Урок истории "Внешняя политика России в начале XVIII века. Начало Северной войны" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории "Внешняя политика России в начале XVIII века. Начало Северной войны"


    Урок истории "Внешняя политика России в начале XVIII века. Начало Северной войны"

Цели:

  • образовательная: охаpaктеризовать международную обстановку, сложившуюся в Европе к началу XVIII в.; рассказать о начале Северной войны и формировании новой армии в России; показать, что Полтавское сражение было переломным моментом в Северной войне;
  • развивающая: продолжить развивать навыки работы с учебником, умение прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, анализировать исторические источники, делать краткие конспективные записи для подготовки своего ответа.
  • воспитывающая: раскрыть полководческое искусство Петра I, патриотизм и мужество русского народа в борьбе со Швецией.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  • учебник под редакцией А.Н. Сахарова “История России к XVII – XIX в.”
  • тетради
  • карта “Россия в н. XVIII в.”
  • м/м проектор
  • видеохрестоматия “Ожившая история” XVIII в.

Внутрипредметные связи: 1701–1714 гг. – война за Испанское наследство в Европе.

Основные понятия:

  • регулярная армия
  • рекруты

Важнейшие даты:

  • 1700–1721 гг. – Северная война
  • 1700 г. – поражение русских под Нарвой
  • 1701 г. – победа русских войск под Дерптом
  • 1702 г. – взятие Орешка
  • 16 мая 1703 г. – основание С-Петербурга
  • 1704 г. – взятие Яма, Копорье, Дерпта, Нарвы
  • 28.IX.1708 г. – победа у д. Лесной
  • 27.VII.1709 г. – разгром Карла XII, Полтавская битва.

Выдающиеся личности: Е.И. Украинцев, Карл XII, М.М. Голицын, Я.В. Брюс, Б.А. Репнин, И.С. Мазепа, А.Л. Левенгаупт, Ф.М. Апpaксин, А. Меншиков.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Всем желаю получения хороших знаний, отличных ответов. На прошлом уроке вы начали изучение эпохи Петра Великого и рассмотрели вопросы, о начале его правления, исходя из этого ответьте, пожалуйста, на следующие, вопросы, а ваши ответы я буду оценивать при помощи специальных знаков.

2. Проверка домашнего задания

А) Вопросы классу:

– Каковы были основные направления внешней политики России в конце XVII – началеXVIII веков? (На юге выход к Азовскому и Чёрному морям, а на севере к Балтийскому морю.)

– Каким образом ПётрI начал решать эти задачи? (Организовал поход на Азов.)

II слайд (Приложение 2.)

3) Б) Найдите ошибку. /Читаю текст, даю 1 мин. на обдумывание, проверяю ответы./

Будучи в Архангельске в разговорах с Лефортом Петр обсуждал вопрос о море, его крайней необходимости для России и сейчас вы прочитаете текст об Азовском походе и найдёте те ошибки, которые в нем допущены.

В 1693 г. был издан указ всем служилым людям с требованием собираться в поход на Крым. Во главе войска был поставлен Петром I Г.А. Потемкин. Его отряды двинулись по Дунаю и захватили четыре турецких крепости. Две из них были разрушены, а в двух других оставлены русские гарнизоны. Еще одна часть русского войска под комaндованием Ф.А. Головина шла по Волге и Дону. Третья группа русских войск под комaндованием Ф. Лефорта двигалась сухим путем и сильно задержалась.

Основные события развернулись на Днепре. Главным объектом боевых действий стала мощная турецкая крепость Азов. Русские войска подошли к ней в июле 1693 г. Осада крепости длилась три месяца. В результате крепость была захвачена и разрушена

Работа над ошибками.

Указ о подготовке к Азовскому походу был издан в 1695 г., и все события этого отрывка происходят в этом же году.

Первую часть русского войска возглавлять Г.А. Потемкин не мог, т.к. он родился только в 1739 г., комaндовал этими частями Б.П. Шереметев.

Войска Шереметева двигались не по Дунаю, а по Днепру – Придунайские земли не входили тогда в состав Российского государства.

Основные события развернулись на Дону, в Приазовских территориях, которые принадлежали Турции.

Захватить крепость в этом походе русским войскам не удалось, для чего и был предпринят второй Азовский поход в 1696 году, который закончился победой русских войск. Город стал базой для армии Петра на южных рубежах.

– Почему первый Азовский поход закончился неудачей? (Для осады Азова необходимо было иметь флот.)

– В 1697 году Пётр отправляет Великое посольство, каковы были его цели? (Найти союзников для войны с Турцией.)

– Почему же европейские страны не хотели воевать с Турцией? (Европейские страны готовились к войне за “Испанское наследство” и это благоприятствовало России в международной обстановке.)

Вывод: После Великого посольства южное направление внешней политики меняется на северное, и Петр ведет тайные переговоры за спиной Швеции с Турцией об окончании войны, чтобы начать новую войну, но уже с северной соседкой.

– А чем это было вызвано? (Желанием Росси вернуть прибалтийские территории и выход к Балтийскому морю.)

– Ребята, а были ли у России попытки до XVIII века разрешить вопрос выхода в Балтийское море? (Иван Грозный в ходе Ливонской войны)

– Вспомните, когда Россия окончательно потеряла прибалтийские земли? (После Смутного времени 27 февраля 1617г., по Столбовскому договору Швеции передавались земли по южному и восточному берегам Финского залива с городами Иавнгород, Ям, Копорье, Орешек. Россия потеряла выход к Балтийскому морю.)

III слайд

Задачи урока. Сегодня мы с вами должны выяснить: каким образом ПетруI удалось решить проблему возвращения этих территорий и определить, какую роль оказало Полтавское сражение на ход Северной войны, для этого мы рассмотрим следующие вопросы:

IV слайд

План урока.

3. Объяснение нового материала

а) Начало Северной войны. Причины. Получив известие о заключении перемирия с Турцией на 30 лет, 8 август 1700г., 9 августа Россия объявила войну.

Задание: Прочитайте текст учебника на стр. 21 с абзаца № 3 до мелкого текста.

V слайд

1) Определите, какие причины, побудили Россию к началу Северной войны?

а) необходимость возвращения древних русских земель у Финского залива;
б) объективными потребностями развития экономики;
в) отсутствие выхода к морю грозило экспансией мировых морских держав, потерей Россией национальной независимости.

VI слайд

2) Как Петр готовил Россию к войне? (Стал с конца XVII в. создавать полки регулярной армии, провел Рекрутские наборы.)

Рекруты – лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности.

3) Какие страны вступили в Северный союз против Швеции? (1699г., Россия, Дания, Саксония; показываю на карте)

VII слайд Портрет Карла XII .

В 1700 году начались военные действия между Данией и Швецией. Но Дания развалилась как карточный домик. 18-летний Карл XII, несмотря на молодость, он проявил яркие полководческие способности. После этого “шведский лев”, как его стали называть, ринулся в Прибалтику.

VIII слайд Карта

б) Нарва.

Русское войско выступило к Нарве – крепости на восточной границе Карла XII в Прибалтике 22 августа, а 23сентября уже началась её осада. Петр сам руководил осадой, но пороха, ядер и бомб хватило только на 2 недели.

IX–X слайд Нарва.

Карл подошел к Нарве 18 ноября 1700 г., Петр уехал в Новгород, чтобы поторопить оставшиеся войска, а Карл XII 19 ноября подвел свою армию к русским позициям, растянутым на 7 верст.

Под прикрытием разыгравшейся метели шведы атаковали русские позиции. Иностранные офицеры, служившие в русской армии, в том числе и комaндующий Шарль Де Кроа сдались в плен. Стойко держались лишь лефортовцы, гавардейцы.

Карл XII, одержавший быструю и легкую победу, все же боялся удара русских в тыл и приказал восстановить разрушенный мост через р. Нарву, чтобы русские смогли уйти на восточный берег.

Русские потеряли 6 тыс. человек, почти все офицеры либо погибли, либо попали в плен, так же 135 пушек достались противнику.

Но Карл XII недооценил русского царя и отправился под Ригу, где вступил в войну против Августа II, с которым у Петра было заключено соглашение.

XI слайд

в) Преобразования и первые победы.

Нарвское поражение стало школой для Петра, но он его назвал “великим счастьем”, потому что оно “леность отогнало и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудило”.

1) 1705 г. окончательна введена рекрутская повинность
2) На Урале началось строительство металлургических заводов
3) Было снято часть церковных колоколов (изготовлено 300 орудий)
4) Поиск денег – ведение новых налогов, прибыльщики.
5) Олонецкая верфь – постройка 43 кораблей.

XII слайд Карта (Показать места первых побед)

Уже в ходе начавшихся преобразований Пётр начинает боевые действия и первую победу одерживает, хоть и не в Прибалтике, а под Архангельском, но над шведскими кораблями. В конце 1701 года одержана победа у деревни Эрестфер под Дерптом, разгромлен корпус г. Шлиппенбаха. Шведы потеряли 3 тыс., а 350 человек попало в плен к русским. Эта победа имела огромное мopaльное значение, Б.П.Шереметьев был произведён в фельдмаршалы. Постепенно от шведов очистили земли по Неве, в 1702 г. была взята крепость Орешек (Нотебург), которую Пётр переименовал в Шлссельбург (т. е ключ-город ко всей Лифляндии). Пётр писал “Првда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен”. Весной 1703 г. взяли Ниеншанц, небольшой городок в устье реки Невы. Пётр стремился закрепиться на отвоёванных территориях, которые исторически принадлежали России, строя там крепости.

XIII–XIV слайд Строительство Санкт-Петербурга 16 мая 1703г.

В 1704 г. русские войска атаковали Нарву и после короткой, но яростной атаки Нарва пала, что означало рубеж на первом этапе войны.

Тем временем Карл XII овладел Варшавой, вторгся в Саксонию.

Август II запросил мира. Карл XII повернул свою армию против России, решив дать русским генеральное сражение.

XV слайд – карта

г) Полтавская битва.

Шведский король имел 63 тыс. солдат, русский царь – 100 тыс., но на стороне Карла XII были боевой опыт, наступательная инициатива, слава непобедимого полководца. Однако на пути к Полтаве произошло несколько крупных схваток.

XVI слайд – Таблица

1708 г., июль, с. Головчино Поражение русских войск под комaндованием Репнина;

Поворот на Москву Карла XII

1708 г., август, с. Доброе Победа русских войск во главе с Голицыным;

Шведы повернули на Украину, надеясь на гетмана Ивана Мазепу, который обещал поддержку продовольствием, физической силой и даже восстанием против царя.

1708 г., сентябрь, д. Лесная Победа русских над корпусом г. Левенгаупта

Если в первом случае потеряли достаточно солдат, во втором шведы потеряли 3 тыс. человек, русские – 375, то Левенгаупт оставил на поле 8 тыс. убитых, почти всю артиллерию и весь обоз с продовольствием, привел королю 6,7 тыс. голодных, оборванных солдат.

Карл XII подошел к Полтаве и 3 месяца осаждал её, 4 июля к Полтаве приехал Петр. Турция, на которую надеялся Карл XII, отказалась вести войну против России, но несмотря ни на что, шведский король 26 июня решил дать генеральное сражение.

XVII слайд – Полтавская битва.

Вопрос классу: Что такое генеральное сражение?

Предлагаю им приложение № 1, зачитываем определение. (см. Приложение 1)

Генеральное сражение – сражение главных сил воюющих сторон, решавшее в XVIII – н. XIX в. исход войны, кампании или создавшее коренной перелом в ходе военных действий.

XVIII слайд – вопросы

Задание классу: Прослушав мой рассказ и просмотрев отрывок:

  1. Определите, какие части русской армии сыграли решающую роль в Полтавском сражении? (Конница, артиллерия.)
  2. Почему шведский король Карл XII не смог лично повести свою армию в бой? (Был ранен в ногу за несколько дней до битвы.)
  3. Сравните обращение Карла XII и Петра к войскам перед битвой? В чем разница? Слова, какого полководца кажутся вам более убедительными и почему? (Карл призывал к завоеванию России, во имя себя; Петр говорил о защите Отечества, “народа всероссийского”.)
  4. Почему Петр I так милостиво обошелся с пленными шведскими генералами? (Получил от них хорошие уроки и был великодушен как победитель.)
  5. Докажите, что Полтавская битва была генеральным сражением Северной войны. (Она создала коренной перелом в ходе войны, и наступательная инициатива перешла в руки русских войск.)

XIX слайд – карта

А.С. Пушкин посвяти этому событию, которому в этом году исполняется 300 лет, поэму “Полтава”.

Отрывок из поэмы “Полтава”:

Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.

Битва началась в 3-м часу 27 июня 1709 г. Соотношение сил было таковым: со стороны русских 42 тыс. человек, со стороны шведов 30 тыс., превосходство в артиллерии: 102 орудия русских против 39 шведских. Пехота шведов пошла в наступление и бросилась на русские редуты – специальное насыпанное укрепление. Только со второй попытки шведам удалось преодолеть укрепления, Карл XII решил обойти полосу редутов слева. Но Будищинский лес слишком близко подступал к полю сражения. В результате разгоревшегося боя 6 батальонов пехоты и 10 эскадронов конницы шведов г. Росса и Шлиппенбаха оказались отрезанными от основных сил. Меншиков отправился за ними в вдогонку с 5 батальонами пехоты и 5 драгунскими полками разбил противника и взял Шлиппенбаха в плен.В это время шведы прорвались сквозь редуты, но из-за шквального огня русских вынуждены были отойти к Будищенскому лесу, поле боя очистилось.

Петр, оставив в лагере 9 батальонов резерва, к 8.00 утра выстроил главные силы в две лини: центр- пехота и артиллерия по бокам кавалерия под комaндованием Брюса и Меньшикова. Карл же сумел растянуть свою пехоту в одну линию. Русские полки по общему сигналу начали атаку.

Просмотр видеофрагмента.(3 мин. 40 сек.)

На обеде Петр предложил свой знаменитый тост:

– За здоровье учителей, за шведов!

– Хорошо же, Ваше величество, – тут ответил граф Пипер, первый министр Карла XII, – отблагодарили своих учителей.

ИТОГИ: (стр. 28 учебника)

Шведы потеряли: более 8 тыс. убитыми, 3 тыс. пленными.

Русские потеряли – 1345 убитыми, 3290 ранеными.

XX слайд – с вопросами задания.

д) Подведение итогов, проверка задания.

  1. Определите, какие части русской армии сыграли решающую роль в Полтавском сражении? (Конница, артиллерия)
  2. Какова причина поражения КарлаXII , по мнению автора документа, который вы получили для подготовки на дом.
  3. Почему шведский король Карл XII не смог лично повести свою армию в бой? (Был ранен в ногу за несколько дней до битвы)
  4. Сравните обращение Карла XII и Петра к войскам перед битвой? В чем разница? Слова, какого полководца кажутся вам более убедительными и почему? (Карл призывал к завоеванию России, во имя себя; Петр говорил о защите Отечества, “народа всероссийского”)
  5. Почему Петр I так милостиво обошелся с пленными шведскими генералами? (Получил от них хорошие уроки и был великодушен как победитель.)
  6. Докажите, что Полтавская битва была генеральным сражением Северной войны. (Она создала коренной перелом в ходе войны, и наступательная инициатива перешла в руки русских войск.)

XXI слайд – “Пётр I в Полтавском бою” Тиннауэр И.

XXII слайд

ВЫВОД: Северная война началась с разгрома российской армии. Однако Петр сумел сконцентрировать силы страны, создать боеспособную армию. Возросшее военное и экономическое могущество России вылилось в разгром шведов в Полтавском сражении. Опасность его, как генерального сражения состояла в том, что в итоге можно было потерять всё, выиграв сражение в войне наступает перелом!

Домашнее задание: пар. 42, вопрос № 2,5,6.

Список использованной литературы:

  1. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России. М. Вако. 2005.
  2. Интеллектуальные игры на уроках истории.
  3. Рыжов К.В. Все монархи России. М. Вече. 2003.
  4. Интернетресурсы.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

14 06 2024 4:40:31

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

13 06 2024 11:36:38

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

12 06 2024 20:43:20

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

11 06 2024 0:18:36

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

10 06 2024 17:24:52

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

09 06 2024 8:43:31

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

08 06 2024 8:31:54

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

07 06 2024 10:19:37

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

06 06 2024 17:44:21

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

05 06 2024 9:29:29

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

04 06 2024 22:30:45

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

03 06 2024 12:45:12

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

02 06 2024 2:14:33

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

01 06 2024 22:16:26

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

31 05 2024 8:10:34

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

30 05 2024 13:34:45

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

29 05 2024 20:11:52

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

28 05 2024 2:17:49

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

27 05 2024 2:56:55

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

26 05 2024 0:21:37

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

25 05 2024 12:39:19

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

24 05 2024 21:58:15

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

23 05 2024 8:29:23

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

22 05 2024 7:48:55

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

21 05 2024 18:47:15

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

20 05 2024 14:45:49

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

19 05 2024 13:26:26

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

18 05 2024 12:23:57

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

17 05 2024 18:29:50

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

16 05 2024 9:23:11

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

15 05 2024 19:36:35

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

14 05 2024 7:39:29

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

13 05 2024 0:45:41

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

12 05 2024 4:45:46

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

11 05 2024 10:45:19

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

10 05 2024 10:10:28

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

09 05 2024 22:34:44

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

08 05 2024 8:39:33

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

07 05 2024 3:21:28

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

06 05 2024 3:52:59

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

05 05 2024 10:30:55

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

04 05 2024 14:40:12

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

03 05 2024 11:19:51

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

02 05 2024 21:59:25

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

01 05 2024 12:27:52

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

30 04 2024 1:54:34

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

29 04 2024 0:31:23

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

28 04 2024 6:30:36

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

27 04 2024 7:19:47

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

26 04 2024 21:35:51

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::