Урок "Твой выбор – твое будущее" (по избирательному праву. 11-й класс)
Пояснительная записка
Предлагаемое Вашему вниманию занятие разработано в соответствии с постановлением № 112 Избирательной комиссии Владимирской области от 14. 09.2006г. о конкурсе среди учителей Владимирской области по теме: “ Избирательное право. Избирательный процесс” в 2006-2007 учебном году.
Целый комплекс мероприятий (в том числе и данный урок) разработан в период подготовки и проведения выборов депутата в Законодательное собрание Владимирской области в марте 2007г., выборов депутатов в Государственную Думу в декабре 2007г., выборы Президента Российской Федерации в марте 2008г. и именно поэтому имеет большую ценность и ряд отличительных особенностей в условиях и методах проведения:
- во-первых, главный акцент во всех мероприятиях необходимо сделать на такие понятия, как “разделение властей” и “система выборов” в РФ по Конституции 1993г.;
- во-вторых, мероприятия проводятся с активным участием глав администрации области, районов, городов, члeнов Избирательной комиссии Владимирской области;
- в-третьих, приоритеты в иерархии целей на этот раз будут отданы не знаниям, умениям и навыкам, а ценностям гражданско-правовой ответственности молодёжи и подростков;
- в-четвёртых, занятия (или уроки) обязательно должны проводиться в интеpaктивном режиме, т.е. с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся.
Цели:
Обществоведческое образование занимает центральное место в формировании компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности. Традиционно цели урока принято планировать с учётом их подразделения на образовательные, развивающие и воспитательные. Однако в соответствии с новыми подходами в образовании, основанными на необходимости формирования компетенций современного человека, гражданина, и, в то же время, не отступая от общепринятой схемы целеполагания, я предлагаю выделить следующие группы целей, формирующих:
1. Когнитивные компетенции (познавательные):
а) определять и правильно употрeбллять в устной и письменной речи основные понятия и термины (законодательная, исполнительная, судебная власть, президентская власть, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы и др.);
б) называть и перечислять социально-политические явления, объекты и их существенные свойства (выборы, партии и их программы, идеологические течения и др.);
в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления, приводить собственные примеры (политические позиции лидеров различных партий в России).
2. Операционные компетенции (развивающие):
а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);
б) систематизировать и творчески переpaбатывать знания (заполнение таблиц, подготовка и презентация проектов, анализ и обобщение данных);
в) отpaбатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);
г) проявлять коммуникативные умения работы в комaнде, создание коллективных проектов.
3. Ценностные компетенции (воспитательные):
а) продолжить выработку активной гражданской позиции;
б) формировать чувство ответственности за будущее своей страны;
в) формировать потребность высказывать свои суждения о ценности, уровне и значении социально-политических институтов и механизмов демократической власти в России.
Содержание работы:
- Введение. Пояснительная записка.
- Цели и задачи урока.
- Категориальный аппарат.
- Необходимые материалы.
- Рекомендуемая литература.
- Планирование урока.
- Описание хода урока.
- Предполагаемые результаты.
- Приложения.
Категориальный аппарат урока
Одной из целей обществоведческого, и в частности правового, знания является усвоение учащимися общественно-политических категорий, понятий, терминов (т.е. категориального аппарата), широко применяемых в СМИ. Необходимо также стремиться к тому, чтобы учащиеся приобретали навыки свободного оперирования ими в устной и письменной речи.
В политико-правовой сфере это следующие термины, понятия и категории, используемые на данном уроке:
- политическая власть,
- разделение властей,
- суверенитет,
- демократия,
- избирательная система,
- референдум,
- Конституция – Основной Закон государства,
- формы правления,
- органы законодательной, исполнительной и судебной власти,
- гражданин, гражданское общество,
- гражданская ответственность,
- функции Президента РФ,
- формы участия граждан в политической жизни,
- политические партии,
- идеология,
- права человека.
Материалы, необходимые для проведения урока
- Конституция Российской Федерации 1993 года. – 8–12 шт.
- Распечатанные таблицы “Разделение властей в РФ. Президентская власть”. – 4 шт. (см. Приложение 2).
- Определение основных позиций политических партий РФ.
- Маркеры и фломастеры 4-х цветов по 4 шт.
- Цветные наклейки (ценники) для голосования. – 1 лента.
- Таблички на столы: 1) ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ; ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ; 2) КПРФ, “ Единая Россия”, ЛДПР, “ Справедливая Россия”.
Рекомендуемая литература.
- Конституция РФ 1993г. Любое издание.
- “ Избирательный кодекс Владимирской области”, г. Владимир, 2006.
- Кравченко А.И. “Обществознание” – учебник для 10–11 кл., М., 2006.
- “Человек и общество” – учебное пособие для 10–11 кл. под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., М., 2006.
- “Введение в политологию” – книга для учащихся под редакцией Гаджиева К.С., М., 2004.
- Мушинский В.О. “Азбука политики” – 10–11 кл., М., 2004.
- Мухаев Р.Т. “Политология” – 10-11 кл., М., 2005.
- “Политология” под редакцией Марченко М.Н., М., 2004.
- Шилобод М.И. и др. “Политика и право”, М., 2005.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Ход урока
По типу данный урок можно отнести к повторительно-обобщающим. Место урока в курсе обществознания, по моему мнению, после изучения политико-правового блока, когда учащиеся уже познакомились с основами Российской Конституции, ветвями власти, основными органами и институтами политической власти, правами и свободами граждан, формами участия граждан в политической жизни страны.
Эффективность урока во многом зависит от активных методов обучения, применяемых на уроке. Они позволяют ученикам объединить свои знания и умения в групповой работе, проявить коммуникативные навыки, творчески поработать над общественно – политическими проектами и поучаствовать в дискуссии, выразив и аргументировав свою позицию.
Рассмотрим ход урока в его логической последовательности по этапам (см. Приложение 1)
Учитель говорит коротко о том ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ мы будем делать на этом уроке.
ЧТО мы будем делать?
- Обобщим наши знания по политико-правовой сфере жизни общества, отметим значение трёх ветвей власти и особенно власти президентской для функционирования демократического государства.
- Дадим оценку имеющимся в нашем обществе условиям и формам политического участия.
- Индивидуализируем подход к выборам, определим для себя свою гражданскую ответственность в деле демократизации общества.
КАК мы будем это делать?
- Всё это мы будем делать в комaндах, разделившись на группы.
- Творчески подходя к заданиям. Мы будем проектировать, писать программы, дискутировать и заявлять свою позицию.
ЗАЧЕМ нам всё это?
- Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – её гражданин.
Далее учащиеся делятся на группы и занимают места за столами с соответствующей табличкой. У каждой группы на столе имеется таблица-заготовка для работы по первому заданию (см. Приложение 3) и 2–3 экземпляра Конституции РФ.
I ЭТАП урока мы назвали “Разделение
властей в Российской Федерации.
Особенности президентской власти по Конституции
1993 года”
Этот этап урока начинается со слов учителя: “Не случайно наш урок начинается с темы “Разделение властей в Российской Федерации. Особенности президентской власти”. Для вас, граждан России и будущих избирателей, должны быть ясны и понятны демократические принципы, заложенные в основу политической системы Конституцией РФ 1993года.
Разделение властей, как известно, один из основополагающих принципов демократии и правового государства. Впервые он был сформулирован в ХVIII веке французскими и английскими просветителями (в частности, в работах Монтескье и Локка).
– Знаете ли вы, в чём состоит сущность этого
принципа?
– Как в Российской Федерации действует этот
принцип?
– Как вы думаете, с чем связана эта особенность
политической жизни в России?
Нам предстоит выяснить сейчас: Как формируется законодательная, исполнительная, судебная и президентская власть? Какие демократические принципы лежат в основе формирования и функционирования 3-х ветвей власти? Какое значение каждая из них имеет для политической жизни? Что об этом написано в Основном Законе – Конституции РФ?
Учитель инструктирует о методах работы на этом этапе. Учащиеся работают в группах с Конституцией по своей ветви власти, анализируя статьи, отвечают на вопросы, поставленные в таблице, кратко вписывают ответы и указывают номер статьи Конституции.
О значении ветви власти группа формулирует общий вывод на основании полученных данных и собственного опыта. На подготовку своей части таблицы отводится 10-12 минут.
Следующий шаг – обсуждение и презентация результатов работы групп.
Остальные учащиеся в это время слушают и фиксируют в свои таблицы сведения о всех ветвях власти, задают вопросы, комментируют, получают разъяснения учителя. По окончании этого этапа должен быть получен коллективный продукт в виде заполненной группой таблицы по всем ветвям власти, за что группа может получить оценку (выставляется учителем по результатам проверки).
II ЭТАП урока “Формы участия граждан в политической жизни страны”
Учащиеся поделены на группы:
- КПРФ,
- ЛДПР,
- “Единая Россия”,
- “Справедливая Россия”.
Учащихся следует уведомить, что, не смотря на то, что они, возможно, не разделяют взглядов, которые им придётся выражать, всё же очень полезно попробовать понять точку зрения оппонента и найти разумный компромисс.
Начинаем этот этап с короткой беседы ведущего:
– Как граждане страны могут проявить своё
участие в политической жизни страны?
– Какие российские партии вам известны?
– Кого из партийных лидеров вы можете назвать?
– Какие условия, на ваш взгляд, делают процесс
демократизации реальным и необратимыми?
– Что такое избирательное право?
– Каковы принципы участия в выборах?
– Какие избирательные системы вам известны?
– Знаете ли вы механизм выборов в нашей стране?
После такой беседы логично переходим к творческому заданию. Необходимо создать проект программы вашей партии в соответствии с идейными установками, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше избирателей. На это отводится 15–20 минут.
Следующий шаг – презентация проекта. В то время как одна группа представляет свой проект, остальные слушают, могут подвергать критике, задавать вопросы, прояснять какие-то положения программы. После каждой презентации 5–7 минут дискуссии. Учитель выполняет роль спикера, предоставляя всем равные возможности высказаться и не допуская личных выпадов или неуважительного обращения. По итогам работы – создание манифеста.
III ЭТАП “Твоя гражданская позиция”
Учитель: “Этот этап урока едва ли не самый важный из всех, т.к. здесь ставится цель активизировать вашу гражданскую позицию, убедить всех в необходимости выполнять свой гражданский долг, голосуя на выборах.” И хотя учащиеся 11-го класса не будут пока принимать участие в выборах 2007 года, однако уже через год вы станете полноправными гражданами своей страны и сможете реализовать своё избирательное право. Вы должны быть убеждены в том, что от позиции каждого человека зависит сохранение и развитие демократических процессов в России. Чем больше избирателей придут на выборы и добровольно отдадут свои голоса за любого из кандидатов, тем меньше будет возможностей для фальсификации и обмана. Нужно помнить, что Ваш голос могут использовать другие для недобросовестных подтасовок результатов выборов. Нельзя этого допускать. Твоя гражданская позиция – это ответственность за всё, что происходит в твоей стране.
Однако очень часто приходится слышать довольно пессимистическое мнение: “Мой голос ничего не решает, всё равно будет так, как захотят власть имущих”. Выполните тест “Я – избиратель”.
Вывод урока:
– Почему важно принимать участие в выборах?
– Объясните выражение “ Твой выбор – твое
будущее”.
Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к ГИА....
18 03 2024 7:31:29
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля. ...
17 03 2024 16:56:55
Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
16 03 2024 4:55:12
Автор на уроке выясняет, какая армия необходима нашему государству, определяет трудности комплектования армии в современных условиях. Способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну....
15 03 2024 9:26:50
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
14 03 2024 20:39:24
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
13 03 2024 20:52:45
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
12 03 2024 7:31:19
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
11 03 2024 21:34:41
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
10 03 2024 3:41:47
Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления ...
09 03 2024 3:12:59
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
08 03 2024 3:10:50
На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....
07 03 2024 17:31:46
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
06 03 2024 23:14:24
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
05 03 2024 3:29:59
Урок завершает тему «Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отpaбатывает навыки работы в комaнде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....
04 03 2024 5:56:15
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
03 03 2024 7:52:58
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
02 03 2024 12:48:52
Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....
01 03 2024 0:21:39
Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....
29 02 2024 17:33:46
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
28 02 2024 14:17:23
Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов "Ты сам отвечаешь за всё"....
27 02 2024 18:20:46
Межнациональные отношения – материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами. Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия....
26 02 2024 9:34:27
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....
25 02 2024 23:37:44
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства. ...
24 02 2024 17:18:23
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
23 02 2024 3:48:18
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
22 02 2024 18:29:41
В статье приводится разработка урока по истории Древнего мира на тему «Культура Древнего Египта», ориентированная на учащихся 5-го класса. Это объемный по содержанию материал, т.к. культура охватывает многие стороны развития человеческой жизни. В данном случае рассматриваются и религия древних египтян, и различные виды искусства (архитектура, живопись, скульптура), и письменность, здесь также можно получить ответ на вопрос, какие науки существовали в Древнем Египте....
21 02 2024 22:11:30
В статье обобщается опыт работы по изучению и применению метода учебного проекта в преподавании права. Доказывается значимость этого метода в формировании компетенций учащихся, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию. ...
20 02 2024 15:31:26
Цель урока: показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами....
19 02 2024 15:10:57
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
18 02 2024 16:26:27
Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....
17 02 2024 12:33:11
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер. ...
16 02 2024 10:52:59
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....
15 02 2024 18:41:40
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
14 02 2024 12:13:48
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта. ...
13 02 2024 4:45:32
Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....
12 02 2024 6:10:30
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
11 02 2024 4:11:37
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
10 02 2024 20:14:11
Цель урока: познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и деятельностью Государственной Думы в 1906–1917 гг.; рассмотреть историю и деятельность Государственной Думы на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней; показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России....
09 02 2024 8:28:27
Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....
08 02 2024 18:59:11
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею". ...
07 02 2024 10:55:43
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
06 02 2024 10:53:57
Игра позволяет проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала, привить интерес к предмету, способствует формированию чувства гордости за историю России. ...
05 02 2024 9:25:35
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
04 02 2024 21:31:13
Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А.В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М.В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...
03 02 2024 18:27:56
Урок по теме «Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....
02 02 2024 8:40:34
Урок-презентация способствует формированию у учащихся навыков публичного общения, умению отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях, а также воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов. Используются компьютерные презентации учащихся, музыкальное сопровождение. ...
01 02 2024 17:46:25
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
31 01 2024 21:28:50
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
30 01 2024 0:36:32
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
29 01 2024 13:45:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::