Проект программы по предмету "История русской культуры"
Современный культурный социум чрезвычайно сложен и противоречив. Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее, сегодня, как никогда (что вероятно, хаpaктерно для рубежа веков), человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия:
Каков мир и место человека в нем?
Что является сегодня нравственным эталоном?
Что есть красота и что является эстетическим эталоном?
Школьнику на все эти вопросы прямо или косвенно даются ответы в предметах естественно-математического и гуманитарного циклов.
Математика, физика, химия, биология создают естественно- научную картину мира.
Истории - общественно-научную. Литература, языки, музыка, изобразительное искусство тоже знакомит с окружающим миром, с его осмыслением, но через творчество человека.
Нелёгкие времена переживает наша Родина. Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций, сегодня как никогда актуальны и необходимы.
Для этой важной миссии и разработана данная программа. Она предназначена для изучения учащимися 8 класса два часа в неделю в течение одного года (68 часов).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры России.
ЗАДАЧИ:
- раскрыть истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры.
- выявить в многогранном историческом наследии русской художественной культуры наиболее значимые явления и обобщить их.
- познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставивших наиболее заметный след в истории русской художественной культуры.
- проанализировать шедевры русского искусства (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы) с позиций эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов.
- воспитывать через изучение русской культуры у учащихся чувства гордости, патриотизма за своё Отечество, свою культуру.
АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА.
За последние годы в России разработан ряд программ курса "Мировая художественная культура" для учащихся средних классов общеобразовательной школы и для старших классов гимназий, лицеев и т.д.
Среди них : Солодовников Ю.А. "Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения" - Москва, 2001 г.;
"Мировая художественная культура" 5-11 классы (факультативный курс) под редакцией В.Г. Марацман.- Москва, 1998 г.;
Киященко Н.И., Рапацкая Л.А., Шапинская Е.Н., Сокольников Н.М. "Мировая художественная культура" 9 класс -Москва ,1999 г. ;
И.В. Кошмина "Мировая художественная культура" 6-9 классы- Москва ,2001 г. ;
О.Б. Лисичкина "Мировая художественная культура" для средней школы ,старшие классы.- Санкт-Петербург , 1997 г. ; и другие.
Новизна программы в концентрации материала, освещающего доминантные идеи разных периодов истории России , имеющие актуальное значение для духовно-нравственного, эстетического, творческого воспитания учащихся общеобразовательных школ России.
Концепция курса - основана на методологических положениях, согласно которым приоритет отдается изучению русской художественной культуре.
Исходя из этого в программе:
а) раскрыта историческая логика формирования и развития русских национальных ценностей, выделена проблематика, связанная с выявлением духовно-нравственного значения произведений русского искусства различных видов и жанров.
б) в разделе, где становление русской художественной культуры рассматривается исторически с древнейших времен до начала ХХ века, охватывает 8 столетий.
в) в разделах, знакомящих с более поздними эпохами (ХVII- нач. XXв.) автор опирается на реальные факты историко - художественного развития, следует традиции, сложившейся в искусствоведении.
г) произведения русских мастеров не "вкраплены" в общеевропейский культурно-художественный процесс, а представлены в контексте русских национальных духовно-нравственных и эстетических приоритетов в их историческом развитии.
Автор пытается избежать дублирования курса истории, поэтому в программе нет упоминаний о многих памятниках древнерусской культуры. По этим же соображениям сокращен материал о памятниках литературы, музыки, театра. Принципиальным для данной программы является отсутствие какого-либо "крена" литературного, музыкального, театрального, изобразительного, поскольку эти предметы хорошо изучены учащимися до 8 класса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Программа состоит из трёх разделов вводной части и основного курса , построенного по принципу историзма с древнейших времен возникновения до ХХ века.
Принцип историзма, положенный в основу программы, тpaктуется как способ "погружения в культуру" определенной исторической эпохи развития России.
В вводной части учащиеся знакомятся в широком смысле с основными видами искусств через изучение науки искусствознание. Ибо имеет первоначальные знания по видам искусств, главным в разделе является творчество учащихся через теорию к пpaктике.
Творческие работы по живописи, лепка, составление чертежей и макетов, создание стихов и размышлений об искусстве, культуре и её месте в жизни человека, значения для становления личности.
Творческие работы посвящены изучению малой родине г.Зея, осенью отмечается день города и широко празднуется общественностью.
Основная часть состоит из двух разделов, делится на 10 глав.
"Культура Древнерусского государства". Начало IХ до ХVII века, охватывает период в восемь веков истории России.
"Культура Нового времени" с ХVIII до ХХ веков, рассматривает развитие русской культуры с реформ Петра I до Серебряного века русской культуры.
В программе запланировано посещение выставок, музеев, просмотр видео материалов по истории русской культуры.
Помимо теоретических знаний учащиеся овладевают пpaктическими, ибо имеют возможность видеть, любоваться произведениями искусств своих современников и являются активными творцами.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
"По законам красоты" (8 часов)
Введение в предмет. Содержание и цели урока.
Введение в основы искусствознания. Искусство слова, звука, изображения.
Прострaнcтвенные пластические искусства. Виды и жанры ИЗО.
Архитектура . "Каменная летопись мира" . Язык, особенности, виды, стили.
Скульптура. "Молчаливая и скрытая муза". Виды, жанры, язык.
Творческая работа.
Графика "Эти ритмы линий".
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
I раздел.
Глава I.
Культура древнерусского государства (IХ-начало ХII в.) (5 часов)
Общая хаpaктеристика. "Эпоха монументального историзма". Славянское язычество. Открытия, знания.
Понятия религии. Первобытные религии.
Фольклор. Народные промыслы, ремесла, обычаи.
Принятие христианства. Две ветви христианства.
Письменность. Просвещение. Общественно-политическая мысль и литература.
Архитектура Древней Руси. Живопись.
Глава II.
"Золотой век культуры Домонгольской Руси" (ХII -30-е годы ХIII в.) (3 часа)
Общая хаpaктеристика.
- Литература и научные знания.
- Зодчество.
- Живопись
Глава III.
Русская культура ХIV-XV веков (4 часа)
Просвещение и накопление знаний. Общественные идеи.
Фольклор и литература : Храмовое зодчество. Русская иконопись. Живопись и творчество Ф. Грека, А. Рублева.
Глава IV.
Культура эпохи русского предвозрождения (2 часа)
Фольклор. Общественная и политическая мысль. Литература.
Зодчество. "Московский Кремль"
Живопись. Творчество Дионисия.
II раздел.
Глава VI.
"Культура нового времени". (ХVIII-начало XX веков) (6 часов)
Общая хаpaктеристика. Преобразования Петра I . Образование и наука. Книжное дело и печать. Общественная жизнь.
Архитектура ХVIII века. Петербург. Творчество Растрелли Б., Трезини Д. и т.д. Новое явление в быту и общественной жизни. Живопись.
Глава VII.
Формирование русской национальной культуры (середина ХVIII- XIX веков)
(8 часов)
Общая хаpaктеристика. Система образования. Наука и техника. Общественная жизнь.
Живопись середины ХVIII века. Творчество И. Вишнякова, А. Антропова, И.Аргунов, П.Ротари, Г.Гроот .Гравюры. Творчество А. Зубова, М. Махаева.
Глава VIII.
Культура предреформенной России (начало XIX века) (3 часа)
Общая хаpaктеристика эпохи. Образование, наука, техника. Общественная мысль. Театр. Музыка.
Скульптура и живопись (обзор резервного времени на экскурсии, поездки, встречи).
Глава IX.
Культура пореформенной России (60-90 годы XIX века) (6 часов)
Общая хаpaктеристика эпохи. Школа. Печать. Просвещение. Наука и техника. Общественная мысль.
Архитектура. Живопись. Суриков В., В. Васнецов. Живопись Перов В. Передвижники. Литература.
Скульптура. Музыка и театр.
Глава X.
"Серебряный век русской культуры" (конец XIX-нач. XXвека) (6 часов)
Общая хаpaктеристика эпохи. Образование, просвещение, наука. Литература.
Музыка. Театр.
Архитектура. Живопись.
МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Определяются:
- возрастными особенностями учащихся и общей воспитательной направленностью данной дисциплины, которая может играть важнейшую мировоззренческую роль в современной российской школе.
- активным использованием творческих методов обучения, проблемно-поискового хаpaктера, основанных на включении школьников в самостоятельную учебную деятельность, связанную с оценкой, анализом художественных явлений.
СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения курса "Истории русской культуры" учащиеся должны :
ЗНАТЬ:
- основные этапы в художественном развитии человечества;
- культурные доминанты различных эпох в развитии русской культуры;
- эстетические идеалы различных эпох русской культуры;
- что такое искусство, на какие виды, роды и жанры оно делится;
- роль и место классического наследия России в художественной культуре
- современности;
- основные особенности художественного развития культуры России;
- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох русской культуры;
- основные художественные музеи России и мира;
УМЕТЬ:
- отличать произведения искусства различных видов и жанров;
- самостоятельно давать оценку произведениям искусства;
- показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой культуре;
- составлять краткий конспект урока и лекций;
- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать её.
Дата | Тема раздела | Содержание урока | Творческие задания |
I раздел. "По законам красоты" (8 часов) |
Введение в предмет. Содержание и цели урока. |
Проверочная работа. Работа с карточками (мысли великих) |
|
Введение в основы искусствознания. Искусство слова, звука, изображения. |
Творческая работа ко дню города. | ||
Прострaнcтвенные пластические
искусства. Виды и жанры ИЗО. |
Работа по карточкам. | ||
Архитектура . "Каменная летопись мира" Язык, особенности, виды, стили |
План Мой дом . Работа по карточкам. |
||
Скульптура. "Молчаливая и скрытая муза" Виды, жанры, язык |
Галерея Создаем скульптуру (пластилин) |
||
Творческая работа | Пластилин, макет (спички) | ||
Графика "Эти ритмы линий" |
Рисунок на свободную тему | ||
II раздел. Глава I. Культура древнерусского государства (IХ-начало ХII в.) |
Общая хаpaктеристика. "Эпоха монументального историзма". Славянское язычество. Открытия, знания |
Конспект | |
Понятия религии. Первобытные религии. |
Маска шамана. | ||
Фольклор. Народные промыслы, ремесла, обычаи. |
Рисунок. | ||
Принятие христианства. Две ветви христианства. |
Кроссворд. | ||
Письменность. Просвещение. Общественно-политическая мысль и литература. |
Источники древнерусской литературы (знакомство). | ||
Архитектура Древней Руси.Живопись. | Работа по карточкам. | ||
3 часа на видео просмотры (13 часов) |
|||
Вторая четверть. Глава II. "Золотой век культуры Домонгольской Руси" (ХII -30-е годы ХIII в.) (3 часа) |
Общая хаpaктеристика. 1.Литература и научные знания. 2.Зодчество. 3. Живопись |
Творческая работа | |
Глава III. Русская культура ХIV-XV веков (4 часа) |
Просвещение и накопление знаний. Общественные идеи. |
||
Фольклор и литература : Храмовое зодчество. Русская иконопись.Живопись и твор-во Ф.Грека, А.Рублева |
Народные песни, сказы, легенды, былины. Иллюстрации. |
||
Глава IV. Культура эпохи русского предвозрождения (2 часа) |
Фольклор. Общественная и политическая мысль. Литература. |
||
Зодчество. "Московский Кремль" |
Макет. Чертеж. |
||
Живопись. Творчество Дионисия. |
Галерея. | ||
Глава V. Барокко в русской культуре ХVII в. (3 часа) |
Общая хаpaктеристика. Школа и просвещение. Научные знания. Общественная мысль |
Кроссворд. | |
Зодчество. Живопись. "Годуновская школа". "Строгановская школа" |
Видео слайды. Иллюстрации. |
||
2 часа на видео просмотр (14 часов) |
|||
Третья четверть. III раздел. Глава VI. Культура нового времени. (ХVIII-начало XX веков) (6 часов) |
Общая хаpaктеристика. Преобразования Петра I . Образование и наука. Книжное дело и печать. Общественная жизнь. |
Составление конспекта. | |
Архитектура ХVIII века. Петербург. Творчество Растрелли Б., Трезини Д. Новое явление в быту и общественной жизни. Живопись. |
Рефераты по творчеству. | ||
Глава VII. Формирование русской национальной культуры (середина ХVIII- XIX веков)(8 ч.) |
Общая хаpaктеристика. Система образования. Наука и техника. Общественная жизнь. |
||
Живопись середины ХVIII века Творчество И. Вишнякова, А. Антропова, И.Аргунов, П.Ротари, Г.Гроот Гравюры. Творчество А. Зубова, М. Махаева. |
Доклады. Сообщения. |
||
Скульптура ХVIII века. Творчество А.Растрелли. |
|||
Архитектура ХVIII века. Москва. Творчество В. Баженова, М.Казакова, И.Старова, Ч. Камерон, Д.Кваренги. Литература. Театр. Музыка. |
Рефераты. Кроссворд. |
||
Глава VIII. Культура предреформенной России (начало XIX века) (3 часа) |
Общая хаpaктеристика эпохи. Образование, наука, техника. Общественная мысль. Театр. Музыка.. |
Конспект. |
|
Скульптура и живопись (обзор резервного времени на экскурсии, поездки, встречи) 3 часа | |||
17 часов |
|||
Четвертая четверть. Глава IX. Культура пореформенной России (60-90 годы XIX века) (6 часов) |
Общая хаpaктеристика эпохи. Школа. Печать. Просвещение. Наука и техника. Общественная мысль. |
Конспект. | |
Архитектура. Живопись. Суриков В., В. Васнецов. Живопись Перов В. Передвижники. Литература. (3 часа) |
Галерея. | ||
Скульптура. Музыка и театр. | |||
Глава X. "Серебрянный век русской культуры" (конец XIX-нач. XXвека) (6 часов) |
Общая хаpaктеристика эпохи. Образование, просвещение, наука. |
||
Литература. Музыка. Театр. . | |||
Архитектура. Живопись.3 часа | Размышления. | ||
2 часа на видео просмотр по культуре XX века ,экскурсии (14 часов) |
Утверждаю зав. уч. частью.
- Программа разработана с учетом государственного стандарта.
- Цель курса - сформировать у учащихся целостное представление об исторических традициях и ценностях художественной культуры России .
- Приоритетной областью содержания данной учебной программы является русская художественная культура.
- В основе построения программы лежит исторический принцип рассмотрения русской художественной культуры.
- Каждая тема рассматривается через такие виды искусства как литература, архитектура, живопись, скульптура.
- Многие темы имеют художественно-образный, эстетический или нравственный аспекты.
ЛИТЕРАТУРА
- Программа общеобразовательных учреждений "Мировая художественная культура" Глава "Средневековье", стр.187 по190
- Глава "Искусство России", стр. 240-244
- "История отечественной культуры" (библиотечка гимназиста),-Москва,1994 г.
- "Мировая художественная культура",11 класс(билеты к экзаменам), стр.69-102,-изд."Учитель" г.Волгоград.
- "Всемирная история искусств" автор П.П. Гнедич стр.246-295,-Москва 1996г.
- Н. Мирецкая, Е. Мирецкая, И. Шапирова "Культура эпохи Просвещения",-Москва 1996г.
- "История русского и советского искусства",-Москва ,Высшая школа, 1989 г.
- "История русского искусства",-Москва ,1980 г.
- "Славянская мифология",энциклопедический словарь-Москва,1995г.
- Г. Белякова "Славянская мифология"-Москва,1995 г.
- Б.Рыбаков "Язычество древних славян", Москва , "Наука",1994 г.
- Учебник по мировой художественной культуре. Автор Н.Г. Грибунина ,лекция 13 "Киевская Русь",-Москва,1997г.
- Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун "тайны богов и религий",-Москва,19999г.
- В.Н.Демин "Тайны русского народа",- Москва,1997г. "Русское искусство барокко",-Москва,1977 г.
- Серия "Я познаю мир". "Театр", "Культура", "Музыка",- Москва,2002 г.
- "Краткий биографический словарь" "Архитекторы", "Музыканты и композиторы",-Москва, 2002 г.
- Серия "Самые знаменитые артисты России",-Москва,2001 г.
- Серия "100 великих чудес свет", "100 великих скульпторов",-Москва,1999 г.
ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ, ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
- Тесты по МХК. Владос., Москва
- Л. Куприянова "Русский фольклор в школе", -Москва 2000 г.
- Е.В. Мишина " Материалы и пpaктические задания по изучению курса "Истории русской культуры для иностранных студентов".,-выпуск 1-2, г. Благовещенск ГБПУ.-1996 г.
- "Вариации прекрасного" введение в МХК, автор А. Вачьянц, - Москва, 2000г.
- Ю.С. Рябцев "История русской культуры" (рабочая тетрадь) стр.1-2
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
01 12 2024 18:24:38
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
30 11 2024 18:52:15
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
29 11 2024 4:34:45
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
28 11 2024 16:12:10
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
27 11 2024 14:45:45
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
26 11 2024 17:27:22
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
25 11 2024 12:55:25
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
24 11 2024 16:36:28
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
23 11 2024 5:49:38
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
22 11 2024 2:22:19
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
21 11 2024 12:16:21
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
20 11 2024 6:23:19
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
19 11 2024 15:52:20
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
18 11 2024 13:32:22
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
17 11 2024 2:17:17
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
16 11 2024 15:34:47
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
15 11 2024 0:22:33
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
14 11 2024 3:55:47
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
13 11 2024 16:30:16
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
12 11 2024 11:20:54
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
11 11 2024 17:39:47
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
10 11 2024 17:59:37
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
09 11 2024 22:40:47
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
08 11 2024 13:29:52
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
07 11 2024 2:23:28
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
06 11 2024 18:51:22
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
05 11 2024 5:27:22
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
04 11 2024 3:56:10
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
03 11 2024 2:24:33
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
02 11 2024 11:59:11
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
01 11 2024 12:12:28
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
31 10 2024 8:49:55
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
30 10 2024 7:25:28
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
29 10 2024 10:21:45
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
28 10 2024 23:51:31
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
27 10 2024 20:55:24
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
26 10 2024 2:51:29
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
25 10 2024 6:43:30
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
24 10 2024 8:33:53
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
23 10 2024 19:47:55
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
22 10 2024 13:13:19
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
21 10 2024 13:36:29
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
20 10 2024 17:12:27
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
19 10 2024 4:34:52
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
18 10 2024 3:34:46
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
17 10 2024 8:40:54
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
16 10 2024 17:55:24
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
15 10 2024 0:51:35
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
14 10 2024 11:52:21
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
13 10 2024 9:40:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::