Разработка урока "Реформа отмены крепостного права"
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Цели урока:
1. Обучающий аспект:
а) Формирование специальных знаний, умений и навыков:
- формирование знания по теме: “Крестьянская реформа” (проекты реформ) на этапе выполнения домашнего задания;
- формирование знаний основных положений реформы на этапе усвоения новых знаний.
б) развитие специальных знаний, умений и навыков:
- развивать умение работы с историческим письменным источником
- развивать умение анализировать и обобщать исторические факты, сравнивать.
в) развитие общеучебных умений и навыков:
- развивать учебно-организационные умения и навыки (умение планировать ход выполнения задания; умение работать в парах и в группе) на этапе изучения новых знаний;
- развивать учебно-информационные умения и навыки (умения работать с текстом источника информации, учебником, дополнительной литературой) на этапе усвоения новых знаний;
- формирование научного мировоззрения – место крестьянской реформы в ходе исторического развития России;
- развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков при анализе текста, при выборе главного и существенного;
- развитие учебно-коммуникативных умений и навыков при взаимообучении.
2. Развивающий аспект:
а) развитие речи:
- работа над понятиями “реформа”, “временнообязанные крестьяне”, “оброчный капитал” на этапе освоения новых знаний;
- работа над словосочетанием и предложением при ответах;
- работа над текстом на этапе изучения новых знаний и закрепления знаний;
- работа над связанной устной речью при ответах на вопросы.
б) развитие мышления:
- развивать понятийные формы мышления при работе с историческим текстом;
- развивать логическое мышление при изучении нового материала;
- развивать историческое мышление при работе с историческими фактами;
в) развитие сенсорной сферы:
- развивать зрительный анализатор при работе с текстом учебника и исторического документа;
г) развитие двигательной сферы:
- развивать двигательную сферу при работе в группах.
3. Воспитательный аспект:
а) отношение к другим людям и коллективу:
- учить быть приветливым, отзывчивым, учить сопереживать и радоваться на успехи других при ответах товарищей;
б) отношение к себе:
- учить быть дисциплинированным, внимательным, аккуратным, усердным на всех этапах урока;
в) отношение к Родине:
- учить с уважением относиться к историческому наследию своей страны;
г) отношение к труду:
- учить быть трудолюбивым и ответственным.
Организация урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. организация урока | Цель: включить учащихся в учебную
деятельность. (презентация
слайд 1, слайд 2) Определить цели урока: -) какие проекты были представлены на обсуждение по отмене крепостного права; -)как общество относилось к реформам. Рассказ учителя о причинах и событиях предшествующих отмене крепостного права. (презентация слайды 3-7) Подготовка отмены крепостного права вызвала различную реакцию у разных слоев населения. Были проведены мероприятия по подготовки реформы, проекты готовились на разных уровнях. (презентация слайд 8) |
Учащиеся сами формулируют цели урока: 1. выяснить какие предложения были по проведению реформы. 2. каковы основные положения крестьянской реформы. 3. значение отмены крепостного права. |
2. проверка выполнения домашнего задания (КСО) | Цель: развить умение работы с
историческими источниками. Развить умение анализировать и сравнивать и обобщать исторический материал. Формировать знания по понятию “реформа”. |
Учащиеся расходятся по группам. В
группах выступают с выполненным домашним
заданием (приложения 1, 2,
3, 4, 5), заполняют итоговую таблицу (приложение 6), обобщают материал, сравнивают разные проекты реформы, делают вывод о сходстве и различиях взглядов по вопросы отмены крепостного права. |
3. подготовка к основному этапу урока (традиционная) | Цель: подвести учащихся к выводу, что
общество было за отмену крепостного права,
разногласия были по вопросам: с землей или нет; за
выкуп или нет. Рассказ: общество готово к принятию реформы. Каковы основные положения реформы? |
Выступление представителей групп по итогам работы. (презентация слайд 9) |
4. усвоение новых знаний и способов действий(модульная технология) (кластеры) | Цель: формирование знаний по
крестьянской реформе 1861 г. -развивать умение работы с учебником, умение выделять главное, существенное. |
Цель: 1.вычлeни основные положения
крестьянской реформы. 2. подчеркни существенные
признаки новых понятий по теме: “Отмена
крепостного права”. Задание: 1. прочитай учебник стр. 141-143; отметьте в учебнике основные положения реформы. 2. выпиши в тетрадь основные положения. 3. запиши определения новых понятий. 4. придумай три тонких вопроса на знание новых понятий, умение вычлeнять существенные признаки.
|
5. первичная проверка знаний | Цель: закрепить первичные знания по теме “ Отмена крепостного права” | Контроль: 1. проверь свои записи по
образцу. (презентация слайд 10) 2. обменяйтесь вопросами с соседом по парте. 3. проверь правильность выполнения задания. 4. выставьте отметку за работу. “5” - без ошибок “4” - одна ошибка “3” - две ошибки “2” - более 2-х ошибок |
6. закрепление знаний и способов действий (Модульная технология) | Цель: закрепить первичные знания по теме “ Отмена крепостного права” | Цель: узнать, какое значение имело
отмена крепостного права для развития страны. Задание: 1. прочитай текст. 2. выполни задание. Итоги крестьянской реформы 1861 года вызвали критику со стороны демократической общественности, радикалов-революционеров, представителей социалистической мысли. Поэт Некрасов так откликнулся на итоги реформы, ликвидировавшей крепостное право: Распалась цепь великая, Задание:
Контроль: 1. проверь себя по образцу. (презентация слайды 11,12) |
9. подведение итогов (традиционная) | Что узнали? Чему научились? |
Реформа была подготовлена всем
обществом. Основные положения реформы. Сохранились феодальные пережитки. Учились сравнивать, обобщать, анализировать. |
10. рефлексия (традиционная) | Вопросы: чем занимались на уроке. Что мешало к восприятию материала, что помогало. Что понравилось, что нет. Понравилось ли работать по парам (группам). Как оцениваете свою деятельность на уроке (по 5-бальной системе) |
Оцените работу каждого, выставите
отметку по 5-бальной системе. Критерий отметки (что оцениваем):
|
11. информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Параграф 17, вопросы и задания стр.143 - 144 |
Список литературы
- Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории России XIX в.: 8 кл. М., 2000
- Захарова Л. Великие реформы в России. 1856 – 1874 гг. М., 1992.
- Орлов А.С., Ге opгиев В.А., Ге opгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. М., 2007, стр. 292 - 305
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России XIX века. Русское слово 2007.
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
18 03 2024 4:41:48
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....
17 03 2024 23:30:26
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...
16 03 2024 23:58:37
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека. ...
15 03 2024 10:20:15
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
14 03 2024 10:52:44
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
13 03 2024 11:39:29
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
12 03 2024 7:23:32
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
11 03 2024 12:34:46
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
10 03 2024 18:45:12
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта. На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка. ...
09 03 2024 13:43:37
Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....
08 03 2024 2:25:31
Урок является первым в блоке "Времена Российской империи. XVIII – начало XIX в.". Его главная цель – сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход ("прорубила окно") в Европу. Россия стала великой державой. ...
07 03 2024 20:55:23
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
06 03 2024 11:56:54
Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война»....
05 03 2024 2:27:52
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
04 03 2024 18:57:55
На занятии учащиеся закрепляют, повторяют и углубляют исторические знания, готовятся к ЕГЭ....
03 03 2024 6:40:33
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации. В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх. ...
02 03 2024 15:43:57
На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....
01 03 2024 21:47:19
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
29 02 2024 19:48:16
Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж «Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям. ...
28 02 2024 1:56:15
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
27 02 2024 20:12:25
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
26 02 2024 2:32:26
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
25 02 2024 13:20:36
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
24 02 2024 3:13:19
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
23 02 2024 23:44:42
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням. ...
22 02 2024 13:13:52
Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям ФГОС как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....
21 02 2024 17:13:30
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
20 02 2024 19:22:59
В настоящее время актуален вопрос сохранения духовного и культурного наследия. Каждый человек хоть немного должен разбираться в архитектуре и живописи и понимать их своеобразный язык. Данные сведения вызовут интерес как у обучающихся, так и у учителя, который можно использовать на уроках истории, МХК. Урок насыщен дополнительной информацией по культуре Руси, наглядностью, сопровождается презентацией. Предусматривается использование музыкальных фрагментов: церковный благовест и акапельное духовное песнопение....
19 02 2024 3:29:25
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература, краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа, элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям, чувство справедливости....
18 02 2024 3:51:14
Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....
17 02 2024 19:51:20
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
16 02 2024 16:43:28
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
15 02 2024 15:33:51
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
14 02 2024 4:56:12
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
13 02 2024 0:53:53
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
12 02 2024 11:47:56
На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала ХХ века М.А. Врубеля....
11 02 2024 3:49:32
Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....
10 02 2024 4:22:21
Урок изучает последствия эпохи террора для судьбы самого многочисленного в стране класса ‒ крестьянства, коллективизацию. Учащиеся оценивают события с позиции участника и наблюдателя, делают попытку выйти за временные рамки той эпохи, чтобы ответить на главный вопрос урока: "Можно ли построить великую страну с насилием над гражданами?"...
09 02 2024 2:43:47
Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....
08 02 2024 17:46:39
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
07 02 2024 6:35:34
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке. ...
06 02 2024 4:11:40
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
05 02 2024 1:49:29
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
04 02 2024 7:58:17
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
03 02 2024 12:55:21
Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые хаpaктеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос «Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....
02 02 2024 22:21:25
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
01 02 2024 7:28:45
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
31 01 2024 1:46:41
Игра "За семью печатями" является исторической, развивающей, познавательной игрой. Она учит детей логически мыслить, анализировать исторические события, ощущать взаимосвязь событий. В игре участвуют три человека (или три комaнды) и зрители. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в формуляре № 1. За каждый правильный ответ игрок получает печать. Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и называет имя героя. ...
30 01 2024 22:59:28
Урок для 11-го класса по истории России строится по традиционной схеме урока изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах плана изучения темы. Основные материалы урока - текст, таблицы, слайды учебного диска....
29 01 2024 3:24:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::