Урок-исследование "История раскрывает тайны"
Школьный урок с его интеллектуальным накоплением и компьютерными технологиями – это драгоценный сплав истории и технического прогресса. Мне всегда хотелось сделать так, чтобы занятие с моими учениками прошло не просто как обычно, в школьном кабинете, а запомнилось ярким, увлекающим путешествием в прошлое. Может, оно пригодится в дальнейшей жизни, в выборе профессии. Пусть это будет сюрприз!
Для меня важной частью учебной программы является “Живой урок”. Давно уже замечено, что и камни говорят, если это камни истории. Путешествие в эпоху всегда получается необыкновенно интересным, если соприкасаешься с прошлым наяву. Выезд с ребятами на раскопки, общение с археологами в течение нескольких часов, работа своими руками с историческими реликвиями – все это пpaктические навыки по предмету, которые пригодятся на уроках в школе. Самое главное, что ребята не устают от таких поездок, они увлечены и хотят узнавать как можно больше.
Такие уроки развивают умение разглядеть за обычным предметом – памятник, т.е. свидетельство Памяти, способность работать с первоисточником, “не верить на слово”.
Стараюсь привлекать ребят к этой работе через сотрудничество с замечательными и интересными людьми из научного отдела музея Палеонтологии, из Института Археологии. Одна из наших последних поездок – экспедиция научного хаpaктера – выезд на археологические раскопки с сотрудниками Института в город Можайск в Лужецкий монастырь.
Фото 1, 2, 3 (См. Приложение 1). На археологических раскопках в Лужецком монастыре, город Можайск. Экспозиция школьного музея пополнилась новой коллекцией.
Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Применяю следующие формы исследовательской работы:
Экспресс-исследования. Суть сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом теме;
Долговременные исследования. Эта работа проводится в рамках учебной деятельности. Темы, которые мы исследовали с детьми, можно объединить в три основные группы:
- Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих явлений;
- теоретические – это, то что можно спросить у других людей, что написано в книгах и т.д.;
- эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Главный смысл исследования школьника – добыть знания самостоятельно. Выполнить исследование “на одном дыхании” пpaктически очень сложно, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Как результат научно-поисковой и исследовательской деятельности являются: проекты и рефераты детей, макеты, модели, фотографии, доклады, наглядные учебные пособия, а следующий этап- защита проектов и научно-исследовательских работ на районных, окружных и городских конкурсах.
На протяжении 2008–2009 года мы с ребятами занимались исследованием нашего района Крылатское – начали с его палеонтологического прошлого, и нашли интересные вещи: базальтовый валун, известняк с молюсском (брахиопод), морские губки, кремень с ядрами брахиопод, морскую гальку. Показав наши находки крылатским краеведам, археологам, сотрудниками Палеонтологического музея выяснили интересные факты: 500 миллионов лет назад на месте нашего района находилось Русское море, а Москворецкий заповедник был самым его дном. Вообщем, ходим по дну, в районе Крылатское. Для ребят это было целое научное открытие.
На тему палеонтологии был сделан проект, который будет представлен на двух городских конференциях в 2009–2010 учебном году.
В этом же учебном году запланирован выезд на раскопки в Коломну.
Фото 4, 5, 6 (См. Приложение 1).Результаты поисковых исследований и находок в районе Крылатское.
Важным компонентом школьного образования является интеpaктивная экскурсия. Выступление учащихся в роли экскурсоводов, не только перспективная инновационная форма, но и работа по развитию связной речи и памяти, помогающей осуществлению межпредметной связи. Разговор не идет о том, что текст ученику пишет учитель, ребенок сам на экскурсии рассказывает, используя свой набор знаний, умение коммуникации, делает выводы из того, что излагает, а самое главное понимает это.
Вместо заученного урока возникает живая речь с запоминающимися и трогательными деталями, небезразличными и для самого юного экскурсовода. Самостоятельная деятельность учащегося влечет за собой интерпретацию увиденного и услышанного. Хорошо подготовленная интеpaктивная экскурсия на уроке одна из удачных форм освоения и закрепления учебного материала по заданной теме.
Фото 7. Экскурсия в школьном музее
Фото 8. На уроке истории, в музее (См. Приложение
1)
В ноябре 2003 года в ГОУ СОШ№ 1133 принимала участие в создании историко-краеведческого музея “ Мое родное Крылатское”. Визитная карточка музея зарегистрирована в энциклопедическом каталоге образовательных учреждений города Москвы.
Фото 9. Сертификат № 614 музея “Мое родное Крылатское” (См. Приложение 1)
Музей в школе это творческая лаборатория, своеобразная “станция” между прошлым и будущим, а музейная педагогика очень важна в образовательном и воспитательном процессе.
В школьном музее можно использовать различные методы интеpaктивности. Прежде всего, экспозицию необходимо сделать участвующей. Проектируя нашу экспозицию, с самого начала, мы с ребятами и взрослыми продумывали, что будет делать посетитель в данном прострaнcтве: в чем участвовать, какие действия совершать, каким образом станет проявлять свою сообразительность и целый ряд других качеств. Такая экспозиция – прострaнcтво самостоятельности, творчества и “игры на серьезную тему”.
Наш музей является своеобразным классом (или наглядным кабинетом) для изучения истории, литературы, МХК, москвоведения, экологии, одновременно он способствует освоению исследовательской и поисковой деятельности новых информационных технологий, умению работать в проектных группах и общаться с людьми.
Музейное дело-фактор ежеурочной работы учителя. Начиная урок в кабинете истории, стараюсь закончить его в школьном музее, так как экспозиция хорошо дополняет школьную программу. Там отражены все основные исторические события, особенно новейшей истории. Домашнее задание бывает таковым, что ответ на все вопросы или сообщения, можно получить на стендах музея или на его выставках.
“Собирание” музея неизбежно влечет за собой “погружение” в историю. Ведь она стоит за каждой вещью, за каждым экспонатом. А самое главное, что за ними стоит не просто история- история родного города, семьи, человека.
Фото 10. Моря А. на городской конференции,
Фото 11. С поисковым отрядом в январе 2009 года.
“Сыны России”. (См. Приложение 1)
В январе 2009 года, ученик 8-го класса “А” Моря Артем на городском конкурсе “Отечество” (11 фестиваль “Юные таланты Московии”) защитил научно-исследовательскую работу “П.В.Кукушкин – военная легенда и историческая доблесть России”, получил 3 место и Диплом 3 степени.
В нашем музее ребята встречались с удивительными людьми, о которых написано в книгах и сняты документальные фильмы: с космонавтом, героем России Лазуткиным А.И; генерал- майором, кандидатом военных наук, члeном Союза писателей, участником Московской битвы – П.В. Кукушкиным; участником войны в Афганистане, генерал- майором, героем России, председателем Совета ветеранов района Крылатское Борисовым Г.В; подполковником авиации, участником Великой Отечественной Войны ветераном 2-летной армии Буториным Н.Д, участниками поискового отряда “Сыны России”.
Фото 12. Учащиеся с космонавтом,
Фото 13. С Героями России – Борисовым Г.В. (См. Приложение
1)
Героем России А.И.Лазуткиным. Буториным Н.Д, Рошалем С.С.
В экспозиции музея представлены материалы об истории Крылатского, предметы российского быта, старинные монеты, печати, орудия труда крестьян 18-19 века, ценные исторические предметы, найденные на месте раскопок Кунцевского городища, с мест раскопок из городов Можайска, Подольска, Костромы. Материалы от научно- исследовательских поездок, привезенные учителем и ребятами совместно с сотрудниками археологического института, все это используется для проведения уроков.
Большую ценность представляют военные реликвии и экспонаты, подаренные ветеранами: письма с фронта, газеты времен войны, личные вещи и альбомы и знамя, подаренное музею летчиками 6 бомбардировочного корпуса 82 летной эскадрильей 2 летной армии. После этого события школа считается Краснознаменной.
Для проведения уроков истории, литературы, москвоведения, краеведения, экологии, интересных классных часов, такая лаборатория как школьный музей просто необходима. Может именно так, в процессе исторических находок и открытий, встреч с удивительными людьми и рождаются юные ученые, преданные своему делу всю жизнь, как говорил В.О.Ключевский “исторические Дон-Кихоты”, которым история еще больше раскроет свои тайны.
Цели урока: сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить; продолжается формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические документы, делать выводы....
18 08 2022 20:16:35
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным.
...
17 08 2022 21:41:20
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
16 08 2022 10:22:38
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно.
...
15 08 2022 17:50:37
Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....
14 08 2022 16:19:58
Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....
13 08 2022 9:22:31
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
12 08 2022 0:43:51
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
11 08 2022 21:12:34
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
10 08 2022 22:39:30
Урок разработан для учащихся 8-го класса. Форма проведения: урок-турнир. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащимся предлагаются различные задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
09 08 2022 3:45:42
Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....
08 08 2022 8:29:49
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
07 08 2022 13:12:34
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии.
...
06 08 2022 17:45:17
История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....
05 08 2022 22:33:42
В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....
04 08 2022 1:51:35
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
03 08 2022 20:45:34
Урок направлен на формирование новых знаний по теме, закрепление и обобщение полученных знаний, умение выражать собственное мнение и оценочное суждение. Использование презентации на уроке способствует развитию интереса к изучаемому предмету, развитию исторического мышления детей.
...
02 08 2022 0:18:26
Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....
01 08 2022 12:51:44
Урок "Русь в Х-ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова.
Урок спланирован и проводится по технологиям КСО, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....
31 07 2022 19:28:57
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
30 07 2022 14:36:10
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
29 07 2022 21:31:19
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
28 07 2022 7:57:37
Представлен конспект интегрированного урока истории и математики.
Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....
27 07 2022 3:26:23
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
26 07 2022 2:27:33
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
25 07 2022 4:29:46
Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический хаpaктер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....
24 07 2022 20:58:27
На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал.
...
23 07 2022 16:42:43
Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это – великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей. Используя презентацию, можно провести заочную экскурсию....
22 07 2022 19:39:14
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
21 07 2022 21:51:10
Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....
20 07 2022 18:48:57
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
19 07 2022 0:37:56
Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....
18 07 2022 18:38:59
Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж «Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям.
...
17 07 2022 16:17:41
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
16 07 2022 7:26:25
В ходе урока учащиеся анализируют особенности хозяйственной жизни в Советской России 20–30-х годов XX века и пытаются определить оптимальную и эффективную модель развития экономики.
...
15 07 2022 23:20:53
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
14 07 2022 11:42:55
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся среднего и старшего звена. Целью литературно-музыкальной композиции является формирование у учащихся системы нравственных ценностей,
установок поведения, культурных ценностей и навыков публичного выступления....
13 07 2022 21:20:28
Комбинированный урок по истории России "Внешняя политика" для 9-го класса позволяет рассмотреть внешнюю политику СССР в ХХ в. как единый исторический процесс, проследить основные тенденции в ее развитии. Урок позволяет развивать умение работы с учебником, работать со схемами, заполнять таблицу, делать выводы. Урок воспитывает чувство ответственности за свою Родину и свой политический выбор....
12 07 2022 22:27:50
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
11 07 2022 23:11:23
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
10 07 2022 7:22:49
При подготовке к ЕГЭ по истории я использую различные методы повторения изученного материала.
Наиболее эффективно зарекомендовали себя блочно-модульное обобщение и систематизация изученного материала, в рамках которого стало возможным повторение большого объема исторических знаний, представление его в таблицах и схемах, проведение тестирования.
...
09 07 2022 21:29:17
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
08 07 2022 13:18:34
В ходе урока расширяются знания и кругозор учащихся в области композиторского искусства. Урок знакомит с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова – народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, Государственной премии РСФСР имени Глинки. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, слушают выступления товарищей....
07 07 2022 4:30:12
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
06 07 2022 16:20:41
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
05 07 2022 2:12:23
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
04 07 2022 3:48:14
Кейс-технология – это интеpaктивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших хаpaктеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность проpaбатывать различные проблемы и находить их решение....
03 07 2022 4:48:35
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
02 07 2022 18:59:26
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
01 07 2022 9:30:31
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....
30 06 2022 9:32:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::