Конспект интегрированного урок (история + информатика). Тема: "Смутное время"
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный урок; рассчитан на 2 часа.
Цели:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся по истории России начала XVII века,
- изучить основные события, социально-экономические и политические последствия Смутного времени,
- показать, что слабая государственная власть в России в сочетании с забвением интересов народа правящими сословиями чревата катастрофическими последствиями,
- создать компьютерную презентацию темы с помощью программы Power point.
Воспитательные:
- продолжать воспитание интереса и уважения к отечественной истории,
- продолжить воспитание коммуникативных качеств личности,
- воспитывать критическое, самостоятельное мышление и оценку изучаемых событий.
Развивающие. Продолжить:
- развитие навыков работы с компьютерными программами с целью создания презентаций;
- развитие навыков работы с учебником, таблицами, схемами,
- поощрять развитие творческого, нестандартного мышления,
- учебно-информационных умений (работа с документом, текстом, иллюстрациями);
- учебно-интеллектуальных умений (анализ, обобщение, перенос знаний в нестандартную ситуацию).
Задачи: Изучить причины, сущность и главные события смутного времени и создать компьютерную презентацию основных событий этого периода.
Средства обучения:
- Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVII века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.Н.Сахаров, В.И.Буганов; под ред. А.Н.Сахарова. – 9-е издание. – М. : Просвещение, 2003. § 30.
- Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах/ В.В.Кириллов. 2-е изд., дополн. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 320с. (Подготовка к ЕГЭ)
- Плакаты 1-6.
ТСО: Компьютеры, программа Power point. Мультимедийный проектор.
Этапы урока:
- Оргмомент.
- Изучение нового материала.
- Создание презентации. Работа в группах.
- Представление учащимися результатов работы.
- Заключительный этап урока. Подведение итогов.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Объявление темы, целей урока, формы проведения, критериев оценок.
- Постановка учебных задач.
II. Изучение нового материала.
Изучение нового материала осуществляется лекционно с опорой на плакаты 1-6.
План.
- Смутное время: причины и сущность.
- Правление Бориса Годунова.
- Лжедмитрий I.
- Правление Василия Шуйского. 1606-1610 гг.
- Народные ополчения.
- Земский собор 1613 г.
1 вопрос. Смутное время: причины и сущность.
Плакат 1.
Смутное время: причины и сущность.
- Последствия разорения страны в период опричнины
- Обострение социальной ситуации вследствие процессов государственного закрепощения крестьян
- Кризис династии: пресечение мужской ветви правящего княжеско-царского московского дома
- Кризис власти: усиление борьбы за верховную власть среди знатных боярских фамилий. Появление самозванцев
- Претензии Польши на русские земли и престол
- Голод 1601-1603 гг. Гибель людей и всплеск миграции внутри страны
2 вопрос. Правление Бориса Годунова.
Плакат 2.
3 вопрос. Лжедмитрий I.
Плакат 3.
4 вопрос. Правление Василия Шуйского. 1606-1610 гг.
Плакат 4.
5 вопрос. Народные ополчения.
Плакат 5.
Народные ополчения
Первое ополчение
Январь – июль 1611 г.
Состав и руководители | Хроника событий |
Состав: бывшие отряды «тушинского лагеря», Руководители: П. Ляпунов, Д.Т рубецкой, И. Заруцкий во главе казаков. Создан Совет всея земли – временный орган власти. |
|
Второе ополчение.
Сентябрь 1611 – октябрь 1613гг.
Состав и руководители | Хроника событий |
Состав: народное ополчение. Руководители и создатели: К. Минин, кн. Дм. Пожарский. Создан новый Совет всея земли |
|
6 вопрос. Земский собор 1613 г.
Плакат 6.
Воцарение династии Романовых. Завершение смуты.
III. Создание презентации. Работа в группах.
Создается две комaнды (группы). Каждая группа готовит презентацию темы «Смутное время». Содержание плакатов – основа презентации. Учащиеся используют рисунки, предварительно выведенные на рабочем столе каждого компьютера в папке под названием «Рисунки». (См. Рисунок 1 и т.д.)
Требования к презентации.
- Соответствие теме.
- Полнота раскрытия вопроса.
- Законченность работы.
- Яркое, привлекательное, оригинальное цветовое решение, использование эффектов анимации, шаблонов оформления и порядка смены слайдов.
Требования к защите своего проекта.
Вам необходимо:
- Четко и кратко изложить цель вашей презентации.
- Аргументировано, полно, убедительно объяснить, почему вы выбрали именно такие визуальные средства: цветовое решение, использование эффектов анимации, шаблонов оформления и порядка смены слайдов.
- Продемонстрировать культуру речи, доступную и привлекательную манеру изложения, использование наглядных средств, чувство времени, импровизацию, умение удерживать внимания аудитории.
IV. Представление учащимися результатов работы.
Каждая группа получает до 7 минут для представления своей работы на большом экране с сопровождающим комментарием.
Слушатели заполняют таблицу «Выполнение проекта» и «Защита проекта».
Возможен вариант, когда данный этап урока открывает сам преподаватель, представляя свою работу, которая также оценивается присутствующими.
V. Заключительный этап урока. Подведение итогов.
Подведение итогов.
Выставление отметок.
Поощрение наиболее ярких нестандартных визуальных решений с присуждением титула мисс и мистер Power point.
Домашнее задание: создать презентацию-эссе на тему: «Смута – взгляд из XXI века». Объём работы – не более 5 слайдов.
Выполнение проекта
Комaнда __________
Критерии выполнения и защиты проекта | Оценка | ||
Оппонента | Учителя | Средний балл | |
1. Соответствие содержания теме темы и предлагаемых визуальных решений. | |||
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность. | |||
3. Уровень творчества, подходов, предлагаемых решений. | |||
4. Дизайнерское решение проекта: оформление, соответствие требованиям. | |||
5. Соответствие полученного результата поставленной цели. | |||
Защита проекта | |||
1. Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность, убедительность. | |||
2. Педагогическая ориентация: культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, чувство времени, импровизация. | |||
3. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность. | |||
Всего | |||
Итоговая оценка |
Рецензент __________
Источники.
- Гришакина О.П. Использование информационных технологий на уроках географии и истории. Фестиваль «Открытый урок». 2007/2008. Статья отнесена к разделу: Преподавание географии, Преподавание истории, Общепедагогические технологии © 2003-2008. Издательский дом «Первое сентября».
- Игнатова Марина Леонтьевна. Информационные технологии на уроках истории. "Государственные реформы Петра I". Фестиваль «Открытый урок». 2007/2008. Статья отнесена к разделу: Преподавание истории © 2003-2008. Издательский дом «Первое сентября».
- Ильина Т. М.Информационные технологии на уроках истории. Фестиваль «Открытый урок». 2007/2008. Статья отнесена к разделу: Преподавание истории. © 2003-2008. Издательский дом «Первое сентября».
- Краснобородкина Т. А. Интеpaктивные технологии на уроках истории. Фестиваль «Открытый урок». 2007/2008. Статья отнесена к разделу: Преподавание истории © 2003-2008 Издательский дом «Первое сентября»
- Ларин А. В. Использование презентаций на уроках истории. Фестиваль «Открытый урок». 2007/2008. Статья отнесена к разделу: Преподавание истории. © 2003-2008. Издательский дом «Первое сентября».
- Первушина Т. А. Использование спектра информационных технологий для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории. Фестиваль «Открытый урок». 2007/2008.Статья отнесена к разделу: Преподавание истории. © 2003-2008 Издательский дом «Первое сентября».
- Пушкарева Г.А. Информационные технологии в преподавании истории. Фестиваль «Открытый урок». 2007/2008.Статья отнесена к разделу: Преподавание истории. © 2003-2008 Издательский дом «Первое сентября».
- Стопичева Н.Г. Информационные технологии на уроках истории. Фестиваль «Открытый урок». 2007/2008. Статья отнесена к разделу: Преподавание истории. © 2003-2008. Издательский дом «Первое сентября».
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
02 02 2023 22:30:15
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему.
...
01 02 2023 9:59:51
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
31 01 2023 8:28:20
В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....
30 01 2023 17:49:21
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
29 01 2023 0:54:59
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
28 01 2023 17:54:10
Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда.
...
27 01 2023 9:19:59

В ходе урока необходимо познакомить учащихся с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны; охаpaктеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны; оценить значение победы в Северной войне для России. Урок направлен на воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину. Эту разработку можно использовать на уроке истории в 10-м классе....
26 01 2023 4:22:10
На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
25 01 2023 9:10:21
В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе.
...
24 01 2023 19:45:35
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
23 01 2023 21:13:56
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
22 01 2023 6:48:14
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
21 01 2023 16:16:22
Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....
20 01 2023 18:20:25
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...
19 01 2023 13:30:12
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
18 01 2023 4:36:30
Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы пpaктические упражнения «Невербальное общение» и «Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....
17 01 2023 2:14:21
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
16 01 2023 7:34:30
Предлагается разработка занятия по истории России для учащихся 8-х. классов на тему "Российская империя в начале XIX века". На занятии применялись нетрадиционные формы: работа в постоянных и сводных отрядах, работа с компьютером, тест-игра, что позволило ученикам не утомиться во время двухчасового урока. В ходе занятий по теме учащиеся активно использовали материал презентации, совершенствовали навыки работы с компьютером....
15 01 2023 14:44:12
Урок изучения нового материала (теория и применение на пpaктике). Учащиеся на уроке знакомятся с отчаянной, мужественной борьбой за свой город его жителей и военнослужащих – солдат, матросов, офицеров. Одна из важнейших целей урока: уточнить некоторые события и факты, связанные с Крымской войной, вызвать интерес к истории Крыма. На уроке учащиеся представляют проект: «Город – достойный уважения»....
14 01 2023 2:12:49
Урок состоит из двух частей: анализ программных документов декабристов, составление сравнительной таблицы и "погружение" в события 14 декабря 1825 г. Предлагаются разноуровневые домашние задания. Прилагаются портреты декабристов в виде мультимедийной презентации.
...
13 01 2023 5:46:24
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....
12 01 2023 20:51:36

Урок посвящен изучению нового материала по теме "Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится пpaктическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра "Веришь – не веришь"....
11 01 2023 22:13:18
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
10 01 2023 16:57:50
Урок рассчитан на изучение в 11-м классе в рамках базового уровня. Представлен вариант организации урока на базе применения системно-деятельностного подхода и формирования у обучающихся УУД. Урок предполагает использование современных образовательных технологий и подготовку обучающихся к ЕГЭ....
09 01 2023 4:56:14
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
08 01 2023 4:52:21
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации.
В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх.
...
07 01 2023 9:57:21
Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности.
...
06 01 2023 3:38:36
На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств....
05 01 2023 22:26:21
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам.
...
04 01 2023 17:52:27
В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления "Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста....
03 01 2023 9:36:15
В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения.
...
02 01 2023 15:16:57
Цель урока - сформировать представление об Отечественной войне
1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый
героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров....
01 01 2023 19:29:55
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
31 12 2022 6:46:37
На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....
30 12 2022 15:52:19
Перед учителем стоят задачи: научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, способствовать развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе.
...
29 12 2022 18:28:58
Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....
28 12 2022 9:36:11
Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе "Обществознания" так обобщены, что без дополнительных пpaктических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....
27 12 2022 0:43:57
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
26 12 2022 7:36:32
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
25 12 2022 6:42:41
Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла.
...
24 12 2022 21:16:30
Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....
23 12 2022 20:19:27
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
22 12 2022 14:10:51
В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....
21 12 2022 3:44:50
Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....
20 12 2022 6:49:34
Цель урока: сравнить рабовладение в США и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства США и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....
19 12 2022 12:52:41
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
18 12 2022 6:57:40
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
17 12 2022 16:34:14
В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы "Средневековый город и горожане" с курсом "Этики" при изучении темы "Мopaльные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа.
...
16 12 2022 14:52:35
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
15 12 2022 7:56:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::