295,-Москва 1996г.
- Н. Мирецкая, Е. Мирецкая, И. Шапирова "Культура эпохи Просвещения",-Москва 1996г.
- "История русского и советского искусства",-Москва ,Высшая школа, 1989 г.
- "История русского искусства",-Москва ,1980 г.
- "Славянская мифология",энциклопедический словарь-Москва,1995г.
- Г. Белякова "Славянская мифология"-Москва,1995 г.
- Б.Рыбаков "Язычество древних славян", Москва , "Наука",1994 г.
- Учебник по мировой художественной культуре. Автор Н.Г. Грибунина ,лекция 13 "Киевская Русь",-Москва,1997г.
- Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун "тайны богов и религий",-Москва,19999г.
- В.Н.Демин "Тайны русского народа",- Москва,1997г. "Русское искусство барокко",-Москва,1977 г.
- Серия "Я познаю мир". "Театр", "Культура", "Музыка",- Москва,2002 г.
- "Краткий биографический словарь" "Архитекторы", "Музыканты и композиторы",-Москва, 2002 г.
- Серия "Самые знаменитые артисты России",-Москва,2001 г.
- Серия "100 великих чудес свет", "100 великих скульпторов",-Москва,1999 г.
ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ, ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
- Тесты по МХК. Владос., Москва
- Л. Куприянова "Русский фольклор в школе", -Москва 2000 г.
- Е.В. Мишина " Материалы и пpaктические задания по изучению курса "Истории русской культуры для иностранных студентов".,-выпуск 1-2, г. Благовещенск ГБПУ.-1996 г.
- "Вариации прекрасного" введение в МХК, автор А. Вачьянц, - Москва, 2000г.
- Ю.С. Рябцев "История русской культуры" (рабочая тетрадь) стр.1-2
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
07 12 2023 12:39:29
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
06 12 2023 10:46:43
Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....
05 12 2023 23:57:26
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
04 12 2023 17:28:44
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины.
...
03 12 2023 4:31:50
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
02 12 2023 15:59:41
Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы.
...
01 12 2023 22:53:36

В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....
30 11 2023 20:32:19
В ходе урока учащиеся анализируют особенности хозяйственной жизни в Советской России 20–30-х годов XX века и пытаются определить оптимальную и эффективную модель развития экономики.
...
29 11 2023 17:31:55
На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....
28 11 2023 17:16:37
Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий хаpaктер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии....
27 11 2023 16:12:56
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
26 11 2023 3:40:12
Рабочая программа по истории Отечества для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. В данной рабочей программе приведены примеры структурных компонентов, кроме календарно-тематического планирования....
25 11 2023 17:58:34
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
24 11 2023 14:52:36
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
23 11 2023 15:13:30

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
22 11 2023 19:32:25
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
21 11 2023 8:34:37
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
20 11 2023 20:21:54
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
19 11 2023 22:39:16
Материал урока знакомит учащихся с судьбой русской эмиграции «первой волны», определяется ее историческая миссия и вклад в культурное наследие....
18 11 2023 0:10:32
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
17 11 2023 11:20:30
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
16 11 2023 18:21:58
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
15 11 2023 23:52:34
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
14 11 2023 10:16:24
Урок обществознания в 7-м классе призван обеспечить усвоение учащимися того, что детство является предметом особой заботы и защиты государства и мирового сообщества; добиться понимания того, что основным документом, содержащим нормы международного права по защите детей, является Конвенция о правах ребенка. Проводился в рамках предметной недели правовых знаний....
13 11 2023 4:30:58
Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....
12 11 2023 13:44:36

Представленный вариант урока с презентацией возможно использовать в качестве повторительного урока по истории России IX–XV веков, внеклассной интеллектуальной игры по истории, внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Урок построен в виде викторины "Своя игра"....
11 11 2023 3:20:26
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства.
...
10 11 2023 14:36:56
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
09 11 2023 10:57:44
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
08 11 2023 22:34:51
Урок истории проблемно-дискуссионного игрового моделирования для 8-го класса базового уровня. Плюсом таких уроков является тот факт, что в классе не остается ни одного ученика, не вовлеченного в процесс обучения, роли им дают исполнять посильные (ту, где меньше информации, более «слабым» ученикам). Оценку получает группа, исходя из результатов выступления, следовательно, каждый ученик в классе за урок оценен. Кроме того, каждый ученик может получить учебную информацию, рассказать её, осмыслить и проанализировать, задав вопросы. Вопросы оппонентов помогают учащимся закреплять и анализировать учебный материал не только по истории, но и по литературе, пополнять знания, расширять кругозор....
07 11 2023 3:25:32
При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу....
06 11 2023 22:17:11
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
05 11 2023 12:37:59
При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....
04 11 2023 16:37:51
Данная статья посвящена изучению завершающих уроков раздела «Человек и закон». Предложены два варианта работы над темой. Формой изучения материала является поисково-исследовательская, метод – групповая работа. Работа представляет опыт использования краеведческого материала при изучении обществознания. Урок содержит презентацию....
03 11 2023 19:14:56
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
02 11 2023 12:42:56
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
01 11 2023 14:46:50
Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....
31 10 2023 12:46:14
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло.
...
30 10 2023 21:40:33
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
29 10 2023 5:25:30
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
28 10 2023 6:34:47
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
27 10 2023 18:37:39
Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....
26 10 2023 22:13:36
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
25 10 2023 18:30:32
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
24 10 2023 11:26:30
Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.
...
23 10 2023 11:16:13
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература,
краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической
жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой
деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа,
элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует
активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям,
чувство справедливости....
22 10 2023 6:11:18
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
21 10 2023 17:10:42
Цель урока: познакомить учащихся с сословной структурой российского общества в XVII в.; дать хаpaктеристику сословий и особенностей каждого из них; показать изменения, происшедшие в положении бояр, дворян, духовенства в XVII в.; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; воспитывать усидчивость, внимание и интерес к российской истории....
20 10 2023 1:26:56
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности.
...
19 10 2023 19:54:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::