Обобщающее повторение по теме "Время великих реформ. Российская империя в годы царствования Александра II"
Форма проведения: урок-турнир.
Оборудование: обращение к участникам, карта «Россия в XIX веке», таблица для подведения итогов, хронологические карточки, кроссворды, линия времени, таблички с оценками.
Задачи урока.
- Закрепить и обобщить знания учащихся по теме, ликвидировать пробелы.
- Развивать познавательный интерес, творческие и аналитические способности, умение оперировать историческими датами, умение находить правильный ответ из предложенных.
- Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе.
- Воспитывать общую культуру, ответственность, внимательность, активность.
Класс разделен на три комaнды. В каждой есть капитан, который будет по жребию выбирать задания и руководить работой комaнды. Жюри состоит из 3 учащихся-старшеклассников. Члeны жюри заранее знают, какие конкурсы они будут судить.
Ход урока.
I. Оргмомент (сообщение задач урока, представление гостей, члeнов жюри, знакомство с условиями соревнования, жеребьевка).
II. Конкурсные задания.
Жюри после каждого конкурса показывает таблички с оценками и подводит итог.
(Оценивание по пятибалльной системе.)
1. Конкурс капитанов.
Проверка знания хронологии. Капитаны получают задание «подобрать» даты к событиям и разместить их на линии времени (июнь 1864, 1877-1878, 20 ноября 1864, 1855-1881, 19 февраля 1861, 1 января 1864, 1870, 1 января 1874, 1863-1864, 1860, 1868-1872, 1872, начало 80-х годов XIX века, 1 марта 1881, 28 декабря 1881 года).
2. Конкурс «Знание карты».
Комaнда № 1.
Показать на карте:
-районы, в которых после отмены крепостного права стало быстро развиваться фермерское хозяйство;
-губернии и уезды где после отмены крепостного права произошли крестьянские выступления;
-главный район металлургического производства 80-х годов XIX века;
-железнодорожные линии, которые были построены в 60-70 г.г. XIX века;
-губернии, в которых крестьянские наделы были уменьшены более чем на 40%.
Комaнда № 2.
Показать на карте:
-районы с преобладанием в помещичьих хозяйствах смешанной системы труда;
-губернии, в которых крестьянские наделы были увеличены более чем на 20%;
-самый крупный город Сибири в пореформенный период;
-основные районы размещения иностранного капитала;
-районы, в которых сохранились крепостнические пережитки (применялась отработочная система и другие формы кабального труда).
Комaнда № 3.
Показать на карте:
-районы, где помещичье хозяйство играло незначительную роль или совсем отсутствовало;
район, где началась добыча нефти в пореформенный период;
-город, ставший в пореформенный период крупнейшим портом;
-основные промышленные районы, которые сформировались в первое пореформенное 20-летие;
-губернии, в которых крестьянские наделы были уменьшены на 20 - 40 %.
3. Конкурс «Понятийный словарь».
Каждая комaнда получает кроссворд. Заполняет в течение 3-4 минут, зачитывает и сдает жюри.
Комaнда № 1.
Заполнить кроссворд.
- Мелкие уголовные и гражданские дела рассматривали... (мировые судьи).
- Чтобы решить свои общие хозяйственные вопросы крестьяне приходили на... (сельский сход).
- Взаимоотношения крестьян и помещиков (чтобы реформа осуществлялась, как положено) контролировали назначаемые сенатом... (мировые посредники).
- Выборные члeны органов самоуправления... (гласные).
- На основании вердикта выносили приговор, то есть определяли меру наказания или прекращали дело... (судьи).
--- | |||||||||||||||||
--- | |||||||||||||||||
--- | |||||||||||||||||
Комaнда № 2.
Заполнить кроссворд.
- Интересы обвиняемого по судебной реформе 1864 года защищал... (адвокат).
- В черноземных губерниях был уменьшен душевой надел. При пересчете у крестьян отрезались «лишние» земли. Они назывались... (отрезки).
- Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению были согласованы между помещиками и крестьянами и зафиксированы в документе, который назывался... (уставная грамота).
- Человек, слушающий лекции в высшем учебном заведении без зачисления в студенты назывался... (вольнослушатель).
- Городской всесословный орган самоуправления, избираемый на четыре года... (городская дума).
---- | |||||||||||||||
Комaнда № 3.
Заполнить кроссворд.
- По судебной реформе 1864 года высшей судебной инстанцией являлся... (сенат).
- Предоставление земли, строений и прочего во временное пользование за плату... (аренда).
- После реформы 1861 года распределяла пахотную землю между крестьянскими дворами... (община).
- Взяв в аренду землю у помещика, лично свободные крестьяне обpaбатывали ее. Как называлась эта система? (отработочная).
- В пореформенный период первым крупным выступлением рабочих стала стачка на... (Кренгольмской мануфактуре).
-- |
4. Конкурс «В каждой шутке – доля правды».
Комaнды показывают домашнее задание. Инсценирование эпизода из художественного произведения, непосредственно связанного с изучаемой эпохой.
5. Конкурс «Работа над ошибками».
Каждая комaнда получает исторический текст с ошибками.
Необходимо найти все допущенные ошибки, исправить и сдать жюри.
Согласно реформе крестьяне должны были выкупить землю у помещиков. По закону они могли получить ½ надела бесплатно. До выкупа своих земельных наделов крестьяне оказывались в положении временнообязанных. Они должны были платить оброк или отбывать барщину. Временнообязанное состояние могло продолжаться в течение 5 лет. Крестьянин мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода. Размер выкупа определялся таким образом, чтобы помещик не лишился тех денег, которые он получал ранее в форме оброка. Крестьянин должен был сразу уплатить ему 50% стоимости надела. Чтобы дать возможность помещику получить выкупную сумму единовременно, правительство выплачивало ему остальные 75-80 %. Крестьянин же должен был отдавать государству этот долг в течение 39 лет с начислением 6% годовых.
1. Крестьяне бесплатно получали ¼ надела.
2. Временнообязанное состояние могло продолжаться в течение 9 лет.
3. Крестьянин не мог отказаться от надела и уехать из своей деревни.
4. Крестьянин должен был сразу уплатить помещику 20-25 % стоимости надела.
5. Долг государству крестьяне должны были отдавать в течение 49 лет.)
6. Конкурс «Перекрестный огонь».
Проверка знания фактического материала.
Комaндам задаются поочередно вопросы. (Ответ через 10 секунд).
Вопросы.
- Почему Александра II назвали в народе царем-освободителем? (Он подписал Манифест 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян).
- Что вводилось согласно уставу от 1.01.1874 года вместо рекрутских наборов? (Всесословная воинская повинность.)
- Назовите имя крестьянина, который возглавил восстание в селе Бездна, а после был публично расстрелян. (Антон Петров).
- В каком возрасте мужчины призывались в армию по закону 1874 года? (в 20 лет).
- Какой русский дворянин, бывший морской офицер, в 1868 году приобрел в Петербурге Сталелитейный завод и превратил его затем в крупнейшее российское машиностроительное предприятие? (Н.И. Путилов).
- Сколько присяжных заседателей по закону 1864 года, должно было участвовать в судебном заседании? (12 человек).
- Какой российский город в середине XIX века был самым крупным по численности населения? (Петербург).
- Какие две системы судов были созданы по реформе 1864 года? (Мировые и общие.)
- Где и когда произошло первое крупное выступление рабочих? (На Кренгольмской мануфактуре в 1872 году.)
- Когда был создан Государственный банк? (1860 г.)
- Кто из фабрикантов стал пионером «движения» в Среднюю Азию? (Т.С. Морозов.)
- Что такое фермерское хозяйство? (Хозяйство, в котором использовали труд наемных, передовую технику, лучше обpaбатывали землю).
- Что такое чересполосица? (Крестьяне владели землей чересполосно. Каждому двору нарезались полосы хороших и плохих земель, ближних и дальних.)
- Перечислите изученные нами реформы 60-70х годов XIX века. (Земская, судебная, военная, реформа городского самоуправления, реформа в области просвещения.)
- Каково основное содержание устава для университетов, утвержденного в июне 1864 года? (Восстанавливалась автономия.)
III. Итог урока.
1. Жюри подводит итог соревнования, анализирует работу комaнд, объявляет комaнду победителя, производит награждение.
Конкурсы | Комaнда №1 | Комaнда №2 | Комaнда №3 | Итог |
1. Конкурс капитанов. |
||||
2. Знание карты. | ||||
3. «Понятийный словарь». |
||||
4. «В каждой шутке- доля правды». |
||||
5. «Работа над ошибками». | ||||
6. «Перекрестный огонь». | ||||
Общее количество баллов. |
2. Учитель подводит итог урока.
IV. Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Последствия реформ».
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
10 12 2023 21:32:25
Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....
09 12 2023 1:41:30
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение.
...
08 12 2023 5:12:16
Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства....
07 12 2023 11:56:55
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
06 12 2023 11:26:42
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
05 12 2023 15:38:12
Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы.
...
04 12 2023 4:36:32
Историческое познание начинается с первых уроков истории в 5-м классе, предполагает вызвать интерес к исторической науке, позволяет создать для учащихся комфортную и продуктивную образовательную среду, способствующую личностному росту каждого ученика. Информационные технологии можно успешно применять в структуре школьного исторического образования, они позволяют создавать яркие и образные моменты на основе исторического учебного материала, например, о Древней Индии.
...
03 12 2023 0:37:21
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
02 12 2023 14:48:39
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
01 12 2023 2:12:45
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования.
...
30 11 2023 19:56:40
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
29 11 2023 13:41:10
В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....
28 11 2023 22:21:39
Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....
27 11 2023 8:23:59
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
26 11 2023 3:17:51
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....
25 11 2023 11:24:11
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
24 11 2023 11:15:14
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....
23 11 2023 21:47:19
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
22 11 2023 7:53:41
Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....
21 11 2023 10:21:42
В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....
20 11 2023 23:23:44
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
19 11 2023 23:15:11

Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней
Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ....
18 11 2023 12:13:24
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
17 11 2023 20:15:32
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
16 11 2023 10:37:24
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
15 11 2023 17:57:12
В статье описывается опыт работы по технологии создания системы учебных задач в условиях сельской школы в классах с малой наполняемостью. Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся.
...
14 11 2023 23:27:48
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся; развивать заинтересованность в знаниях к предмету; развивать кругозор учащихся....
13 11 2023 7:22:21
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
12 11 2023 16:13:47
Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....
11 11 2023 16:23:32
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
10 11 2023 19:19:42
На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....
09 11 2023 22:35:19
История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....
08 11 2023 11:16:19
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....
07 11 2023 7:11:56
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп.
...
06 11 2023 17:29:33
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
05 11 2023 19:50:58
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
04 11 2023 4:28:15
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
03 11 2023 7:11:22
Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....
02 11 2023 3:13:20

Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
01 11 2023 22:34:59
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства.
...
31 10 2023 8:18:46
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики, истории и математики в ходе изучения вопросов возникновения, развития и применения на пpaктике азapтных игр (как одной из составляющих формирования доходной части государственного бюджета) для более полного восприятия материала.
...
30 10 2023 0:21:46
Для активизации процесса познания, повышения интереса учащихся к историческому материалу на уроках истории используются разнообразные методические приёмы: работа с историческим текстом, дискуссия, мини-лекция, работа в группах, экспресс-опрос, работа с таблицей, составление развёрнутого и ситуативного плана, синквейна, проблемные задания, игра, таблицы.
...
29 10 2023 12:14:57
Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....
28 10 2023 1:56:57
Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
27 10 2023 12:29:30
Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века.
...
26 10 2023 19:56:42
В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов.
...
25 10 2023 14:49:34
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....
24 10 2023 9:43:29
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
23 10 2023 5:51:31
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.
...
22 10 2023 8:57:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::