Повторительно-обобщающий урок "Крестьянская реформа 1861 года"
Порвалась цепь великая
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим - по мужику!
(Н.А. Некрасов)
Цели и задачи урока:
- укрепить представление о сущности крестьянской реформы 1861 г. , разобрав основные положения реформы; уяснить значение отмены крепостного права.
- продолжить формировать умения и навыки анализировать, рассуждать, делать выводы.
- материал урока способствует формированию нравственной памяти и убеждения
План урока:
- Введение
- Основная часть урока
А) Причины отмены крепостного права
Б) Подготовка реформы 1861 г.
В) Отмена крепостного права в России
Г) Историческое значение крестьянской реформы
- Заключительная часть урока. Рефлексия.
- Домашнее задание
Оснащение урока:
- Мультимедиа-ресурсы
- Интеpaктивные таблицы
- Тестовые задания
- Исторические источники
- Рисунки учащихся по теме
- Музыкальное оформление
Ход урока:
Задача учителя – помочь учащимся определить тему и цель урока.
Учитель: (читает стихотворение, звучит музыкальное сопровождение)
Беден, нечесан Калинушка
Нечем ему щеголять,
Только расписана спинушка,
Да за рубахой не знать.
С лаптя до ворота
Шкура вся вспорота,
Пухнет с мякины живот.
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый
Еле Калина бредет…
Вопрос учащимся: О чем это стихотворение?
Учитель: Определите тему сегодняшнего урока?
Учащиеся: Крестьянская реформа 1861 года.
Основные понятия (на интеpaктивной доске): реформа, временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, уставная грамота, испольщина. (объяснить значение слов)
Учитель: В России 19 век – это век разложения феодальных отношений, которые задерживали развитие капитализма. И главным из феодальных пережитков было крепостное право.
Вопрос учащимся: Как российские императоры относились к отмене крепостного права (интеpaктивная таблица с датами)
1816г |
1842г. |
1803г. |
1819г. |
1797г. |
1847г. |
1804г. |
1818г. |
1861г. |
(назвать события связанные с этими датами, начиная с 1797г – игра в исторические пятнашки. )
Вопрос учащимся: Каковы же были причины отмены крепостного права?
Возможные ответы:
- поражение России в Крымской войне 1853-1856гг.
- массовые выступления крестьян
- изменение атмосферы в обществе.
Учитель: Отмена крепостного права - неизбежна. Но это нелегко.
Вопрос учащимся: При каких обстоятельствах и когда Александр2 заявил о необходимости отмены крепостного права? (30/03/1856г. )
О чем свидетельствуют его слова: « Лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда его отменят «снизу». Какую цель преследовал Александр II, говоря эти слова. (Основная цель Александра II – удержать свою власть. )
Вопрос учащимся: Почему Александр II добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от дворян?
Учитель: Используя опopный конспект, раскройте особенности подготовки реформы. (на интеpaктивной доске даты)
Возможные ответы учащихся: Была создана система центральных, местных учреждений для разработки реформ.
- 1857г. -Секретный комитет (тайный хаpaктер), в конце года- губернские дворянские комитеты.
- 1858г. -Главный комитет.
- 1859г. -редакционные комиссии.
- 1860г. -?
Учитель: Объяснить, используя схему, какие проекты программ предлагали различные категории дворян? Ответ подтвердите словами из источников (документов) (приложение 1)
На интеpaктивной доске схема.
Учитель: Какой вывод можно сделать по данным предлагаемым проектам программ?
Возможный ответ учащихся: Помещики не хотели себя обидеть, т. о. реформа будет проведена в интересах дворянства.
Учитель: Перед правительством стояло три возможных варианта освобождения крестьян. Какой вариант и почему выбрал император?
Учащийся: Основные положения манифеста 19 февраля 1961г. (2 этапа)
- – личное освобождение крестьян (крестьяне получили гражданские права)
- – наделение крестьян землей.
Учитель: Это самый болезненный вопрос! Какие были условия наделения крестьян землей?
Учащийся: размер земли различался в черноземной, нечерноземной, степной зонах от 3 до 12 десятин. Крестьяне теряли землю. Некоторые группы крестьян вообще не получали землю – дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных хозяйств. Но и небольшой надел крестьянин должен выкупить.
Учитель: Можно ли было получить землю бесплатно? (Да. 1/4 определенного законом надела). Стал ли крестьянин собственником земли? (земля – общинная собственность, ее нельзя продавать, покупать. )
Разобрав основные положения реформы видим положительные стороны реформы, но мы должны определить феодальные пережитки после реформы:
- сохранение натурального хозяйства
- сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян
- сохранение общины
- политическое бесправие крестьян.
Какой же вывод?
Учащийся: Не решен аграрный вопрос, крестьянин зависим от общины, реформа не завершенная, не полная.
Учитель: Каково историческое значение реформы?
Переломный момент- грань между феодализмом и капитализмом- начало капитализма
Крестьяне – лично свободны, но не решен аграрный вопрос.
Нравственное значение реформы – покончено с крепостным рабством.
Тестирование по теме. (5-7 мин. )
1. Временнообязанное состояние крестьян существовало в России:
- 1857-1895гг.
- 1861-1881гг.
- 1863-1906гг.
- 1894-1905гг.
2. С крестьянской реформой 1861г. было связано понятие:
- вольноотпущенные крестьяне
- хутора
- выкупные платежи
- отруба
3. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861г. назывался:
- надел
- отруб
- имение
- вотчина
4. С крестьянской реформой 1861г. связано возникновение понятия:
- государственные крестьяне
- временнообязанные крестьяне
- черносошные крестьяне
- вольноотпущенные крестьяне
5. Труд освободившихся от крепостной зависимости крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю назывался:
- отработками
- мecячиной
- испольщиной
- барщиной
6. Развитию капитализма в России во второй половине 19 века способствовало:
- освобождение крестьян от крепостной зависимости
- распространение отработок
- сохранение временнообязанного состояния крестья
- существование крестьянской общины.
(Взаимопроверка)
3. Учитель: Заслуга императора велика! Давайте представим, что мы в 19 веке, в аппартаментах Александра II, где корреспондент берет интерью у императора. Послушаем, что он думает о будущем России.
(Инсценирование)
Корреспондент: Александр Николаевич, могу я задать Вам несколько вопросов?
Император: Только поскорее, я спешу отобедать.
Корр.: Я очень постараюсь. Скажите, каково Ваше отношение к порядкам установленным отцом?
Император: Мне нравились эти порядки.
Кореспондент: Нам известно, что Вы не были сторонником коренных реформ в стране, но сделали так много.
Император: Как военный человек я осознал причины поражения в Крымской войне. Для меня престиж и величие державы - превыше всего, поэтому реформы.
Корреспондент: Что по-Вашему изменилось в России после Вашего прихода к власти?
Император: Разве вам неизвестно? Изменилось многое. Незря же мы принемаем разные законы.
Корреспондент: Разрешите задать несколько вопросов о Вашей семье?
Император: Хорошо. Хотя я не люблю говорить о жене и детях.
Корреспондент: Какие отношения складываются в Вашей семье?
Император: Хорошие. Спокойное слово жены, ее поддержка и понимание- для меня манна небесная! Дети мои меня забавляют.
Корреспондент: Скажите, чем любите заниматься в свободное время?
Император: Охотиться люблю. Это очень успокаивает. Хорошее занятие.
Корреспондент: Хотели бы Вы, чтобы судьба Ваших детей была такой же, какую имеете Вы?
Император: Судьбу не выбирают. Они мои наследники, значит судьба им уготовлена такая же.
Корреспондент: И последнее. Каким Вы видите будущее России?
Император: Не буду загадывать, но я постараюсь сделать все, чтобы не позволить сойти России с верного пути!
Корреспондент: Спасибо. Вы многое разъяснили. До свидания.
Император: И вам - не хворать!
Учитель: Наша задача, все делать для того, чтобы не позволить России сойти с верного пути, укреплять, защищать нашу страну, делать все, чтобы она процветала.
4. А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока.
- Что Некрасов подразумевал под словами « цепь великая»?
- Подумать, что хотел выразить поэт в своем стихотворении. ?
Домашнее задание. Ответ оформить в виде письменной творческой работы.
Презентация.
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.
...
27 03 2023 9:40:34
Основная идея урока – акцентировать внимание учеников на их собственном опыте детства как времени, имеющем ценность для их будущей взрослой жизни; создать условия для заинтересованного изучения информации параграфа, поэтому учащимся предлагается побыть в роли родителей. Ещё одной идеей занятия было желание познакомить учеников с приёмами критического чтения....
26 03 2023 17:51:21
Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....
25 03 2023 2:10:22
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.
...
24 03 2023 14:27:42
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
23 03 2023 9:13:51
Конституция РФ – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве.
...
22 03 2023 1:24:57
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
21 03 2023 12:50:32
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
20 03 2023 21:57:16
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности
учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в
которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не
только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и
знаний....
19 03 2023 1:40:31
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
18 03 2023 17:13:47
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
17 03 2023 23:10:47
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
16 03 2023 21:20:45
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
15 03 2023 4:45:25
В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся....
14 03 2023 21:41:22
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
13 03 2023 11:16:35
Данный материал предназначен для урока истории в 10-м классе. Учащиеся узнают о роли первых князей в складывании русского государства. Пятеро учащихся заранее готовят презентации, демонстрируют на уроке, класс, по ходу демонстрации, заполняет таблицу: «Деятельность первых русских князей». Далее учащиеся оценивают каждую презентацию по 5-балльной системе. Стихи заранее раздаются ученикам. Иллюстрации взяты в сети Интернета, стихи русских поэтов из разных источников....
12 03 2023 9:32:37

Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....
11 03 2023 8:30:42
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
10 03 2023 1:59:54
Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....
09 03 2023 14:24:31
Урок-презентация способствует формированию у учащихся навыков публичного общения, умению отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях, а также воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов. Используются компьютерные презентации учащихся, музыкальное сопровождение.
...
08 03 2023 20:58:38
Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....
07 03 2023 19:41:49
Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в США. Исследуются такие важные документы в истории США, такие как «Декларация независимости США», «Билль о правах», Конституция 1787 года.
...
06 03 2023 17:10:27
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики, истории и математики в ходе изучения вопросов возникновения, развития и применения на пpaктике азapтных игр (как одной из составляющих формирования доходной части государственного бюджета) для более полного восприятия материала.
...
05 03 2023 0:33:27
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
03 03 2023 23:54:34
Исторический вечер «Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....
02 03 2023 14:44:31

Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
01 03 2023 21:25:57
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
28 02 2023 14:25:41
Предлагается разработка урока (учебник Е.В. Пчёлова «История России. XVII-XVIII вв.» издательство «Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация.
...
27 02 2023 5:14:12
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
26 02 2023 16:34:55
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет.
...
25 02 2023 6:29:15
Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....
24 02 2023 14:17:43
Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....
23 02 2023 13:47:52
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении.
...
22 02 2023 13:43:13
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
21 02 2023 18:41:21
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
20 02 2023 4:31:29
Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I.
...
19 02 2023 12:20:11
Урок выстраивает общечеловеческие ценности – ценности личности, ее неповторимость, уникальность; воспитывает мировоззрение учащихся, утверждает ценность знаний, мысли. Учит принимать решения, отвечать за других, толерантности, милосердию, доброте.
...
18 02 2023 8:20:38
Цель занятия - формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941–1942 гг. Данное мероприятие было проведено для учащихся 7–11-х классов. Для зрителей была разработана система вопросов, которая включала их знания о музеях Москвы, о памятниках и памятных местах столицы, о героях битвы, о названиях объектов города и Северного округа, связанных с Московской битвой....
17 02 2023 14:43:53
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства.
...
16 02 2023 23:43:58
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми.
...
15 02 2023 18:33:40
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
14 02 2023 21:34:13
Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению "Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам "Ссылка и каторга России", "Шаги репрессий в СССР", "Бутовский полигон", "Зырянгал"....
13 02 2023 23:55:56
На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....
12 02 2023 21:31:16
Урок с ИКТ повторяет и обобщает материал по теме «Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы «Россия в XVII в.»....
11 02 2023 18:30:59
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....
10 02 2023 19:34:46
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
09 02 2023 17:21:21
Целью урока является формирование у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., ее защитниках и их подвигах; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам....
08 02 2023 12:33:32
В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....
07 02 2023 21:45:25
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края.
...
06 02 2023 15:13:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::