Использование деятельностного подхода в обучении истории в 5-м классе. Тема урока: "Касты в Древней Индии"
Цели урока:
1.Образовательные.
- знать хаpaктеристику кастового строя в Индии.
2. Развивающие:
- Работать над развитием устной речи;
- Развивать навыки работы с учебником и дополнительным материалом, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Развивать умение работать в парах, излагать свою точку зрения.
3.Воспитательные:
- Формирование интереса к истории;
- Воспитывать уважение к традициям народов Индии;
- Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Основные понятия. Касты, буддизм, отшельник.
Оборудование: мультимедийный проектор, карта Индии, карточки №1,№2, №3, №4,№5 Таблица для игры “Крестики-нолики”, учебник “История Древнего мира” 5 класс.
Карточка №1 Брахманы. Появились изо рта бога Брахмы. В эту касту входили представители знатных родов. Выполняли жреческие обязанности. Им было предоставлено исключительное право совершать жертвоприношение. Брахманы были освобождены от повинностей. Цвет одежды- белый. |
Карточка №2 Воины. Вышли из могучих рук бога. В эту касту входила военная знать, цари. Эта каста располагала реальной властью в индийском обществе, так как имела в своих руках военную силу. Цвет одежды – красный. |
Карточка №3. Земледельцы. Созданы из бёдер Бога Брахмы. Эта каста состояла из земледельцев и скотоводов, а также из торговцев и ремесленников. Им было предоставлено право владеть землёй и незначительная роль в государственном управлении. Коронация царей происходила при их участии. Цвет одежды – жёлтый. |
Карточка № 4. Слуги. Возникли из запылённых ног Бога. Они занимались физическим трудом, были слугами. На них наложено много ограничений в правах. Они не имели права участвовать в управлении государством, занимать ответственные должности, участвовать в жертвоприношении богам. Цвет одежды – чёрный. |
Карточка № 5. Неприкасаемые. Была ещё одна группа людей о которой ничего в легенде не говорилось, поскольку считалось, что они этого не достойны. К этой группе относились paбы, захваченные, захваченные в походах, выполнявшие самую грязную и тяжёлую работу. Их называли “ неприкасаемые”. Носили лохмотья. |
Структура урока
Этапы урока | Время реализации |
Организационная ситуация | 3 минуты |
Объяснение нового материала | 20 минут |
Закрепление | 10 минут |
Рефлексия | 5 минут |
Домашнее задание | 2 минуты |
Ход урока
1. Организационный момент. Создание благоприятной атмосферы общения.
Сегодня в нашем классе гости
И мы волнуемся слегка.
Но ждёт нас интересная работа,
Волненье прочь, вперёд, друзья!
Сегодня мы продолжим путешествие в Древнюю Индию. Слайд №1
Индия привлекает нас величием полноводных рек с непроходимыми джунглями по берегам, красотой храмов и разнообразным составом населения. Во время путешествия по Индии я познакомилась с семьей земледельцев. Мы разговорились, и я поинтересовалась, кем хотят стать их сыновья. На что глава семьи мне ответил, что они хотят стать воинами , но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и они, работать на земле.
Меня очень заинтересовало, почему дети земледельцев не могут стать воинами. А вам хотелось бы знать ответ на этот вопрос?
Запишите тему урока. Слайд №2
Я хотела, чтобы вы подумали и задали те вопросы, на которые бы хотели получить ответ.
2. Объяснение нового материала.
Итак, что же такое касты? Откройте учебники на стр. 95, найдите определение. (Запись в тетрадь)
А теперь давайте подставим это определение в нашу тему урока. Что получается? “Группы людей в Древней Индии”. Что же это за группы? Как они появились и для чего? Давайте попробуем разобраться.
Для этого прочитайте первый абзац из параграфа 21 на стр. 95-96 и выпишите названия каст, на которые было разделено индийское общество.
Слайд №3, карточка1
А теперь посмотрите на экран. Кого вы видите на рисунке? Правильно, это бог Брахма. Какое отношение он имеет к кастам? Теперь назовите касты, и из каких частей тела бога Брахмы они произошли?
…У людей разных каст всё должно быть разное: и дом, и еда, и одежда, и права , и обязанности. А чтобы это доказать вы должны выполнить следующую работу. У вас на парте лежит лист с названием касты и карточка с описанием касты. Сейчас, работая в парах, вы должны будете прочитать текст учебника и карточки и составить рассказ о касте, отвечая на вопросы, записанные слева на листе. Страницы и пункты учебника указаны у вас на листах.
Расскажите, что вы узнали о каждой касте? Слайды №4,5,6,7,8
- К какой касте относятся “неприкасаемые”?
- Ребята, как вы думаете, какая каста была самая почитаемая в Индии? Почему?
- Да, именно брахманы являлись, по мнению древних индийцев, посредниками между богом и людьми. Жизнь брахмана делилась на три периода: учение, обзаведение семьёй и отшельничество.
Учение 7-16 лет.
Обзаведение семьёй с16 лет.
А кто такой отшельник? (стр.98). Найдите в тексте определение и запишите в тетрадь.
Вывод:
- Назовите, на какие касты было разделено древнее общество Индии? Слайд № 9
- Чем отличались люди разных каст друг от друга?
- Каким было отношение между людьми разных каст?
В наши дни деление на касты в Индии отменено официально, но Индия- страна, где чтят традиции и обычаи до сих пор и часто бывают такие случаи, когда учитель избил мальчика за то, что тот написал стихотворение дeвoчке из высокой касты.
3. Закрепление.
Давайте поиграем в игру “Крестики-нолики”.
У вас есть карточки с табличкой, в которой записаны цифры, соответствующие номеру вопроса.Я читаю предложение, а вы если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.
1.Всё население Индии делилось на 5 каст.
2.Высшей кастой была каста воинов.
3.Только брахманы могли разговаривать с богом.
4.Принадлежность к касте передавалась по наследству.
5.Земледельцы носили одежду белого цвета.
6.Неприкасаемые относились к касте земледельцев.
7.Пасти скот, пахать землю должны были слуги.
8.Воины были созданы из рук бога Брахмы.
9.Все касты произошли из частей тела бога Будды.
Давайте проверим, как вы выполнили (самопроверка). Слайд №10
1 0 | 2 0 | 3 х |
4 х | 5 0 | 6 0 |
7 0 | 8 х | 9 0 |
- Ребята, а кто такой Будда? Слайд №11
Будда - основатель религии буддизма. Он не придавал большого значения кастовым различиям, учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение.
Дома вы прочитаете легенду о Будде на стр. 97. Буддизм распространён по всему миру, есть его последователи и в России. Особенно среди калмыков.
4. Рефлексия.
Ребята, а теперь давайте ещё раз посмотрим на тему урока. Ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока. Слайд №12
Понравилось вам путешествие в древнюю Индию? Давайте попробуем закончить предложения. Слайд №13
- Я запомнил(а)…
- Я понял(а)…..
- Мне на уроке….
5. Домашнее задание.
Стр. 97.Творческая работа (сочинение или рисунок), на основании которой можно сделать альбом об Индии.
Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....
08 12 2023 19:30:20
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
07 12 2023 6:44:50
Урок повторяет материал и расширяет знания о Древнем Востоке. Развивается познавательный интерес, учащиеся ищут необходимую информацию для выполнения учебных заданий с учебной литературой, учатся выступать перед аудиторией....
06 12 2023 5:24:12
Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью пpaктической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена (Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, «Сто дней»)....
05 12 2023 4:57:18
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
04 12 2023 5:26:17

Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
03 12 2023 7:10:31
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
02 12 2023 8:55:14
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
01 12 2023 3:24:45
Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....
30 11 2023 20:43:41
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....
29 11 2023 20:31:42
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок.
...
28 11 2023 8:16:54
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
27 11 2023 8:32:34
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
26 11 2023 12:26:47
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные.
...
25 11 2023 18:34:55
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
24 11 2023 9:10:40
Урок истории в 5-м классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.И. Уколовой и И.Е. Уколовой «История Древнего мира». В качестве стержня, организующего разнородный материал учебника, рекомендую использовать так называемые программы урока для каждого ученика, которые они заполняют в течение урока по мере объяснения учителя и чтения параграфа. Хорошим дополнением к уроку является рабочая тетрадь. Задание в ней может быть дано на дом....
23 11 2023 15:43:42
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
22 11 2023 21:19:22
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
21 11 2023 22:56:49
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
20 11 2023 8:20:40
Урок-диалог «Их вечен с вольностью союз…» по теме «Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и хаpaктеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....
19 11 2023 2:56:46
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
18 11 2023 8:38:30
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
17 11 2023 1:31:27
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
16 11 2023 11:45:37
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
15 11 2023 21:25:40
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
14 11 2023 13:11:54
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
13 11 2023 7:27:54
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
12 11 2023 14:23:44
Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....
11 11 2023 15:13:40
Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....
10 11 2023 12:53:43
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
09 11 2023 6:53:35
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
08 11 2023 3:56:50
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
07 11 2023 6:44:54
Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры «Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе....
06 11 2023 5:57:59
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
05 11 2023 8:39:21

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
04 11 2023 23:37:34
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
03 11 2023 9:27:43
На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....
02 11 2023 16:27:42
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
01 11 2023 9:41:36
Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охаpaктеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности СССР к войне с Германией....
31 10 2023 22:50:42
Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....
30 10 2023 4:24:24
С помощью наглядного материала закрепляются полученные знания, усиливается интерес к истории США и к предмету в целом. Минусы урока: затрата времени на подготовку. Плюсы урока: элементы проектной деятельности, использование презентации в не оснащенном компьютерной техникой кабинете.
...
29 10 2023 6:27:59
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
28 10 2023 9:30:52
Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь.
...
27 10 2023 8:18:21
Цели урока: проверить степень усвоение изученного материала; подвести учащихся к пониманию причин, хаpaктера войны Рима с Карфагеном; дать представление о пунических войнах и их результатах; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками; совершенствование навыком самостоятельной работы....
26 10 2023 9:39:56
Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы РФ....
25 10 2023 13:16:26
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
24 10 2023 9:59:25
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция".
...
23 10 2023 5:14:51
7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....
22 10 2023 17:53:58
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
21 10 2023 10:31:33
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете".
...
20 10 2023 5:21:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::