Тема урока: "Общие основания прекращения трудового договора"
Цели занятия:
- углубить знания студентов по основным началам трудового права, регулированию трудовых отношений, касающихся прекращения и расторжения трудового договора;
- развивать умения систематизировать и обобщать, решать ситуационные задачи;
- воспитывать уважение к закону, ответственность при выполнении трудовых функций.
Оснащение занятия:
- нормативные акты;
- Конституция РФ;
- Трудовой кодекс РФ;
- комментарий к Трудовому кодексу РФ.
- методические рекомендации к выполнению пpaктических занятий по дисциплине “Правовое обеспечение профессиональной деятельности”.
Технические средства обучения: компьютер с видеопроектором.
Учебно-наглядные пособия: таблицы по основам трудового права; слайды по теме “Прекращение трудового договора”.
Раздаточный материал:
- карточки с заданиями различного уровня;
- ситуационные задачи;
- отдельные статьи из Трудового кодекса РФ.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент (5 минут):
- приветствие;
- проверка готовности к занятию;
- проверка студентов по журналу;
- объявление темы, цели и плана занятия, критерия оценок при выполнении заданий.
Группа условно разделена на две подгруппы: “Работодатели” и “Работники”. При выполнении заданий эксперты подводят итоги работы подгруппы и индивидуально каждого студента. Победителем считается та подгруппа, которая наберёт большее количество баллов; если подгруппа “Работники” наберёт одинаковое количество баллов с “Работодателями”, то считается победителем комaнда “Работники”.
2. Проверка домашнего задания (10 минут).
Игра “Бочонок”
Консультанты проводят игру “Бочонок”. 1-й консультант держит бочонок, 2-й консультант вытаскивает из бочонка вопросы для “Работодателей” и “Работников”. “Работодатели” и “Работники” поочерёдно отвечают.
Эксперты удачно ответившим студентам вручают фишки: фишки зелёного цвета вручают студентам, давшим полный ответ, жёлтого цвета – студентам, давшим неполный ответ.
Вопросы к игре “Бочонок”
- Что такое трудовой договор?
- Что такое совместительство?
- Объяснить понятие “испытательный срок”.
- Продолжить предложение “Трудовая книжка – это …”
- Что такое прогул?
- Что такое вынужденный прогул?
- Что такое выходное пособие?
- Как происходит увольнение при заключении срочного трудового договора?
- Какие документы предъявляет лицо, поступающее на работу, при заключении трудового договора работодателю?
- Объяснить понятие “временный перевод на другую работу”.
Игра “Самые эрудированные”
Консультанты проводят игру “Самые эрудированные”. 1-й консультант предлагает карточку № 1 “Работодателям”, 2-й консультант предлагает эту же карточку № 1 “Работникам”. “Работодатели” и “Работники” отвечают по мере готовности.
Эксперты удачно ответившим студентам вручают фишки: фишки зелёного цвета вручают студентам, давшим полный ответ, жёлтого цвета – студентам, давшим неполный ответ. Каждый члeн комaнды, ответившей первая, получает дополнительный 1 балл (даже тот студент, который не отвечал).
Карточка № 1
1. Работник по собственному желанию собирается расторгнуть с предприятием трудовой договор, заключённый на неопределённый срок. Он должен предупредить об этом работодателя не менее чем:
- за один месяц;
- за две недели;
- за одну неделю.
Ответ: не менее чем за две недели.
2. Что должно произойти, если срок трудового договора, заключённого на три года, истёк, но ни работник, ни работодатель не потребовали прекращения трудовых отношений:
- работник не может продолжать работу на этом предприятии;
- трудовой договор считается продлённым на неопределённый срок;
- работодатель в любое время может уволить работника по своему усмотрению.
Ответ: трудовой договор считается продлённым на неопределённый срок.
3. По истечение какого срока после устройства на работу может быть предоставлен отпуск человеку старше 18 лет:
- по истечении 6 месяцев;
- по истечении 11 месяцев;
- по истечении 12 месяцев.
Ответ: по истечении 6 месяцев.
4. Работнику службы маркетинга по обслуживанию вычислительной техники Маркову работодатель сообщил, что со следующей недели он переводится на должность оператора электронно-вычислительной техники в связи с продолжительной болезнью сотрудника. В результате перевода должностной оклад Маркова уменьшился на три тысячи рублей в месяц. На претензии Маркова по поводу уменьшения оклада работодатель ответил, что у оператора по вычислительной технике режим работы существенно лучше, чем у работника службы маркетинга, а разница в окладе совсем незначительна.
Какие нарушения допущены работодателем при переводе Маркова на другую работу?
Как оплачивается труд работника при переводе на другую работу для замещения отсутствующего работника?
Ответ: об изменении условий труда (размера оплаты труда, режима работы) работодатель обязан был известить Маркова не позднее чем за два месяца. Данный перевод можно рассматривать как производственную необходимость (для замещения отсутствующего работника). Однако такой перевод возможен на срок до одного месяца и с оплатой труда не ниже среднего заработка на прежней работе.
Эксперты подводят итоги выполнения домашнего задания: записывают на доске результаты работы каждой группы.
3. Актуализация новых знаний (5 минут).
В специальной литературе для хаpaктеристики прекращения трудовых правоотношений применяются три термина:
- прекращение трудового договора (порождают возможность прекращения трудового договора события и конкретные жизненные обстоятельства);
- расторжение трудового договора (прекращение его волеизъявлением сторон трудового договора и лицом, не являющимся стороной трудового договора);
- увольнение работника (то же, что и прекращение трудового договора).
4. Объяснение новой темы (40 минут).
Преподаватель знакомит студентов со специальной литературой, необходимой для изучения новой темы: Трудовой кодекс РФ, Комментарий к Трудовому кодексу, Методические указания к выполнению пpaктических заданий по дисциплине “Правовое обеспечение профессиональной деятельности”.
Консультанты подготовили сообщения по изучаемой теме, а также слайды к своим сообщениям. За компьютером работает студент. Он для выступающих консультантов показывает слайды. Юрисконсульты задают вопросы выступающим студентам. Эксперты вручают звёздочки (стоимость звезды – 5 баллов) и фишки при удачном ответе на вопрос.
Выступления студентов – 25 минут.
Темы сообщений:
- “Общие основания прекращения трудового договора”.
- “Расторжение трудового договора по инициативе работника”.
- “Расторжение трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия работника”.
- “Расторжение трудового договора по инициативе работодателя при отсутствии вины работника”.
- “Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим о воли сторон”.
Вопросы для выступающих задают юрисконсульты и студенты, исполняющие роли “Работников” и “Работодателей” (15 минут):
1. По каким основаниям происходит прекращение трудового договора по совместной инициативе сторон?
Ответ: прекращение трудового договора по совместной инициативе сторон происходит по основаниям: соглашение сторон (ст. 78 ТК РФ), перевод работника по его согласию на работу к другому работодателю или переходу на выборную должность (п. 5 ст. 77 ТК РФ).
2. Как поступает работодатель в случае истечения срока трудового договора в период беременности женщины-работницы?
Ответ: в период беременности женщины-работницы работодатель обязан по её заявлению продлить срок договора до наступления у неё права на отпуск по беременности и родам (п. 2 ст. 261 ТК РФ).
3. По ранее действовавшему законодательству работодатель имел право уволить работника за неявку на работу по болезни свыше 4-ёх месяцев подряд. Как на это смотрит новый Трудовой кодекс РФ?
Ответ: новый Трудовой кодекс РФ содержит категорический запрет на увольнение работника в период его временной нетрудоспособности. (ч. 3 ст. 81 ТК РФ).
4. Какие действия должен совершить работодатель в последний день истечения срока предупреждения?
Ответ: в последний день истечения срока предупреждения работник вправе прекратить работу, а работодатель обязан издать приказ, произвести расчёт и выдать трудовую книжку (ст. 80 ТК РФ).
5. Полагается ли по закону “обходной листок”?
Ответ: обходной листок находится вне закона.
6. Когда работник не имеет права отозвать заявление об увольнении?
Ответ: если на место увольняющегося приглашён работник в порядке перевода другой работник, которому нельзя отказать в приёме.
7. Какие юридические последствия возникнут, если работник “уважит” работодателя и продолжит работу сверх 14-дневного норматива при увольнении по собственному желанию?
Ответ: если работник “уважит” работодателя и продолжит работу сверх 14-дневного норматива при увольнении по собственному желанию, то поданное заявление об уходе утрачивает силу и работнику необходимо подать новое заявление об уходе с новой отработкой.
8. Возможно ли сокращение срока предупреждения в одностороннем порядке?
Ответ: сокращение срока предупреждения в одностороннем порядке невозможно; досрочное прекращение трудового договора работником расценивается как прогул, сокращение срока предупреждения работодателем либо увольнение вообще без отработки даёт работнику право требовать восстановления на работе и выплаты среднего заработка за вынужденный прогул.
9. Может ли расторгнуть работодатель с работником трудовой договор за однократное нарушение трудовых функций?
Ответ: да (п. 6 “б”, “в”, “г”, “д” ст. 81 ТК РФ): однократное появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, разглашение охраняемой законом тайны, совершение по месту работы хищения, нарушение работником требований по охране труда.
10. Когда трудовой договор считается недействительным с момента заключения?
Ответ: приём на работу лиц, не достигших установленного законом возраста; лишённого специального права; дисквалифицированного по закону и т.д.
5. Закрепление изученного материала (15 минут).
5.1. Решение ситуационных задач.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 1
Золотов был приглашён на работу в службу маркетинга по обслуживанию вычислительной техники на должность системного администратора в письменной форме в порядке перевода от другого работодателя. Он уволился 8 января 2008 года по переводу к другому работодателю. 16 января 2008 года ему было отказано в приёме на работу. Золотов решил обжаловать отказ в заключении трудового договора в судебном порядке.
Имеет ли право работодатель отказать в приёме на работу Золотова?
Какие действия имеет право совершать работник в подобных случаях?
Эталон ответа. Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашённым в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.(ст. 64 ТК РФ “Гарантии при заключении трудового договора”).
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 2
Карпов уволился по собственному желанию 10 января 2008 года, 15 января 2008 года, не оформив надлежащим образом документы, начал работать в серверной службе техником по ремонту компьютеров. Работодатель пообещал оформить документы в течение нескольких дней, так как в данный момент очень много работы и все заняты.
Считается ли принятым на работу Карпов?
Какими должны быть действия работодателя в данном случае?
Какова процеДypa заключения трудового договора?
Эталон ответа. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передаётся работнику, другой хранится у работодателя.
При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3-дней со дня фактического допущения работника к работе (ст. 67 ТК РФ “Форма трудового договора”).
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 3
Работник крупной кампании, оказывающей услуги населению по сбору и комплектации видео- и оргтехники, Алексеев отсутствовал на работе без уважительной причины более трёх часов. Руководитель компании наложил на него дисциплинарные взыскания: объявил выговор и уволил с работы за прогул. Выговор был занесён в трудовую книжку.
Назовите нарушения трудового законодательства, допущенные руководителем компании.
Эталон ответа. Нарушения трудового законодательства, допущенные руководителем компании:
- за одно нарушение налагается одно дисциплинарное взыскание;
- дисциплинарные взыскания не заносятся в трудовую книжку.
5.2. Написать заявление об увольнении, используя различные основания.
Образец заявления предлагается студентам консультантами.
Заявление об увольнении работника
Директору ------------------------
(название предприятия)---------
Ф. И. О. работника, домашний адрес,
---------------------------------------
--------------------------------------
Телефон----------------------------
Прошу уволить меня с 00. 00. 2008 года в связи с ----------------------------- (причина увольнения, основание) согласно --------------------------------------------(указывается статья Трудового кодекса РФ).
Дата (число, месяц, год)
Подпись …
И.О. Фамилия
Эксперты подводят итоги занятия; называют лучших студентов-лидеров, а также группу, набравшую наибольшее количество баллов.
Преподаватель предлагает студентам домашнее задание. Подробно комментирует этапы выполнения.
Домашнее задание (2 минуты).
Составить 2-3 ситуационные задачи по изученной теме.
Поведение итогов занятия (3 минуты).
Преподаватель подводит итоги занятия: на основе переработки информации и предоставления её в форме презентации-доклада, используя методы синтеза и анализа, обобщения предложенного материала, на занятии студенты учились:
- ответственно относиться к поступкам, с уважением относиться к закону;
- сознательно принимать решения в рамках предполагаемой трудовой деятельности.
Преподаватель подводит итоги индивидуальной и групповой работы студентов на занятии, отмечая наиболее успешно освоенные знания, и проблемные моменты, над которыми следует самостоятельно поработать.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
5 баллов – развёрнутый, обоснованный ответ на вопрос с приведением 2-3 примеров, аргументов;
3 балла – правильный ответ на вопрос, но не приведено ни одного примера, аргумента;
1 балл – правильный ответ на вопрос, но есть 1-2 недочёта;
Звезда – 5 баллов;
Зелёная фишка - 3 балла;
Жёлтая фишка – 1 балл.
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
18 03 2024 13:13:28
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
17 03 2024 23:32:55
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
16 03 2024 5:34:14
Исследовательская работа по теме....
15 03 2024 2:22:51
Даная тема изучается в 6-м классе в курсе история Отчества с древнейших времен до XVI века и является новой в разделе «Раздробленность на Руси», следовательно, был выбран тип урока комбинированный, с элементами технологии критического мышления, по форме – работа в группах. Предусмотренная форма проведения занятия требовала того, чтобы обучающиеся в позиции исследователей реализовали умения доказательно излагать свою точку зрения, работать с текстом учебника, с картой....
14 03 2024 9:17:47
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
13 03 2024 9:14:34
Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....
12 03 2024 12:14:14
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
11 03 2024 14:32:53
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
10 03 2024 20:20:15
Внутрипредметная интеграция позволяет связывать между собой разные темы внутри курса истории. На уроке учащиеся обучались систематизировать материал, устанавливать связи и зависимости, воссоздавать образы эпох, людей и событий, имеющих место в истории древнего мира и истории древнего Казахстана....
09 03 2024 18:34:57
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
08 03 2024 9:20:41
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...
07 03 2024 0:15:35
Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
06 03 2024 12:53:58
В процессе подготовки к ЕГЭ важно использовать различные формы и способы проверки знаний и умений, необходимо обеспечить систематическое повторение пройденного. На примере данного урока делается попытка показать, каким образом можно организовать работу в 11-м классе при изучении обществознания на профильном уровне....
05 03 2024 23:55:49
Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность....
04 03 2024 19:23:34
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
03 03 2024 16:13:25
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
02 03 2024 23:42:30
Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков. ...
01 03 2024 2:29:18
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
29 02 2024 2:26:23
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
28 02 2024 7:34:56
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине. Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира. ...
27 02 2024 6:12:22
Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
26 02 2024 10:24:17
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
25 02 2024 15:59:24
C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....
24 02 2024 10:29:49
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
23 02 2024 12:32:52
В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на пpaктике. Это «Пpaктические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века, «Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов. ...
22 02 2024 4:52:49
Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....
21 02 2024 9:59:14
Внеклассное занятие (КВН) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....
20 02 2024 5:53:40
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение. ...
19 02 2024 6:19:40
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы". В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе. ...
18 02 2024 8:53:21
В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...
17 02 2024 12:49:35
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
16 02 2024 13:33:23
Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему. ...
15 02 2024 10:22:55
Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
14 02 2024 16:29:50
Повторительно-обобщающий урок-игру можно провести как в основной, так и в полной школе на базовом уровне. Учащиеся учатся работать в комaнде, применять знания и оценивать их....
13 02 2024 17:45:30
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
12 02 2024 3:36:15
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
11 02 2024 10:10:12
В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....
10 02 2024 9:11:49
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...
09 02 2024 2:19:46
Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе....
08 02 2024 19:28:15
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
07 02 2024 4:36:18
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...
06 02 2024 19:18:16
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...
05 02 2024 0:26:24
Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого. ...
04 02 2024 0:12:59
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
03 02 2024 19:38:43
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
02 02 2024 17:20:45
Урок позволяет сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века, показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве. ...
01 02 2024 7:52:59
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
31 01 2024 7:38:54
Внеклассное мероприятие для учащихся 8–9-х классов разработано в рамках подготовки к 190-летию движения декабристов. Целями мероприятия являются активизация интереса учащихся к истории Отечества, углубление знаний о движении декабристов, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разработка содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, и рассчитана на 45-минутный объём учебного времени....
30 01 2024 3:59:14
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
29 01 2024 22:14:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::