"Куликовская битва". Открытый урок в 6-м классе
«О, Родина, святая Родина!
Какое на свете сердце
Не встрепенётся при виде твоем?
Какая ледяная душа
не растает от веянья
твоего воздуха?»
А.Бестужев-Марлинский
Тема урока: Куликовская битва.
Цели:
- раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от золотоордынского ига;
- привить учащимся идею об общности судьбы и национальном единстве русского народа;
- формировать чувство патриотизма и гражданственности.
Задачи:
- Дать более глубокое представление о событиях 1380 года, их предпосылках, этапах, значении.
- Самостоятельно определить круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве.
- Отметить мужество и патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой, без которых невозможна была бы победа.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Компьютер, видеопроектор, экран.
- Карта «Борьба русского народа с иноземными захватчиками в ХII – ХIII вв.».
- Картина художника А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».
- Раздаточный материал.
- Выставка книг и детских рисунков.
Презентация к уроку не приводится из-за размеров, превышающих дозволенные. (Прим. ред.)
ХОД УРОКА
В начале урока учитель напоминает об одном из самых опаснейших врагов русского народа – монголо-татар.
1. Учащимся предлагается выполнить ряд заданий с уровневой дифференциацией (деятельность учащихся – воспроизведение и показ по карте, закрепление в памяти темы «Нашествие Батыя», завершение формирования знаний по теме «Возвышение Москвы», слайд 2).
Б – Когда русские земли были захвачены
монголо-татарами?
А – Почему русские земли не смогли дать отпор
Батыю?
Б – Покажите на карте территорию, захваченную
Батыем?
В – Их данных слов у магнитной доски составьте
определения (баскаки, иго, ярлык, дань).
В – Какие последствия для Руси имело
монголо-татарское иго?
Б – Укажите хронологические рамки
возникновения процесса Москвы.
В – Назовите основные причины возвышения Москвы?
А – Выявите причины противостояния Москвы и
Твери?
Б – Кого из первых московских князей вы знаете?
А – Какими методами они добивались усиления
Москвы?
2. Объявление темы урока, ознакомление учащихся с эпиграфом и планом работы (слайды 3, 4).
1) Великий князь Московский Дмитрий
Донской
2)Усиление Московского княжества и ослабление
Золотой Орды в ХIV веке.
3) Битва на реке Воже.
4) Организация похода хана Мамая на Русь. Русь
и Орда накануне сражения.
5) Битва на Куликовом поле.
6) Историческое значение Куликовской битвы.
Проблемный вопрос: Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа полной неожиданностью для обеих сторон (слайд 5)?
Учитель: Политика «разделяй и
властвуй», как могло показаться на первый взгляд,
навеки укрепила господство Золотой Орды и ничто
уже не могло вернуть Русь к единству и согласию.
Однако «время, исторический процесс
способствовали появлению на Руси личности,
способной нейтрализовать её губительное
действие». Такой личностью оказался
Великий князь Московский Дмитрий Донской (слайд
6).
– В 1359 году на московском престоле оказался
девятилетний внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович
(1359-1389). Именно с его именем связано начало
решительной борьбы за освобождение Руси из-под
власти Орды (10 из 30 лет своего княжения он воевал).
3. Заслушивается небольшое сообщение уч-ся о Дмитрии Ивановиче.
4. Работа с отрывком из документа (слайд 7).
«Еще в детском возрасте он размышлял о духовных делах и не вел праздных бесед и не любил бранных слов, избегал злых людей и всегда беседовал с добрыми, божественному писанию всегда внимал с умилением, много заботился о Божиих церквях, с мужеством защищал Русскую землю, был незлобив, как дитя, а умом зрел, воинам в битвах был страшен и многих врагов, поднявшихся на него, победил, и славный свой город Москву дивными стенами окружил, и во всем мире был славен,…»
Вопросы:
– Какими черты хаpaктера Дмитрия Донского вы
можете выделить?
– Повлияли ли они на умение руководить
государством?
– Чего добился Дмитрий Иванович в управлении
государством (учащиеся дают ответы на основе
сообщения и документа)? Показ слайдов 8, 9.
Усиление Московского княжества и ослабление Золотой Орды в ХIV веке (слайд 10).
Если Русь стремилась к единству, то Золотая
Орда переживала период феодальной
раздробленности.
Работа с учебником, стр. 184 и таблицей
(раздаточный материал)
Вопросы: Какие факты доказывают ослабление
Золотой Орды (работа с картой)? Что
происходило на Руси в это время?
– Однако к середине 70-х годов в правобережной
Орде усобицы прекратились. Правителем стал
темник Мамай. Умный и хитрый, жестокий и
изворотливый правитель (слайд 11).
Но ханом стать он не мог, так как не был
потомком Чингисхана. Поэтому хан стремился
доказать через завоевание Руси, что он является
продолжателем дела Чингисхана и Батыя.
5. Работа с отрывком из документа (слайд 12).
«Захвачу землю Русскую и разорю христианские церкви, и вместо их веры установлю свою, а где были церкви, там поставлю мечети и посажу баскаков по всем городам русским, а князей русских перебью…»
Вопрос: Что ожидало Русь, если бы Мамай захватил её земли?
Первое крупное столкновение с монголо-татарами произошло 11 августа 1378 г. на реке Воже.
К.Маркс писал, что это было «первое правильное сражение, выигранное русскими» (слайд 13).
6. Работа с документом (слайд 14).
«И послал безбожный Мамай вперёд себя на Русь войною своего воеводу, окаяного Бегича, с большим войском и со многими князьями ордынскими. Узнал об этом великий князь Дмитрий Иванович и пошел ему навстречу с многочисленным войском и бился с погаными на Рязанской земле, на реке Воже,.., а поганые агаряне были посрамлены, одни были побиты, а иные побежали… Бесславный же Мамай, позором объятый, вместо похвалы получивший бесчестие, сам пошел на Русскую землю, похваляясь победить великого князя…»
Вопрос: Почему сражение на р. Вожже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть у ордынцев?
– Москва быстро усиливалась, после победы на Воже она могла прекратить выплату дани. Кроме того, разгром Москвы усилил бы позиции Мамая в борьбе с его главными соперниками – Тохтамышем и Тимуром.
7. Рассказ учителя о подготовке к сражению (слайды 15, 16, 17, 18)
В ход пошли золото и серебро, копившиеся в Орде
долгие годы. За большую плату была нанята
генуэзская пехота. Множество различных мелких
феодалов – разбойников со своими
отрядами-шайками потянулись к Мамаю. В это же
время хан Мамай заключил военный союз с
литовским князем Ягайло и рязанским князем
Олегом.
Немешкал и Дмитрий Иванович. Разослал он «по всей
Русской земле гонцов со своими грамотами по всем
городам».
В роли Дмитрия Донского выступает ученик:
«Радостно нам, братья сложить головы свои за провославную веру христианску, да не будут захвачены города наши погаными, не запустеют святые Божии церкви, да не будут жёны наши и дети уведены в плен, да не будем вечно страдать от поганых… »
В собирании ратей участвовало не менее 36
городов. Формирование такого войска заняло в
общей сложности около 30 дней.
Русское войско по свидетельствам летописцев, не
уступало в численности Мамаевской рати – «от
начала такой силы русской не бывало». Оно
состояло из княжеских дружин и ополчений
большинства земель. Основным ядром были
москвичи.
8. Учащимся предлагается рассмотреть вооружение дружинника времен Куликовской битвы: шлем с бармицей, пластинчатый доспех, меч в ножнах, копье и деревянный щит и доспехи и оружие татарского воина ХIVв.
– Тем временем Мамай двигался с войском в
сторону Руси (слайд 19).
Дмитрий Иванович стремился дать сражение за
пределами русской земли (работа с картой).
Поэтому русское войско покинуло Коломну 20
августа 1380 г. и быстро двигалось к Дону. На каждой
остановке в его состав вливались новые
пополнения, подтягивались отставшие.
Вопрос: Объясните, почему Дмитрий Иванович
стремился дать сражение за пределами русской
земли.
По пути к Дону русская рать во главе с князем
остановилась у Троицкого монастыря, где получила
благословение настоятеля монастыря Сергия
Радонежского (слайд 20).
– Заслушивается сообщение учащегося о жизни
Сергия Радонежского (в учебнике стр.156).
Битва на Куликовом поле
Подойдя к Дону, русское войско переправилось через реку 7 сентября 1380 года. И вышло на Куликово поле (на карте обозначается Куликово поле).
Вопросы (слайд 21):
– Почему местом для сражения князь Дмитрий
выбрал именно Куликово поле? Ведь оно такое
неровное, изрытое оврагами, перелесками,
речушками.
– Почему было принято решение переправиться
через Дон?
– Какое событие и почему можно считать
генеральной репетицией Куликовской битвы?
9. Рассказ учителя о расположении русского войска и тактике князя Дмитрия (слайды 22, 23).
Князь расположил русские войска таким образом, что их фланги прикрывались естественными рубежами (в учебнике стр.160) река Смолка и овраг Нижний Дубяк. Это не давало возможности монголо-татарам развернуть свои силы и нанести излюбленный ими удар во фланг и в тыл врага. В лесу за рекой Смолкой был укрыт засадный полк.
10. Рассказ учителя по картине «Утро на Куликовом поле» (24 слайд).
Только что взошло солнце, рассеялся осенний
утренний туман, и русские увидели врага. Всё
войско пришло в движение. Один потянулся за
щитом, другой поднял обнаженный меч, третий сжал
в руках крепкую палицу. Опираясь на копьё,
зорко вглядывается вдаль старый дружинник.
Сражение началось в 6.10 утра и длилось 4 часа (25
слайд).
11. Чтение фрагментов из поэмы «Задонщина», в котором описаны эпизоды боя (раздаточный материал).
Вопросы:
– Рязанский князь обещал помочь хану Мамаю. Как
вы оцениваете позицию князя Олега? Можно ли её
как-то оправдать?
– Почему археологи не нашли на Куликовом поле ни
одного меча?
12. Куликовская битва закончилась сокрушительным разгромом ордынской рати. Ответы на вопросы, поставленные в начале урока.
Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа полной неожиданностью для обеих сторон?
Выделяются следующие причины (слайд 26):
1. Умелые действия князя, его авторитет среди
воинов.
2. Мужество и храбрость рядовых воинов.
3. Объединение сил русских княжеств.
4. Ослабление Орды и усиление Московского
княжества.
5. Поддержка Русской православной церкви.
Вопрос: Каково историческое значение Куликовской битвы (слайд 27)?
– Это была решающая военная победа Руси над
монголо-татарами.
– Победа доказала, что при объединении сил
русского народа иго монголо-татарских ханов
может быть свергнуто.
– Куликовская битва ускорила объединение
русских земель вокруг Москвы, которая
превратилась в центр
национально-освободительной войны.
13. Подводя итоги урока, учитель подчеркивает, что Русь не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее. Обращается внимание на выставку книг и рисунков учащихся.
14. Оценивание ответов учащихся проводится по жетонам (красный, синий, зеленый), которые они получают во время уроков.
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
27 03 2024 20:10:36
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
26 03 2024 17:15:30
В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....
25 03 2024 3:12:52
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
24 03 2024 2:32:58
Урок проводится по новой истории в 7-м классе, по УМК Юдовской, Бapaнова, Ванюшкина. Цели урока: помочь учащимся усвоить знания об истории создания независимого государства - США, познакомиться с Конституцией США 1787 г. — первым документом Нового времени, продолжить развитие умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать позицию американского народа в отношении прав человека....
23 03 2024 14:40:57
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
22 03 2024 17:14:30
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
21 03 2024 18:45:47
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
20 03 2024 2:58:29
Метод проектов - это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. А результаты взаимоотношения учителя и ученика наиболее ярко отражаются в результатах урока как важнейшей формы обучения. Предлагаю урок с использованием мультимедийной презентации. ...
19 03 2024 0:12:30
Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания. ...
18 03 2024 22:43:42
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем. ...
17 03 2024 22:54:48
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
16 03 2024 8:45:28
Урок использует ИКТ, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....
15 03 2024 5:22:34
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории. ...
14 03 2024 19:40:47
На уроке формируются знания о растительном и животном мире России. Урок продолжает формировать пpaктические умения учащихся работы с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи. ...
13 03 2024 17:55:11
Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....
12 03 2024 7:50:44
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту. ...
11 03 2024 14:29:33
А.С. Грибоедов был современником тех событий, на которые дан намек в произведении "Горе от ума". Через призму текста произведения учащиеся взглянули на современников Грибоедова, оценили их устремления и желания, отметили изменения, произошедшие в обществе с 1812-го по 1825 г....
10 03 2024 19:11:50
Урок истории в седьмом классе по теме «Народные движения» относится к открытым педагогическим технологиям. Он позволяет вовлечь учащихся в процесс поиска и анализа информации, что дает возможность ученикам самим добывать знания на уроке, а не быть пассивными слушателями. Сделан упор на самостоятельную работу по сбору и обработке информации, деятельность учителя носит консультативный хаpaктер. ...
09 03 2024 18:19:43
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов. ...
08 03 2024 14:14:52
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
07 03 2024 6:41:21
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
06 03 2024 3:57:25
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
05 03 2024 9:45:55
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час. Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело. Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...
04 03 2024 20:17:10
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
03 03 2024 8:15:11
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
02 03 2024 4:11:56
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
01 03 2024 15:17:55
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
29 02 2024 16:52:39
Цели урока: осмысление учащимися опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых российских ценностей российского общества; формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение, аргументировать и отстаивать своё мнение; воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России....
28 02 2024 8:21:14
Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....
26 02 2024 8:47:11
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
25 02 2024 14:35:52
Статья посвящена научно-пpaктической организации выставочных экспозиций в школе. Освещена поэтапная подготовка, организация и создание выставочных экспозиций, представлен собственный опыт учителя. Показана воспитательная роль совместной деятельности по организации выставок учащихся и учителя, роль родителей, муниципальных и общественных организаций. Рассмотрены научно-пpaктические аспекты деятельности учащихся в организации выставок и связанные с ними исследовательские работы....
24 02 2024 7:41:58
Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
23 02 2024 19:33:37
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
22 02 2024 13:10:22
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
21 02 2024 6:31:39
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
20 02 2024 5:34:46
Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....
19 02 2024 4:31:47
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
18 02 2024 14:11:58
Урок знакомит учащихся с внешней политикой СССР в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами. ...
17 02 2024 19:58:46
Интегрированный урок обществознание и информатика в 10-м классе. Представлен один из уроков, на котором увидеть результаты проектной деятельности учащихся - журналы, созданные как на компьютере в разных программных средах, так и на бумажном носителе. ...
16 02 2024 0:35:35
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
15 02 2024 2:19:39
Урок подводит учащихся к причинам восстания Спартака, поражения; формирует критическое мышление учащихся многоуровневым анализом исторического документа, иллюстративного материала, картографические, хронологические умения и навыки, умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы; воспитывает чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету....
14 02 2024 11:50:21
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет. ...
13 02 2024 14:15:57
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
12 02 2024 21:26:53
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
11 02 2024 21:20:26
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
10 02 2024 13:25:42
Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....
09 02 2024 1:14:51
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
08 02 2024 20:18:44
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
07 02 2024 16:23:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::