Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Экономические реформы в России первой трети ХХ века"
Пояснительная записка
- Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля.
- По блочно – модульной системе.
- Параллельно проводятся уроки истории по блоку: “Экономические реформы первой трети XX века” и уроки обществознания по блоку: “Современная экономка”.
Цель: обобщить и систематизировать знания полученные на уроках истории и обществознания по блокам : “Экономические реформы в России первой трети XX века” и “Современная экономика ”. Активизировать мышление, развивать умения применять теоретические знания на пpaктике.
Методы: мозговой штурм, пpaктикум, диспут, деловая игра.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, лист с не заполненной таблицей, листочки с графиком оси координат.
План.
- Заполнение таблицы – сравнение (инд. работа).
- Заполнение графика – сравнения (инд. работа).
- Дискуссия.
- Деловая игра: “ Экономист ”.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Объяснение цели, задачи и порядок работы.
Учитель. Мы закончили изучать блоки: “Экономические реформы” на уроках истории и блока “Современная экономика”, на уроках обществознания. Сегодня вам предстоит, используя свои знания, полученные на уроках заполнить таблицу, которая перед вами. Необходимо вспомнить все реформы: содержание, методы проведения, и кратко, тезисами записать в нужную графу.
Во второй части работы вы на другом листке ставите на оси “y” столько баллов (по 4х бальной шкале) на сколько, по вашему мнению, была эффективна экономическая программа, и на обратной стороне листка аргументируйте свой выбор.
На следующем этапе мы обсудим ключевой вопрос нашего урока “ Цель оправдывает средства!”. Так ли это? (дискуссия).
На последнем этапе мы с вами поиграем в и игру “экономист”. Вы представите, что вы экономисты, и от вас зависят экономические реформы в России .Используя знания полученные на уроках истории и обществознания вы разработаете свою собственную программу, и объясните , почему видите ее именно так. Что бы вам было легче, на экране вы увидите некоторые экономические реформы проводимые в стране.
Ребята начинают работать.
I. 1. Заполнение таблицы. – 20 минут
2. Комментарии – (5 минут.)
Таблица должна быть заполнена примерно так:
Столыпин П.А. |
Военный коммунизм. |
НЭП. |
Большой скачок. |
|
Годы |
1906–1912 |
1917–1921 |
1921–1927 |
1927–1939 |
Отношение к собственности | Неприкосновенность частной собственности. | Полная ликвидация частной собственности. | Возвращение мелкой частной собственности. | Государственная собственность. |
Отношение к рынку | Развитие и поощрение свободного рынка. | Отсутствие свободного рынка. | Разрешение мелкооптовой торговли. | Монополизация рынка государством. |
Реформы в с/х | Ломка общинного землевладения, передача земли в собственность крестьянам. | Продразверстка. | Продналог (остальное на рынок). | Коллективизация. |
Реформы в промышленности | Свободная конкуренция. Предпринимательская деятельность. | Национализация промышленности, госконтроль. | Хозрасчет, развитие мелкочастного предпринимательства. | Госконтроль, 5-летний план развития тяжелой индустрии и оборонной промышленности. |
Методы проведения | Утверждение крестьянских банков для выдачи кредитов крестьянам. Переселение. | Красный террор. | Частичные уступки рынку и частному предпринимательству. | Ограбление деревни, продажа ценностей за границу. Работа заключенных ГУЛАГа. |
Итоги реформ | Выход из общины 2 млн. крестьянских дворов. Увеличение на 35% хлебного экспорта. Увеличение на 10% посевных площадей. В 3,5 раза возросли закупки сельхозмашин. Ежегодные темпы роста промышленности и с/х самые высокие в мире (8,8%). | Резкий спад с/х и промышленности. Осуществление товарно-денежных отношений. Голод, карточки. Социальный протест населения. | Оживление товарно-денежных отношений. Возрождение рынка. Увеличение среднегодового валового сбора зерна на 20,7%. | Рост промышленных предприятий к 1940г. (6000). СССР вышел на II место по производству важнейших видов пром. продукции. На I место – по производству стали и чугуна. |
II . 1 Работа с графиком – 5 минут.
Ребята расставляют точки по оси координат. На обратной стороне поясняют, какой экономической программе и почему они поставили высший бал – 4, и низший – 1.
(.Критериями могут быть: итоги программы, методы проведения, влияние реформ на дальнейшее социально экономическое развитие страны).
2 (Комментарии – 5 минут.)
- Реформы Столыпина.
- Военный коммунизм.
- НЭП.
- “Большой скачок”
2 урок (продолжение).
III. Учитель. Ребята, обратите внимание на экран.
На экране высвечивается запись. “ Цель оправдывает средства! ”.
Учитель. Как вы думаете, проводя реформы, допустимо ли проводить их ценой лишений, страданий, крови?
Можно ли делая благо для страны уничтожить часть народа? Всегда ли оправдан этот лозунг?
(дискуссия) – 10 минут.
IV. “ Экономист” – деловая игра.
(Учащиеся в группах по 4–5 человек разpaбатывают собственную экономическую программу). В помощь ученикам на экране высвечиваются некоторые экономические реформы – 15 минут.
Экономические реформы
- Национализация
- Приватизация.
- Расширение свободного рынка
- Государственное регулирование
- Развитие малого и среднего бизнеса.
- Расширение государственной помощи сельскому хозяйству.
- Приватизация земельного фонда
- Развитие кредитно – денежной системы.
- Снижение банковского процента на развитие предпринимательской деятельности.
(1 человек из группы защищает свою экономическую программу ) – 10 минут.
V. Подведение итогов урока. Комментарии учителя, выставление оценок.
Критерии выставления оценок.
На уроке ученики могут получить максимально 4 оценки.
- Заполнение таблицы. (Оцениваются точные знания экономических программ, лаконичность). Оценки получают все ученики.
- Графики– сравнения. (Оценки выставляются за убедительную аргументацию своего выбора). Оценки получают все ученики.
- Оценки получают наиболее активные участники дискуссии. (Оценивается аргументированность, компетентность, культура речи).
- Деловая игра “Экономист”. (Оценивается группа разработавшая наиболее убедительную и реальную программу.)
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии.
...
27 05 2023 4:34:52
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой.
...
26 05 2023 15:13:56
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....
25 05 2023 2:12:26
Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету.
...
24 05 2023 21:26:52
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
23 05 2023 3:28:42
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
22 05 2023 0:13:28
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
21 05 2023 0:32:16
В начале изучения темы класс разбит на 5 групп в соответствии с альтернативами общественного развития; каждая группа получила задание разработать презентации, хаpaктеризующие альтернативу. Данная форма работы наиболее предпочтительна при работе с учащимися старших классов, поскольку позволяет привлечь многих учащихся к поиску разнообразной информации и подготовке ученических презентаций....
20 05 2023 10:33:16
В ходе урока учащиеся вспоминают месторасположение географических объектов, указывают их на карте. Посмотрев сцену из жизни paба, попавшего волею случая в Вавилон, учащиеся понимают необходимость жизни государства и общества согласно законам. На заключительном этапе школьники выступают в качестве детективов и восстанавливают испорченный мошенниками исторический документ....
19 05 2023 11:19:46
Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе «Овеянные славой». К работе прилагается презентация....
18 05 2023 3:52:30
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс.
...
17 05 2023 17:22:40
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта.
...
16 05 2023 10:31:34
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
15 05 2023 14:50:20
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме.
...
14 05 2023 16:28:50
Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет.
...
13 05 2023 12:25:21
Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
...
12 05 2023 23:14:11
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
11 05 2023 13:14:12
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
10 05 2023 17:19:53
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений.
...
09 05 2023 15:14:15
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....
08 05 2023 12:43:16
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях.
...
07 05 2023 11:55:35
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
06 05 2023 1:59:26
Итоговая работа состоит из двух частей. Первая часть включает 40 заданий с выбором ответа. Вторая часть состоит из 10 заданий (В1–В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). К каждой части приводится инструкция по проверке работ учащихся.
...
05 05 2023 7:38:54
15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане.
...
04 05 2023 8:31:45
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся.
...
03 05 2023 8:23:51

Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
02 05 2023 2:40:59
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал.
...
01 05 2023 11:27:36
После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века.
...
30 04 2023 22:51:50
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
29 04 2023 8:51:31
Учащимся предлагаются различные виды заданий, что способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, определяет перспективы развития. Игра предполагает деятельность в комaнде, что способствует развитию коммуникативных навыков, выработке единой точки зрения, способности терпимо принять иные взгляды....
28 04 2023 17:47:37
В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....
27 04 2023 3:38:35
Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....
26 04 2023 13:28:50
Сейчас основное внимание уделяется новым технологиям в обучении. Но возможность старых, традиционных далеко не исчерпаны ни в решении воспитания, ни в решении задач обучения. Урок-лекция позволит развивать умения, делать сравнительный анализ, решать проблемы, учавствовать в дискуссии, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента. Я считаю, что, изучая такую сложную тему, необходимо некоторые моменты проигрывать. Это создает ситуацию присутствия, учит сопереживанию.
...
25 04 2023 0:43:15
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.
...
24 04 2023 23:16:19

Урок посвящен 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....
23 04 2023 14:45:31
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса.
...
22 04 2023 11:10:31
Урок обществознания в 7-м классе призван обеспечить усвоение учащимися того, что детство является предметом особой заботы и защиты государства и мирового сообщества; добиться понимания того, что основным документом, содержащим нормы международного права по защите детей, является Конвенция о правах ребенка. Проводился в рамках предметной недели правовых знаний....
21 04 2023 19:34:55
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
20 04 2023 23:14:40

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
19 04 2023 21:33:17
Предлагаю вариант конспекта урока для 11-го класса по теме "Мировой экономический кризис". Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников. Урок рассчитан на 2 часа.
В ходе урока рассматривается как понятие Мирового экономического кризиса, так и особенности его проявления в разных странах мира на примере США, Великобритании, Франции, делается акцент на усиление вмешательства государства в экономику для выхода из кризиса. Подчеркивается роль Народного фронта как в выводе государств из кризиса, так и в отпоре фашистским организациям (на примере Франции).
...
18 04 2023 8:17:36
Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....
17 04 2023 18:58:24
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков.
...
16 04 2023 2:42:23
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
15 04 2023 14:17:31
Урок предназначен для изучения истории мира вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Тема урока способствует развитию учебно-исследовательских умений учащихся через работу с дополнительным материалом к уроку....
14 04 2023 1:28:38
Итоговый урок по разделу «Московская Русь» для учащихся 10-го класса. Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, самостоятельная работа в группах с историческими документами. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Для лучшего восприятия материала программа сопровождается слайдами PowerPoint.
...
13 04 2023 16:13:41
Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....
12 04 2023 1:48:27
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
11 04 2023 10:27:51
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
10 04 2023 3:46:29
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
09 04 2023 21:41:42
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
08 04 2023 23:32:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::