Урок-исследование: "Образование государства Русь"
Цели: исследовать роль первых русских князей: Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение – распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти.
Задачи:
1. Продолжить развитие навыков:
- исследовательской работы с материалом учебника,
- аналитического мышления,
- работы по составлению и заполнению таблиц.
2. Воспитывать культуру умственного труда.
3. Учащиеся должны знать значение терминов:
государство, признаки государства, князь,
урок, погост, язычество, христианство.
4. Продолжить формирование следующих умений:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, прострaнcтвенные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
Средства обучения:
1. Учебник Артемов В.В., Лубенченков Ю.Н.
История Отечества. С древнейших времен до наших
дней. Учебник для. студ. средн. проф. учеб.
заведений. – 8-е изд. стер. – М. : Издательский
центр «Академия» . 2005. 360с.
2. Компьютерный проектор, магнитная доска, тесты.
План.
- Государство – этап в развитии человечества.
- Первые русские князья - личная власть или государственные интересы?
ХОД УРОКА
I. Преподаватель формулирует гипотезу, объект и предмет, цель и методы исследования
Гипотеза: распад и исчезновение древней Руси со столицей в Киеве было обусловлено тем, что государства в полном смысле этого понятия первыми русскими князьями создано не было, правление большинства этих пришельцев с Севера было направлено на укрепление личной власти, а не на государственное строительство, что и определило его дальнейшую судьбу.
Объект исследование: политическая история Руси в период IX-XII веков.
Предмет исследования: деятельность первых русских князей – Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.
Цель исследования: проанализировать деятельность первых русских князей по государственному строительству в Древней Руси.
Метод: работа с учебником.
Тип урока: комбинированный.
II. Изучение 1 вопроса
Лекция преподавателя
Государство – универсальное явление человеческой цивилизации. Возникает при разложении первобытнообщинного строя в тот момент, когда общество нуждается в регулировании межличностных, групповых и социальных связей.
Предпосылки образования государства:
- общественное разделение труда,
- появления частной собственности,
- имущественное и социальное неравенство.
Признаки государства:
1. Наличие публичной власти, которая
складывается из аппарата управления и аппарата
принуждения. Аппарат власти и управления –
выделенный из общества особый слой людей,
основным занятием которых является не
производство материальных благ, а выполнение
властных и управленческих функций. Аппарат
принуждения состоит из особых отрядов
вооруженных людей в виде армии, полиции,
разведки, контрразведки, всякого рода
принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.)
2. Территория – прострaнcтво, в пределах
которого осуществляется государственная власть.
Территориальное деление неизбежно влечет за
собой административно-территориальное
деление. Вся территория государств
разбивается на ряд
административно-территориальных единиц,
назначение и функции которых - организация
государственной власти и управления на
занимаемой ими территории
3. Общность населения – единство
людей, проживающих на одной территории,
ассоциирующих свою принадлежность как граждан
данного государства, которые для
удобства общения формируют единый язык.
4. Суверенитет является одним из
важнейших признаков государства. Он означает,
во-первых, верховенство государственной власти
внутри страны. И во-вторых, независимость ее
на международной арене. В нем выражается
способность государства независимо от других
государств формировать и проводить в жизнь свою
внутреннюю и внешнюю политику.
5. Наличие права, законодательства –
способность государственной власти
самостоятельно издавать общеобязательные для
всех члeнов общества правила поведения,
устанавливать и обеспечивать единый
правопорядок.
6. Наличие налогов и займов, с помощью
которых содержится государственная власть.
Государство – единая политическая
организация общества, возникшая на определенном
этапе общественного развития, которая
распространяет свою власть на всю территорию
страны и ее население, располагает для этого
специальным аппаратом управления и принуждения,
издает обязательные для всех законы и обладает
суверенитетом.
III. Исследовательская деятельность учащихся. Работа по 2 вопросу плана урока
Самостоятельная работа с учебником. Класс делиться на 6 групп по числу по числу признаков государства. Каждая группа получает одинаковое по форме выполнения задание заполнить правый столбец таблицы. (Примечание автора: далее в конспекте урока предлагаются уже заполненная правая часть таблиц)
1 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу, ответив на вопрос: каков вклад первых киевских князей в создание публичной власти на Руси? Сформулируйте вывод на основании полученных данных.
Князь |
1. Наличие (создание) публичной власти – аппарата управления и аппарата принуждения. |
Рюрик. 862-879 | Авторы учебника не приводят четких свидетельств об усилиях князя по созданию публичной власти, кроме существования дружины. |
Олег. 879-912 | Авторы учебника не приводят искомых доказательств, кроме вывода о наличии дружины, во главе которой он совершил поход на Киев и поход на Византию. |
Игорь. 912-945. | Фактом, подтверждающим наличие аппарата принуждения, следует считать наличие дружины, которая применялась для сбора дани и военных походов |
Ольга 945-969 | Наличие дружины. |
Святослав 964-972 гг. | Наличие дружины. |
Владимир I Святой 980-1015 гг. | Наличие дружины. Началась складываться система управления элементами которой были: князь, сыновья в качестве наместников, дружина и бояре, как инструмент правления, вотчина как плата за службу, церковная реформа, как идеологическое средство укрепления государства в том числе – его нравственной основы. |
Ярослав Мудрый 1019-1054 | Наличие дружины. Принятие первой части Русской Правды – первого закона на Руси. |
Владимир Мономах 1113-1125 | Внес дополнительные положения в Русскую правду, использование дружины для сохранения единства государства. |
2 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу ответив на вопрос: каким образом первые русские князья способствовали реализации второго признака государства – единая территория. Сформулируйте вывод на основании полученных данных.
Князь |
2. Территория – прострaнcтво, в пределах которого осуществляется государственная власть. Территориальное деление неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц, назначение и функции которых - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории. |
Рюрик. 862-879 | Текст учебника не позволяет сделать определенные выводы об усилиях князя в данном направлении. |
Олег. 879-912 | Текст учебника не позволяет сделать определенные выводы об усилиях князя в данном направлении. |
Игорь. 912-945. | Территория государства отождествлялась с территорией расселения тех племен, с которых князю удавалось собирать дань. |
Ольга 945-969 | Пункты сбора дани становились территорией страны подвластной правителю. |
Святослав 964-972 гг. | Государственная власть укреплялась в виде завоевания и подчинения новых территорий. |
Владимир I Святой 980-1015 гг. | Организовал охрану и защиту внешних границ территорий, населенными народами, входившими в состав Руси, назначал сыновей правителями отдельных территорий. |
Ярослав Мудрый 1019-1054 |
Объединил Русь после междоусобной войны. Разделил государство между сыновьями. |
Владимир Мономах 1113-1125 | Создание своеобразной федерации княжеств как результат съезда князей в Любече; с 1113г. Сохранил единую территорию, заставив подчиниться всех князей. |
3 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу, ответив на вопрос: как шёл процесс формирования такого признака государства, как общность населения? Сформулируйте вывод на основании полученных данных.
Князь |
3. Общность населения – единство людей, проживающих на одной территории, ассоциирующих свою принадлежность как граждан данного государства, которые для удобства общения формируют единый язык. |
Рюрик. 862-879 | Призван на княжение всего лишь двумя славянскими племенами (ильменские словене, кривичи) совместно с двумя финно-угорскими племенами (чудь, меря). |
Олег. 879-912 | Содержание учебника не позволяет сделать однозначный вывод о существовании общности населения. |
Игорь. 912-945. | К периоду правления того князя относится занесение в летопись информации о сборе дани с подвластных территорий, но сделать вывод о существовании общности населения нет оснований. |
Ольга 945-969 | Силой восстановила власть над племенами, проживающими на территориях, охваченных сбором дани. |
Святослав 964-972 гг. | Вхождение в состав государства новых народов (вятичи, население Таманского полуострова) были осуществлено силой оружия. |
Владимир I Святой 980-1015 гг. | Защищая внешние границы государства от кочевников, способствовал формированию общности населения, а, начав крещение Руси объединил народы общностью христианской веры. |
Ярослав Мудрый 1019-1054 | Одним из средств формирования единой общности было принятие общегосударственного законодательства – «русской Правды» |
Владимир Мономах 1113-1125 | Организатор общерусских внутри и внешнеполитических акций: съезд в Любече, походы против половцев, восстановил единство Руси. |
4 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу, ответив на вопрос: приведите по 1-2 примера деятельности каждого князя, иллюстрирующие их способность Проводить суверенную политику. Сформулируйте вывод на основании полученных данных.
Князь |
4. Суверенитет является одним из важнейших признаков государства. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, во-вторых, независимость ее на международной арене. В нем выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. |
Рюрик. 862-879 | Власть ограничивалась территориями на которых проживали ильменские словене, кривичи, меря, чудь. |
Олег. 879-912 | Объединив в 882г. Новгород и Киев, стал руководителем единого государства, заключил договор с Византией в 911г.. |
Игорь. 912-945. | Сохранил в основном свою власть над большинством территорий, объединенным до него князем Олегом, воевал с Византией, заключил договор в 944г. |
Ольга 945-969 | Восстановила власть над попытавшимися стать независимыми от Киева древлянами, приняла самостоятельное решение о визите в Константинополь и своём крещении. |
Святослав 964-972 гг. | Проводил самостоятельную внешнюю политику, осуществляя военные походы против соседних племен и государств, на определенном этапе был союзником Византии. |
Владимир I Святой 980-1015 гг. | Проявлением самостоятельной внутренней и внешней политики было: организация сторожевой службы на границах, начал создание системы управления государством, начал создание системы вознаграждения за службу: раздача дружинникам земли с крестьянами, осуществил религиозную реформу, начал крещение Руси в 988г. |
Ярослав Мудрый 1019-1054 | Вел активную внешнюю политику, укрепляя престиж государства, используя как оружие, так и династические бpaки, появился первый письменный закон – Русская Правда. |
Владимир Мономах 1113-1125 | Решительно боролся против междоусобных войн, раздиравших Русь, решительно оборонял внешние рубежи государства, ввел дополнительные статьи в Русскую Правду. |
5 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу, ответив на вопрос: каким образом первые русские князья реализовывали на пpaктике такой признак государства как наличие права, законодательства. Сформулируйте вывод на основании полученных данных.
Князь |
5. Наличие права, законодательства – способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех члeнов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. |
Рюрик. 862 – 879 | Основатель династии, основанной на передачи власти от отца к сыну, династия просуществовала до конца 16 века. |
Олег. 879-912 | В учебнике факты, иллюстрирующие деятельность князя в этом направлении отсутствуют. |
Игорь. 912-945. | Собирал дань с подвластных территорий. |
Ольга 945-969 | Установила систему сбора дани, основанной на определении размера дани – урок, мет сбора дани – погост, добровольная доставка дани – повоз. |
Святослав 964-972 гг. | Есть основания говорить только лишь о сохранении единого правопорядка на Руси, который обеспечивался силой оружия. |
Владимир I Святой 980-1015 гг. | Установил порядок управления территориями, назначая сыновей правителями отдельных земель, устанавливалась вотчинная система землевладения для дружинников, государственные решения принимались с учетом мнения бояр, веча, «старцев градских», начинают внедряться христианские ценности как мopaльная основа поведения населения Руси. |
Ярослав Мудрый 1019-1054 | Записан свод законов Русская Правда – первый письменный закон Руси. |
Владимир Мономах 1113-1125 | Ввел дополнительные статьи в Русскую Правду, облегчившие положение попавших в кабалу к ростовщикам людей. |
6 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу, ответив на вопрос: первые русские князья создавали систему взимания налогов и займов? Сформулируйте вывод на основании полученных данных.
Князь |
6. Наличие налогов и займов, с помощью которых содержится государственная власть. |
Рюрик. 862-879 | Нет сведений. |
Олег. 879-912 | Учебник не содержит конкретных сведений, но косвенно, можно предположить о системе сбора дани во время полюдья. |
Игорь. 912-945. | В летописях содержится информация и сборах дани – полюдье - как форма и средство содержания власти и осуществления власти на территориях, населенных славянскими племенами. |
Ольга 945-969 | Упорядочила взимание дани с подвластного населения. |
Святослав 964-972 гг. | Учебник не содержит конкретных сведений по данному вопросу. |
Владимир I Святой 980-1015 гг. | Учебник не содержит конкретных сведений по данному вопросу, но можно предположить о сохранении системы сбора дани, установленной Ольгой. |
Ярослав Мудрый 1019-1054 | Учебник не упоминает о деятельности Ярослава в данном направлении. |
Владимир Мономах 1113-1125 | Нет внятных сведений о деятельности князя в данном направлении. |
IV. Проверка результатов выполнения заданий
1. Представители групп представляют
результаты работы по заполнению таблицы.
2. Формулирование вывода.
Варианты вывода:
1. Гипотеза подтверждается. В полной мере об усилиях по государственному строительству можно говорить о деятельности Владимира I, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, т.е. с момента начала правления Рюрика (862г.) и до распада древней Руси прошло приблизительно 300 лет и только правления некоторых князей (Ольга, Владимир, Ярослав, Владимир Мономах) было отмечено реальными усилиями по созданию государства.
2. Гипотеза не нашла убедительных подтверждений. Каждый князь вносил свой вклад в становление государственности на Руси, укрепляя центральное звено – верховную власть.
Домашнее задание:
- Какова роль и значение первых киевских князей в истории Руси?
- Согласны ли Вы с норманнской теорией, происхождения государства у восточных славян? Почему?
- О чем говорит факт активной внешней политики Киевской Руси в отношениях с Византией в Х веке?
- Какую роль сыграла замена «полюдья» системой обложения налогами?
- В чем Вы видите заслуги князя Владимира Святого перед Отечеством?
- На какие сферы жизни русского общества повлияло принятие христианства?
- Какую роль играли династические бpaки при Ярославе Мудром? Как они могли повлиять на дальнейшее развитие Руси?
- В чем, по Вашему мнению, выражалось социальное неравенство в обществе, по свидетельству «Русской Правды»?
Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....
18 03 2024 12:54:41
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
17 03 2024 14:30:32
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
16 03 2024 8:35:42
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....
15 03 2024 12:22:38
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....
14 03 2024 17:38:43
Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока. Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....
13 03 2024 15:16:43
Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....
12 03 2024 1:28:12
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный хаpaктер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....
11 03 2024 17:51:38
Результаты поисковой работы краеведческого кружка ДДЮТ г. Всеволожска....
10 03 2024 19:38:13
Основная цель представленной работы: дать представление о становлении и развитии светских жанров русской литературы; показать особенности культуры барокко и классицизма в русской живописи, архитектуре и скульптуре....
09 03 2024 19:15:40
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
08 03 2024 6:41:53
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов. ...
07 03 2024 7:56:44
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
06 03 2024 8:43:38
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
05 03 2024 13:49:51
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
04 03 2024 21:59:22
Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное прострaнcтво....
03 03 2024 0:54:53
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал. ...
02 03 2024 3:54:21
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения. ...
01 03 2024 13:58:24
Урок формирует у учащихся целостное представление о дружбе как высшей нравственной категории. На уроке используется презентация, электронное приложение к учебному пособию "Основы религиозных культур и светской этики"....
29 02 2024 0:34:56
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
28 02 2024 2:46:20
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
27 02 2024 6:13:10
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края. ...
26 02 2024 8:24:10
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны. Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
25 02 2024 9:24:26
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
24 02 2024 2:41:10
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
23 02 2024 12:42:30
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине. Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира. ...
22 02 2024 7:46:15
В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии ЕГЭ по истории 2013 года....
21 02 2024 21:28:45
Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....
20 02 2024 3:12:13
Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
19 02 2024 15:38:46
Урок проводится в технологии исследования. Данная технология способствует не только усвоению новых знаний, но формированию ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных. Применяемая рейтинговая система оценивания работы учащихся позволяет оценивать деятельность на каждом этапе урока и в каждом виде деятельности, что стимулирует активность учащихся, позволяет видеть сильные и слабые стороны учащихся и объективно оценивать в течение всего урока....
18 02 2024 19:31:45
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
17 02 2024 6:18:23
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении. ...
16 02 2024 3:57:26
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
15 02 2024 22:21:29
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
14 02 2024 9:41:55
Методическая разработка урока в 6-м классе, учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История Отечества. С древнейших времен до конца 16 века». Цель урока: раскрыть тему борьбы северо-русских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского....
13 02 2024 16:32:52
Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....
12 02 2024 21:53:44
Занятие "Женщина на войне" посвящено русской женщине — участнице боевых действий. Ход занятия построен по принципу исторического экскурса: от начала XIX века до наших дней. Проведение данного занятия способствует воспитанию патриотизма, развитию чувства гордости за Отечество, расширению кругозора учащихся, развитию навыков работы с дополнительной литературой. Данное занятие возможно провести в качестве урока Мужества накануне Дня Победы....
11 02 2024 11:44:26
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
10 02 2024 8:24:24
В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек. ...
09 02 2024 13:32:24
Проект является пpaктическим руководством для тех учителей, кто хотел бы на своих уроках активно вовлечь учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам. В результате проектной деятельности ученики представили анкеты, пять презентаций с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web-сайт. Рекомендовано начать просмотр проекта с презентации «Я – гражданин». ...
08 02 2024 7:15:21
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
07 02 2024 19:35:53
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....
06 02 2024 18:44:23
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
05 02 2024 18:38:32
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
04 02 2024 7:11:51
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв. Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края. ...
03 02 2024 4:54:13
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны". ...
02 02 2024 15:47:46
Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают пpaктические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства. ...
01 02 2024 16:51:22
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
31 01 2024 20:11:17
В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...
30 01 2024 6:13:28
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
29 01 2024 12:36:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::