Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"


    Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"

На фоне казацкой песни “Любо братцы, любо”

Эпиграф: “Для того казак родился, чтоб на службе пригодиться”. (поговорка)

“Любить Историю нам велит Природа, Бог, а знать её – вот честь, достоинство долг” (Из тобольской летописи)

Учитель. (Звучит песня “Любо, братцы, любо”).

У каждой страны есть свои герои. Бесстрашные и бескорыстные. В Европе - это рыцари, закованные в латы. На западе, в Америке - ковбои, в Японии - самураи. А кого в России можно назвать героем?

Каким был он – русский герой? Сразу вспоминаются былинные богатыри – ровесники самураев и рыцарей.

И перед глазами встают образы героев картины В. В. Васнецова “Три богатыря”.

В памяти народной сохранились их имена.

Назовите их…

Слева - Добрыня Никитич, обнажающий меч.

Справа – Алеша Попович, держащий перед собой лук.

А в середине – самый могучий и храбрый богатырь – Илья Муромец.

Много былин было сложено о его подвигах.

А как же называли его в былинах?

А прозвание его было – “старый казак”.

Почему “старый” - понятно. Всё-таки с бородой.

А вот почему казак?

Вопросы. Кто такие казаки, если народ даровал им высшую честь называть казаком самого сильного своего богатыря – самого известного своего героя?

Ответить на эти вопросы помогут нам сегодня учащиеся:

а) казаки со своим атаманом Ермаком – из 7 “к” класса

б) представители “Боярской Думы” во главе с Грозным царем Иваном IV – из 7 “б” класса

в) беспристрастные летописцы – из 7 “а” класса

Сценка 1

Москва хоромы Ивана IV (царь сидит на троне).

Входит стрелец.

Царь – государь! Не вели казнить, вели миловать! Тут гости пожаловали издалека, из-за Урал - Камня.

Иван IV. С чем пожаловали? Как звать-величать?

Стрелец. Говорят, что пришли бить челом новым царством Сибирским, которое у Кучума отвоевали. Называют себя казаками

Иван IV. Пусть войдут…

Входят казахи.

1 казак. Царь – государь! Прибыли мы издалека. Из самого царства Сибирского, бывшего Кучумова. Врагом он твоим оказался, предал тебя, татарских ханов Едигера и Бекбулата, с которыми ты мир учинил, а они тебе принесли присягу на верность. Зверски казнил их Кучум, захватил трон сибирский, осадил главную твою крепость Чердын, сжег Соликамск и вырезал всех его русских жителей. Истребил всех русичей на реках Чусовой и Каме. Для борьбы с ним купцы Строгановы пригласили атамана нашего Ермака к себе с казаками.

Иван IV. Какого атамана казаков? Разбойник он! Опозорил меня перед турками, с которыми я мир учинил. А Ермак ваш на Каспии их купцов посольства грабить начал. Да и русским купцам от него досталось. На дыбу его!

2-й казак. Царь – государь! Выслушай, сделай милость. Не разбойник он, а защитник людей русских и веры православной. А что купцов грабил, так потому что человек служивый, промысел у нас такой: что добыл – то и твоё. Ермак Тимофеевич храбро воевал на твоей стороне и с поляками, и с турками, и с ливонцами. А сколько людей русских из плена освободил и не сосчитать! Ермак – удалец большой, за веру православную крепко стоит. А как басурманов – татар бьёт!.

Иван IV. Довольно хвалить Ермака с казаками, сам разберусь, что к чему. Идите на постоялый двор, завтра за ответом придёте. Буду Думу думать.

(Казаки уходят).

Иван IV. (Стрельцу) Зови Боярскую думу. Надо решать, что с Ермаком делать, а писарю скажи:

“Пока мы тут решать будем, пусть сходит в мою библиотеку, в летописях, книгах посмотрит, кто такие казаки, надёжные ли люди, не разбойники ли с большой дороги? Откуда появились?”

Входят бояре, рассаживаются.

Иван IV. Ну что бояре, примем ли подарок от Ермака – Царство сибирское? Награждать или наказывать будем?

1 – боярин – наказывать!

2 –й боярин – одарить!

Сценка 2

Вбегает писатель. Батюшка-государь! Бояре славные! Слушайте, что летописи пишут о казаках.

(Разворачивает свиток) Никто точно не знает, откуда пошло само слово “казак”. Одни пишут, что оно от тюрков пошло, означает “вольный человек”, а в переводе с монгольского означает “казак”- защитник границы.

Первое появление слова “казак” в документах относится к 1444г.

Самым первым казаком на Руси, сказывают, был наш былинный русский богатырь- Илья Муромец.

Иван IV. Илья Муромец- казак? Писарь записывай!

Во-первых: Велю епископу причислить Илью Муромца к лицу святых!

Во-вторых: Ермака Тимофеевича звать- величать “Атаманом царской служилой рати”.

В-третьих: Выделить жалование царской служилой рати, то есть казакам, хлебом, вином, деньгами, сукном, порохом.

В-четвертых: Направить на подмогу атаману Ермаку Тимофеевичу стрельцов, человек- 300.

В-пятых: Пусть служит государству Московскому, защищает южные и восточные рубежи от басурманов - татар, монголов, калмыков, кочевников-казахов, китайцев.

Да будет так, как я сказал!

Сценка 3

Выходят 2 дeвyшки и писарь (подслушивающий их разговор)

Первая дeвyшка. Машенька, так на душе тяжело. Батюшка со службы пришёл, говорит, чтоб на улицу не выходила. В городе, говорит, какие-то казаки появились. Вроде православные, а одеты, как татары: шапки-папахи на голове из бapaньего меха, мундиры на крючках, да шаровары с красными лампасами. А волосы у них подстрижены в кружок, на лице борода или усы. А в ухе они серьгу носят! Зачем?

Учитель. Почему казаки в правом ухе серьгу носили? Все ли её имели?

Вторая дeвyшка. А как ты думаешь, Софьюшка, завидные женихи из казаков выйдут? Мне скоро 15 лет, а я уже в дeвках засиделась!

Писарь. И-и-и не мечтайте! Какие из казаков женихи?! Семей, жён, они не имеют. Вся их жизнь – граница. Степь – им мать родная, сабля – жена, а кони – их дети. Эх, молодо-зелено!

Сценка 4 “КАЗАЧИЙ КРУГ”

Ермак. Что сотоварищи приуныли? Вернулись ли хлопцы из Московии? как там атаман Кольцо, жив - здоров?

Казак. Вернулись хлопцы из Москвы. Сказывают, что простил нас царь Иван Грозный, московский за нашу вольницу. Обратил он нас – казаков в свою Царскую служилую рать.

Учитель. Так было положено начало Сибирскому царскому войску.

А что о казаках нам скажут наши летописцы?

Первый летописец. В конце 14 – начала 15 веков, когда Золотая орда раскололась на отдельные ханства, они начали вести кровавую междоусобную войну.

Степи от Днепра и Дона, Волги и Урала обезлюдели. Стали называться Дикое поле. Для несения сторожевой службы в степь стали высылаться конные отряды – станицы.

Эти вооруженные отряды занимались не только земледелием, добывали зверя и ловили рыбу, но и нападали на татарские улусы и купеческие суда.

Постепенно выходцы из Рязанской, Северской земли стали селиться на берегах рек: Днепра, Дона, Кубани, Терека, Волги, Урала.

Эти люди называли себя казаками – защитниками границы, жили они в укрепленных городках и на островах.

Второй летописец. Со второй половины 16 века увеличился приток Русского населения на юг. Сюда уходили, спасаясь от притеснения феодалов, беглые крестьяне и холопы, а так же некоторые дворяне, не ладившие с властью. Дворяне, обладавшие военным опытом, нередко становились предводителями военных отрядов.

В начале 17 века казачьи станицы на Дону объединились в войско Донское. Свою независимость донские казаки выражали старинной поговоркой: “Здравствуй, царь в каменной Москве, а мы, казаки, на Тихом Дону”.

Третий летописец. Жили казаки самоуправляющейся общиной – Казачьим кругом. Это народное собрание всего войска, получившее свое название оттого, что на этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки действительно представляли из себя круг, в котором стояли без шапок в, знак уважения к месту и случаю. На кругу выбирали атамана.

Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, - говорили казаки.

Собираясь в поход, казаки выбирали походного атамана и его помощников – есаула, полковников и сотников, которые по возвращению, слагали с себя полномочия. Выборным было и духовенство.

Учитель. Да, казак – это особый образ жизни и образ мысли. Это понять нам помогут казачьи поговорки.

Учитель. Кто из вас знает казачьи поговорки?

  • Не хвались, в поход собираючись, хвались с похода едучи.
  • Всяк свистнет, да не по-казацки.
  • И шашка остра, а дух – сильнее.
  • Где казак, там и слава!
  • С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и cмepть легче.
  • Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
  • Нет уз святее товарищества!
  • Казак без коня – сирота
  • Слава предков не ржавеет.
  • Кровь казачья – не водица.

Учитель. О каких чертах хаpaктера казаков они говорят?

  • не будь хвастливым;
  • трусливым;
  • будь сильным духом;
  • храбрым;
  • никогда не унывай
  • будь мужественным
  • хорошим товарищем
  • уважай предков;
  • береги честь;

Учитель. А теперь отгадываем загадки.

Крепка, звонка, да отточена,
Кого поцелует, тот и с ног долой. (Сабля)

Летит птица крылата,
Без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьет. (Стрела)

Мал мужичок – костяная ручка. (Нож).

На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)

Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)

Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы)

Погоны желтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю чести, а себе – славы! (казаки)

Учитель. Поговорим о вооружении казаков!

Вооружение казаков в XVI веке – начале XVIII века было разнообразным, поскольку каждый вооружался, чем мог.

Со второй половины XVIII века казаку положено было иметь пику или дротик, а также саблю и ружье.

С 1834 года была введена шашка.

Шашка- символ всей полноты прав у казака. Вручалась казаку в 17 лет стариками. В 20 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.

Потеря шашки (и шапки) – большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением круга казак мог быть лишен прав ношения шашки на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

Казацкое седло было азиатского происхождения и почти не менялось в течение столетия.

Учитель. А что вы ребята знаете про казаков?

1. На какое время присваивалось звание “казак”? (Звание было пожизненным)

2. С какого времени юношу призывали на службу? (с 17 лет.)

3. Как называется населенный пункт, село, где проживали казаки? (Станица)

4. Как назывался небольшой отряд казаков, выезжающих на службу? (Казачий караул)

5. Как назывался комaндир, возглавляющий войско? (Атаман)

6. Какие вы знаете воинские казачьи звания? (Есаул, подъесаул, урядник, воевода)

7. Как называлось холодное оружие, которым пользовался казак на службе? (Шашка)

(Звучит казачья песня “Распрягайте, хлопцы, коней”.)

Учитель. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, начиная с XVIII века. В войсках Петра I они громили шведов в Прибалтике и на Украине. Сражались с кавалерией прусского короля Фридриха II в Семилетнюю войну. Под комaндованием П. А. Румянцева и А. В. Суворова били турок.

Самой яркой страницей военной истории казачества стала Отечественная война 1812 года. Первых солдат “Великой армии” Наполеона, вступивших на Российскую землю 12 июня, встретили выстрелы разъезда лейб - гвардии Казачьего полка.

“Для того казак родился, чтоб царю на службе пригодиться”, - гласила старинная поговорка. Казачья служба по закону проходила 20 лет.

После Октября 1917 года казачество пережило чудовищную трагедию Гражданской войны и политики расказачивания. В результате этой политики погибли сотни тысяч казаков, в том числе женщины и дети. Десятки тысяч казаков оказались в эмиграции. В 1920-х – начале 1930-х годов тысячи казачьих семей были высланы на Север.

Однако с 1936 года ситуация изменилась. Советское правительство сняло с казаков ограничения, запрещающие им служить в Красной армии.

Начало Великой Отечественной войны большинство казачьих дивизий встретило на западных границах Советского Союза. В казачьих станицах началось формирование добровольных сотен.

За подвиги в войне казачьи корпуса и дивизии получали звание гвардейских.

Вместе с другими победоносными полками Красной армии казачьи части прошли по Красной площади во время парада Победы 24 июня 1945 года.

(Звучит казачья песня “По Дону гуляет казак молодой”)

Учитель. Крупнейшие российские бунтари – Разин, Болотников, Пугачев – были донскими казаками, взращенными вольным воздухом тихих хуторов. Были среди донцов и другие люди: Ермак, Дежнев, Платов, Краснов, Шолохов и др. Они принесли России славу иного толка. И что бы казаки не творили – от литературных трудов до бандитских набегов – все ярко, красиво. Колоритный народ казаки, кого хочешь за пояс заткнут!

(Звучит песня “Казачий Дон” (муз. и сл. А. Розенбаума) в исполнении М. Шуфутинского)

Учитель.

Вот настал момент прощанья –
Будет краткой моя речь.
Я говорю Вам: “До свиданья!”,
До счастливых новых встреч!

Оборудование:

  • Изображение: рыцаря, ковбоя, самурая.
  • Картина Васнецова В.В. “Три богатыря”, “Иван IV Грозный”, “Ермак”
  • Карта “Российское государство в 16-17 веках”.
  • Картина В. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”

Слова о нем:

  • Картина “Послы Ермаковы – атаман Кольцо бьют челом Ивану Грозному царством Сибирским”
  • Фото “Шапка Сибирского царства”
  • Картина “Атаман сибирских казаков”
  • Фото г. Тобольск, Кремль.
  • Изображение “Казачий коч”
  • Картина “Гибель Ермака”
  • “Засечная черта” (укрепления казаков)
  • Картина Репина “Запорожцы”
  • Сабля, оружие казаков.
  • Картина Сурикова “Путешествие С Дежнева”
  • “Славянские казаки”


Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида


    Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

      Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....

03 12 2023 22:37:54

Появление казачества на Дону


    Появление казачества на Дону

      Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....

02 12 2023 21:40:55

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории


    Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории

      Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....

01 12 2023 18:41:52

Урок истории с применением ИКТ по теме: "Как одевались на Руси". 3-й класс


    Урок истории с применением ИКТ по теме: "Как одевались на Руси". 3-й класс

      Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. ...

30 11 2023 10:20:32

Историографические версии происхождения Первой мировой войны


    Историографические версии происхождения Первой мировой войны

      Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....

29 11 2023 2:13:57

"Люди эпохи викингов". Урок истории Средних веков в системе развивающего обучения с применением ИКТ


    "Люди эпохи викингов". Урок истории Средних веков в системе развивающего обучения с применением ИКТ

      История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....

28 11 2023 13:27:45

Одаренные дети – будущее России


    Одаренные дети – будущее России

      Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одаренности детей является потенциалом для развития общества в целом....

27 11 2023 14:39:33

Внеклассное занятие по истории


    Внеклассное занятие по истории

      В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...

26 11 2023 9:26:17

Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс


    Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс

      Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...

25 11 2023 15:26:40

Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой четверти XVIII в. Петровские преобразования"


    Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой четверти XVIII в. Петровские преобразования"

      Повторительно-обобщающий урок-игру можно провести как в основной, так и в полной школе на базовом уровне. Учащиеся учатся работать в комaнде, применять знания и оценивать их....

24 11 2023 6:43:44

Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"


    Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"

      Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....

23 11 2023 15:52:49

Урок-соревнование на тему "Мифы Древней Греции" (5-й класс)


    Урок-соревнование на тему "Мифы Древней Греции" (5-й класс)

      Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....

22 11 2023 19:46:25

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже XIX–XX вв.


    Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже XIX–XX вв.

      Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....

21 11 2023 2:54:49

Викторина "Урок-повторение "Русь в X – начале XIII вв."


    Викторина "Урок-повторение "Русь в X – начале XIII вв."

      Первые русские князья, крещение Руси, радости и невзгоды молодого государства Русь, набеги врагов, предания и легенды, боги и духи славян - вот что придется вспомнить учащимся на итоговом занятии "Русь в X – XІІІ веках". ...

20 11 2023 0:46:26

Открытый урок "Образование и самообразование". 5-й класс


    Открытый урок "Образование и самообразование". 5-й класс

      Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....

19 11 2023 4:53:36

Урок истории по теме "Западная Азия, Индия, Китай в древности"


    Урок истории по теме "Западная Азия, Индия, Китай в древности"

      Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....

18 11 2023 0:58:58

Аграрная реформа П.А. Столыпина


    Аграрная реформа П.А. Столыпина

      Урок раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота. ...

17 11 2023 5:19:43

Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс


    Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс

      Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....

16 11 2023 12:16:39

Единый классный час "630 лет Куликовской битве"


    Единый классный час "630 лет Куликовской битве"

      Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....

15 11 2023 13:33:30

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

14 11 2023 13:26:28

Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы


    Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы

      Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....

13 11 2023 13:44:58

Урок в 5-м классе. "Повторение по теме "Древняя Греция"


    Урок в 5-м классе. "Повторение по теме "Древняя Греция"

      Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....

12 11 2023 16:13:36

Основы правового статуса человека и гражданина (9-й класс)


    Основы правового статуса человека и гражданина (9-й класс)

      Повторительно-обобщающий урок разработан в технологии критического мышления, которая предполагает перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Цель урока: способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина....

11 11 2023 4:43:18

Урок – турнир знатоков жизни и деятельности Александра Невского


    Урок – турнир знатоков жизни и деятельности Александра Невского

      Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности. ...

10 11 2023 1:59:56

Гуситское движение в Чехии


    Гуситское движение в Чехии

      Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....

09 11 2023 10:15:31

Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс


    Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс

      Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....

08 11 2023 10:33:58

Интегрированный урок (история + английский язык) "Введение в эпоху викингов"


    Интегрированный урок (история + английский язык) "Введение в эпоху викингов"

      Музей "Йорвик" на территории Великобритании – главный источник информации о пребывании викингов на Британских островах. Учащиеся получают виртуальную возможность пополнить коллекцию музея новыми экспонатами, которые возможно отобрать в ходе изучения темы, а затем презентовать в форме буклета (таким образом в ходе урока осуществляется формирование информационной и социокультурной компетенции)....

07 11 2023 5:21:21

Программа факультативного курса "История Черноярского края"


    Программа факультативного курса "История Черноярского края"

      Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....

06 11 2023 1:39:46

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"


    Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

      На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

05 11 2023 9:21:21

Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс)


    Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс)

      После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....

04 11 2023 9:29:47

Интеллектуальный марафон "Исторический калейдоскоп"


    Интеллектуальный марафон "Исторический калейдоскоп"

      В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....

03 11 2023 9:48:33

Урок обобщение знаний по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого»


    Урок обобщение знаний по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого»

      Урок является последним при изучении темы "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого" и необходим для обобщения. При составлении урока использованы такие формы работы, при помощи которых отpaбатываются следующие компетенции учеников: 1. Учебная: извлекать выгоду из образовательного опыта. 2. Исследовательская: получение и обработка информации. 3. Социально-личностная: вступать в дискуссию и выpaбатывать свое собственное мнение. 4. Коммуникативная: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения....

02 11 2023 2:59:59

Урок истории по теме "Полтавская битва". 7-й класс


    Урок истории по теме "Полтавская битва". 7-й класс

      Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....

01 11 2023 7:50:13

Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы"


    Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы"

      Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества. ...

31 10 2023 11:59:51

"Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Урок памяти


    "Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Урок памяти

      Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям. ...

30 10 2023 0:45:56

Избирательное право


    Избирательное право

      Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают пpaктические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства. ...

29 10 2023 6:59:44

Предпрофильный курс "История моды". 9-й класс


    Предпрофильный курс "История моды". 9-й класс

      Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов. ...

28 10 2023 0:20:52

Урок истории по теме "Берлинский конгресс"


    Урок истории по теме "Берлинский конгресс"

      Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....

27 10 2023 21:22:48

"Власть и общество: сто лет спустя"


    "Власть и общество: сто лет спустя"

      Урок по теме «Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию. ...

26 10 2023 8:34:36

Урок по истории "Подготовка крестьянской реформы 1861 г."


    Урок по истории "Подготовка крестьянской реформы 1861 г."

      Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....

25 10 2023 16:20:18

В защиту Петра Великого (урок-исследование в 7-м классе)


    В защиту Петра Великого (урок-исследование в 7-м классе)

      Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....

24 10 2023 5:20:12

Толерантность – путь к миру


    Толерантность – путь к миру

      Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....

23 10 2023 23:41:24

Материалы для вводных урков по темам "Мировые религии" и "Компьютерная презентация"


    Материалы для вводных урков по темам "Мировые религии" и "Компьютерная презентация"

      Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....

22 10 2023 13:47:47

Повторительно-обобщающий урок-игра по истории Древнего мира


    Повторительно-обобщающий урок-игра по истории Древнего мира

      Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....

21 10 2023 9:18:55

Урок истории России в 9-м классе по теме "Московская битва"


    Урок истории России в 9-м классе по теме "Московская битва"

      Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении. ...

20 10 2023 22:26:54

Интеpaктивный метод обучения на уроках обществознания. Урок обществознания в 11-м классе. Тема: "Повторение главы «Цивилизация и социальное развитие»"


    Интеpaктивный метод обучения на уроках обществознания. Урок обществознания в 11-м классе. Тема: "Повторение главы «Цивилизация и социальное развитие»"

      Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. («Социальные роли личности», «Национальный вопрос», «Богатые и бедные», «Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....

19 10 2023 21:45:57

Индийские касты


    Индийские касты

      Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....

18 10 2023 14:10:57

Программа предпрофильного элективного курса по истории Отечества для 9-го класса "История в лицах: реформы и реформаторы"


    Программа предпрофильного элективного курса по истории Отечества для 9-го класса "История в лицах: реформы и реформаторы"

      Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности. ...

17 10 2023 7:37:37

Урок истории в 6-м классе "Гуситское движение в Чехии"


    Урок истории в 6-м классе "Гуситское движение в Чехии"

      Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....

16 10 2023 19:14:38

Родословная московских князей. Конец монголо-татарского ига


    Родословная московских князей. Конец монголо-татарского ига

      На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств....

15 10 2023 7:52:25

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::