Использование материалов книги "Воспоминания о войне" для патриотического воспитания школьников на уроках истории и во внеклассной работе
Современный этап духовного развития общества хаpaктеризуется ростом интереса к истории, и поэтому учителя не только через уроки, но и через систему внеклассной работы должны помочь учащимся разобраться в сложных вопросах истории, занять подлинно гражданскую позицию по отношению к прошлому. “ Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие”, – писал А.С. Пушкин.
В нашей школе уделяется большое внимание краеведческой работе. Учащимся интересно место и роль Вологодского края в истории страны, судьбы отдельных людей. Большой интерес проявляют ребята к изучению истории своей семьи. Но одной из наиболее интересных сторон краеведческой работы является подготовка и создание книги “Воспоминания о войне”.
Ежегодно, отмечая день Великой Победы над фашизмом, мы говорим о подвигах людей в годы войны, о героических сражениях, о работе тружеников тыла. Источниками для таких рассказов раньше служили книги, которых о войне написано превеликое множество. Однако, у каждого из нас есть дедушки и бабушки, родные, близкие, соседи, пережившие войну. Так на основе воспоминаний этих людей и создавалась Книга памяти. Дело оказалось нелёгким. Не все, к кому обратились ребята, захотели поделиться воспоминаниями. Ветераны очень скромные люди, и некоторые считают, что они не сделали ничего особенного, а просто защищали Родину, многим трудно вспоминать горечь утрат, потерю близких. В этой связи надо отдать должное такту и выдержке ребят, которые были всегда предельно вежливы с ветеранами.
В книге “ Воспоминания о войне” есть всё, что может пригодиться учителю истории для воспитания патриотизма на уроках истории и во внеклассной работе: есть письма с фронта и на фронт, рассказы о героических подвигах, трудовых буднях. В ней есть страницы, посвящённые безутешному горю и потере близких, незабываемому ощущению наступившего мира и счастью победы.
В настоящее время всё меньше остаётся живых свидетелей военных сражений, участников боевых действий на фронтах. И мы продолжаем собирать материал о детях войны. Этим людям сейчас чуть больше или чуть меньше 70 лет. Многие из них ветераны труда. Даже небольшие воспоминания о героической странице нашей истории, какой явилась Великая Отечественная война, помогают современным школьникам лучше понять и помнить это время. А как гордятся ребята, когда они рассказывают о своих родственниках, переживших войну, перед одноклассниками. При таких воспоминаниях равнодушных, как правило, не бывает.
В своей педагогической работе материалы книги “Воспоминания о войне” я использую на уроках истории в 9 и 11 классах при изучении темы “Великая Отечественная война”. Буквально для каждого урока можно подобрать интересные страницы Книги памяти.
Вот, например, урок по теме “Советский тыл в Великой Отечественной войне” в 9 классе. К этому уроку подбираются фрагменты из воспоминаний наших ветеранов. Например, о жизни и труде в годы войны вспоминает Шангина Александра Степановна, уроженка Вологодского района: “Во время войны жизнь была трудная. Всех мужчин забрали в армию, в колхозе оставались только женщины, старики и дети. Дети в колхозе работали с 7 лет: пололи картофель, зерновые культуры. Лошадей в колхозе не было, их забирали на фронт. Обpaбатывали землю на быках. За плугом ходили женщины. Есть было нечего. В специально оборудованных ступах толкли головки клевера, головки льна, мякину от овса прошлых лет. В жатву женщины и дети убирали косами зерновые культуры, теребили лён, зерно молотили на конных молотилках и сдавали государству…”
А вот фрагмент из воспоминания Токаревой Варвары Ерофеевны, которая во время войны работала на железной дороге: “Жилось очень трудно. Кроме работы приходилось вести большое хозяйство: содержать скот, огород. Продукты отдавали в госпиталь, а сами питались в основном картошкой и овощами, хлеба было очень мало, вместо сахара сушили варёную морковь и свеклу. Одежду перешивали из взрослой…”
Анализируя отрывки из воспоминаний, учащиеся сопереживают этим людям, понимают сопричастность каждого человека к войне и к тем людям, которые её пережили и одержали победу.
Все страницы книги “Воспоминания о войне” – это примеры мужества, стойкости, выдержки, надежды и мудрости для нашего молодого поколения.
Кроме уроков данный материал используется во внеклассной работе. Учителя проводят устные журналы по страницам книги “Воспоминания о войне”, включают страницы книги в сценарии праздников, посвящённых Дню Победы, проводят беседы. Но наибольшей популярностью пользуется презентация страниц книги, посвящённая детям в годы Великой Отечественной войны, которая так и называется “Дети и война”. В ней рассказывается о жизни и труде детей в эти трудные годы, об их учёбе в школе, о радостях и горе и о героических подвигах.
Вот, например, как вспоминает о школьных занятиях в годы войны Головина Галина Николаевна: “В школу приходилось ходить за несколько километров. Бумаги в школе не было. Писали на газетах и других клочках бумаги. Учебников было мало, и они были очень старыми. Один учебник выдавался на четырёх человек, но уроки старались выполнять. В школе холодно. В день давали 100 граммов хлеба, который приносили в класс на большом подносе. Дети радовались больше горбушке, так как она дольше жевалась. Не смотря на все трудности, дети верили в победу и счастливое будущее…”
А житель города Вологды Коратаев Андрей Павлович так рассказывает о своём военном детстве: “Жили мы в деревне. После ухода отца на фронт, мне пришлось работать в колхозе. Мне тогда было 11 лет. Приходилось помогать матери по хозяйству, поднимать ещё одну сестру и двух младших братьев. Старшая сестра работала в Подмосковье на окопах. Жить было трудно, весь хлеб и продукты шли на фронт, деревня голодала. Когда мне исполнилось 14 лет, я уехал в город. Днём я учился в ФЗО (фабрично-заводское обучение), а ночью, чтобы прокормиться, подpaбатывал в Вологодском ВРЗ. По 3-4 человека, такие же подростки, как и я, грузили снаряды в вагоны, за что давали два талона на хлеб на человека. 400 граммов хлеба было пределом мечтаний для каждого голодающего в военное время…”
Знакомство со страницами книги “Воспоминания о войне” не проходит бесследно для детей. Они на реальных примерах из жизни близких и знакомых изучают историю края и страны, начинают осознавать величие своей Родины, ответственность за судьбу страны.
Вот как оценивают работу с Книгой памяти наши ученики.
Выпускница школы Люда Чуглова: “До недавнего времени Великая Отечественная война была для меня страшным, но давно прошедшим в истории событием. А сегодня я как будто бы прошла войну с теми, о ком говорим, перенеся их боль и страдания. Всё это теперь часть и моей жизни…”
Ученица 11 класса Анна Павлова: “Всю свою жизнь такие люди, как мои бабушка и дедушка, воевали и работали, не желая себя на благо страны, веря в её светлое будущее. Этой верой они заражают сегодня и нас. Я желаю всей душой, чтобы наши ветераны, отцы наших пап и мам, имели достойную жизнь, любовь и уважение в обществе…”
А что может быть лучше, чем благодарность и память!
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
07 12 2023 4:15:34
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
06 12 2023 16:12:47
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
05 12 2023 4:39:39
История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера.
...
04 12 2023 6:13:10
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
03 12 2023 19:37:14
Избирательные технологии принято считать явлением, которое зародилось в недалеком прошлом. Действительно, этот термин сравнительно недавнего происхождения. Но само явление столь же древнее, сколь и выборы. В связи с этим интересно проанализировать те приемы и методы, которые использовали на протяжении всей истории России в ходе предвыборной борьбы.
Данный курс поможет выявить готовность учащихся к усвоению истории, обществознания на профильном уровне.
...
02 12 2023 17:21:49
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....
01 12 2023 11:28:13
Урок-презентация изучает тему «Страны Западной Европы: послевоенное устройство» курса зарубежной новейшей истории в 9-м классе. Цель урока: предъявить результаты работы групп над проектом, оценить их по определенным критериям, проанализировать этапы работы, подвести итоги. Кроме конспекта урока, статья содержит серию приложений с паспортом проекта, рабочими листами групп, презентацией....
30 11 2023 22:52:41
Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...
29 11 2023 15:43:54
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
28 11 2023 9:21:47
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
27 11 2023 5:33:45
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
26 11 2023 12:35:49
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии.
...
25 11 2023 17:28:23
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
24 11 2023 6:20:53
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара.
...
23 11 2023 12:19:54
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
22 11 2023 22:29:45
Современные стандарты образования предполагают обязательной формой обучения проектную деятельность. Результатом представленной проектной работы является интеpaктивная и пешеходная экскурсия по московскому району Сокол, который имеет богатую военную историю....
21 11 2023 17:24:50
Данный урок завершает тему «СССР в период апогея тоталитаризма: 1945–1953 гг.», подводит к пониманию сущности этого периода в истории нашей Родины. Материал урока отобран с целью как можно ярче проиллюстрировать те процессы, которые происходили в советском государстве. Используемые методы позволяют осуществить деятельностный подход в обучении....
20 11 2023 14:35:15
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
19 11 2023 22:33:26
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
18 11 2023 16:47:14
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
17 11 2023 21:22:17
Фрагмент рабочей тетради представляет собой дополнение к учебнику. Данное пособие важно тем, что значительно облегчает (но не упрощает) работу учителя и ученика, экономит время проверки знаний. С помощью рабочей тетради проще организовать дифференцированное обучение: есть возможность варьировать набор заданий.
...
16 11 2023 17:47:24
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе.
...
15 11 2023 18:47:25
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
14 11 2023 20:15:40
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
13 11 2023 10:17:27
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Игры активизируют интеллектуальную деятельность учащихся, вызывают положительные эмоции, помогают детям включить непроизвольное внимание, создают условия для усвоения учениками определенных ценностей и знаний, позволяют наладить сотрудничество между учителем и классом, между самими детьми....
12 11 2023 19:18:31
Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....
11 11 2023 19:55:33
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
10 11 2023 19:35:45
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
09 11 2023 19:16:53
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
08 11 2023 1:42:20
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
07 11 2023 8:50:13
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
06 11 2023 12:37:38
Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....
05 11 2023 8:37:24
Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР....
04 11 2023 19:45:41
Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....
03 11 2023 2:32:56
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
02 11 2023 15:29:29
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
01 11 2023 18:40:48
Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края.
...
31 10 2023 1:56:30
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы.
...
30 10 2023 17:11:40

В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
29 10 2023 17:16:26
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
28 10 2023 16:16:40
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
27 10 2023 22:28:42
Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....
26 10 2023 4:52:12
В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию ФЗ, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к ФЗ, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие.
...
25 10 2023 5:20:28
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
24 10 2023 0:21:28
В связи с идущими процессами модернизации российского образования современная школа стремится уделять все больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно. В связи с этим в школах широко применяется метод проектов. В данной статье приведен пример использования данного метода на уроке в 5-м классе, посвященном культуре Древней Индии....
23 10 2023 9:19:18
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье.
...
22 10 2023 6:18:53
Цель урока: формирование системы знаний учащихся о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов. Статья содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, рассчитана на 90-минутный объем учебного времени....
21 10 2023 17:58:37
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
20 10 2023 0:46:20
Урок разработан в соответствие современными требованиями ФГОС ООО. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....
19 10 2023 18:19:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::