Элективный курс по теме: "За страницами учебника истории России ХХ века" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Элективный курс по теме: "За страницами учебника истории России ХХ века"


    Элективный курс по теме: "За страницами учебника истории России ХХ века"

Пояснительная записка

Элективный курс “За страницами учебника истории России XX века” предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами. Программа рассматривает деятельность некоторых исторических деятелей, общественных групп и политических общностей, которые повлияли на судьбы других людей и государства в целом.

Актуальность определяется важностью изучения исторических событий, персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет пpaктическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ГИА.

Цели курса:

  • осмысление роли определенных исторических событий в судьбе России;
  • осознание роли личности в истории;
  • изучение различных точек зрения по поводу деятельности отдельных личностей в конкретный исторический период;
  • развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
  • совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию.

Задачи курса:

  • расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
  • рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
  • развивать умения составлять хаpaктеристику исторического события;
  • давать оценку историческим явлениям и оценку деятельности личности в истории;
  • воспитывать устойчивый интерес к изучению истории России;
  • воспитывать патриотические чувства.

Особенности изучения:

  • проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический хаpaктер их рассмотрения);
  • создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
  • самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся;
  • актуализация ранее изученного материала.

Данная программа рассчитана на час в неделю, всего 34 часа. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и пpaктикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, создание презентаций. Курс может завершаться защитой проектных работ по одной или нескольким темам, проект может быть как индивидуальным, так и групповым.

Предполагаемые результаты

Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.

Содержание программы

Раздел 1. Российская империя 1900-1917 гг. (9 часов)

Тема 1. Россия в начале XX века.(1 час)

Территория и население Российской империи в начале XX века. Особенности социальной структуры российского общества. Сословия России. Межнациональные проблемы. Особенности национально-религиозных традиций.

Тема 2. Николай II.(1 час)

Личность царя Николая II. Социальные противоречия в период царствования. Задачи правительства последнего российского императора.

Тема 3. Русско-японская война 1904 - 1905 гг.(1 час)

Причины Русско-японской войны, ее хаpaктер. Ход войны (январь 1904-август 1905 г.) Итоги войны.

Тема 4. Революция 1905-1907 гг. (1 час)

Причины революции 1905-1907 гг., ее хаpaктер, задачи, методы борьбы. Три лагеря в революции. Начало революции. «Манифест 17 октября». Поражение революции. Образование либеральных и монархических партий. Итоги первой русской революции.

Тема 5. Социалисты-революционеры. (1 час)

История создания партии социалистов-революционеров. Программа. Методы борьбы. Яркие представители партии.

Тема 6. «Союз 17 октября». (1час)

История создания партии «Союз 17 октября». Программа. Методы борьбы. Яркие представители партии. Состав и структура.

Тема 7. Конституционные демократы. (1 час)

История создания партии Конституционных демократов. Программа. Методы борьбы. Яркие представители партии. Состав и структура.

Тема 8. Государственная дума. (1 час)

I Государственная дума. Аграрный вопрос. II Государственная дума. Третьеиюньский переворот.

Тема 9. Россия в Первой мировой войне. (1 час)

Причины, хаpaктер Первой мировой войны. Подготовленность России к войне. Отношение к войне различных политических партий. Роль Восточного фронта в войне. Война и нарастание общего кризиса в стране. Григорий Распутин.

Раздел 2. Революция и гражданская война 1917-1921 гг. (7 часов)

Тема 1. Февральская революция. (1 час)

Причины и хаpaктер Февральской революции 1917 г. Свержение монархии. Установление и сущность двоевластия. Альтернативные пути развития России после буржуазной революции 1917 г.

Тема 2. Александр Керенский. (1 час)

Личность Керенского. Влияние личности Керенского на ход исторических событий. Политика правительства Керенского. Большевизация советов.

Тема 3. Виктор Чернов. (1 час)

Биография Виктора Чернова. Влияние личности Чернова на ход исторических событий.

Тема 4. Октябрьский переворот. (1 час)

Подготовка большевиками вооруженного восстания. Свержение Временного правительства. II Всероссийский съезд Советов, его решения. Победа Советов в Москве и на окраинах.

Тема 5. Владимир Ленин. (1 час)

Биография Владимира Ульянова. Политические взгляды. Деятельность Ленина при подготовке переворота. Деятельность Ленина на посту руководителя партии.

Тема 6. Кронштадское восстание. (1 час)

Причины, хаpaктер восстания в Кронштадте. Основные события. Итоги восстания.

Тема 7. Гражданская война и ее «виновники». (1час)

Сущность Гражданской войны. Основные этапы войны. «Белые» и «красные» лагери войны. Создание Красной армии. Итоги и уроки Гражданской войны.

Раздел 3. Страна советов в 20-30-е гг. (4 часа)

Тема 1. Новая экономическая политика.(1час)

X съезд РКП(б). Причины введения, задачи и мероприятия НЭПа. Хаpaктеристика мероприятий НЭПа. Итоги НЭПа, его значение для развития страны.

Тема 2. Создание Союза советских социалистических республик. (1 час)

Проекты создания многонационального государства. Два подхода крешению национального вопроса. Образование СССР (декабрь 1922 г.). Конституция СССР 1924 года.

Тема 3. Иосиф Сталин. (1 час)

Биография Иосифа Джугашвили. Становление Сталина как политика. Влияние фигуры Сталина на политическую жизнь и развитие СССР. Причины репрессий. Роль Сталина в Великой Отечественной войне. Причины cмepти вождя.

Тема 4. Советские лагеря и тюрьмы. (1 час)

Силовые структуры в СССР. Их роль и влияние на жизнь страны. Тоталитарный режим. Железный занавес. ГУЛАГ.

Раздел 4. Военные годы 1939-1945. (4 часа)

Тема 1. СССР во Второй мировой войне. (1час)

Начало Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.) Периодизация Великой Отечественной войны. Оборонительные сражения Красной Армии. Причины поражения Красной Армии в первые месяцы войны.

Тема 2. Ге opгий Жуков. (1час)

Личность Ге opгия Жукова. Взаимоотношения со Сталиным. Берлинская опрация. Парад Победы.

Тема 3. Константин Рокоссовский. (1 час)

Личность Рокоссовского. Смоленское сражение. Битва под Москвой. Сталинградская и Курская битва. Белорусская, Восточно-Прусская, Восточно-Померанская, Берлинская операции.

Тема 4. Причины победы Советского союза в войне. (1 час)

Причины победы СССР в войне. Последствия Великой Отечественной войны. Уровень жизни народа в конце 40-х гг.

Раздел 5. Советский союз в 1946-1991 гг. (7 часов)

Тема 1. Лаврентий Берия. (1 час)

Биография Лаврентия Берии. Народный комиссар внутренних дел СССР. Министр внутренних дел СССР. Первый секретарь ЦК Компартии Грузинской ССР.

Тема 2. «Оттепель». (1 час)

Попытки демократизации советского общества после cмepти Сталина. XX съезд КПСС и его историческое значение. Политическая и идеологическая жизнь страны после XX съезда партии. Нарастание кризиса политики Н.С. Хрущева и его отставка.

Тема 3. Никита Хрущев. (1 час)

Страницы биографии Никиты Хрущева. Первый секретарь ЦК КПСС. Председатель СМ СССР. Первый секретарь ЦК КП Украинской ССР. Первый секретарь ЦК КП Украинской ССР. Председатель СНК УССР. Председатель Совета Министров УССР.

Тема 4. Леонид Брежнев. (1 час)

Биография Леонида Брежнева.Генеральный секретарь ЦК КПСС. Первый секретарь ЦК КПСС. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Маршал Советского Союза (1976). Герой Социалистического Труда (1961) и четырежды Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981). Лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973) и Ленинской премии по литературе (1979).

Тема 5. Юрий Андропов. (1 час)

Биография. Партийная карьера. Генеральный секретарь ЦК КПСС (12 ноября 1982 года — 9 февраля 1984 года). Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Председатель КГБ (18 мая 1967 года — 26 мая 1982 год).

Тема 6. Диссидентское движение. (1 час)

Термин «диссидент». Идеология инакомыслящих. Деятельность советских диссидентов. Позиция властей по отношению к оппозиции. Преследования советских диссидентов. Влияние и итоги их деятельности. Диссидентские организации.

Тема 7. Перестройка 1985-1991 г. (1 час)

Необходимость перемен. Апрельский поворот 1985 г. Стратегия ускорения. Экономические преобразования и их неудачи. Гласность – «инструмент строительства будущего». XIX Всесоюзная партийная конференция. Раскол в партии. I съезд народных депутатов. Межнациональные конфликты.

Раздел 6. От СССР к России. (3 часа)

Тема 1. Борис Ельцин. (1 час)

Детство. Юность. Профессиональная партийная деятельность. Президент РСФСР. Путч. Распад СССР. Экономические реформы. Политический кризис. Конституционная реформа. Президентские выборы 1996 г. Второй срок президента Ельцина. Внешняя политика. Отставка.

Тема 2. Верховный Совет против Президента. (1 час)

Суть конфликта. Аргументы президента Ельцина. Предыстория конфликта. Ход конфликта. События 21 сентября – 5 октября. Несогласованность действий войск и ее последствия.

Тема 3. Чеченская война.(1 час)

Причины. Основные события. Итоги войны.

Тематическое планирование

№ п/п

№ в теме

Содержание

Количество часов

 

I

Российская империя 1900-1917 гг.

9

1

1

Россия в начале XX века.

1

2

2

Николай II.

1

3

3

Русско-японская война 1904 - 1905 гг.

1

4

4

Революция 1905-1907 гг.

1

5

5

Социалисты-революционеры.

1

6

6

«Союз 17 октября».

1

7

7

Конституционные демократы.

1

8

8

Государственная дума.

1

9

9

Россия в Первой мировой войне.

1

 

II

Революция и гражданская война 1917-1921 гг.

7

10

1

Февральская революция.

1

11

2

Александр Керенский.

1

12

3

Виктор Чернов.

1

13

4

Октябрьский переворот.

1

14

5

Владимир Ленин.

1

15

6

Кронштадское восстание.

1

16

7

Гражданская война и ее «виновники».

1

 

III

Страна советов в 20-30-е гг.

4

17

1

Новая экономическая политика.

1

18

2

Создание Союза советских социалистических республик.

1

19

3

Иосиф Сталин.

1

20

4

Советские лагеря и тюрьмы.

1

 

IV

Военные годы 1939-1945.

4

21

1

СССР во Второй мировой войне.

1

22

2

Ге opгий Жуков.

1

23

3

Константин Рокоссовский.

1

24

4

Причины победы Советского союза в войне.

1

 

V

Советский союз в 1946-1991 гг.

7

25

1

Лаврентий Берия.

1

26

2

«Оттепель».

1

27

3

Никита Хрущев.

1

28

4

Леонид Брежнев.

1

29

5

Юрий Андропов.

1

30

6

Диссидентское движение.

1

31

7

Перестройка 1985-1991 г.

1

 

VI

От СССР к России.

3

32

1

Борис Ельцин.

1

33

2

Верховный Совет против Президента.

1

34

3

Чеченская война.

1

Рекомендуемая литература:

  1. Ушаков А.В., Островский Н.М., Розенталь И.С. Отечественная история. XX век. М., 1999.
  2. Лукутин А.В. Экзаменационные вопросы и ответы. История. М., 2000.
  3. Орлов А.С. История России. М., 2009.
  4. Ге opгиев В.А. История России в схемах. М., 2009.
  5. История России в лицах и датах. М., 1995.
  6. История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2007.
  7. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.
  8. Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.
  9. Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.
  10. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997.
  11. Сахаров А.Н. История России. М., 2008.
  12. Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.
  13. Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998–1999 г.
  14. Энциклопедия по истории России. Русика, 2003 г.
  15. Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 1997.
  16. Савельев А. Н. Мятеж номенклатуры. Москва 1990-1993. М., 1995.
  17. История России XX век. Энциклопедия .М., 2006.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

11 12 2024 23:49:29

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

10 12 2024 1:38:32

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

09 12 2024 1:46:48

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

08 12 2024 6:30:44

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

07 12 2024 4:27:33

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

06 12 2024 2:30:17

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

05 12 2024 11:27:33

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

04 12 2024 3:59:37

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

03 12 2024 11:10:28

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

02 12 2024 19:52:54

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

01 12 2024 22:46:17

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

30 11 2024 11:23:23

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

29 11 2024 19:50:53

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

28 11 2024 18:53:40

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

27 11 2024 2:46:15

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

26 11 2024 16:40:18

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

25 11 2024 6:31:50

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

24 11 2024 20:37:48

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

23 11 2024 13:20:54

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

22 11 2024 13:27:19

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

21 11 2024 19:21:41

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

20 11 2024 14:41:37

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

19 11 2024 19:26:37

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

18 11 2024 10:31:17

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

17 11 2024 16:50:12

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

16 11 2024 12:23:32

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

15 11 2024 0:54:35

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

14 11 2024 10:32:31

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

13 11 2024 17:30:36

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

12 11 2024 9:22:16

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

11 11 2024 23:53:34

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

10 11 2024 10:13:45

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

09 11 2024 3:32:22

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

08 11 2024 21:56:29

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

07 11 2024 15:25:42

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

06 11 2024 5:31:38

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

05 11 2024 14:16:38

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

04 11 2024 6:22:31

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

03 11 2024 6:10:30

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

02 11 2024 21:12:32

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

01 11 2024 8:37:12

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

31 10 2024 10:10:23

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

30 10 2024 19:38:59

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

29 10 2024 18:58:57

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

28 10 2024 20:49:46

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

27 10 2024 4:16:29

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

26 10 2024 1:24:53

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

25 10 2024 22:27:24

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

24 10 2024 22:39:58

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

23 10 2024 11:48:17

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::