Повторительно-обобщающий урок "Крестьянская реформа 1861 года"
Порвалась цепь великая
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим - по мужику!
(Н.А. Некрасов)
Цели и задачи урока:
- укрепить представление о сущности крестьянской реформы 1861 г. , разобрав основные положения реформы; уяснить значение отмены крепостного права.
- продолжить формировать умения и навыки анализировать, рассуждать, делать выводы.
- материал урока способствует формированию нравственной памяти и убеждения
План урока:
- Введение
- Основная часть урока
А) Причины отмены крепостного права
Б) Подготовка реформы 1861 г.
В) Отмена крепостного права в России
Г) Историческое значение крестьянской реформы
- Заключительная часть урока. Рефлексия.
- Домашнее задание
Оснащение урока:
- Мультимедиа-ресурсы
- Интеpaктивные таблицы
- Тестовые задания
- Исторические источники
- Рисунки учащихся по теме
- Музыкальное оформление
Ход урока:
Задача учителя – помочь учащимся определить тему и цель урока.
Учитель: (читает стихотворение, звучит музыкальное сопровождение)
Беден, нечесан Калинушка
Нечем ему щеголять,
Только расписана спинушка,
Да за рубахой не знать.
С лаптя до ворота
Шкура вся вспорота,
Пухнет с мякины живот.
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый
Еле Калина бредет…
Вопрос учащимся: О чем это стихотворение?
Учитель: Определите тему сегодняшнего урока?
Учащиеся: Крестьянская реформа 1861 года.
Основные понятия (на интеpaктивной доске): реформа, временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, уставная грамота, испольщина. (объяснить значение слов)
Учитель: В России 19 век – это век разложения феодальных отношений, которые задерживали развитие капитализма. И главным из феодальных пережитков было крепостное право.
Вопрос учащимся: Как российские императоры относились к отмене крепостного права (интеpaктивная таблица с датами)
1816г |
1842г. |
1803г. |
1819г. |
1797г. |
1847г. |
1804г. |
1818г. |
1861г. |
(назвать события связанные с этими датами, начиная с 1797г – игра в исторические пятнашки. )
Вопрос учащимся: Каковы же были причины отмены крепостного права?
Возможные ответы:
- поражение России в Крымской войне 1853-1856гг.
- массовые выступления крестьян
- изменение атмосферы в обществе.
Учитель: Отмена крепостного права - неизбежна. Но это нелегко.
Вопрос учащимся: При каких обстоятельствах и когда Александр2 заявил о необходимости отмены крепостного права? (30/03/1856г. )
О чем свидетельствуют его слова: « Лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда его отменят «снизу». Какую цель преследовал Александр II, говоря эти слова. (Основная цель Александра II – удержать свою власть. )
Вопрос учащимся: Почему Александр II добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от дворян?
Учитель: Используя опopный конспект, раскройте особенности подготовки реформы. (на интеpaктивной доске даты)
Возможные ответы учащихся: Была создана система центральных, местных учреждений для разработки реформ.
- 1857г. -Секретный комитет (тайный хаpaктер), в конце года- губернские дворянские комитеты.
- 1858г. -Главный комитет.
- 1859г. -редакционные комиссии.
- 1860г. -?
Учитель: Объяснить, используя схему, какие проекты программ предлагали различные категории дворян? Ответ подтвердите словами из источников (документов) (приложение 1)
На интеpaктивной доске схема.
Учитель: Какой вывод можно сделать по данным предлагаемым проектам программ?
Возможный ответ учащихся: Помещики не хотели себя обидеть, т. о. реформа будет проведена в интересах дворянства.
Учитель: Перед правительством стояло три возможных варианта освобождения крестьян. Какой вариант и почему выбрал император?
Учащийся: Основные положения манифеста 19 февраля 1961г. (2 этапа)
- – личное освобождение крестьян (крестьяне получили гражданские права)
- – наделение крестьян землей.
Учитель: Это самый болезненный вопрос! Какие были условия наделения крестьян землей?
Учащийся: размер земли различался в черноземной, нечерноземной, степной зонах от 3 до 12 десятин. Крестьяне теряли землю. Некоторые группы крестьян вообще не получали землю – дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных хозяйств. Но и небольшой надел крестьянин должен выкупить.
Учитель: Можно ли было получить землю бесплатно? (Да. 1/4 определенного законом надела). Стал ли крестьянин собственником земли? (земля – общинная собственность, ее нельзя продавать, покупать. )
Разобрав основные положения реформы видим положительные стороны реформы, но мы должны определить феодальные пережитки после реформы:
- сохранение натурального хозяйства
- сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян
- сохранение общины
- политическое бесправие крестьян.
Какой же вывод?
Учащийся: Не решен аграрный вопрос, крестьянин зависим от общины, реформа не завершенная, не полная.
Учитель: Каково историческое значение реформы?
Переломный момент- грань между феодализмом и капитализмом- начало капитализма
Крестьяне – лично свободны, но не решен аграрный вопрос.
Нравственное значение реформы – покончено с крепостным рабством.
Тестирование по теме. (5-7 мин. )
1. Временнообязанное состояние крестьян существовало в России:
- 1857-1895гг.
- 1861-1881гг.
- 1863-1906гг.
- 1894-1905гг.
2. С крестьянской реформой 1861г. было связано понятие:
- вольноотпущенные крестьяне
- хутора
- выкупные платежи
- отруба
3. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861г. назывался:
- надел
- отруб
- имение
- вотчина
4. С крестьянской реформой 1861г. связано возникновение понятия:
- государственные крестьяне
- временнообязанные крестьяне
- черносошные крестьяне
- вольноотпущенные крестьяне
5. Труд освободившихся от крепостной зависимости крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю назывался:
- отработками
- мecячиной
- испольщиной
- барщиной
6. Развитию капитализма в России во второй половине 19 века способствовало:
- освобождение крестьян от крепостной зависимости
- распространение отработок
- сохранение временнообязанного состояния крестья
- существование крестьянской общины.
(Взаимопроверка)
3. Учитель: Заслуга императора велика! Давайте представим, что мы в 19 веке, в аппартаментах Александра II, где корреспондент берет интерью у императора. Послушаем, что он думает о будущем России.
(Инсценирование)
Корреспондент: Александр Николаевич, могу я задать Вам несколько вопросов?
Император: Только поскорее, я спешу отобедать.
Корр.: Я очень постараюсь. Скажите, каково Ваше отношение к порядкам установленным отцом?
Император: Мне нравились эти порядки.
Кореспондент: Нам известно, что Вы не были сторонником коренных реформ в стране, но сделали так много.
Император: Как военный человек я осознал причины поражения в Крымской войне. Для меня престиж и величие державы - превыше всего, поэтому реформы.
Корреспондент: Что по-Вашему изменилось в России после Вашего прихода к власти?
Император: Разве вам неизвестно? Изменилось многое. Незря же мы принемаем разные законы.
Корреспондент: Разрешите задать несколько вопросов о Вашей семье?
Император: Хорошо. Хотя я не люблю говорить о жене и детях.
Корреспондент: Какие отношения складываются в Вашей семье?
Император: Хорошие. Спокойное слово жены, ее поддержка и понимание- для меня манна небесная! Дети мои меня забавляют.
Корреспондент: Скажите, чем любите заниматься в свободное время?
Император: Охотиться люблю. Это очень успокаивает. Хорошее занятие.
Корреспондент: Хотели бы Вы, чтобы судьба Ваших детей была такой же, какую имеете Вы?
Император: Судьбу не выбирают. Они мои наследники, значит судьба им уготовлена такая же.
Корреспондент: И последнее. Каким Вы видите будущее России?
Император: Не буду загадывать, но я постараюсь сделать все, чтобы не позволить сойти России с верного пути!
Корреспондент: Спасибо. Вы многое разъяснили. До свидания.
Император: И вам - не хворать!
Учитель: Наша задача, все делать для того, чтобы не позволить России сойти с верного пути, укреплять, защищать нашу страну, делать все, чтобы она процветала.
4. А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока.
- Что Некрасов подразумевал под словами « цепь великая»?
- Подумать, что хотел выразить поэт в своем стихотворении. ?
Домашнее задание. Ответ оформить в виде письменной творческой работы.
Презентация.
Урок предназначен для учащихся 6-го класса с углубленным изучением гуманитарных предметов. Являясь по форме интегрированным, урок позволяет охватить разные аспекты жизни человека Раннего Средневековья в Западной Европе и увидеть истоки формирования сознания средневекового человека и условия возникновения литературы....
29 06 2022 9:54:47
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
28 06 2022 12:17:10
Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....
27 06 2022 6:15:46

Небольшое количество часов, отведенное на изучение зарубежной истории, требует творческого подхода к освещению событий и выделения роли личности в истории. Презентация – форма работы, положительным образом сказывающаяся на знаниях учащихся. Цель урока: знакомство учащихся с процессом объединения германских земель в XIX веке, определение влияния 'nb[ событий на дальнейший ход истории, выделение роли Бисмарка и Вильгельма I....
26 06 2022 6:23:50
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
25 06 2022 14:40:23
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации.
...
24 06 2022 10:33:17
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опopных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...
23 06 2022 19:39:28
Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
22 06 2022 3:30:44

Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три комaнды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов комaнд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....
21 06 2022 10:42:14
Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать хаpaктеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....
20 06 2022 22:23:34
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
19 06 2022 20:52:55

В статье приводится разработка урока по истории Древнего мира на тему «Культура Древнего Египта», ориентированная на учащихся 5-го класса. Это объемный по содержанию материал, т.к. культура охватывает многие стороны развития человеческой жизни. В данном случае рассматриваются и религия древних египтян, и различные виды искусства (архитектура, живопись, скульптура), и письменность, здесь также можно получить ответ на вопрос, какие науки существовали в Древнем Египте....
18 06 2022 22:57:27
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
17 06 2022 2:34:48
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России.
...
16 06 2022 21:57:24
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
15 06 2022 10:14:48
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
14 06 2022 12:44:33
Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....
13 06 2022 15:33:33
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
12 06 2022 9:36:18
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
11 06 2022 14:40:41
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
10 06 2022 22:12:11
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
09 06 2022 2:56:38

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
08 06 2022 18:23:49
Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке; совершенствовать умения работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории....
07 06 2022 10:50:56
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
06 06 2022 9:32:25
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
05 06 2022 2:10:48
Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....
04 06 2022 15:31:47
Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме «Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....
03 06 2022 3:33:12
На совместном уроке отслеживается "лестница идей", на основе которых появились новые двигатели. Техника – это не только показатель научно-технического прогресса, это и показатель тех общественных отношений, при которых она используется. Каковы же были научные предпосылки появления тепловых двигателей?
...
02 06 2022 2:23:30
Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала.
...
01 06 2022 12:54:53
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
31 05 2022 20:39:15
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
30 05 2022 15:48:30
Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....
29 05 2022 8:55:17
Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....
28 05 2022 15:23:19
В ходе урока используются следующие методы обучения: по виду - словесные, наглядные и пpaктические; по способу осуществления - репродуктивные; по хаpaктеру - индуктивные и дедуктивные. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют использовать изученный материал, углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
...
27 05 2022 17:53:53
Урок ставит задачу выяснить в процессе исследования, кем был Петр I – тираном или реформатором. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на две группы. Задание для первой группы учащихся: приготовить презентацию, в которой Петр выступает как тиран. Заданием для второй группы было показать императора реформатором.
...
26 05 2022 6:11:11
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
25 05 2022 22:38:48
Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения.
...
24 05 2022 2:21:34
Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....
23 05 2022 13:22:42
Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....
22 05 2022 10:24:59
Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....
21 05 2022 10:19:29
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики, истории и математики в ходе изучения вопросов возникновения, развития и применения на пpaктике азapтных игр (как одной из составляющих формирования доходной части государственного бюджета) для более полного восприятия материала.
...
20 05 2022 8:53:27
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
...
19 05 2022 5:51:32
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
18 05 2022 13:44:16
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
17 05 2022 23:30:57
Цели: познакомить учащихся с участниками Великой Отечественной войны, жителями села Мостовское; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой родины; способствовать патриотическому воспитанию учащихся....
16 05 2022 17:55:10
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
15 05 2022 11:16:19
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....
14 05 2022 12:40:35
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
13 05 2022 20:36:48
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
12 05 2022 14:41:29
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
11 05 2022 23:12:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::