Проект: "Столыпинская программа модернизации России"
Цели:
Образовательный аспект:
- Сформировать представление об основных направлениях, мероприятиях и итогах реформ П.А. Столыпина.
- Развивать у учащихся умение работать с историческими документами, анализировать и сравнивать информацию, делать выводы.
- Воспитывать у учащихся чувство уважения и толерантности к существованию различных точек зрения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Применяемые на уроке элементы педагогических технологий: технологии проектного обучения, уровневой дифференциации.
Педагогические техники и приемы: “Корзина знаний”, “Блиц-опрос”.
Основные термины и понятия: отруб, хутор, кооперация.
Основные даты и события:
- 19 августа 1906 г. – указ о введении военно-полевых судов.
- Ноябрь 1907 г.- начало работы III Государственной Думы
- 9 ноября 1906 года – начало проведения аграрной реформы.
Оборудование и наглядность урока: плакат “ Состав Государственной Думы ”, структурно-логическая схема №1 “Политика П.А. Столыпина”, структурно-логическая схема №2 “Успокоение страны”, структурно-логическая схема №3 “Пути решения проблемы малоземелья крестьян ”, структурно-логическая схема №4 “Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина”, компьютерная презентация “Столыпинская модернизация сельского хозяйства России”, плакат “Реформы П.А. Столыпина”, плакат “Итоги аграрной реформы П.А. Столыпина”, портрет П.А. Столыпина, исторические документы.
Структура урока:
- Организационный момент. Приветствие.
- Актуализация ЗУН.
- Презентация темы урока, целей урока, мотивации и организации работы.
- Изучение нового материала.
- Закрепление системы ЗУН.
- Подведение итогов урока.
- Постановка и комментирование домашнего задания.
План урока:
- “Успокоение и реформы”.
- Столыпинская модернизация сельского хозяйства России.
- Итоги аграрной реформы П.А. Столыпина.
Опережающие вопросы и задание:
Ответить на вопросы:
- Какую роль играла крестьянская община в аграрных отношениях России начала XX века?
- Каковы особенности развития сельского хозяйства в начале XX века?
- Какие проблемы деревни требовали скорейшего разрешения?
- Какие проекты решения аграрного вопроса были предложены различными политическими партиями?
Задание: Наиболее сильным учащимся составить свой проект решения аграрного вопроса в России.
Приложение 1
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие
II. Актуализация ЗУН
“Блиц-опрос” (в процессе опроса использовать прием “корзина знаний”).
- Что такое крестьянская община?
- Какую роль играла община в жизни крестьянства?
- Какие недостатки общинного земледелия проявились в начале XX века?
- Какое количество земли было необходимо крестьянскому хозяйству для нормального существования?
- Сколько десятин земли приходилось в среднем на одно крестьянское хозяйство?
- Что такое аграрное перенаселение и какие последствия для русской деревни оно имело?
- 7. Насколько эффективно использовались помещичьи земли?
- Как крестьяне видели решение вопроса, связанного с малоземельем?
- Охаpaктеризуйте цели и методы борьбы крестьянства в революции 1905-1907 гг.
- Назовите основные проблемы аграрного сектора.
Таким образом, главной проблемой российской экономики стала проблема модернизации аграрного сектора и эта проблема требовала скорейшего разрешения.
III. Презентация темы урока, целей урока, мотивации и организации работы
В течение XX века руководители и правительства нашего государства проводили реформирование аграрного сектора России. И в начале XXI века состояние сельского хозяйства страны вызывает определенную тревогу и понимание того, что модернизация в этой сфере российской экономики необходима, поэтому изучение опыта реформирования российской деревни в 1906-1914 годах является и по сей день актуальным. Вам предстоит, работая в группах изучить и проанализировать исторические документы о проведении аграрной реформы, об ее итогах. Учащиеся, предварительно составившие свои аграрные проекты, представляют его на рассмотрение, указав принципиальные различия своих проектов и проекта П.А. Столыпина.
IV. Изучение нового материала
1. “Успокоение и реформы”.
Преподаватель: Завершение революции 1905–1907 гг. и проведение последующих реформ в стране тесно связаны с деятельностью яркого, волевого, необычайно смелого, сильного и даровитого политика России Петра Аркадьевича Столыпина. (Демонстрация портрета).
Столыпин прекрасно осознавал масштабность переживаемых Россией в начале ХХ века изменений и давал им определения как “великий перелом”, “эпоха перемен”, “великий исторический перелом”, “время переустройства всех государственных законодательных устоев”.
Понимая всю сложность ситуации в стране, Столыпин предлагал решить две взаимосвязанных проблемы. Первая состояла в скорейшем прекращении революции, т.е. в “успокоении страны”, а вторая сводилась к проведению системных реформ. В стране существовала постоянная угроза новой вспышки народных волнений, и власти стремились силой подавить эти волнения. И все же в сложившихся условиях реализовывалась возможность проведения экономических и политических реформ.
Преподаватель коротко рассказывает о политике П.А. Столыпина, используя структурно-логическую схему № 1 “Политика П.А. Столыпина”.
Структурно-логическая схема №1
12 августа 1906 г. на Столыпина было совершено чудовищное покушение эсеровских боевиков. Главной задачей политики Столыпина стало “успокоение страны”. 19 августа 1906 г. был принят Указ о введении военно-полевых судов. Преподаватель дает хаpaктеристику деятельности правительства по “успокоению страны”, используя структурно-логическую схему № 2 “Успокоение страны”.
Структурно-логическая схема № 2
Десятки тысяч участников революционных событий были отправлены в тюрьмы, на каторгу, в ссылку. До отмены военно-полевых судов в 1907 г. они приговорили к cмepтной казни более 2 тыс. человек. За 1907-1909 гг. были казнены 2681 человек. Только в 1910 г. количество cмepтных казней по политическим мотивам пошло на убыль. Что касается легального оппозиционного движения, то с ним власти боролись, закрывая газеты и журналы (даже просветительского хаpaктера), общества, организации т.ч. профсоюзы. За 1907-1909 гг. прекратили свое существование 356 профессиональных союзов рабочих.
Первичное закрепление нового материала по структурно-логическим схемам №1, №2.
В ноябре 1907 года начала свою работу III Государственная Дума. Столыпин приложил немало усилий к установлению “рабочего взаимодействия” между правительством и III Государственной Думой. (Используется плакат “Состав Государственной Думы”)
Революционные фpaкции оказались в меньшинстве, сократилось представительство кадетов, самыми большими фpaкциями располагали октябристы и правые.
Из всех думских партий Столыпин мог рассчитывать только на октябристов, причем с оговорками. Но все же ему удавалось проводить через Думу необходимые решения.
Если шла речь о реформаторских мероприятиях, то его поддерживало парламентское большинство октябристов, прогрессистов и кадетов. При необходимости провести через парламент “охранительные” мероприятия он находил поддержку у парламентского большинства октябристов с правыми.
Но не только репрессивные мероприятия были частью политики П.А. Столыпина. С самого начала его работы на посту премьера он разpaбатывает и пытается осуществить свои преобразования. Его проекты предполагали существенные, а нередко коренные изменения во всех без исключения сферах жизни российского общества. Не все эти проекты были подготовлены комaндой Столыпина – часть их досталась ему “по наследству”, но именно Столыпин объединил их в систему. Таким образом, можно говорить о самостоятельной концепции преобразований П.А. Столыпина. Столыпинские реформы можно условно разделить по трем направлениям: формирование основ гражданского общества, реформирование государственного устройства и модернизация экономики.
(Используя плакат “ Реформы П.А. Столыпина”, ознакомить учащихся с намеченными для реализации преобразованиями главы правительства.)
Из-за недостатка средств и противодействия в Государственном Совете правых, не склонных одобрять реформаторские начинания премьер-министра, планы Столыпина так и остались не реализованными.
Промежуточная актуализация.
- Мог ли крестьянин добровольно выйти из общины?
- Почему сохранение общины вело к упадку крестьянского производства?
- Как производилось наделение крестьян землей в общине?
- Являлись ли крестьяне собственниками земли?
Столыпинская модернизация сельского хозяйства России.
Нeблагоустройство значительной части крестьянства давно уже заботило и Николая II. Кабинету С.Ю. Витте не удалось принять никаких “сильных мер”, хотя предварительная работа велась и в 1905 году. Резерва времени у власти больше не было, поэтому тяжелую ношу по реформированию крестьянского землеустройства принял на себя кабинет Столыпина.
9 ноября 1906 года началась аграрная реформа П.А. Столыпина.
Важной частью крестьянской реформы стали отмена сословных ограничений крестьян и предоставление крестьянам – единоличникам право покупать землю.
Правительство более не могло игнорировать требования крестьянства решить проблемы аграрного перенаселения и малоземелья.
Учащиеся изучают исторические документы и совместно с преподавателем заполняют структурно- логическую схему №3 “Решение проблемы малоземелья крестьян”.
Структурно-логическая схема № 3
Документ №1
Речь П.А. Столыпина об устройстве быта крестьян и
о праве собственности, произнесенная в
Государственной Думе 10 мая 1907 года.
…Земельный вопрос дал бы он или нет возможность устроить крестьян у себя на местах?
На это ответ могут дать цифры, а цифры, господа, таковы: если бы не только частновладельческую, но даже всю землю без малейшего исключения, даже землю, находящуюся в настоящее время под городами, отдать в распоряжение крестьян, владеющих ныне надельною землею то в то время, как в Вологодской губернии пришлось бы всего вместе с имеющимися ныне по 147 десятин на двор…, в 14 губерниях не досталось бы и по 15, а в Полтавской пришлось бы лишь по 9…, в 10 губерниях… с наименьшим наделом, т. е. по 7 десятин на один двор.
Поголовное разделение всех земель едва ли может удовлетворить земельную нужду на местах; придется прибегнуть к тому же средству, которое предлагает правительство, то есть к переселению; придется отказаться от мысли наделить землей весь трудовой народ…
Но где же взять достаточное количество земли? Анализируя документы № 2 и № 3, составим основные мероприятия, необходимые для решения проблемы малоземелья крестьян.
(Заполнение схемы)
Документ № 2
Столыпинская реформа в большинстве случаев
реализовывалась царскими указами, что
гарантировало оперативность ее проведения…
12 августа 1906 г последовал указ о передаче Крестьянскому банку сельскохозяйственных удельных земель (собственность императорской фамилии); 27 августа – о порядке продажи казенных земель; 19 сентября – о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае (собственность императора)… этими решениями был создан национальный земельный фонд.
Цит. По: История России XX век под редакцией А.Н. Сахарова и др.
М., АСТ, 2001. С. 88-89.
Кроме того, в земельный фонд вошли продаваемые земли помещиков.
(Заполнение схемы)
Указ 9 ноября 1906 года ликвидировал насильственное прикрепление к общине и уничтожил закрепощение личности, т.е. община была разрушена.
Документ № 3
Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906 г.
1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающийся ему части из означенной земли…
12. Каждый домохозяин… имеет право…требовать, чтобы общество выделило
ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.
Преподаватель поясняет, как происходило выделение земли крестьянам в качестве отрубов и хуторов и подчеркивает, чтобы крестьянин окончательно почувствовал себя свободным, ему, по мнению Столыпина, следует дать возможность “укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность”.
(Заполнение схемы)
Преподаватель знакомит с другими мероприятиями реформы: с государственной помощью крестьянским хозяйствам, в т.ч. и переселенцам, с крестьянской кооперацией. Для совместной переработки и сбыта продукции хозяйства Сибири объединялись в артели и кооперативы (льноводческие, молочные, маслоделательные).
(Используется структурно-логическая схема № 4 “Основные мероприятия аграрной реформы”
Структурно-логическая схема № 4
Первичное закрепление нового материала по структурно-логическим схемам №3, №4.
3. Итоги аграрной реформы П.А. Столыпина.
Преподаватель знакомит учащихся с итогами аграрной реформы Столыпина.
(Использовать плакат “Итоги аграрной политики П.А. Столыпина”)
V. Этап закрепления системы ЗУН
1. Задание учащимся: Сравните реформаторские идеи С.Ю. Витте и П.А. Столыпина в аграрном вопросе. Какие идеи их объединяли, и в чем заключалось различие в подходах к реформированию аграрного сектора?
Учащиеся, проанализировав материал, окончательно оформляют его в таблицу, начатую на предыдущих уроках (в таблице учащимися заполняется раздел “Реформаторские взгляды П.А. Столыпина).
Реформаторские идеи С.Ю. Витте и П.А. Столыпина в аграрном вопросе.
Линии сравнения | Реформаторские взгляды С. Ю. Витте | Реформаторские взгляды П.А. Столыпина |
Отношение к частной собственности крестьян на землю. | Замена общинной надельной собственности частной. | Замена общинной надельной собственности частной в виде хуторов и отрубов. |
Решение проблемы малоземелья. | Переселение крестьян. | Переселение крестьян за Урал, в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. |
Предоставление крестьянам права выходить из общины. | Предоставление крестьянам права выходить из общины с наделом. Не призывал ликвидировать общину как таковую. | Разрушение общины. |
Политика по отношению к помещичьему землевладению. | Помещичье землевладение неприкосновенно. | Помещичье землевладение неприкосновенно. |
Государственная и социальная помощь крестьянам. | Не предусматривалась. | Предоставление государственной помощи переселенцам, кредитование крестьян. |
После заполнения таблицы ее результаты обсуждаются учащимися.
Заслушиваются по выбору (и при наличии времени обсуждаются) аграрные проекты учащихся.
Проект основных положений.
§1. Земля для сельского хозяйства должна отдаваться в пользование всем желающим ее обpaбатывать.
§2. Для этого образовать земельный фонд, в который должны войти все казенные, императорские, частновладельческие, продаваемые землевладельцами.
§3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, сдают в аренду необpaбатываемые, но пригодные для ведения сельского хозяйства земли по установленной государством цене .
§4. Все помещичьи земли пригодные для сельского хозяйства и необpaбатываемые в последние 5 лет, в обязательном порядке сдаются в аренду крестьянам. Арендная плата на них устанавливается §5.
§5. Цены на аренду земли устанавливает государство. Разницу между арендной ценой, установленной государством, и арендной ценой, установленной для определенной местности, выплачивает государство землевладельцу, сдавшему землю в аренду на основании договора.
§6. Крестьяне имеют право выйти из общины без каких либо ограничений, с получением надела земли, который находился в их пользовании до выхода из общины.
§7. Надел земли полученный при выходе из общины переходит в собственность крестьянина.
§8. Надел земли полученный при выходе из общины, по желанию крестьянина может быть сведен в единый надел или может остаться чересполосным в зависимости от ландшафта и хозяйственных условий местности, а также на основании местных положений.
§9. По желанию крестьян допускается создание коллективных хозяйств, в этом случае выделение наделов производится с учетом местных условий и местных положений.
§10. Если земли для наделения крестьян в данной местности не хватит, то крестьяне получают право на переселение за счет государства в те местности, где земля имеется в избытке.
§11. Переселение производится за счет государства и с предоставлением льгот, субсидий, с выделением необходимых денежных средств на обустройство и покупку сельхозинвентаря, машин, семян.
§12. Государство выделяет необходимые денежные средства на мелиорацию и осушение, находящихся в пользовании надельных земель крестьян.
§13. Государство создает фонд необходимых для крестьян сельхозинвентаря и машин и предоставляет их на правах аренды с последующим выкупом в рассрочку.
§14. Лицам, получившим землю, но не имеющим достаточных средств для обзаведения всем необходимым для хозяйства, должна быть оказана помощь за счет государства в форме ссуд и пособий и кредитов с отсрочкой выплаты сроком на 5 лет.
§15. На местах организовать агрономические комитеты для оказания консультативной помощи крестьянам, с целью освоения передовых способов ведения хозяйства.
§16. Создать местные комитеты для выработки основных положений для конкретной местности.
VI. Подведение итогов урока
VII. Постановка и комментирование домашнего задания
Преподаватель сообщает, что в историографии и публицистике сложились различные точки зрения на политику Столыпина. Одни авторы считают, что реформа достигла намеченных целей и проводившиеся реформы отвечали глубинным интересам развития страны, были получены позитивные результаты в модернизации крестьянских хозяйств, повышения производительности и товарности.
Другие, напротив, придерживаются мнения, что реформа провалилась, так как кабинет Столыпина попытался совместить несовместимое – интересы развития страны и сохранение интересов помещиков.
Третья точка зрения – “половинчатость реформ”. Частичный успех соседствует с крупными просчетами.
Постановка домашнего задания:
Будет верным определить ваше собственное отношение: какой из указанных точек зрения вы будете придерживаться после изучения текста учебника с. 59-62?
Затем класс делится на три группы. Задача каждой из групп, используя текст учебника, провести подбор фактов, соответствующий каждой из перечисленных точек зрения.
Обратить внимание учащихся на то, как по-разному воспринимаются одни и те же исторические явления в зависимости от позиции авторов.
Данный урок проводится в ходе изучения темы «Древняя Греция». Основное содержание занятия направлено на знакомство учащихся с культурой и образом жизни жителей Афин. Урок проводится в форме заочного путешествия, предполагается использование компьютерного учебника по всеобщей истории, а также презентации на персональных компьютерах; предусмотрено компьютерное тестирование.
...
01 02 2023 2:31:39
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
31 01 2023 19:43:24
В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения.
...
30 01 2023 2:50:47
Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока.
...
29 01 2023 4:51:13
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
28 01 2023 13:24:33
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
27 01 2023 13:44:52
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
26 01 2023 12:10:56
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
25 01 2023 6:18:17
На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал.
...
24 01 2023 17:50:52
Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....
23 01 2023 1:16:31
Цель урока: подвести учащихся к пониманию многообразия отношений между людьми. Рассматриваются отличия социальных и межличностных отношений, личных и деловых отношений. Учащиеся подводятся к пониманию – из чего складываются симпатия и антипатия; учатся устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями между людьми....
22 01 2023 14:53:51
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
21 01 2023 9:35:43
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
20 01 2023 11:40:11
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
19 01 2023 14:54:31
Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....
18 01 2023 6:26:58
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
17 01 2023 12:52:32
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
16 01 2023 6:10:28
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
15 01 2023 11:14:23
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
14 01 2023 13:50:35
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
13 01 2023 3:11:20
Урок проводится в 5–7-х классах. Хронологические рамки урока – период 1822–1831 гг., время губернаторства А.П. Степанова. Ученики узнают, почему была «открыта» Енисейская губерния, какое место она занимала на карте Российской империи и Сибири, как правил губернией её первый губернатор. Учащиеся изучат условия жизни, нравы и отношения между жителями губернии....
12 01 2023 19:25:15
Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси.
...
11 01 2023 4:47:43
Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....
10 01 2023 14:51:38

Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....
09 01 2023 2:51:15
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
08 01 2023 20:19:49
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
07 01 2023 13:27:34
Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....
06 01 2023 13:44:24
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
05 01 2023 23:34:25
В статье описывается метод проектного обучения, графические способы представления информации, работа с документально-методическим комплексом на уроках истории, которые способствуют формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций....
04 01 2023 18:40:27
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
03 01 2023 19:47:22
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
02 01 2023 7:43:29
Цель урока – систематизировать знания учащихся по истории и культуре стран Древнего Востока, повысить интерес школьников к предмету. Путешествие в таинственный и загадочный мир древних цивилизаций проходит по станциям, на которых комaнды получают золотые и серебряные ключи от спрятанных "кладов" с сокровищами. ...
31 12 2022 16:35:51
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
30 12 2022 12:59:30
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
29 12 2022 14:42:58
Цель урока-фестиваля: создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви.
...
28 12 2022 14:16:15
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
27 12 2022 0:30:39
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
26 12 2022 22:46:17
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
25 12 2022 4:46:19
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
24 12 2022 16:54:15
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
23 12 2022 14:30:37
Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....
22 12 2022 6:10:59
В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint.
...
21 12 2022 3:29:51
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
20 12 2022 20:16:34
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля;
разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении;
объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения.
...
19 12 2022 10:13:45
Урок составлен для учащихся 11-го класса, использующих учебное пособие «Москва» при изучении элективного курса. В течение урока учащиеся определяют тему урока (исходя из полученной информации), комментируют наиболее интересные факты, подбирают дополнительный материал, выполняют грамматические и лексические упражнения, обсуждают наиболее яркие страницы истории Москвы....
18 12 2022 9:57:37
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
17 12 2022 23:23:48
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения.
...
16 12 2022 1:49:54
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
15 12 2022 23:15:26
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
14 12 2022 1:42:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::