Социальное неравенство и ее отражение в изолированных сообществах осужденных
Содержание
- Введение
- Сущность социального неравенства и его причины.
- Система социальной стратификации и ее отражение в сообществах осужденных.
- Заключение.
- Введение.
С незапамятных времен люди задумывались о причинах неравенства в обществе. Поиск этих причин привел пытливые умы к анализу природы человеческих отношений. Наиболее близкие современному научному взгляду идеи по этому вопросу в древности высказали Платон и Аристотель. Мрачное средневековье породило учения, объясняющие общественное неравенство божественным предначертанием. Новое Время пробудило интерес к человеку и его судьбе: научное изучение судеб людей и народов приобрело особый интерес. К началу xx-века человечество обладало уже глубокими знаниями в этой области и создало ряд наук ,изучающих этот вопрос. Основная задача настоящей работы- описать возможно большее количество стратификационных систем и определить насколько девиантная часть человечества воспроизводит модель современного общества в замкнутых изолированных группах.
- Сущность социального неравенства и его причины.
Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах. Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что люди имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потрeбления. Для описания системы неравенства между группами людей специалисты применяют понятие - социальной стратификации. При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне возможно исходить из теории социально- экономической неоднородности труда .Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди оказываются заняты экономически неоднородным трудом, который имеет разную оценку их общественной полезности. Именно социально-экономическая неоднородность труда не только следствие но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих преимуществ у других. Каждая из групп выpaбатывает свои ценности и нормы и опираются на них, если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями. В социальной стратификации имеется тенденция наследования позиций. Действие этого принципа приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию, неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами. Социальная стратификация обладает традиционным хаpaктером. При исторической подвижности формы - (самого человечества) - ее сущность, то есть неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Неравенство людей имеет универсальный хаpaктер. Оно проявляется вместе с деятельностью человека. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой были важным критерием стратификации.
Чтобы глубже проникнуть в сущность понятия стратификации и ее влияния на человечество в целом, представим две модели общества. Первое - где многочисленны общественные слои ,социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок, низшие слои общества составляют меньшинство, ускоренный технологический рост постоянно повышает престижность труда на низших уровнях производства и высок уровень социальной защищенности слабых. Другая модель - общество, где концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством. Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.
- Система социальной стратификации и ее отражение в сообществах осужденных.
В своем труде “Государство” Платон утверждал, что правильное государство можно научно обосновать и, что это новое ,научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Аристотель в “Политике” , рассмотрев вопрос о социальном неравенстве отметил, что ныне во всех государствах есть три элемента: один класс- очень богат; другой- очень беден; третий же – средний. Этот третий- наилучший, поскольку его члeны по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками. Аристотель отмечал, что необходимо думать о бедных, ибо у государства, где множество бедняков исключено из управления, неизбежно будет много врагов. Ведь бедность порождает бунт и преступления там , где нет среднего класса и бедных огромное большинство, возникают осложнения, и государство обречено на гибель. Аристотель выступал как против власти бедняков, лишенных собственности, так и против эгоистического правления богатой плутократии. Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие.
К.Маркс, основатель мирового коммунистического движения, подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между антагонистическими общественными классами. Классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества.
Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с Марксом, имел Макс Вебер (1864-1920) -классик мировой социологической теории.
В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты , как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношения к власти, порождают политические партии , а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Исходя из этого, он сформулировал свое представление о “трех автономных измерениях стратификации”. Он отмечает, что “ классы”, “ статусные группы” и “ партии”- явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества.
Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Хаpaктер социального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют стратификационную систему.
В социологической литературе известны и широко изучены основные типы стратификационных систем, основанные на кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации. Эти системы отождествляются с типами общественного устройства, известными в прошлом или существующими в настоящее время.
Однако известно что любое конкретное общество состоит из комбинации различных стратификационных систем и множества их переходных форм. Нижеприведенная стратификационная система, может быть использована для описания широкого круга социальных организмов, в том числе и сообщества осужденных, как большие скопления людей, принужденных на длительное время к совместному проживанию и, в силу этого, создающих свою стратификационную лестницу. Эта дифференциация, зародившись и сформировавшись однажды, проявляет большую живучесть и переносит сложившиеся однажды статусы в свободное общество.
- физико-генетическая.
- рабовладельческая.
- кастовая.
- сословная.
- этакратическая.
- социально-профессиональная.
- классовая.
- культурно-символическая.
- культурно-нормативная.
В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по “естественным” социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств: силы, красоты, ловкости и т. д. Соответственно более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство в данном случае утверждается существованием угрозы физического насилия или фактическим его применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах.
Эта “естественная” стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного прострaнcтва. Наибольшим престижем здесь обладает тот кто способен осуществить насилие над природой и людьми или противостоять такому насилию.
В среде осужденных эта стратификационная система является наиболее определяющей. Здесь господствует та часть осужденных, которая имеет опыт выживания в подобных ситуациях. Эта часть осужденных объединяется, создает неформальную группу, внутри которой также происходит распределение ролей, и с помощью угроз и прямого насилия навязывает остальному сообществу свое понимание принципов жизни. При слабом формальном контроле, эти группы имеют тенденцию к расширению своего влияния.
Вторая стратификационная система - рабовладельческая - также основана на прямом насилии. Неравенство людей детерминируется здесь военно-физическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и превращены в объект частной собственности. Примеры рабовладельческих обществ это Древний Рим и Греция. До 1861 года рабство существовало в России в виде крепостного права.
В сообществах осужденных рабство проявиться в чистом виде не может, потому что права собственности здесь до минимума ограничены и контролируются соответствующими службами. Но в скрытом виде оно существует среди осужденных в довольно жесткой форме. Определенная часть осужденных, в силу их личностных качеств или определенных обстоятельств оказываются вытесненными в разряд униженных и лишенных многих прав, которыми пользуются остальные осужденные. Они становятся объектом притеснений, их заставляют выполнять всю грязную работу.
Как бы сильно и эффективно не было бы воспитательное воздействие со стороны контролирующих органов, проявление внутреннего рабства в сообществах осужденных будет иметь место , потому что оно имеет здесь, кроме проявления прямого насилия и бытовые корни .
Третий тип стратификационной системы - кастовая. В ее основе лежат этнические различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члeны этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены.
Кастовость в среде осужденных, конечно, не проявляется в ее классической индийской форме, но многие ее черты очень даже напоминают нормы бытия индийских общин. Например, господствующая часть сообщества осужденных всю работу по быту перекладывает на особый известный разряд осужденных. У них имеется также строго отведенное им место, посуда; им предписаны и определенные нормы поведения в присутствии представителей высших каст уголовной иерархии. Здесь же имеется и военная каста - подручные главарей, которые непосредственно осуществляют насилие над слабыми. Сами главари считают физический труд презренным занятием.
Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой. В этой системе группы различаются юридическими правами, которые жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Подразумеваются обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия должны нести военную или чиновничью службу, другие – подати или трудовую повинность. Примеры классических сословных систем являются феодальные средневековые западноевропейские общества. Сословие это юридическое понятие, но не этническое, ни религиозное, ни экономическое.
Мир осужденных воспроизводит в какой-то мере и эту стратификационную систему. Она выражена наличием среди осужденных главного босса(смотрящего) и его подручных. В целом они составляют господствующее сословие и пытаются выполнять функции управления остальной массой осужденных. Известно ,что это сословие наряду с официальным руководством оказывает существенное влияние на настроения осужденных.
Некоторое сходство с сословной наблюдается в пятой этакратической системе (от французского и греческого - “государственная власть”). В ней дифференциация между группами происходит по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также и по престижности, занимаемой позиции. Все они связаны формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Масштабы и хаpaктер дифференциации (объемы властных полномочий) в этакратической системе находятся под контролем государственной бюрократии. Этакратическая система наиболее ярко выражена там, где более авторитарный хаpaктер принимает государственное правление. Примеры таких обществ – Древний Египет, Китай, а в недавнем прошлом – СССР. Для сообществ осужденных такая степень организации не хаpaктерна и, невозможна так как цели тут разные: осужденные стремятся к выживанию, а общество к самоорганизации и развитию.
Шестая социально-профессиональная стратификационная система. Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли: обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-либо другой мощной корпорации. Социально- профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь либо развитым разделением труда.
В сообществах осужденных социально-профессиональное деление играет существенную роль, но только для той её части, которая ориентирована на возврат к полноценной жизни добропорядочного гражданина. Для этого государство создает достаточно возможностей: образовательные и профессиональные центры при исправительных учреждениях. Немалая часть осужденных осознанно становятся ворами, грабителями и т. д. Здесь тоже действует принцип дифференциации: есть занятия, по их понятиям, более достойные и менее достойные. Индивиды, совершившие более дерзкие и громкие преступления, специализирующиеся на ограблениях убийствах, пользуются в уголовной среде почитанием, который поддерживается страхом.
Классовая дифференциация общества в её социально- экономическом понимании представляет классы как социальные группы свободных в правовом и политическом отношении граждан. Различия между группами, прежде всего в хаpaктере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт. А также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.
В среде осужденных классовый хаpaктер дифференциации проявиться не может, в силу отсутствия известных буржуазных свобод, которые дают возможность формированию и развитию классового капиталистического общества. Внутренняя структура собственно уголовной иерархии , ориентированная на выживание, и внешнее давление государства на жизнь и быт осужденных в корне подавляют всякое проявление свободы действия.
Восьмой тип - культурно-символический. Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способности быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье - служителям церкви, толкователям священных текстов. В новое и новейшее время- ученым, технократам, партийным идеологам. Более высокое положение в обществе занимают те, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание , владеет лучшим символическим капиталом. Для доиндустриальных обществ хаpaктерно религиозное манипулирование сознанием людей; для индустриальных-партократическое; для пост-индустриальных - технократическое.
Уголовный мир также породил идеологов и носителей воровских норм и правил: “смотрящие” в исправительных учреждениях и так называемые “воры” в уголовном мире. Воровские нормы и правила используются также для манипулирования сознанием рядовых члeнов уголовного мира, для поддержания авторитета и влияния уголовных боссов.
Девятый- культурно - нормативный тип стратификационной системы. Здесь дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манера общения и этикет, особый язык ( профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон)- все это ложится в основу социального деления. Причем происходит не только разграничение “ своих” и “ чужих”, но и ранжирование групп (“благородные - не благородные”, “ порядочные – не порядочные”, и т. д.)
В мире осужденных культурно- нормативная стратификационная система проявляется достаточно четко. Уголовный мир скопировал в культурно-нормативном плане все свободное общество, но в более жесткой и циничной форме. Они создали свой особый язык, сформировали своё разделение труда, свою песенную культуру, свою элиту и в итоге эти люди создали свой параллельный мир, который мы узнаем по манере поведения, по жаргону, по песням, а зачастую и по внешнему виду.
- Заключение.
Развитие производительных сил всё более усложняет структуру общества: появляются новые виды трудовой деятельности; вчерашний непрестижный труд становится востребованным, растет уровень грамотности и культуры человечества в целом, но избавиться от преступности человечество сможет не скоро. Неравенство, заложенное природой в самих людей, порождает и неравенство в их общественном положении. Очевидно , что это неравенство и побуждает к деятельности каждого индивида, вынуждая его совершенствоваться в соревновании с другими члeнами общества, чтобы занять более высокую ступень в стратификационной клссификации. Задача человека - минимизировать условия, порождающие преступность и создание эффективной системы реабилитации оступивщихся.
Список литературы:
- Б.Барбер. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности. \ Американская социология\ . Перевод с английского В.В.Воронина и Е.Е. Зиньковского.М.. \ Прогресс\, 1972 г.
- Философский словарь, 1991г.- под. ред.И.Т. Фролова.
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
15 08 2022 14:42:33
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
14 08 2022 22:19:49

В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
13 08 2022 13:13:11
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
12 08 2022 20:34:16
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
11 08 2022 20:40:52
"Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и cмepтью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны....
10 08 2022 19:15:12
В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....
09 08 2022 22:10:56
В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....
08 08 2022 1:58:55
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
07 08 2022 1:46:11
В работе рассматривается структура модульного урока на примере модульного урока "Внутренняя политика Николая I". Акцентируется внимание на том, что модульное обучение предполагает большую самостоятельность обучающихся в получении информации и усвоении знаний, умений и навыков.
...
06 08 2022 3:59:54
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
05 08 2022 14:15:37
Задача истории - воспитание гражданственности, патриотизма. А сделать это при помощи театра можно более эффективно. Театрализованная литературная композиция посвящена 180-летию восстания на Сенатской площади. Мероприятие рассчитано на старшеклассников. Упор сделан на нравственные ценности: честь, долг, верность, любовь.
...
04 08 2022 17:55:16
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
03 08 2022 23:29:10
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
02 08 2022 8:58:18
В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в СССР в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....
01 08 2022 21:37:11
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
31 07 2022 21:37:25

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
30 07 2022 7:23:57

Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
29 07 2022 21:16:20

Цели урока: закрепление, повторения и углубление исторических знаний Древнего мира, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; развитие навыков творческо-поисковой работы, развитие умения выделять в полученной информации главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего мира; анализировать и делать выводы....
28 07 2022 9:13:45
Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....
27 07 2022 20:45:52
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
26 07 2022 14:59:11
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
25 07 2022 19:12:56
Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....
24 07 2022 16:49:20
Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....
23 07 2022 20:29:21
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
22 07 2022 7:30:39
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
21 07 2022 17:23:31
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
20 07 2022 9:10:28
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами.
...
19 07 2022 0:12:13
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
18 07 2022 4:36:15
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
17 07 2022 19:34:42
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
16 07 2022 17:19:52
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
15 07 2022 18:46:59
Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....
14 07 2022 1:44:56
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
13 07 2022 19:53:42
Кейс-технология – это интеpaктивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших хаpaктеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность проpaбатывать различные проблемы и находить их решение....
12 07 2022 10:37:13
Цель урока: изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся....
11 07 2022 20:53:50
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
10 07 2022 3:29:50
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
09 07 2022 9:26:35
Игра "Великолепная пятёрка" является частью реализации игровых технологий во внеурочной деятельности по истории. В работе представлена детальная разработка игры, рекомендации по её проведению и два сценария игры по истории для 5-х классов - "Путешествие в прошлое. Древний мир" и для 6-х классов - "Путешествие в Средневековье".
...
08 07 2022 17:37:59
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
07 07 2022 1:50:11
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно.
...
06 07 2022 1:43:22
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны.
...
05 07 2022 4:42:49
Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии.
...
04 07 2022 5:24:18
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
03 07 2022 19:29:18
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
02 07 2022 6:12:58
Данное занятие проводится в 9-м классе базового уровня. При подготовке и проведении урока преподаватели двух предметов (обществознания и английского языка) взяли за основу курс обществознания, в рамках которого изучается тема «Права подростка». На рассмотрении данной темы отводится 1 час рабочего времени, поэтому целесообразно конкретизировать изучение данной теме на каком-либо одном праве подростка. В рамках курса английского языка изучается тема «Здоровый образ жизни» (16 часов)....
01 07 2022 10:27:35
Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....
30 06 2022 19:53:59
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
29 06 2022 18:31:37
Урок-обобщение по разделу «Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....
28 06 2022 4:51:48
Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках....
27 06 2022 17:31:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::