Открытый урок по истории отечества "Борьба русского народа против иноземных завоевателей"
Тип урока: обобщающий.
Метод: групповая работа.
Оборудование урока:
- Карта «Борьба русского народа против иноземных завоевателей».
- Дидактический материал по теме.
Цели урока:
- Обобщить изученный материал;
- Проследить усвоение материала учащимися;
- Учить уважению к истории своего народа и его историческим деятелям.
- Воспитывать чувство патриотизма.
План урока:
- Организационный момент.
- Разъяснение целей и метода урока.
- Работа в группах: чтение опopного конспекта.
- Работа в группах: домино.
- Работа в группах: перепутка.
- Работа в группах: ответить на заданные вопросы.
- Игры с буквами, цифрами.
- Работа с картой.
- Подведение итогов.
Ход урока
Мы с вами закончили большую тему: «Борьба русского народа с иноземными завоевателями». В ней мы узнали о тяжелых временах в истории Русского государства, когда нашу землю топтали кони монголо-татар и немецко-шведских рыцарей. Узнали о сильных русских князьях и доблестных русских людях, защищавших свою землю, свой дом.
Сегодня на уроке мы должны вспомнить исторические события, которые проходили в период XIII-XV вв.; восстановить хронологический порядок этих событий; вспомнить имена всех, кто защищал Отечество и тех, кто на него пришел с мечом. Мы должны с уважением отнестись к этой части нашей истории.
А теперь мы с вами начнем. Но не совсем обычно, не как всегда. Я вас разделила на 3 комaнды. Ваша задача делать все правильно, а не быстро. Вспоминайте, думайте все вместе и потом давайте ответ.
Задание 1.
Ребята, давайте восстановим исторические события по схемам опopного конспекта. В результате чтения 4 частей схемы у вас получиться законченное событие. Начинаем работать.
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Должно получиться.
- 1 комaнда – Завоевание Руси монголо-татарами.
- 2 комaнда – Невская битва
- 3 комaнда – Куликовская битва.
Задание 2.
Историческое домино. Его принцип таков: одно домино состоит из 2 половинок, на одной из них обозначена дата, на другой написано историческое событие, но они не совпадают между собой. Это значит, что к стороне даты вы должны подобрать такое домино, где стоит соответствующее событие, а с другой стороны к событию надо подобрать дату и т.д.
Всего у вас по 5 штук домино. Должен получиться круг, и вы его крепите на доске. Понятно всем? Начинаем.
1378 | Присоединение Новгорода | 1478 | Принятие христианства | 988 | Куликовская битва | 1380 | Невский стал великим князем | 1252 | Битва на р. Воже |
1497 | Ледовое побоище | 1242 | Строительство каменного кремля | 1367 | Восстание против Чол-хана | 1327 | Битва на р. Неве | 1240 | Юрьев день |
1375 | Cмepть Александра Невского | 14.11.1263 | Восстание против баскаков | 1262 | Битва на Калке | 1223 | Стояние на р. Угре | 1480 | Возвышение Москвы |
После завершения давайте объясним события.
- 988 г. – принятие христианства;
- 1223 г. – битва на Калке;
- 1240 г. – битва на Неве;
- 1242 г. – Ледовое побоище;
- 1252 г. – Невский стал великим князем;
- 1262 г. – восстание против баскаков;
- 1263 г. – cмepть Александра Невского;
- 1327 г. – восстание против Чол-хана;
- 1367 г. – строительство каменного кремля;
- 1375 г. – возвышение Москвы;
- 1378 г. – битва на р. Воже;
- 1380 г. – Куликовская битва;
- 1478 г. – присоединение Новгорода;
- 1480 г. – Стояние на Угре;
- 1497 г. – Юрьев день;
Задание 3.
«Перепутка». У вас на столе карточка с четырьмя линиями сравнения: дата, событие, историческое лицо, место действия, но они все перепyтaны. Вы должны правильно поставить ряды и дать хаpaктеристику событию.
Ярлык на княжение | Князь Дмитрий Иванович | 1240-1242 гг. | Великое стояние |
1380 год | Золотая Орда | Иван 3 | Новгородская земля |
Александр Невский | 1480 год | р. Дон | Борьба русского князей |
р. Угра | крестоносцы | 1236-1480 гг. | Хан Мамай |
Должно получиться:
- 1240-1242 гг. – Александр Невский – крестоносцы – Новгородская земля.
- 1380 г. – князь Дмитрий Иванович – р. Дон – хан Мамай
- 1480 г. – Иван3 – р. Угра – «Великое стояние»
- 1236-1480 гг. – борьба русских князей – золотая Орда – ярлык на княжение.
Теперь задание будет такое.
Задание 4.
Я раздаю вам карточки. В них три задания:
- Как связаны между собой исторические деятели, в каком событии.
- Надо разобраться в словах летописца. В деталях текста вы найдете подсказку.
- Немного разное – буквы и цифры вам помогут.
КАРТОЧКА 1 |
Задание 1. Как связаны между собой имена: Рязанский князь Олег Литовский князь Ягайло Хан Мамай |
Задание 2. О ком идет речь? «Даже Батый вынужден был признать величие этого князя: «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему?» |
Задание 3. Составьте цепочку дат, когда состоялись битвы русских князей и монгольских ханов ------- ------- ------- ------- |
КАРТОЧКА 2 |
Задание 1. Как связаны между собой имена: Княгиня Евпpaксия Евпатий Коловрат |
Задание 2. О каком событии идет речь? «Была тогда суббота. Когда взошло солнце, полки сошлись, и затрещали копья, и звон мечей раздался, и была сеча столь злая, что лед покрылся кровью» |
Задание 3. Составьте даты из цифр; даты битв с иноземцами. Цифры не должны повторяться. 1234567890212313180 |
КАРТОЧКА 3 |
Задание 1. Как связаны между собой имена: Пересвет Челубей Дмитрий Донской |
Задание 2. «Если хочешь твердого войска, то прикажи за Дон перейти, чтобы не было ни у одного мысли об отступлении, о великой же силе врага не раздумывай». О каком событии идет речь? |
Задание 3. Из букв набрать имена князей, которые возвышали роль Москвы. ИАИВАСЛЙКАИЛТ |
- У 1-ой комaнды – составить даты борьбы с иноземцами: 1236 г., 1240 г., 1380 г., 1480 г., 1471 г.
- У 2-ой комaнды – битвы русских князей и монголо-татар: 1223 г., 1236 г., 1380 г., 1480 г.
- У 3-ей комaнды – набрать имена: ИАИВНСВЛИКАИЛТ – Василий и Калита.
А почему мы говорим об этих двух князьях. Каким образом они возвышали роль Москвы. Что их объединяет?
Правильно, их деятельность по борьбе с монголо-татарами, деятельность по возвышению Москвы – как столицы русского государства.
А теперь, посмотрим, сумеете вы объединиться и вместе ответить на вопрос. Я вам раздаю по одной букве из общего слова (И, Г, О). Вы должны его составить вместе и еще объяснить это понятие.
ИГО – период захвата русского государства монголо-татарами.
Давайте поработаем с картой.
- Покажите границы Русского государства.
- Покажите территории завоевателей.
- Главные места сражения.
- Города, которые вели борьбу за звание столицы.
- Покажите территорию проживания мордвы?
- Как изменилась территория государства за это время?
- Куда ездили за ярлыком?
- Какой город выбрал Александр Невский столицей?
- Какой город основал Юрий Долгорукий?
- Где правил Иван Калита?
Итак, на нашем уроке сегодня мы повторили все, что касается нашествия иноземцев. Так что же главное в нашем уроке. Это – уважение к прошлому, не забывая этого прошлого. А итогом нашей игры – будут заработанные вами оценки.
Домашнее задание:
составьте небольшой кроссворд по этой же теме. Спасибо.
Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....
18 03 2024 4:20:13
Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....
17 03 2024 1:39:57
Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах. ...
16 03 2024 13:44:19
На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....
15 03 2024 10:16:41
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
14 03 2024 12:13:58
Использование метода проекта на уроке позволяет повторить пройденный материал, синтезировать знания из других областей наук, формировать у учащихся навыки сотрудничества и создать проект музея, в котором располагаются залы: "Лики Ивана Грозного", "Книгопечатание", "Школа XVI века". ...
13 03 2024 22:21:55
Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения. ...
12 03 2024 13:24:18
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....
11 03 2024 18:59:50
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии. ...
10 03 2024 3:10:31
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
09 03 2024 3:31:22
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете". ...
08 03 2024 1:38:40
Урок разработан для 10-го класса. Основная идея: благодаря работе с документами уяснить суть политики просвещенного абсолютизма, дать представление о развитии производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности России во второй половине XVIII века, развивать интеллектуальные умения учащихся, их коммуникативные навыки....
07 03 2024 3:54:18
«Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6-м классе....
06 03 2024 16:19:18
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме. ...
05 03 2024 11:54:20
На уроке продолжаем формировать навыки работы с алгоритмом, в данном случае алгоритмом «Хаpaктеристика войны». Изучение материала происходит путем интеграции предметов история и информатика. Урок строится на основе электронного учебника «История России. ХХ век» М.: Клио Софт, 2001. ...
04 03 2024 17:11:39
Урок посвящен теме «Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление....
03 03 2024 11:10:17
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
02 03 2024 5:55:38
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
01 03 2024 9:35:26
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему. ...
29 02 2024 17:22:59
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
28 02 2024 10:22:51
Представлен конспект урока, на котором учитель делится своими наработками в использовании системы ИОСО на уроках истории. Он представляет ИОУПы, оценочные листы и рефлексивные таблички, которыми пользуется в своей педагогической деятельности....
27 02 2024 15:39:34
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...
26 02 2024 16:39:36
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. ...
25 02 2024 18:14:16
В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....
24 02 2024 11:15:16
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
23 02 2024 0:14:35
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
22 02 2024 1:55:19
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
21 02 2024 23:28:41
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение хаpaктеризовать героев литературного произведения....
20 02 2024 11:17:29
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
19 02 2024 17:53:13
Устный журнал "Дню гародного единства посвящается..." проведен 2 ноября 2006 г. для учащихся 8—11-х классов МОУ "Воротынская СОШ" накануне этого нового для России праздника. Мероприятие сопровождалось демонстрацией компьютерных презентаций, выполненных учащимися. Возможен вариант построения мероприятия на основе картины С.Малиновского "Нижегородский подвиг. 1611 год" и статьи искусствоведа Л.И. Помыткиной. ...
18 02 2024 12:14:17
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
17 02 2024 13:23:48
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории. ...
16 02 2024 16:40:58
Мероприятие – встреча с ветеранами войны и тыла накануне Дня Победы воспитывает патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию малой родины....
15 02 2024 1:52:53
Повторительно-обобщающий урок разработан в технологии критического мышления, которая предполагает перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Цель урока: способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина....
14 02 2024 0:24:51
Конспект урока-исследования для учащихся 6-го класса. При изучении темы использовались разные формы работы: групповая работа, работа с историческими документами, составление кластера и др. ...
13 02 2024 11:27:52
Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....
12 02 2024 15:26:34
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
11 02 2024 8:38:19
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
10 02 2024 6:29:40
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
09 02 2024 20:39:43
Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....
08 02 2024 2:15:39
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
07 02 2024 6:36:43
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков. ...
06 02 2024 12:48:58
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
05 02 2024 11:26:18
Для раскрытия данной темы учитель использовал работу в парах, проблемный вопрос, предварительное индивидуальное задание. Мотивация учебной деятельности ведется на всех этапах урока. Работоспособность учащихся обеспечивается за счет частой смены деятельности, проблемного вопроса, заинтересованности в начале урока....
04 02 2024 13:48:35
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры. ...
03 02 2024 6:16:10
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для хаpaктеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра. ...
02 02 2024 20:27:11
Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла. ...
01 02 2024 19:25:21
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
31 01 2024 17:55:27
Урок "Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе "Всеобщая история". Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета. Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям ФОС. Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривает подготовку к ЕГЭ к форме тестов. В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником. Домашнее задание предусматривает задание по выбору. ...
30 01 2024 17:51:18
Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал ИКТ-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....
29 01 2024 8:22:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::