"Куликовская битва". Открытый урок в 6-м классе
«О, Родина, святая Родина!
Какое на свете сердце
Не встрепенётся при виде твоем?
Какая ледяная душа
не растает от веянья
твоего воздуха?»
А.Бестужев-Марлинский
Тема урока: Куликовская битва.
Цели:
- раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от золотоордынского ига;
- привить учащимся идею об общности судьбы и национальном единстве русского народа;
- формировать чувство патриотизма и гражданственности.
Задачи:
- Дать более глубокое представление о событиях 1380 года, их предпосылках, этапах, значении.
- Самостоятельно определить круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве.
- Отметить мужество и патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой, без которых невозможна была бы победа.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Компьютер, видеопроектор, экран.
- Карта «Борьба русского народа с иноземными захватчиками в ХII – ХIII вв.».
- Картина художника А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».
- Раздаточный материал.
- Выставка книг и детских рисунков.
Презентация к уроку не приводится из-за размеров, превышающих дозволенные. (Прим. ред.)
ХОД УРОКА
В начале урока учитель напоминает об одном из самых опаснейших врагов русского народа – монголо-татар.
1. Учащимся предлагается выполнить ряд заданий с уровневой дифференциацией (деятельность учащихся – воспроизведение и показ по карте, закрепление в памяти темы «Нашествие Батыя», завершение формирования знаний по теме «Возвышение Москвы», слайд 2).
Б – Когда русские земли были захвачены
монголо-татарами?
А – Почему русские земли не смогли дать отпор
Батыю?
Б – Покажите на карте территорию, захваченную
Батыем?
В – Их данных слов у магнитной доски составьте
определения (баскаки, иго, ярлык, дань).
В – Какие последствия для Руси имело
монголо-татарское иго?
Б – Укажите хронологические рамки
возникновения процесса Москвы.
В – Назовите основные причины возвышения Москвы?
А – Выявите причины противостояния Москвы и
Твери?
Б – Кого из первых московских князей вы знаете?
А – Какими методами они добивались усиления
Москвы?
2. Объявление темы урока, ознакомление учащихся с эпиграфом и планом работы (слайды 3, 4).
1) Великий князь Московский Дмитрий
Донской
2)Усиление Московского княжества и ослабление
Золотой Орды в ХIV веке.
3) Битва на реке Воже.
4) Организация похода хана Мамая на Русь. Русь
и Орда накануне сражения.
5) Битва на Куликовом поле.
6) Историческое значение Куликовской битвы.
Проблемный вопрос: Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа полной неожиданностью для обеих сторон (слайд 5)?
Учитель: Политика «разделяй и
властвуй», как могло показаться на первый взгляд,
навеки укрепила господство Золотой Орды и ничто
уже не могло вернуть Русь к единству и согласию.
Однако «время, исторический процесс
способствовали появлению на Руси личности,
способной нейтрализовать её губительное
действие». Такой личностью оказался
Великий князь Московский Дмитрий Донской (слайд
6).
– В 1359 году на московском престоле оказался
девятилетний внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович
(1359-1389). Именно с его именем связано начало
решительной борьбы за освобождение Руси из-под
власти Орды (10 из 30 лет своего княжения он воевал).
3. Заслушивается небольшое сообщение уч-ся о Дмитрии Ивановиче.
4. Работа с отрывком из документа (слайд 7).
«Еще в детском возрасте он размышлял о духовных делах и не вел праздных бесед и не любил бранных слов, избегал злых людей и всегда беседовал с добрыми, божественному писанию всегда внимал с умилением, много заботился о Божиих церквях, с мужеством защищал Русскую землю, был незлобив, как дитя, а умом зрел, воинам в битвах был страшен и многих врагов, поднявшихся на него, победил, и славный свой город Москву дивными стенами окружил, и во всем мире был славен,…»
Вопросы:
– Какими черты хаpaктера Дмитрия Донского вы
можете выделить?
– Повлияли ли они на умение руководить
государством?
– Чего добился Дмитрий Иванович в управлении
государством (учащиеся дают ответы на основе
сообщения и документа)? Показ слайдов 8, 9.
Усиление Московского княжества и ослабление Золотой Орды в ХIV веке (слайд 10).
Если Русь стремилась к единству, то Золотая
Орда переживала период феодальной
раздробленности.
Работа с учебником, стр. 184 и таблицей
(раздаточный материал)
Вопросы: Какие факты доказывают ослабление
Золотой Орды (работа с картой)? Что
происходило на Руси в это время?
– Однако к середине 70-х годов в правобережной
Орде усобицы прекратились. Правителем стал
темник Мамай. Умный и хитрый, жестокий и
изворотливый правитель (слайд 11).
Но ханом стать он не мог, так как не был
потомком Чингисхана. Поэтому хан стремился
доказать через завоевание Руси, что он является
продолжателем дела Чингисхана и Батыя.
5. Работа с отрывком из документа (слайд 12).
«Захвачу землю Русскую и разорю христианские церкви, и вместо их веры установлю свою, а где были церкви, там поставлю мечети и посажу баскаков по всем городам русским, а князей русских перебью…»
Вопрос: Что ожидало Русь, если бы Мамай захватил её земли?
Первое крупное столкновение с монголо-татарами произошло 11 августа 1378 г. на реке Воже.
К.Маркс писал, что это было «первое правильное сражение, выигранное русскими» (слайд 13).
6. Работа с документом (слайд 14).
«И послал безбожный Мамай вперёд себя на Русь войною своего воеводу, окаяного Бегича, с большим войском и со многими князьями ордынскими. Узнал об этом великий князь Дмитрий Иванович и пошел ему навстречу с многочисленным войском и бился с погаными на Рязанской земле, на реке Воже,.., а поганые агаряне были посрамлены, одни были побиты, а иные побежали… Бесславный же Мамай, позором объятый, вместо похвалы получивший бесчестие, сам пошел на Русскую землю, похваляясь победить великого князя…»
Вопрос: Почему сражение на р. Вожже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть у ордынцев?
– Москва быстро усиливалась, после победы на Воже она могла прекратить выплату дани. Кроме того, разгром Москвы усилил бы позиции Мамая в борьбе с его главными соперниками – Тохтамышем и Тимуром.
7. Рассказ учителя о подготовке к сражению (слайды 15, 16, 17, 18)
В ход пошли золото и серебро, копившиеся в Орде
долгие годы. За большую плату была нанята
генуэзская пехота. Множество различных мелких
феодалов – разбойников со своими
отрядами-шайками потянулись к Мамаю. В это же
время хан Мамай заключил военный союз с
литовским князем Ягайло и рязанским князем
Олегом.
Немешкал и Дмитрий Иванович. Разослал он «по всей
Русской земле гонцов со своими грамотами по всем
городам».
В роли Дмитрия Донского выступает ученик:
«Радостно нам, братья сложить головы свои за провославную веру христианску, да не будут захвачены города наши погаными, не запустеют святые Божии церкви, да не будут жёны наши и дети уведены в плен, да не будем вечно страдать от поганых… »
В собирании ратей участвовало не менее 36
городов. Формирование такого войска заняло в
общей сложности около 30 дней.
Русское войско по свидетельствам летописцев, не
уступало в численности Мамаевской рати – «от
начала такой силы русской не бывало». Оно
состояло из княжеских дружин и ополчений
большинства земель. Основным ядром были
москвичи.
8. Учащимся предлагается рассмотреть вооружение дружинника времен Куликовской битвы: шлем с бармицей, пластинчатый доспех, меч в ножнах, копье и деревянный щит и доспехи и оружие татарского воина ХIVв.
– Тем временем Мамай двигался с войском в
сторону Руси (слайд 19).
Дмитрий Иванович стремился дать сражение за
пределами русской земли (работа с картой).
Поэтому русское войско покинуло Коломну 20
августа 1380 г. и быстро двигалось к Дону. На каждой
остановке в его состав вливались новые
пополнения, подтягивались отставшие.
Вопрос: Объясните, почему Дмитрий Иванович
стремился дать сражение за пределами русской
земли.
По пути к Дону русская рать во главе с князем
остановилась у Троицкого монастыря, где получила
благословение настоятеля монастыря Сергия
Радонежского (слайд 20).
– Заслушивается сообщение учащегося о жизни
Сергия Радонежского (в учебнике стр.156).
Битва на Куликовом поле
Подойдя к Дону, русское войско переправилось через реку 7 сентября 1380 года. И вышло на Куликово поле (на карте обозначается Куликово поле).
Вопросы (слайд 21):
– Почему местом для сражения князь Дмитрий
выбрал именно Куликово поле? Ведь оно такое
неровное, изрытое оврагами, перелесками,
речушками.
– Почему было принято решение переправиться
через Дон?
– Какое событие и почему можно считать
генеральной репетицией Куликовской битвы?
9. Рассказ учителя о расположении русского войска и тактике князя Дмитрия (слайды 22, 23).
Князь расположил русские войска таким образом, что их фланги прикрывались естественными рубежами (в учебнике стр.160) река Смолка и овраг Нижний Дубяк. Это не давало возможности монголо-татарам развернуть свои силы и нанести излюбленный ими удар во фланг и в тыл врага. В лесу за рекой Смолкой был укрыт засадный полк.
10. Рассказ учителя по картине «Утро на Куликовом поле» (24 слайд).
Только что взошло солнце, рассеялся осенний
утренний туман, и русские увидели врага. Всё
войско пришло в движение. Один потянулся за
щитом, другой поднял обнаженный меч, третий сжал
в руках крепкую палицу. Опираясь на копьё,
зорко вглядывается вдаль старый дружинник.
Сражение началось в 6.10 утра и длилось 4 часа (25
слайд).
11. Чтение фрагментов из поэмы «Задонщина», в котором описаны эпизоды боя (раздаточный материал).
Вопросы:
– Рязанский князь обещал помочь хану Мамаю. Как
вы оцениваете позицию князя Олега? Можно ли её
как-то оправдать?
– Почему археологи не нашли на Куликовом поле ни
одного меча?
12. Куликовская битва закончилась сокрушительным разгромом ордынской рати. Ответы на вопросы, поставленные в начале урока.
Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа полной неожиданностью для обеих сторон?
Выделяются следующие причины (слайд 26):
1. Умелые действия князя, его авторитет среди
воинов.
2. Мужество и храбрость рядовых воинов.
3. Объединение сил русских княжеств.
4. Ослабление Орды и усиление Московского
княжества.
5. Поддержка Русской православной церкви.
Вопрос: Каково историческое значение Куликовской битвы (слайд 27)?
– Это была решающая военная победа Руси над
монголо-татарами.
– Победа доказала, что при объединении сил
русского народа иго монголо-татарских ханов
может быть свергнуто.
– Куликовская битва ускорила объединение
русских земель вокруг Москвы, которая
превратилась в центр
национально-освободительной войны.
13. Подводя итоги урока, учитель подчеркивает, что Русь не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее. Обращается внимание на выставку книг и рисунков учащихся.
14. Оценивание ответов учащихся проводится по жетонам (красный, синий, зеленый), которые они получают во время уроков.
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
27 01 2023 10:17:35
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
26 01 2023 20:21:56

В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
25 01 2023 14:11:20

Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
24 01 2023 12:57:31
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
23 01 2023 5:50:29
Необычным на уроке является использование игротерапии в форме физкультминутки; присутствует поощрение детей не только оценкой. Построение урока соответствует возрасту детей, изучаемому материалу, используемой группе форм и методических приемов.
...
22 01 2023 19:33:46
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.
...
21 01 2023 13:42:25
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....
20 01 2023 1:31:28
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей.
...
19 01 2023 12:18:13
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
18 01 2023 15:53:22
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов.
...
17 01 2023 21:22:21
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения.
...
16 01 2023 17:32:40
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
15 01 2023 20:33:26
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
14 01 2023 13:17:19
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
13 01 2023 6:25:36

Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
12 01 2023 12:39:16
Структура календарно-тематического планирования уроков обществознания для 8-х классов утверждена на заседании методического Совета школы. В колонки структурной таблицы КТП внесены соответствующие обозначения мультимедийных компонентов, указаны виды (типы уроков), лабораторные и пpaктические работы, виды контроля на уроках, общеучебные умения и навыки, а также диагностические умения и навыки (ЗУН).
...
11 01 2023 22:44:46
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
10 01 2023 7:29:32
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
09 01 2023 21:46:58
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое.
...
08 01 2023 1:28:10
Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов.
...
07 01 2023 6:32:29
Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....
06 01 2023 15:10:28
Цель урока: познакомить детей с первыми Олимпийскими играми, знаменитыми атлетами древности; показать значимость Олимпийских игр в Сочи; повторить знания о глаголе....
05 01 2023 10:38:30
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
04 01 2023 19:11:27

На уроке дается краткая хаpaктеристика эпохи Возрождения, раскрываются общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, ее гуманистический хаpaктер;
определяется ценность эпохи, рассматриваются разные жанры искусства....
03 01 2023 15:34:52
Игра носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер. Способствует развитию элементов творческой деятельности, умению работать с полученной информацией и применять её в пpaктической деятельности. Оригинальный способ закрепления полученных знаний. Игра положительно влияет на интерес к изучаемому материалу у детей с различным уровнем учебной мотивации.
...
02 01 2023 17:29:27
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
01 01 2023 0:13:43
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
31 12 2022 10:16:21
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
30 12 2022 14:35:59
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
29 12 2022 11:37:54
Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению "Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам "Ссылка и каторга России", "Шаги репрессий в СССР", "Бутовский полигон", "Зырянгал"....
28 12 2022 10:11:29

Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
27 12 2022 4:59:31
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
26 12 2022 0:32:44
Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....
25 12 2022 22:38:43
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны".
...
24 12 2022 1:19:44

Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
23 12 2022 6:32:24
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
22 12 2022 22:55:52
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
21 12 2022 20:54:44
Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства.
...
20 12 2022 17:27:51
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет наработать вышеперечисленные умения....
19 12 2022 14:28:20
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
18 12 2022 17:32:26
Литературно-исторический вечер помогает расширить представления учащихся о Сталинградской битве, о мужестве старшего поколения; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной.
...
17 12 2022 14:20:44

Цель урока: показать главное событие XIX века для России ‒ отмену крепостного права, используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной деятельности учеников....
16 12 2022 13:34:45
Урок с использованием методики опopного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....
15 12 2022 16:57:26
Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – "Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока "Государственные реформы середины XVI в. Опричнина".
...
14 12 2022 15:33:17
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
13 12 2022 8:21:18
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
12 12 2022 10:16:35
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
11 12 2022 18:23:45
В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся.
...
10 12 2022 3:27:28
Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели,
принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....
09 12 2022 0:57:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::