"Смутное время в России — лихолетье, или Как едва не погибла земля Русская"
Цели урока:
Оборудование урока:
- учебник “Россия и мир” автор О.В.Волобуев;
- настенная карта “Смута в России”;
- ортреты представителей смутного времени: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Василий Шуйский, Марина Мнишек, Михаил Скопин Шуйский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Тип урока: комбинированный урок, с преобладанием изучения нового материала.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. (Проверка готовности класса к уроку)
2. Изучение новой темы. (Учитель вместе с учащимися определяет цели и задачи урока)
Вступительное слово учителя:
В исторической науке нет точного определения смуты. Долгий период времени этот период называли лихолетьем. Но в исторической науке сохранилось описание этого периода. Так например, Авраамий Палицин (очевидец этих событий) говорил об этом времени следующее: “медведи и волки, оставив леса, обитали в пустых городах…. каждый теперь сам за себя, предательство своих достигло размеров национальной катастрофы”. Митрополит С.- Петербургский и Ладожский Иоанн так хаpaктеризует период Смуты: “Гибли Отечество и Церковь, храмы Божии разорялись…, на иконах играли в кости, иноков и священников палили огнем, допытывались сокровищ”.
Историк Карамзин: “Смута — это несчастная случайность, вызванная послаблением царя Федора, злодеяниями царя Бориса и развратом народа”.
Современные историки называют Смуту XVII века первой гражданской войной в России, проводя параллели с гражданской войной начала XX века.
В современном языке слово “смутный” означает неясный, неотчетливый.
Учащиеся и учитель вместе выводят определение Смуты — это период с 1598 года по 1613 год, который хаpaктеризуется частой сменой правителей па престоле, появлением царей — самозванцев, крестьянскими выступлениями, стихийными бедствиями и интервенцией поляков и шведов.
Это было время, когда Россия была поставлена перед выбором:
- либо она отстоит свою независимость, либо прекратит свое существование. (Учащиеся делают записи определения в тетрадь) Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картины И.Е.Репина “Иван Грозный и его сын Иван. 1581 год”.
Какое отношение имеет содержание этой картины к истории Смутного времени?
а) Убийство сына Ивана и трагическая гибель царевича Дмитрия привели к прекращению династии Рюриковичей — междинастическому кризису. Другие причины Смутного времени учащиеся выясняют при помощи учебника стр.142—143.
б) Недовольство боярской оппозиции избранием царем Бориса Годунова;
в) поражение России в Ливонской войне, которая отрицательно сказалась на хозяйстве страны;
г) Опричнина, разорившая хозяйство страны;
д) Неурожай 1601–1603 года, приведший к голоду в стране;
е) Дальнейшее закрепощение крестьян в 1550, 1581, 1597 годах привело к подъему крестьянских выступлений.
Учитель приводит в качестве примера высказывание о смуте патриарха России (ныне покойного) Алексия: “Смута — время тяжелых испытаний для всего общества и для каждого человека. Разобщенность людей, утрата властью народного доверия, невнимание ее к нуждам граждан ведут к ослаблению государства, угрожают его независимости.
Сребролюбие и зависть, эгоизм и гордыня, жажда наживы любой ценой; пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм - это те пороки, которые ведут к смуте. Когда в обществе оскудевает богозаповеданная любовь к ближнему, когда утрачивается идеал народного единства тогда и начинается разложение государства” Учитель задает учащимся вопрос: “Как вы думаете в наше время возможна ситуация смутного времени? Что может стать ее причинами?” (Учащиеся высказывают свое суждение)
Учитель: “Вернемся в далекое начало XVII века и выясним представителей смутного времени и их роль”. Учащиеся по учебнику (стр. 143–147) отыскивают имена представителей Смутного времени и записывают их в тетрадь.
- Борис Годунов;
- Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев);
- Адам Вышневецкий;
- воевода Юрий Мнишек;
- Марина Мнишек;
- боярский царь Василий Шуйский;
- Иван Болотников;
- Лжедмитрий 2 (Тушинский вор);
- Михаил Скопин-Шуйский;
- польский король Сигизмунд III;
- польский королевич Владислав;
- “семибоярщина” во главе с Федором Мстиславским;
- Прокопий Ляпунов;
- Кузьма Минин;
- Дмитрий Пожарский.
Все эти люди сыграли определенную роль в истории смутного времени.
Учитель: “В 1598 году на Земском соборе по инициативе патриарха Иова царем был избран Борис Годунов. (Учащиеся слушают сообщение о Борисе Годунове)
Беседа с учащимися по вопросу: “Кто и почему считали Бориса недостойным быть царем?” (Необходимо назвать три причины)
Учитель: “По-разному историки оценивают деятельность Бориса Годунова. Одни называют его реформатором, стремящимся улучшить положение страны. Другие осуждают его за то, что незаконно занял престол и вверг страну в смуту”.
Русский поэт серебряного века Константин Бальмонт так описывает правление Бориса Годунова. (Читается стихотворение)
В глухие дни Бориса Годунова
Во мгле Российской пасмурной страны
Толпы людей скиталися без крова,
А по ночам всходило две луны.Два солнца по утрам светило с неба,
С свирепостью на дальний мир смотря.
И вопль протяжный: “Хлеба! Хлеба! Хлеба!” -
Из тьмы лесов стремился на царя.На улицах иссохшие скелеты
Щипали жадно чахлую траву,
Как скот - озверены и неодеты,
И сны осуществились наяву.Гроба, отяжелевшие от гнили,
Живым давали смрадный адский хлеб,
Во рту у мертвых сено находили,
И каждый дом был сумрачный вертеп...Среди людей блуждали cмepть и злоба.
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселя.
Учитель: “Как вы думаете, под впечатлением каких оценок родилось стихотворение Бальмонта?” (Выслушиваются ответы учащихся)
Учитель: “13 апреля 1605 года неожиданно умирает Борис Годунов. К Москве подходит Лжедмитрий I. 30 июля 1605 года венчается на царство. (Сообщение о Лжедмитрии I и работа с текстом учебника стр.143–144.)
Беседа по вопросам:
- Какую цель преследовал самозванец?
- Кто и почему помог ему в достижении этой цели?
- Почему Лжедмитрий потерял доверие москвичей?
Самозванец был убит заговорщиками, т.к. он выполнил свою миссию - помог убрать с престола сына Бориса Годунова. Через несколько дней небольшая группа бояр выкликнула на царство Василия Шуйского, который находился на престоле 4 года. (Учащиеся слушают сообщение о Василии Шуйском)
Учитель: “Какое качество было особенно неприятно в этом человеке?”
Учащиеся работают с текстом учебника стр. 144, 145 и решают проблемный вопрос: “В чем заключалась негативная роль Василия Шуйского в истории смутного времени”?
- страна оказалась в огне крестьянской войны;
- началась усиленная интервенция поляков и шведов в страну. (Дополнение учителя)
Во время борьбы Василия Шуйского с Иваном Болотниковым на территории Польши вновь объявляется самозванец, который так же был поддержан поляками и признан Мариной Мнишек. Занять Москву он не смог и расположился в Тушино со своим войском. “Лжедмитрий был мужик грубый, обычаев гадких, в разговорах сквернословный, по манерам полная противоположность своему предшественнику”.
Его не интересовала борьба за престол, он стремился лишь обогатиться, используя ситуацию смутного времени. Его отряды грабили и убивали русских людей, чем изменили к себе отношение русских людей. Если вначале в нем видели “законного” царя, то сейчас в городах стали создаваться отряды народного ополчения. Но, к сожалению, Василий Шуйский не решился опереться на силы народа в борьбе с самозванцем, а использовал помощь шведов, поставив Россию на грань потери государственной независимости. И только русский народ и православная церковь выступила в защиту своей Родины и веры православной. Так например, 16 месяцев держали оборону защитники Троице-Сергиевой Лавры.
(Просмотр фрагмента фильма “Лихолетье” - 8 мин.)
Беседа по содержанию фрагмента фильма: “Какое решение приняли защитники Лавры? Что оно означало? Какой ответ дали защитники на предложение поляков - сдаться? Какие трудности и как пережили их защитники?”
Учитель: “И вновь летом 1610 года среди московской знати созрел заговор.
Семь бояр во главе с Федором Мстиславским убрали с престола Василия Шуйского и возвели на престол польского королевича Владислава и присягнули ему. Этим они предали свой народ, свое государство, свою веру. Страна оказалась на грани катастрофы. Почему? (Работа с картой “Смутное время в России в начале XVII века”)
Какие русские города на северо-западе и западе России оказались под властью шведов и поляков? Какая угроза нависла над русским государством?
И только народ и русская православная церковь понимали, что правительство предало интересы государства и что его нужно спасать.
В1611 году в Рязани было создано народное ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым. Но освободить столицу им не удалось.
Осенью 1612 года центром освободительного движения становится Нижний Новгород. Кузьма Минин обращается к нижегородцам с обращением. (Текст обращения взят из книги Шкловского “Минин и Пожарский”)
Учащийся выразительно читает текст обращения.
Беседа: Какие события вызвали тревогу жителей Нижнего Новгорода?
- С каким призывом выступил на сходе Кузьма Минин?
- Какую роль сыграл Кузьма Минин в истории России?
- С каким событием можно сравнить победу русского народа в смутное время?
Виктор Бондарев сказал: “И не столько поляков победили наши предки, сколько объединились и покончили с внутренней войной и разрухой, переломили ситуацию и начали возрождать страну. Та победа была не менее важна, чем победа 1945 года”.
Закрепление новой темы проводится при помощи теста. (Тест прилагается)
Тест
1) Что произошло в Угличе 15 мая 1591 года?
а) был убит царевич Дмитрий;
б) Борис Годунов был провозглашен царем;
в) умер Иван IV.
2) Расположите в хронологической последовательности следующие исторические лица.
а) Федор Иоаннович;
б) Лжедмитрий I;
в) Борис Годунов;
3) Вставьте пропущенное слово.
Прекращение династии Рюриковичей является __________причиной Смутного времени.
4) Какое государство оказало поддержку Лжедмитрию I?
а) Польша;
б) Турция;
в) Швеция.
5) Найдите лишнее слово.
а) Иван;
б) Федор;
в) Борис;
г) Дмитрий.
6) Какое событие произошло раньше?
Гибель царевича Дмитрия или приход к власти “семибоярщины”.
8) Соотнеси событие и имя.
а) Борис Годунов; б) царевич Дмитрий;
в) Лжедмитрий I;
г) Иван Болотников;
а) бежал из Чудова монастыря; б) активно участвовал в избрании патриарха;
в) был третьим сыном Ивана III;
г) “якобы был воеводой в войске царевича Дмитрия”;
Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....
18 03 2024 18:45:12
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
17 03 2024 12:37:32
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
16 03 2024 23:51:34
Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала. ...
15 03 2024 5:15:18
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
14 03 2024 5:44:29
На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на пpaктике в ходе игры, при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс. Перед учителем стоит проблема, как увлечь учащихся чтением. Дополнительная литература предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала....
13 03 2024 7:59:17
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
12 03 2024 9:59:30
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
11 03 2024 6:11:53
На примере изучения темы "Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....
10 03 2024 17:34:27
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
09 03 2024 16:44:39
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
08 03 2024 12:47:14
В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующих мир природы и человека. В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему? ...
07 03 2024 16:44:14
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения. ...
06 03 2024 12:52:42
Цель игры: формирование гражданственности для становления ценностей, развивающих цивилизованное общество, справедливость, демократию, уважение закона, успешную социализациюи интеграции в социум....
05 03 2024 14:50:17
Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....
04 03 2024 23:29:15
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
03 03 2024 13:56:53
Автор статьи знакомит учащихся с Египтом. ...
02 03 2024 15:51:33
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
01 03 2024 23:52:51
Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....
29 02 2024 3:32:43
Урок изучения нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации PowerPoint. Цель урока – раскрыть проблему модернизации на конкретном материале, рассмотреть и проанализировать различные модели развития "центра" и "периферии"....
28 02 2024 20:51:40
Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и хаpaктера восстания И.Болотникова. ...
27 02 2024 5:22:52
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
26 02 2024 20:13:55
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей. ...
25 02 2024 6:46:22
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
24 02 2024 22:39:17
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
23 02 2024 12:50:20
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме. ...
22 02 2024 9:40:51
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
21 02 2024 14:23:39
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON. Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
20 02 2024 10:18:53
Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....
19 02 2024 4:43:12
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
18 02 2024 1:45:44
Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Цель урока – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений; выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну....
17 02 2024 1:30:22
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
16 02 2024 2:50:38
Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям ФГОС как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....
15 02 2024 13:48:21
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию. ...
14 02 2024 19:16:49
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
13 02 2024 7:59:33
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
12 02 2024 4:24:32
Урок обобщения и систематизации знаний в 7-м классе по истории Отечества в форме ролевой игры, в которой участвуют четыре комaнды (семьи), ведущие Петр I и Меншиков. Проводятся семь конкурсов, отражающих эпоху. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности перед своей комaндой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создает образное представление об эпохе Петра I, показывая положительные и отрицательные стороны. Возможно проведение игры как внеклассного мероприятия....
11 02 2024 13:10:28
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....
10 02 2024 0:23:12
Урок, сопровождаемый презентацией, знакомит учащихся с историческими личностями рассматриваемого периода, учит анализировать документы, предлагает ролевые задания....
09 02 2024 17:12:52
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
08 02 2024 20:29:43
Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
07 02 2024 8:16:54
Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
06 02 2024 18:16:39
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
05 02 2024 10:55:10
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
04 02 2024 3:31:53
Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования. ...
03 02 2024 21:29:18
Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....
02 02 2024 8:44:24
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
01 02 2024 16:43:48
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
31 01 2024 10:56:28
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
30 01 2024 17:38:44
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
29 01 2024 19:32:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::