"Мой дом – моя родина"
Изучение истории домов
в рамках проекта «Энциклопедия российских деревень»
(из опыта работы с учащимися 5-9 класса)
Ушедшие и уходящие в небытие русские деревни… Сколько их? Какие названия они носили? Кто в них жил? Тихо и незаметно они уходят из памяти. Причин много. Иногда так складывается жизнь. Что помочь деревне нельзя и спасти ее некому. И все же боль потери сильна. Ведь с каждой исчезнувшей деревней теряется часть духовности, культуры, милосердия и нравственности народа, изменяется исторический образ Родины.
Когда люди умирают, их фамилии и даты жизни пишут на надгробиях, а деревни стояли веками, люди в них жили, рожали детей, за них дрались. Мы не должны похоронить вместе сними и свою память. Только в нашем Суходольском сельсовете обезлюдело 9 деревень: Верхний Конец, Большой и Малый Мыс, Заболотье, Княжеье, Стафиевка, Коковкина, Чаща, Кулига. Пять деревень пока живые: Бор, Ошлапье, Заречье с Борком, Суходол, Загарье.
Пока еще не поздно, мы должны вслушаться голоса былого. Есть еще люди, не забывшие прошлого и готовые поведать то, что было. Если мы не можем спасти гибнущую деревню, в наших силах сохранить память о ней.
Один из способов сохранения памяти это участие в создании энциклопедии российских деревень. Эта летопись должна быть достоверной, правдивой и человечной. В ней должна быть зафиксирована судьба от ее рождения в глубине веков до причин гибели. Пусть будут помещены туда рассказа о славных деяниях наших предков, свидетельства старожилов о грустных и печальных днях недавнего былого.
«… мысля о спасительном наследии.
Вглядываясь жадно в новый день,
Вижу свежий том энциклопедии
Уходящих русских деревень.
Отразится в ней народный гений,
Чтобы корни с кроной повенчать –
Плод усилий новых поколений.
Наше дело – вовремя начать!
(Н. Дмитриев)
Этой теме, сохранению истории деревень Суходола был посвящен проект «Мой дом – моя родина». Суть его – обучение краеведению через проектную деятельность.
Цель проекта: Изучение истории домов Ошлапецкого погоста (Суходол) через истории семейств.
Задачи:
- Развитие исследовательских умений.
- Воспитание историко-патриотических чувств и гражданского самопознания.
В процессе работы у учащихся формируются навыки:
1. Учебно-социальные, которые важны в современной жизни.
2. Брать на себя решения задачи.
3. Регулировать конфликты ненасильственным путем.
4. Формирование критического мышления и умение делать свой выбор
5. Развивать устную и письменную речь.
В данном проекте сочетаются разные методы:
1. Исследовательский – рассмотрение проблемы со всех сторон
2. Творческий – подготовка презентации, экскурсии в школьном музее
3. Информационный – ознакомление жителей района с результатами работы через средства массовой информации, подготовке новой экспозиции «Не исчезай, мое село!»
По затрате времени использовались:
- Минипроеты (по 2-4 часа для описания одного дома, или группы домов одного семейства)
- Средний проект (месяц в рамках летнего исторического лагеря, когда происходил сбор и накопление информации)
- Долгосрочный проект, занявший два года - описание в целом деревни, обработка информации, составление карт-схем и фотоальбомов.
Задачи исследования:
- составить фотоархив домов по деревням
- зафиксировать дату постройки
- записать воспоминания местных жителей о судьбах хозяев домов
- составить карты-схемы деревень
- проследить динамику роста населения по архивным и статистическим данным.
- сделать историко-художественное описание каждой деревни, погоста в целом.
Для осуществления задач использовались следующие методы:
Опрос населения, фотографирование домов и жителей, архивный поиск, переписка с земляками, живущими в других городах и селах.
Обеспечение проекта:
- Место работы – школа, кабинет истории
- Материальная часть – финансовые затраты за счет фонда школьного краеведческого музею.
- научная часть – государственные и частные архивы
- питание учащихся производилось в летнем лагере
- культурно-массовая работа осуществлялась на базе сельского клуба и спортзала школы
Осуществление работы производилось группами и индивидуально.
Состав группы на стадии поиска по количеству учащихся 2-6 человек:
1 – комaндир группы
1-2- исследователи, ведут опрос жителей по плану
1-2 – фотографы: фотографируют объекты и просматривают семейные фотоархивы, отбирают необходимые фото и ведут учет (когда, кто сделал фото, что изображено, отметка о возвращении), сортировка по темам.
На стадии завершения работы применяется индивидуальны метод исследования – подготовка лучшим учеником исследовательской работы по теме и выступления с ней на конференции.
Можно выделить 4 этапа в осуществлении проекта. (Приложение 1)
- Подготовительный (учитель объясняет учащимся задачи и цель работы, организация групп, выбор комaндира, распределение обязанностей, составления плана работы, определяются условия соревнования и т.п.)
- основной этап – работа в летнем историческом лагере, накопление материала
- обработка материала в течение учебного года на кружке истории, работа в архивах, изучение литературы по данной теме. Написание самой работы.
- заключительный – выступление на учебно-исследовательской конференции, составление презентации, подготовка экскурсий по деревням, подготовка брошюры «Не исчезай, мое село». Составление «Атласа деревень Суходола», оформляют дневник исторического лагеря, подготавливают новые музейные экспозиции «Деревни, которые мы потеряли»
В процессе работы выявились новые темы для продолжения исследования:
- судьбы репрессированных (крестьян, прихожан и духовенства Сретенской церкви), жильцов исследованных домов.
- особенности архитектуры и строительства домов на Севере на примере д. Суходол.
Участники проекта составили схему изучения дома. (Приложение 2)
Поощрением участникам проекта – победителей соревнования групп стала экскурсия в старинный северный город Каргополь.
Рекомендации по организации и проведению проектной деятельности по краеведению:
- использование активных форм привлечения учащихся, например культурно-досуговые (походы, рыбалка, спортивные соревнования, и т.д.), формы интеллектуального развития (интеллектуальные игры, час чтения и др.)
- использование поощрительной мотивации (награждение призами, грамотами, экскурсиями по историческим местам, участие в конференциях, конкурсах и т.д.).
- комплексное изучение темы
- привлечение архивных источников (местных краеведческих музеев и архивов, региональных архивов, ведомственных архивов др.), изучение литературы по изучаемой теме.
Мы надеемся, что работа в подобных проектах оставить добрый след в детской душе и заронит искорку интереса к познанию своих корней, поселит желание возвращаться в родные места или узнать историю родного дома.
Работа по изучению истории домов найдет достойное место в «Энциклопедии российских деревень»
Мой дом – моя родина
1. Введение.
Главная цель проекта – изучение истории Ошлапецкого погоста через историю отдельных домов и отдельных семейств, которые в них проживали.
Задачи:
- сделать описание истории строительства домов.
- начертить карту-схему погоста и карты 8 жилых деревень.
- собрать этнографический материал: былички, обряды, рассказы о домовых, запреты и обереги и т.п.
- собрать сведения о необычных и редких домах.
Основными источниками для исследования являлись: архивы (Яренский краеведческий музей, Национальный архив Республики Коми, личные фотоархивы жителей), опрос населения, пререписка с земляками из разных городов.
Новизна работы в том, что впервые исследуется данная тема с привлечением широкого круга источников, а также сделана попытка составить подробную карту-схему деревни Суходол.
Актуальность темы заключается в сохранении исторической памяти об уникальной деревне Ленского района.
2. «Мой дом – моя родина».
2.1. Датировка - паспорт дома.Наши предки были мудрыми людьми - они думали о своих потомках; законно гордясь своей работой и желая увековечить славный день завершения работы, они ставили дату постройки дома на углах домов (консолях).
Нами обследовано 112 домов и обнаружено 39 домов с датировкой, из них: 15 – постройки XIX века и 24 - строений XX века. Были выявлены самые старые дома, которые были построены в I половине XIX века: дом Бapaновой К. А., д. Суходол, 1817г. дом Парыгиной А., д. Большой Мыс, 1821г. дом Парыгина Н. А., д. Заречье, 1823г. дом Истоминых - д. Заречье, 1831г. Возраст этих домов почти 200 лет!
Но это еще не предел: по воспоминаниям Векшина Н. И. в д. Княжение был дом, которому насчитывалось 300 лет (Хозяин - Берников Александр Федорович, по прозвищу «Оля», околоток Кузлог). Надписи на домах делали топором и раскаленным железом. В них указывался: год, месяц, дата постройки, например: «1884 г., июль, 24 дня, М. И.» (Михаил Иельский - это первостроитель дома.)
Если на старинном доме нет даты, то это верный признак того, что он перестраивался или переносился. Среди дат нет ни одной зимней. По дате дома и «Переписным книгам» можно легко установить первого хозяина.
2.2. Особенности постройки домов.Дома в Суходоле строили из сосны, боровой или кондовой. Строевой лес заготавливали в борах за Стафиевкой, в Цилибе, или в Княжение. Бывало, сплавляли по реке из д. Червы и из д. Речка (дом Тарасовых д. Гора). Строили местные люди, но зафиксирован случай, что дом Хомутниковых (Кожевниковых) в д. Заречье, построили червенские мужики - сплавщики. Оплату за строительство выдавали по разному: кто-то расплачивался в конце работы, а кто-то ежедневно, например Щелканов Ф. А. платил в конце каждого дня, причем, плохому работнику говорил: «Завтра не приходи», т.е. отказывал. Работой дорожили, поэтому старались.
Возникает вопрос, откуда брали деньги на строительство? По сложившейся традиции ходили в Питер на заработки. Жили там, работая в основном на черной работе или в прислугах долгое время. Домой приезжали изредка, чаще жены навещали мужей, но тоже редко - раз в год, привозя обратно в деревню пополнение в виде дочек и сыновей. В качестве примера можно привести семью Литовчаков, которые прожили в столице 25 лет, работая прислугой: он - дворником, она - служанкой у барыни. Возвращаясь в деревню, крестьяне - отходники сроили добротные, большие дома, обивая их тесом и покрывая краской (предпочитали желтый и синий цвет). Обязательно украшали дом резьбой, по наличникам и причелинам. Слова: «Желтый дом», «Дом Питерякрв» стали синонимами богатства и зажиточности.
Из города же привезли новую манеру строительства: высокие большие окна (6 штук фасада и с каждой стороны), балконы и комнаты - мезонины, высокие потолки до трех с половиной метров, печи - голландки (дом Щелкановых). Менялась и традиция строительства входа: местный обычай - это внешняя высокая лестница на столбе («боярское крылечко»), а в доме Щелкановых - «питеряков» - внутренняя широкая парадная лестница с перилами и черный ход с другой стороны дома для выхода в огород. Местная традиция делать в избе одно большое окно (80 X 60см.) и два слева и справа от него - волоковые.
Дома шестистенки состояли из двух изб и чулана между ними, широкого моста, одной или двух зимовок. Дома пятистенки состояли из летней избы, горенки и зимовки. Печи были русские, обращенные челом к фасаду, с голбцем и полатями над входной дверью (от голбца до стены).
Еще одной особенностью строительства в Суходоле является широта и протяженность деревень. «Широко» люди селились, как бы на хуторках. Это объясняется тем, что с одной стороны, люди стремились иметь все под рукой: сенокос, огороды, лес, а с другой стороны боялись пожаров.
Дома строили фасадом строго на юг, в каждом доме были свои «солнечные часы» (по движению солнечного света определяли время). В некоторых деревнях расположены дома в разброс, (д. Ошлапье, д. Заборье, д. Малый Мыс, д. Бор), а другие в один ряд (д.Верхний конец, д.Большой Мыс, д.Заречье, д.Гора, д.Стафиевка). Ещё одна строительная традиция - использовать камни-валуны в качестве фундамента. Их клали под углы, поэтому дома стояли не оседая. Нам удалось записать рассказ о том, что в старину под первый венец клали золотой рубль. В 70-х годах разбирали старинный дом в д.Вандыш, и Митя Колесник нашел золотой рубль, из которого потом заказал сделать для дочери серёжки. ().Наша деревня, имея такие богатые строительные традиции, привлекла к себе внимание ученых из Архангельска, когда в 60-е годы они собирали дома для музея - заповедника «Малые Карелы». Тогда сфотографировали многие дома у нас в Суходоле и перевезли Мангазею в музей. А вот дом Прошиных из д. Верхний Конец хозяйка, Пелагея Дмитриевна,() не разрешила продавать музейщикам: «Хочу в нем умереть, а потом делайте, что хотите». Судьба его печальна: когда р. Вычегда стала подмывать берег, дом разобрали и перестроили на баню, остальное распилили на дрова. В настоящее время, когда идет массовое строительство частных домов, и нам не грех у предков поучиться, чтобы дома стояли веками.
2.3. Запреты и обереги, гадания, проклятия.Нам удалось выяснить несколько запретов, оберегов:
Дом не строят на берёзовых сваях - мужчины не будут в этом доме жить. (Дом
Немазанниковых - Субботиных - Байдиных. д. Суходол)
Переделывать баню на хлев нельзя, т. к не будут водиться животные.
Объясняется это тем, что в бане хозяин - банник, а в хлеве - хозяин скота, которые вместе не уживутся.
Дом на старой дороге не строят - не будут жильцы в нем жить, т. к. дорога уносит их. (Дом Мосеева В. д. Бор.)
Нельзя «перевернуть» часовню на баню или взять церковное имущество - прока не будет. (Тепляков А. выворотил половицы из пола церкви и сделал из них пол в своей бане, так в этой бане тепла нет, как не топи (д. Ошлапье)).
В д. Княжение Шалев перестроил старую часовню на баню, так он ни разу в этой бане до конца и не помылся - всегда угорал чуть не до cмepти.
Нельзя работать в воскресенье и церковные праздники. В. д. Княжение Прокопий Векшин торопился построить дом. В Пасху вез строевой лес. Когда спускался с крутой горы, лошадь понеслась, а возница упал и расшибся наcмepть.
Нельзя пристраивать к дому новую избу на выставке - это к покойнику. Так и говорят: «Домовину себе строит» (гроб).
Нельзя строить новый дом и начинать любое большое строительство на старости лет - это к болезням или даже к cмepти.
Нельзя строить дом на месте сгоревшего, т. к. это место будет не счастливое, грешное. Пожар рассматривался, как Божье наказание.
Нами записано несколько примет - гаданий:
Когда заходят в новый дом новосёлы, то первым пускают в избу пeтyxа: если он закукарекает - это к счастливому житью. (д. Заречье).
Одновременно с окончанием строительства садят дерево и загадывают: что простоит дольше - дом или дерево? (д. Ошлапье дом Щелкановых). Однако, существует запрет: не садить деревья рядом с домом, не садить берёзы и ели.
Бывают дома, на которые хозяева наложили проклятье, поэтому в таких домах никто долго жить не может. Мы записали такой рассказ: в д. Загарье жил Саранов Павел Васильевич - уважаемый человек, грамотный крестьянин, трудяга, за что односельчане избрали его церковным старостой. Когда началась коллективизация, его обвинили в кулачестве, арестовали и вместе с женой расстреляли. Сын, Борис, скрылся, в последствии
он погиб во время Великой Отечественной войны. Перед арестом Павел Саранов проклял своих обидчиков и сказал: «В этом доме никто жить не будет!». Так и вышло. Долгое время дом стоял пустой, потом колхоз продал его Анне Андреевне Латышевой, которая не могла в нем жить: ночью ей казалось, что кто-то ходит по дому, скрипит половицами, стучит в углы и т. п. Пришлось ей спать с топором под подушкой. Решила она съехать. Опять дом долго стоял пустой. Затем его перекупила Н. Туркина, которой тоже было не по себе от странных звуков и от впечатления, что кто-то её душит ночами. Она предпочла уехать подобру-поздорову. Много лет спустя этот дом купила у неё Лыскова М. И. и перевезла его в д.Бор. Через два года она умерла, а её дети, новые хозяева дома, бывают в нем наездами, живут не долго. Большую часть времени дом стоит пустой.
Самая интересная страница исследования - это истории семейств.
Вот один пример: в самом конце д. Гора, по дороге на Цилибу, стоит большой хорошо сохранившийся дом Тарасовых. Он был перевезен из д. Речка. Достроили его два брата Федор и Николай в 1897г. Федор с семьей занял избу с чуланом справа, а младший, Николай, слева. Тот и другой прирубили выставки. У Федора было тринадцать детей, двое умерли в детстве. Семью кулачили в 1936г., т. к. у Тарасовых было четыре лошади и семь коров. Братья много трудились: тогда земли не хватало, поэтому они делали поля в лесу на вырубках, покосы делали втихаря на делянках. Федор пошел в коммуну бухгалтером, которая вскоре распалась. Когда началось раскулачивание, семье Тарасовых дали твердое задание, которое они выполнить не смогли. Федора арестовали, а в дом пришла комиссия во главе с Костей «Тишиным». Ульяна успела только спрятать медный самовар в дупле дерева, а сама убежала в лес. Комиссия забрала лишь шубы - больше брать было нечего, ведь семья была богата только детьми. Однако в семидесятые годы кто-то из внуков нашел в подвале несколько золотых монет и серебряную с перламутровой крышкой сахарницу. Хранилось в семье пасхальное яйцо Фаберже, привезенное из столицы. С Питером связано такое семейное предание: будто в семье есть графская кровь, а Тарасовы - это купеческий род, который занимался на Вычегде пушным промыслом. Но вернемся к 30 годам XX в. Федора Васильевича (1882г. р.) судили и отправили по этапу в Сибирь. Он заболел тифом и умер. Старшие дети были сосланы на лесозаготовки: Косте было - 19, Марфе - 17, Лиде - 15. Они приходили с Тыла-Йоля изредка на Большой Мыс к Н. М. Куроптевой (Тарасовой), чтобы поесть, взять хлеба и картошки. Прятались в подвале, чтобы никто не увидел. Николай Васильевич уехал на юг в Краснодарский край, чтобы не сослали. Там в Горячем Ключе завел семью. Ульяна в колхоз не вступила, жила единоличным хозяйством с младшим сыном Леонтием (1923г. р.). Он был слабоумный. В Великую Отечественную войну в доме устроили детсад, а хозяйка стала жить в зимовке. Затем в летнюю избу поселили эвакуированных из Карелии, изможденных и голодных. Ульяна их жалела и кормила. После войны дом отдали Тарасовым. Доживали в нем Ульяна и Леонтий. После cмepти матери, слабоумного Леню забрал к себе в Архангельск Сергeй, который и является в настоящее время хозяином дома.
2.5. Необычные, редкие дома.История единственного каменного дома.
В д. Большой Мыс Петр Николаевич Успасский построил новый деревянный дом (позади теперешнего дома Н. М. Куроптевой. На этом месте сейчас есть яма). Сосед Микола Боченин позавидовал Николаю и, когда хозяева ушли на свадьбу к Сурановым в другой конец деревни, он поджег неубранные стружки внутри дома. Потушить пожар не успели, и дом сгорел дотла. Петр Успасский из местной глины сделал кирпичи и построил каменный дом немного впереди старого: «Теперь уже не спалишь!»
В30-е годы Петра Успасского раскулачили, а дом разобрали и увезли на запарню. Говорят, что камни из фундамента увезли на строительство моста через ручей Икаиха на Б.Мысу.
В деревне было всего два двухэтажных дома, оба в Ошлапье. В первом жила семья фельдшера Попова. Жена у него была «питерянка» - она носила длинные городские платья с тонкой талией, а под гpyдь подкладывала вату. По праздникам пекла городские тортики и плюшки, угощала детей своих соседей. Дом после революции у хозяев отняли и передали под медпункт и общежитие. Второй двухэтажный дом принадлежал купцу Ивашину: внизу был магазин, а вверху - склад и жилые комнаты. В 30-е годы хозяина раскулачили, а магазин просуществовал до 1985г. Затем был разобран.
2.6. Пустые дома.Как нам удалось выяснить, они принадлежали людям, репрессированным в 30-е годы, а именно: раскулаченным и священнослужителям. Раскулачено было 22 человека, многие из бывших «питеряков» т. е. крестьян - отходников. Их дома стали общественной собственностью, их отдавали под школы, магазины, под жилища для колхозников.
История старой школы в д. Заречье.
Построена из частного дома крестьянина Петра Алексеевича Истомина (1885 г. р.), раскулаченного в 1933г. Он построил этот дом на деньги, полученные от торговли (возил в Ленинград масло. Только в 1929г. получил от его продажи 200 рублей дохода). Отец у него был - начальником полотеров в Санкт - Петербурге, имел до 10 наемных рабочих. Он торговал до революции. Дом этот строили червинские мужики 6 человек, а сам Петр Истомин в это время рыбу ловил фитилями, мордами.(дело 143/8 в ЯКМ). Он имел две коровы, лошадь, овец и трех телят, 0,5 дес. пашни и 1 дес. сенокоса. Был раскулачен. После освобождения Истомины уехали в Архангельск. Дом передали под школу. Сначала надстроили 2 этаж (справа от входа), вселился 5 класс. На следующий год прирубили слева двухэтажный сруб и соединили временным коридором из теса. В сильные ветра тес срывало, и снег засыпал коридор между двумя частями здания. В 1958 году на 1 сентября вселились 7,8 классы, и открылась новая школа-семилетка (Директор - Гладышев Николай Иванович). Все жители были рады - не надо посылать детей для продолжения образования в с.Лену с опасной переправой через Вычегду и скитаниями по частным квартирам.
В 30-е годы было репрессировано 5 человек за религиозные убеждения, а их дома переданы колхозникам, например: дом Колычевых в д.Бор, дом Щелкановых д.Ошлапье, дом Сарановых д.Загарье и др.
3. Заключение:Обследовано и изучено 112 домов в 8 деревнях селения Суходол. Создан фотоархив домов и сделано их описание. Зафиксирована датировка 39 домов. Составлены карты деревень. (Исчезнувших и ныне существующих)
Подготовлен мультимедийный проект «Мой дом - моя родина». На будущее планируем создать видеофильм «Прогулки по Суходолу».
Составлена примерная схема изучения дома. (См. Приложение № 2.)
Суходол - уникальная деревня, музей под открытым небом! Она может существовать в будущем за счет «гостевого туризма».
Если своим исследованием мы заронили в чьи-то души искорку интереса к познанию своих корней, поселили желание посетить свою деревню и узнать судьбу родного дома, то мы свою задачу выполнили.
Литература и источники:
1. Архив РУ ФСБ по Архангельской области. Уголовные дела:
а) Щелканова А. А. - 10П - 12-239
б) Саранова П. В. - П12^ 239
2. НАРК Ревизские сказки Яренского уезда Ф. 239, оп. 1, ед. хр. - 3
3. Переписная книга жителей Суходольского сельсовета за 1926 год. (из частного архива Прошиной Р.П.)
4. ЯКМ. Дела раскулаченных крестьян Ленского района. 1930 - 33 года ФЗ оп 6. Д. 1-8.
5. Книга памяти (по Ленскому району)/ В. А. Лукошников: т.6.- Арх-к: С.-З кн. издательство.- 1995.- 630 с.
6. Поморский мемориал/ Ю. М. Шперлинг,- Арх.: изд-во ПГУ.- 1999г.- 869с.
Информанты:
7. Бебякина А. И. —1930г.р., д.Гора.
8. Векшин Н. И.- 1931г.р., д.Княжинье.
9. Кобычев Е. И. -1942г.р., д. Ошлапье.
10. Ларионова А. И. - 1931г. р., д. Княжение.
11. Лыскова М.А. - 1926г.р., д. Заречье.
12. Парыгин Е.С. - 1939г. р. д. Большой Мыс.
13. Парыгина Ф. Д. - 1931г.р., д.Заречье.
14. Позднякова М. Я. - 193lг..p., д. Суходол. 15. Субботина Н. А. - 1931г.р. д. Суходол.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
08 10 2024 22:33:38
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
07 10 2024 20:38:58
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
06 10 2024 7:52:18
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
05 10 2024 23:29:41
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
04 10 2024 1:43:52
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
03 10 2024 9:34:11
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
02 10 2024 20:49:38
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
01 10 2024 6:29:41
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
30 09 2024 10:15:21
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
29 09 2024 8:27:40
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
28 09 2024 4:56:58
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
27 09 2024 15:31:36
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
26 09 2024 6:31:25
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
25 09 2024 21:49:58
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
24 09 2024 12:58:51
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
23 09 2024 17:58:51
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
22 09 2024 17:11:29
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
21 09 2024 19:53:57
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
20 09 2024 3:20:15
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
19 09 2024 22:35:15
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
18 09 2024 17:41:54
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
17 09 2024 17:44:22
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
16 09 2024 13:18:17
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
15 09 2024 4:35:47
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
14 09 2024 16:11:57
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
13 09 2024 0:29:43
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
12 09 2024 20:13:42
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
11 09 2024 2:54:57
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
10 09 2024 23:56:55
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
09 09 2024 2:40:23
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
08 09 2024 12:34:16
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
07 09 2024 9:41:39
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
06 09 2024 18:43:35
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
05 09 2024 9:38:31
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
04 09 2024 0:38:57
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
03 09 2024 22:17:50
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
02 09 2024 8:51:50
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
01 09 2024 5:56:39
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
31 08 2024 6:29:15
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
30 08 2024 10:48:55
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
29 08 2024 1:56:59
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
28 08 2024 18:28:12
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
27 08 2024 20:13:29
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
26 08 2024 17:11:50
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
25 08 2024 18:51:31
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
24 08 2024 3:20:50
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
23 08 2024 23:20:18
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
22 08 2024 23:54:20
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
21 08 2024 23:24:55
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
20 08 2024 0:47:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::