Урок истории в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей"
Цели урока:
- Обучающие:
ознакомить учащихся с историей Рима эпохи царей;
раскрыть содержание основных понятий. - Развивающие:
развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;
формировать навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником;
выpaбатывать умение сравнивать, делать выводы. - Воспитывающие:
формировать активную гражданскую позицию;
воспитывать нравственность, патриотизм.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы проведения урока: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (эвристический).
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные ( рассказ, беседа);
- наглядные (применение ИКТ);
- пpaктические ( составление таблицы);
- контроль и самоконтроль
Основные понятия и термины:
- весталки; ликторы;
- гражданин; сословия;
- патриции; плебеи; сенат.
Оборудование:
- учебник “История Древнего мира” для 5-го класса (авторы В.И. Уколова, Л.П.Маринович);
- АРМ учителя;
- презентация к уроку;
- раздаточный материал (текст с ошибками);
- атлас “История Древнего мира” для 5 класса;
- смайлики;
- доска;
- светофоры.
Структура урока:
- Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.
- Актуализация знаний, подготовка к основному этапу.
- Усвоение новых знаний и способов действия.
- Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
- Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1. Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.
Здравствуйте ребята!
Перед вами лежат смайлики (рожицы). Выберите ту, которая соответствует вашему настроению, и покажите мне.
Я хочу, чтобы ваше настроение улучшилось к концу урока.
Итак, приготовились работать. Поверьте, все ли необходимое у вас есть на партах: учебник, атлас, рабочая тетрадь, ручки, карандаши.
Мы сегодня будем выбирать сенаторов, а вот кто они такие и кто ими может стать, мы узнаем в течение урока. За ответы на уроке я буду давать жетончики и вам, конечно, нужно постараться получить их как можно больше.
2. Актуализация знаний, подготовка к основному этапу.
А сейчас давайте вспомним, какую страну вы начали изучать?
А вы можете показать на карте, где она расположена? (Слайд 2, Приложение)
Какие моря омывают?
Какие горы тянутся вдоль всего полуострова, а какие прикрывают Италию с севера?
Вам дано было задание прочитать легенду об основании Рима.
Как вы, справились с этим заданием, мы проверим.
Перед вами “Легенда об основании Рима”, но она с ошибками, ее составлял пятиклассник, и он перепутал факты.
Нам с вами нужно исправить ошибки, а исправлять мы их будем с помощью “игры Светофор”. Все вы знаете правила дорожного движения, На какой цвет светофора можно переходить улицу. А на какой нельзя? Вот и в игре, если услышите ошибку, поднимите красный сигнал светофора, а если ошибки нет - зеленый, значит можно двигаться дальше.
Легенда об основании Рима.
Древняя легенда связывает начало римской истории с потомками троянского героя Одиссея. Одним из латинских городов правил царь Навуходоносор. У него была дочь Клеопатра. Злой брат Сет сверг Навуходоносора, а его дочь заставил стать весталкой. Она в течение 30 лет не должна была вступать в бpaк и заводить детей. Но случилось так, что Клеопатра родила двух прекрасных близнецов, дочь и сына. Встревожено шумит Альба-Лонга весталка родила близнецов, она клянется, что их отец – бог Марс.
“Лжет и cмepти не избежит! - вскричал Навуходоносор вне себя от гнева. – Эй, слуги! В волнах Нила утопите близнецов, а племянницу отправьте в путешествие”. Нил в это время разлился, чавкала вода под ногами, вязли сандалии в трясине. Нерадивые слуги бросили корзину на мелководье и возвратились домой. Корзина не утонула. На жалобный крик прибежала собака, она согрела близнецов своим телом и накормила их своим молоком. В тот же день близнецов нашел пастух, принес их домой. Пастух и его жена назвали детей Афина и Марс. Когда дети выросли, то, следуя божественному предопределению, решили основать новый город. Поссорившись с братом, убила его и назвала город своим именем. Так в 776 году был основан город Афины.
Слайд 3, 4. Приложение
Молодцы, с заданием справились.
3. Усвоение новых знаний и способов действия.
Мы выяснили, что Ромул основал город, он же и стал первым римским царем. И произошло это в 753 году до нашей эры. Слайд 5
Город был основан на холме Палантин, вскоре он раскинулся на семи холмах. Слайд 6
Главные из них: Палантин, Авентин, Капитолий. Слайд 7
Капитолий был хорошо укреплен, здесь строили крепости и храмы. Слайд 8
? Вспомните, в каком городе была такая же укрепленная возвышенность, как она называлась?
Главной площадью Рима был Форум, как называлась главная площадь в Афинах? Слайд 9
По преданию Римом правило семь царей, первым из них был Ромул. Царь являлся военноначальником, верховным судьей и высшим жрецом. Власть должна соответствовать законам римского народа. Знаками царской власти были: пурпурное одеяние, обувь на высокой платформе, царя сопровождали ликторы. Вспомните, кто такие ликторы? Слайд 10
Власть царя была не наследственной, его избирал римский народ. Последний римский царь Тарквиний Гордый был жестоким тираном, нарушал римские законы, народ восстал против него, изгнал его, и дали клятву не избирать царей. Это произошло в 510 году до н.э. Так в Риме была установлена республика, в переводе с латинского значит “общее дело”. Более подробно с устройством республики вы познакомитесь на следующем уроке. Слайд 11
Еще во время правления царей возникла римская община, которая называлась цивитас. А в Греции такая община называлась полис.
Давайте, сравним при помощи таблицы римскую общину и греческий полис.
Слайд 12–14
Вопросы для сравнения | Греция (полис) | Рим (община) |
Кто был члeном? | ||
Как называли? | ||
Какие права? | ||
Какие обязанности? |
Страница 236 п. 3, вывод.
Собрать 3 таблицы на проверку, самоконтроль.
4. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
– Наша страна тоже является республикой. А мы с вами гражданами.
– А как вы думаете, есть у нас права и обязанности? Какие?
Слайд 15
Итак, кто такой гражданин? – житель, какой – либо страны, который имеет права и обязанности.
Но в римском обществе были и отличия.
Римский народ делился на сословия – большие группы людей.
Работа по слайду 16–18
Патриции, плебеи.
5. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
– Итак, ребята, давайте проверим, как вы усвоили тему урока.
4 человека работают над индивидуальным заданием № 1 стр. 83 в рабочей тетради.
Проверим, какие понятия вы записали в тетради. Доска.
Фронтальная проверка
- Кто такой Ромул?
- Кто из героев сказал:
- Когда был основан Рим?
- На каких холмах расположен Рим?
- Когда была установлена республика?
- Понятия
6. Подведение итогов урока.
Мы сегодня должны выбирать сенаторов, теперь вы можете сказать кто они такие.
За ответы на уроке вы получали жетончики это, и есть ваши личные достижения.
Значит у кого больше жетончиков, тот и станет сенатором.
Вызвать к доске.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Параграф 47, вопросы.
- Кроссворд по желанию.
- Смайлики: выберите смайлик соответствующий вашему настроению.
Я рада, что настроение от урока у вас улучшилось.
Презентация к уроку составлена с использованием гиперссылок. При наведении курсора на отдельные участки карты показываются основные события, планы оборонительных рубежей, ход наступательных операций, данные об участниках сражений. Приводятся материалы об участии уроженцев Чувашии в Курской битве. Такая форма урока дает возможность наглядно продемонстрировать большой объем материала за короткий промежуток времени и заинтересовать им учащихся....
27 03 2023 3:14:30
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
26 03 2023 3:23:29
В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....
25 03 2023 14:32:15
Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции.
...
24 03 2023 14:29:20
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
23 03 2023 11:18:39
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
22 03 2023 2:48:38
После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....
21 03 2023 3:19:32
Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....
20 03 2023 16:20:13
Всякий раз, когда речь заходит об оружии, при помощи которого СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, на ум приходят несколько боевых машин, которые стали легендами....
19 03 2023 8:51:49
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны.
...
18 03 2023 17:47:47
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
17 03 2023 16:11:13
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
16 03 2023 22:59:30
Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охаpaктеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности СССР к войне с Германией....
15 03 2023 13:54:31
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
14 03 2023 10:41:23
Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий хаpaктер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии....
13 03 2023 21:12:13
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
12 03 2023 7:34:56
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
11 03 2023 21:34:53
Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра "Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....
10 03 2023 11:51:16
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
09 03 2023 23:15:16
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
08 03 2023 10:36:10
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны.
...
07 03 2023 9:36:23
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
06 03 2023 2:18:41
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
05 03 2023 1:21:38
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям.
...
04 03 2023 2:39:18
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах.
...
03 03 2023 6:25:51
Урок построен в форме игры с использованием методов деятельностных технологий. На этапе актуализации формируется навык самостоятельной познавательной деятельности. На этапе применения умений и навыков формируются компетенции, относящиеся к самому человеку как субъекту деятельности, общения. На этапе закрепления формируется способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем. Урок способствует развитию навыков социального взаимодействия....
02 03 2023 2:29:56
Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....
01 03 2023 12:17:59
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности.
...
28 02 2023 10:50:52
В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....
27 02 2023 20:45:59
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
26 02 2023 6:50:19
Совместная деятельность учителя и ученика учит навыкам осмысления текстового, статистического материала, учит не только высказывать свою точку зрения, но и её отстаивать, приводя свои аргументы. Организация такой учебной деятельности – залог успешного усвоения учебного материала. В конце урока учащиеся должны показать эволюцию социальной структуры постсоветского общества, назвав её причины, чтобы в последствии дать точную историческую оценку происшедшего в России в 90-е годы....
25 02 2023 14:53:55
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....
24 02 2023 9:49:25
Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....
23 02 2023 12:11:48
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек…
На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
22 02 2023 6:30:54
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
21 02 2023 22:20:41
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
20 02 2023 15:20:23
Урок соответствует ФГОС второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интеpaктивные упражнения на закрепление изученного....
19 02 2023 12:21:34
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
18 02 2023 18:50:52
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
17 02 2023 6:13:55
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
16 02 2023 5:50:59
Урок я постаралась выстроить так, чтобы осмысление нового материала основывалось на уже имеющихся знаниях у ребят. Вследствие чего данный урок продуктивен и интересен. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности учащихся, высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению историческими понятиями, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию.
...
15 02 2023 18:26:11
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
14 02 2023 8:48:25
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
13 02 2023 16:47:35
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
12 02 2023 12:25:47
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти.
...
11 02 2023 9:36:52
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
10 02 2023 17:46:51
Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы РФ....
09 02 2023 23:50:38
Историческое познание начинается с первых уроков истории в 5-м классе, предполагает вызвать интерес к исторической науке, позволяет создать для учащихся комфортную и продуктивную образовательную среду, способствующую личностному росту каждого ученика. Информационные технологии можно успешно применять в структуре школьного исторического образования, они позволяют создавать яркие и образные моменты на основе исторического учебного материала, например, о Древней Индии.
...
08 02 2023 0:35:13

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
07 02 2023 22:43:33
Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....
06 02 2023 15:35:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::