Путешествие во времени. Остановка "Век девятнадцатый" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Путешествие во времени. Остановка "Век девятнадцатый"


    Путешествие во времени. Остановка "Век девятнадцатый"

Первая половина XIX века.

Перед Вами Александр I, вступивший на престол на 24-м году жизни в 1801 году. Две основные задачи его реформ составляли содержание внутренней политики России начала 19 века. Это уравнивание сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность. Это были основные задачи эпохи, но они осложнялись другими стремлениями, которые были необходимой подготовкой к их разрешению либо неизбежно вытекали из их разрешения. Уравнивание сословий перед законом, естественно, приняло само основание законодательства. Таким образом, возникла потребность кодификации.

В самом начале царствования Александра был заключен мир, а затем конвенция о дружбе.

В 1801 году Грузия, спасаясь от натиска Персии, просила русского императора принять ее в подданство и под защиту России. Александр исполнил эту просьбу. И в 1804 году Персия объявила России войну, которая продолжалась до 1813 года. Скоро европейские события привлекли и поглотили все внимание Александра.

В 1802 году Наполеон объявил себя пожизненным консулом, а в1804 году императором. В то же время он непрерывно продолжал захваты новых территорий в Италии и Германии, стремясь к гегемонии в целой Европе.

Когда в 1805 году Австрия решила выступить против французского завоевателя , Александр присоединился к ней и начал войну с Францией. Война прошла неудачно для союзников и при Аустерлице русские и австрийские войска были наполовину разбиты Наполеоном. Австрия была вынуждена заключить мир, но Александр решил продолжить борьбу. В 1808 году против Наполеона выступила Пруссия, но в ряде сражений прусские войска потерпели полное поражение, а Наполеон взял Берлин. Война была перенесена в Восточную Пруссию. Русская армия была вынуждена отступить. Александр был вынужден склониться к миру и летом 1807 года состоялась знаменитая встреча Наполеона и Александра. Два великих актера политической сцены искусно разыграли свои роли, выражая чувства взаимного уважения и симпатии , и заключили не только мир, но и союз между державами. Наполеон, по просьбе своего нового друга, возвратил прусскому королю половину его владений. Из тех областей, которые достались Пруссии после раздела Речи Посполитой, было образовано герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона и под номинальной властью саксонского короля. Александр согласился принять континентальную систему, то есть прервать торговлю с Англией а также всяческие отношения с ней. В вознаграждение за дружбу, Наполеон предоставил своему союзнику усиливаться за счет Турции и Швеции. Война с Турцией началась еще в 1806 году и долго шла без утешительных результатов. Хотя туркам приходилось бороться на 2 фронта: отражать натиск русских войск и одновременно подавлять восстания сербов, которые поднялись против турок.

В декабре 1811 года вновь назначенный главнокомaндующий генерал Кутузов одержал над турками решительную победу. И весной 1812 года Турция должна была согласиться на мир. По мирному договору, заключенному в мае 1812 года в Бухаресте, Турция уступила России Бессарабию.

Война со Швецией 1808-1809гг была успешна для России. Русские войска завоевали всю Финляндию. Зимой взяли Аландские острова и оттуда перешли на шведский берег. По мирному договору Швеция уступала России всю Финляндию и Аландские острова. Овладев Финляндией, Александр созвал депутатов от финляндских сословий заявил о своем стремлении соблюдать законы и права и привилегии населения. Финские провинции образовали Великое княжество Финляндское с широкой политической автономией. Во всех политических делах вся власть принадлежала Сенату и Сейму, личный состав администрации пополнялся из числа местных жителей.

Император Всероссийский принял титул Великого князя Финляндского и назначил в Финляндию генерал-губернатора с целью представительства царской власти.

Вообще, Финляндия более представляла собой государство, связанное с Россией, чем русскую провинцию. В войне Наполеона с Австрией в 1809 году Россия в качестве союзника Наполеона должна была выступить на его стороне. Правда это была с ее стороны скорее военная демонстрация, чем действительное участие в войне. Но все же Наполеон после победы над Австрией решил вознаградить союзников. Россия получила в 1810 году Восточную часть Галиции. Однако несмотря на все внешнеполитические успехи после Тильзита в русском обществе появилось недовольство и ропот. Тильзитский договор и союз с Наполеоном считался унизительным для России. Континентальная система подорвала торговлю и причинила серьезные убытки помещикам, отпускавшим продукты сельского хозяйства за границу. С другой стороны, цены заграничных товаров чрезвычайно поднялись. Большие расходы на военную нужду вызывали постоянный дефицит в государственном бюджете. Усиленный выпуск бумажных денег вызывал быстрое падение их стоимости и в результате - общий рост дороговизны.

Одним из важных событий этого периода является Отечественная война 1812 года. В 1812 году начался новый перерыв во внутренней деятельности Александра 1. Внешние события надолго отвлекли внимание правительства и общества от внутренних дел. Наполеон, продолжая распоряжаться в Европе как полновластный хозяин, между прочим выгнал родственника Александра 1, герцога Ольденбургского, из его владений за недостаточно строгое соблюдение континентальной системы. Александр 1 воспринял это как личное оскорбление и протестовал против действий Наполеона. Между тем, сама Россия с 1810 года фактически не соблюдала континентальную систему. Судам под нейтральным флагом было разрешено проходить в русские порты, а под нейтральным флагом могли быть и английские товары. Александр требовал от Наполеона прямого обязательства, что он не будет стремиться к восстановлению Польского королевства. Но Наполеон отказался дать формальное обязательство такого рода. Весной 1812 года Александр потребовал вывода французских войск из Пруссии герцогства Варшавского, Наполеон посчитал это требование оскорбительным для себя и решил начать войну, ибо он видел, что пока Россия сильна и независима, он не может распоряжаться судьбами Европы.

В июне 1812 года заранее подготовленная Наполеоном 600000 великая армия, состоящая из многих подвластных Наполеону или союзных народов, вступила в пределы России. Русские армии Барклая де Толли и Багратиона составляли около 200000 человек и, конечно, должны были отступать перед колоссальными силами неприятеля. Под Смоленском после кровопролитного сражения, задержавшего натиск французов, обе армии соединились, но вынуждены были отступать вглубь страны, а французы двигались по направлению к Москве. Нашествие неприятеля на Россию вызвало недовольство и ропот против главнокомaндующего. Уступая общественному мнению, Александр назначил главнокомaндующим популярного старого генерала Кутузова, который только что с успехом закончил турецкую войну. При продвижении внутрь России французская армия все больше слабела, неся большие потери от военных действий и от болезней. Удаляясь от своих баз и испытывая большие затруднения с провиантом и фуражом, т.к. русское население на пути продвижения французов уходило вместе с армией вглубь страны и предавала оставленные места огню.

Кутузов видел, что отступление было самой разумной тактикой, ибо французская армия непрерывно таяла и двигалась вглубь чужой необъятной страны навстречу своей гибели. Но общественное мнение требовало остановить натиск неприятеля и не отдавать ему Москву, поэтому Кутузов был вынужден остановиться в 130 верстах от Москвы и в 10 верстах от Можайска, чтобы дать неприятелю генеральное сражение. Сражение произошло 20 августа 1812 года при Бородине и отличалось необыкновенным упорством и кровопролитием. Обе стороны понесли огромные потери. Русская армия удержала свои позиции и готовилась возобновить бой на другой день, но главнокомaндующий дал приказ об отступлении, и 2 сентября французы заняли Москву, оставленную русскими войсками и почти всеми жителями. Наполеон возомнил себя победителем и обратился к Александру с предложением мира, но не получил никакого ответа. Между тем, в Москве начались пожары, охватившие весь город, способствующие начавшейся деморализации и дезорганизации французской армии, После того как все найденные припасы были разграблены, снабжение французской армии стало испытывать затруднения, ибо русские войска перехватили и уничтожили французские отряды, посылаемые за провиантом и фуражом.

7 ноября Наполеон дал приказ об отступлении и выехал из Москвы. Французы сделали попытку пройти от Москвы к Калуге, чтобы не отступать по старому ,разоренному и опустошенному пути. Но в сражении при Молоярославце были повержены и вынуждены повернуть на старую Смоленскую дорогу. Под ударами русской армии, окруженная казаками и партизанами, французская армия таяла при поспешном отступлении, которое к началу ноября превратилось в беспорядочное бегство.

Уже 3 ноября был издан царский манифест об изъявлении русскому народу благодарности за защиту Отечества от неприятеля. Манифест сообщает, что неприятель бежит от Москвы с таким унижением и страхом, с каким тщеславием и гордостью приближался к ней. Бежит оставляя пушки, бросая обозы. Неприятельские силы главной частью или истрeблены или в плен взяты. Все единодушно в том содействовали К концу похода почти вся некогда великая армия погибла, лишь жалкие остатки ее перешли границу, а Наполеон умчался во Францию для подготовки новой армии.

Царский манифест от 25 декабря 1812 года объявил о полной ликвидации неприятельского нашествия, при отражении которого дворянство, духовенство, купечество, народ, словом, все государственные чины и сословия, не щадя имущества и жизней, составили единую душу.

Изменения в политике, рост правительственной реакции, внешние дела с 1812 по 1815 год оказали сильное влияние на внутреннюю политику.

Можно даже сказать, что редко когда внешняя политика так резко изменяла направление внутренней жизни. Может это произошло от того, что Россия редко когда переживала такие события, которые довелось испытать в те годы. События эти не одинаково действовали на общество и правительство.

В первом они вызывали необыкновенное политическое и нравственное возбуждение. Русские люди, только что пережившие такие опасности, вышли из них с более живыми ощущениями своих сил. Возбуждение это сказывается и в литературе. Даже в официальных периодических изданиях, продолжая прежний тон, с начала царствования установившийся в печати, встречались статьи, посвященные таким вопросам, как свобода печати и др. Еще живее сказывалось это возбуждение в неофициальной литературе. Здесь прямо печатались статьи с названием "О конституции". Попечители учебных округов на торжественных актах произносили речи о политической свободе, называли ее даром Бога. Все надеялись , что правительство не только предложит, но и расширит свою прежнюю программу. Таким образом, во второй половине царствования правительство стало отказываться от программы, которая так громко была заявлена в начале правления. В результате неодинакового воздействия одних и тех же событий на общество, правительство, мнения разошлись между собой, как не расходились ранее.

Мы перенеслись по вторую четверть 19 века.

Перед нами император Николай I, родившийся 25 июня 1796 года. Это 3-й сын императора Павла I и Марии Федоровны. Николай получил неплохое образование, но особого усердия к учебе не проявлял. Он не признавал гуманитарных наук, зато прекрасно разбирался в военном искусстве, увлекался фортификацией, был знаком с инженерным делом. Вступил на престол после cмepти своего брата Александра I.

Николай правил в эпоху консерватизма. Он всячески подавлял вольнодумство и свободомыслие.

"Россия на пороге революции, но клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне остается дыхание жизни". Главная цель его политики - предельная централизация власти. Николая I называют рыцарем самодержавия, он твердо и яростно защищал его устои и пресекал попытки изменить существующий строй. В 1826 году выходит цензурный устав, прозванный его современниками "чугунным". Запрещалось печатать пpaктически все, что имело какую-либо политическую подоплеку. Его правление завершилось в 1855 году.

МЫ переносимся в 1825 год.

Сейчас утро, 14 декабря 1825 года и мы находимся на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, на которую вышли полки, около 3000 человек, которыми комaндовали гвардейские офицеры, вошедшие в историю как декабристы.

Что же побудило этих людей выступить против царя? После победоносной Отечественной войны 1812 года многие ожидали отмены крепостного права, принятие Конституции, введение гражданских свобод. Но все оставалось без изменений. И в 1821 году образуется 2 тайных общества, борющихс я за права народа.

Перед нами Пестель. Он был сторонником верховной власти народа, полной отмены крепостного права, всеобщего равного избирательного права, физического уничтожения царя.

Конституция Никиты Муравьева была более умеренной. В ней также говорилось об ограничении монархии Конституцией, об отмене крепостного права, но при сохранении помещичьих земель.

Как вы видите, 13 000 единиц конной гвардии окружили восставших. Николай посылал к мятежникам с уговорами разойтись митрополита Серафима, генерал-губернатора Милорадовича, но все было тщетно. А Милорадович, герой войны 1812 года был cмepтельно ранен. После этого по приказу царя артиллерия открыла по восставшим огонь. Восстание было жестоко подавлено. Его участники арестованы. Пятеро руководителей: Пестель, Рылеев, Каховский, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин были повешены. Более 100 человек было осуждено и сослано в Сибирь. За некоторыми из них последовали их жены. А сейчас перед Вами памятник, воздвигнутый в честь декабристов.

Мы можем посмотреть, как проходили сражения 1828 года между Россией и Турцией. Обратите внимание, перед вами очень красивая, украшенная барельефом Александрийская колонна.

Одним из важных событий является начало строительства первой железной дороги в России в 1837 году.

Одно из важнейших событий - рождение императора Александр Третьего 26 февраля 1845 года. На этом наша экскурсия по второй четверти 19 века окончена.

Мы перемещаемся в третью четверть 19 века.

Это время правления Александра II. Старший сын Николая I, Александр Второй, родился 17 апреля 1817 года. Его воспитателем был известный поэт Жуковский. Наследник вступил на трон после cмepти отца 19 февраля 1855 года. Царствование императора Александра Второго с 1855 по 1881 гг. ознаменовалось рядом реформ, значительно продвинувших Россию вперед. К преобразованиям Александра Второго можно отнести освобождение крестьян в 1861 году, издание положения об устройстве крестьян, дарование справедливого суда, издание в 1874 г. Устава о воинской повинности, учреждение университетов, гимназий и прогимназий.

При Александре Втором завершилось присоединение Кавказа, Россия расширила свое влияние на востоке, в Россию вошли Туркменистан, Приамурье, Уссурийский край, Курильские острова.

Его царствование было отмечено ростом революционного движения.

Александр Второй погиб 1 марта 1881года от рук убийц, а в истории за ним закрепилось им я освободителя.

Была подготовлена и судебная реформа. Из всех реформ того времени она была самой последовательной.

Судебные уставы от 20 ноября 1864 года вводили гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатуры и состязательности сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе, устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого. Наказание же определяли сами судьи. Для рассмотрения мелких проступков и гражданских дел в небольших городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на земских собраниях. Судебные уставы в 1864 году вводили институт присяжных поверенных, адвокатуру, институт судебных следователей. Присяжные поверенные и их помощники должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели окружных судов и судебных палат утверждались самим императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или отстранены от должности, а лишь только в случае совершения какого-либо уголовного преступления. Но и тогда решение об их отстранении выносил суд. Таким образом вводился важный принцип несменяемости судей.

Была подготовлена Земская реформа. Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, своевременные поставки продовольствия, качество дорог. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны жизни.

В 1864 году было издано положение о губернских и уездных земских учреждениях, вводивших земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов и исполнительных. Такое управление получило столь широкое распространение, что многим было понятно как переход к представительному образу правления. Поэтому со стороны правительства скоро стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне и не позволять общаться между собой земским корпорациям.

16 июня 1870 года было издано Городовое положение, по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление. Избирали на 4 года. Городская Дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - Городскую Управу, состоящую из городского головы и нескольких члeнов. Городской голова был одновременно и председателем Городской Думы и Городской Управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели только жители, обладающие имущественным цензом.

В 1861-1874гг была проведена серия военных реформ, а в 1874г издан Устав о всеобщей воинской повинности, которой в корне изменил порядок пополнения войск. По новому закону призывались все молодые люди, достигшие 21 года. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если брат призывника отбывает службу. В сухопутных войсках служили 15 лет, 6 лет в строю и 9 лет в запасе; во флоте 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок службы сокращался до 4 лет, окончивших городскую школу до 3-х лет, гимназию - до 1,5 лет.

Таким образом, можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат , но в то же время проводился ряд мероприятий по просвещению общества.

Еще в начале своего царствования Александр Второй отменил некоторые стесняющие меры в учебных заведениях. Преподавание в Университетах получило больше свободы. Они стали более доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетам пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, по которому профессорская корпорация получила самоуправление.

В начале царствования императора доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии были 2-х типов: классические, с изучением древних языков, и реальные. Реформа подчеркнула преобладание классической школы, но она не вошла в нравы нашего общества. С конца 50-х годов появляются женские гимназии для всех сословий. Так успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были заметные успехи в плане народного образования. Но, не смотря на все усилия , народная грамотность стояла на низком уровне.

Значение реформ, проведенных Александром Второго :

Проведенная реорганизация имела прогрессивный хаpaктер, она начала закладывать базу для эволюционного развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени социально-политической Европейской модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращению России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации имел специфический хаpaктер и прежде всего обуславливался пассивностью российской буржуазии. Зачинателями реформ были некоторые высшие государственные чиновники, так называемая либеральная бюрократия. Этим объяснялась нелогичность, незавершенность большинства реформ. Логическим продолжением реформ 60-70 годов 19 века могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений. Они предполагали привлечение председателей земств к обсуждению государственных проблем. Однако убийство народовольцами Александра Второй 1 марта 1881 года изменило общее направление общественного курса.

Крымская война - одно из событий этого периода.

Причинами войны было:

  • Великобритания и Франция вытеснили Россию с ближневосточного рынка и подчинили своему влиянию Турцию. Великобритания и Франция способствовали обострению конфликта, рассчитывая ослабить Россию и отторгнуть у нее Крым, Кавказ и другие территории;
  • Спор между православным и католическим духовенством в 1852 году из-за обладания святыми местами в Палестине.

В мае 1853 года турецкое правительство отвергло русский ультиматум, который состоял в том, чтобы православные подданные турецкого султана были поставлены под особое покровительство русского царя.

Поддержание Великобританией и Францией турецкого султана 27 сентября потребовало очищение княжеств, а 4 октября 1853 года была объявлена война России. (9 февраля Россия объявила войну Великобритании и Франции). С 1854 по 1855 год началась 349 дневная Севастопольская оборона. В 1854 году русские войска потерпели поражение. 14 января 1855 г. в войну вступила Сардиния. В конце 1855 года военные действия фактически прекратились и возобновились переговоры.

18 марта 1856 года был подписан Парижский мирный договор. Эта война выразила внутреннюю несостоятельность нашего отечества, с обеих сторон носила несправедливый , захватнический хаpaктер, поражение царизма подорвало его международный и внутренний престиж, ускорило назревание революционных ситуаций 1859-1861 гг. и падение крепостного права в России. На этом наша экскурсия по третьей четверти 19 века окончена.

Сейчас мы находимся в последней четверти 19 века. С 1881 г. по 1894 г. правил император Александр Третий.

Одним из самых значительных событий за время правления стало участие в Русско-Турецкой войне. Наследник Русского престола был назначен комaндующим отрядом на Дунайском театре боевых действий, выполнявшим в ходе компании заградительную роль. За Турецкую компанию Александр Александрович получил Орден Святого Владимира и Орден Святого Ге opгия Второй степени. Уже при вступлении на престол Александр Третьего обнаружил много твердости и самообладания в управлении государством.

Император Александр Третий много заботился о нуждах крестьянского сословия, дал ему новую власть в лице земских начальников, учредил церковно-приходские школы, в интересах улучшения народного хозяйства было учреждено министерство земледелия. Проведение новых железных дорог, из которых наиболее примечательны Сибирская и Среднеазиатская, т.к. способствовали развитию торговли и промышленности, также имело большое значение. Энергично заботясь о усилении военного положения России и укреплении границ России по суше и со стороны моря, император придерживался мудрой политики невмешательства в европейские дела.

В 1892 г. Александр III вступил в дружескую связь с Францией. Однако после тяжелой болезни император скончался в 1864 году.

Голос народа дал ему прозвище "царь-миротворец".

Сейчас перед Вами благополучно царствующий император Николай Александрович, старший сын умершего Александра Третьего. Своей миролюбивой политикой и сердечной отзывчивостью он сразу привлек к себе как верноподданных, так и людей всего мира. Оставаясь верным государственным традициям своего отца , Николай Александрович в заботах о народе целым рядом манифестов выразил любовь к своим подданным и к человечеству. В этом случае замечателен императорский манифест от 12 августа 1898 г. с предложением к державам о всеобщем разоружении. Созванной в Гааге для обсуждения этого предложения конференцией был выработан ряд мер, имеющих своей целью предотвратить столкновение народов.

Как вы видите, основным событием стала Русско-турецкая война 1874-1878гг., развязанная в результате подъема национально- освободительного движения против турецкого владычества на Балканах и обострения международных противоречий на Ближнем Востоке.

Турция стремилась подавить борьбу балканских народов за независимость, сохранить на Балканах свое военное феодальное господство.

Правительство России поддерживало освободительное движение этих народов, также намечало восстановить престиж и влияние на Балканах, подорванное в результате Крымской войны, и положительно решить вопрос о свободе судоходства через Босфорский пролив, что отвечало интересам экономического развития страны. Царское правительство сначала решило оказать помощь балканским народам дипломатичным путем, но его предложения о коллективной защите славян было отклонено Великобританией при поддержке Австро-Венгрии. В начале апреля 1887 г турецкое правительство по совету Великобритании отвергло новый проект автономии Боснии, Герцеговины и Болгарии, выработанный европейскими державами по инициативе России. Русское правительство объявило Турции войну. На стороне России выступили Румыния, Польша, Сербия и Черногория. С начала войны Россия развернула 2 армии: Кавказскую и Дунайскую. Война выявила тенденцию к росту масштабов и изменению хаpaктера вооруженной борьбы, обусловленную появлением массовой армии, оснащенной нарезным стрелковым и артиллерийским вооружением, использованием железных дорог и полевого телеграфа. В войне приняло участие свыше 1 млн человек . Возросла роль штабов в управлении войсками. В области тактики Русско-турецкая война выявила значение ружейного артиллерийского огня и взаимодействия разных родов войск для достижения результатов. Стала очевидна необходимость перехода к новым боевым порядкам, типа стрелковых цепей. Опыт войны выявил необходимость оснащения армии более дальнобойными орудиями.

Духовный и культурный мир в истории России очень многообразен и интересен. Сколько замечательных писателей, архитекторов, художников было по второй половине 19 века.

В первую очередь мы обратимся к живописи. В 1870 г. в России произошло событие, оказавшее мощное воздействие на развитие изобразительного искусства. Возникло Товарищество передвижных художественных выставок. Это была общественная организация, которую государство не финансировало. Товарищество организовали молодые художники, большей частью выпускники Петербургской Академии художеств. С товариществом передвижников были связаны все передовые художники России второй половине 19 века. Передвижники устраивали выставки , причем привозили их в разные города. Даже простое перечисление имен русских художников 19 века заняло бы много времени. Поэтому мы назовем только несколько имен и фамилий. Это Крамской И.Н., Левитан И.И., Петров В.Г., Репин И.Е., Серов В.А. и др.

А теперь перейдем к музыке. Музыкальная жизнь России второй половины 19 века отмечалась широтой и многообразием. В крупных городах России возникали музыкальные учебные заведения, открывались концертные залы, создавались музыкальные общества. В этот период раскрывается талант известных русских композиторов: Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова и др. Каждый из них писал необыкновенную музыку, которая запомнилась на века. Положение русского театра этого периода существенно изменилось. Снятие ограничений на создание частных трупп приводит к увеличению их числа. К концу 19 века почти во всех губернских городах имелись постоянные театральные здания. Количество временных театров не поддавалось учету. Возникло множество частных театральных антреприз, гастролировавших по России. Однако в этом многообразии были театры, считавшиеся первыми в театральном мире. Среди балетных и оперных сцен- Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве. Они назывались императорскими и содержались на государственные средства. На сценах драматических театров шли пьесы как отечественных, так и зарубежных авторов. Среди целого созвездия выдающихся русских актеров второй половины 19 века особо выделяются Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская, Федор Шаляпин. Каждый из них - эпоха в истории отечественного театра. Уже с середины 19 века наметился явный переворот в развитии архитектуры. Ранее зодчие творили главный образом по заказам вельмож, члeнов царской фамилии. Воздвигались великолепные дворцы, монументальные здания для государственных учреждений, храмы. В 1893 году в Москве завершено строительство огромного торгового центра- Верхних торговых рядов(ныне - ГУМ). Для того времени это было крупнейшее торговое здание, аналогов которому не существовало. В 1881 году на Красной площади было завершено строительство величественного здания Исторического музея , открытого для публики в 1883году. Он стал самым большим России и одним из крупнейших в мире.

На этом наша экскурсия по 19 веку окончена.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

11 07 2024 16:35:26

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

10 07 2024 21:29:52

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

09 07 2024 3:15:39

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

08 07 2024 15:56:46

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

07 07 2024 15:42:32

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

06 07 2024 8:48:22

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

05 07 2024 2:24:15

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

04 07 2024 10:20:34

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

03 07 2024 13:34:33

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

02 07 2024 22:44:58

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

01 07 2024 18:29:26

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

30 06 2024 20:20:33

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

29 06 2024 0:19:54

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

28 06 2024 1:37:37

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

27 06 2024 18:20:14

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

26 06 2024 17:36:34

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

25 06 2024 17:44:48

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

24 06 2024 3:57:54

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

23 06 2024 14:34:58

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

22 06 2024 20:10:36

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

21 06 2024 0:17:51

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

20 06 2024 3:30:28

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

19 06 2024 19:48:10

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

18 06 2024 18:43:52

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

17 06 2024 18:37:29

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

16 06 2024 12:28:23

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

15 06 2024 8:51:26

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

14 06 2024 22:30:14

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

13 06 2024 7:51:22

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

12 06 2024 8:32:32

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

11 06 2024 18:59:51

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

10 06 2024 17:18:55

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

09 06 2024 10:37:24

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

08 06 2024 11:30:37

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

07 06 2024 1:27:41

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

06 06 2024 18:26:17

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

05 06 2024 18:15:28

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

04 06 2024 6:28:38

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

03 06 2024 11:57:59

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

02 06 2024 3:56:34

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

01 06 2024 10:29:22

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

31 05 2024 21:53:56

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

30 05 2024 23:55:22

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

29 05 2024 0:58:36

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

28 05 2024 23:19:34

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

27 05 2024 6:27:59

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

26 05 2024 5:25:48

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

25 05 2024 2:19:35

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

24 05 2024 1:17:57

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

23 05 2024 22:44:58

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::