Урок обществознания в 6-м классе "Наследие наших предков"
Цель урока:
- объяснить сущность культурной памяти поколений;
- Учить приводить ( находить) примеры, описывать вещи, объединять различные вещи в поколения, давать им хаpaктеристику;
- Давать личностную оценку отношению к вещам людей и общества в целом.
Задача: Реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение).
Основная идея урока: вещи как свидетельства прошлого и показатели настоящего.
Основные понятия: культурная память поколений, человечество, материальная культура, культурное наследие, предки, потомки
Компонент краеведения: сохранение культурного наследия в нашем крае, вещи в моем доме: история поколения и судьба.
Оборудование урока: предметы материального быта из классного музея, презентация-сопровождение, раздаточный материал с терминами, оформление для доски на бумажном носителе (рисунок 1).
План урока
Действия учителя | Действия учащихся |
1. Организационный момент. 1 мин. | |
Знакомство | знакомство |
2. Введение в тему урока. 5 мин. | |
Вопрос учащимся: Ребята, кто из вас знает что такое человечество? | Устные ответы учащихся. |
Вопрос: А как схематично, с помощью рисунка можно изобразить человечество? | Варианты ответов: пчелиные соты, много людей, и т.д. |
Вопрос-подсказка: а как с помощью математической формулы можно это представить? Например: Я(вы) + мама и папа+ бабушка и дедушка = сумма поколений (человечество) Под словами прикрепляются рисунки |
Варианты ответов |
Вопрос: Так что же такое человечество? Обратимся к учебнику ( раздаточный материал) с. 35 ( три абзаца) Презентация кадр «Человечество» |
Форма работы: чтение текста, выделение главной мысли. Составление понятия «Человечество» Записи в тетрадях |
3. Изучение новой темы. 20 мин. | |
В нашем тексте встретилось несколько раз слово «поколение». Как вы можете определить значение этого понятия. Учитель поясняет на примере их года рождения - сверстники |
Дети обращаются к раздаточному материалу и читают фразу «Что такое поколение?» Запоминают – все мы сверстники Записывают в тетрадях Поколение, сверстники |
Вопрос: но ведь у наших бабушек и дедушек, пап и мам тоже есть свои сверстники, они тоже составляют поколения? Вводится понятие предки-потомки |
Дети соглашаются и приводят примеры ( тети, дяди, живущие рядом люди одного возраста) Записи в тетрадях «предки-потомки» |
Вопрос: Вы любите своих бабушек? Почему? | Ответы ребят |
Подводим итог: Мы любим и уважаем старших за то, что они с любовью передают нас свои знания, свой опыт. Все это называется культурной памятью поколений. (кадр) | Записи в тетрадях |
Что же составляет культурную память поколений? | В ответах перечисляются дома, памяткики культуры, дороги, книги, картины, научные теории, легенды… |
Задание: а вот давайте попробуем вспомнить еще один очень интересный момент. Перед вами на столах листочки. Прочитайте и ответьте на вопросы. Раздаточный материал предполагает вспомнить Народную мудрость в виде загадок и пословиц На доске кадр презентации «Былины» Вопрос: кто составил для нас эти пословиц и загадки, былины? |
Дети читают загадки и находят ответы на них. (групповая работа на парте, можно посоветоваться с товарищами на соседней парте) Ответ: народ в течение всей жизни. Писатели и поэты разных поколений. |
Объяснение учителя: все культурное наследие (Кадр) ученые делят на материальную и нематериальную (духовную) культуру. рисуем на доске схему: Культурное наследие Материальная культура Нематериальная (духовная) культура |
Дети находят на с. 38 определение Дети рисуют за учителем схему в тетради |
Задание: подпишите самостоятельно под нашей схемой примеры материальной и духовной культуры Учитель раздает ребятам предметы (из уголка старинных вещей) |
Дети самостоятельно работают. |
Вопрос: Кто знает как называются эти предметы? Учитель вкратце рассказывает о своем уголке «старинных вещей», который собрали школьники в течение нескольких лет и показывает кадры с презентацией. А главное предлагает повнимательнее отнестись к тем вещам, которые есть у них дома. |
Варианты ответов детей Запись дом. задания |
4. Закрепление. 3 мин. | |
Вопрос: Есть ли дома вещи, что сохраняют ваши родители как память о своих родных? | Ответы детей – конечно же фотографии, предметы быта, украшения и др. |
Вопрос: А что сохранили для вас предыдущие поколения саратовцев? | Здания, храмы, музеи и многое, чем мы гордимся сегодня. |
5. Подведение итогов урока и вывод. 1 мин. | |
Попробуем подвести итог нашей встречи: Вопрос: что же такое культурная память поколений? Слова благодарности учителя за работу. Вариант оценки – книга о Ртищеве как подарок классу |
Ответы ребят |
6. Домашнее задание на доске. 1 мин. | |
Проведите небольшое исследование в своем доме «Поколение людей и вещей» Осмотрите вещи домашней обстановки глазами ученого-социолога. Распределите их по поколениям и занесите в таблицу. |
Приложение 1, Приложение 3, Приложение 4.
Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....
07 12 2023 18:49:15
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
...
06 12 2023 14:31:34
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
05 12 2023 23:39:15
Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока.
...
04 12 2023 6:36:36
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
03 12 2023 2:46:23
Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....
02 12 2023 23:18:44
Программа элективного курса рассчитана на изучение истории своего родного края – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, его роли и места в российской и всемирной истории. Курс является интегрированным, так как предполагает свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы....
01 12 2023 23:23:11
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека.
...
30 11 2023 11:15:58
Исследовательская работа по теме....
29 11 2023 0:58:11
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
28 11 2023 8:46:35
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
27 11 2023 12:19:45
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с завоеванием монголами Русского государства, выяснить причины поражения Руси. Воспитать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами. Развивать умение работы с текстом, картой, высказывать свое мнение, делать вводы.
...
26 11 2023 9:53:20
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
25 11 2023 16:46:33
Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении.
...
24 11 2023 2:46:49
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
23 11 2023 21:31:42
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
22 11 2023 5:48:46
Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе
общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском
завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают
им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце
урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения
материала учащимися....
21 11 2023 1:33:55
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
20 11 2023 3:12:58
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
19 11 2023 8:11:43
Основные задачи урока: познакомить с либеральными взглядами 40-х гг. XIX века; сравнить взгляды западников и славянофилов, используя документы; пересмотреть вечный спор славянофилов и западников; на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни; подумать по какому пути идти России сегодня....
18 11 2023 14:29:11
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
17 11 2023 22:54:51
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме игры, позволяет выявить и развить возможности каждого учащегося, формирует навык работы в парах, содействует формированию исторического воображения, развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями, датами. Различные методы работы обеспечивают чёткий ритм урока, активность учащихся в течение всего урока.
...
16 11 2023 11:37:40
Цель урока: сформировать представление об опричнине как особом пути централизации государства, ее сущности и последствиях для нашей страны....
15 11 2023 13:11:45
На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....
14 11 2023 19:37:25
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
13 11 2023 21:11:27
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
12 11 2023 21:51:19
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
11 11 2023 21:48:32
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала.
...
10 11 2023 19:21:20
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....
09 11 2023 3:21:53
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
08 11 2023 19:52:52
Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....
07 11 2023 2:16:13
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса.
...
06 11 2023 15:18:44
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
05 11 2023 5:23:49
Это нетрадиционный урок истории. Представленный урок интересен тем, что повторительное обобщение темы «Древняя Греция» осуществляется в форме заочного путешествия с элементами игры. Само заочное путешествие осуществляется в выполнении учащимися 7-го класса заданий различной степени сложности в конечном пункте каждого направления маршрута. Такая форма проверки знаний, умений, навыков учащихся с целью повторения пройденного материала способствует активизации их мыслительной деятельности и речевого общения, что немаловажно в школе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети.
...
04 11 2023 15:36:34
Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям ФГОС как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....
03 11 2023 21:35:23
Занятие "Женщина на войне" посвящено русской женщине — участнице боевых действий. Ход занятия построен по принципу исторического экскурса: от начала XIX века до наших дней. Проведение данного занятия способствует воспитанию патриотизма, развитию чувства гордости за Отечество, расширению кругозора учащихся, развитию навыков работы с дополнительной литературой. Данное занятие возможно провести в качестве урока Мужества накануне Дня Победы....
02 11 2023 16:10:24
Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"....
01 11 2023 7:11:18
Тема "Символы государственной власти" является одной из главных в патриотическом воспитании учащихся. Урок в 10-м классе, может быть представлен как классный час и в средней параллели. Урок проведен в нетрадиционной форме. Содержит статистические данные, собранные учащимися школы, информацию об истории Российского флага. Для наглядности на уроке используется презентация "Флаг России - символ государственности"....
31 10 2023 20:47:58
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности.
...
30 10 2023 2:36:49
Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства.
...
29 10 2023 0:58:44
Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей «Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....
28 10 2023 10:27:48
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
27 10 2023 1:59:53
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
26 10 2023 23:59:58
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
25 10 2023 11:21:16
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
24 10 2023 6:27:16
Учащиеся узнают о выдающихся людях ХХ века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спopные вопросы. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуются умения работы с различными источниками информации, анализируются полученная информация, прогнозируется развитие дальнейших событий. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
23 10 2023 14:32:44
Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....
22 10 2023 13:49:54
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
21 10 2023 5:18:36
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
20 10 2023 12:54:50
В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением ИКТ. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в пpaктической деятельности....
19 10 2023 11:57:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::