Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Перебирая наши даты".
Ход урока
Музыка военных лет
I. Преподаватель истории
II. Преподаватель литературы
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезли в танки, закрывая люки.
Что вся дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Этот день начался не тихой росной зарей, грохотом бомб, свистом пуль и скрeбли орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво-красным огнем. Многие матери отметят этот день в календаре в черным числом.
1-й ученик: 22 июня писатели Москвы, как по боевой тревоге собрались на митинг. На этом митинге председатель Союза писателей А.Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером.”
2-й ученик: Впервые же дни войны на фронт в качестве бойцов, комaндиров, политработников, корреспондентов ушло около тысячи писателей. Литература надела фронтовую шинель и шагнула в горнило войны. Произведения созданные в годы войны, обладают ныне силой документа. Этим же качеством абсолютной достоверности отличаются лучшие художественные произведения о войне, созданные в послевоенные годы.
3-й ученик: Никогда еще наша многонациональная литература не откликалась так единодушно и оперативно на события времени, как годы войны с фашизмом. Гетлеровцы, развязывая войну, рассчитывали возбудить между народами столь многоликого государства национальную жизнь. Но этого не произошло – военные испытания еще больше сблизили народы нашей страны.
4-й ученик: Башкирский поэт М.Карим писал об Украине, которую ему довелось освободить
Довольно слез! Меня послал Урал,
Чтоб ты утерла слезы, Катерина
Я под Уфою землю целовал,
Чтоб ты цвела, как прежде Украина!
Казахский поэт Джамбул Джабаев пишет, обращаясь к блокадному Ленинграду:
Предстоят большие бои,
Но не будет врагам житья!
Спать не в силах сегодня я …
Пусть подмогой будут, друзья,
Песни вам на рассвете мои,
Ленинградцы, дети мой,
Ленинградцы – гордость моя!
Многонациональная литература стала грозным оружием в борьбе народа за свободу своего отечества.
5-й ученик: В годы ВОВ особый подъем пережила поэзия. Стихи в отличие от других видов литературы обладали преимуществом: они способны были гораздо быстрее, оперативнее и эмоциональнее откликаться на постоянно менявшиеся события военного дня
Их можно было увидеть на спичечном коробке, они мелькали на броне танка, мчавшегося в атаку, бросались дождем листовок из самолетов, умещались на газетной полосе рядом со сводкой Информбюро. Возродилась традиция знакомых “Окон Роста”, теперь они назывались “Окна ТАСС”.
В годы войны было написано огромное количество стихотворений.
Стихи и песни Суркова, Симонова, Тихонова, Исаковского, Твардовского и многих других поэтов, опубликованные в центральных и фронтовых газетах. Они поднимались дух воинов, наполняли их сердца любовью к Родине, звали их на подвиг.
III.
Учитель: Но стихотворение Л.Кумача “Священная война” остается в этом ряду непревзойденным (на столе текст стихотворения)
Вопросы:
- Какую роль она играла в годы войны? (просьба, приказ, мольба)
- Кому обращен призыв?
- Как вы думаете, что имеет в виду автор, называя страну огромной? (не территорию, а народ)
- Кто обращается к стране с призывом? (Не литературное я , а от имени всего народа).
- Как называет автор врагов? (Обратите внимание на слово ярость – это ярость к агрессору, к завоевателю).
Учитель: А теперь послушаем песенный вариант.
Это песня прозвучала в первый раз на 3 день войны на Белорусском вокзале Москвы.
Музыку написал композитор Александров (звучит музыка поют дети)
6-й ученик: Наверное многим из вас известно имя татарского поэта Героя Советского Союза Муссы Джалиля. Трагичной оказалась его судьба. Уйдя на фронт, Комиссар Мусса Джалиль писал пафосные, вдохновляющие бойцов стихи. В 1942 г.будучи тяжело раненным, лишенным возможности сопротивляться, он попал в плен. Но фашистский концлагерь не сломил патриота. Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию. Члeны подпольной организации распространяли листовки, вели пропаганду среди заключенных, устраивали их побеги. Но его выдал предатель. Джалиль был переведен в берлинскую тюрьму Моабит и приговорен к cмepтной казни. Поэт был казнен незадолго до нашей победы, его товарищи по заключению сохранили стихи, написанные им в тюрьме. В последствии они были изданы под названием “Моабитская тетрадь”. В него вошли 115 стихотворений. Это стихи о Родине, раздумья о прошлом, размышляющего о будущем. Одним из них является стих. “Варварство”.
7-й ученик: Стихотворение “Варварство”
Вопросы по стихотворению:
1.Какие образы появляются в этом стихотворении?
2. Как изображает автор фашистов? (кучка дикарей, бесчувственные, бесчеловечные).
Вывод какой?
Это стихотворение – свидетельство большой ненависти поэта к фашизму.
IV. Преподаватель истории
8-й ученик: Чтение стихотворения “Жди меня” К.Симонова.
Учитель читает наизусть отрывок из поэмы Твардовского.
V. Преподаватель литературы
Итак, какую же роль играла поэзия в годы войны? Имена каких поэтов- фронтовиков вы открыли для себя сегодня? А какое стихотворение, изученное нами сегодня, произвело на вас больше впечатление?
Какие еще песни военных лет вы знаете? (Катюша, Синий платочек, Темная ночь, Смуглянка и др.)
“День Победы” исполняют учащиеся.
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
16 08 2022 4:49:57
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине....
15 08 2022 9:27:34
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
14 08 2022 5:33:46
К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте.
Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск.
Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого комaндования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту.
...
13 08 2022 1:41:20
Последнее время на уроках истории всё меньше и меньше времени отводится для изучения истории родного края, рассмотрения процессов мировой истории на примере истории малой родины. Данный материал может быть использован как для уроков истории, при изучении истории родного края, так и для внеклассной работы с учащимися.
...
12 08 2022 22:48:36
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
11 08 2022 6:42:34

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
10 08 2022 11:53:13

«Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6-м классе....
09 08 2022 4:15:27
Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству.
...
08 08 2022 19:31:25

На уроке дается представление о негативной стороне советской власти 20–50-х годов. Материал урока содействует выработке собственного мнения, умению анализировать и давать собственную оценку прошедшим событиям....
07 08 2022 16:19:24
Урок формирует представления о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. В ходе урока учащиеся работают с картой, историческим документом. Широко применяется наглядность, используются элементы театрализации, развивающая игра "Чудесный сундучок".
...
06 08 2022 8:12:26
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
05 08 2022 19:32:22
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
04 08 2022 1:55:25
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
03 08 2022 21:40:45
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
02 08 2022 22:18:15
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе".
...
01 08 2022 9:14:35
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
31 07 2022 21:14:47
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
30 07 2022 15:26:51
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
29 07 2022 7:40:45
Основные задачи урока: познакомить с либеральными взглядами 40-х гг. XIX века; сравнить взгляды западников и славянофилов, используя документы; пересмотреть вечный спор славянофилов и западников; на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни; подумать по какому пути идти России сегодня....
28 07 2022 16:47:54

Лекция учителя сопровождается презентацией с гиперссылками на сайты в Интернете. Учитель по своему усмотрению может использовать дополнительный материал. Может предложить презентацию для самостоятельного изучения, если ученик отсутствовал. Ссылки на сайты можно предложить ученикам для подготовки сообщений по теме или подготовки учебных проектов....
27 07 2022 17:25:57
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
26 07 2022 17:12:33
Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах.
...
25 07 2022 10:47:56
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....
24 07 2022 1:25:50
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
23 07 2022 14:31:31
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
...
22 07 2022 11:44:18

Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....
21 07 2022 12:24:10
Традиционный урок с элементами ролевой игры из регионоведческого курса "Кубановедение" воспитывает у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков. На уроке дети узнают причины, основные события и результаты походов Святослава, а также учатся работать с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием.
...
20 07 2022 14:16:25
Цель урока: познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и деятельностью Государственной Думы в 1906–1917 гг.; рассмотреть историю и деятельность Государственной Думы на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней; показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России....
19 07 2022 21:56:37
Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....
18 07 2022 14:56:25
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
17 07 2022 19:16:13
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
16 07 2022 8:51:19
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
15 07 2022 16:52:36
По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....
14 07 2022 20:33:59
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки.
...
13 07 2022 11:38:57
Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....
12 07 2022 14:50:30
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
11 07 2022 13:17:19
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
10 07 2022 16:11:44
Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....
09 07 2022 20:10:53
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
08 07 2022 17:40:49
Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....
07 07 2022 15:55:54
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
06 07 2022 8:45:38
В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу "История древнего мира". В разделе "Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....
05 07 2022 23:45:16
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
04 07 2022 2:12:36
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений.
...
03 07 2022 21:19:21
А.С. Грибоедов был современником тех событий, на которые дан намек в произведении "Горе от ума". Через призму текста произведения учащиеся взглянули на современников Грибоедова, оценили их устремления и желания, отметили изменения, произошедшие в обществе с 1812-го по 1825 г....
02 07 2022 22:41:25
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
01 07 2022 23:43:16
Целью урока является знакомство учащихся с ходом монгольского нашествия, определение причины поражения русских княжеств от войск Батыя. Урок включает в себя работу с картой и историческими источниками, самостоятельный поиск учебного материала. Даны приложения к уроку: презентация, самоанализ урока в виде презентации, системно-деятельностная основа урока.
...
30 06 2022 21:33:36
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
29 06 2022 6:35:41
Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен.
...
28 06 2022 5:17:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::