Элективный курс по теме: "За страницами учебника истории России ХХ века" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Элективный курс по теме: "За страницами учебника истории России ХХ века"


    Элективный курс по теме: "За страницами учебника истории России ХХ века"


Пояснительная записка

Элективный курс “За страницами учебника истории России XX века” предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами. Программа рассматривает деятельность некоторых исторических деятелей, общественных групп и политических общностей, которые повлияли на судьбы других людей и государства в целом.

Актуальность определяется важностью изучения исторических событий, персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет пpaктическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ГИА.

Цели курса:

  • осмысление роли определенных исторических событий в судьбе России;
  • осознание роли личности в истории;
  • изучение различных точек зрения по поводу деятельности отдельных личностей в конкретный исторический период;
  • развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
  • совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию.

Задачи курса:

  • расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
  • рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
  • развивать умения составлять хаpaктеристику исторического события;
  • давать оценку историческим явлениям и оценку деятельности личности в истории;
  • воспитывать устойчивый интерес к изучению истории России;
  • воспитывать патриотические чувства.

Особенности изучения:

  • проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический хаpaктер их рассмотрения);
  • создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
  • самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся;
  • актуализация ранее изученного материала.

Данная программа рассчитана на час в неделю, всего 34 часа. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и пpaктикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, создание презентаций. Курс может завершаться защитой проектных работ по одной или нескольким темам, проект может быть как индивидуальным, так и групповым.

Предполагаемые результаты

Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.

Содержание программы

Раздел 1. Российская империя 1900-1917 гг. (9 часов)

Тема 1. Россия в начале XX века.(1 час)

Территория и население Российской империи в начале XX века. Особенности социальной структуры российского общества. Сословия России. Межнациональные проблемы. Особенности национально-религиозных традиций.

Тема 2. Николай II.(1 час)

Личность царя Николая II. Социальные противоречия в период царствования. Задачи правительства последнего российского императора.

Тема 3. Русско-японская война 1904 - 1905 гг.(1 час)

Причины Русско-японской войны, ее хаpaктер. Ход войны (январь 1904-август 1905 г.) Итоги войны.

Тема 4. Революция 1905-1907 гг. (1 час)

Причины революции 1905-1907 гг., ее хаpaктер, задачи, методы борьбы. Три лагеря в революции. Начало революции. «Манифест 17 октября». Поражение революции. Образование либеральных и монархических партий. Итоги первой русской революции.

Тема 5. Социалисты-революционеры. (1 час)

История создания партии социалистов-революционеров. Программа. Методы борьбы. Яркие представители партии.

Тема 6. «Союз 17 октября». (1час)

История создания партии «Союз 17 октября». Программа. Методы борьбы. Яркие представители партии. Состав и структура.

Тема 7. Конституционные демократы. (1 час)

История создания партии Конституционных демократов. Программа. Методы борьбы. Яркие представители партии. Состав и структура.

Тема 8. Государственная дума. (1 час)

I Государственная дума. Аграрный вопрос. II Государственная дума. Третьеиюньский переворот.

Тема 9. Россия в Первой мировой войне. (1 час)

Причины, хаpaктер Первой мировой войны. Подготовленность России к войне. Отношение к войне различных политических партий. Роль Восточного фронта в войне. Война и нарастание общего кризиса в стране. Григорий Распутин.

Раздел 2. Революция и гражданская война 1917-1921 гг. (7 часов)

Тема 1. Февральская революция. (1 час)

Причины и хаpaктер Февральской революции 1917 г. Свержение монархии. Установление и сущность двоевластия. Альтернативные пути развития России после буржуазной революции 1917 г.

Тема 2. Александр Керенский. (1 час)

Личность Керенского. Влияние личности Керенского на ход исторических событий. Политика правительства Керенского. Большевизация советов.

Тема 3. Виктор Чернов. (1 час)

Биография Виктора Чернова. Влияние личности Чернова на ход исторических событий.

Тема 4. Октябрьский переворот. (1 час)

Подготовка большевиками вооруженного восстания. Свержение Временного правительства. II Всероссийский съезд Советов, его решения. Победа Советов в Москве и на окраинах.

Тема 5. Владимир Ленин. (1 час)

Биография Владимира Ульянова. Политические взгляды. Деятельность Ленина при подготовке переворота. Деятельность Ленина на посту руководителя партии.

Тема 6. Кронштадское восстание. (1 час)

Причины, хаpaктер восстания в Кронштадте. Основные события. Итоги восстания.

Тема 7. Гражданская война и ее «виновники». (1час)

Сущность Гражданской войны. Основные этапы войны. «Белые» и «красные» лагери войны. Создание Красной армии. Итоги и уроки Гражданской войны.

Раздел 3. Страна советов в 20-30-е гг. (4 часа)

Тема 1. Новая экономическая политика.(1час)

X съезд РКП(б). Причины введения, задачи и мероприятия НЭПа. Хаpaктеристика мероприятий НЭПа. Итоги НЭПа, его значение для развития страны.

Тема 2. Создание Союза советских социалистических республик. (1 час)

Проекты создания многонационального государства. Два подхода крешению национального вопроса. Образование СССР (декабрь 1922 г.). Конституция СССР 1924 года.

Тема 3. Иосиф Сталин. (1 час)

Биография Иосифа Джугашвили. Становление Сталина как политика. Влияние фигуры Сталина на политическую жизнь и развитие СССР. Причины репрессий. Роль Сталина в Великой Отечественной войне. Причины cмepти вождя.

Тема 4. Советские лагеря и тюрьмы. (1 час)

Силовые структуры в СССР. Их роль и влияние на жизнь страны. Тоталитарный режим. Железный занавес. ГУЛАГ.

Раздел 4. Военные годы 1939-1945. (4 часа)

Тема 1. СССР во Второй мировой войне. (1час)

Начало Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.) Периодизация Великой Отечественной войны. Оборонительные сражения Красной Армии. Причины поражения Красной Армии в первые месяцы войны.

Тема 2. Ге opгий Жуков. (1час)

Личность Ге opгия Жукова. Взаимоотношения со Сталиным. Берлинская опрация. Парад Победы.

Тема 3. Константин Рокоссовский. (1 час)

Личность Рокоссовского. Смоленское сражение. Битва под Москвой. Сталинградская и Курская битва. Белорусская, Восточно-Прусская, Восточно-Померанская, Берлинская операции.

Тема 4. Причины победы Советского союза в войне. (1 час)

Причины победы СССР в войне. Последствия Великой Отечественной войны. Уровень жизни народа в конце 40-х гг.

Раздел 5. Советский союз в 1946-1991 гг. (7 часов)

Тема 1. Лаврентий Берия. (1 час)

Биография Лаврентия Берии. Народный комиссар внутренних дел СССР. Министр внутренних дел СССР. Первый секретарь ЦК Компартии Грузинской ССР.

Тема 2. «Оттепель». (1 час)

Попытки демократизации советского общества после cмepти Сталина. XX съезд КПСС и его историческое значение. Политическая и идеологическая жизнь страны после XX съезда партии. Нарастание кризиса политики Н.С. Хрущева и его отставка.

Тема 3. Никита Хрущев. (1 час)

Страницы биографии Никиты Хрущева. Первый секретарь ЦК КПСС. Председатель СМ СССР. Первый секретарь ЦК КП Украинской ССР. Первый секретарь ЦК КП Украинской ССР. Председатель СНК УССР. Председатель Совета Министров УССР.

Тема 4. Леонид Брежнев. (1 час)

Биография Леонида Брежнева.Генеральный секретарь ЦК КПСС. Первый секретарь ЦК КПСС. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Маршал Советского Союза (1976). Герой Социалистического Труда (1961) и четырежды Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981). Лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973) и Ленинской премии по литературе (1979).

Тема 5. Юрий Андропов. (1 час)

Биография. Партийная карьера. Генеральный секретарь ЦК КПСС (12 ноября 1982 года — 9 февраля 1984 года). Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Председатель КГБ (18 мая 1967 года — 26 мая 1982 год).

Тема 6. Диссидентское движение. (1 час)

Термин «диссидент». Идеология инакомыслящих. Деятельность советских диссидентов. Позиция властей по отношению к оппозиции. Преследования советских диссидентов. Влияние и итоги их деятельности. Диссидентские организации.

Тема 7. Перестройка 1985-1991 г. (1 час)

Необходимость перемен. Апрельский поворот 1985 г. Стратегия ускорения. Экономические преобразования и их неудачи. Гласность – «инструмент строительства будущего». XIX Всесоюзная партийная конференция. Раскол в партии. I съезд народных депутатов. Межнациональные конфликты.

Раздел 6. От СССР к России. (3 часа)

Тема 1. Борис Ельцин. (1 час)

Детство. Юность. Профессиональная партийная деятельность. Президент РСФСР. Путч. Распад СССР. Экономические реформы. Политический кризис. Конституционная реформа. Президентские выборы 1996 г. Второй срок президента Ельцина. Внешняя политика. Отставка.

Тема 2. Верховный Совет против Президента. (1 час)

Суть конфликта. Аргументы президента Ельцина. Предыстория конфликта. Ход конфликта. События 21 сентября – 5 октября. Несогласованность действий войск и ее последствия.

Тема 3. Чеченская война.(1 час)

Причины. Основные события. Итоги войны.

Тематическое планирование

№ п/п

№ в теме

Содержание

Количество часов

 

I

Российская империя 1900-1917 гг.

9

1

1

Россия в начале XX века.

1

2

2

Николай II.

1

3

3

Русско-японская война 1904 - 1905 гг.

1

4

4

Революция 1905-1907 гг.

1

5

5

Социалисты-революционеры.

1

6

6

«Союз 17 октября».

1

7

7

Конституционные демократы.

1

8

8

Государственная дума.

1

9

9

Россия в Первой мировой войне.

1

 

II

Революция и гражданская война 1917-1921 гг.

7

10

1

Февральская революция.

1

11

2

Александр Керенский.

1

12

3

Виктор Чернов.

1

13

4

Октябрьский переворот.

1

14

5

Владимир Ленин.

1

15

6

Кронштадское восстание.

1

16

7

Гражданская война и ее «виновники».

1

 

III

Страна советов в 20-30-е гг.

4

17

1

Новая экономическая политика.

1

18

2

Создание Союза советских социалистических республик.

1

19

3

Иосиф Сталин.

1

20

4

Советские лагеря и тюрьмы.

1

 

IV

Военные годы 1939-1945.

4

21

1

СССР во Второй мировой войне.

1

22

2

Ге opгий Жуков.

1

23

3

Константин Рокоссовский.

1

24

4

Причины победы Советского союза в войне.

1

 

V

Советский союз в 1946-1991 гг.

7

25

1

Лаврентий Берия.

1

26

2

«Оттепель».

1

27

3

Никита Хрущев.

1

28

4

Леонид Брежнев.

1

29

5

Юрий Андропов.

1

30

6

Диссидентское движение.

1

31

7

Перестройка 1985-1991 г.

1

 

VI

От СССР к России.

3

32

1

Борис Ельцин.

1

33

2

Верховный Совет против Президента.

1

34

3

Чеченская война.

1

Рекомендуемая литература:

  1. Ушаков А.В., Островский Н.М., Розенталь И.С. Отечественная история. XX век. М., 1999.
  2. Лукутин А.В. Экзаменационные вопросы и ответы. История. М., 2000.
  3. Орлов А.С. История России. М., 2009.
  4. Ге opгиев В.А. История России в схемах. М., 2009.
  5. История России в лицах и датах. М., 1995.
  6. История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2007.
  7. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.
  8. Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.
  9. Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.
  10. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997.
  11. Сахаров А.Н. История России. М., 2008.
  12. Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.
  13. Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998–1999 г.
  14. Энциклопедия по истории России. Русика, 2003 г.
  15. Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 1997.
  16. Савельев А. Н. Мятеж номенклатуры. Москва 1990-1993. М., 1995.
  17. История России XX век. Энциклопедия .М., 2006.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс


    Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс

      Задача урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации, выяснить, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации....

07 12 2021 9:14:49

Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"


    Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"

      На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....

06 12 2021 20:45:34

12 апреля 1944 года


    12 апреля 1944 года

      В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....

05 12 2021 8:11:48

"Борьба Рима с Карфагеном". Урок в 5-м классе


    "Борьба Рима с Карфагеном". Урок в 5-м классе

      Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья. ...

04 12 2021 4:33:16

Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы


    Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы

      Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....

03 12 2021 21:59:55

"Кто хочет стать миллионером"


    "Кто хочет стать миллионером"

      Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории. ...

02 12 2021 9:18:44

Внеклассное мероприятие "История хлеба"


    Внеклассное мероприятие "История хлеба"

      Мероприятие использует межпредметные связи: истории, ИЗО, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках ИЗО – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....

01 12 2021 10:54:23

Учитель истории в сельской школе


    Учитель истории в сельской школе

      Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе. ...

30 11 2021 6:13:33

Планируемые результаты как инструментарий реализации ФГОС


    Планируемые результаты как инструментарий реализации ФГОС

      В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....

29 11 2021 9:22:18

Первый властелин единого Китая


    Первый властелин единого Китая

      Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....

28 11 2021 17:52:51

Урок истории по теме "Бородино: победа или поражение?"


    Урок истории по теме "Бородино: победа или поражение?"

      Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....

27 11 2021 4:46:10

Классный час на тему "История развития государственной символики России"


    Классный час на тему "История развития государственной символики России"

      Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....

26 11 2021 1:55:33

Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва»


    Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва»

      Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....

25 11 2021 19:59:32

Историческая викторина "Европа в XVI–XVII вв."


    Историческая викторина "Европа в XVI–XVII вв."

      Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....

24 11 2021 21:24:56

Классный час ко дню рождения А.В.Суворова "Наука побеждать"


    Классный час ко дню рождения А.В.Суворова "Наука побеждать"

      Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....

23 11 2021 20:19:52

Тема урока "Военные походы фараонов"


    Тема урока "Военные походы фараонов"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с целями завоевательных походов фараонов в Древнем Египте, узнают об итогах завоевательных походов для различных групп населения Египта. Также школьники продолжают учиться работать с исторической и контурной картой....

22 11 2021 8:27:58

Статья "Методический комплекс в рамках военно-патриотического воспитания"


    Статья "Методический комплекс в рамках военно-патриотического воспитания"

      Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе. ...

21 11 2021 3:46:40

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"


    Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

      Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства. ...

20 11 2021 9:52:19

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"


    "Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

      В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

19 11 2021 21:25:33

Русско-турецкая война 1877–1878 гг.


    Русско-турецкая война 1877–1878 гг.

      Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....

18 11 2021 3:29:43

Интегрированный урок (история + литература) "Декабристы в якутской ссылке"


    Интегрированный урок (история + литература) "Декабристы в якутской ссылке"

      Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....

17 11 2021 14:57:54

Урок "Февральская революция"


    Урок "Февральская революция"

      С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....

16 11 2021 5:56:52

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"

      Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....

15 11 2021 4:31:13

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Египет". 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Египет". 5-й класс

      Представленный материал предназначен для педагогов, преподающих в 5-м классе основной школы по курсу «История Древнего мира». В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся....

14 11 2021 0:38:41

Разработка урока истории по теме "Германия и Священная Римская империя в X–XV веках"


    Разработка урока истории по теме "Германия и Священная Римская империя в X–XV веках"

      Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....

13 11 2021 21:44:32

Игра для учащихся 5-го класса "Умники и умницы"


    Игра для учащихся 5-го класса "Умники и умницы"

      Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....

12 11 2021 7:29:57

Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень


    Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень

      Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....

11 11 2021 3:20:48

Современные методы преподавания исторического краеведения


    Современные методы преподавания исторического краеведения

      Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....

10 11 2021 22:41:52

Интегрированный урок (история + МХК) "Русская православная архитектура"


    Интегрированный урок (история + МХК) "Русская православная архитектура"

      Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....

09 11 2021 17:45:47

Опыт проведения интернет-урока по обществознанию "Человек – часть природы"


    Опыт проведения интернет-урока по обществознанию "Человек – часть природы"

      Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....

08 11 2021 20:18:17

Проект программы по предмету "История русской культуры"


    Проект программы по предмету "История русской культуры"

      Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы. ...

07 11 2021 12:44:27

Открытый урок-презентация "Выступление декабристов"


    Открытый урок-презентация "Выступление декабристов"

      Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами. ...

06 11 2021 14:56:53

Урок-презентация по новой истории для 7-го класса на тему "Европейское Возрождение. Эпоха Титанов"


    Урок-презентация по новой истории для 7-го класса на тему "Европейское Возрождение. Эпоха Титанов"

      Урок строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах, подобранных в рамках презентации. В материале урока освещены все этапы и направления изучаемой эпохи: наука, литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура....

05 11 2021 8:29:44

Интегрированный урок (английский язык + история) по теме "Две сверхдержавы: противники и союзники"


    Интегрированный урок (английский язык + история) по теме "Две сверхдержавы: противники и союзники"

      В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....

04 11 2021 4:38:39

Учебный терминологический словарь по философии как средство развития учебно-позновательной компетенции студентов педагогического колледжа


    Учебный терминологический словарь по философии как средство развития учебно-позновательной компетенции студентов педагогического колледжа

      Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....

03 11 2021 3:41:10

Познавательные задания на уроках истории для 6–7-х классов "Друзья Шерлока Холмса"


    Познавательные задания на уроках истории для 6–7-х классов "Друзья Шерлока Холмса"

      Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....

02 11 2021 22:27:35

Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины". Княгиня Трубецкая (интегрированный урок литературы, истории). 7-й класс


    Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины". Княгиня Трубецкая (интегрированный урок литературы, истории). 7-й класс

      Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...

01 11 2021 23:25:58

Монгольское нашествие на Русь (6-й класс)


    Монгольское нашествие на Русь (6-й класс)

      Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с завоеванием монголами Русского государства, выяснить причины поражения Руси. Воспитать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами. Развивать умение работы с текстом, картой, высказывать свое мнение, делать вводы. ...

31 10 2021 16:44:45

Самостоятельная работа как одно из средств активизации учебного процесса


    Самостоятельная работа как одно из средств активизации учебного процесса

      В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....

30 10 2021 15:49:54

План-конспект урока по истории России на тему "Царь Алексей Михайлович – отец Петра Великого". 7-й класс


    План-конспект урока по истории России на тему "Царь Алексей Михайлович – отец Петра Великого". 7-й класс

      Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....

29 10 2021 19:39:17

Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии". 10-й класс


    Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии". 10-й класс

      Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....

28 10 2021 9:41:14

Урок-лекция по истории в 10-м классе с использованием шаблона. Тема: "Становление самодержавия Романовых (XVII век)"


    Урок-лекция по истории в 10-м классе с использованием шаблона. Тема: "Становление самодержавия Романовых (XVII век)"

      В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся. ...

27 10 2021 21:39:30

Урок по истории Отечества в 9-м классе "Битва за Москву"


    Урок по истории Отечества в 9-м классе "Битва за Москву"

      На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....

26 10 2021 11:26:21

Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе "О чем может рассказать герб?"


    Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе "О чем может рассказать герб?"

      Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников. ...

25 10 2021 18:24:42

Интегрированный урок истории и математики "Отечественная война 1812 г. в числах и цифрах" для учеников 8-го класса


    Интегрированный урок истории и математики "Отечественная война 1812 г. в числах и цифрах" для учеников 8-го класса

      Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского. ...

24 10 2021 6:40:38

"Люди эпохи викингов". Урок истории Средних веков в системе развивающего обучения с применением ИКТ


    "Люди эпохи викингов". Урок истории Средних веков в системе развивающего обучения с применением ИКТ

      История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....

23 10 2021 6:12:57

Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"


    Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"

      На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....

22 10 2021 10:18:54

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

21 10 2021 5:37:43

Музейный квест «История одного героя, или Хроники Великой Победы»


    Музейный квест «История одного героя, или Хроники Великой Победы»

      Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....

20 10 2021 17:20:21

Бинарный урок "литература + история" "Смысл притчи Ф.Д. Кривина "Два камня""


    Бинарный урок "литература + история" "Смысл притчи Ф.Д. Кривина "Два камня""

      Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....

19 10 2021 10:43:26

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::