Применение эффективных педагогических технологий на уроках истории > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Применение эффективных педагогических технологий на уроках истории


    Применение эффективных педагогических технологий на уроках истории

Методика урока: урок - изучение нового материала с элементами эвристической беседы.

Тип урока: урок - размышление.

Цели урока: основываясь на базовых знаниях учащихся, полученных в основной школе, проанализировать причины сложного положения Руси в начале 13в., вспомнить основные события борьбы с крестоносцами и татаро-монголами. Особое внимание уделить выбору князей Александра Невского и Даниила Галицкого: причины выбора, сиюминутные и долгосрочные последствия выбора.
Помимо общих умений и навыков, особое внимание уделить развитию логического мышления: анализу, сравнению, обобщению; а так же навыкам самостоятельной творческой работы с источниками. В рамках воспитания патриотизма и интереса к отечественной истории особое внимание обратить на чувство ответственности за судьбу страны.

Оборудование урока: учебники, карта «Борьба против иноземных захватчиков в 13в.», схема «Цивилизационная альтернатива – 3», историческая литература, электронная доска, компьютер.

Задействованные педагогические технологии: традиционная, перспективно – опережающее обучение, компьютерная технология, технология межпредметных связей, проблемные технологии, технология развития критического мышления, проектная технология.

Межпредметные связи: литература, МХК (ИЗО), информатика.

Использованная литература: историческая: Н. Карамзин, С. Соловьёв., Н. Костомаров, С. Платонов, Л. Гумилёв, Ю. Козлов, М. Любавский. Художественная: А. Блок, Н. Щербина.

План урока

1 этап (подготовительный)

учитель.
На доске – эпиграф к уроку:
«Тяжела ты, шапка Мономаха»
- Тема урока
- План урока

учащиеся.
Получают опережающее задание:
проанализировать источники, ответить на вопрос:
«Как оценивается выбор Александра Невского и Даниила Галицкого в трудах русских учёных».

План урока
1)фронтальный опрос (домашнее задание)
2)изучение нового материала
а) Натиск с Запада.
б) Натиск с Востока.
в) Цивилизационные альтернативы развития.
г) Проблемное задание.
д.) Закрепление и подведение итогов.
-Проблема «Мы за ценой не постоим!?»
(Какую цену пришлось заплатить Руси за цивилизационный выбор пути развития?)

2 этап (урок)
1. Оргмомент.
2. Опрос (фронтальный)
- в каком состоянии находилась Русь к концу 12в?
- причины феодальной раздробленности:
- экономические
-политические
- Как оценивать период феод. раздробленности?
Выводы: - процветание отдельных княжеств и
- опасное положение в стратегическом отношении.
3. Новый материал
Эвристическая беседа:

- Натиск с Запада:
-Причины? Цели?
-Конкретные враги? Работа с картой.
-Решающие битвы?
-итоги

-Натиск с Востока:

-Откуда пришла опасность? Цели?
-Два татаро-монгольских похода на Русь – работа с картой
-Итоги
Запись в тетрадь

Русь между

Западом и
Александр Невский
1240г. – Невская битва
(со шведами)
1242г. – Ледовое Побоище
(немцы и датчане)

Востоком
1 поход Батыя – на Северо-Восточную Русь
1237-1238гг.
2 поход Батыя – на Южную и
Юго-Западную Русь
( 1239-1240гг.

Итоги и выводы:
-Ликвидирована ли раз и навсегда опасность с Запада? (нет!)
- На востоке – Северо-восточная Русь – вассальная зависимость от Орды.
(т.о. Русь по – прежнему в опасности, и князьям предстоит сделать нелёгкий выбор, поэтому что полноценно воевать на два фронта возможности нет).

3 этап.
Показ комиксов по теме.
Задание: сравнить и проанализировать цели крестоносцев и татаро-монголов
Сделать логическое заключение: Из двух зол какое вам представляется меньшим?

4 этап.
Заслушать выступления учащихся, получивших опережающее задание.
Цель задания: проанализировать, какую оценку выбору князей Александра Невского и Даниила Галицкого дают историки прошлого и настоящего.
Вывод: Историки признают нелёгкий выбор Александра Невского, подчёркивая в то же время цену, которую пришлось заплатить Руси за союз с Ордой.
Проблемное задание: Так какую цену пришлось заплатить за сохранение веры, государственности и союзную помощь Орде?
-Дань (выход), в т.ч. людьми (мастерами, женщинами)
-Участие в войнах, которые вела Орда.
-Разорение страны – нарастающее отставание от Европы
-Разрыв связей с Европой.
-Удар по городам – центрам формирования гражданского общества.
-Ликвидация вече, демократических традиций.
-Усиление власти князей – в отдалённой перспективе оформится самодержавие, напоминающее восточную деспотию.
- Изменения в менталитете (рабская покорность, терпение, унизительное положение женщин в обществе) пример из литературы – Н. Щербина.
Делаем выводы: черты какого типа цивилизационного развития усиливаются?

Обобщение учителя
За сохранение государственности и веры пришлось заплатить упущенными возможностями
(в перспективе) создания гражданского общества, идеалами которого являются: правовое государство, права человека, демократия.
Напрашивается вопрос (он поставлен в проблемном задании) – является ли цена непомерной?
С другой стороны – Даниил Галицкий попытался получить помощь на Западе, в т.ч. у Папы Римского, в результате – потеря независимости.
Вопрос сложный, я не знаю однозначного ответа. Может кто-то из вас?
В любом случае, на государственных деятелях того времени лежало тяжёлое бремя ответственности. Я не случайно эпиграфом урока взяла эту пословицу.
Вам теперь ясен её смысл. Пройдёт время, и вы будете решать судьбу страны, и вы наверное поняли, что власть – это не удовольствие. Это огромная, иногда, в годы испытания, непосильная
ответственность.

4. Закрепление.
-вспомним, какие цели ставили крестоносцы и татаро-манголы?
Предъявляли ли претензии:
На территорию Руси?
На веру?
На политическое устройство Руси?
- На каких условиях князья получали в Орде ярлыки
(покорность и выплата дани)
-Политические последствия союза с Ордой
-Сиюминутные (вассальная зависимость)
-перспективные (разрыв с Западом и его ценностями)

Добавление учителя:
Было ещё одно, немаловажное для Европы, обстоятельство. Возможно, Русь, приняв удар на себя, спасла Европу от второй волны варварских нашествий.
И лучше проиллюстрировать это примером из литературы:
А.Блок «Скифы»
5. Задание на дом; анализ урока (совместно с учащимися), оценка работы учащихся.

Урок № 2. 9 класс. История России.

Тема урока: «Новая экономическая политика – НЭП»

Методика урока: урок- изучение нового материала с элементами опроса (эвристическая беседа), поскольку учащиеся знают «старую» экономическую политику, т. е. « военный коммунизм», вполне возможно путём логических рассуждений выявить элементы НЭПа и обосновать их необходимость.
Цели урока: опираясь на знания учащихся, выявить причины перехода к НЭПу, основные мероприятия НЭПа, выяснить, были ли уступки в области политики, попытаться определить хаpaктер НЭПа, резонанс внутри страны и за рубежом, итоги НЭПа, его судьба. На уроке следует продолжить формирование у учащихся умений и навыков аналитической работы; путём составления таблиц учащиеся научатся приводить свои знания в систему, кратко формулировать. Стимулировать интерес учащихся к истории своей страны.
Оборудование урока: учебники, рабочие тетради, карточки-задания, атласы, видеофильм « Россия XX век. 20-30 годы».

План урока

I . Оргмомент.
II. Изучение нового материала.
I. Предпосылки перехода к НЭПу:
Совместная работа учителя и учащихся.
Вопросы к учащимся:
-Тема урока: «Новая экономическая политика-НЭП», раз новая, то по отношению к какой-то?
( Подвести учащихся к политике «военного коммунизма»)
-Вспомнить, когда и почему начала формироваться политика «военного коммунизма»?
-Как большевики обосновали её?
-Почему «военный»?
-почему «коммунизм»?
-Отношение к «военному коммунизму» крестьянства? Почему?
-Как решался аграрный вопрос лидерами белого движения?
Почему крестьяне из 2-х зол выбрали большевиков?
(Дети должны вспомнить Декрет о земле и то, как решался земельный вопрос на территории белых.)
-Итоги политики «Военного коммунизма» (учащиеся должны вспомнить разорение промышленности, с/х., финансов, недовольство крестьян, рабочих – чем?)
Вывод: учащиеся его формулируют сами: обстановка накалилась, большевики вынуждены искать выход. Обратить внимание на вынужденный хаpaктер НЭПа, дети знают, что многие большевики именно так представляли себе коммунизм.

Работа учителя:
Новый материал – рассказ о крестьянской войне:
-осень 1920 г.
-политический лозунг «Советы без коммунистов»
Примеры: Украина (Махно, др. атаманы), «антоновщина», Сибирь.
Вывод: Идёт «малая гражданская война»
Работа учащихся с картой и атласом.
- Кронштадтский мятеж
-недовольство рабочих: голод, нехватка сырья, безработица, забастовки.
Совместная работа учащихся:
-Работа с учебником, рабочей тетрадью.
-Ознакомиться с данными таблицы и учебника – сделать выводы.
-Ознакомиться с документами, ответить на вопросы.
В результате работы по первому вопросу в тетрадях у учащихся может быть записано в виде плана:

I . Крестьянская война – основная причина – продразвёрстка:
Махно
«антоновщина»
Сибирь
2.Кронштадтский мятеж
3. Недовольство рабочих
а) нехватка продовольствия
б) нехватка топлива, сырья
в) закрывавшиеся предприятия
г) безработица
2. Мероприятия НЭПа
После того, как учащиеся сформулируют причины и предпосылки перехода к НЭПу, новый материал изучается путём эвристической беседы, при составлении таблицы дети вспоминают элементы политики «военного коммунизма», думают, что можно было сделать и ищут подтверждение в учебнике (или дополнения учителя).

Политика «военного коммунизма»:
I . Продразвёрстка.

«Новая экономическая политика»:
I . Замена продразвёрстки продналогом
(меньше, был заранее известен и
не менялся в течение года).
(По классовому принципу)

2.Непосредственный продуктообмен
между городом и деревней.

.Возврат к торговле и
товарно-денежным отношениям.

3.Национализация крупной,
средней и мелкой промышленности.

3. Сохранение в руках государства крупной
и средней промышленности.
Разрешались мелкие частные
предприятия, аренда
мелких предприятий, сдача
в концессию иностранному капиталу.

4.Жёсткая централизация управления

4.Перестройка управления государственной
промышленностью: большая самостоятельность,
хозрасчёт.

5.Запрещена аренда земли, наёмный труд
в сельском хозяйстве.

5. Разрешается аренда земли и наёмный труд в с/х.,
развитие различных форм кооперации.

6.Запрещена частная торговля ,
государственное распределение по
карточкам и классовому принципу

6.Разрешена частная торговля под контролем
государства. Развитие государственной и
кооперативной торговли.

7.Трудовая повинность, создание трудовых армий, милитаризация труда.

7.Отмена труд. повинности. Обеспечение
промышленности рабочей силой через биржи труда.

8. Непрерывный выпуск бумажных
денег (инфляция), падение их
покупательской способности.
Зарплата выплачивалась в основном
натурой - пайки, карточки.

8. Укрепление денежной системы. 1922 г. – денежная
реформа (золотой червонец) Сокольникова, сохранён
выпуск бумажных денег, создаются коммерческие
банки.

9. В оплате труда – уравниловка.

9. Ликвидация уравниловки, установлен принцип
оплаты по количеству и качеству труда,
материальная заинтересованность.

10. Бесплатные коммунальные услуги,
трaнcпорт, газеты.

10. Прекращено оказание бесплатных услуг населению.

Учащиеся делают вывод, что это действительно во многом возврат к нормальным экономическим отношениям.
Вопрос: как по-вашему, что крестьяне встретили с особым удовлетворением? (продналог и свободная торговля).

Дополнение учителя:
-Уступки были только в сфере экономики, как писал Ленин – никаких уступок в области политики ( вспомнить: однопартийная система, запрет других партий, ограничения в политической сфере «бывших», не просто законность, а революционная законность – почувствовать разницу).
-НЭП - не рыночная экономика, но элементы рынка были. «Комaндные высоты» в экономике оставались за государством.
-Эволюция взглядов Ленина – от временного отступления – до «НЭП – всерьёз и надолго»
-Неоднозначное восприятие НЭПа в партии и среди населения.

3. Итоги НЭПа.
Работа с учебником:
-Рассмотреть успехи :
-в сельском хозяйстве
-в промышленности
-в финансах
-Трудности НЭПа, недостатки, кризисы
Работа учителя и учащихся:
Организовать дискуссию и вывести учащихся на проблемы современной России:
-Есть ли сходство в экономическом положении России 1920-х и 1990-х гг.?
- В политическом положении
-Сравнить «новых русских» и нэпманов.
-Итоги НЭПа и реформ 1990-х гг.?
Подвести учащихся к выводу о том, что хотя развитие современной России и напоминает отдельными элементами 1920-е годы, но ситуация в стране всё же отличается от ситуации 20-х годов, и прежде всего – утеряны традиции, особенно у крестьянства.

III. Закрепление.
Просмотр видеофильма «Россия XX век. 20-30 годы».

IV. Задание на дом, анализ урока, оценка деятельности учащихся.


Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"


    Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"

      Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...

29 11 2022 2:23:49

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

28 11 2022 20:58:29

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 11 2022 1:22:58

Штурм крепости (Повторительно-обобщающий урок)


    Штурм крепости (Повторительно-обобщающий урок)

      Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....

26 11 2022 13:17:22

Разработка урока по теме "Сознание" (курс "Основы философии")


    Разработка урока по теме "Сознание" (курс "Основы философии")

      Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....

25 11 2022 16:58:28

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"


    Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

      Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

24 11 2022 2:46:46

Из истории русского романса


    Из истории русского романса

      Представлен сценарий вечера "Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени....

23 11 2022 23:40:35

Педагогическая мастерская на уроках истории


    Педагогическая мастерская на уроках истории

      Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. ...

22 11 2022 0:53:30

Петр I. Россия на рубеже веков. 7-й класс


    Петр I. Россия на рубеже веков. 7-й класс

      Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....

21 11 2022 22:33:50

Культура России в первой половине XIX века


    Культура России в первой половине XIX века

      Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....

20 11 2022 11:34:11

Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле". 4-й класс


    Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле". 4-й класс

      Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....

19 11 2022 9:41:56

Программа факультативного курса "История Черноярского края"


    Программа факультативного курса "История Черноярского края"

      Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....

18 11 2022 15:41:32

Великие люди Великой Британии


    Великие люди Великой Британии

      The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....

17 11 2022 5:27:48

"Русская бытовая культура XVII века"


    "Русская бытовая культура XVII века"

      Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный хаpaктер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе ИКТ, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....

16 11 2022 2:58:32

Урок-игра "Путешествие по ленте времени"


    Урок-игра "Путешествие по ленте времени"

      Урок-игра "Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы "Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории. ...

15 11 2022 11:30:22

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"


    План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

      На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

14 11 2022 20:26:27

Информационное сопровождение учащихся профильных классов в процессе изучения курсов истории и обществознания


    Информационное сопровождение учащихся профильных классов в процессе изучения курсов истории и обществознания

      Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....

13 11 2022 1:37:23

Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"


    Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

      Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

12 11 2022 9:56:49

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

11 11 2022 8:23:53

Возвращенные имена. Истории политических репрессий в 30 годы XX века в Тверском крае


    Возвращенные имена. Истории политических репрессий в 30 годы XX века в Тверском крае

      Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства. ...

10 11 2022 17:13:44

Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии". 10-й класс


    Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии". 10-й класс

      Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....

09 11 2022 19:58:11

Методическая разработка урока по истории России в 10-м классе "Либеральные реформы 1860–1870-х годов XIX века в России"


    Методическая разработка урока по истории России в 10-м классе "Либеральные реформы 1860–1870-х годов XIX века в России"

      Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим. ...

08 11 2022 14:50:19

Конкурс знатоков истории Древней Греции


    Конкурс знатоков истории Древней Греции

      Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....

07 11 2022 8:55:52

Использование современных образовательных технологий на уроках истории в профильной школе


    Использование современных образовательных технологий на уроках истории в профильной школе

      В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....

06 11 2022 8:38:29

Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"


    Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

      Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....

05 11 2022 5:46:28

Внешняя политика СССР в 30-е годы


    Внешняя политика СССР в 30-е годы

      Урок построен в форме игры с использованием методов деятельностных технологий. На этапе актуализации формируется навык самостоятельной познавательной деятельности. На этапе применения умений и навыков формируются компетенции, относящиеся к самому человеку как субъекту деятельности, общения. На этапе закрепления формируется способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем. Урок способствует развитию навыков социального взаимодействия....

04 11 2022 18:40:10

Разработка урока истории в 10-м классе по теме: "Революционеры-народники — кто они: друзья народа, праведники, фанаты-авантюристы, "бесы"?"


    Разработка урока истории в 10-м классе по теме: "Революционеры-народники — кто они: друзья народа, праведники, фанаты-авантюристы, "бесы"?"

      Я использовала форму семинара с элементами интегрирования курса истории и литературы. Интеграция курсов является методологической основой современного образования. Интеграция дает возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. С пpaктической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении. Цель данного урока: изучить проблемы народнического движения в России и его освещение в русской литературе. ...

03 11 2022 16:20:15

Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки"


    Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки"

      В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....

02 11 2022 13:36:58

Информационные технологии на уроках истории. Урок "Ремесло в средневековом городе"


    Информационные технологии на уроках истории. Урок "Ремесло в средневековом городе"

      На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла. ...

01 11 2022 5:51:19

Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI века


    Жители Российского государства второй половины XV – начала  XVI века

      Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....

31 10 2022 19:57:20

Урок-исследование по истории России в 8-м классе.


    Урок-исследование по истории России в 8-м классе.

      Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....

30 10 2022 14:39:36

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года


    Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

      В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

29 10 2022 11:43:20

Правовое воспитание учащихся


    Правовое воспитание учащихся

      Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....

28 10 2022 9:51:13

Пpaктическая работа по теме «Древний Китай». 5-й класс


    Пpaктическая работа по теме «Древний Китай». 5-й класс

      Цель работы: в форме решения учениками компетентностных задач контролировать освоение материала по теме «Древний Китай»....

27 10 2022 9:32:56

Пpaктикум и его роль на уроках обществознания


    Пpaктикум и его роль на уроках обществознания

      В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....

26 10 2022 5:31:29

Исследовательская работа "Человек. Политика. Национальность"


    Исследовательская работа "Человек. Политика. Национальность"

      В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек. ...

25 10 2022 15:42:42

Конспект элективного курса "История России, СССР в лицах". Тема: "Реформы и реформаторы начала ХХ века" (сравнительная хаpaктеристика С.Ю. Витте и П.А. Столыпина)


    Конспект элективного курса "История России, СССР в лицах". Тема: "Реформы и реформаторы начала ХХ века" (сравнительная хаpaктеристика С.Ю. Витте и П.А. Столыпина)

      Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....

24 10 2022 14:27:35

Мультимедийная презентация на уроках истории


    Мультимедийная презентация на уроках истории

      Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

23 10 2022 9:39:57

Урок истории на тему "Материнский подвиг". 10-й класс


    Урок истории на тему "Материнский подвиг". 10-й класс

      Цель урока: увековечение памяти Февроньи Николаевны Малгиной, потерявшей пятерых сыновей во время войны. Урок способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родному краю, чувства гордости и уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним....

22 10 2022 2:27:53

Повторительно-обощающий урок "Мир Средневековья". 6-й класс


    Повторительно-обощающий урок "Мир Средневековья". 6-й класс

      Изучается и повторяется материал по истории средних веков. Результатом работы должен стать заполненный кроссворд, по предложенному описанию учащиеся должны угадать историческую личность, поработать с источником и решить историческую задачу. Можно выполнять задание как всей комaндой, так и распределив задания для каждого члeна группы....

21 10 2022 17:15:50

Урок-зачет по истории Отечества в 10-м классе по теме: "Иноземные завоеватели на Руси в период раздробленности", с применением информационных технологий


    Урок-зачет по истории Отечества в 10-м классе по теме: "Иноземные завоеватели на Руси в период раздробленности", с применением информационных технологий

      Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока. Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу". ...

20 10 2022 20:29:49

«Феодальная раздробленность на Руси». Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе


    «Феодальная раздробленность на Руси». Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе

      Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом. ...

19 10 2022 3:14:16

Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс


    Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс

      Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....

18 10 2022 16:55:50

Правление Николая I: период кризиса и реакции или консервативной модернизации?


    Правление Николая I: период кризиса и реакции или консервативной модернизации?

      Урок проводится в виде объяснения нового материала, включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданным учителем. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп....

17 10 2022 9:21:16

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"


    Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

      В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

16 10 2022 2:51:33

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке


    Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

      Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

15 10 2022 0:37:36

"Победа греков над персами в Марафонской битве"


    "Победа греков над персами в Марафонской битве"

      Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....

14 10 2022 20:37:50

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Индия и Древний Китай"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Индия и Древний Китай"

      Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела "Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы....

13 10 2022 16:16:26

Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война»


    Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война»

      Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....

12 10 2022 10:20:47

Внешняя политика России в XVIII веке


    Внешняя политика России в XVIII веке

      В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....

11 10 2022 16:57:41

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.