Интегрированный урок (история + литература) по теме "XIX век, он как будто за тонкой стеной"
Цель:
- на основе изученного материала помочь учащимся глубже осознать один из крупнейших и поворотных моментов в России – эпоху Реформ;
- помочь учащимся понять ограниченность и неоднозначность реформы 1861 года, связанные с реальными противоречиями общественной жизни эпохи;
- развивать устную монологическую речь;
- формировать навыки самостоятельной научной и исследовательской деятельности;
- показать антигуманность крепостного права и эволюцию идеи свободы человека;
- содействовать воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся.
Ход урока
1. Оргмомент. Звучит стихотворение О.Левитана “19 век” на фоне музыки М. Балакирева. (см. Приложение)
2. Слово учителя истории (ставятся задачи урока и проблемный вопрос “Была ли крестьянская реформа подлинно великой?”)
3. Беседа с учениками.
– Проследим эволюцию идеи подготовки этой реформы.
А) общественная обстановка в России. Итоги окончания Отечественной войны
1812 года.
(окончание Отечественной войны породило надежду у народа на благодарность
правительства в виде отмены крепостного права)
Б) идеи декабристов
(дать конституцию, дать гражданскую свободу, отменить крепостное право)
В) слово учителя литературы. (Вы помните, чем закончилась попытка изменить существующий строй? Об этом говорится в поэме Ю.Друниной “Дети 12 года”) (см. Приложение)
Действительно, первые годы, последовавшие за 1825 годом были ужасны. Об этом говорил А.И.Герцен: “Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа”.
– Вспомним причины отмены крепостного права (в ходе фронтального опроса)
Г) итоги Крымской войны
– Давайте вспомним, как это нашло отражение в “Севастопольских рассказах” Л.Н.Толстого.
(Зачитывается фрагмент из части 1“Севастопольских рассказов” на фоне музыки М. Мусоргского “Богатырские ворота”)
4. Слово учителя литературы о роли В.А.Жуковского в воспитании царя-освободителя.
В разгар войны умирает Николай I и на престол вступает Александр II.
Александр II родился 17 апреля 1818 года. В то время царствовал его дядя, Александр I, но поэт В.А.Жуковский, по-видимому, догадывался, какая судьба ожидает новорожденного. В стихотворном послании матери младенца поэт высказал пожелание, чтобы “ на чреде высокой” ее сын не забыл “святейшего из званий: человек”. Прошло 8 лет, и император Николай I предложил Жуковскому занять должность наставника наследника престола. Поэт согласился. Он старался воспитать в цесаревиче гуманность, любовь к своему народу. “Без любви царя к народу нет любви народа к царю”, – наставлял он Александра. Уроки Жуковского глубоко запали в его душу. Но не меньшее влияние оказал на него отец. Александр боялся его и восхищался им. Всю жизнь в душе Александра боролись 2 начала: гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. Кроме парадов и балов, было у Александра еще одно увлечение, которое странным образом повлияло на события в начале его царствования. Он был страстным охотником и, конечно, не мог пройти мимо “Записок охотника” И.С.Тургенева. Впоследствии он говорил, что эта книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.
5. Показ положения крестьян до реформы. (Инсценировка фрагментов из “Записок охотника” И.С.Тургенева: рассказы “Хорь и Калиныч”, “Ермолай и мельничиха”, “Малиновая вода”, “Льгов”, “Однодворец Овсяников”) (см. Приложение)
6. “Реформы необходимы”.
А) Звучит музыка. На сцену выходит Александр II.
“Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует; и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому придти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу…Я вступил на престол уже немолодым человеком – в 36 лет. Трудно сказать, что больше повлияло на мое решение отменить крепостное право – “Записки охотника” или Крымская война.
Б) Отношение писателей к крепостному праву (на сцену выходят Л.Н. Толстой, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов)
Л.Н.Толстой: Вы знаете, Михаил Евграфович, в ряде южных губерний произошли крестьянские волнения.
М.Е.Салтыков-Щедрин: Это лишний раз доказывает, Лев Николаевич, что помещики сидят на вулкане.
Л.Н.Толстой: Думаю, в ближайшее время Россия может перейти в разряд второстепенных держав.
Н.А.Некрасов: Крепостное право слишком похоже на рабство. Это же безнравственно.
Л.Н.Толстой: “Нужно спасать все здание от пожара, который с минуты на минуту обнимет его…Ежели в 6 месяцев крестьяне не будут освобождены – пожар..”
М.Е.Салтыков-Щедрин: В 1858 году назначили меня вице-губернатором в Рязани, а с 1860-1862 года являлся вице-губернатором Твери. Считаю, что дело всех честных граждан помочь правительству последовательно пресекать действия цепляющихся за свои права крепостников. Вятский опыт мне подсказывал, что и правительство, и чиновники всех регионов горой стоят за помещика. “Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа. Очень, слишком даже будет!”
Н.А.Некрасов: Полностью согласен с вами, Михаил Евграфович. Мы, писатели, это особенно чувствуем. “Каждый писатель передает то, что глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких унижений, то мотивы для своих стихов беру из их среды.” В одном убежден, вечно так продолжаться не может. Настанет время, когда народ “широкую, ясную гpyдью дорогу проложит себе”. Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу.
Слово учителя литературы: Вся литература 19 века так или иначе высказала свое отношение к крепостному праву. Представители революционно-демократического течения смело заговорили о забитости, темноте, диком невежестве и бессмысленной покорности крестьян, вызвав на себя огонь либеральной критики и негодование славянофилов. Статья Н.Г.Чернышевского “Не начало ли перемены?”, посвященная очеркам и рассказам Н.Успенского, стала для беллетристов-60-ков литературно-теоретическим манифестом. Эти изображения, полные “правды без всяких прикрас”, должны были ответить на вопрос: “какие особенности быта и сознания народа сегодня, в данный момент его существования, сковывают его силу?” Единственным способом решения такой задачи только и могли стать жесткая документальность и фактичность. Однако нужно заметить, что не только о забитости и покорности русского народа писали писатели. Отмечалась еще очень важная черта – это талантливость русского народа. Назовите, пожалуйста, произведения, где говорится о талантливости народа.
/В “Записках охотника” И.С. Тургенева мы найдем рассказ “Певцы” о даровитом самородке-певце Яшке-Турке, чье пение описано с лирической силой. Сказ “Левша” Н.Лескова о талантливом тульском оружейнике, который подковал блоху. Повесть “Тупейный художник” Лескова о страшной судьбе крепостных художников, о трагической жизни талантливой актрисы, ставшей жертвой дикого помещичьего произвола. Повесть А.И.Герцена “Сорока-воровка”, рассказывающая о судьбе крепостной актрисы графа Каменского– Кузьминой./
Данная история была рассказана Герцену Михаилом Семеновичем Щепкиным, который был сам выкуплен из крепостничества уже в зрелом возрасте, ставшим прославленным актером и заложившим основы русского сценического реализма.
Учитель истории: Также можно вспомнить и крестьянку Прасковью Ивановну Ковалеву. Она выступала в крепостном театре графа Шереметева под фамилией Жемчугова. Более 10 лет жила в доме на положении не то paбыни, не то жены, пока граф не предоставил документы, по которым следовало, что Прасковья Ковалева происходит из польских шляхтичей Ковалевских, и законным образом оформил бpaк. За несколько месяцев до cмepти она стала графиней Шереметевой.
…К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. Медицинская помощь в деревне пpaктически отсутствовала. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие школы для своих крестьян, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Подробнее об этом вы расскажете, представляя сегодня ваши исследовательские работы. Итак, крестьянская реформа необходима.
Назовите государственные и местные органы по подготовке крестьянской реформы.
7. Работа с документом. (проводится работа по статье К.Д.Кавелина “Записки об освобождении крестьян в России”) (см. Приложение)
8. Инсценировка
Звучит музыка Персела “Фанфары”. На сцене Александр II зачитывает и подписывает Манифест
Божею милостию
Мы, Александр Второй,
Император и самодержец всероссийский,
Царь Польский, великий князь Финляндский,
И прочая, и прочая, и прочая,
Объявляем всем нашим верноподданным
- Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.
- На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу…
- Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.
- Крестьяне за отведенный надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работою или деньгами.
Дан в Санкт-Петербурге, в девятнадцатый день февраля. В лето от рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, царствование же нашего в седьмое.
Учитель истории: Только через 2 недели, 5 марта, манифест был обнародован.С чем связано запоздалое обнародование?
9. Последствия отмены крепостного права.
А) Как восприняли реформу?
Учитель литературы:
“Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Н.А.Некрасов переживал события тех лет трагически.
Н.А.Некрасов: В день объявления воли я был крайне подавлен.Да разве это настоящая воля! Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами.
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: “В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода, наконец, внесла ли перемену
В народные судьбы? В напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?”
Учитель литературы: Н.Г.Чернышевский понял грабительский хаpaктер реформы и назвал ее “ мерзостью”. “Освобождение – обман”, – писал А.И.Герцен. Л.Н.Толстой отнесся критически к манифесту. Он писал Герцену: “Как вам понравился манифест? Я его читал нынче по-русски и не понимаю, для кого он написан. Мужики ни слова не поймут, а мы ни слову не поверим.”.
Выходят 2 крестьянина.
Крестьяне: Добра ты царска грамота, да не про нас ты писана.
Учитель истории: Обманутое крестьянство ответило восстаниями. Насколько накалена была обстановка в стране, видно из того, что в течение 1861–1862 г.г. произошло около полутора тысяч крестьянских восстаний, значительно больше, чем за 30-летнее мрачное царствование Николая I. В университетах не прекращались студенческие волнения, появился ряд революционных прокламаций, в которых народные массы призывались к борьбе с самодержавием. И то, что изменились только формы угнетения народа, понимал почти каждый.
В жизни крестьянина, ныне свободного,
Бедность, невежество, мpaк.
1 крестьянин:
мы, по божьей милости,
Теперь крестьяне вольные,
У нас, как у людей,
Порядки тоже новые.
Да тут статья особая…
Не только над помещиком,
Привычка над крестьянином сильна,
Я раз по подозрению
В острог попавши, чудного
Там видел мужика.
За конокрадство, кажется,
Судился, звали Сидором,
Так из острога барину
Он посылал оброк!
2 крестьянин:
|
Зерно, что в землю брошено, И овощь огородная, И волос на нечесаной Мужицкой голове – Все ваше, все господское! В могилках наши прадеды, На печках деды старые И в зыбках дети малые – Все ваше, все господское! |
А мы, как рыба в неводе,
Хозяева в дому!
Н.А. Некрасов
Б) сообщение “Марийский край в период отмены крепостного права”
В) учитель литературы: 60–70 гг. 19 века – эпоха глубоко драматическая. Происходит “ быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых устоев старой России”, и как следствие этого – неисчислимые бедствия, нищета, разорение самых широких масс.
Ф.М.Достоевский писал: “…теперь беспорядок всеобщий, беспорядок везде и всюду, в обществе, в делах его, в руководящих идеях, в убеждениях…в разложении семейного начала…Треснули основы общества под революцией реформ, замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра и зла”. Жизнь ставила перед русскими писателями сложные социальные, нравственные и философские вопросы, которые они пытались разрешить в своих произведениях. В эти годы раскрылся талант А.Н.Островского, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова. эпоха 60-х годов вызвала расцвет живописи, многогранно выраженной в творчестве художников-передвижников. Общественный подъем оказал благотворное влияние на развитие музыкального искусства.(М.А.Балакирев, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков).
Г) Учитель истории: Крестьянская реформа подтолкнула к преобразованиям во всех сферах жизни. Назовите 4 реформы, последовавшие после отмены крепостного права.
10. Презентации исследовательских работ обучающихся :
– Интерьер дворянской усадьбы во 2-ой половине 19 века
– Мужская и женская дворянская одежда во 2-ой половине 19 века
– Мужская и женская крестьянская одежда во 2-ой половине 19 века
– Развитие медицины и образования во 2-ой половине 19 века
– Русский театр во 2-ой половине 19 века
– Изобразительное искусство во 2-ой половине 19 века
– Публицистика во 2-ой половине 19 века
11. Подведение итогов
Учитель истории: Подводя итоги, возвращаемся к вопросу: “Была ли
крестьянская реформа подлинно великой, как ее называли
современники?”
- Реформа была противоречивой, так как учитывались прежде всего интересы помещиков, а не народа.
- Реформа была не завершена, и это порождало новые общественные конфликты.
- Такую противоречивость реформы отмечали еще в 19 веке (ученик читает
стихотворение Н.Некрасова “Свобода”)
Родина-мать! По равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!
Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:
В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! Не узнаешь ты слез!
С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен,
Хочешь – останешься век мужиком,
Сможешь – под небо взовьешься орлом!
В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,
Так!...но распутать их легче народу,
Муза! С надеждой приветствуй свободу!Стихотворение написано вскоре после 1861 г. Опубликовано в 1869 г.
- Положительным моментом можно назвать то, что проведение демократических реформ 60–70 гг. вело к некоторой демократизации системы власти и управления при сохранении монархии и многих традиционных институтов.
- Идея свободы способствовала дальнейшему развитию всех видов искусств
- Реформа имела глубоко нравственное значение, так как покончила с крепостным рабством.
Учитель литературы: Итак, 19 век – век борьбы, борьбы за свободу Отечества, борьбы за свободомыслие, борьбы за права человека. Н.А.Некрасов писал: “ Пускай нам говорит изменчивая мода,/ Что тема старая – “страдания народа”/ И что поэзия забыть ее должна, – / Не верьте, юноши, не стареет она”. Заканчивая урок, хочется напомнить:
19 век,
Он как будто за тонкой стеной.
Но как много всего происходит порой.
Время быстро летит, и эпоха сменяет другую.
Время важных реформ и славных побед –
И страна превратилась в иную.
Важно нам не забыть, важно все удержать
В исторической памяти нашей:
И свободу крестьян, и реакции тень,
Императора, думу, собранья.
Помня славные вехи прошедших эпох,
Мой друг, не забудь:
Человек и свобода превыше всего.
Это страны нашей путь!
Волкова Е.Б.

Внеклассное мероприятие о 46-м гвардейском полку ночных бомбардировщиков, единственном в мире, полностью состоящем из женщин. Средства виртуальной экскурсии показывают героизм дeвyшек и привлекают подростков....
03 10 2023 15:35:47
Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала.
...
02 10 2023 8:17:28
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
01 10 2023 9:12:38
Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....
30 09 2023 16:12:41
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
29 09 2023 0:30:15
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
28 09 2023 23:37:47
Урок-обобщение по разделу «Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....
27 09 2023 0:39:31
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация.
...
26 09 2023 22:42:53
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника.
...
25 09 2023 7:24:41
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
24 09 2023 3:40:40
При сдаче ЕНТ одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....
23 09 2023 18:12:23
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....
22 09 2023 18:11:42
Краеведческий материал содержит большой познавательный и воспитательный потенциал, помогает конкретизировать исторический материал, развивает любознательность, интерес к предмету, повышает качество знаний, приближает историческое прошлое к сознанию школьников, к осознанию роли родного края в жизни страны, их причастности к исторической судьбе Родины. Важна его роль в развитии умений самостоятельной работы учащихся, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота....
21 09 2023 8:12:26
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
20 09 2023 1:49:45
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
19 09 2023 15:39:47
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
18 09 2023 7:31:11
Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....
17 09 2023 12:14:28
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
16 09 2023 5:53:42
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер.
...
15 09 2023 7:31:16
Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность.
...
14 09 2023 10:29:27
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
13 09 2023 14:17:23
Учащиеся самостоятельно под руководством учителя проводят частично поисковую работу, используя при этом материалы краеведческого музея, экспозиции и материалы школьного музея, рассказы очевидцев, воспоминания родственников старшего поколения. Это активизирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к истории родного города, своего государства, своего народа....
12 09 2023 12:14:39
Интеpaктивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, выpaбатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спopных вопросах и отстаивать его....
11 09 2023 4:52:18
Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме «Что такое Петр? Чудо или чудовище?»
...
10 09 2023 0:29:38
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
09 09 2023 4:44:22
Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....
08 09 2023 14:37:17
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
07 09 2023 11:33:36
Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....
06 09 2023 3:29:57
Мы привыкли к стандартному подходу оценки знаний учащихся: дал задание – выставил оценку. Я предлагаю немного иной сценарий. Оценку никто не отменял, но пусть ее выставляют сами учащиеся, как себе, так и своим напарникам. Проверка со стороны учителя (на начальном этапе работы с классом) все равно останется, даже в большем объеме, чем при стандартной схеме. Но результат Вашей систематической работы – ответственные, адекватно мыслящие ученики....
05 09 2023 4:45:40
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
04 09 2023 1:36:28
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
03 09 2023 17:10:49
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
02 09 2023 16:42:17
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
01 09 2023 9:41:12
На уроке учащиеся изучают историю американских праздников, узнают новые слова и выполняют различные задания в целях повышения знаний в данной области.
...
31 08 2023 2:50:12
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
30 08 2023 15:24:59
В течение 2011–2012 года на базе школы № 8 г. Мончегорска учитель вместе учащимися провели исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества. Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека....
29 08 2023 5:35:19

В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы XIX века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, в интересах помещиков-крепостников, а не в результате буржуазной революции....
28 08 2023 15:22:19
Урок ставит задачу выяснить в процессе исследования, кем был Петр I – тираном или реформатором. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на две группы. Задание для первой группы учащихся: приготовить презентацию, в которой Петр выступает как тиран. Заданием для второй группы было показать императора реформатором.
...
27 08 2023 22:13:30

Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
26 08 2023 0:13:34
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
25 08 2023 21:39:43
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
24 08 2023 3:29:12
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
23 08 2023 15:29:40
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
22 08 2023 12:59:21
Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....
21 08 2023 6:32:57
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
20 08 2023 22:45:51
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду.
...
19 08 2023 9:28:54
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому.
...
18 08 2023 9:28:36
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
17 08 2023 0:40:46
Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....
16 08 2023 23:32:59
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы.
...
15 08 2023 11:57:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::