Интегрированный урок в 11-м классе "Кровью сердца окропленные строки…" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок в 11-м классе "Кровью сердца окропленные строки…"


    Интегрированный урок в 11-м классе "Кровью сердца окропленные строки…"

Цели урока: Показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина, уpoдующий людские души и судьбы, создающий атмосферу подозрительности и стpaxa; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком; неприемлемость античеловеческой, железной системы казарменного социализма, страшного времени, когда человека заставили, забыть, что он человек.

Воспитательная цель: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны.

Оборудование: политическая карта СССР, карта Кемеровской области, портреты Иосифа Сталина, А.И.Солженицына, В.Т.Шаламова, иллюстрации и материалы журналов, произведения: “Архипелаг ГУЛАГ”, “Колымские рассказы”, “Триумф и трагедия”, справки о реабилитации репрессированных.

Основные понятия: “тоталитаризм”, “культ личности”, “репрессия”, “ГУЛАГ”, “комaндно-административная система”, “враг народа”, “реабилитация”, “нравственность”, “справедливость”, “совесть”, “ человеческое противостояние”.

Ход урока

I. Работа над эпиграфом к уроку:

Солженицын первым осмелился сказать правду о сталинщине, первым призвал и себя, и нас не лгать…

Литературная газета за 7 июня 1989 года.

II.Чтение учителем литературы строк из романа Дмитрия Волкогонова “Триумф и трагедия”: “Сталин умирал, лёжа на полу в столовой на даче в Кунцево, он уже не пытался встать, а лишь изредка поднимал левую руку, словно прося помощи. Никого рядом не было. Лишь через 11-12 часов перепуганные медики были привезены к нему. Сам факт такой cмepти символичен. Вождь в нужную минуту не смог получить помощь. И это он, почти Бог, способный несколькими словами переместить людей с одного края страны на другой?.. Медленно угасая, Сталин ещё имел возможность оценить косность той системы отношений, которую он так долго создавал…”.

Вопрос к обучающимся: Что же это была за система?

III. Одиннадцатиклассник даёт историческую справку о “лагерной были социализма”

(о масштабе и механизме узаконенных репрессий, о поводах для них, о психологическом состоянии людей, которые подвергались или могли подвергнуться репрессиям).

IV.Словарная работа:

Тоталитаризм(с латинского – “весь, полный”) – модель социально-политического устройства общества, хаpaктеризующаяся полным подчинением человека политической власти, всеобъемлющим контролем государства над обществом. Тоталитаризм сводит на нет малейшие проявления гражданского общества.

Репрессия – карательная мера, исходящая от государственных органов.

V. Учитель истории рассказывает о создании ГУЛАГа (Государственного уголовного лагеря).

VI. Звучит строфа из лирического произведения “Протокол обыска и ареста”:

Клок бумаги. Протокол.
Расписались понятые.
Дождь таких бумаг прошёл
В эти годы по России…

VII.Обучающиеся читают начало первой главы “Арест” из опыта художественного исследования “Архипелаг ГУЛАГ” Александра Исаевича Солженицына, всемирно известного русского писателя, лауреата Нобелевской премии, испытавшего на себе весь ужас ГУЛАГа:

Как попадают на этот таинственный Архипелаг?.. Те, кто едут туда умирать, должны пройти непременно и единственно – через арест. Арест!!! Сказать ли, что это перелом всей вашей жизни? Что это прямой удар молнии в вас? Что это невмещаемое духовное сотрясение, с которым не каждый может освоиться и часто сползает в безумие?”

VIII Слово учителя:

“В те страшные сталинские времена “счастливчиком” оказывался тот, кто чудом избежал ареста, тюрьмы, лагеря, казни…

Судьба этого человека как бы по контрасту оттенила судьбы миллионов, которым достался иной жребий… Быть насильственно направленными в ГУЛАГ для использования как бесплатной рабочей силы. Руками людей, оказавшихся в ГУЛАГе, были построены новые города на Севере и Дальнем Востоке, каналы, железные дороги…”.

IX Работа с таблицей “ГУЛАГ (30-е гг. XX в.)”.

 

На 1 мая 1930 г.

На 1 марта 1940 г.

Колоний и лагерей

279

536

Заключённых

171 251 человек

1 668 200 человек

X Рассказ учителя литературы: “Сам автор определил “Архипелаг ГУЛАГ” как “окаменелую нашу слезу”, реквием русской Голгофе.

Нелёгкая судьба Солженицына похожа на судьбы сотен тысяч советских людей, которым довелось смотреть в глаза cмepти не только на фронтах Великой Отечественной войны, но и в сталинских застенках и лагерях.

Одиннадцать лед хождений по мукам в оцепленных колючей проволокой лагерях зловещего “архипелага ГУЛАГ” - такова Голгофа писателя”.

XI. Чтение Посвящения к роману “Архипелаг Гулаг”, в котором дана ужасающая история народного мученичества, лагерная быль социализма впервые раскрыта с такой полнотой и беспощадностью:

Посвящаю
всем, кому не хватило жизни
об этом рассказать.
И да простят они мне,
что я не всё увидел,
не всё вспомнил,
не обо всём догадался.

XII. Обсуждение Посвящения к роману, “написанному по долгу своего сердца, с мастерством и тактом большого художника” (Г.Бакланов).

XIII. Слово учителя литературы:

“Во вступлении к своему известному и столь нашумевшему произведению А.Солженицын писал: “Те же самые руки, которые завинчивали наши наручники, теперь примирительно выставляют ладони: “Не надо!.. Не надо ворошить прошлое!.. Кто старое помянет – тому глаз вон!” Однако заканчивает пословица: “А кто забудет, тому два!” Каково ваше мнение?

(Одиннадцатиклассники рассуждают о необходимости говорить и писать правду о суровом, тяжком, мужественном испытании нашего народа, о трагедии, которую пережила страна. Страшную правду о “грехопадении” России. Потомки должны знать свою историю. Должны гордиться русским человеком, который в любой экстремальной ситуации, на грани жизни и cмepти, вопреки ожесточавшим и принижавшим условиям, выстоял и остался высоконравственным, Человеком с большой буквы! Низко и подло пытаться забыть преступления против своего народа).

XIV. Слово учителя литературы: “В творчестве и судьбе ещё одного писателя и поэта - Варлама Шаламова, “как в зеркале, отражена трагедия нашего народа, прошедшего через круги сталинского ада”. Долгие годы Шаламову негде было записывать свои стихи. В колымских лагерях постоянно перетряхивали вещи заключённых. Случайно обнаруженный клочок бумаги мог обернуться дополнительным сроком или жестоким наказанием. Шаламов полагался лишь на свою память”.

XV Ученик читает наизусть лирическое признание поэта:

Всё записал я на коряге,
На промороженной коре.
Со мною не было бумаги
В том пресловутом январе…

XVI Слово учителя литературы:

“Варлам Тихонович Шаламов вошёл в наше общественное и литературное сознание незаметно, но прочно, без шумной волны сенсаций. Давно печатавшийся как поэт, он завоевал известность “Колымскими рассказами”, написанными между 1954-1973 годами. Значительная часть их вышла за рубежом, а у нас они начали публиковаться лишь в конце восьмидесятых годов”. ( В.Лакшин).

XVII. Одиннадцатиклассник даёт хаpaктеристику “Колымским рассказам”:

“Рассказы Шаламова коротки как правило. Ему словно бы тяжело длить повествование: есть свой порог у чувства боли и своя длительность – нельзя долго вызывать эти картины в памяти, здесь онемевает воображение. Но, закончив один рассказ и как бы разрешив читателю сделать глубокий вздох, Шаламов принимается за следующую колымскую историю. А в целом из этих десятков сцен, лиц и картин складывается небывалый колымский эпос, который заслужила эта политая слезами и кровью земля”. (В.Лакшин).

XVIII.Учитель литературы наизусть читает воспоминание Варлама Шаламова, проведшего на Колыме, в аду советского Освенцима, семнадцать страшных лет: “Каждый рассказ, каждая фраза его предварительно прокричена в пустой комнате – я всегда говорю сам с собой, когда пишу. Кричу, угрожаю, плачу. И слёз мне не остановить… Только после, закончив рассказ, я утираю слёзы…”.

XIX. Слово ученика, который знакомит с местным материалом. Он рассказывает о том, как на территориях посёлков Сокольники, Приречье, Заозёрный Юргинского района были созданы лагерные пункты как подразделения огромного сибирского лагеря. Только в лагпункте № 2 (п. Заозёрный), начальником которого был шахтёр, двадцатипятитысячник Долудо А.С., содержалось до двух тысяч репрессированных по линии НКВД с большими сроками – от пяти до десяти лет. Ученик зачитывает воспоминания старожилов об условиях содержания и занятиях заключённых, об их отношениях с местными жителями.

XX Слово учителя:

Всё выстраданное в аду ГУЛАГа нашло отражение в “Колымских рассказах”: физическое и нравственное уничтожение людей - непосильный труд, унижения, глумления над человеком, жестокие побои, холод и голод, болезни и cмepть, казни, крушение привычных представлений о мире, о “справедливой” власти, о честности и порядочности, о назначении человека… “Шаламову ничего не надо было придумывать. Выстраданное собственной кровью, здоровьем оборачивается обвинительным документом. Шаламов считал: важно воскресить чувство, которое испытал человек в нечеловеческих условиях. Он воскрешал это чувство, воскрешал убитых, умерших от голода и холода, изнеможения…”. (Тепер А.Н.).

XXI Беседа по иллюстрации рисунка Алексея Остаева с использованием высказывания Фазиля Искандера: “…Интересно, что во все времена и во всех странах, где расстреливали приговорённых к cмepти, их почему-то всегда старались расстрелять у стены. Казалось бы, какая разница, где расстрелять человека, неспособного к сопротивлению?

Но, видно, есть разница. Видно, расстреливать человека на открытом прострaнcтве трудней. Открытое прострaнcтво связывает приговорённого к расстрелу с идеей воли и делает убийство человека слишком откровенно разбойничьим актом.

…Палачи тоже заботятся о своём душевном удобстве”.

XXII Слово учителя: “Варлам Шаламов безраздельно отдал своё перо тем людям, которые долгие годы топтали когда-то колымскую землю, людям, исчезнувших там на лесоповалах, в рудниках, в тюремных больницах… О бесконечных днях страданий и рассказ Шаламова “Татарский мулла и чистый воздух”.

XXIII Анализ рассказа Варлама Шаламова “Татарский мулла и чистый воздух”.

- Что представляет собой экспозиция этого рассказа?

(Это повествование о невыносимых условиях содержания в тюрьме: “Проклятые решётки, унизительные и оскорбительные допросы, борьба за кусок хлеба”. “Вся одежда была сброшена, и сотня гoлых тел, пышущих тяжёлым влажным жаром, ворочалась, истекая потом, на полу – на нарах было слишком жарко”.

“Спёртый, пахнущий карболкой и человеческим потом воздух тюремной камеры, ставшей ненавистной за много месяцев следствия”, заставлял мечтать о другой жизни, о жизни после приговора.

- О чём мечтает татарский мулла, “крепкий шестидесятилетний сангвиник, с живым взглядом тёмных круглых глаз”, ожидающий решения суда?

(“Если дадут больше десяти, то в тюрьме я проживу ещё лет двадцать. А если в лагере, на чистом воздухе, то – десять”.)

- Что же надо увидеть, пережить, испытать, почувствовать заключённому, чтобы тюрьма казалась раем?

(Голод, шестидесятиградусный мороз, непосильную работу, бесконечную цепь унижений... Таковы условия “жизни” в лагере политических заключённых, чья честь была поругана и растоптана, “врагов народа”, попавших на Колыму по 58-ой статье.

“В лагере, для того чтобы молодой здоровый человек, начав свою карьеру в лагерном забое на чистом зимнем воздухе, превратился в доходягу, нужен срок поменьше – от двадцати до тридцати дней при шестнадцатичасовом рабочем дне, без выходных, при систематическом голоде, рваной одежде и ночёвке в шестидесятиградусный мороз в дырявой брезентовой палатке, при побоях десятников, старост, блатарей, конвоя”.

Золотой сезон начинается 15 мая и кончается 15 сентября – четыре месяца. О зимней же работе и говорить не приходится. К лету основные забойные бригады формируются из новых людей, ещё здесь не зимовавших”).

- Почему арестанты, получившие срок, рвались из тюрьмы в лагерь?

(“Там – работа, здоровый деревенский воздух, досрочные освобождения, переписка, посылки от родных, денежные заработки”. Самое ужасное, следственная тюрьма, оставалось позади. “Именно арест был для них самым сильным нравственным потрясением”. Теперь они хотели верить в свободу, пусть относительную.

- Как описывает Шаламов природу, встретившую заключённых на “пути к свободе”?

(“Бледное малокровное солнце”. “Каждая ночь была холоднее прежней”. “Ветер сметал снег с промороженных жёлтых обрывов в ямы с мутной, грязной водой”. “Напитанный испарениями болот воздух тайги”. “И горы, и реки, и болота казались каким-то одним существом, зловещим и недружелюбным”.

Мрачная, печальная, безрадостная картина… Она настраивает заключённых далеко не на оптимистический лад).

- Сбылись ли мечты заключённых о “чистом воздухе”?

(Варлам Шаламов с болью вспоминал: “Нога тонула в топком мхе, и редко за

летний день ноги были сухими. Летом воздух был слишком тяжёл для сердечнобольных, зимой невыносим. В большие морозы люди прерывисто дышали. Тучи комаров облепляли лицо – без сетки нельзя было сделать шага. А на работе сетка душила, мешала дышать”.

Чтобы выжить в таких суровых условиях, нужно было иметь очень крепкое здоровье. Непосильный каторжный труд отнимал его даже у физически сильных людей.)

- Как описывает автор условия труда в лагере?

(“Работали тогда по шестнадцать часов. На сон после тяжёлой физической работы на воздухе оставалось всего четыре часа. Человек засыпал в ту самую минуту, когда переставал двигаться, умудрялся спать на ходу или стоя. Невыполнение нормы грозило штрафным пайком – 300 граммов хлеба и без баланды. Денег не платили вовсе. Если ко всему этому прибавить чуть ли не поголовную цингу, уносившую десятки жизней; дизентерию, ибо ели что попало, стремясь только наполнить ноющий желудок, собирая кухонные остатки с мусорных куч, густо покрытых мухами; дистрофию, болезнь постоянно голодных людей… Если вспомнить неотапливаемые баpaки, где во всех щелях намерзал толстый лёд… Плохая одежда, отморожения… Воспаление лёгких, туберкулёз…

Если принять во внимание и огромную мopaльную подавленность и безнадёжность, то легко видеть, насколько “чистый воздух” был опаснее для здоровья человека, чем тюрьма”.

- О какой ещё иллюзии, с которой было быстро покончено, идёт речь в рассказе?

(Об иллюзии работы, о которой “на воротах всех лагерных отделений находится надпись: “Труд есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства”. Лагерь прививал только отвращение и ненависть к труду).

- Показать тоску арестованных о тюрьме, которую они так торопились оставить совсем недавно?

(“Светлая, чистая, тёплая следственная тюрьма всем казалась отсюда лучшим местом на земле. Все с увлечением вспоминали, как они слушали лекции настоящих учёных, читали книги, как спали и ели досыта, ходили в чудесную баню, как получали передачи от родственников, как говорили свободно, не боясь ни шпионов, ни надзирателей. Следственная тюрьма казалась им свободнее и роднее родного дома. И не один говорил, размечтавшись на больничной койке, хотя осталось жить немного: “Я бы хотел, конечно, повидать семью. Но ещё больше мне хотелось бы попасть в камеру следственной тюрьмы – там было ещё лучше и интереснее, чем дома. И я рассказал бы теперь всем новичкам, что такое “чистый воздух”).

- Какова основная идея рассказа “Татарский мулла и чистый воздух”?

XXIV Задания, нацеливающие обучающихся на сопоставление, анализ, поиск неоднозначных, сориентированных на личное восприятие решений. (Задания даются трём группам).

1. Сделайте выводы относительно хаpaктера репрессий и нравственной атмосферы в обществе на основе знакомства с происходившим в годы культа личности:

* Камил Икрамов, сын расстрелянного первого секретаря ЦК КП Узбекистана, попал в тюрьму, ещё не успев получить паспорт. Прокурор сказал ему: “Молодой человек, я знаю, что вы не виноваты. Но вы сын своего отца, и будете сидеть всю жизнь”.

* Когда арестовали Г.Сокольникова и его жену писательницу Г.Серебрякову, то их малолетняя дочь провела два дня в песочнице во дворе дома, где они жили. И никто из жильцов не подошёл к ней, не накормил, не приютил ребёнка.

* Четверо дядьёв литератора Льва Овруцкого были зачислены следователями в иранские шпионы. В живых остался только один, неграмотный извозчик. Вернувшись домой, он, увидев на столе племянника глобус, попросил: “Слушай, покажи мне, наконец, этот Иран?”

2. Историк Рой Медведев утверждал: “Я считаю, что к жертвам репрессий нельзя относить только тех, кто сидел в лагерях или погиб. В принципе жертвой репрессий был весь народ”.

Поддерживаете ли вы данную позицию? В любом случае – обоснуйте своё мнение. Обратите внимание на маленькое примечание к истории одного из процессов 1937 года, посвящённое дeвoчке Зое Власовой: “Она любила отца взахлёб. Больше она не смогла учиться в школе (её дразнили: “Твой отец - вредитель!”). Она вступала в дpaку: “Мой папа хороший!” Зоя прожила после суда всего один год (до того не болела). За этот год ни разу не засмеялась, ходила всегда с опущенной головой. Старухи предсказывали: “В землю глядит – умрёт скоро”. Дeвoчка умерла от воспаления мозговой оболочки и перед cмepтью всё кричала: “Где мой папа? Дайте мне папу!”

XXV. Когда мы подсчитываем миллионы погибших в лагерях, забываем умножить на два, на три… Забываем о том, что долгие годы дети политических заключённых испытали на себе, что значит быть сыном или дочерью “врага народа”. Они не могли поступить в престижные институты, в военные училища, устроиться на работу…

XXVI. Рассказ учителя нашей школы, родители которого были приговорены Военными трибуналами войск НКВД Ровенской и Тернопольской областей Украины к 20-ти (отец) и 10-ти (мать) годам лишения свободы с конфискацией имущества, о том, как 1980 году после окончания Кузбасского политехнического института он не смог устроиться на работу в Областное УВД (Управление Внутренних Дел) на должность инженера-механика, где ему было открытым текстом сказано: “У Вас родители – судимые”.

XXVII. Дети рассматривают копии справок о реабилитации.

XXVIII. Чтение стихотворения “Жертвы репрессий”:

Мы – жертвы репрессий.
Вы, кажется, так
Теперь называете нас.
И, судя по прессе, -
Развеялся мpaк,
И пробил положенный час…

XXIX. Слово учителя:

“Двадцать лет, как приоткрыта, наконец, завеса над прошлым, мы заново, с болью и горечью, обрели память о жертвах преступлений сталинщины. Память, без которой нам не прожить, потому что это не только скорбь о миллионах потерянных жизней и о каждой изломанной судьбе. Это гнев и стыд, без которых нет и не может быть очищения!... “Реабилитирован…” Долгие годы это было единственное, сказанное обществом слово покаяния…

XXX. Словарная работа:

Реабилитация – восстановление прежней хорошей репутации, в прежних правах.

Сейчас мы отдаём долги – памяти, совести.

XXXI. Вывод по уроку:

Каков нравственный потенциал произведений Солженицына и Шаламова? Книги этих писателей – жемчужины литературы, восстановившие истину о прошлом. Они помогают нам обрести внутренний стержень, выстроить нравственную систему ценностей, возвышающую человеческую жизнь ощущением причастности к истории своей страны, своего народа. Их книги об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненного пути, о мужестве и стойкости, об истине, о вере, о совести, о сострадании, о милосердии.

Произведения Солженицына и Шаламова взывают к сознанию живущих не предавать забвению замученных в лагерях, заклеймить тех, кто помогал вершить репрессии.

XXXII. Домашнее задание: вопросы к семинару “Лагерь глазами мужика” (по рассказу А.Солженицына “Один день Ивана Денисовича”).


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

26 04 2024 1:59:44

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

25 04 2024 2:53:40

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

24 04 2024 16:42:25

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

23 04 2024 23:41:18

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

22 04 2024 19:33:11

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

21 04 2024 1:40:46

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

20 04 2024 4:50:24

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

19 04 2024 13:37:15

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

18 04 2024 13:41:39

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

17 04 2024 18:52:41

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

16 04 2024 8:40:54

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

15 04 2024 14:14:57

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

14 04 2024 0:11:49

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

13 04 2024 14:29:21

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

12 04 2024 15:19:26

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

11 04 2024 11:17:34

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

10 04 2024 13:15:20

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

09 04 2024 3:45:48

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

08 04 2024 18:25:47

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

07 04 2024 23:12:39

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

06 04 2024 7:53:45

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

05 04 2024 18:48:53

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

04 04 2024 20:11:24

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

03 04 2024 22:24:48

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

02 04 2024 15:23:33

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

01 04 2024 14:27:19

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

31 03 2024 16:30:25

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

30 03 2024 3:50:24

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

29 03 2024 16:37:37

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

28 03 2024 22:22:47

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

27 03 2024 7:29:38

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

26 03 2024 10:20:19

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

25 03 2024 8:39:12

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

24 03 2024 9:45:57

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

23 03 2024 7:49:59

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

22 03 2024 13:44:59

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

21 03 2024 0:54:24

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

20 03 2024 13:35:43

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

19 03 2024 23:51:59

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

18 03 2024 6:51:12

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

17 03 2024 1:26:38

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

16 03 2024 23:22:27

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

15 03 2024 16:42:59

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

14 03 2024 11:32:53

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

13 03 2024 11:27:39

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

12 03 2024 10:11:20

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

11 03 2024 23:24:44

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

10 03 2024 14:37:51

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

09 03 2024 9:28:15

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

08 03 2024 11:57:37

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::