Модель учебного занятия по истории в 10-м классе "Смутное время — время упущенных возможностей"
Цели и задачи урока:
- Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения.
- Образовательная - способствовать выявлению закономерностей происходивших процессов социально-общественного развития России в начале XVII в. на основе анализа исторических фактов.
- Развивающая - способствовать формированию умения раскрывать причины, хаpaктер, исторические последствия событий, сопоставлять различные источники и делать выводы, находить варианты решений поставленных проблем; Воспитательная - средствами урока способствовать осмыслению прошлого и формированию позитивного отношения к истории своей страны.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование урока:
- Компьютер и проектор
- Наглядность на доске: указатель страниц поиска, тема урока, проблемная задача, домашнее задание.
- Карта "Российское государство в XVI в."
В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.
Вся презентация состоит из 10 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Учитель приветствует класс, создает позитивный настрой на познавательную деятельность, определяет готовность учащихся к занятию.
II. Актуализация знаний и умений.
Учитель актуализирует знания, используя учебную информацию:
В 1584 г. умер Иван Грозный, закончилось продолжавшееся полвека царствование одного из самых деспотичных правителей в русской истории. В наследство своим преемникам Иван Грозный оставил разоренную опричниной и безудержной эксплуатацией страну, проигравшую к тому же изнурительную Ливонскую войну, длившуюся четверть века.
Сегодня на уроке пойдет речь о бурных событиях XVII века.
Урок пройдет в форме семинара "Смутное время - время упущенных возможностей" (слайд № 1)
Нам предстоит на основе анализа исторических фактов выявить закономерности происходивших процессов социально-политического развития России.
III. Целеполагание и мотивация.
Учитель помогает сформулировать цель занятия, предлагая познавательную задачу:
Начало XVII века - динамичный период, богатый не только яркими событиями, но и альтернативами развития. В дни всенародных потрясений случайности могут сыграть существенную роль в направлении хода развития истории. Опираясь на факты, определите, какие альтернативы сулили более благоприятный для страны ход событий. Почему Смутное время оказалось временем утраченных возможностей?
(слайд № 2)
IV. Изучение нового материала.
Проблемная задача № 1. Историческое содержание понятия Смута. (слайд № 3)
Вопросы для обсуждения:
Что историки вкладывают в историческое понятие Смуты?
Общая хаpaктеристика эпохи.
Периоды Смуты.
Учащиеся актуализируют знания и, отвечая на вопросы, делают вывод: "Смута - термин, принятый историками для обозначения периода конца XVI - XVII века, смута, произвол и неразбериха в государстве. Этот период охватывает обозначающий "время безвременья", когда последний из Рюриковичей Федор Иванович - умер, а первый из Романовых - Михаил Федорович - не пришел к власти"
Проблемная задача № 2. Взгляды историков на личность Бориса Годунова и его правление. (слайд № 4)
Возможные вопросы:
Причины непопулярности Бориса Годунова?
Проблема легитимности власти?
Учащиеся работают в парах с текстом цитаты А. С. Пушкина (см. дидактические материалы к учебному занятию), используя свои знания, делают вывод: "Первая альтернатива: если бы в распоряжении Бориса Годунова оказалось несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре, и на 100 лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было. Царь терял авторитет. Возможности, открывавшиеся перед страной, были упущены".
Проблемная задача № 3.В чем состоит проблема самозванства? (слайд № 5)
Прочитайте тексты документов и ответьте на следующие вопросы:
В чем состоит проблема самозванства?
Почему раньше не было движений под знаменем самозванства?
Кто такой Лжедмитрий?
Почему он не удержался на престоле?
Чем были недовольны его враги и бывшие соратники?
По какому пути пошло бы дальнейшее развитие России, если бы Лжедмитрий удержался на троне? (ответ на этот вопрос оформите как вывод)
(см. дидактические материалы к учебному занятию)
Учащиеся работают в парах с текстами документов, отвечают на вопросы, делают вывод: "Вторая альтернатива: вполне возможно, что личность Лжедмитрия на царском престоле была хорошим шансом для страны, т.к. он был образован в духе русской средневековой культуры и вместе с тем прикоснулся к западноевропейскому кругу, но не поддался попыткам подчинить Россию Речи Посполитой. Но в то же время средства, которыми располагал Лжедмитрий, были неадекватны его целям. В итоге ни один слой внутри страны не имел основания поддерживать Лжедмитрия".
Проблемная задача № 4. Смута - гражданская война? (слайд № 6)
Падение авторитета власти, столкновение противоречивых интересов различных слоев общества неудержимо влекли Россию к гражданской войне. Рассматривая дальнейшие события Смутного времени, определим:
Какие социальные группы участвовали в событиях Смутного времени?
Каковы были цели и мотивы их деятельности?
Какова была сущность их деятельности?
Какова была роль каждой группы в общей картине Смуты?
Произошли ли изменения их положения в государстве за время Смуты?
Возможны наводящие и направляющие вопросы:
Могло ил царствование Василия Шуйского привести к изменениям в развитии Российского государства?
Учащиеся актуализируют знания, отвечая на вопросы, делают вывод: "Третья альтернатива: "Крестоцеловальная грамота" - договор подданных и государя, шаг к правовому государству. Неудача Шуйского, не сумевшего справиться с противоборствующими силами и начавшейся интервенцией речи Посполитой, его свержение - еще одна утраченная возможность".
Проблемная задача № 5. Можно ли восстание Ивана Болотникова отнести к альтернативам, которые осуществившись, могли принести плоды? (слайд № 7)
Возможны наводящие и направляющие вопросы:
Восстание Ивана Болотникова?
Личность предводителя?
Анализ хаpaктера движения?
Ученики отвечают на вопросы, делают вывод: "Вряд ли восстание Болотникова можно отнести к тем альтернативам, которые осуществившись, могли принести плоды".
Проблемная задача № 6. Приглашение польского королевича Владислава на царствование изменило бы ход развития страны? (слайд № 8)
Учащиеся актуализируют знания и делают вывод: "Четвертая альтернатива - возможность развития договорных отношений между государем и страной - несостоявшееся царствование Владислава".
Проблемная задача № 7. Кто поддержал Михаила Федоровича Романова и почему? (слайд № 9)
Возможны наводящие и направляющие вопросы:
Польская интервенция первое и второе ополчения.
Избрание Михаила Федоровича Романова в 1613 г. царем. Кто поддержал Романова и почему?
Учащиеся отвечают на вопросы, делают вывод: "Для восстановления общественного согласия и консолидации страны она нуждалась в людях, способных спокойно и настойчиво вести традиционно-консервативную политику. Пятая несбывшаяся возможность: Земский собор не сопроводил избрание Михаила Романова никаким договором. Власть приобрела самодержавно-легитимный хаpaктер".
V. Первичное закрепление учебного материала.
Проводит беседу с целью структурирования и обобщения новой учебной информации. Помогает составить схему:
Альтернативы развития России в начале XVII века. (слайд № 10)
Учащиеся отвечают на вопросы, закрепляя в нужной последовательности учебный материал. Происходит структурирование необходимой учебной информации.
Дописывают схему:
Альтернативы развития России в начале XVII века.
Борис Годунов - модернизация
Лжедмитрий I - развитие России по западному образцу.
Василий Шуйский - шаг к правовому государству.
Владислав - договорные отношения между государем и страной.
Михаил Романов - консерватизм.
Делают вывод:
Консерватизм Романовых дал возможность:
-Постепенно восстановить экономику, государственную власть;
-Восстановить государственную территорию (с некоторыми потерями).
Издержки успокоения: наступила чисто традиционная жизнь, была отложена модернизация, упрочено крепостное право, элементы правового государства, ростки которых зарождались в Смутное время, были забыты.
VI. Домашнее задание.
Прочитать текст учебника Загладин Н. В. , параграф 27, стр. 207-209; записи в тетрадях; написать эссе на тему: "Альтернативы развития России в начале XVII века".
VII. Рефлексия.
Довольны ли вы результатами своей работы?
Были ли затруднения при выполнении заданий на занятии?
Что не вызывает затруднений в домашнем задании?
Дидактические материалы к учебному занятию.
Тексты документов.
Документ № 1.
В этот критический для Бориса момент в Москву пришло неожиданное для всех известие, что последний сын Ивана грозного, царевич Дмитрий, жив, что 15 мая 1591 г. в Угличе погиб не законный наследник престола, а неизвестное подставное лицо. Утверждалось также, что царевич Дмитрий под чужим именем долго скрывался от своих врагов и в последнее время, уже будучи взрослым, объявился в пределах Польско-Литовского гос-ва, где нашел высокое покровительство короля Сигизмунда III.
При рассмотрении авантюры Лжедмитрия I следует сказать прежде всего о том, что самозванца породила сама обстановка Смутного времени, главной хаpaктерной чертой которого была непрекращающаяся борьба за царский престол.
Но кто же назвал себя Дмитрием? У кого хватило смелости и дерзкого ума выступить в роли самозванца? Незаурядная личность первого самозванца издавна привлекала к себе внимание не только историков, но и выдающихся поэтов и драматургов. Все они по-разному представляли фигуру мнимого Дмитрия. Было несколько версий о человеке, 11 месяцев занимавшем русский престол. В его лице пытались видеть:
Поляка или литовца по происхождению, чуть ли не внебрачного сына польского короля Стефана Батория, специально подготовленного иезуитами;
Неизвестного русского, найденного для этой роли боярами, чтобы свалить Бориса Годунова;
Истинного представителя великокняжеской династии Рюриковичей, спасенного доброхотами от убийц в Угличе;
И, наконец, Григория Отрепьева, беглого дьякона московского Чудова монастыря, выдававшего себя за сына Ивана IV - Дмитрия.
Наиболее правдоподобной оказалась последняя версия, а именно: самозванцем стал беглый чернец Чудова монастыря Григорий Отрепьев.
И. А. Заичкин, И. Н. Почкарев. Русская история. М., 1992.
Документ № 2.
Возле самозванца начала группироваться самая разнообразная публика, решившая освободить Россию от власти Бориса Годунова. Это были и московские политические эмигранты, стремившиеся вернуться на родину, и малороссийские, северские, донские казаки, не довольные властолюбием царя, и просто польские авантюристы, жаждавшие легкой наживы и видевшие в планах Лжедмитрия хороший для этого случай. Но в целом сил у Лжедмитрия было крайне мало, численность его войска не шла ни в какое сравнение с военными возможностями московского правительства.
Тем не менее, когда Лжедмитрий перешел со своим отрядом Днепр, служивший тогда границей, и вторгся в Северскую землю (1604), то оказалось, что крепости сдаются ему без боя. Если какой-нибудь воевода, исполняя свой долг, пытался организовать оборону, народ и стрельцы кричали: "Ты что, сукин сын, делаешь? Ты против сына нашего царя, против государя, против Дмитрия Ивановича выступаешь?!" воевод в крепостях и всех сторонников Годунова вязали и выдавали самозванцу "головами", принося присягу - "крестное целование", а Лжедмитрий милостиво прощал пленных врагов.
Между тем количество русских в войске Лжедмитрия росло. Он даже имел некоторые успехи в столкновении с московскими полками. И что самое главное, начали расти общенародные симпатии к самозванцу. Правительство Годунова и его полицейский режим стремительно утрачивали поддержку во всех сословиях. Финал был трагичен. Зимой 1604/05 г. выдвинутое против Лжедмитрия войско частично разбежалось, не желая сражаться, а частично перешло на сторону самозванца и двинулось во главе с самозванцем на Москву. Столицу никто не хотел защищать - ни бояре, ни холопы, ни посадские, ни торговые люди; никому и в голову не пришло рисковать жизнью, спасая Бориса Годунова и его сторонников. В результате Годунов скончался, как бы мы сказали, от потрясения.
Гумилев Л. Н. От Руси до России. М., 1996.
Документ № 3.
Судя по воспоминаниям современников, Лжедмитрий I был умен и сообразителен. Его приближенные поражались, как легко и быстро он решал запyтaнные вопросы. Похоже, он верил в свое царское происхождение. Современники единодушно отмечают поразительную, напоминающую петровскую смелость, с какой молодой царь нарушал сложившийся при дворе этикет. Он не вышагивал степенно по комнатам, поддерживаемый под руки приближенными боярами, а стремительно переходил из одной в другую, так, что даже его личные телохранители порой не знали, где его найти. Толпы он не боялся, не раз в сопровождении одного-двух человек скакал по московским улицам. Он даже не спал после обеда. Царю прилично было быть спокойным, неторопливым и важным, этот действовал с темпераментом названного отца, но без его жестокости. Все это подозрительно для расчетливого самозванца. Знай Лжедмитрий, что он не царский сын, он уж наверняка сумел бы заранее освоить этикет московского двора, чтобы все сразу могли сказать о нем: да, это настоящий царь. К тому же "царь Дмитрий" помиловал самого опасного свидетеля - князя Василия Шуйского. Уличенный в заговоре против царя, Василий Шуйский руководил в Угличе расследованием дела о гибели подлинного царевича и своими глазами видел его мертвое тело. Приговорил Шуйского к cмepти собор, помиловал "царь Дмитрий".
В. Б. Кобрин. Смутное время - утраченные возможности. М., 1991.
Документ № 4.
Итак, самозванец оказался в Москве. Но, поскольку он пришел туда при польской поддержке, будучи обручен с Мариной Мнишек, с ним, естественно, прибыли и поляки (много их явилось и позже, в "поезде" невесты). Лжедмитрий считал своим долгом рассчитаться с союзниками, а значит ему нужно было проявить к ним щедрость. Впрочем, он был связан и прямыми обязательствами. Надо сказать, что при Иване Грозном и Борисе Годунове бюджет Московского государства был хорошо сбалансирован: расходы редко превышали доходы и, как правило, дефицита в бюджете не было. С воцарением Лжедмитрия деньги из государственной казны полились рекой, подарки, пожалования делались без разбора. Казна истощалась, и народ начинал удивляться нраву нового царя. Вот тут-то и сыграла свою роковую роль разница в стереотипах поведения русских и западноевропейцев. Поляки в XVII в. были народом очень смелым, талантливым, боевым, но весьма чванливым и задиристым. Польские паны, посадив своего царя на Москве, стали общаться с московским населением крайне пренебрежительно. Русским было обидно, и поэтому конфликты вспыхивали постоянно. А царь, естественно, поддерживал поляков. Народное недовольство возникало и по более существенным, "поведенческим" поводам. Известно, что у католиков иконы есть, но верующие просто кланяются им, а у православных принято к образам прикладываться. Жена самозванца Марина Мнишек была польской пани, и откуда ей было знать, как именно нужно прикладываться к иконе? Марина, помолившись перед образом Божьей Матери, приложилась не к руке, как то было принято в Москве, а к губам Богородицы. У москвичей такое поведение вызвало просто шок: "Царица Богородицу в губы целует, ну виданное ли дело!"
Возмущение против Лжедмитрия росло, и при этом во всех сословиях. Кончилось это драматически, но вполне закономерно. Весьма деятельные русские бояре во главе с Василием Шуйским быстро организовали заговор и достигли успеха. Несмотря на своих польских защитников, Лжедмитрий был схвачен и убит. Труп его был сожжен, пеплом заряжена Царь-пушка, и произведен выстрел - единственный в истории выстрел Царь-пушки.
Царствование первого самозванца завершилось.
Гумилев Л. Н. От Руси до России. М., 1996.
Цитата для работы на уроке.
"Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха".
А. С. Пушкин. Борис Годунов
Литература:
- Учебник Загладин Н. В. , параграф 27, стр. 207-209
- Учебник Сахаров, Буганов, параграф
- И. А. Заичкин, И. Н. Почкарев. Русская история. М., 1992.
- Гумилев Л. Н. От Руси до России. М., 1996.
- В. Б. Кобрин. Смутное время - утраченные возможности. М., 1991.
- А. С. Пушкин. Борис Годунов.
Приложение.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
01 12 2024 20:13:28
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
30 11 2024 9:47:43
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
29 11 2024 9:19:55
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
28 11 2024 8:35:16
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
27 11 2024 0:49:23
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
26 11 2024 8:12:57
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
25 11 2024 3:41:56
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
24 11 2024 20:21:34
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
23 11 2024 21:31:59
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
22 11 2024 16:10:19
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
21 11 2024 21:28:22
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
20 11 2024 22:37:40
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
19 11 2024 21:34:53
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
18 11 2024 18:41:23
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
17 11 2024 20:50:29
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
16 11 2024 13:29:34
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
15 11 2024 16:43:29
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
14 11 2024 0:40:36
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
13 11 2024 9:39:33
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
12 11 2024 21:31:19
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
11 11 2024 22:47:48
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
10 11 2024 10:16:48
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
09 11 2024 15:28:37
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
08 11 2024 9:39:19
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
07 11 2024 20:25:16
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
06 11 2024 14:23:52
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
05 11 2024 16:42:39
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
04 11 2024 21:18:29
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
03 11 2024 17:35:40
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
02 11 2024 7:29:15
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
01 11 2024 16:13:55
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
31 10 2024 10:47:48
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
30 10 2024 15:46:58
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
29 10 2024 19:27:14
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
28 10 2024 6:31:11
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
27 10 2024 5:26:32
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
26 10 2024 1:20:54
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
25 10 2024 14:43:33
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
24 10 2024 17:12:25
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
23 10 2024 3:27:42
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
22 10 2024 11:17:36
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
21 10 2024 13:13:12
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
20 10 2024 4:47:57
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
19 10 2024 8:48:17
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
18 10 2024 9:18:32
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
17 10 2024 6:10:54
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
16 10 2024 9:31:59
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
15 10 2024 0:58:19
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
14 10 2024 21:15:24
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
13 10 2024 3:17:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::