Бинарный урок (история + литература) по теме "Театр Древней Греции" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Бинарный урок (история + литература) по теме "Театр Древней Греции"


    Бинарный урок (история + литература) по теме "Театр Древней Греции"

Цели:

обучающие: знакомство с театральной терминологией, особенностями театра Древней Греции, разновидностью драматических жанров, изучение переработанных эпизодов из комедии Аристофана “Лягушки” и трагедии Софокла “Антигона”;

развивающие: развитие умения инсценировать драматические произведения, развитие аналитического мышления, умения высказывать своё мнение, находить соответствия, развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля, развитие навыка культуры речи;

воспитательные: на основе материалов из античной культуры прививать уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемный, наглядно-иллюстративный

Приёмы: беседа, фронтальный опрос самостоятельная работа поиск соответствий работа с информационными технологиями индивидуальная работа инсценирование.

Оборудование: школьная доска, компьютер, проектор, мел, тетрадь, ручка, костюмы, изображение театра Древней Греции на репродукции, иллюстрации учащихся к мифам Древней Греции, театральные программки, раздаточный материал по теме урока (сравнительная таблица, программка с пропущенным материалом, перфокарты, презентации – учителя (Приложение № 1) и учащихся (Приложение № 2, 3); музыка СИРТАКИ (Приложение № 4), текст трагедии Софокла “Антигона” (Приложение № 5) и комедии Аристофана “Лягушки” (Приложение № 6), колокольчик.

В результате урока учащиеся смогут:

  • рассказать о появлении театра, назвать не менее 3-х его особенностей;
  • сравнить Древнегреческий и современный театры;
  • различать жанры пьес;
  • проявить своё актёрское мастерство.

ПЛАН УРОКА

1-й урок

  1. Возникновение театра, его структура.
  2. Театральные жанры, презентации детей.

2-й урок

  1. Инсценировка трагедии и комедии и работа по ним.
  2. Сравнительная таблица по театрам (театр вчера и сегодня).
  3. Рефлексия.
  4. Оценки, домашнее задание.

ПЕРВЫЙ УРОК

ХОД УРОКА

(Приложение № 1, слайд № 1)

1. Орг.момент.

Учитель истории: Хайрете, пайдес! Здравствуйте, дети!

Учитель литературы: Калой кай агатой! Прекрасные и совершенные!

Учитель истории: Ребята. У нас сегодня необычный урок, мы начали его с приветствия на греческом языке. Мы – это ваши учителя – литературы и истории и сегодня мы проводим совместный урок.

Сочетание истории и литературы на сегодняшнем уроке позволит вам всесторонне познакомиться с темой урока “Театр Древней Греции”. Запишите её в тетради по истории.

Учитель литературы: Мы познакомимся с отрывком из комедии Аристофана “Лягушки ” и трагедии Софокла “Антигона”; также узнаем об особенностях драматических произведений; посмотрим инсценировки эпизодов из античных пьес.

МОТИВАЦИЯ

Учитель истории: Ребята! Вам всем хорошо знакомо слово “театр”. Напишите на стикерах, которые есть на ваших партах, одно слово-ассоциацию, которое вызывает у вас слово “театр” ИГРА–АССОЦИАЦИЯ: учащиеся пишут на стикерах слова-ассоциации, приклеивают их на доску, рядом со словом “театр”. Учитель озвучивает их ответы и обобщает, предлагает написать термин, используя имеющиеся слова. Зачитываем результат.

НОВАЯ ТЕМА

Учитель литературы: Сегодня на уроке мы будем работать с театральным словариком, который приготовлен для каждого. (Приложение № 7) Первым словом в нашем словарике будет слово “театр”, если мы обратимся к литературоведческому словарю, то увидим, что же обозначает слово театр. (Слайд № 2) ТЕАТР - (греч. θέατρον – место для зрелищ) – одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю посредством действий группы актёров Запишите каждый в свой театральный словарик значение слова “театр”.

Учитель истории: Театр возник в Древней Греции более 2500 лет назад. Он возник из весёлых сельских праздников, которые справлялись весной и осенью в честь бога Диониса – покровителя виноградарства и виноделия и назывались - Великие Дионисии. (Приложение № 1 Слайд № 3) Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново. Во время этих праздников греки пили молодое вино, устраивали весёлые шествия по улицам деревень и городов, водили хороводы и разыгрывали сценки из жизни самого весёлого из богов. В одном из греческих мифов говориться о том, что Дионис стрaнcтвует по всей земле, не один, а окружённый толпой сатиров. (Слайд № 4) Сатиры – неизменные спутники Диониса. Это лесные боги с козлиными рогами, лошадиными ушами, хвостами и копытами. В честь бога Диониса сатиры поют хвалебные песни - дифирамбы. Предводитель сатиров назывался корифей, позже и главного в хоре называли корифей.

Учитель литературы: Давайте запишем значение новых слов в словарик. (Слайд № 5) Дифирамбы – хвалебные песни. Корифей – предводитель сатиров, позже и главного в хоре называли корифей.Сегодня корифеем называют выдающихся деятелей науки и культуры, а “петь дифирамбы ” стало крылатым выражением и означает непомерно прославлять кого-либо.

Учитель истории: Участники празднеств надевали на себя шкуры козлов, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками, чтобы походить на лесных сатиров, спутников Диониса. Поскольку эти праздники были популярными и любимыми, то правитель Писистрат решил сделать их государственными и 27 марта 534 года до н.э. впервые установил трёхдневные театральные представления в праздник Дионисий. Эта дата считается днём рождения театра и отмечается до сих пор. Запишите эту дату в тетради. (Слайд № 6) Для дальнейшей работы на уроке нам понадобиться таблица, которую мы будем заполнять по ходу урока. (Слайд № 7) По ходу нашего рассказа вы будете заполнять второй столбик таблицы. Каждый полис обязательно имел театр. (Слайд № 8) Театр строился у подножия холма под открытым небом. Как вы думаете, почему? Ряды и места для зрителей располагались полукругом на склоне. В первом ряду на мраморных креслах сидели почётные гости: жрецы Диониса, стратеги, победители Олимпийских игр. (Слайд № 9) Эти мраморные кресла называли театрон , что в переводе с греческого означало “смотреть” Здание театра состояло из трёх частей. (Слайд № 10)

Учитель литературы: Продолжаем заполнять театральный словарик. (Слайд № 11) Театрон – это места для почётных зрителей. Орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры и хор. Скене – пристройка, примыкавшая к орхестре. К её стене прикрепляли полотнища, изображавшие то вход во дворец, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актёров.

Учитель истории: Театр Диониса в Афинах вмещал 17 000 зрителей, а в Эпидавре – 30000. Вход был платный. (Слайд № 12) За вход в театр брали небольшую плату. Билет был из свинца или обожженной глины. На билете видны буквы. Буквой указывался один из секторов (клиньев) Мест не было, можно было занять любое место, начиная со второго ряда. Почему со второго ряда?

Учитель литературы: По закону Перикла были введены “зрелищные деньги” – феорикон, которые раздавали бедным гражданам для посещения театральных зрелищ. (Слайд № 13) Запишите в словарик значение слова феорикон. Феорикон – “ЗРЕЛИЩНЫЕ ДЕНЬГИ”.

Учитель истории: Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр ещё до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками, фляжжку с вином, тёплый плащ, подушечку. Как вы думаете, зачем грекам нужна была подушечка? Что касается публики, то большую часть зрителей составляли мужчины – граждане и приезжие греки. Женщины, постоянно занятые домашними делами, посещали театр значительно реже мужчин. Paбы попадали в театр только в качестве слуг, сопровождавших своих господ.

Учитель литературы: Зритель был наивен и впечатлителен. Несчастья героев трагедии заставляли его рыдать. Если актёр высказывал благородные мысли, раздавались нескончаемые аплодисменты. И наоборот, безнравственным и подлым героем спектакля возмущались так сильно, что переставали отделять актёра от роли. Однажды, когда герой трагедии сказал, что деньги ценнее совести, все зрители набросились на актёра. Автору трагедии пришлось вмешаться и успокоить публику сообщением, что мошенник будет наказан в конце спектакля. Если зрители были недовольны, они свистели и стучали сандалиями.

Бывало и хуже: если автор уж очень не нравился, его оскорбляли, бросали в него виноградом, оливками и даже камнями. Занавеса не было, действие разыгрывалось без антpaктов, т.е. без перерывов.

Учитель истории: Ребята. Не забывайте заполнять таблицу, получив новую информацию. Представления давались один раз в год. Длились они с утра до вечера в течение 3-х дней. Зрителям предлагали 15 спектаклей. Утром смотрели три трагедии и одну “сатировскую драму”. Вечером смотрели комедию. После просмотра жюри из 10 зрителей выбирало лучшего трагика и лучшего комедиографа. Автору лучшей трагедии наградой служил кoзeл, а автору лучшей комедии – корзина с инжиром и амфора с вином.

Учитель литературы: В спектакле играли обычно три актера. (Слайд № 14) Актерами были только мужчины. Они же исполняли и женские роли. Актеры носили длинные одежды и обувь на большой платформе, она называлась – котурны. (Слайд № 15 ) Записываем в театральные словарики значение слова котурны. Котурны – это специальная деревянная обувь.

Учитель истории: Огромные размеры театров привели к необходимости использовать маски. (Слайд № 16) Черты лица актёра зрители просто не смогли бы разглядеть. Маски делались из глины. Каждому определенному хаpaктеру и настроению соответствовала “своя” маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность – желтый, хитрость – красный, а гнев – багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой – мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Действие сопровождалось хоровым пением и музыкой.

Учитель литературы: У нас сейчас импровизированная музыкальная пауза – физкультминутка: МУЗЫКА – СИРТАКИ – ТАНЦУЕМ (Приложение № 4)

Учитель истории: А теперь, давайте проверим, как вы заполнили 2. (Слайд № 17 )

Учитель литературы: Ребята, кто из вас был в театре? Что вы там смотрели?.. Спектакль. Любой спектакль ставится по пьесе. Что такое пьеса? (Слайд № 18 ) Пьеса – литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене. Записываем в словарик значение слова “пьеса”. Рассмотрим структуру пьесы. (Слайд № 19) Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, содержащие обозначение места действия, особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения и т.д.). Как правило, пьеса предваряется списком действующих лиц, иногда – с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т.п. Отдельная законченная смысловая часть пьесы называется актом или действием, которое может включать в себя более мелкие составляющие – явления, эпизоды, картины. Пьесы могут быть весёлыми, грустными, серьёзными, отсюда возникает деление на жанры. Жанр - вид художественного произведения. (Слайд № 20) Записываем значение слова “жанр” в словарики. Нам известно три основных драматических жанра: КОМЕДИЯ - (от греч. komos – весёлая толпа и oide – песнь) произведение, изображающее такие жизненные положения и хаpaктеры, которые вызывают смех. В комедии - действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей. ТРАГЕДИЯ - (от греч.tragos – козёл и oide – песнь - буквально “козлиная песнь”) произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. В трагедии действовали герои мифов, боги и герои. ДРАМА - это пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен и разрешим. Соединяет в себе трагическое и комическое. (Слайд № 21) Записываем значение слов драма, комедия, трагедия в словарик.

Учитель истории: Больше всего греки ценили трагедии, почитавшиеся ими выше, чем комедии. Ведь они не просто развлекали зрителей, а учили их тому, что добро обязательно побеждает зло, а честность и порядочность всегда ценятся выше, коварства и предательства. В трагедиях сталкивались высокие чувства, кипели страсти, решались нравственные проблемы. Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность и доброту, любовь к родине и готовность пожертвовать ради неё и этих идеалов своей жизнь Почему именно этим качествам авторы пьес уделяли особое внимание? Где и когда греки смогли проявить эти качества?

Учитель литературы: Давайте познакомимся с древнегреческими авторами. Так как многие из вас умеют делать презентации, сейчас мы посмотрим работу некоторых из вас.

ПРЕЗЕНТАЦИИ

(Приложение № 2, 3)

На следующем уроке мы ближе познакомимся с творчеством Аристофана и Софокла.

Учитель истории: Откройте учебники на странице 179, давайте рассмотрим иллюстрации, расположенные на всех последующих страницах, рассказывающие нам о театре Древних греков.

ВТОРОЙ УРОК

(Учащиеся, участвующие в инсценировке, переодеваются в костюмы)

Учитель истории: Ребята! Нам сегодня очень повезло! Мы достали билеты в театр, да не в простой, а в Древнегреческий. Чтобы не ударить в грязь лицом, мы должны хорошо разбираться в театральных терминах. Давайте посмотрим наши театральные словарики и ещё раз повторим слова, с которыми познакомились на первом уроке (работа со словариком).

Учитель литературы: Пришло Время посмотреть инсценировки из пьес древнегреческих авторов. У вас на столах лежат Программки, (Слайд № 22), но в них потеряна информация. Вам необходимо её восстановить, определить жанр пьесы (комедия, трагедия), вспомнить название, указать действующих лиц и определить соответствует ли постановка всем правилам древнегреческого театра? Итак, вашему вниманию предлагается инсценировка первой пьесы, но вы должны не только посмотреть представление, а ещё и заполнить пробелы в программке. Уважаемые зрители! Прозвенел третий звонок. (КОЛОКОЛЬЧИК) Просим соблюдать тишину. Инсценировка 1-й пьесы… (Приложение № 5) Уважаемые зрители! Прозвенел третий звонок. (КОЛОКОЛЬЧИК) Просим соблюдать тишину. Инсценировка 2-й пьесы…(Приложение № 6)

Закрепление

Учитель истории: Скажите, пожалуйста, какую пьесу иллюстрирует этот слайд? (Слайд № 23) А теперь проверим ваши театральные программки. (Слайд 24) Придерживались ли наши актёры в 1-й пьесе правил, хаpaктерных для Древнегреческого театра? (Слайд 25) Придерживались ли наши актёры во 2-й пьесе правил, хаpaктерных для Древнегреческого театра? Ребята, очень часто древнегреческие авторы брали сюжеты для своих пьес из мифов, (Слайд № 26) обратите внимание на выставку ваших работ, посвящённую древнегреческим мифам.

Учитель литературы: На уроках литературы мы знакомились с мифами древней Греции, давайте вспомним и назовём некоторые из них. На основе мифов создавались трагедии, и сейчас один из вас прочитает нам отрывок из трагедии о Прометее. (Чтение отрывка. Приложение № 8)

Учитель истории: В течение урока мы заполнили с вами вторую колонку нашей таблицы, записывая особенности древнегреческого театра. А теперь давайте сравним современный театр с Древнегреческим, используя вопросы из первой колонки

Примерный вариант заполнения таблицы. (Слайд № 27)

Учитель литературы: Мы говорили о том, что театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине, готовность к самопожертвованию. А как вы думаете, какие качества в людях должен воспитывать современный театр? (Честность, Любовь к Родине, доброту, милосердие, уважение к окружающим)

Итог урока.

РЕФЛЕКСИЯ

На доске: Театр – комедия – трагедия.

Учитель истории: Давайте подведём итоги нашего урока и немного поиграем.

Распределите слова, которые есть у вас на партах, в соответствии с названием колонки, объяснить выбор колонки. (Дети выходят к доске и распределяют слова)

Примерное распределение слов (может быть и другой вариант).

театр

комедия

трагедия

котурны

Аристофан

Софокл

маски

Лягушки

Антигона

скене

Птицы

Прометей

ПЕРФОКАРТЫ

Учитель литературы: Подошло время ваших любимых. (Слайд № 28)

Учитель литературы: Под какими номерами были отрицательные ответы? (№ 3, 8) (Слайд № 29)

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

Учитель литературы:

Учитель истории:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(Слайд № 30)

Учитель истории: На основе любых сюжетов из истории Древней Греции написать пьесу (комедию или трагедию) и красиво оформить.

Учитель литературы: Работу выполнить до 10 марта.

Учитель истории: Интервью у учащихся о впечатлениях от урока.


Древнейший Рим


    Древнейший Рим

      При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....

18 08 2022 13:37:41

Обобщающий урок по теме "Гражданская война в России" (9-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Гражданская война в России" (9-й класс)

      Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....

17 08 2022 13:16:50

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

16 08 2022 1:50:13

Внешняя политика России XIX века при Александре I


    Внешняя политика России XIX века при Александре I

      Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов. ...

15 08 2022 2:50:51

"Мы живем в Красноярском крае"


    "Мы живем в Красноярском крае"

      Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....

14 08 2022 1:57:48

Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень


    Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень

      Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....

13 08 2022 17:29:22

Внеклассное мероприятие по истории "Моя родословная". Презентация "Откуда я родом…"


    Внеклассное мероприятие по истории "Моя родословная". Презентация "Откуда я родом…"

      Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....

12 08 2022 8:41:41

Мифы Древней Греции


    Мифы Древней Греции

      Урок «Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы «Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....

11 08 2022 5:50:25

"Куликовская битва". Открытый урок в 6-м классе


    "Куликовская битва". Открытый урок в 6-м классе

      Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....

10 08 2022 10:26:57

Внеклассное мероприятие по краеведению


    Внеклассное мероприятие по краеведению

      Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....

09 08 2022 4:43:19

Урок истории в 6-м классе по теме "Связь жизни человека с историей страны"


    Урок истории в 6-м классе по теме "Связь жизни человека с историей страны"

      Изучая жизнь учителя М.М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны. ...

08 08 2022 0:16:56

Урок "Столетняя война"


    Урок "Столетняя война"

      Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...

07 08 2022 1:22:59

Программа элективного курса "И сама по себе не играет гитара". Отражение истории в авторской песне


    Программа элективного курса "И сама по себе не играет гитара". Отражение истории в авторской песне

      Курс "И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне. ...

06 08 2022 7:39:36

Международное гуманитарное право


    Международное гуманитарное право

      Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....

05 08 2022 21:23:51

"Да будет мерой чести Ленинград", 11-й класс


    "Да будет мерой чести Ленинград", 11-й класс

      Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....

04 08 2022 10:18:28

Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"


    Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"

      Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....

03 08 2022 23:49:23

Культура стран Запада в первой половине ХХ века


    Культура стран Запада в первой половине ХХ века

      Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

02 08 2022 4:36:41

Применение опopных конспектов на уроках экономики


    Применение опopных конспектов на уроках экономики

      На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....

01 08 2022 2:52:41

Мой край в истории Гражданской войны

В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....

31 07 2022 19:35:28

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"


    Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

      Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

30 07 2022 4:30:33

Из опыта работы над темой "Деятельностно-пpaктический способ обучения в процессе преподавания истории в средней школе". Урок новой истории. 8-й класс


    Из опыта работы над темой "Деятельностно-пpaктический способ обучения в процессе преподавания истории в средней школе". Урок новой истории. 8-й класс

      В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....

29 07 2022 18:24:30

Наши предки древние славяне


    Наши предки древние славяне

      Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....

28 07 2022 19:12:57

Урок на тему "Ниппон — Страна восходящего солнца"


    Урок на тему "Ниппон — Страна восходящего солнца"

      Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....

27 07 2022 7:40:48

Интегрированный урок (литература + МХК + история) "Поэтический бум. 60-е годы ХХ века". 11-й класс


    Интегрированный урок (литература + МХК + история) "Поэтический бум. 60-е годы ХХ века". 11-й класс

      Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий хаpaктер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии....

26 07 2022 2:40:42

Игра "Знаешь ли ты?.." по Международному гуманитарному праву и деятельности Международного Комитета Красного Креста


    Игра "Знаешь ли ты?.." по Международному гуманитарному праву и деятельности Международного Комитета Красного Креста

      Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов. ...

25 07 2022 6:42:21

Быт древних греков


    Быт древних греков

      Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Всеобщая история" (авторы Колпаков С.В., Пономарёв М.В.) к учебнику "История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.), издательство "Просвещение", 2003. Тема урока "Быт древних греков"....

24 07 2022 19:49:56

Конспект урока обществознания по теме "Золотые руки работника"


    Конспект урока обществознания по теме "Золотые руки работника"

      Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....

23 07 2022 20:15:10

Монголо-татарское нашествие


    Монголо-татарское нашествие

      Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси; воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга....

22 07 2022 2:15:13

Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"


    Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"

      Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет. ...

21 07 2022 10:52:32

Урок обществознания "Человек и культура". 8-й класс


    Урок обществознания "Человек и культура". 8-й класс

      Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла. ...

20 07 2022 7:32:33

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

19 07 2022 19:37:26

Методические рекомендации "Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время"


    Методические рекомендации "Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время"

      Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....

18 07 2022 15:19:20

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания


    Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

      На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на пpaктике в ходе игры, при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс. Перед учителем стоит проблема, как увлечь учащихся чтением. Дополнительная литература предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала....

17 07 2022 10:32:51

Наука и образование в первой половине XIX века


    Наука и образование в первой половине XIX века

      Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....

16 07 2022 0:44:13

Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"


    Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"

      Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....

15 07 2022 21:58:28

Путешествие по странам Древнего Востока. 5-й класс


    Путешествие по странам Древнего Востока. 5-й класс

      Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....

14 07 2022 4:58:58

Интегрированный урок (история + литература) "Олимпийские игры в древности и современности". 5-й класс


    Интегрированный урок (история + литература) "Олимпийские игры в древности и современности". 5-й класс

      Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры «Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе....

13 07 2022 11:58:27

Интегрированный урок-викторина по теме "Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода"


    Интегрированный урок-викторина по теме "Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода"

      Интегрированный урок-викторина с целью закрепления и обобщения знаний по истории и математике может представлять интерес для учителей истории и математики. Был проведен во II четверти. ...

12 07 2022 6:51:16

Использование материалов книги "Воспоминания о войне" для патриотического воспитания школьников на уроках истории и во внеклассной работе


    Использование материалов книги "Воспоминания о войне" для патриотического воспитания школьников на уроках истории и во внеклассной работе

      Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....

11 07 2022 6:47:14

Тема урока "Военные походы фараонов"


    Тема урока "Военные походы фараонов"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с целями завоевательных походов фараонов в Древнем Египте, узнают об итогах завоевательных походов для различных групп населения Египта. Также школьники продолжают учиться работать с исторической и контурной картой....

10 07 2022 18:53:50

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"


    Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

      Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

09 07 2022 18:55:27

Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"


    Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"

      Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....

08 07 2022 1:31:28

Урок контроля в 6-м классе по теме "Средневековые замки"


    Урок контроля в 6-м классе по теме "Средневековые замки"

      Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья. ...

07 07 2022 1:58:57

Ассамблеи эпохи Петра Великого


    Ассамблеи эпохи Петра Великого

      Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....

06 07 2022 17:39:10

Информационное сопровождение учащихся профильных классов в процессе изучения курсов истории и обществознания


    Информационное сопровождение учащихся профильных классов в процессе изучения курсов истории и обществознания

      Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....

05 07 2022 14:54:24

Разработка урока по всеобщей истории "Научно-технические достижения и прогресс индустрии в конце XIX – первой половине ХХ века"


    Разработка урока по всеобщей истории "Научно-технические достижения и прогресс индустрии в конце XIX – первой половине ХХ века"

      Разработка урока будет интересна учителям истории, которые в своей работе используют материалы с сайта Цифровых образовательных электронных ресурсов. Приемы, использованные на уроке, позволяют ученикам почувствовать себя способными; понять, что наши усилия дают результат....

04 07 2022 19:25:33

Религия спасения. Буддизм


    Религия спасения. Буддизм

      В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу "История древнего мира". В разделе "Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....

03 07 2022 3:14:23

Урок-игра "Но вечный выше нас закон"


    Урок-игра "Но вечный выше нас закон"

      Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....

02 07 2022 8:29:34

Тест по теме "Гражданская война в России". 9-й класс


    Тест по теме "Гражданская война в России". 9-й класс

      Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....

01 07 2022 15:44:50

Урок по теме "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войне"


    Урок по теме "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войне"

      Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися. ...

30 06 2022 16:57:38

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::