Урок-исследование: "Образование государства Русь" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок-исследование: "Образование государства Русь"


    Урок-исследование: "Образование государства Русь"

Цели: исследовать  роль   первых русских князей: Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира Святого,  Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха в  становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы  следующее положение – распад Руси был обусловлен, среди прочего,  тем, что правление первых  русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к  укреплению личной власти.

Задачи:

1. Продолжить развитие навыков:

  • исследовательской работы с материалом  учебника,
  • аналитического мышления,
  • работы по составлению и заполнению таблиц.

2. Воспитывать культуру умственного труда.
3. Учащиеся  должны знать значение терминов:   государство, признаки государства, князь, урок, погост, язычество, христианство.
4.  Продолжить формирование следующих умений:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;                                             
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
  • устанавливать причинно-следственные связи между явления­ми, прострaнcтвенные и временные рамки изучаемых исто­рических   процессов и явлений.

Средства обучения:

1. Учебник Артемов В.В., Лубенченков Ю.Н.  История Отечества. С древнейших времен до наших дней. Учебник для. студ. средн. проф. учеб. заведений. – 8-е  изд. стер. – М. : Издательский центр «Академия» . 2005.  360с.
2. Компьютерный проектор, магнитная доска, тесты.

План.

  1. Государство – этап в развитии человечества.
  2. Первые русские князья  - личная власть или государственные интересы?

ХОД УРОКА

I. Преподаватель формулирует гипотезу, объект и предмет, цель и методы исследования

Гипотеза: распад и исчезновение древней  Руси со столицей в Киеве  было обусловлено тем, что государства в полном смысле этого понятия  первыми русскими князьями создано не было, правление большинства  этих пришельцев с Севера было направлено на   укрепление личной власти, а не на государственное строительство, что и определило  его дальнейшую судьбу.

Объект исследование:   политическая  история Руси в  период IX-XII веков.

Предмет исследования:  деятельность   первых русских князей – Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.

Цель исследования: проанализировать  деятельность первых русских князей по  государственному  строительству в  Древней Руси.

Метод: работа с учебником.

Тип урока: комбинированный.

II. Изучение 1 вопроса

Лекция преподавателя

Государство – универсальное явление человеческой цивилизации. Возникает при разложении  первобытнообщинного строя в тот момент, когда общество нуждается в регулировании межличностных, групповых и социальных связей.

Предпосылки образования государства:

  • общественное разделение труда,
  • появления частной собственности,
  • имущественное и социальное неравенство.

Признаки государства:

1. Наличие публичной власти, которая складывается из аппарата управления и аппарата принуждения. Аппарат власти и управления – выделенный из общества особый слой людей, основным занятием которых является не производство материальных благ, а выполнение властных и управленческих функций. Аппарат принуждения состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.)
2. Территория – прострaнcтво, в пределах которого осуществляется государственная власть. Территориальное деление неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц, назначение и функции которых - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории
3. Общность населения – единство людей, проживающих на одной территории, ассоциирующих свою принадлежность как граждан данного государства, которые для удобства общения формируют единый язык.
4. Суверенитет является одним из важнейших признаков государства. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. И во-вторых, независимость ее на международной арене. В нем выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.
5. Наличие права, законодательства – способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех члeнов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.
6. Наличие налогов и займов, с помощью которых содержится государственная власть.
Государствоединая политическая организация общества, возникшая на определенном этапе общественного развития, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления и принуждения, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.

III. Исследовательская деятельность учащихся. Работа по  2 вопросу плана урока

Самостоятельная работа с учебником. Класс делиться на  6 групп по числу  по числу признаков государства. Каждая группа получает одинаковое по форме выполнения задание заполнить правый столбец таблицы. (Примечание автора: далее в конспекте урока предлагаются уже заполненная правая часть таблиц)

1 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу, ответив на вопрос: каков вклад  первых киевских князей в создание публичной власти на Руси? Сформулируйте вывод на основании полученных данных.

Князь

1. Наличие (создание) публичной власти аппарата управления и аппарата принуждения.
Рюрик. 862-879 Авторы учебника не приводят  четких свидетельств об усилиях князя по созданию публичной власти, кроме существования дружины.
Олег. 879-912 Авторы учебника не приводят искомых доказательств, кроме вывода о наличии дружины, во главе которой он совершил поход на Киев и поход на Византию.
Игорь. 912-945. Фактом, подтверждающим наличие аппарата принуждения, следует считать наличие дружины, которая применялась для сбора дани и военных походов
Ольга 945-969 Наличие дружины.
Святослав 964-972 гг. Наличие дружины.
Владимир I Святой 980-1015 гг. Наличие дружины. Началась складываться система управления элементами которой были:  князь,  сыновья  в качестве наместников,  дружина и  бояре, как инструмент правления,  вотчина как плата за службу, церковная реформа, как идеологическое средство укрепления государства в том числе – его нравственной основы.
Ярослав Мудрый 1019-1054 Наличие дружины. Принятие первой части Русской Правды – первого   закона на Руси.
Владимир Мономах 1113-1125 Внес дополнительные положения в Русскую правду, использование дружины для сохранения единства государства.

2 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу ответив на вопрос: каким образом первые русские князья  способствовали реализации второго признака государства – единая территория. Сформулируйте вывод на основании полученных данных.

Князь

2. Территория – прострaнcтво, в пределах которого осуществляется государственная власть. Территориальное деление неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц, назначение и функции которых - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.
Рюрик. 862-879 Текст учебника не позволяет сделать определенные выводы об усилиях князя в данном направлении.
Олег. 879-912 Текст учебника не позволяет сделать определенные выводы об усилиях князя в данном направлении.
Игорь. 912-945. Территория государства отождествлялась с территорией расселения тех племен, с которых князю удавалось собирать дань.
Ольга 945-969 Пункты сбора дани становились территорией  страны подвластной правителю. 
Святослав 964-972 гг. Государственная власть укреплялась   в  виде завоевания и подчинения новых территорий.
Владимир I Святой 980-1015 гг. Организовал охрану и защиту внешних границ территорий, населенными народами, входившими в состав Руси, назначал  сыновей правителями отдельных территорий.
Ярослав Мудрый
1019-1054
Объединил Русь после междоусобной войны. Разделил государство  между сыновьями.
Владимир Мономах 1113-1125 Создание своеобразной федерации княжеств как результат  съезда князей в Любече;   с 1113г. Сохранил единую территорию, заставив подчиниться всех князей.

3 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу, ответив на вопрос: как шёл процесс  формирования  такого признака государства, как общность населения? Сформулируйте вывод на основании полученных данных.

Князь

3. Общность населения – единство людей, проживающих на одной территории, ассоциирующих свою принадлежность как граждан данного государства, которые для удобства общения формируют единый язык.
Рюрик. 862-879 Призван на княжение всего лишь двумя  славянскими  племенами  (ильменские словене, кривичи)  совместно с двумя финно-угорскими племенами (чудь, меря).
Олег. 879-912 Содержание учебника не позволяет сделать однозначный вывод о существовании общности населения.
Игорь. 912-945. К периоду правления того князя относится занесение в летопись информации о сборе дани с подвластных территорий, но сделать вывод  о существовании общности населения нет оснований.
Ольга 945-969 Силой восстановила власть над племенами, проживающими на территориях, охваченных сбором дани.
Святослав 964-972 гг. Вхождение в состав государства новых народов (вятичи, население Таманского полуострова) были осуществлено силой оружия.  
Владимир I Святой 980-1015 гг. Защищая внешние границы государства от кочевников, способствовал формированию общности населения, а, начав крещение Руси объединил народы общностью христианской веры.
Ярослав Мудрый 1019-1054 Одним из средств формирования единой  общности было принятие общегосударственного законодательства – «русской Правды»
Владимир Мономах 1113-1125  Организатор общерусских внутри и внешнеполитических акций: съезд в  Любече, походы против половцев, восстановил единство Руси.

4 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу, ответив на вопрос: приведите  по 1-2 примера  деятельности каждого князя, иллюстрирующие их способность Проводить суверенную политику.  Сформулируйте вывод на основании полученных данных.

Князь

4. Суверенитет является одним из важнейших признаков государства. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, во-вторых, независимость ее на международной арене. В нем выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.
Рюрик. 862-879 Власть ограничивалась территориями на которых проживали ильменские словене, кривичи, меря, чудь.
Олег. 879-912 Объединив в 882г. Новгород и Киев, стал руководителем единого государства, заключил договор с Византией в 911г..
Игорь. 912-945. Сохранил в основном свою власть над большинством территорий, объединенным до него князем Олегом, воевал с Византией, заключил договор в 944г.
Ольга 945-969 Восстановила власть над попытавшимися стать независимыми от Киева древлянами, приняла самостоятельное решение о визите в Константинополь и своём крещении.
Святослав 964-972 гг. Проводил самостоятельную внешнюю политику, осуществляя военные походы против соседних племен и государств, на определенном этапе был союзником Византии.
Владимир I Святой 980-1015 гг. Проявлением самостоятельной внутренней и внешней политики было: организация сторожевой службы на границах, начал создание системы управления государством, начал создание системы вознаграждения за службу: раздача дружинникам земли с крестьянами, осуществил религиозную реформу, начал крещение Руси в 988г.
Ярослав Мудрый 1019-1054 Вел активную внешнюю политику, укрепляя престиж государства, используя как оружие, так и династические бpaки, появился первый письменный закон – Русская Правда.
Владимир Мономах 1113-1125 Решительно боролся против междоусобных войн, раздиравших Русь, решительно оборонял внешние рубежи государства, ввел дополнительные статьи в Русскую Правду.

5 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу, ответив на вопрос: каким образом первые русские князья реализовывали на пpaктике такой  признак государства как  наличие права, законодательства. Сформулируйте вывод на основании полученных данных.

Князь

5.  Наличие права, законодательства – способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех члeнов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.
Рюрик. 862 – 879 Основатель династии, основанной на передачи власти от отца к сыну, династия просуществовала   до конца 16 века.
Олег. 879-912 В учебнике факты, иллюстрирующие деятельность князя в этом направлении отсутствуют.
Игорь. 912-945. Собирал дань с подвластных территорий.
Ольга 945-969 Установила систему сбора дани, основанной на определении размера дани – урок, мет сбора дани – погост, добровольная доставка  дани – повоз.
Святослав 964-972 гг. Есть основания говорить только лишь о сохранении единого правопорядка на Руси, который обеспечивался силой оружия.
Владимир I Святой 980-1015 гг. Установил порядок управления территориями, назначая сыновей правителями отдельных земель, устанавливалась вотчинная система землевладения для дружинников, государственные решения принимались с учетом мнения бояр,  веча, «старцев  градских»,  начинают внедряться христианские ценности как мopaльная основа поведения населения Руси.
Ярослав Мудрый 1019-1054 Записан свод законов Русская Правда – первый письменный закон Руси.
Владимир Мономах 1113-1125 Ввел дополнительные статьи в Русскую Правду, облегчившие положение попавших в кабалу к ростовщикам людей.

6 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу, ответив на вопрос: первые русские князья создавали систему взимания налогов  и займов? Сформулируйте вывод на основании полученных данных.

Князь

6. Наличие налогов и займов, с помощью которых содержится государственная власть.
Рюрик. 862-879 Нет сведений.
Олег. 879-912 Учебник не содержит конкретных сведений, но косвенно, можно предположить  о системе сбора дани во время полюдья.
Игорь. 912-945. В летописях содержится информация и сборах  дани – полюдье - как форма  и средство содержания власти и осуществления власти на территориях, населенных славянскими племенами.
Ольга 945-969 Упорядочила взимание дани с подвластного населения.
Святослав 964-972 гг. Учебник не содержит конкретных сведений  по данному вопросу.
Владимир I Святой 980-1015 гг. Учебник не содержит конкретных сведений  по данному вопросу, но можно предположить о сохранении системы сбора дани, установленной Ольгой.
Ярослав Мудрый 1019-1054 Учебник не упоминает о деятельности Ярослава в данном направлении.
Владимир Мономах 1113-1125 Нет внятных сведений о деятельности князя в данном направлении.

IV. Проверка результатов выполнения заданий

1.  Представители групп представляют результаты работы по заполнению таблицы.
2. Формулирование вывода.

Варианты вывода:

1. Гипотеза подтверждается.  В полной мере об усилиях по государственному строительству можно говорить о деятельности Владимира I, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, т.е. с момента начала правления Рюрика (862г.) и до распада древней Руси прошло  приблизительно 300 лет и только  правления некоторых князей (Ольга, Владимир, Ярослав, Владимир Мономах) было отмечено реальными усилиями по созданию государства.

2. Гипотеза не нашла убедительных подтверждений. Каждый князь вносил свой вклад в становление государственности на Руси, укрепляя центральное звено – верховную власть.

Домашнее задание:

  1. Какова роль и значение первых киевских князей в истории Руси?
  2. Согласны ли Вы с норманнской теорией, происхождения государства у восточных славян? Почему?
  3. О чем говорит факт активной внешней политики Киевской Руси в отношениях с Византией в Х веке?
  4. Какую роль сыграла замена «полюдья» системой обложения налогами?
  5. В чем Вы видите заслуги князя Владимира Святого перед Отечеством?
  6. На какие сферы жизни русского общества повлияло принятие христианства?
  7. Какую роль играли династические бpaки при Ярославе Мудром? Как они могли повлиять на дальнейшее развитие Руси?
  8. В чем, по Вашему мнению, выражалось социальное неравенство в обществе, по свидетельству «Русской Правды»?


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

08 10 2024 22:18:46

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

07 10 2024 11:20:16

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

06 10 2024 10:11:36

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

05 10 2024 3:34:27

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

04 10 2024 6:36:36

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

03 10 2024 9:43:42

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

02 10 2024 23:26:54

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

01 10 2024 1:35:52

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

30 09 2024 21:23:24

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

29 09 2024 16:10:29

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

28 09 2024 0:56:56

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

27 09 2024 12:42:21

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

26 09 2024 5:38:44

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

25 09 2024 14:29:33

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

24 09 2024 20:35:34

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

23 09 2024 22:58:18

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

22 09 2024 6:58:25

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

21 09 2024 11:35:28

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

20 09 2024 0:57:39

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

19 09 2024 6:11:40

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

18 09 2024 15:21:42

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

17 09 2024 0:35:21

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

16 09 2024 19:45:51

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

15 09 2024 2:30:42

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

14 09 2024 16:15:23

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

13 09 2024 5:58:38

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

12 09 2024 3:44:19

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

11 09 2024 15:31:56

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

10 09 2024 21:47:34

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

09 09 2024 21:27:17

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

08 09 2024 20:20:33

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

07 09 2024 14:40:21

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

06 09 2024 2:21:38

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

05 09 2024 21:51:16

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

04 09 2024 18:48:35

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

03 09 2024 7:54:55

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

02 09 2024 6:48:43

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

01 09 2024 21:27:20

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

31 08 2024 11:52:47

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

30 08 2024 9:24:36

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

29 08 2024 5:23:38

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

28 08 2024 17:36:50

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

27 08 2024 11:23:33

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

26 08 2024 22:25:24

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

25 08 2024 4:16:24

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

24 08 2024 20:33:50

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

23 08 2024 19:41:48

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

22 08 2024 10:35:49

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

21 08 2024 0:36:20

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

20 08 2024 6:20:49

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::