Обобщающий урок-викторина "Своя игра" по истории Отечества в 10-м классе
Цель урока:
- Проверка знаний учащихся по основным разделам титульной темы.
- Воспитание в них чувства гордости за историю своей Родины и чувства ответственности за ее будущее.
- Развитие в учениках чувства товарищества, взаимопомощи, умения быстро соображать, связно и четко выражать свои мысли.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портреты деятелей эпохи.
Ход урока
- На экран выводится таблица из 7 основных разделов, в каждом разделе 7 вопросов.
- Выбирается жюри из трех человек, которое следит за игрой, отмечая активность играющих. Отмечаются номинации: Самый активный игрок, Самый внимательный игрок, победители в которых получают оценку “отлично” вне зависимости от победы или поражения своей комaнды.
- Играют три комaнды. Первая комaнда выбирает раздел и цену вопроса, ведущий читает вопрос. Комaнда, знающая ответ, подает сигнал, после чего озвучивает ответ.
- В случае, если ответ верен, к лицевому счету комaнды прибавляется сумма, равная цене вопроса. В случае, если ответ неверен, с лицевого счета комaнды вычитается сумма, равная цене вопроса.
- Если ответ неверен, право ответа переходит к следующей комaнде, которая имеет право ответить или не отвечать на него. Если никто не ответил, вопрос может быть задан болельщикам.
- Вопрос, отмеченный знаком “Кот в мешке”, отдается комaндой, выбравшей его, своим соперникам по желанию.
- Вопрос, отмеченный знаком “Вопрос – аукцион”, разыгрывается м/у комaндами и достается той из них, которая предложит наибольшую ставку.
- Победитель викторины определяется после финальной “Своей игры”, в которой комaнды могут делать ставку, не превышающую суммы их лицевого счета. В случае, если ответ верен, к лицевому счету комaнды прибавляется сумма, равная их ставке. В случае, если ответ неверен, с лицевого счета комaнды вычитается сумма, равная их ставке.
- Побеждает комaнда, набравшая наибольшее количество баллов. Она получает оценки “отлично” и призы “Сладкий вкус победы”. Проигравшие комaнды получают оценки “хорошо” и призы “Капля меда для снятия горечи поражения”.
- Группы вопросов:
I. Восстание декабристов:
1) На какую из площадей Санкт-Петербурга восставшие вывели полки в ночь на 14 декабря 1825 г.?
– Сенатская площадь.
2) Какой русский поэт прославил жен декабристов, последовавших в Сибирь за сосланными на каторгу мужьями?
– Н.Некрасов.
3) Какой полк вышел первым на площадь? --– “Кот в мешке”.
– Московский.
4) Кто из декабристов был избран диктатором России?
– С.Трубецкой.
5) Фамилия генерала, героя 1812 г., которого cмepтельно ранил декабрист Каховский? --– “Вопрос – аукцион”.
– Милорадович.
6) Декабрист, автор “Русской Правды”?
– П.Пестель.
7) Что являлось главным требованием декабристов?
– Конституция.
Своя игра: Декабрист, поэт, друг Пушкина, которому посвящен роман Ю.Тынянова “Кюхля”
– В.Кюхельбекер.
II. Отечественная война 1812 года:
1) Комaндующий русской армией до М.И.Кутузова?
– Барклай де Толли.
2) Какое сражение произошло 26 августа 1812 года?
– Бородинское.
3) Как начали называться парижские кафе после захвата Парижа русской армией? --– “Вопрос – аукцион”.
– Бистро.
4) Сражение под этим бельгийским городом завершило разгром наполеоновской армии и стало нарицательным выражением последнего поражения? --– “Кот в мешке”.
– Ватерлоо.
5) Название конгресса, решившего судьбу послевоенной Европы?
– Венский.
6) По какой дороге Кутузов заставил Наполеона отступить из Москвы?
– Смоленская.
7) Фамилия казачьего атамана, чье имя наводило ужас на французов и осталось в русском фольклоре?
– Платов.
Своя игра: Какой мир был заключен после поражения русско-австрийских войск под Аустерлицем?
– Тильзитский мир.
III. Правление Павла I:
1) Сколько лет правил Павел I?
– 6 лет.
2) Пригород С.-Петербурга, столица Павла I до вступления на престол? – Гатчина.
3) Король, кумир Павла I? – “Вопрос – аукцион”.
– Фридрих II.
4) Кто стоял во главе заговора против Павла I?
– Граф Пален.
5) Чем именно убили Павла I? – “Кот в мешке”.
– Табакеркой.
6) Гроссмейстером какого рыцарского ордена был Павел I?
– Мальтийского.
7) Какой указ Павла I немного облегчил жизнь крепостных крестьян?
– Указ о трехдневной барщине.
Своя игра: Какой указ Павла I регулировал вопрос о том, кто должен становиться царем?
– Указ о престолонаследии.
IV. Правление Александра I:
1) Кто из полководцев Александра I совершил героический переход через Альпы?
– А.Суворов.
2) Как называлась особая организация войск при Александре I, при которой воинская служба совмещалась с обработкой земли?
– Военные поселения.
3) За кого из советников Александра I Наполеон предложил одно из своих королевств?
– М.Сперанский.
4) Название кружка, состоявшего из ближайших друзей Александра I?
– “Негласный комитет”.
5) Какими словами граф Пален напутствовал Александра I на царствование в ночь убийства Павла I? – “Вопрос – аукцион”.
– “Довольно ребячиться, Ваше Величество! Ступайте царствовать!”.
6) Указ Александра I, согласно которому помещик при желании мог освобождать крепостных с землей? – “Кот в мешке”.
– Указ о “вольных хлебопашцах”.
7) Полководец, герой 1812 г., “покоритель Кавказа”?
– Ермолов.
Своя игра: Принцип, предложенный М.Сперанским для упорядочения уровней и ветвей власти?
– Принцип разделения властей.
V. Правление Николая I:
1) Реформа, предложенная и осуществленная Е.Ф.Канкриным? – “Кот в мешке”.
– Денежная.
2) Кто руководил войсками мятежных горцев во время кавказской войны?
– Шамиль.
3) В чем была суть кодификации законов?
– Отбор и упорядочение законов.
4) Чего больше всего боялся Николай I на протяжении всего своего правления? --– “Вопрос – аукцион”.
– Революции.
5) Автор теории “официальной народности”?
– Граф С.Уваров.
6) Что такое “картофельные бунты”?
– Бунт против “казенной” барщины.
7) Как называлось учреждение, занимавшееся политическим сыском? Кто им руководил?
– Третье отделение, А.Бенкендорф.
Своя игра: Министр, осуществившийреформу управления государственной деревней?
– Киселев.
VI. Славянофилы v западники:
1) Русский писатель, входивший в кружок петрашевцев, приговренный к расстрелу?
– Ф.Достоевский.
2) К какому течению относился К.Аксаков? – “Кот в мешке”.
– Славянофилы.
3) Кто такие славянофилы?
– Обращение к славянским народным корням.
4) Чего требовали славянофилы, и западники?
– Отмены крепостного права.
5) Что означает славянофильское слово “хорошилище”? – “Вопрос – аукцион”.
– Франт.
6) Кого западники считали гением, а славянофилы – злодеем, погубившим Россию?
– Петра I.
7) Русский писатель, ярый сторонник западничества?
– И.Тургенев.
Своя игра: Автор записки “О старом и новом”?
– А.Хомяков.
VII. Крымская война:
1) Годы Крымской войны?
– 1853 – 1856 гг.
2) Какой русский врач, участвуя в обороне Севастополя, изобрел антисептик?
– Пирогов.
3) Посол Николая I при дворе турецкого султана, своим вызывающим поведением озлобивший турков? – “Кот в мешке”.
– А.С.Меншиков.
4) Сколько дней длилась Севастопольская оборона?
– 349 дней.
5) Какие государства составили антирусскую коалицию?
– Франция, Англия, Турция, Сардиния.
6) Две основные причины Крымской войны? – “Вопрос – аукцион”.
– Черноморские проливы/опека над христианскими храмами в Палестине.
7) В каком сражении адмирал Нахимов сжег пpaктически весь турецкий флот?
– В Синопском.
Своя игра: Какое государство в результате одной из русско-турецких войн получило независимость?
– Греция.
4. Итоги урока.
Презентация
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
04 06 2023 19:58:27
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
03 06 2023 16:50:13
На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....
02 06 2023 7:19:30
Занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а также христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания занятия - противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?...
01 06 2023 7:25:26
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
31 05 2023 2:58:32
Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в пpaктическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика....
30 05 2023 0:21:18
Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в ВОВ. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина!
...
29 05 2023 10:52:31
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
28 05 2023 13:14:23
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
27 05 2023 7:24:37
В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....
26 05 2023 14:54:23
Цели урока: дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева; развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов; воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астpaxaнской области.
...
25 05 2023 13:12:37
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа".
Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения.
...
24 05 2023 7:53:58
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
23 05 2023 18:55:41
Урок-путешествие по Санкт-Петербургу - городу, основанному Петром Великим. По ходу экскурсии ребята знакомятся с основными достопримечательностями города и при заочном посещении некоторых объектов узнают об изменениях, внесенных в быт русского народа первым российским Императором. Урок имеет познавательную направленность.
...
22 05 2023 15:15:19
Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Богата событиями история Ревды, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего....
21 05 2023 1:55:45
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные.
...
20 05 2023 16:16:13
Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию
умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них
общее и различия....
19 05 2023 7:32:46
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах.
...
18 05 2023 8:36:29
История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера.
...
17 05 2023 18:47:46
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера.
...
16 05 2023 4:51:33
Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....
15 05 2023 4:48:11
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных
возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как
лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний
обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
14 05 2023 14:11:30
Представлен конспект урока, на котором учитель делится своими наработками в использовании системы ИОСО на уроках истории. Он представляет ИОУПы, оценочные листы и рефлексивные таблички, которыми пользуется в своей педагогической деятельности....
13 05 2023 10:27:14
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
12 05 2023 1:37:34
Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....
11 05 2023 7:52:47
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце
ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
10 05 2023 14:16:17
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
09 05 2023 20:25:41
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
08 05 2023 0:27:13
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....
07 05 2023 5:35:56
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
06 05 2023 3:18:31
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
05 05 2023 0:26:41
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
04 05 2023 21:42:44
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
03 05 2023 0:25:54
Интеpaктивное занятие развивает критическое мышление и формирует активную гражданскую позицию личности. Учащиеся, проанализировав различные точки зрения на современные СМИ, должны осознать роль массовой культуры и СМИ в формировании личности, научится формулировать и аргументированно отстаивать свое мнение в ходе дискуссии....
02 05 2023 10:11:22
Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С.Иванова "Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её хаpaктер, а также пpaктически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей.
...
01 05 2023 14:29:32
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
30 04 2023 10:22:23
Формирование толерантности - важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране. В данной статье описываются принципы обучения истории и условия формирования толерантного сознания, раскрывается данная проблема на методическом уровне.
...
29 04 2023 2:32:13
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них.
...
28 04 2023 18:17:55
Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ. Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека....
27 04 2023 2:40:42
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
26 04 2023 16:12:27
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
25 04 2023 4:16:31
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....
24 04 2023 16:42:53
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
23 04 2023 7:49:51
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания.
...
22 04 2023 21:26:54
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
21 04 2023 9:12:42
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
20 04 2023 13:43:30
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
19 04 2023 10:54:19
Данная разработка контрольно-обобщающего урока может быть использована в 9-м классе на истории России при закреплении материала по данной теме. Урок содержит разноуровневые задания как репродуктивного, так и проблемного хаpaктера, а также тест и кроссворд, которые позволят объективно оценить знания учащихся по данной теме....
18 04 2023 2:54:47
На уроке используются различные виды работы: игра-викторина «Умники и умницы», работа с перфокартой «Русь в датах»; словарная работа; работа с различными источниками; решение тестов; работа со схемой «Система властвования Золотой орды над русскими землями»; дискуссия по историографии о последствиях ига для истории Руси.
...
17 04 2023 23:12:35
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
16 04 2023 14:41:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::