Урок "Оружие кавказцев"
Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с уровнем развития оружейного производства;
- показать главные тенденции развития оружейного производства;
- познакомить с видами оружия;
- обработкой и украшением оружия.
- развивать творческие способности учащихся;
- прививать любовь к искусству.
Межпредметные связи.
1. Исторические и археологические сведения, знакомство с профессией археолога.
2. Адыгeйский язык: знакомство с адыгскими названиями оружия.
3. Изобразительное искусство: творческая работа по изготовлению орнамента.
Приложение к уроку: “Оружие кавказцев”
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Знакомство с темой урока, ее задачами и целями.
2. Учитель-археолог:
Все находки из земли
Ведь не сами к нам пришли!
С молотком в руках, и с киркой,
И с лопатой, рюкзаком…
Я ищу их для людей
Узнай историю скорей!
- Ребята, а что вам известно о работе археолога? Для чего нам его находки? (Ответы учащихся)
- Да, тяжелая моя работа – археолога. И в дождь и в жару приходится работать под открытым небом. И сегодня я к вам пришла не с пустыми руками. Захватила я на урок “Дневник археолога”, чтобы познакомить вас с уникальными находками нашего края. (Знакомство с археологическими находками Адыгeи и Кубани)
Огромный вклад в историю нашего края внес археолог - Николай Иванович Веселовский – профессор Петербургского университета.
Он исследовал знаменитый курган Адыгeи “Ошад”. Этот “Золотой курган” знают во всем мире. А находки из этого кургана хранятся в Эрмитаже.
3. Беседа с учащимися по ходу просмотра слайдов.
Кавказское оружие и его виды
Оружейное производство – весьма древнее ремесло адыгов. Об этом свидетельствуют многочисленные материалы из археологических раскопок на территории Северо-Западного Кавказа.
В Прикубанских курганах начала II тысячелетия до н.э. найдены кинжальчики и наконечники копий с черенком.
В Семибратных курганах (V и IV вв. до н.э.) обнаружены железные мечи, наконечники копий, бронзовые наконечники стрел, кожаные панцири с нашитыми на них железными и бронзовыми чешуйками. В результате раскопок из Елизаветинских курганов (IV и. до в. э). извлечены чешуйчатые панцири, бронзовый нагрудник от панциря с изображением мифического существа – медузы, мечи, копья, наконечники стрел.
Среди предметов, найденных в Келермесских курганах, имеются ножны меча с золотой обкладкой с изображением зверей, железная секира с золотой обкладкой, бронзовые шлемы. В могильниках первых веков нашей эры встречались такие же типы вооружения, какие были хаpaктерны для памятников предшествующего времени: железные мечи, наконечники копий, дротиков и стрел. В них также были обнаружены кольчатые панцири.
В кургане (I–II вв.), расположенном недалеко от аула Кунчукохабль, были найдены железный длинный меч и кольчатый панцирь.
В курганном погребении 1-го пос. Колосовка была найдена сабля с навершием и перекрестьем, оковки ножен, перекрестье, навертке и накладка на рукоять богато украшены орнаментом. В центре расширения перекрестья изображена голова льва в анфас, концы волнистой гривы животного загибаются в кольце. На перекрестье выведены волнистые линии, составляющие ряд колечек и лирообразные рисунки.
В курганном погребении 2-го пос. Колосовки также обнаружена сабля с навершием и перекрестьем. Лицевая сторона навершия орнаментирована. На ней изображен орел с распростертыми крыльями. Навершие и перекрестье изготовлены из бронзы. Обе сабли относятся к Х–ХI векам.
К XIII в. форма клинка, перекрестья и рукоятки адыгской сабли подверглась изменению. У адыгов существовали два типа сабли. Первый имел широкий изогнутый клинок и крестообразное массивное перекрестье. Второй был двух видов: у одного из них клинок был узкий и кривизна его больше, чем у сабли первого типа; у другого ширина клинка больше и кривизна значительнее. Сабли первого вида у адыгов встречались в XIII–XIV вв., сабли второго вида были широко распространены у них в ХV в.
Каменные статуи воинов, встречающиеся в верховьях Кубани, на реках Кяфар и Бежгон, служат источником для изучения одежды и вооружения адыгов в определенный период. Предполагают, что часть этих статуй является адыгской, и относят ее к XIV–XV в. Воины одеты в шлемы, панцири, саблю носят на левом боку, кинжал на поясе справа или слева, секиру – за поясом.
В кабардино-черкесских подкурганных погребениях найдены предметы вооружения X–XI вв.: сабли, дротики, стрелы. Сабли без перекрестья или с крестовидным перекрестьем, длинные, слегка изогнуты, режущий край выгнут. Ножны для них делали деревянные. Кинжал делали с деревянной или костяной рукояткой, которую украшали кружковым орнаментом, и с навершием в виде круглой шапочки. По данным В. Сизова, в могильниках найдены шлемы полукруглой формы, сделанные из четырех железных полос и кольчуги 2. Кольчугу носили обязательно вместе с саблей. Адыги считали кольчугу “почетным и священным вооружением”.
В XVI–XVII вв. адыгские мастера изготовляли луки, стрелы, колчаны, ножи, кинжалы, копья, сабли, шлемы, панцири, наручники, щит (мэlу). Изделия эти были высокого качества. Адыгское оружие хорошо было известно на Востоке и в России. В 60-х годах XVII в. и Москву были приглашены самые лучшие адыгские мастера для изготовления булатных сабель, а также панцирей. В Астpaxaнь были посланы такие же мастера для обучения русских мастеров этому искусству. Русские военачальники приглашали кабардинских оружейников для ремонта и правки оружия. Адыгские панцири славились в Персии. В 1595 г. персидский шах говорил русскому послу: “А пансыри добрые выходят к нам из черкас”.
В XVI в. в русско-адыгских торговых связях наблюдается заметное оживление. Адыги везли свои товары для продажи в Москву и Астpaxaнь, а из Москвы привозили на родину наряду с другими товарами закупленное ими вооружение – панцири, железные шапки, наручи, наколенники.
Оружейное производство у адыгов получило наиболее высокое развитие в XVIII – первой половине XIX в. В этот период оно имело у них самое широкое распространение. Об этом свидетельствуют многие авторы. С. Броневский отмечал, что “главное щегольство состоит в оружие.
4. Учитель адыгeйского языка (рассказ).
Бларамберг пишет, что "в глазах черкеса богато олицетворяют только оружие и лошади. Черкес, который едва имеет во что одеться и крышу жалкой лачуги над головой, может быть обладателем ружья в несколько сот рублей и соответствующих сабель, кинжалов и ножей. Выходя из дома, он украшает себя этим оружием, там же прикреплены, кроме того тесак-отвертка, кожаный кошель, где хранится трут и ружейный кремень, нож в ножнах, или бахчисарайский "печак", кисет с табаком и, наконец, прекрасно выполненная из черного серебра маленькая коробочка с салом, которым натираются пули для того, чтобы они лучше скользили в стволе. В руке черкес держит маленькую подставку из двух деревянных реек, на эту подставку кладется ствол ружья при стрельбе". "Можно было бы подумать, делает замечание тот же автор, - увидев воина, столь перегруженного оружием, что он должен быть стеснен в движениях и неуклюж, однако черкес на коне со всем этим оружием являет собой пример подвижности, ловкости и прекрасных качеств всадника".
В XIX в. огнестрельное оружие вытесняет лук и стрелы. Джемс Белл, побывавший в Черкессии в 1837–1839 гг., пишет, что "лук - значительно менее действенное и к тому же более дорогое оружие, чем ружье и пистолет. Сейчас каждый пастушок обладает или ружьем, или пистолетом, а иногда и тем и другим".
Военный уклад общества вызвал необходимость массового производства оружия, смекалки и творчества оружейников. Черкесы сами добывали руду, из которой изготовляли оружие. Отличались в искусстве изготовления оружия абадзехи, одна из наиболее многочисленных народностей, проживавшая в Майкопской долине и западном предгорье Северного Кавказа. Располагаясь вдоль 16 горных рек, таких, как Пшиш, Псекупс, Цыца, Пшсха, Курджипс, Шхагуащ (Белая) и др., абадзехские аулы далеко уходили в горы. Их быт формировался в условиях гор и лесов. У них не было князей, управлялись выборными лицами, из числа наиболее умных, мужественных и всем известных. В среде абадзехского общества широко было развито кузнечное и оружейное дело. "На территории абадзехов, - пишег Бларамберг, - у подножия горы Ногокосого имеется самородное железо в форме крупного песка, абадзехи собирают его и без особого труда выплавляют в виде слитков, пригодных для использования в различных целях. В недрах земли черкесов имеется также медь, свинец и серебро, но в малых количествах"
Черкесские мастера-оружейники изготовляли оружие не только для себя, но поставляли оружие для продажи кубанским и терским казакам. И русские офицеры любили носить черкесское оружие. Оружие изготовлялось почти в каждом ауле. Брант Зачарий называет таких лучших оружейников-абадзехов XIX в., как Исмел Иченаш. Хауд Дзыбов, Чужиг Брант, Шыучас Ашхамаф. Мышеост Батимст. Адыгские мастера выделывали кремневые пистолеты (кьзлат, шхонч кТэкl), револьверы (кТэрахъу). Хранили их в кобурах (шхонч кЬкЫлъ, кlэрэхъуаль), которые прикрепляли к поясу. Делались они из сафьяна. К рукоятке пистолета и револьвера был привязан красиво сплетенный шнур (тхончк1э-к1ыпс, кНрэхъопс), который носили на шее для щегольства. Шпуры эти изготовляли женщины, большей частью дeвyшки. Дeвyшки дарили их как подарок молодым мужчинам. Пистолет был любимым оружием адыгов. Он имел такую же длину, как и кавалерийский пистолет. Устройство его было таково, что из него легче было стрелять левой рукой, чем правой. Рукоятку пистолета богато украшали.
5. Учитель ИЗО.
Адыгские мастера довели изготовление оружия до высокого мастерства. Их изделия отличались тонкостью вкуса, изяществом и красивой отделкой. Подтверждение этого имеется у многочисленных авторов. И. Головин писал, что “из всех кавказских народов адыгeйцы были самыми искусными оружейниками. Имена адыгских оружейников сохранились в памяти народа. Многие из них упоминаются в народных песнях и былях.
Оружейники изготовляли свои прекрасные изделия с помощью простых, часто примитивных орудий. Отдельные мастера не располагали необходимыми инструментами и ездили работать к князьям.
Адыги богато украшали орнаментом кинжалы, сабли мечи и ружья. Изделия эти покрывались серебряной и золотой насечкою с чернью, резьбой.
Слайды
Приклад ружья украшали золотом, серебром и слоновой костью. Делается он и с костяным наконечником. С. Броневский указывал, что адыгские мастера украшали оружие едва ли с меньшим искусством, чем в Великом Устюге. Д\'Асколи тоже писал о богатом украшении адыгского оружия серебром. Хан-Гирей, говоря о достоинствах адыгского оружия, отмечал: “В Персии и Турции и в других местах Азии вы найдете оружие более богатое, нежели в Черкесии, но с таким прекрасным вкусом обработанных там не увидите... Серебряные изделия достойны удивления по прочности и чистоте отделки. Чернь в позолоте с величайшим искусством на них наводимые, превосходны в полном смысле этого слова и, что важнее всего, эта чернь и эта позолота почти никогда не сходят”. Т. Лапинский писал, что золотые и серебряные украшения адыгского оружия – “предмет удивления европейского любителя оружия”.
Таким образом, адыги производили оружие не только для внутренних потребностей, но и для продажи. По данным В.К. Гарданова, на внешний рынок шла значительная его часть. Адыгское оружие, отличавшееся прекрасными боевыми качествами и красивой отделкой, пользовалось большой славой далеко за пределами Черкесии. Его с охотой покупали народы Кавказа. На внешнем рынке на адыгское оружие также был большой спрос. Высоко ценили его и в России. По данным Г.И. Филипсона, во время Кавказской войны все русские офицеры носили черкесское оружие. П.П. Короленко писал, что кубанские казаки приобретали оружие, у “добрых соседей” – адыгов.
В оружейном производстве существовал институт ученичества. Большие мастера имели несколько учеников. Срок обучения длился от 1 до 3 лет. Одни мастера обучали учеников бесплатно, другие – за определенную плату. Платили натурой или деньгами. Ученик, который не вносил платы за обучение, возмещал ее работой у мастера. По истечении 3–4 месяцев он начинал выполнять несложные работы. Со временем мастер давал ему более сложные задания. Работа ученика не оплачивалась. Мастер был строг к ученику и наказывал его за ослушание: отсылал домой или долго не разрешал работать самостоятельно.
Большое внимание черкесы уделяли украшению оружия. Серебряных дел мастера украшают оружие, рожки для пороха. Пояса и т.п., - пишет Тебу де Мариньи, - трудно представить теперь совершенства этой работы, красоту и правильность этих рисунков, наносимых на металле чернью с помощью кислоты, обычно турки поставляют черкесам туда ружей, и пистолетов, и лезвия сабель, которые черкесы сами налаживают на свой манер.
Они никогда не продают свое лучшее оружие, и оно обычно переходит по наследству от отца к сыну. Когда им достаются европейские сабли, они их снова закаливают и затачивают таким образом, что они теряют свою гибкость.
У адыгов существовало несколько способов украшения металла орнаментом: гравировка, чернь, чеканка, ковка, литье, филигрань, насечка, зернь, эмаль, тиснение (басма). В ювелирном искусстве адыгов исключительно большое распространение имела техника чернения серебра. Мастер гравировки вырезал разнообразные узоры на серебре при помощи резца и молотка. Затем полученные углубленные линии заполняли чернью, которую приготовляли из разбавленной водой смеси порошка черни и специального вещества. Чернь широко применяли при украшении таких изделий, как кинжалы, металлические принадлежности - седла, мужские и женские пояса, нагрудники, кольца, серьги, пуговицы, браслеты. Надписи на ювелирных изделиях делались также чернью.
Приемы орнаментации серебра чернью – тонкая и сложная работа. Адыгские ювелиры достигли в этой технике художественного творчества совершенства. Вообще искусство чернения на Кавказе получило исключительно большое развитие.
Адыгские златокузнецы довольно широко использовали в своих работах насечку. Инкрустация производилась по металлу, а также по кости и рогу. В качестве материала для насечки служило золото, а иногда серебро и медь. Украшали предмет насечкой следующим образом. Мастер вырезал молотком и резцом на изготовляемой вещи узоры, а затем вбивал в них молоточком золото или серебро. Мастера украшали золотой насечкой кинжалы, шашки, ружья, декоративные предметы седельной сбруи. При изготовлении многих ювелирных изделий адыгские мастера применяли филигрань. Ювелир изготовлял из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки звездочки, спирали, шарики, петельки, завитки, а затем из них делал узоры. Из тонкой скрученной, сплюснутой проволоки ювелиры создавали различные ажурные вещи. Адыгским мастерам, как и дагестанским, были известны два вида филигранной техники: накладная и сквозная.
Адыгские ювелиры изготовляли изящные изделия с эмалью, проявляя при этом большое мастерство. Эмаль накладывалась обычно на узоры, вырезанные на металле. Ею покрывалась и накладная филигрань. Эмалью нередко украшали кинжалы и шашки. В Белореченских курганах (XIV в.), относящихся к адыгским памятникам, обнаружены металлические вещи, украшенные чернью и цветной эмалью.
В.П. Левашова утверждает, что у адыгов “орнамент вышивания совпадает с орнаментом ювелирных изделий”. Орнамент на ювелирных изделиях отличался разнообразием, строгостью, четкостью и изяществом линий. Хаpaктерная черта рисунков – широта замысла и богатство творческой фантазии. Адыги не любили украшательств. Н.Дубровин писал, что разборчивый вкус адыга не терпел ничего тяжелого и неуклюжего.
6. Пpaктическая работа.
Изображение орнамента на трафареты кинжала.
7. Подведение итогов урока.
Выставка работ.
Выставление оценок.
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
28 03 2024 19:46:24
В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....
27 03 2024 20:14:20
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
26 03 2024 9:38:47
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
25 03 2024 13:38:44
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
24 03 2024 5:14:19
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
23 03 2024 15:16:15
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
22 03 2024 10:48:18
Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....
21 03 2024 17:27:15
Цель урока: обсудить вопрос важности мopaльного выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....
20 03 2024 14:42:10
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
19 03 2024 21:39:57
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
18 03 2024 19:26:57
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
17 03 2024 13:13:19
Цель урока: пробудить интерес к изучаемому предмету; самореализация обучающихся: проявление личностных свойств; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общения....
16 03 2024 19:40:41
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
15 03 2024 3:22:31
Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....
14 03 2024 22:29:37
Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На базе школьного историко-краеведческого музея учащиеся знакомятся с историческими источниками по истории родного села, учатся пользоваться музейной терминологией. ...
13 03 2024 10:41:57
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
12 03 2024 20:29:10
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач. ...
11 03 2024 16:12:58
Презентация предназначена для урока усвоения новых знаний по обществознанию в 9–11-х классах. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся по теме урока с определением алгоритма работы. Применяется принцип повторения информации, представленной в разных формах. Материал закрепляется при выполнении заданий, составленных по типу заданий С1, С2 ЕГЭ....
10 03 2024 11:22:57
Урок для 7-го класса посвящён главным ценностям: любви, добру, уважению, взаимопониманию, состраданию, которые являются основой нравственности человека, а также роли семьи и государства в их формировании....
09 03 2024 3:56:20
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
08 03 2024 5:55:44
Интеллектуальная игра по истории «Что? Где? Когда?» – внеклассное мероприятие по аналогу телевизионной игры, расширяет у учащихся мировоззрение, отpaбатывает навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, сближает учащихся и учителей в совместной познавательной деятельности....
07 03 2024 4:49:39
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения. ...
06 03 2024 21:17:56
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
05 03 2024 17:15:13
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....
04 03 2024 1:31:21
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
03 03 2024 4:35:42
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
02 03 2024 11:59:19
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
01 03 2024 3:39:22
Урок истории "Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы "Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость. ...
29 02 2024 16:13:58
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
28 02 2024 13:11:18
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
27 02 2024 1:17:49
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
26 02 2024 20:12:23
На уроке «Русь и Орда в XIII–XIV вв.» показаны тяжёлое, бедственное положение Русского государства, его зависимость от Орды, последствия ордынского владычества и необходимость объединения русских князей для консолидации и совместного отпора внешнему врагу, а также предпосылки для начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы....
25 02 2024 1:50:46
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся. ...
24 02 2024 10:43:26
Необычным на уроке является использование игротерапии в форме физкультминутки; присутствует поощрение детей не только оценкой. Построение урока соответствует возрасту детей, изучаемому материалу, используемой группе форм и методических приемов. ...
23 02 2024 6:38:14
Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....
22 02 2024 8:58:15
Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....
21 02 2024 12:13:31
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
20 02 2024 4:12:49
Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
19 02 2024 1:58:41
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....
18 02 2024 10:37:50
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
17 02 2024 17:53:30
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
16 02 2024 22:34:15
Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ. Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека....
15 02 2024 2:26:46
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара. ...
14 02 2024 10:48:21
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме. ...
13 02 2024 9:55:11
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...
12 02 2024 12:28:28
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей. ...
11 02 2024 4:25:52
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
10 02 2024 9:41:21
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
09 02 2024 19:54:37
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
08 02 2024 9:48:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::