Урок "Оружие кавказцев" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок "Оружие кавказцев"


    Урок "Оружие кавказцев"

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с уровнем развития оружейного производства;
  • показать главные тенденции развития оружейного производства;
  • познакомить с видами оружия;
  • обработкой и украшением оружия.
  • развивать творческие способности учащихся;
  • прививать любовь к искусству.

Межпредметные связи.

1. Исторические и археологические сведения, знакомство с профессией археолога.

2. Адыгeйский язык: знакомство с адыгскими названиями оружия.

3. Изобразительное искусство: творческая работа по изготовлению орнамента.

Приложение к уроку: “Оружие кавказцев”

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Знакомство с темой урока, ее задачами и целями.

2. Учитель-археолог:

Все находки из земли

Ведь не сами к нам пришли!
С молотком в руках, и с киркой,
И с лопатой, рюкзаком…
Я ищу их для людей
Узнай историю скорей!

- Ребята, а что вам известно о работе археолога? Для чего нам его находки? (Ответы учащихся)

- Да, тяжелая моя работа – археолога. И в дождь и в жару приходится работать под открытым небом. И сегодня я к вам пришла не с пустыми руками. Захватила я на урок “Дневник археолога”, чтобы познакомить вас с уникальными находками нашего края. (Знакомство с археологическими находками Адыгeи и Кубани)

Огромный вклад в историю нашего края внес археолог - Николай Иванович Веселовский – профессор Петербургского университета.

Он исследовал знаменитый курган Адыгeи “Ошад”. Этот “Золотой курган” знают во всем мире. А находки из этого кургана хранятся в Эрмитаже.

3. Беседа с учащимися по ходу просмотра слайдов.

Кавказское оружие и его виды

Оружейное производство – весьма древнее ремесло адыгов. Об этом свидетельствуют многочисленные материалы из археологических раскопок на территории Северо-Западного Кавказа.

В Прикубанских курганах начала II тысячелетия до н.э. найдены кинжальчики и наконечники копий с черенком.

В Семибратных курганах (V и IV вв. до н.э.) обнаружены железные мечи, наконечники копий, бронзовые наконечники стрел, кожаные панцири с нашитыми на них железными и бронзовыми чешуйками. В результате раскопок из Елизаветинских курганов (IV и. до в. э). извлечены чешуйчатые панцири, бронзовый нагрудник от панциря с изображением мифического существа – медузы, мечи, копья, наконечники стрел.

Среди предметов, найденных в Келермесских курганах, имеются ножны меча с золотой обкладкой с изображением зверей, железная секира с золотой обкладкой, бронзовые шлемы. В могильниках первых веков нашей эры встречались такие же типы вооружения, какие были хаpaктерны для памятников предшествующего времени: железные мечи, наконечники копий, дротиков и стрел. В них также были обнаружены кольчатые панцири.

В кургане (I–II вв.), расположенном недалеко от аула Кунчукохабль, были найдены железный длинный меч и кольчатый панцирь.

В курганном погребении 1-го пос. Колосовка была найдена сабля с навершием и перекрестьем, оковки ножен, перекрестье, навертке и накладка на рукоять богато украшены орнаментом. В центре расширения перекрестья изображена голова льва в анфас, концы волнистой гривы животного загибаются в кольце. На перекрестье выведены волнистые линии, составляющие ряд колечек и лирообразные рисунки.

В курганном погребении 2-го пос. Колосовки также обнаружена сабля с навершием и перекрестьем. Лицевая сторона навершия орнаментирована. На ней изображен орел с распростертыми крыльями. Навершие и перекрестье изготовлены из бронзы. Обе сабли относятся к Х–ХI векам.

К XIII в. форма клинка, перекрестья и рукоятки адыгской сабли подверглась изменению. У адыгов существовали два типа сабли. Первый имел широкий изогнутый клинок и крестообразное массивное перекрестье. Второй был двух видов: у одного из них клинок был узкий и кривизна его больше, чем у сабли первого типа; у другого ширина клинка больше и кривизна значительнее. Сабли первого вида у адыгов встречались в XIII–XIV вв., сабли второго вида были широко распространены у них в ХV в.

Каменные статуи воинов, встречающиеся в верховьях Кубани, на реках Кяфар и Бежгон, служат источником для изучения одежды и вооружения адыгов в определенный период. Предполагают, что часть этих статуй является адыгской, и относят ее к XIV–XV в. Воины одеты в шлемы, панцири, саблю носят на левом боку, кинжал на поясе справа или слева, секиру – за поясом.

В кабардино-черкесских подкурганных погребениях найдены предметы вооружения X–XI вв.: сабли, дротики, стрелы. Сабли без перекрестья или с крестовидным перекрестьем, длинные, слегка изогнуты, режущий край выгнут. Ножны для них делали деревянные. Кинжал делали с деревянной или костяной рукояткой, которую украшали кружковым орнаментом, и с навершием в виде круглой шапочки. По данным В. Сизова, в могильниках найдены шлемы полукруглой формы, сделанные из четырех железных полос и кольчуги 2. Кольчугу носили обязательно вместе с саблей. Адыги считали кольчугу “почетным и священным вооружением”.

В XVI–XVII вв. адыгские мастера изготовляли луки, стрелы, колчаны, ножи, кинжалы, копья, сабли, шлемы, панцири, наручники, щит (мэlу). Изделия эти были высокого качества. Адыгское оружие хорошо было известно на Востоке и в России. В 60-х годах XVII в. и Москву были приглашены самые лучшие адыгские мастера для изготовления булатных сабель, а также панцирей. В Астpaxaнь были посланы такие же мастера для обучения русских мастеров этому искусству. Русские военачальники приглашали кабардинских оружейников для ремонта и правки оружия. Адыгские панцири славились в Персии. В 1595 г. персидский шах говорил русскому послу: “А пансыри добрые выходят к нам из черкас”.

В XVI в. в русско-адыгских торговых связях наблюдается заметное оживление. Адыги везли свои товары для продажи в Москву и Астpaxaнь, а из Москвы привозили на родину наряду с другими товарами закупленное ими вооружение – панцири, железные шапки, наручи, наколенники.

Оружейное производство у адыгов получило наиболее высокое развитие в XVIII – первой половине XIX в. В этот период оно имело у них самое широкое распространение. Об этом свидетельствуют многие авторы. С. Броневский отмечал, что “главное щегольство состоит в оружие.

4. Учитель адыгeйского языка (рассказ).

Бларамберг пишет, что "в глазах черкеса богато олицетворяют только оружие и лошади. Черкес, который едва имеет во что одеться и крышу жалкой лачуги над головой, может быть обладателем ружья в несколько сот рублей и соответствующих сабель, кинжалов и ножей. Выходя из дома, он украшает себя этим оружием, там же прикреплены, кроме того тесак-отвертка, кожаный кошель, где хранится трут и ружейный кремень, нож в ножнах, или бахчисарайский "печак", кисет с табаком и, наконец, прекрасно выполненная из черного серебра маленькая коробочка с салом, которым натираются пули для того, чтобы они лучше скользили в стволе. В руке черкес держит маленькую подставку из двух деревянных реек, на эту подставку кладется ствол ружья при стрельбе". "Можно было бы подумать, делает замечание тот же автор, - увидев воина, столь перегруженного оружием, что он должен быть стеснен в движениях и неуклюж, однако черкес на коне со всем этим оружием являет собой пример подвижности, ловкости и прекрасных качеств всадника".

В XIX в. огнестрельное оружие вытесняет лук и стрелы. Джемс Белл, побывавший в Черкессии в 1837–1839 гг., пишет, что "лук - значительно менее действенное и к тому же более дорогое оружие, чем ружье и пистолет. Сейчас каждый пастушок обладает или ружьем, или пистолетом, а иногда и тем и другим".

Военный уклад общества вызвал необходимость массового производства оружия, смекалки и творчества оружейников. Черкесы сами добывали руду, из которой изготовляли оружие. Отличались в искусстве изготовления оружия абадзехи, одна из наиболее многочисленных народностей, проживавшая в Майкопской долине и западном предгорье Северного Кавказа. Располагаясь вдоль 16 горных рек, таких, как Пшиш, Псекупс, Цыца, Пшсха, Курджипс, Шхагуащ (Белая) и др., абадзехские аулы далеко уходили в горы. Их быт формировался в условиях гор и лесов. У них не было князей, управлялись выборными лицами, из числа наиболее умных, мужественных и всем известных. В среде абадзехского общества широко было развито кузнечное и оружейное дело. "На территории абадзехов, - пишег Бларамберг, - у подножия горы Ногокосого имеется самородное железо в форме крупного песка, абадзехи собирают его и без особого труда выплавляют в виде слитков, пригодных для использования в различных целях. В недрах земли черкесов имеется также медь, свинец и серебро, но в малых количествах"

Черкесские мастера-оружейники изготовляли оружие не только для себя, но поставляли оружие для продажи кубанским и терским казакам. И русские офицеры любили носить черкесское оружие. Оружие изготовлялось почти в каждом ауле. Брант Зачарий называет таких лучших оружейников-абадзехов XIX в., как Исмел Иченаш. Хауд Дзыбов, Чужиг Брант, Шыучас Ашхамаф. Мышеост Батимст. Адыгские мастера выделывали кремневые пистолеты (кьзлат, шхонч кТэкl), револьверы (кТэрахъу). Хранили их в кобурах (шхонч кЬкЫлъ, кlэрэхъуаль), которые прикрепляли к поясу. Делались они из сафьяна. К рукоятке пистолета и револьвера был привязан красиво сплетенный шнур (тхончк1э-к1ыпс, кНрэхъопс), который носили на шее для щегольства. Шпуры эти изготовляли женщины, большей частью дeвyшки. Дeвyшки дарили их как подарок молодым мужчинам. Пистолет был любимым оружием адыгов. Он имел такую же длину, как и кавалерийский пистолет. Устройство его было таково, что из него легче было стрелять левой рукой, чем правой. Рукоятку пистолета богато украшали.

5. Учитель ИЗО.

Адыгские мастера довели изготовление оружия до высокого мастерства. Их изделия отличались тонкостью вкуса, изяществом и красивой отделкой. Подтверждение этого имеется у многочисленных авторов. И. Головин писал, что “из всех кавказских народов адыгeйцы были самыми искусными оружейниками. Имена адыгских оружейников сохранились в памяти народа. Многие из них упоминаются в народных песнях и былях.

Оружейники изготовляли свои прекрасные изделия с помощью простых, часто примитивных орудий. Отдельные мастера не располагали необходимыми инструментами и ездили работать к князьям.

Адыги богато украшали орнаментом кинжалы, сабли мечи и ружья. Изделия эти покрывались серебряной и золотой насечкою с чернью, резьбой.

Слайды

Приклад ружья украшали золотом, серебром и слоновой костью. Делается он и с костяным наконечником. С. Броневский указывал, что адыгские мастера украшали оружие едва ли с меньшим искусством, чем в Великом Устюге. Д\'Асколи тоже писал о богатом украшении адыгского оружия серебром. Хан-Гирей, говоря о достоинствах адыгского оружия, отмечал: “В Персии и Турции и в других местах Азии вы найдете оружие более богатое, нежели в Черкесии, но с таким прекрасным вкусом обработанных там не увидите... Серебряные изделия достойны удивления по прочности и чистоте отделки. Чернь в позолоте с величайшим искусством на них наводимые, превосходны в полном смысле этого слова и, что важнее всего, эта чернь и эта позолота почти никогда не сходят”. Т. Лапинский писал, что золотые и серебряные украшения адыгского оружия – “предмет удивления европейского любителя оружия”.

Таким образом, адыги производили оружие не только для внутренних потребностей, но и для продажи. По данным В.К. Гарданова, на внешний рынок шла значительная его часть. Адыгское оружие, отличавшееся прекрасными боевыми качествами и красивой отделкой, пользовалось большой славой далеко за пределами Черкесии. Его с охотой покупали народы Кавказа. На внешнем рынке на адыгское оружие также был большой спрос. Высоко ценили его и в России. По данным Г.И. Филипсона, во время Кавказской войны все русские офицеры носили черкесское оружие. П.П. Короленко писал, что кубанские казаки приобретали оружие, у “добрых соседей” – адыгов.

В оружейном производстве существовал институт ученичества. Большие мастера имели несколько учеников. Срок обучения длился от 1 до 3 лет. Одни мастера обучали учеников бесплатно, другие – за определенную плату. Платили натурой или деньгами. Ученик, который не вносил платы за обучение, возмещал ее работой у мастера. По истечении 3–4 месяцев он начинал выполнять несложные работы. Со временем мастер давал ему более сложные задания. Работа ученика не оплачивалась. Мастер был строг к ученику и наказывал его за ослушание: отсылал домой или долго не разрешал работать самостоятельно.

Большое внимание черкесы уделяли украшению оружия. Серебряных дел мастера украшают оружие, рожки для пороха. Пояса и т.п., - пишет Тебу де Мариньи, - трудно представить теперь совершенства этой работы, красоту и правильность этих рисунков, наносимых на металле чернью с помощью кислоты, обычно турки поставляют черкесам туда ружей, и пистолетов, и лезвия сабель, которые черкесы сами налаживают на свой манер.

Они никогда не продают свое лучшее оружие, и оно обычно переходит по наследству от отца к сыну. Когда им достаются европейские сабли, они их снова закаливают и затачивают таким образом, что они теряют свою гибкость.

У адыгов существовало несколько способов украшения металла орнаментом: гравировка, чернь, чеканка, ковка, литье, филигрань, насечка, зернь, эмаль, тиснение (басма). В ювелирном искусстве адыгов исключительно большое распространение имела техника чернения серебра. Мастер гравировки вырезал разнообразные узоры на серебре при помощи резца и молотка. Затем полученные углубленные линии заполняли чернью, которую приготовляли из разбавленной водой смеси порошка черни и специального вещества. Чернь широко применяли при украшении таких изделий, как кинжалы, металлические принадлежности - седла, мужские и женские пояса, нагрудники, кольца, серьги, пуговицы, браслеты. Надписи на ювелирных изделиях делались также чернью.

Приемы орнаментации серебра чернью – тонкая и сложная работа. Адыгские ювелиры достигли в этой технике художественного творчества совершенства. Вообще искусство чернения на Кавказе получило исключительно большое развитие.

Адыгские златокузнецы довольно широко использовали в своих работах насечку. Инкрустация производилась по металлу, а также по кости и рогу. В качестве материала для насечки служило золото, а иногда серебро и медь. Украшали предмет насечкой следующим образом. Мастер вырезал молотком и резцом на изготовляемой вещи узоры, а затем вбивал в них молоточком золото или серебро. Мастера украшали золотой насечкой кинжалы, шашки, ружья, декоративные предметы седельной сбруи. При изготовлении многих ювелирных изделий адыгские мастера применяли филигрань. Ювелир изготовлял из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки звездочки, спирали, шарики, петельки, завитки, а затем из них делал узоры. Из тонкой скрученной, сплюснутой проволоки ювелиры создавали различные ажурные вещи. Адыгским мастерам, как и дагестанским, были известны два вида филигранной техники: накладная и сквозная.

Адыгские ювелиры изготовляли изящные изделия с эмалью, проявляя при этом большое мастерство. Эмаль накладывалась обычно на узоры, вырезанные на металле. Ею покрывалась и накладная филигрань. Эмалью нередко украшали кинжалы и шашки. В Белореченских курганах (XIV в.), относящихся к адыгским памятникам, обнаружены металлические вещи, украшенные чернью и цветной эмалью.

В.П. Левашова утверждает, что у адыгов “орнамент вышивания совпадает с орнаментом ювелирных изделий”. Орнамент на ювелирных изделиях отличался разнообразием, строгостью, четкостью и изяществом линий. Хаpaктерная черта рисунков – широта замысла и богатство творческой фантазии. Адыги не любили украшательств. Н.Дубровин писал, что разборчивый вкус адыга не терпел ничего тяжелого и неуклюжего.

6. Пpaктическая работа.

Изображение орнамента на трафареты кинжала.

7. Подведение итогов урока.

Выставка работ.

Выставление оценок.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

16 06 2024 9:17:56

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

15 06 2024 18:40:41

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

14 06 2024 9:14:45

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

13 06 2024 0:25:49

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

12 06 2024 3:29:13

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

11 06 2024 8:24:31

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

10 06 2024 10:28:54

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

09 06 2024 3:27:16

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

08 06 2024 14:21:23

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

07 06 2024 5:31:21

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

06 06 2024 12:46:42

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

05 06 2024 20:45:52

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

04 06 2024 10:43:30

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

03 06 2024 4:51:44

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

02 06 2024 15:30:47

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

01 06 2024 13:56:46

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

31 05 2024 1:15:29

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

30 05 2024 23:44:42

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

29 05 2024 21:29:48

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

28 05 2024 19:16:43

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

27 05 2024 9:25:44

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

26 05 2024 7:44:58

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

25 05 2024 6:14:40

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

24 05 2024 7:52:36

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

23 05 2024 19:55:23

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

22 05 2024 4:30:23

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

21 05 2024 5:51:25

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

20 05 2024 7:16:18

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

19 05 2024 2:50:46

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

18 05 2024 15:21:23

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

17 05 2024 23:38:21

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

16 05 2024 15:39:15

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

15 05 2024 13:50:10

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

14 05 2024 23:39:30

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

13 05 2024 9:16:43

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

12 05 2024 10:11:13

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

11 05 2024 14:16:32

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

10 05 2024 4:55:48

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

09 05 2024 15:32:41

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

08 05 2024 0:47:26

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

07 05 2024 2:43:19

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

06 05 2024 18:26:29

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

05 05 2024 22:56:11

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

04 05 2024 19:39:20

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

03 05 2024 16:59:43

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

02 05 2024 12:46:18

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

01 05 2024 21:23:37

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

30 04 2024 2:45:30

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

29 04 2024 2:21:18

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

28 04 2024 8:20:54

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::