Социалисты-утописты XVIII–XIX вв.
Цели урока.
Образовательные.
Опираясь на знания, полученные из курса Всеобщей истории, сформировать у учащихся представления о предпосылках возникновения учений социалистов-утопистов на рубеже XVIII-XIX вв., об учениях А.Сен-Симона и Ш.Фурье, о взглядах и деятельности Р.Оуэна, о всемирно-историческом значении деятельности социалистов-утопистов.
Подвести учащихся к пониманию вклада учений и теорий социалистов-утопистов рубежа XVIII-XIX вв. в развитие общественной мысли как общечеловеческих ценностей; к пониманию того, что идейные и философские изыскания являются одной из высших ценностей общества.
Воспитательные.
Воспитывать в учащихся чувство социальной справедливости и идеалы социального равенства.
Развивающие.
Развивать в учащихся умения:
оперировать историческими знаниями, применять их в новых ситуациях при рассмотрении развития обществознания в новое время; обосновывать достоинства и недостатки рассматриваемых теорий;
находить преемственность во взглядах ранних и поздних социалистов-утопистов, различия в понимании истории развития общества и идеалов общественного устройства;
анализировать различные источники знаний, выделять основные положения, идеи, конкретизировать их сущность, выявлять причинно-следственные связи в социальных процессах.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Предпосылки возникновения социальных утопий на рубеже XVIII-XIX вв.
Материал для рассказа учителя.
Процесс становления капитализма и формирования индустриального общества проходил довольно болезненно. Разорялись ремесленники и крестьяне, положение рабочих было бедственным. Безработица и экономические кризисы способствовали новому подъему социально-утопических идей. Многие образованные люди разочаровались в новых капиталистических порядках. Они мечтали о построении справедливого общества, которое покончило бы с бедствиями простых людей.
С такими планами выступили утопические социалисты: французы Анри Сен-Симон и Шарль Фурье, англичанин Роберт Оуэн.
Они критиковали капитализм, стараясь подчеркнуть его несправедливость. Каждый из них представил свой проект общества всеобщего равенства и показать его преимущества.
Первый уровень (репродуктивный).
- Каковы причины возникновения социально- утопических учений на рубеже XVIII-XIX вв.?
- Кто из этих социалистов-утопистов относится к ранним:
а) Сен-Симон;
б) Мор;
в) Фурье;
г) Оуэн,
(Ответ: Т.Мор).
Расположите по старшинству:
а) Сен-Симон;
б) Мор;
в) Фурье;
г) Кампанелл;
д) Оуэн.
(Ответ: б, г, а, в, д).
- Что такое утопия?
- Почему именно в Англии и Франции раньше всех получили распространение идеи социалистов-утопистов?
Второй уровень (частичное преобразование).
- Как отразилась биография Сен-Симона на формировании его взглядов? Какие еще факторы оказали на него влияние?
- Заполните пропуски в тексте:
“
С планами преобразования общественного строя, основанного на , а не на выступили утопические социалисты: , , ”.(Ответ: общей пользе, эксплуатации и частной выгоде, Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье).
2. Учения А.Сен-Симона и Ш.Фурье. Первый уровень (репродуктивный).
Как Ш.Фурье в своем идеальном обществе называл его ячейки:
а) коммуна;
б) ассоциация;
в) фаланга;
г)коллектив,
(Ответ: в).
Второй уровень (частичное преобразование).
- Сравните взгляды А.Сен-Симона и Ш.Фурье на общественное развитие (оформите в виде таблицы).
- "Наиболее широко внушаемый принцип морали- это принцип евангельский: не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы он делал тебе... Я предлагаю заменить евангельский принцип следующим: человек обязан трудиться. Самый счастливый человек - это тот, кто трудится. Самая счастливая семья - это та, все члeны которой с пользой употрeбляют свое время. Самый счастливый народ - это тот, в котором меньше всего неработающих людей".
Какой социальный принцип отстаивал в начале XIX в. Сен-Симон? Каково ваше отношение к этому принципу?
"Сен-Симон обличал такие пороки капитализма, как бесплановость производства, конкуренция,
обнищание широких масс, бедственное положение рабочих, призывал к развитию промышленности и плановому производству на научных основах в интересах угнетенных классов".
На основе текста составьте таблицу:
Существующий общественный строй |
Идеальный общественный строй |
3. Взгляды и деятельность Р.Оуэна. Первый уровень (репродуктивный).
Как называется произведение Р.Оуэна, в котором он изложил свои взгляды на идеальное общественное устройство:
а) "Катехизис нового нравственного
мира".
б) "Новый промышленный и общественный мир";
в) "О преобразовании европейского
сообщества";
г) "О теории общественного устройства",
(Ответ: а).
- Кто из социалистов-утопистов рубежа XVIII-XIX вв. отрицал частную собственность? (ответ: Р. Оуэн).
- Кто из социалистов-утопистов пытался воплотить свои идеи в жизнь? (ответ: Р. Оуэн).
Второй уровень (частичное преобразование).
1. Р. Оуэн: "Частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком, и он должен приветствовать наступление эры, когда научные успехи и знакомство со способами формирования у всех людей совершенного хаpaктера сделают продолжение борьбы за личное обогащение не только излишним, но и весьма вредным для всех...
Сейчас она представляет единственную причину бедности со всеми вызываемыми ею по всему свету бесконечными преступлениями и горем; В принципе она столь же несправедлива, как и неразумна на пpaктике.
В рационально устроенном обществе ее не будет существовать. Если в ней и была какая-нибудь потребность или если она и была полезна до того, как началось господство машин и химии, то сейчас она совершенно не нужна и является ничем на оправданным злом; ибо каждый человек от самых высокопоставленных до самых последних может быть в течение всей своей жизни, вследствие научно обоснованного общественного устройства, гораздо полнее обеспечен всем, что действительно полезно людям и что создает прочное счастье..."
Составьте комментарий к тексту. Выделите основную мысль. Ответьте на вопрос: "Как автор относится к частной собственности?"
- Как вы думаете, почему Оуэн отрицал частную собственность, Сен-Симон и Фурье - нет?
- Расскажите о попытках Р.Оуэна реализовать свои идеи на пpaктике. Почему он потерпел неудачу?
- Всемирно-историческое значение деятельности социалистов-утопистов.
Материал для рассказа учителя.
Несмотря на несбыточность планов социалистов-утопистов их учения имели большое историческое значение. Они критиковали слабые места капитализма и в общем предсказали черты будущих социалистических преобразований общества. Утопический социализм предшествовал возникновению научного коммунизма.
Первый уровень (репродуктивный).
1. Утопический социализм стал одним из истоков:
а) либерализма;
б) консерватизма;
в) национализма;
г) научного коммунизма,
(Ответ: г).
2. Найдите лишнего:
а) Сен-Симон;
б) Фурье;
в) Гоббс;
г) Оуэн,
(Ответ: в).
Второй уровень (частичное реобразование).
1. Заполните пропуски в тексте:
"Социалисты-утописты дали яркую и убедительную критику ,показали ужасное положение ,бедствия капиталистической эксплуатации. Они предвидели и определили ряд черт будущего общества". (Ответ: капитализма, наемных рабочих, социалистического).
2. Из следующих утверждений верны:
А. "Утопический социализм - это донаучные учения о социалистическом преобразовании общества".
Б. "Идеи социалистов-утопистов не получили развития в последующих общественно-политических учениях".
а) А и Б;
б) ни А, ни Б;
в)только А;
г) только Б.
(Ответ А).
3. На основе текста охаpaктеризуйте особенности социализма-утопизма рубежа XVIII - XIX вв.
"Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации.
Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущности наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества".
Третий уровень (творческий).
- Составьте диалог, который мог бы состояться между А. Смитом и Р. Оуэном. Какие вопросы они могли бы друг другу задать и как бы они на них ответили.
- Составьте вопросы, которые вы могли бы задать на пресс-конференции Р. Оуэну, А. Сен-Симону, Ш. Фурье.
Урок-игра “Пресс-конференция”. Учащиеся готовятся за 2 недели. Трое (по собственному желанию с одобрения учителя) играют роли Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье. Остальные - журналисты, которые должны задавать им вопросы. Учитель оценивает по окончании урока учащихся, игравших роли Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье. Остальные должны дома к следующему уроку написать статью, на основании которой учитель оценит их работу.
Схемы и таблицы
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
03 10 2023 7:21:24
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
02 10 2023 6:34:54
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
01 10 2023 0:20:42
Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу «Жизнь первобытных людей».
...
30 09 2023 1:38:46
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
29 09 2023 21:23:35
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
28 09 2023 0:16:28
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
27 09 2023 12:27:32
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
...
26 09 2023 19:53:29
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
25 09 2023 10:17:37
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
24 09 2023 23:47:35
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
23 09 2023 22:46:44
Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....
22 09 2023 12:24:10
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
21 09 2023 19:11:45
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
20 09 2023 7:56:22
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
19 09 2023 10:16:43
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
18 09 2023 21:33:34
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
17 09 2023 3:28:16

Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
16 09 2023 2:50:18
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
15 09 2023 9:53:45
Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам «Сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....
14 09 2023 3:12:59
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
13 09 2023 14:44:12
Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и психологии. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков учащихся, полученных на уроках информатики и ИКТ. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного процесса, но и часть жизни ребенка. Данный вид урока вызывает у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формирует их творческое сознание.
...
12 09 2023 10:15:38
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
11 09 2023 9:54:18
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне.
...
10 09 2023 14:43:17
Учащиеся узнают о выдающихся людях ХХ века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спopные вопросы. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуются умения работы с различными источниками информации, анализируются полученная информация, прогнозируется развитие дальнейших событий. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
09 09 2023 14:19:34
Четырнадцатый урок в теме «Россия в первой половине XIX века». Рассматривается тема Крымской войны и обороны Севастополя....
08 09 2023 7:15:59
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
07 09 2023 11:44:46
Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету «История».
...
06 09 2023 6:46:50
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП).
Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал.
...
05 09 2023 0:47:55
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
04 09 2023 8:24:23
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
03 09 2023 8:50:14
Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....
02 09 2023 7:35:45
Урок является первым в изучении новой главы темы «От сталинизма - к «оттепели»: Советский союз в 1945–1964 гг.». Занятие формирует у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах. ...
01 09 2023 16:54:46
Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....
31 08 2023 21:36:52
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
30 08 2023 9:38:34
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения.
...
29 08 2023 1:22:55
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы.
...
28 08 2023 19:26:47
Урок формирует пpaктические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....
27 08 2023 2:36:12
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей.
...
26 08 2023 6:52:49
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
25 08 2023 6:30:12
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
24 08 2023 3:49:39
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов.
...
23 08 2023 6:25:37
Предложенная разработка урока помогает создать на уроке условия для усвоения учащимися 9-го класса сложной темы истоков и начала «холодной войны». Мультимедийное приложение к уроку, использование приёмов технологии критического мышления и возможностей интеpaктивной доски помогает реализовать на уроке деятельностный подход и способствует развитию ключевых компетенций учащихся....
22 08 2023 20:40:29

В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
21 08 2023 4:35:18
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
20 08 2023 7:39:54
Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания.
...
19 08 2023 8:22:38
Представленный материал объединил основные исторические события в истории России XIX века. В работе представлены исторические документы, мнения историков, что помогает организовать работу на уроке. Данный материал можно использовать при работе с текстом на уроке истории....
18 08 2023 19:26:23
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
17 08 2023 11:25:34
Урок проводится в форме путешествия. Цель урока - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности. На уроке учащиеся сравнивают географическую среду Египта и Древнего Двуречья, развивают навыки работы с исторической картой, учатся анализировать фрагмент исторического документа....
16 08 2023 7:35:57
Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....
15 08 2023 23:49:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::