Рабство как социальное явление > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Рабство как социальное явление


    Рабство как социальное явление

Цели урока:

образовательная: способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи между событиями, сравнивать, обобщать знания, полученные из разных источников, делать выводы.

развивающая: способствовать мотивации к анализу чужих поступков и своих собственных; развитие гуманного отношения к людям.

воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм; учить готовности к принятию на себя ответственности за свои дела и поступки.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: “пресс-конференция” с элементами ролевой игры.

Оборудование урока: интеpaктивная доска, компьютеры, на которых работают учащиеся по ходу урока, презентация.

Вступительное слово учителя истории:

У нас с вами сегодня обычный урок, но несколько в необычной форме. Особенности урока будут заключаться в том, что это интегрированный урок английского языка и истории. Необычность ещё и в том, что вы по ходу урока должны не только отвечать на вопросы, рассуждать, высказывать свое мнение, но и отвечать на вопросы контрольного тестирования на компьютере. Впишите свои фамилии и букву правильного ответа обведите жирным курсивом. Наконец, элементом урока будет её нетрадиционная форма в виде пресс-конференции. Это современный вид общения героев спорта, звезд шоу-бизнеса и политиков с прессой. А говорить мы будем о наиболее значимых событиях истории США, но важнейшим вопросом урока станет ваше отношение к такому социальному явлению, как рабство.

Люди, живущие в обществе, связаны миллионами отношений, без которых существование самого человеческого общества было бы невозможно. Эти отношения пронизывают буквально все сферы общества и отражают уровень жизни, благосостояние, могущество и процветание государств, или же их бедность и нищету. Одной из форм таких отношений является рабство. Оно и тип исторической стратификации, и социальное явление, и правовое состояние людей, и норма морали, по которым можно судить об уровне развития самого общества. Целью нашего урока является ваше мнение, ваше отношение к этому социальному явлению. Но при этом вам надо знать, что ни одно явление в нашей жизни не является однозначным. Даже в этом вопросе. С одной стороны, существовало классическое рабство в странах древнего мира, с другой – плантационное рабство в США; некоторые формы рабства существует и сейчас. И даже Библия называет верующих, да, что там верующих, самого Иисуса Христа – “раб божий”. Вот во всех оттенках этого понятия мы должны разобраться. И в ходе урока вам предстоит ответить на следующие вопросы:

1. Что такое рабство и, какие причины порождают его?

2. Что представляло собой плантационное рабство в США?

3. Почему и в XXI веке всё еще рабство существует? (Слайды 2-3. Презентация)

Учитель истории: Имеет ли право один человек владеть как собственностью судьбой, жизнью, выбором, решениями другого человека. А может, быть рабом удобно? Вам предстоит ответить на все эти вопросы в ходе пресс-конференции с представителями защитников и противников рабства на примере Гражданской войны и столкновения интересов и судеб тысяч людей США.

Учитель английского языка: Today we are going to speak about some interesting facts from the American history, about famous and progressive people, who played an important role in starting and strengthening of the USA. These people were the most famous American presidents G. Washington and A. Lincoln. You will learn about such events as the War for American Independence and the American Civil War. At your history lessons you have read and spoken much about it. But at our English lessons we are only at the beginning. During our lesson you will have to do the American Quiz.

What do you know about the USA? (Quiz)

  1. Who discovered America? a) Christopher Columbus, b) George Washington, c) the pilgrims
  2. Who arrived at Plymouth Rock in 1620? a) the Indians, b) the pilgrims, c) the French
  3. In which month is Thanksgiving Day celebrated? a) December, b) February, c) November
  4. Who was the first president of the USA? a) Abraham Lincoln, b) George Washington, c) Franklin D. Roosevelt
  5. What is the national symbol of America? a) the rose, b) the bald eagle, c) the shamrock
  6. Which is the United States capital? a) New York City, b) Los Angeles, c) Washington, D.C.
  7. Where is the Statue of Liberty? (New York, Massachusetts, California)
  8. The American flag has: a) thirteen stripes, b) thirty stripes, c) fifty stripes
  9. The Statue of Liberty was a gift from: a) I taly, b) England, c) France
  10. Where is the tallest building (skyscraper) in the world? a) New York City, b) Chicago, c) San Francisco

1. О чем свидетельствуют эти даты? (Cлайд 4)

The pilgrims sailed to America from Plymouth, England, in 1620. They were among the first European settlers in America. The name of the ship was the “Mayflower’. They landed at Plymouth Rock, in what is now the state of Massachusetts.

At first, the passengers enjoyed good weather at sea. But soon, strong winds and storms developed. Their ship began to shake and leak. Finally, one of the main beams broke. Some of the passengers were afraid and wanted to return to England. But others felt confident. Everyone put his trust in God and they decided to continue. After a long struggle with the sea, the “Mayflower” came to land. What a joy the pilgrims had when they realized where they were! They started a new city and they called it Plymouth.

There were people living in America before the pilgrims arrived. These people were the Native American Indians. They hunted, fished, and farmed to survive.

The pilgrims’ first winter in the New World was difficult. They had arrived too late to grow many crops. Without fresh food half of the pilgrims died. The following spring the Indians taught them how to hunt, fish, plant and survive in America.

The crops did well and in the fall of 1621 the pilgrims had a great harvest. They were thankful and decided to celebrate with a Thanksgiving feast. They prepare a dinner of turkey, corn, beans and pumpkins. They invited their Indian friends to share the feast.

Americans still celebrate Thanksgiving Day in the fall. It is celebrated on the 4th Thursday in November. Turkey is still the main dish and pumpkin pie is the most popular dessert. (Слайды 5-7)

2. Назовите основные занятия переселенцев на Севере и Юге. (Слайды 8-9)

3. Одним из отцов основателей Америки был…

George Washington was the first person to be elected the President of the United States. George Washington was born in Virginia, just south of Washington, D.C. He grew up on a large farm. He went to school for about eight years. He especially liked to study mathematics. He also liked to study history and geography, because he wanted to know about other parts of the world. George Washington led the American army in many battles during the War for American Independence.

Итак, мы начинаем импровизированную пресс-конференцию и в самом начале её, предоставим слово защитнику и противнику рабства в США.

Ученик – противник рабства:

Рабство состояние общества, в котором допускается возможность нахождения некоторых людей в собственности у других людей. Господин целиком владеет личностью своего paба. Будучи собственностью другого человека, раб не принадлежит самому себе и не вправе собой распоряжаться. За 5000 лет существования цивилизованного общества рабство было во многих странах. Из наиболее известных - это государства стран Древнего Востока, Древняя Греция и Рим. А в более поздний период оно появилось и в США. Я считаю, что существование рабства в нашей стране – это позор. Чтобы люди XIX века гордились тем, что владеют другими, бьют их, заставляют работать бесплатно. Дело, конечно не только в материальной выгоде, которую получает каждый плантатор, но в мopaльной стороне вопроса. Человек не может сам распоряжаться своей жизнью, судьбой, решать вопросы и делать выбор: чего хочет он? Я думаю, рабство – это зло и его нужно отменять. Никто не вправе распоряжаться жизнью другого человека. На это есть бог, он знает, кому жить и как! Человек тут не властен. Американский идеал - это человек, у которого нет хозяина. (Слайды 12-18)

Ученик – защитник рабства:

Я полностью не согласен с предыдущим оратором. Еще Аристотель называл рабов “живым орудием” и одушевленной собственностью. На языке римского права они назывались “res”, то есть вещь. Раб рожден для того, чтобы работать и мне угождать. Раб должен выполнять волю своего хозяина. Он не имеет права выбора, не имеет права чего-то желать. Или мечтать. Он может и должен только одно: работать и только там, где прикажут. Рабство экономически выгодно, как вы не понимаете, это же бесплатный труд сотен тысяч людей и что они при этом чувствуют и чувствуют ли вообще мне всё равно. Вот сейчас предыдущий оратор размахивал картинками из жизни рабов, а почему бы ему не показать те усадьбы, которые построили paбы, те ухоженные поля, обработанные ими, участки железной дороги, которую они проложили. Значит, рабский труд необходим. Он дает возможность жить в более обустроенном мире.

Пресс-конференция продолжается. Одни ученики, изображающие журналистов, задают вопросы. Другие, изображающие политиков, отвечают.

Вопросы журналистов:

Гари Венди газета “Нью-Йорк Геральд Трибюн”: Ваше отношение к такому социальному явлению, как рабство прямо противоположно друг другу. Как вы думаете, президент Линкольн согласится на развал страны из-за своего отношения к этому вопросу?

Уже началась Гражданская война, и президент ответил так: “Моей высшей целью в этой борьбе является сохранение союза, не сохранение или уничтожение рабства. Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного-единственного paба, я бы сделал это, и если бы я мог спасти его, освободив всех рабов, я бы сделал это, и если бы мог спасти его, освободив одних рабов, а других не освободив, я бы сделал это. Что я предпринимаю в вопросе рабства и для цветной расы, я делаю потому, что верю, это поможет сохранить союз... Этим я объяснил здесь мое намерение, которое рассматриваю как официальный долг. И  не намерен изменять мое часто высказываемое личное желание, что все люди везде должны быть свободны”.

Ричард Онли газета “Индепендент”: Каково ваше отношение к президенту США А.Линкольну? Я попрошу ответить обоих лидеров сторон.

A.Lincoln became the sixteenth president of the United States in 1861. His life story is famous, because it has become the typical story of american success. Abraham Lincoln was born in a log cabin to a poor family and grew up to become the President of the United States. He only attended school for a total one year. With the help of his stepmother, he taught himself how to read and write. When Lincoln was elected the president, the question of slavery had become the most controversial issue. Lincoln strongly opposed slavery. In 1863, Lincoln issued the Emancipation Proclamation, giving political freedom to three million blacks living in the South.

Abraham Lincoln is well-known and loved by Americans for his honesty, intelligence, and humanity.

This is the Lincoln Memorial, built in honor of Abraham Lincoln. Inside the memorial is a huge statue of the former president. (Слайд 22)

(Свое мнение высказывают учащиеся, выступавшие в начале конференции)

Уильям Грифиттс, “Дейли Ньюс”: Какие причины привели к Гражданской войне? Неужели один лишь вопрос о рабстве вас так беспокоит?

Рабство было одной из проблем, которая рождала противоречия между северными и южными штатами. Рабовладельческое хозяйство тоже было рыночным, производимый хлопок являлся товаром, товаром были и сами paбы. Но крайне низкий, примитивный уровень техники и агрономии, являющийся следствием подневольного труда рабов, быстро истощал землю. Для увеличения продукции рабовладельцам нужны были новые paбы и новые земли на Западе. Вопрос, будут ли западные земли розданы фермерам или же рабовладельцы превратят их в свои плантации, углублял противоречия между Севером и Югом. И эти противоречия и дальше бы углублялись, если бы не законы президента Линкольна.

Корреспондент Уильям Франк газета “Нью-Йорк Дейли Трибюн”: Равны ли военные позиции сторон? Если нет, то у кого превосходство?

Ответ: сначала превосходство было на стороне южан; но после законов о гомстедах и отмене рабства, приток солдат в армию северян стал огромным и перевес оказался на их стороне.

Михаил Ланский журнал “Русское слово”: Мы часто слышим термин “янки”. Кого так называют?

1. Read the text. The origin of the word “Yankee”

One day some Indians came to the New Plymouth and saw the new settlers.

The Indians called the English people “Yankee”, because they could not say the word “English”.

After that the word “Yankee” was the common term for people living in the part of America called New England.

During the American Revolution the song “Yankee Doodle” was popular.

After the Civil War “Yankee” was used to mean any person from the northern part of the United States.

During the First World War , when many American soldiers came to Europe, the word “Yankee” became a general name for any American.

2. Answer the questions.

  1. Where did the new settlers live?
  2. Who called them “Yankee” and why?
  3. What was the popular song during the American Revolution?
  4. What was the general name for any American during the First World War?

Афанасий Белый журналист газеты “Северная пчела”: Русские газеты часто сравнивают возможную отмену рабства в вашей стране и отмену крепостного права в России. Вы находите что-либо общее?

Да, конечно, я рад, что Россия показала разумный путь выхода из этой ситуации мирным путем - путем реформ. Мы приветствуем русского царя освободителя, принявшего такое мудрое решение и избежавшего революции, войн и потрясений в своей стране. К сожалению, нам избежать подобного столкновения не удалось.

Учитель:

Со времен окончания Гражданской войны в США прошло больше 150 лет, рабство юридически запрещено во всех 256 странах мира. Неужели оно исчезло на самом деле?

Сообщение учащегося:

В настоящее время рабовладение официально запрещено во всех государствах мира. Последний по времени запрет на владение paбами и использование рабского труда был введён в Мавритании в 1981 году. Тем не менее, в современных условиях рабовладение не просто существует, но и процветает, в том числе в государствах, считающихся свободными и демократическими. Поскольку юридического права на рабовладение в настоящее время не существует, для определения рабского положения человека используются другие критерии. В англоязычной литературе употрeбляется термин несвободный труд (unfree labor). Считается, что человек находится на положении paба, если в его отношении выполняются три условия.

  1. Его деятельность контролируется иными лицами с помощью насилия или угрозы его применения.
  2. Он находится в данном месте и занимается данным видом деятельности не по своей воле и лишён физической возможности изменить ситуацию по собственному желанию.
  3. За свою работу он либо не получает оплаты вообще, либо получает минимальную оплату.

По данным международных правозащитных организаций, в мире сейчас до 30 миллионов человек находится на положении рабов. По оценкам ООН, доходы от перепродажи невольников в мире составляют $7 миллиардов в год. В Европе постоянно имеется, по разным оценкам, от 400 тыс. до 1 миллиона рабов. В России, по данным правозащитников, до 600 тысяч человек заняты принудительным трудом, из них несколько десятков тысяч постоянно находятся полностью на положении рабов, то есть, лишены свободы и физически неспособны освободиться без посторонней помощи. Прибыли от торговли людьми способствуют и другим видам преступной деятельности, в том числе организованной преступности.

Учитель:

К сожалению, несмотря на то, что вы все осудили рабство, воспринимаете его, как зло, оно существует по сегодняшний день. Очень хотелось бы, что все общество и все население Земли понимало ценность свободы личности и право каждого человека на выбор своего жизненного пути.


Проектное обучение в рамках инновационных технологий по теме "Общественное движение в середине второй половины XIX века"


    Проектное обучение в рамках инновационных технологий по теме "Общественное движение в середине второй половины XIX века"

      Метод проекта дает возможность учителю комплексно представить тему, сложную для восприятия учащихся. Уроки различного типа и вида объединены в единый блок, состоящий из шести учебных занятий. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, проект предусматривает использование в учебном процессе современных педагогических технологий (информационно-компьютерной, модульной, развитие критического мышления) и их элементов....

01 02 2023 19:10:28

Урок обществознания "Глобальная экономика"


    Урок обществознания "Глобальная экономика"

      Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

31 01 2023 3:28:28

Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс


    Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

      Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....

30 01 2023 22:34:43

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"


    Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

      Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....

29 01 2023 7:17:38

Материалы элективного курса "Вспомогательные исторические дисциплины" — "Хронология и метрология"


    Материалы элективного курса "Вспомогательные исторические дисциплины" — "Хронология и метрология"

      Материалы к занятию исторического кружка или элективного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» помогут учащимся понять, что история существует во времени и прострaнcтве. ...

28 01 2023 13:12:57

Ассирийская держава


    Ассирийская держава

      Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....

27 01 2023 23:54:50

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

26 01 2023 8:43:26

Урок-исследование "История раскрывает тайны"


    Урок-исследование "История раскрывает тайны"

      Урок дает возможность соприкоснуться с "живой историей", проникнуть в прошлое, принять участие в археологических раскопках. Цель таких "живых" уроков - применение раннее полученных знаний в научно-исследовательской деятельности, подготовка проектов, рефератов....

25 01 2023 16:25:28

Урок-путешествие "Восточные славяне в V–VI вв."


    Урок-путешествие "Восточные славяне в V–VI вв."

      Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию представлений об истории восточных славян....

24 01 2023 2:35:58

Урок истории "Крымская война 1853–1856 гг."


    Урок истории "Крымская война 1853–1856 гг."

      Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....

23 01 2023 19:34:26

Программа элективного курса "Становление многопартийной политической системы России в начале XX века"


    Программа элективного курса "Становление многопартийной политической системы России в начале XX века"

      Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....

22 01 2023 19:44:59

Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории: "Серебряный век русской культуры"


    Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории: "Серебряный век русской культуры"

      Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено. ...

21 01 2023 20:10:21

Образ царя в формировании системы представлений учащихся о государстве в старших классах на уроках истории Отечества


    Образ царя в формировании системы представлений учащихся о государстве в старших классах на уроках истории Отечества

      Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....

20 01 2023 21:25:47

Урок-игра по теме "Древний Восток"


    Урок-игра по теме "Древний Восток"

      Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....

19 01 2023 23:50:40

Урок по теме "Экономическое развитие России в начале ХХ века"


    Урок по теме "Экономическое развитие России в начале ХХ века"

      Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России. Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное прострaнcтво. ...

18 01 2023 17:15:36

Мероприятие ко Дню памяти жертв политических репрессий


    Мероприятие ко Дню памяти жертв политических репрессий

      Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания. ...

17 01 2023 9:49:41

Конференция по истории Красноярского края «Мой край. События, люди»


    Конференция по истории Красноярского края «Мой край. События, люди»

      Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....

16 01 2023 20:37:11

Вопросы и ответы к уроку-зачету по теме "Россия в XIX веке!"


    Вопросы и ответы к уроку-зачету по теме "Россия в XIX веке!"

      Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....

15 01 2023 7:42:59

Использование технических средств обучения на уроках истории. Из опыта работы


    Использование технических средств обучения на уроках истории. Из опыта работы

      В статье раскрываются свойства и функции мультимедиа и других ТСО для расширения учебно-воспитательных возможностей урока истории, обобщенные пpaктикующим учителем истории. Представлена методика и приемы использования ТСО на уроках в 5–9-х классах с привлечением мультипликационных и художественных фильмов, презентаций, флэш-анимации, системы компьютерной диагностики. Работа интересна учителям и репетиторам. ...

14 01 2023 0:31:11

"Времён связующая нить"


    "Времён связующая нить"

      Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...

13 01 2023 12:58:47

Урок-семинар с элементами дискуссии, подготовка к ЕГЭ «Социальный портрет молодежи». 11-й класс


    Урок-семинар с элементами дискуссии, подготовка к ЕГЭ «Социальный портрет молодежи». 11-й класс

      На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....

12 01 2023 5:29:10

Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"


    Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"

      На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....

11 01 2023 8:40:49

Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"


    Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"

      Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....

10 01 2023 15:31:51

История России XX века. Урок по теме «Новая экономическая политика». 9-й класс


    История России XX века. Урок по теме «Новая экономическая политика». 9-й класс

      Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....

09 01 2023 6:40:41

Открытый урок по истории Средних веков по теме: "Феодальное общество". 6-й класс


    Открытый урок по истории Средних веков по теме: "Феодальное общество". 6-й класс

      На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики. На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся. ...

08 01 2023 18:31:52

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе


    Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе

      В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....

07 01 2023 17:45:42

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"


    Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"

      Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....

06 01 2023 7:39:47

"Избирательное право"


    "Избирательное право"

      Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование. ...

05 01 2023 23:42:29

Позиционная технология на уроках истории


    Позиционная технология на уроках истории

      Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....

04 01 2023 12:33:46

Повторительно-обобщающий урок по теме "Буддизм"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Буддизм"

      Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части. ...

03 01 2023 0:47:29

Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д'Арк"


    Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д'Арк"

      Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....

02 01 2023 4:43:12

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

01 01 2023 2:11:24

Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"


    Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"

      Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....

31 12 2022 7:58:23

Формирование субъективной позиции учащихся в самостоятельной работе на уроках истории


    Формирование субъективной позиции учащихся в самостоятельной работе на уроках истории

      В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....

30 12 2022 5:42:57

Урок-путешествие "Государство на берегах Нила"


    Урок-путешествие "Государство на берегах Нила"

      На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная; методы и приёмы работы: беседа, лекция, ИКТ, составление опopного конспекта, решение творческой задачи и др. Применение разнообразных форм обучения требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же способствует развитию устойчивого познавательного интереса у школьников и помогает прочному усвоению учебного материала....

29 12 2022 0:29:28

Урок в 5-м классе по теме: "Древняя Индия"


    Урок в 5-м классе по теме: "Древняя Индия"

      Данная разработка урока поможет учителю, преподающему в 5-м классе, провести насыщенный, эмоциональный урок, используя индийскую музыку, танец, благовония. Учащиеся не только знакомятся с важнейшими страницами истории Древней Индии, но и получают представление о мировой религии - буддизме, что способствует формированию гуманистических начал личности. ...

28 12 2022 5:26:15

Урок обществознания "Деятельность – способ существования людей" (2 часа). 10-й класс


    Урок обществознания "Деятельность – способ существования людей" (2 часа). 10-й класс

      Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....

27 12 2022 22:42:27

Проект урока "Соседи восточных славян"


    Проект урока "Соседи восточных славян"

      Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....

26 12 2022 8:57:21

Пpaктические задания в работе учителя истории и обществознания


    Пpaктические задания в работе учителя истории и обществознания

      Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....

25 12 2022 6:34:20

Урок истории в 5-м классе по теме "Римский хаpaктер"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Римский хаpaктер"

      Урок «Римский хаpaктер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому хаpaктеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и хаpaктерам молодого поколения. ...

24 12 2022 3:21:50

Урок обществознания "Рыночные отношения в современной экономике". 11-й класс


    Урок обществознания "Рыночные отношения в современной экономике". 11-й класс

      Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....

23 12 2022 0:25:19

Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"


    Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"

      Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...

22 12 2022 2:20:51

Некоторые факты из жизни и деятельности Толе би


    Некоторые факты из жизни и деятельности Толе би

      Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....

21 12 2022 14:18:44

Интеллектуальный марафон "Великая эпоха в жизни России" (по материалам об Отечественной войне 1812 года). 5–6-й класс


    Интеллектуальный марафон "Великая эпоха в жизни России" (по материалам об Отечественной войне 1812 года). 5–6-й класс

      Интеллектуальный марафон развивает интерес к отечественной истории и литературе. Включает в себя конкурсы разной направленности: "Блиц", "Веришь – не веришь", "Соответствия", "Знатоки российской армии", "Репортаж с места событий", а также конкурс для зрителей....

20 12 2022 4:29:48

Олимпиада по дисциплине "Основы права"


    Олимпиада по дисциплине "Основы права"

      Задания этой олимпиады не претендуют на оригинальность, так как подобные им включаются в учебный процесс при изучении гуманитарных дисциплин довольно часто. Однако до сих пор они не только вызывают интерес у учащихся, но и помогают эффективно закрепить полученные знания. Олимпиадные задания, по желанию преподавателя, можно использовать как во внеурочной деятельности, так и при проведении занятий. ...

19 12 2022 0:52:45

"Мой выбор". Внеклассное мероприятие по избирательному праву. 10–11-й класс


    "Мой выбор". Внеклассное мероприятие по избирательному праву. 10–11-й класс

      Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....

18 12 2022 13:30:52

Развитие познавательной активности учащихся на основе технологии проектной деятельности


    Развитие познавательной активности учащихся на основе технологии проектной деятельности

      Проектная деятельность в школе вызвана пpaктической потребностью общества в личности, обладающей логическим мышлением. Эта потребность связана с общей тенденцией к свободному обществу, в котором адаптируется свободная, творческая личность. Очевидно, что адаптация личности в этом обществе подразумевает социальное творчество, основанное на реконструировании старых и конструировании новых ценностей, что невозможно без проектной деятельности....

17 12 2022 22:33:20

Единое Древнерусское государство IX–X веков. Роль Великого Новгорода в становлении российской государственности


    Единое Древнерусское государство IX–X веков. Роль Великого Новгорода в становлении российской государственности

      Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что единое Древнерусское государство IX–XI вв. было раннефеодальной монархией; сформировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой....

16 12 2022 13:22:32

Урок-презентация в 7-м классе "Полтавское сражение"


    Урок-презентация в 7-м классе "Полтавское сражение"

      Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере. ...

15 12 2022 2:15:13

Внеклассное мероприятие "История хлеба"


    Внеклассное мероприятие "История хлеба"

      Мероприятие использует межпредметные связи: истории, ИЗО, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках ИЗО – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....

14 12 2022 13:58:43

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Интегрированный урок "Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе"

В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М.Лермонтова, М.Цветаеву и Л.Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва". Мультимедийный проект "Герои 1812 года".