Урок истории "Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США"
Цель: Раскрыть проблему модернизации на конкретном материале. Рассмотреть и проанализировать различные модели развития “центра” и “периферии”.
Тип: Изучение нового материала с опорой на знания учащихся (учащиеся получили индивидуальные задания) и использованием презентации, созданной в программе PowerPoint (Приложение 1)
Вводное слово учителя (слайд 1–2). Будущее страны зависело от того, насколько активно она вливалась в процесс модернизации, насколько быстрым темпом шло в ней становление капитализма. Отсюда происходило своеобразное перераспределение сил в мире в целом и внутри западноевропейской цивилизации.
Капитализм и модернизация провели еще более четкую, чем прежде, разграничительную линию между Западом и Востоком. В эту эпоху окончательно определилось превосходство Запада над некогда могучим соперником. Развитие России, несмотря на сильное восточное начало, проявлявшееся в самых разных сферах ее исторической жизни, к XVIII веку сближалось с западным вариантом. Еще один центр модернизации и капитализма появился в североамериканских английских колониях. Внутри западноевропейской цивилизации наметились различные градации, разделившие ее с точки зрения успехов в развитии капитализма и модернизации на центр и периферию.
На уровень передовых стран вышли Голландия, Франция и Англия, где сложились благоприятные или относительно благоприятные условия для разрыва с традиционализмом.
Германия, Испания, Италия, Скандинавия оказались вытесненными на периферию. Состав периферии может вызвать удивление. Ведь в нее вошел не только Скандинавский регион, который всегда развивался с опозданием, но и Германия, Италия, Испания – страны, в которых довольно рано началось формирование буржуазных отношений.
Но и страны, относящиеся к центру, развивались несинхронно, неодинаково. Достигнутое первенство было трудно удержать, так как новая эпоха требовала постоянных новаций, гибкости политических и экономических структур.
Рассматривая пути утверждения капитализма в разных странах, в конце урока мы должны будем составить перечень факторов, способствующих ускорению
развития капитализма и модернизации. Слайд 3
– Что же вызвало такую перемену в судьбе некогда сильных держав? Давайте проследим их судьбу на примере Германии и Италии.
– Германия – причины отставания: Слайд 4
- 1618-1648 – Тридцатилетняя война (внутри Священной Римской империи как религиозная между протестантами и католиками, и борьба за гегемонию на европейском континенте династии Габсбургов + Дания, Швеция, Франция, Голландия, Испания Вестфальский мир 1) признаны равноправными католическая и протестантская церкви (“чья власть, того и вера”); 2)сохранил раздробленность Германии; 3)Франция, Швеция, Пруссия расширили территории. Слайд 5
- Поражение Ганзейского торгового союза (создан в XIV в. купцами 70 городов Германии для торговли по Балтийскому и Северным морям, усиление Швеции и Голландии ослабление ранее процветавших немецких городов). Слайд 6
- Политическая раздробленность (Священная Римская империя германской нации, множество княжеств, таможенные пошлины.)
- В Восточной Германии – у феодалов широкие права над личностью крестьянина + барщина.
– Италия – причины отставания: слайд 7
- Раздробленность.
- Борьба за власть (испанские Габсбурги, а после 1700г. – австрийские Габсбурги)
- Потеря лидерства в торговле, так как главное океан, а не Средиземное море.
- Феодальные отношения (арендная плата 1/2 или 2/3 урожая в натуральной форме)
- Победа Конрреформации (католическая церковь утвердила старую систему ценностей).
Вывод учителя: Пpaктически во всех областях жизни стран периферии законсервировалось средневековье, а вместе с ним и структуры феодализма. Медленный темп развития был задан, и преодоление дистанции, отделявшей периферию от центра, требовало много времени и усилий.
Но были страны, в которых буржуазные отношения и модернизация с трудом пробивали себе дорогу. Это страны так называемого "молодого" капитализма – Россия и США, где шло медленное, но неуклонное движение в сторону модернизации. Вместе с тем это движение они осуществляли по-разному. Слайд 8
Россия.
– Почему Россию называют страной "молодого капитализма"?
– С каких процессов начинается модернизация ?
- II половина XVII века – Алексей Михайлович (1645–1676) – попытки оказывать содействие национальной торговле и промышленности (приглашение иностранных специалистов по мануфактурному производству, военному делу; домашняя промышленность; торговый устав (ликвидация мелких таможенных пошлин); протекционистская политика; ремесло перерастало в товарное производство) Слайд 9, 10
- Освобождение от диктата Византии.
– Кто и как продолжает эту политику? - Эпоха Петра I (Концепция меркантилизма – поощрение развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение “полезных и нужных” с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска “ненужных” товаров). Слайд 11
- Обострение конфликта между государством и обществом (пропасть между властью и народом).
- Модернизация на основе традиционализма проблема рабочих рук решалась за счет труда крепостных.
– Какие точки зрения по поводу реформ приводятся в учебнике? (стр. 327, 358)
А.С.Хомяков рассматривал реформы с позиций гуманизма, полагая, что истинная мощь государства основана на “любви” (соборности, гармонии и взаимопонимании между государством и обществом) и свободе личности, а не ее подавлении.
Пайпс – судит о реформах с точки зрения сторонника западной демократической системы, а поэтому подчеркивает, что Петр, говоря об “общем благе”, выстроил отношения между государством и обществом по образцу восточной деспотии.
Достоевский “+” Россия перестала быть замкнутой, изолированной цивилизацией, русские осознали необходимость духовного единения не только с Западом, но и со всем культурным богатством, созданным человечеством.
– Какой мы можем сделать вывод? (стр. 328.)
США
– Давайте вспомним, с чего начинается заселение Америки? Слайд 12
– развитие модернизации требовало преодоления достаточно серьезных препятствий (колониальная зависимость, слабая промышленность, плантационный Юг, где возникло рабство).
- XVII век – первые поселения англичан, потом “этнический котел”.
- 1640-первые мануфактуры.
- Но вначале главное – с\х – попытка английских королей насадить
феодальные отношения, но так как много земли распространение фермерства
(капиталистический путь)
– Как управлялись колонии? - Власть в руках губернаторов, которые назначались английским
правительством, но при них были советники (колонисты), которые отстаивали
местные интересы + собрания представителей колоний и легислатуры
(законодательные органы).
– Какие противоречия возникли между колонией и метрополией? Чем они закончились? - Война за независимость 1775–1783 гг., 1787 г. – конституция.
Слайд 13
– Как менялось мировоззрение человека, прибывшего на Американский
континент? Зачитайте высказывание французского аристократа (стр. 330) - Ощущение свободы и больших возможностей для самореализации личности.
“Американское чудо” – пуритане (носители капиталистического духа),
демократические традиции (английский парламент), передовые методы
хозяйственной деятельности, не нужна ломка феодальных отношений.
Слайд 14, 15
– Каковы итоги модернизации в Америке?
Европа.
Учитель: Среди трех наиболее передовых стран Европы классический вариант утверждения буржуазных отношений осуществился в Англии. Английская модель развития капитализма была самой быстрой, самой полной и, пожалуй, наиболее жестокой. Рассматривая ее как своего рода образец, сравнивая ее с вариантами развития Франции и Голландии, мы сможем выяснить, почему именно Англия захватила в конце XVII–XVIII веке лидерство.
– Давайте проследим, как шло развитие капитализма в Англии.
- Развитие не только в городе, но и в деревне (огораживание, сукноделие). Слайд 16
- Дворянство обуржуазилось (предпринимательство – овцеводческие фермы) + наемный труд. Слайд 17
- Пауперы – крестьяне, лишившиеся земли и ставшие вольнонаемными рабочими.
- Поощрение промышленности королями + с 1689 года – конституционная монархия буржуазия получила доступ к политической власти.
- Технические изобретения – 1765 г. – Джеймс Харгривс смастерил механическую самопрялку “Дженни”, 1771 г. – Ричард Аркрайт построил первую фабрику, 1780 г. – Джеймс Уатт изобрел паровую машину. Слайд 18, 19
– Но победоносное движение капитализма имело и “минусы”. В чем они выражались?
Разорение крестьян; кровавые законы; длинный рабочий день; разорение мелких ремесленников; использование детского и женского труда; луддиты. Слайд 20
Вывод: Однако, остановить развернувшиеся процессы было невозможно, и страны, в которых они шли медленнее, неизбежно оттеснялись более сильными противниками. Так произошло с Голландией, первой европейской страной, в которой капитализм одержал победу над старым строем, родиной самой ранней буржуазной революции.
Голландия.
– Как происходило развитие капитализма и почему во второй половине XVIII века Голландия уступила место Англии? Слайд 21
“+” Новое государство (Республики соединенных провинций – освобожденные от власти Испании), представительство буржуазии в Генеральных штатах, свободные собственники, создание торговых компаний, текстильная промышленность, судостроение, посредническая торговля, Амстердамский банк + биржа. Слайд 22
“–” Слабое развитие промышленности, нет технических изобретений, поражение от англичан в ходе англо-голландских войн за морское господство. Слайд 23
Вывод: Во второй половине XVIII века Голландия, в недавнем прошлом образцовая капиталистическая страна, уступила место Англии, и не только по уровню развития промышленности. Англия, ставшая мощной морской державой, и постепенно набиравшая силу Франция превратились в серьезных соперников Голландии на море.
Франция.
– Какие особенности развития капиталистических отношений во Франции мы можем выделить?
- Медленное развитие капитализма, так как революционная ломка только в конце XVIII века. Слайд 24
- В деревне сохранялись сеньориальные отношения, но крестьяне были лично свободны и обладали большой хозяйственной самостоятельностью + расслоение крестьянства.
- Предпринимательство считалось занятием недостойным дворянина.
- Купцы больше занимались внешней торговлей, чем внутренней, так как внутренний рынок еще не давал больших возможностей для сбыта. Слайд 25
- Буржуазия приобретала землю, превращаясь во владельцев феодальной ренты, охотно покупала должности (люди мантии), становилась рантье (покупала ценные бумаги и жила на % с них).
- Политика меркантилизма – Кольбер (министр финансов Людовика XIV) способствовал открытию мануфактур, развитию судостроения, открытию торговых компаний. Слайд 26
– Мы рассмотрели пути утверждения капитализма в Западной Европе, России и США и теперь посмотрим, какие же факторы способствовали ускорению развития капитализма и модернизации. Слайд 27. Приложение 1
Ответ ученика: Слайд 28
- Степень проникновения капитализма в деревню.
- Наличие свободных рабочих рук.
- Обуржуазивание дворянства.
- Революция, дающая буржуазии допуск к политической власти и обеспечивающая гарантии для предпринимательской деятельности.
- Политика правительства, направленная на поощрение “своей” промышленности.
- Преобладание промышленности над торговлей.
- Технические изобретения и скорость их внедрения в производство.
– Во всех ли странах проявлялись все эти факторы?
Ученик: Все эти факторы в их совокупности имели место только в Англии, поэтому именно английская модель считается “классической”.
Вывод: Уже в XVII–XVIII веках среди стран, вступивших на путь капитализма, началась конкуренция. Чтобы занять лидирующее положение, требовалось прикладывать большие усилия. Многое зависело от успешного развития торговли, а главное – своей промышленности, от умения производить товар с наименьшими затратами, пользоваться различными нововведениями, техническими усовершенствованиями. Наибольшие возможности открывались перед странами, где буржуазия получила доступ к власти, где законы давали простор для предпринимательства.
Домашнее задание: глава 8 * 2, кроссворд (Приложение 2)
Оценки за урок.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
25 04 2025 3:48:21
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
24 04 2025 7:43:24
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования.
...
23 04 2025 7:42:34
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
22 04 2025 14:26:18
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
21 04 2025 19:35:12
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии.
...
20 04 2025 19:55:42
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы.
...
19 04 2025 4:57:50
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями.
...
18 04 2025 20:39:10
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету.
...
17 04 2025 16:18:10
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории.
...
16 04 2025 10:35:26
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв".
...
15 04 2025 20:50:38
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки.
...
14 04 2025 15:57:32
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа".
Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения.
...
13 04 2025 21:35:53
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.
...
12 04 2025 1:12:43
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий:
шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся.
...
11 04 2025 6:52:38
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах.
...
10 04 2025 18:35:30
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
09 04 2025 3:45:46
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
08 04 2025 10:44:47
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
07 04 2025 19:43:25
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея.
...
06 04 2025 13:48:17
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века.
Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
05 04 2025 17:18:13
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.
...
04 04 2025 7:56:20
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля;
разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении;
объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения.
...
03 04 2025 13:58:36
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий.
...
02 04 2025 22:24:11
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края.
...
01 04 2025 17:22:42
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий.
Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету.
Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003).
...
31 03 2025 18:59:35
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
30 03 2025 21:56:47
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса.
...
29 03 2025 20:30:20
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
28 03 2025 7:43:49
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества.
...
27 03 2025 17:29:37
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа.
...
26 03 2025 14:18:33
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем.
Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
25 03 2025 12:29:19
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края.
Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности.
...
24 03 2025 14:16:44
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы.
...
23 03 2025 14:41:29
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв.
...
22 03 2025 11:42:37
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями.
...
21 03 2025 10:53:53
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы.
...
20 03 2025 23:20:21
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться.
Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству.
...
19 03 2025 0:19:42
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др.
На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25.
...
18 03 2025 13:44:30
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
17 03 2025 3:20:18
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
...
16 03 2025 6:33:22
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
15 03 2025 22:38:11
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
14 03 2025 23:45:24
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
13 03 2025 14:40:27
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне.
Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения.
...
12 03 2025 12:11:31
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов.
В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения.
Именно это является моей методической проблемой.
Что значит – формировать общечеловеческие ценности?
А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины.
Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его.
На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора,
честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий.
...
11 03 2025 4:13:20
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника.
...
10 03 2025 3:26:48
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам.
...
09 03 2025 6:57:33
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности.
...
08 03 2025 12:15:54
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой.
...
07 03 2025 3:35:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::