Политические режимы и проблемы свободы личности
ЦЕЛЬ УРОКА: способствовать формированию ключевых компетенций гражданского образования.
ЗАДАЧИ:
- Раскрыть сущность политических режимов, определить основные компоненты и разновидности, проанализировать уровень свободы личности в рамках различных политических режимов.
- Развивать коммуникативные способности учащихся, умения анализировать тексты учебных пособий. Выполнять задания по материалам ЕГЭ.
- Воспитывать творческие способности и критическое мышление учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: видеопроектор, экран, учебные пособия ("Обществознание", под. ред. Л. Н. Боголюбова, М., 2009 г., " Введение в политологию", К. С. Гаджиев, Г. В. Каменская и др., М., 1994г., " Политология", И. А. Афонин, Брянск, 2000г.).
ХОД УРОКА
Вводное слово учителя и проверка готовности класса к уроку.
Мотивация: " Ещё в 6 веке до н. э. в Древней Греции состоялся разговор между рабом и рабовладельцем: " Знаешь ли ты, раб, что я могу поступить с тобой так, как захочу?" "да,- ответил раб, - я опyтaн оковами рабства, но мысли мои не знают оков". История не сохранила имени рабовладельца, а имя мудрого paба-Эзоп.
-О чём говорил знаменитый раб Эзоп?
Сейчас я предлагаю прочитать отрывок из письма П. Флоренского, арестованного в 1933г. органами НКВД.
(см. презентацию, слайд №1.)
-Выразите суть письма, одним словом.
(Дети называют "свобода")
Учитель пишет на доске слово "свобода" и задаёт вопрос:
-От чего зависит степень свободы в обществе?
(Дети отвечают "политическая система", учитель уточняет у учеников, что такое политическая система и каковы её функции в обществе)
Учитель обращает внимание на то, что на уроке ключевыми понятиями будут свобода и политическая система, и называет тему урока " Политические режимы и проблемы свободы личности".
Учитель просит учащихся назвать ассоциативный ряд к слову "свобода". Дети называют и вместе с учителем составляют кластер. Учитель предлагает учащимся посмотреть на кластер, представленный в презентации и сравнить с тем, что получилось у учащихся.
(см. презентацию, слайд №2)
Учитель предлагает учащимся использовать собственные ассоциации и информацию, представленную на слайде и составить определение слову "свобода".
(работа в группах 1 мин., после обсуждения представители групп озвучивают определение)
Учитель предлагает сравнить определение учащихся с определением, данным в словаре.
(см. презентацию, слайд №3)
Уточнив ключевые понятия темы урока, учитель просит учащихся сформулировать те задачи, которые необходимо решить на уроке. После обсуждения в группах учащиеся называют:
-Определить степень свободы личности в условиях различных политических режимов;
-Развивать коммуникативные навыки в процессе работы в группах.
Учитель с помощью презентации даёт информацию о политическом режиме и его компонентах.
(см. слайд №4 и №5.)
В современной политологии принято выделять три политических режима. С помощью учебной литературы учащиеся называют их и определяют разновидности.
Детям в группах даётся задание: изучить тексты учебной литературы и охаpaктеризовать заданный компонент, после чего записать его в таблицу на доске и в тетради.
Всё, что учащиеся узнают в процессе урока, они заполняют в таблице, предложенной учителем.
Критерии | Тоталитарим | Авторитаризм | Демократия |
Принципы организации власти. | |||
Наличие оппозиции | |||
Существование конкурентной партийной системы. | |||
Степень политической свободы, степень принуждения и насилия |
По тоталитаризму группы работают следующим порядком:
1 критерий изучает 1 группа;
2 критерий - 2 группа;
3 критерий- 3 группа;
4критерий-4 группа.
Дети обсуждают в группах, фиксируют свой вариант ответа в таблице на доске и в тетради. Учитель предлагает на презентации полную хаpaктеристику тоталитаризма и рассматривает виды режима.
(см. презентацию, слайд №6 и №7)
Работа по изучению авторитарного режима строится таким же образом, но меняется задание для групп:
1 критерий изучает 2 группа;
2 критерий - 3 группа;
3 критерий - 4 группа;
4 критерий - 1 группа.
После обсуждения в группах, заполняется таблица на доске и в тетрадях. Учитель демонстрирует на презентации полную хаpaктеристику авторитаризма и его разновидностям.
(см. презентацию, слайд №8 и №9)
Работа по изучению демократии организуется подобным образом. Группы получают следующее задание:
1 критерий изучает 3 группа;
2 критерий - 4 группа;
3 критерий -1 группа;
4 критерий -2 группа.
Как и в предыдущих случаях, учащиеся подводят итоги и заполняют таблицу на доске и в тетради. Учитель предлагает с помощью презентации ознакомиться с полной хаpaктеристикой демократии.
(см. слайд №10)
Учитель подводит итог работе учащихся, обращает внимание на то, что в обществе чаще встречаются режимы не в чистом виде и, как правило, носят смешанный хаpaктер.
Учитель предлагает учащимся выполнить задание на узнавание политического режима по краткой хаpaктеристике.
(см. презентацию, слайд №11)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: учащимся предлагается высказывание Платона, необходимо высказать свою точку зрения. 1 и 3 группы приводят по три аргумента, соглашаясь с утверждением, 2 и 4 группы приводят по три аргумента с опровержением данной точки зрения:
"Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей - то властью"
Платон.
(см. презентацию, слайд №12)
ИТОГ: учитель подводит итог, оценивает работу учащихся, опираясь на мнение в группах, задаёт учащимся вопросы:
- Что на уроке было наиболее трудным?
- Что на уроке было наиболее интересным?
Домашнее задание: учащимся предлагается выучить теоретический материал и выполнить в тетради сравнительную таблицу:
Авторитаризм и тоталитаризм.
ОБЩЕЕ:
1______________________________________________________
2______________________________________________________
РАЗЛИЧИЯ
авторитаризм | тоталитаризм |
ЛИТЕРАТУРА:
- Афонин И. А., "Политология", Брянск, 2000.
- Гаджиев К. С., Каменская Г. В. и др., "Введение в политологию", М., 1994г.
- Боголюбов Л.Н. и др, "Обществознание", М., 2009.
Приложение.
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
27 05 2023 16:52:46
Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....
26 05 2023 15:49:54
Цель данного урока – показать нравственную природу власти, отметить важность участия каждого субъекта в политической жизни страны. Материал этого учебного занятия дает возможность формировать нравственные убеждения, что, на наш взгляд, очень важно в работе с обучающимися. Психологическими особенностями контингента обусловлен и выбор технологии встречных усилий учителя и ученика.
...
25 05 2023 6:23:38
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
24 05 2023 13:23:47
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....
23 05 2023 17:33:47
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
22 05 2023 19:19:59
Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Автор предлагает свой подход к этой проблеме....
21 05 2023 4:43:25
Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
20 05 2023 9:12:19
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
19 05 2023 7:42:41
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
18 05 2023 3:17:28
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
17 05 2023 12:31:59
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....
16 05 2023 19:56:51
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
15 05 2023 5:19:30
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
14 05 2023 21:32:33
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы.
...
13 05 2023 14:58:33
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....
12 05 2023 23:53:11
Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....
11 05 2023 23:57:44
Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....
10 05 2023 7:13:30
Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....
09 05 2023 10:14:52
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
08 05 2023 9:18:37
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
07 05 2023 15:15:19

Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
06 05 2023 19:42:52
Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что единое Древнерусское государство IX–XI вв. было раннефеодальной монархией; сформировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой....
05 05 2023 19:33:30
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
04 05 2023 5:18:33
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
03 05 2023 21:24:45
Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов.
...
02 05 2023 5:32:50
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
01 05 2023 0:51:49
Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....
30 04 2023 1:52:13
Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи.
...
29 04 2023 1:29:49
Урок содержит материал по исследованию восприятия Наполеона А.С. Пушкиным на разных этапах его творческого пути....
28 04 2023 21:15:49
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
27 04 2023 1:37:32
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
26 04 2023 7:29:22
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
25 04 2023 23:39:33
Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы "Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий "Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками.
...
24 04 2023 22:23:55
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
23 04 2023 9:43:47
Урок разработан на основе учебной экскурсии по школьному музею «Волжской-Днепровской флотилий». Проблема урока – «Почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?» Главной артерией, по которой «черное золото» и донской хлеб поступали в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику - электроэнергии, население тепла и хлеба. Потому гитлеровцы основные удары летом–осенью 1942 г. нацелили на Сталинград....
22 04 2023 14:54:39
Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала.
...
21 04 2023 8:49:24
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
20 04 2023 11:54:14
В программу по истории для 7–9-х классов школы VIII вида автором внесён раздел «Уроки памяти. Уроки внеклассного чтения "Летопись Великой Отечественной войны"», посвященные дням воинской славы России. Приведенный урок проведён в 7-м классе школы VIII вида г. Новокузнецка....
19 04 2023 21:10:58
Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....
18 04 2023 7:45:20
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
17 04 2023 21:35:29

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
16 04 2023 14:13:21
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами.
...
15 04 2023 2:50:49
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
14 04 2023 23:49:13
Данный урок является ролевым, проблемным по теме "Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....
13 04 2023 20:55:28
В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый хаpaктер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....
12 04 2023 23:25:39
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
11 04 2023 11:30:14
В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....
10 04 2023 4:52:24
Формирование толерантности - важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране. В данной статье описываются принципы обучения истории и условия формирования толерантного сознания, раскрывается данная проблема на методическом уровне.
...
09 04 2023 21:56:53
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
08 04 2023 7:13:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::