Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"


    Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"

На фоне казацкой песни “Любо братцы, любо”

Эпиграф: “Для того казак родился, чтоб на службе пригодиться”. (поговорка)

“Любить Историю нам велит Природа, Бог, а знать её – вот честь, достоинство долг” (Из тобольской летописи)

Учитель. (Звучит песня “Любо, братцы, любо”).

У каждой страны есть свои герои. Бесстрашные и бескорыстные. В Европе - это рыцари, закованные в латы. На западе, в Америке - ковбои, в Японии - самураи. А кого в России можно назвать героем?

Каким был он – русский герой? Сразу вспоминаются былинные богатыри – ровесники самураев и рыцарей.

И перед глазами встают образы героев картины В. В. Васнецова “Три богатыря”.

В памяти народной сохранились их имена.

Назовите их…

Слева - Добрыня Никитич, обнажающий меч.

Справа – Алеша Попович, держащий перед собой лук.

А в середине – самый могучий и храбрый богатырь – Илья Муромец.

Много былин было сложено о его подвигах.

А как же называли его в былинах?

А прозвание его было – “старый казак”.

Почему “старый” - понятно. Всё-таки с бородой.

А вот почему казак?

Вопросы. Кто такие казаки, если народ даровал им высшую честь называть казаком самого сильного своего богатыря – самого известного своего героя?

Ответить на эти вопросы помогут нам сегодня учащиеся:

а) казаки со своим атаманом Ермаком – из 7 “к” класса

б) представители “Боярской Думы” во главе с Грозным царем Иваном IV – из 7 “б” класса

в) беспристрастные летописцы – из 7 “а” класса

Сценка 1

Москва хоромы Ивана IV (царь сидит на троне).

Входит стрелец.

Царь – государь! Не вели казнить, вели миловать! Тут гости пожаловали издалека, из-за Урал - Камня.

Иван IV. С чем пожаловали? Как звать-величать?

Стрелец. Говорят, что пришли бить челом новым царством Сибирским, которое у Кучума отвоевали. Называют себя казаками

Иван IV. Пусть войдут…

Входят казахи.

1 казак. Царь – государь! Прибыли мы издалека. Из самого царства Сибирского, бывшего Кучумова. Врагом он твоим оказался, предал тебя, татарских ханов Едигера и Бекбулата, с которыми ты мир учинил, а они тебе принесли присягу на верность. Зверски казнил их Кучум, захватил трон сибирский, осадил главную твою крепость Чердын, сжег Соликамск и вырезал всех его русских жителей. Истребил всех русичей на реках Чусовой и Каме. Для борьбы с ним купцы Строгановы пригласили атамана нашего Ермака к себе с казаками.

Иван IV. Какого атамана казаков? Разбойник он! Опозорил меня перед турками, с которыми я мир учинил. А Ермак ваш на Каспии их купцов посольства грабить начал. Да и русским купцам от него досталось. На дыбу его!

2-й казак. Царь – государь! Выслушай, сделай милость. Не разбойник он, а защитник людей русских и веры православной. А что купцов грабил, так потому что человек служивый, промысел у нас такой: что добыл – то и твоё. Ермак Тимофеевич храбро воевал на твоей стороне и с поляками, и с турками, и с ливонцами. А сколько людей русских из плена освободил и не сосчитать! Ермак – удалец большой, за веру православную крепко стоит. А как басурманов – татар бьёт!.

Иван IV. Довольно хвалить Ермака с казаками, сам разберусь, что к чему. Идите на постоялый двор, завтра за ответом придёте. Буду Думу думать.

(Казаки уходят).

Иван IV. (Стрельцу) Зови Боярскую думу. Надо решать, что с Ермаком делать, а писарю скажи:

“Пока мы тут решать будем, пусть сходит в мою библиотеку, в летописях, книгах посмотрит, кто такие казаки, надёжные ли люди, не разбойники ли с большой дороги? Откуда появились?”

Входят бояре, рассаживаются.

Иван IV. Ну что бояре, примем ли подарок от Ермака – Царство сибирское? Награждать или наказывать будем?

1 – боярин – наказывать!

2 –й боярин – одарить!

Сценка 2

Вбегает писатель. Батюшка-государь! Бояре славные! Слушайте, что летописи пишут о казаках.

(Разворачивает свиток) Никто точно не знает, откуда пошло само слово “казак”. Одни пишут, что оно от тюрков пошло, означает “вольный человек”, а в переводе с монгольского означает “казак”- защитник границы.

Первое появление слова “казак” в документах относится к 1444г.

Самым первым казаком на Руси, сказывают, был наш былинный русский богатырь- Илья Муромец.

Иван IV. Илья Муромец- казак? Писарь записывай!

Во-первых: Велю епископу причислить Илью Муромца к лицу святых!

Во-вторых: Ермака Тимофеевича звать- величать “Атаманом царской служилой рати”.

В-третьих: Выделить жалование царской служилой рати, то есть казакам, хлебом, вином, деньгами, сукном, порохом.

В-четвертых: Направить на подмогу атаману Ермаку Тимофеевичу стрельцов, человек- 300.

В-пятых: Пусть служит государству Московскому, защищает южные и восточные рубежи от басурманов - татар, монголов, калмыков, кочевников-казахов, китайцев.

Да будет так, как я сказал!

Сценка 3

Выходят 2 дeвyшки и писарь (подслушивающий их разговор)

Первая дeвyшка. Машенька, так на душе тяжело. Батюшка со службы пришёл, говорит, чтоб на улицу не выходила. В городе, говорит, какие-то казаки появились. Вроде православные, а одеты, как татары: шапки-папахи на голове из бapaньего меха, мундиры на крючках, да шаровары с красными лампасами. А волосы у них подстрижены в кружок, на лице борода или усы. А в ухе они серьгу носят! Зачем?

Учитель. Почему казаки в правом ухе серьгу носили? Все ли её имели?

Вторая дeвyшка. А как ты думаешь, Софьюшка, завидные женихи из казаков выйдут? Мне скоро 15 лет, а я уже в дeвках засиделась!

Писарь. И-и-и не мечтайте! Какие из казаков женихи?! Семей, жён, они не имеют. Вся их жизнь – граница. Степь – им мать родная, сабля – жена, а кони – их дети. Эх, молодо-зелено!

Сценка 4 “КАЗАЧИЙ КРУГ”

Ермак. Что сотоварищи приуныли? Вернулись ли хлопцы из Московии? как там атаман Кольцо, жив - здоров?

Казак. Вернулись хлопцы из Москвы. Сказывают, что простил нас царь Иван Грозный, московский за нашу вольницу. Обратил он нас – казаков в свою Царскую служилую рать.

Учитель. Так было положено начало Сибирскому царскому войску.

А что о казаках нам скажут наши летописцы?

Первый летописец. В конце 14 – начала 15 веков, когда Золотая орда раскололась на отдельные ханства, они начали вести кровавую междоусобную войну.

Степи от Днепра и Дона, Волги и Урала обезлюдели. Стали называться Дикое поле. Для несения сторожевой службы в степь стали высылаться конные отряды – станицы.

Эти вооруженные отряды занимались не только земледелием, добывали зверя и ловили рыбу, но и нападали на татарские улусы и купеческие суда.

Постепенно выходцы из Рязанской, Северской земли стали селиться на берегах рек: Днепра, Дона, Кубани, Терека, Волги, Урала.

Эти люди называли себя казаками – защитниками границы, жили они в укрепленных городках и на островах.

Второй летописец. Со второй половины 16 века увеличился приток Русского населения на юг. Сюда уходили, спасаясь от притеснения феодалов, беглые крестьяне и холопы, а так же некоторые дворяне, не ладившие с властью. Дворяне, обладавшие военным опытом, нередко становились предводителями военных отрядов.

В начале 17 века казачьи станицы на Дону объединились в войско Донское. Свою независимость донские казаки выражали старинной поговоркой: “Здравствуй, царь в каменной Москве, а мы, казаки, на Тихом Дону”.

Третий летописец. Жили казаки самоуправляющейся общиной – Казачьим кругом. Это народное собрание всего войска, получившее свое название оттого, что на этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки действительно представляли из себя круг, в котором стояли без шапок в, знак уважения к месту и случаю. На кругу выбирали атамана.

Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, - говорили казаки.

Собираясь в поход, казаки выбирали походного атамана и его помощников – есаула, полковников и сотников, которые по возвращению, слагали с себя полномочия. Выборным было и духовенство.

Учитель. Да, казак – это особый образ жизни и образ мысли. Это понять нам помогут казачьи поговорки.

Учитель. Кто из вас знает казачьи поговорки?

  • Не хвались, в поход собираючись, хвались с похода едучи.
  • Всяк свистнет, да не по-казацки.
  • И шашка остра, а дух – сильнее.
  • Где казак, там и слава!
  • С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и cмepть легче.
  • Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
  • Нет уз святее товарищества!
  • Казак без коня – сирота
  • Слава предков не ржавеет.
  • Кровь казачья – не водица.

Учитель. О каких чертах хаpaктера казаков они говорят?

  • не будь хвастливым;
  • трусливым;
  • будь сильным духом;
  • храбрым;
  • никогда не унывай
  • будь мужественным
  • хорошим товарищем
  • уважай предков;
  • береги честь;

Учитель. А теперь отгадываем загадки.

Крепка, звонка, да отточена,
Кого поцелует, тот и с ног долой. (Сабля)

Летит птица крылата,
Без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьет. (Стрела)

Мал мужичок – костяная ручка. (Нож).

На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)

Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)

Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы)

Погоны желтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю чести, а себе – славы! (казаки)

Учитель. Поговорим о вооружении казаков!

Вооружение казаков в XVI веке – начале XVIII века было разнообразным, поскольку каждый вооружался, чем мог.

Со второй половины XVIII века казаку положено было иметь пику или дротик, а также саблю и ружье.

С 1834 года была введена шашка.

Шашка- символ всей полноты прав у казака. Вручалась казаку в 17 лет стариками. В 20 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.

Потеря шашки (и шапки) – большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением круга казак мог быть лишен прав ношения шашки на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

Казацкое седло было азиатского происхождения и почти не менялось в течение столетия.

Учитель. А что вы ребята знаете про казаков?

1. На какое время присваивалось звание “казак”? (Звание было пожизненным)

2. С какого времени юношу призывали на службу? (с 17 лет.)

3. Как называется населенный пункт, село, где проживали казаки? (Станица)

4. Как назывался небольшой отряд казаков, выезжающих на службу? (Казачий караул)

5. Как назывался комaндир, возглавляющий войско? (Атаман)

6. Какие вы знаете воинские казачьи звания? (Есаул, подъесаул, урядник, воевода)

7. Как называлось холодное оружие, которым пользовался казак на службе? (Шашка)

(Звучит казачья песня “Распрягайте, хлопцы, коней”.)

Учитель. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, начиная с XVIII века. В войсках Петра I они громили шведов в Прибалтике и на Украине. Сражались с кавалерией прусского короля Фридриха II в Семилетнюю войну. Под комaндованием П. А. Румянцева и А. В. Суворова били турок.

Самой яркой страницей военной истории казачества стала Отечественная война 1812 года. Первых солдат “Великой армии” Наполеона, вступивших на Российскую землю 12 июня, встретили выстрелы разъезда лейб - гвардии Казачьего полка.

“Для того казак родился, чтоб царю на службе пригодиться”, - гласила старинная поговорка. Казачья служба по закону проходила 20 лет.

После Октября 1917 года казачество пережило чудовищную трагедию Гражданской войны и политики расказачивания. В результате этой политики погибли сотни тысяч казаков, в том числе женщины и дети. Десятки тысяч казаков оказались в эмиграции. В 1920-х – начале 1930-х годов тысячи казачьих семей были высланы на Север.

Однако с 1936 года ситуация изменилась. Советское правительство сняло с казаков ограничения, запрещающие им служить в Красной армии.

Начало Великой Отечественной войны большинство казачьих дивизий встретило на западных границах Советского Союза. В казачьих станицах началось формирование добровольных сотен.

За подвиги в войне казачьи корпуса и дивизии получали звание гвардейских.

Вместе с другими победоносными полками Красной армии казачьи части прошли по Красной площади во время парада Победы 24 июня 1945 года.

(Звучит казачья песня “По Дону гуляет казак молодой”)

Учитель. Крупнейшие российские бунтари – Разин, Болотников, Пугачев – были донскими казаками, взращенными вольным воздухом тихих хуторов. Были среди донцов и другие люди: Ермак, Дежнев, Платов, Краснов, Шолохов и др. Они принесли России славу иного толка. И что бы казаки не творили – от литературных трудов до бандитских набегов – все ярко, красиво. Колоритный народ казаки, кого хочешь за пояс заткнут!

(Звучит песня “Казачий Дон” (муз. и сл. А. Розенбаума) в исполнении М. Шуфутинского)

Учитель.

Вот настал момент прощанья –
Будет краткой моя речь.
Я говорю Вам: “До свиданья!”,
До счастливых новых встреч!

Оборудование:

  • Изображение: рыцаря, ковбоя, самурая.
  • Картина Васнецова В.В. “Три богатыря”, “Иван IV Грозный”, “Ермак”
  • Карта “Российское государство в 16-17 веках”.
  • Картина В. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”

Слова о нем:

  • Картина “Послы Ермаковы – атаман Кольцо бьют челом Ивану Грозному царством Сибирским”
  • Фото “Шапка Сибирского царства”
  • Картина “Атаман сибирских казаков”
  • Фото г. Тобольск, Кремль.
  • Изображение “Казачий коч”
  • Картина “Гибель Ермака”
  • “Засечная черта” (укрепления казаков)
  • Картина Репина “Запорожцы”
  • Сабля, оружие казаков.
  • Картина Сурикова “Путешествие С Дежнева”
  • “Славянские казаки”


Из опыта работы над темой "Деятельностно-пpaктический способ обучения в процессе преподавания истории в средней школе". Урок новой истории. 8-й класс


    Из опыта работы над темой "Деятельностно-пpaктический способ обучения в процессе преподавания истории в средней школе". Урок новой истории. 8-й класс

      В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....

26 03 2023 21:18:34

Урок по истории России по теме "Все для фронта, все для победы!"


    Урок по истории России по теме "Все для фронта, все для победы!"

      На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...

25 03 2023 0:22:16

Российской Конституции – 20 лет


    Российской Конституции – 20 лет

      Уважение к Конституции, к её основополагающим принципам, их непреложное соблюдение происходит не само по себе. Его необходимо воспитывать. В преддверии важной даты в школе прошёл открытый урок, посвящённый юбилею Основного Закона страны. Учитель предлагает конспект урока, показывающий, что Конституция РФ – современный закон, который имеет значительный потенциал развития....

24 03 2023 13:30:21

Путешествие во времени. Остановка "Век девятнадцатый"


    Путешествие во времени. Остановка "Век девятнадцатый"

      Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж. ...

23 03 2023 18:36:50

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме "Отечественная война 1812 года"


    Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме "Отечественная война 1812 года"

      В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....

22 03 2023 0:59:47

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 года"


    Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 года"

      Урок истории в 8-м классе с использованием мультимедийных технологий и произведений литературы, живописи и кино....

21 03 2023 18:16:15

Путешествие по Древнему Востоку. Древняя Индия. Древний Китай


    Путешествие по Древнему Востоку. Древняя Индия. Древний Китай

      Урок повторяет материал и расширяет знания о Древнем Востоке. Развивается познавательный интерес, учащиеся ищут необходимую информацию для выполнения учебных заданий с учебной литературой, учатся выступать перед аудиторией....

20 03 2023 1:45:49

Урок истории в 8-м классе по теме "Социально - экономическое развитие России в 20-30-е годы XIX веке"


    Урок истории в 8-м классе по теме "Социально - экономическое развитие России в 20-30-е годы XIX веке"

      Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением. ...

19 03 2023 22:13:56

Урок истории "Отечественная война 1812 года"


    Урок истории "Отечественная война 1812 года"

      Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....

18 03 2023 18:33:16

Государственная символика Российской Федерации


    Государственная символика Российской Федерации

      В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....

17 03 2023 15:43:25

Открытый урок по обществознанию по теме "Перераспределение доходов"


    Открытый урок по обществознанию по теме "Перераспределение доходов"

      Представленный урок проводился во время методической недели «Компетентностный подход в образовании» (январь 2011). Цель урока – обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов, анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения....

16 03 2023 2:13:26

"Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"


    "Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"

      Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....

15 03 2023 2:25:55

Урок обществознания по теме "Общение". 6-й класс


    Урок обществознания по теме "Общение". 6-й класс

      Автор обсуждает с учащимися высказывание А.Сент-Экзюпери "Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на пpaктике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....

14 03 2023 4:25:47

Развитие правовой культуры современного школьника


    Развитие правовой культуры современного школьника

      Будучи одновременно и областью науки, и областью пpaктической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и пpaктические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....

13 03 2023 13:44:30

Гражданское общество


    Гражданское общество

      Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....

12 03 2023 22:11:26

Дворцовые перевороты. 7-й класс


    Дворцовые перевороты. 7-й класс

      При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу....

11 03 2023 8:50:16

"Смутное время в России — лихолетье, или Как едва не погибла земля Русская"


    "Смутное время в России — лихолетье, или Как едва не погибла земля Русская"

      Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....

10 03 2023 9:15:50

Внеклассное мероприятие по истории «Память о Чесме и Ильине»


    Внеклассное мероприятие по истории «Память о Чесме и Ильине»

      Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....

09 03 2023 10:16:40

Внутренняя политика Николая I


    Внутренняя политика Николая I

      Урок изучения нового материала. В основе методики – сочетание рассказа учителя и работы учащихся с документами эпохи с последующим их обсуждением и комментариями. Особое внимание уделено краеведческому аспекту, тем зданиям и сооружениям в Санкт-Петербурге, с которыми связаны события правления Николая I....

08 03 2023 20:42:55

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"


    Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

      Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....

07 03 2023 20:19:16

Урок-дискуссия «Клио и кино» (по фильму «Ярослав. Тысячу лет назад»)


    Урок-дискуссия «Клио и кино» (по фильму «Ярослав. Тысячу лет назад»)

      Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....

06 03 2023 18:11:38

Нетрадиционные уроки истории


    Нетрадиционные уроки истории

      Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....

05 03 2023 18:11:45

Лабораторное занятие с репродукциями картин по истории России и МХК в 7–10-х классах


    Лабораторное занятие с репродукциями картин по истории России и МХК в 7–10-х классах

      В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним. ...

04 03 2023 6:15:12

"Уроки первого периода Великой Отечественной войны" — занятие с использованием ИКТ


    "Уроки первого периода Великой Отечественной войны" — занятие с использованием ИКТ

      При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....

03 03 2023 1:14:52

Урок истории по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 годы)". 9-й класс


    Урок истории по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 годы)". 9-й класс

      Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....

02 03 2023 16:28:23

Великие географические открытия


    Великие географические открытия

      Данный урок входит в состав темы «Европа: от Средневековья к Новому времени». По программе на изучение данной темы отводится 1 час. Данная тема важна для изучения развития капиталистических отношений в раннее Новое время, развития мировой торговли....

01 03 2023 2:46:34

Русско-японская война 1904–1905 гг.


    Русско-японская война 1904–1905 гг.

      Данный урок разработан для учащихся 9-го класса. Урок может быть использована как в курсе истории Отечества, так и при изучении вопросов связанных с региональным компонентом. Использование на уроке ТСО повышает познавательный интерес у детей, что, несомненно, сказывается на уровне усвоения данного материала....

28 02 2023 10:14:18

Роль двух личностей в мировой истории. Бонапарт vs Гитлер


    Роль двух личностей в мировой истории. Бонапарт vs Гитлер

      Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....

27 02 2023 3:58:40

Урок-презентация по новой истории для 7-го класса на тему "Европейское Возрождение. Эпоха Титанов"


    Урок-презентация по новой истории для 7-го класса на тему "Европейское Возрождение. Эпоха Титанов"

      Урок строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах, подобранных в рамках презентации. В материале урока освещены все этапы и направления изучаемой эпохи: наука, литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура....

26 02 2023 11:11:42

Духовный мир личности


    Духовный мир личности

      Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....

25 02 2023 13:37:17

Развитие критического мышления на уроках обществознания


    Развитие критического мышления на уроках обществознания

      За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....

24 02 2023 6:44:11

Разработка урока на тему "Правоспособность и дееспособность российского гражданина"


    Разработка урока на тему "Правоспособность и дееспособность российского гражданина"

      Все этапы построения урока (мотивация, целеполагание, повторение опopных знаний, приобщение учащихся к получению новых знаний, обеспечение их осознанности и прочности, контроль эффективности обучения и указания по разноуровневому домашнему заданию) психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для продуктивного учебного труда....

23 02 2023 13:53:35

Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")


    Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")

      Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....

22 02 2023 3:24:20

Урок истории в 3-м классе по теме: "Создание музея XVI века"


    Урок истории в 3-м классе по теме: "Создание музея XVI века"

      Использование метода проекта на уроке позволяет повторить пройденный материал, синтезировать знания из других областей наук, формировать у учащихся навыки сотрудничества и создать проект музея, в котором располагаются залы: "Лики Ивана Грозного", "Книгопечатание", "Школа XVI века". ...

21 02 2023 6:12:12

Интегрированный урок (история + география) по теме "Великие географические открытия". 7-й класс


    Интегрированный урок (история + география) по теме "Великие географические открытия". 7-й класс

      Урок позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повышает познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение пpaктических заданий, которые проводит учитель географии. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы с географической и исторической картой и углубляют полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей....

20 02 2023 18:27:44

Заселение Приамурья во второй половине XIX – начале ХХ веков


    Заселение Приамурья во второй половине XIX – начале ХХ веков

      Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....

19 02 2023 0:42:42

Игровая деятельность в обучении


    Игровая деятельность в обучении

      Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....

18 02 2023 19:42:12

Открытый урок "Патриотизм и героика в русской и марийской музыке"


    Открытый урок "Патриотизм и героика в русской и марийской музыке"

      Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения. ...

17 02 2023 3:36:16

Внутренняя политика Александра I (1815–1825 гг.)


    Внутренняя политика Александра I (1815–1825 гг.)

      Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....

16 02 2023 3:20:32

Урок краеведения по теме "Рабочая программа по истории Байтугана". 9-й класс


    Урок краеведения по теме "Рабочая программа по истории Байтугана". 9-й класс

      Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....

15 02 2023 5:13:21

Внеклассное занятие, посвященное 20-летию Конституции Российской Федерации, "Знакомьтесь, Россия!". 5–7-й классы


    Внеклассное занятие, посвященное 20-летию Конституции Российской Федерации, "Знакомьтесь, Россия!". 5–7-й классы

      Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....

14 02 2023 3:31:27

Внутренняя политика Николая I. 8-й класс


    Внутренняя политика Николая I. 8-й класс

      Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....

13 02 2023 14:18:44

Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака"

      Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....

12 02 2023 22:38:42

Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"


    Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"

      Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....

11 02 2023 23:51:38

Тема: "Брестский мир"


    Тема: "Брестский мир"

      В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 11-м классе по теме "Брестский мир", цель которого – раскрыть альтернативные взгляды левых коммунистов, троцкистов и сторонников Ленина на проблему заключения мира с Германией. Можно предложить учащимся обратиться к пьесе М.Шатрова "Так победим!" и подготовить на ее основе инсценировку. ...

10 02 2023 7:32:39

Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков"


    Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков"

      Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...

09 02 2023 17:15:23

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"


    Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

      Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

08 02 2023 1:13:41

Древние жители Кузнецкой земли


    Древние жители Кузнецкой земли

      В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....

07 02 2023 22:20:53

Урок истории Донского края "Жизнь и быт донского казачества". 7-й класс


    Урок истории Донского края "Жизнь и быт донского казачества". 7-й класс

      Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....

06 02 2023 1:29:20

Урок обществознания "Человек, общество, природа". 8-й класс


    Урок обществознания "Человек, общество, природа". 8-й класс

      На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....

05 02 2023 14:24:48

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

"Семилетняя война"

Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают.