Урок-исследование: "Образование государства Русь"
Цели: исследовать роль первых русских князей: Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение – распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти.
Задачи:
1. Продолжить развитие навыков:
- исследовательской работы с материалом учебника,
- аналитического мышления,
- работы по составлению и заполнению таблиц.
2. Воспитывать культуру умственного труда.
3. Учащиеся должны знать значение терминов:
государство, признаки государства, князь,
урок, погост, язычество, христианство.
4. Продолжить формирование следующих умений:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, прострaнcтвенные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
Средства обучения:
1. Учебник Артемов В.В., Лубенченков Ю.Н.
История Отечества. С древнейших времен до наших
дней. Учебник для. студ. средн. проф. учеб.
заведений. – 8-е изд. стер. – М. : Издательский
центр «Академия» . 2005. 360с.
2. Компьютерный проектор, магнитная доска, тесты.
План.
- Государство – этап в развитии человечества.
- Первые русские князья - личная власть или государственные интересы?
ХОД УРОКА
I. Преподаватель формулирует гипотезу, объект и предмет, цель и методы исследования
Гипотеза: распад и исчезновение древней Руси со столицей в Киеве было обусловлено тем, что государства в полном смысле этого понятия первыми русскими князьями создано не было, правление большинства этих пришельцев с Севера было направлено на укрепление личной власти, а не на государственное строительство, что и определило его дальнейшую судьбу.
Объект исследование: политическая история Руси в период IX-XII веков.
Предмет исследования: деятельность первых русских князей – Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.
Цель исследования: проанализировать деятельность первых русских князей по государственному строительству в Древней Руси.
Метод: работа с учебником.
Тип урока: комбинированный.
II. Изучение 1 вопроса
Лекция преподавателя
Государство – универсальное явление человеческой цивилизации. Возникает при разложении первобытнообщинного строя в тот момент, когда общество нуждается в регулировании межличностных, групповых и социальных связей.
Предпосылки образования государства:
- общественное разделение труда,
- появления частной собственности,
- имущественное и социальное неравенство.
Признаки государства:
1. Наличие публичной власти, которая
складывается из аппарата управления и аппарата
принуждения. Аппарат власти и управления –
выделенный из общества особый слой людей,
основным занятием которых является не
производство материальных благ, а выполнение
властных и управленческих функций. Аппарат
принуждения состоит из особых отрядов
вооруженных людей в виде армии, полиции,
разведки, контрразведки, всякого рода
принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.)
2. Территория – прострaнcтво, в пределах
которого осуществляется государственная власть.
Территориальное деление неизбежно влечет за
собой административно-территориальное
деление. Вся территория государств
разбивается на ряд
административно-территориальных единиц,
назначение и функции которых - организация
государственной власти и управления на
занимаемой ими территории
3. Общность населения – единство
людей, проживающих на одной территории,
ассоциирующих свою принадлежность как граждан
данного государства, которые для
удобства общения формируют единый язык.
4. Суверенитет является одним из
важнейших признаков государства. Он означает,
во-первых, верховенство государственной власти
внутри страны. И во-вторых, независимость ее
на международной арене. В нем выражается
способность государства независимо от других
государств формировать и проводить в жизнь свою
внутреннюю и внешнюю политику.
5. Наличие права, законодательства –
способность государственной власти
самостоятельно издавать общеобязательные для
всех члeнов общества правила поведения,
устанавливать и обеспечивать единый
правопорядок.
6. Наличие налогов и займов, с помощью
которых содержится государственная власть.
Государство – единая политическая
организация общества, возникшая на определенном
этапе общественного развития, которая
распространяет свою власть на всю территорию
страны и ее население, располагает для этого
специальным аппаратом управления и принуждения,
издает обязательные для всех законы и обладает
суверенитетом.
III. Исследовательская деятельность учащихся. Работа по 2 вопросу плана урока
Самостоятельная работа с учебником. Класс делиться на 6 групп по числу по числу признаков государства. Каждая группа получает одинаковое по форме выполнения задание заполнить правый столбец таблицы. (Примечание автора: далее в конспекте урока предлагаются уже заполненная правая часть таблиц)
1 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу, ответив на вопрос: каков вклад первых киевских князей в создание публичной власти на Руси? Сформулируйте вывод на основании полученных данных.
Князь |
1. Наличие (создание) публичной власти – аппарата управления и аппарата принуждения. |
Рюрик. 862-879 | Авторы учебника не приводят четких свидетельств об усилиях князя по созданию публичной власти, кроме существования дружины. |
Олег. 879-912 | Авторы учебника не приводят искомых доказательств, кроме вывода о наличии дружины, во главе которой он совершил поход на Киев и поход на Византию. |
Игорь. 912-945. | Фактом, подтверждающим наличие аппарата принуждения, следует считать наличие дружины, которая применялась для сбора дани и военных походов |
Ольга 945-969 | Наличие дружины. |
Святослав 964-972 гг. | Наличие дружины. |
Владимир I Святой 980-1015 гг. | Наличие дружины. Началась складываться система управления элементами которой были: князь, сыновья в качестве наместников, дружина и бояре, как инструмент правления, вотчина как плата за службу, церковная реформа, как идеологическое средство укрепления государства в том числе – его нравственной основы. |
Ярослав Мудрый 1019-1054 | Наличие дружины. Принятие первой части Русской Правды – первого закона на Руси. |
Владимир Мономах 1113-1125 | Внес дополнительные положения в Русскую правду, использование дружины для сохранения единства государства. |
2 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу ответив на вопрос: каким образом первые русские князья способствовали реализации второго признака государства – единая территория. Сформулируйте вывод на основании полученных данных.
Князь |
2. Территория – прострaнcтво, в пределах которого осуществляется государственная власть. Территориальное деление неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц, назначение и функции которых - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории. |
Рюрик. 862-879 | Текст учебника не позволяет сделать определенные выводы об усилиях князя в данном направлении. |
Олег. 879-912 | Текст учебника не позволяет сделать определенные выводы об усилиях князя в данном направлении. |
Игорь. 912-945. | Территория государства отождествлялась с территорией расселения тех племен, с которых князю удавалось собирать дань. |
Ольга 945-969 | Пункты сбора дани становились территорией страны подвластной правителю. |
Святослав 964-972 гг. | Государственная власть укреплялась в виде завоевания и подчинения новых территорий. |
Владимир I Святой 980-1015 гг. | Организовал охрану и защиту внешних границ территорий, населенными народами, входившими в состав Руси, назначал сыновей правителями отдельных территорий. |
Ярослав Мудрый 1019-1054 |
Объединил Русь после междоусобной войны. Разделил государство между сыновьями. |
Владимир Мономах 1113-1125 | Создание своеобразной федерации княжеств как результат съезда князей в Любече; с 1113г. Сохранил единую территорию, заставив подчиниться всех князей. |
3 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу, ответив на вопрос: как шёл процесс формирования такого признака государства, как общность населения? Сформулируйте вывод на основании полученных данных.
Князь |
3. Общность населения – единство людей, проживающих на одной территории, ассоциирующих свою принадлежность как граждан данного государства, которые для удобства общения формируют единый язык. |
Рюрик. 862-879 | Призван на княжение всего лишь двумя славянскими племенами (ильменские словене, кривичи) совместно с двумя финно-угорскими племенами (чудь, меря). |
Олег. 879-912 | Содержание учебника не позволяет сделать однозначный вывод о существовании общности населения. |
Игорь. 912-945. | К периоду правления того князя относится занесение в летопись информации о сборе дани с подвластных территорий, но сделать вывод о существовании общности населения нет оснований. |
Ольга 945-969 | Силой восстановила власть над племенами, проживающими на территориях, охваченных сбором дани. |
Святослав 964-972 гг. | Вхождение в состав государства новых народов (вятичи, население Таманского полуострова) были осуществлено силой оружия. |
Владимир I Святой 980-1015 гг. | Защищая внешние границы государства от кочевников, способствовал формированию общности населения, а, начав крещение Руси объединил народы общностью христианской веры. |
Ярослав Мудрый 1019-1054 | Одним из средств формирования единой общности было принятие общегосударственного законодательства – «русской Правды» |
Владимир Мономах 1113-1125 | Организатор общерусских внутри и внешнеполитических акций: съезд в Любече, походы против половцев, восстановил единство Руси. |
4 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу, ответив на вопрос: приведите по 1-2 примера деятельности каждого князя, иллюстрирующие их способность Проводить суверенную политику. Сформулируйте вывод на основании полученных данных.
Князь |
4. Суверенитет является одним из важнейших признаков государства. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, во-вторых, независимость ее на международной арене. В нем выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. |
Рюрик. 862-879 | Власть ограничивалась территориями на которых проживали ильменские словене, кривичи, меря, чудь. |
Олег. 879-912 | Объединив в 882г. Новгород и Киев, стал руководителем единого государства, заключил договор с Византией в 911г.. |
Игорь. 912-945. | Сохранил в основном свою власть над большинством территорий, объединенным до него князем Олегом, воевал с Византией, заключил договор в 944г. |
Ольга 945-969 | Восстановила власть над попытавшимися стать независимыми от Киева древлянами, приняла самостоятельное решение о визите в Константинополь и своём крещении. |
Святослав 964-972 гг. | Проводил самостоятельную внешнюю политику, осуществляя военные походы против соседних племен и государств, на определенном этапе был союзником Византии. |
Владимир I Святой 980-1015 гг. | Проявлением самостоятельной внутренней и внешней политики было: организация сторожевой службы на границах, начал создание системы управления государством, начал создание системы вознаграждения за службу: раздача дружинникам земли с крестьянами, осуществил религиозную реформу, начал крещение Руси в 988г. |
Ярослав Мудрый 1019-1054 | Вел активную внешнюю политику, укрепляя престиж государства, используя как оружие, так и династические бpaки, появился первый письменный закон – Русская Правда. |
Владимир Мономах 1113-1125 | Решительно боролся против междоусобных войн, раздиравших Русь, решительно оборонял внешние рубежи государства, ввел дополнительные статьи в Русскую Правду. |
5 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу, ответив на вопрос: каким образом первые русские князья реализовывали на пpaктике такой признак государства как наличие права, законодательства. Сформулируйте вывод на основании полученных данных.
Князь |
5. Наличие права, законодательства – способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех члeнов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. |
Рюрик. 862 – 879 | Основатель династии, основанной на передачи власти от отца к сыну, династия просуществовала до конца 16 века. |
Олег. 879-912 | В учебнике факты, иллюстрирующие деятельность князя в этом направлении отсутствуют. |
Игорь. 912-945. | Собирал дань с подвластных территорий. |
Ольга 945-969 | Установила систему сбора дани, основанной на определении размера дани – урок, мет сбора дани – погост, добровольная доставка дани – повоз. |
Святослав 964-972 гг. | Есть основания говорить только лишь о сохранении единого правопорядка на Руси, который обеспечивался силой оружия. |
Владимир I Святой 980-1015 гг. | Установил порядок управления территориями, назначая сыновей правителями отдельных земель, устанавливалась вотчинная система землевладения для дружинников, государственные решения принимались с учетом мнения бояр, веча, «старцев градских», начинают внедряться христианские ценности как мopaльная основа поведения населения Руси. |
Ярослав Мудрый 1019-1054 | Записан свод законов Русская Правда – первый письменный закон Руси. |
Владимир Мономах 1113-1125 | Ввел дополнительные статьи в Русскую Правду, облегчившие положение попавших в кабалу к ростовщикам людей. |
6 группа. Прочитать учебник стр. 6-14. Заполнить таблицу, ответив на вопрос: первые русские князья создавали систему взимания налогов и займов? Сформулируйте вывод на основании полученных данных.
Князь |
6. Наличие налогов и займов, с помощью которых содержится государственная власть. |
Рюрик. 862-879 | Нет сведений. |
Олег. 879-912 | Учебник не содержит конкретных сведений, но косвенно, можно предположить о системе сбора дани во время полюдья. |
Игорь. 912-945. | В летописях содержится информация и сборах дани – полюдье - как форма и средство содержания власти и осуществления власти на территориях, населенных славянскими племенами. |
Ольга 945-969 | Упорядочила взимание дани с подвластного населения. |
Святослав 964-972 гг. | Учебник не содержит конкретных сведений по данному вопросу. |
Владимир I Святой 980-1015 гг. | Учебник не содержит конкретных сведений по данному вопросу, но можно предположить о сохранении системы сбора дани, установленной Ольгой. |
Ярослав Мудрый 1019-1054 | Учебник не упоминает о деятельности Ярослава в данном направлении. |
Владимир Мономах 1113-1125 | Нет внятных сведений о деятельности князя в данном направлении. |
IV. Проверка результатов выполнения заданий
1. Представители групп представляют
результаты работы по заполнению таблицы.
2. Формулирование вывода.
Варианты вывода:
1. Гипотеза подтверждается. В полной мере об усилиях по государственному строительству можно говорить о деятельности Владимира I, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, т.е. с момента начала правления Рюрика (862г.) и до распада древней Руси прошло приблизительно 300 лет и только правления некоторых князей (Ольга, Владимир, Ярослав, Владимир Мономах) было отмечено реальными усилиями по созданию государства.
2. Гипотеза не нашла убедительных подтверждений. Каждый князь вносил свой вклад в становление государственности на Руси, укрепляя центральное звено – верховную власть.
Домашнее задание:
- Какова роль и значение первых киевских князей в истории Руси?
- Согласны ли Вы с норманнской теорией, происхождения государства у восточных славян? Почему?
- О чем говорит факт активной внешней политики Киевской Руси в отношениях с Византией в Х веке?
- Какую роль сыграла замена «полюдья» системой обложения налогами?
- В чем Вы видите заслуги князя Владимира Святого перед Отечеством?
- На какие сферы жизни русского общества повлияло принятие христианства?
- Какую роль играли династические бpaки при Ярославе Мудром? Как они могли повлиять на дальнейшее развитие Руси?
- В чем, по Вашему мнению, выражалось социальное неравенство в обществе, по свидетельству «Русской Правды»?
Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся.
...
12 08 2022 20:40:32
Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....
11 08 2022 17:32:16
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....
10 08 2022 23:12:40
Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж.
...
09 08 2022 7:41:15
Урок построен на основе ранее изученной темы «Индустриализация СССР», разработан для учащихся с легкой степенью умственной отсталости по программе для 5–9-x классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (2000 г.) и является текущим в разделе «Советская Россия - СССР в 20–30 годы ХХ века» учебника История России для 9-го класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, авторы: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М....
08 08 2022 12:50:59
Урок посвящен особенностям искусства Древнего Египта на примере судеб цариц Нефертари, Хатшепсут и Нефертити. Судьбы великих женщин и их образы в искусстве Древнего Египта рассматриваются на уроке с использованием возможностей Интернета. Интересным ресурсом, которым воспользовались обучающиеся на уроке, - сетевая открытая энциклопедия Википедия.
...
07 08 2022 0:43:55
Впервые в курсе истории Древнего мира учитель проводит повторительно-обобщающий урок. Урок подобного типа важен и для учителя, и для учащихся. Учитель получает возможность выслушать многих учащихся, выявить типичные ошибки, скорректировать дальнейшую работу по их устранению. У ребят есть возможность высказаться, получить хорошие оценки....
06 08 2022 9:28:37
Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках
реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности.
Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....
05 08 2022 5:18:20
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
04 08 2022 22:53:16
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
03 08 2022 16:51:57
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
02 08 2022 7:22:38
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
01 08 2022 19:11:12
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
31 07 2022 2:12:13
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
30 07 2022 23:35:46
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю.
...
29 07 2022 15:26:46
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
28 07 2022 17:39:50
Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....
27 07 2022 14:39:36
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
26 07 2022 2:17:34
Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....
25 07 2022 0:27:20
Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....
24 07 2022 10:26:51
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
23 07 2022 21:27:15
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
22 07 2022 3:43:44
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
21 07 2022 15:52:35
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
20 07 2022 9:43:50
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы.
...
19 07 2022 3:27:27
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
18 07 2022 21:53:47
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества.
...
17 07 2022 15:41:26
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
16 07 2022 16:39:11
Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и хаpaктер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....
15 07 2022 15:16:59
Уроки, на которых применяется проектная деятельность с использованием информационных
технологий, помогают учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм
работы с информацией, а главное - развивать умения активной познавательной деятельности....
14 07 2022 2:31:27
Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития".
...
13 07 2022 13:37:59
Я работаю над системой нестандартных уроков. Урок направлен на повторение и углубление знаний учащихся по истории России с древнейших времен до середины XVII века, содействует воспитанию активной жизненной позиции, развивает интерес к истории, формирует умение оперировать знаниями в нестандартных ситуациях, развивает диалогическую и монологическую речь.
...
12 07 2022 3:15:18
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля.
...
11 07 2022 8:15:16
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
10 07 2022 10:32:34
На уроке учащиеся знакомятся с сословным хаpaктером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение.
...
09 07 2022 0:47:15
Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
...
08 07 2022 16:18:49
Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....
07 07 2022 13:55:38
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
06 07 2022 6:41:14
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру.
Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга".
...
05 07 2022 4:38:19
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
04 07 2022 20:40:16
Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале.
...
03 07 2022 16:19:18
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
02 07 2022 23:42:56
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
01 07 2022 13:49:33
Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....
30 06 2022 2:29:35
В статье описывается метод проектного обучения, графические способы представления информации, работа с документально-методическим комплексом на уроках истории, которые способствуют формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций....
29 06 2022 1:28:27
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история.
...
28 06 2022 5:58:40
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
27 06 2022 5:38:18
В ходе урока доказывается, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Подчеркивается значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрывается сущность «Русской Правды»....
26 06 2022 13:20:32
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
25 06 2022 9:17:45
При изучении курса «История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, ИКТ значительно обогащают урок....
24 06 2022 23:50:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::