Разработка урока по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."
Цели:
Образовательные:
- изучить причины, ход и последствия Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.;
- узнать цели сторон и механизм развязывания войны, соотношение сил и ход военных действий;
- познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне.
Развивающие:
- развивать навыки работы с картой
- развивать умения выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы.
Воспитывающие: на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия:
- Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
- Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г.
- Берлинский конгресс – июнь 1878 г.
- Плевна
- Никополь
- Шипкинский перевал
Оборудование урока:
- настенная карта «Русско-турецкая война 1877-1878 гг»;
- настенная карта «Балканские государства после русско-турецкой войны 1877-1878 гг.»;
- проектор;
- экран;
- компьютер;
- презентация.
Методы: рассказ учителя с элементами беседы.
План урока:
- Причин и повод войны.
- Силы и планы сторон.
- Ход военных действий.
- Сан-Стефанский мирный договор.
- Берлинский конгресс.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Проверка домашнего задания.
Назовите направления внешней политики Александра II.
Какое событие во внешней политике России в то время можно назвать «триумфом российской дипломатии»?
Какие действия Россия предпринимала для укрепления своих границ?
III. Изучение нового материала. Приложение 1
1. Причины и повод войны
Вспомните, что такое «восточный вопрос»? (Круг проблем, связанных с Османской империей).
Цель урока: изучить причины, ход и последствия Крымской войны.
Работаем по следующему плану: Приложение 1.
Перенесите его в тетрадь
План урока:
- Причины войны
- Повод
- Ход войны
- Герои
- Сан-Стефанский мирный договор
В конце урока мы заполним эту схему.
Причины русско-турецкой войны 1877-1878 г.: Приложение 1
- Освободительное движение в Боснии, Герцеговине, Болгарии против османского ига.
- Борьба европейских стран за влияние на Балканскую политику.
Цель России в войне: Приложение 1
- Освободить славянские народы от турецкого ига.
- Подъем авторитета России как великой державы.
Повод к войне: Приложение 1
По инициативе А.М. Горчакова Россия, Германия и Австрия потребовали от Турции уравнять христиан в правах с мусульманами, но Турция, ободренная поддержкой Англии, ответила отказом.
Какие славянские народы находились под властью Османской империи? (Сербия, Болгария, Босния, Герцеговина).
Рассказ учителя: Весной 1875 г. в Боснии и Герцеговине вспыхнули волнения, которые вскоре охватили все провинции Османской империи. Османы жестоко расправлялись с восставшими: устраивали погромы, уничтожали целые селения, убивали детей, женщин, стариков.
Такая жестокость вызывала возмущение у всей европейской общественности. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы, вливаясь в ряды восставших.
Летом 1876 г. войну Турции объявила Сербия и Черногория, а во главе сербской армии встал русский генерал М.Г. Чернов, добровольно отправившийся на Балканы.
Россия не была готова к войне. Военные реформы еще не были завершены.
Что должно было предусмотреть царское правительство на случай войны с Турцией? (Россия должна договориться с Австро-Венгрией о ее нейтралитете и обезопасить себя таким образом от антирусской коалиции европейских государств).
Поэтому Александр II дал согласие на оккупацию турецкой провинции Боснии и Герцеговины австрийскими войсками.
Работа с настенной картой.
2. Силы и планы сторон Приложение 1
Задание: война разворачивалась на 2-х фронтах: Балканском и Кавказском.
Сравните силы сторон. Сделайте вывод о готовности России и Османской империи к войне. Предположите ее исход.
Силы сторон
Балканский фронт |
Кавказский фронт |
||
русские |
турки |
русские |
турки |
250 000 солдат |
338 000 солдат |
55 000 солдат |
70 000 солдат |
ружье Бердана (1300 шагов) |
ружье Мартини (1800 шагов) |
ружье Снайдера (1300 шагов) |
ружье Генри (1500 шагов) |
конница 8 000 |
конница 6 000 |
конница 4 000 |
конница 2 000 |
стальные нарезные пушки |
чугунные гладкоствольные пушки |
стальные нарезные пушки |
чугунные гладкоствольные пушки |
Приложение 1
12 апреля 1877 г. – Александр II подписал манифест о начале войны с Турцией.
3. Ход военных действий
Работа с настенной картой:
Стратегически важные пункты театра военных действий: Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал Северную часть Болгарии с Южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шел кратчайший путь к городу Адрианополю, то есть в тыл турецкой армии.
Балканский фронт Приложение 1
- Русская армия прошла (по договоренности) через Румынию.
- Переправилась через Дунай.
- Генерал Гурко освободил древнюю столицу Болгарии Тырново.
- Гурко 5 июля захватил Шипкинский перевал. (удобная дорога на Стамбул).
- Генерал Криденер вместо крепости Плевна взял Никополь (в 40 км от Плевны).
- Турки заняли Плевну и оказались в тылу у русских войск.
- Три штурма Плевны в июле-августе окончились неудачей.
- Под руководством инженер - генерала Тотлебена турецкие войска выбиты из Плевны в ноябре 1877 г.
- Гурко в середине декабря занял Софию.
- Отряд Скобелева стремительно наступал на Стамбул.
- В январе 1878 г. отряд Гурко овладел Адрианополем.
- Отряд Скобелева вышел к Мраморному морю и 18 января 1878 г. занял пригород Стамбула – Сан-Стефано.
Кавказский фронт Приложение 1
Генерал Лорис-Меликов разбил превосходящие силы противника и занял крепости:
- Баязет
- Карс
- Ардаган
- вышел к Эрзеруму.
4. Сан-Стефанский мирный договор (19 февраля 1878 г.): Приложение 1
- Сербия, Черногория, Румыния получали независимость.
- Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи (то есть получала право на свое правительство, армию, связь с Турцией – уплата дани).
- Россия получала Южную Бессарабию, кавказские города Ардаган, Карс, Баязет, Батум.
5. Берлинский конгресс (июнь 1878 г.): Приложение 1
- Болгария была разделена на две части:
- Северная объявлялась княжеством зависимым от Турции,
- Южная – автономной турецкой провинцией Восточная Румелия.
- Значительно урезаны территории Сербии и Черногории.
- Россия возвращала крепость Баязет Турции.
- Австрия присоединила Боснию и Герцеговину.
- Англия получала остров Кипр.
Герои русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: Приложение 1
Балканский фронт:
- генерал Столетов Н.Г. – оборона Шипки.
- генерал Криденер Н.П. – вместо крепости Плевна взял Никополь.
- генерал Скобелев М.Д. – занял пригород Стамбула – Сан-Стефано.
- генерал Гурко Н.В. – освободил Тырново, захватил Шипкинский перевал, занял Софию, Адрианополь.
- генерал Тотлебен Э. И. – освободил Плевну от турок.
Кавказский фронт:
- Лорис-Меликов М.Т. – занял крепости Баязет, Ардаган, Карс.
Приложение 1
28 ноября 1887 года в Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в день 10-летия освобождения Плевны был открыт памятник-часовня. Скромная надпись на нем гласит: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной. В память войны с Турцией 1877-1878 г.г.»
IV. Подведение итогов урока Приложение 1
Вспомним план нашего урока и заполним в тетради схему:
- Причины войны
- Повод
- Ход военных действий
- Сан-Стефанский мирный договор
Выразите свое мнение о Берлинском конгрессе.
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
06 07 2022 19:32:38
На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...
05 07 2022 14:43:43
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем.
Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
04 07 2022 14:15:50
Урок обобщения знаний по теме "Рыцарь тоже человек, он без стpaxa и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме "Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В.Скотта "Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное прострaнcтво учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на пpaктике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....
03 07 2022 1:32:43
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
02 07 2022 13:20:42
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования.
...
01 07 2022 7:44:44
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
30 06 2022 11:33:48
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
29 06 2022 6:43:30
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях.
...
28 06 2022 12:17:54
Данный урок проводится с целью обобщения знаний по теме "Международное гуманитарное право" и привлечения внимания учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Всеобщего мира добиться в один момент трудно, и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право - одна из отраслей международного права....
27 06 2022 21:18:34
Итоговая работа состоит из двух частей. Первая часть включает 40 заданий с выбором ответа. Вторая часть состоит из 10 заданий (В1–В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). К каждой части приводится инструкция по проверке работ учащихся.
...
26 06 2022 13:21:41
Представленная работа рассказывает, как повысить эффективность обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся. Целью работы является воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентоспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде....
25 06 2022 20:13:40
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
24 06 2022 17:28:18
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса.
...
23 06 2022 0:51:20
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
22 06 2022 22:12:30
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
21 06 2022 16:40:42
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям.
...
20 06 2022 3:57:38
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
19 06 2022 7:56:20
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
18 06 2022 12:21:20
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма.
...
17 06 2022 13:32:48
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
16 06 2022 8:27:46
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
15 06 2022 1:45:54
Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории.
...
14 06 2022 16:45:36
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
13 06 2022 21:28:21
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
12 06 2022 5:26:21
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
11 06 2022 14:50:46
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
10 06 2022 12:57:28
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
09 06 2022 15:49:46
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
07 06 2022 3:29:50
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
06 06 2022 16:17:12
Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....
05 06 2022 16:12:17
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
04 06 2022 13:45:38

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
03 06 2022 15:50:56
Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину.
...
02 06 2022 14:37:10
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
01 06 2022 11:10:44
Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города.
При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....
31 05 2022 16:39:17
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
30 05 2022 5:50:32
Работа посвящена развитию познавательной активности учащихся при изучении летописных документов Древней Руси.
...
29 05 2022 21:39:49
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
28 05 2022 15:22:55
Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию РФ 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....
27 05 2022 2:45:53
Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....
26 05 2022 11:10:57

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
25 05 2022 9:45:34
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
24 05 2022 21:58:49
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
23 05 2022 17:36:54
Внеклассное мероприятие "Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем "Древняя Индия" и "Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы "Древний Восток".
...
22 05 2022 0:59:18
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
21 05 2022 10:17:35
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
20 05 2022 16:24:20
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов.
После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники.
...
19 05 2022 3:22:32
Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления....
18 05 2022 16:48:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::