Разработка урока "Реформа отмены крепостного права"
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Цели урока:
1. Обучающий аспект:
а) Формирование специальных знаний, умений и навыков:
- формирование знания по теме: “Крестьянская реформа” (проекты реформ) на этапе выполнения домашнего задания;
- формирование знаний основных положений реформы на этапе усвоения новых знаний.
б) развитие специальных знаний, умений и навыков:
- развивать умение работы с историческим письменным источником
- развивать умение анализировать и обобщать исторические факты, сравнивать.
в) развитие общеучебных умений и навыков:
- развивать учебно-организационные умения и навыки (умение планировать ход выполнения задания; умение работать в парах и в группе) на этапе изучения новых знаний;
- развивать учебно-информационные умения и навыки (умения работать с текстом источника информации, учебником, дополнительной литературой) на этапе усвоения новых знаний;
- формирование научного мировоззрения – место крестьянской реформы в ходе исторического развития России;
- развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков при анализе текста, при выборе главного и существенного;
- развитие учебно-коммуникативных умений и навыков при взаимообучении.
2. Развивающий аспект:
а) развитие речи:
- работа над понятиями “реформа”, “временнообязанные крестьяне”, “оброчный капитал” на этапе освоения новых знаний;
- работа над словосочетанием и предложением при ответах;
- работа над текстом на этапе изучения новых знаний и закрепления знаний;
- работа над связанной устной речью при ответах на вопросы.
б) развитие мышления:
- развивать понятийные формы мышления при работе с историческим текстом;
- развивать логическое мышление при изучении нового материала;
- развивать историческое мышление при работе с историческими фактами;
в) развитие сенсорной сферы:
- развивать зрительный анализатор при работе с текстом учебника и исторического документа;
г) развитие двигательной сферы:
- развивать двигательную сферу при работе в группах.
3. Воспитательный аспект:
а) отношение к другим людям и коллективу:
- учить быть приветливым, отзывчивым, учить сопереживать и радоваться на успехи других при ответах товарищей;
б) отношение к себе:
- учить быть дисциплинированным, внимательным, аккуратным, усердным на всех этапах урока;
в) отношение к Родине:
- учить с уважением относиться к историческому наследию своей страны;
г) отношение к труду:
- учить быть трудолюбивым и ответственным.
Организация урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. организация урока | Цель: включить учащихся в учебную
деятельность. (презентация
слайд 1, слайд 2) Определить цели урока: -) какие проекты были представлены на обсуждение по отмене крепостного права; -)как общество относилось к реформам. Рассказ учителя о причинах и событиях предшествующих отмене крепостного права. (презентация слайды 3-7) Подготовка отмены крепостного права вызвала различную реакцию у разных слоев населения. Были проведены мероприятия по подготовки реформы, проекты готовились на разных уровнях. (презентация слайд 8) |
Учащиеся сами формулируют цели урока: 1. выяснить какие предложения были по проведению реформы. 2. каковы основные положения крестьянской реформы. 3. значение отмены крепостного права. |
2. проверка выполнения домашнего задания (КСО) | Цель: развить умение работы с
историческими источниками. Развить умение анализировать и сравнивать и обобщать исторический материал. Формировать знания по понятию “реформа”. |
Учащиеся расходятся по группам. В
группах выступают с выполненным домашним
заданием (приложения 1, 2,
3, 4, 5), заполняют итоговую таблицу (приложение 6), обобщают материал, сравнивают разные проекты реформы, делают вывод о сходстве и различиях взглядов по вопросы отмены крепостного права. |
3. подготовка к основному этапу урока (традиционная) | Цель: подвести учащихся к выводу, что
общество было за отмену крепостного права,
разногласия были по вопросам: с землей или нет; за
выкуп или нет. Рассказ: общество готово к принятию реформы. Каковы основные положения реформы? |
Выступление представителей групп по итогам работы. (презентация слайд 9) |
4. усвоение новых знаний и способов действий(модульная технология) (кластеры) | Цель: формирование знаний по
крестьянской реформе 1861 г. -развивать умение работы с учебником, умение выделять главное, существенное. |
Цель: 1.вычлeни основные положения
крестьянской реформы. 2. подчеркни существенные
признаки новых понятий по теме: “Отмена
крепостного права”. Задание: 1. прочитай учебник стр. 141-143; отметьте в учебнике основные положения реформы. 2. выпиши в тетрадь основные положения. 3. запиши определения новых понятий. 4. придумай три тонких вопроса на знание новых понятий, умение вычлeнять существенные признаки.
|
5. первичная проверка знаний | Цель: закрепить первичные знания по теме “ Отмена крепостного права” | Контроль: 1. проверь свои записи по
образцу. (презентация слайд 10) 2. обменяйтесь вопросами с соседом по парте. 3. проверь правильность выполнения задания. 4. выставьте отметку за работу. “5” - без ошибок “4” - одна ошибка “3” - две ошибки “2” - более 2-х ошибок |
6. закрепление знаний и способов действий (Модульная технология) | Цель: закрепить первичные знания по теме “ Отмена крепостного права” | Цель: узнать, какое значение имело
отмена крепостного права для развития страны. Задание: 1. прочитай текст. 2. выполни задание. Итоги крестьянской реформы 1861 года вызвали критику со стороны демократической общественности, радикалов-революционеров, представителей социалистической мысли. Поэт Некрасов так откликнулся на итоги реформы, ликвидировавшей крепостное право: Распалась цепь великая, Задание:
Контроль: 1. проверь себя по образцу. (презентация слайды 11,12) |
9. подведение итогов (традиционная) | Что узнали? Чему научились? |
Реформа была подготовлена всем
обществом. Основные положения реформы. Сохранились феодальные пережитки. Учились сравнивать, обобщать, анализировать. |
10. рефлексия (традиционная) | Вопросы: чем занимались на уроке. Что мешало к восприятию материала, что помогало. Что понравилось, что нет. Понравилось ли работать по парам (группам). Как оцениваете свою деятельность на уроке (по 5-бальной системе) |
Оцените работу каждого, выставите
отметку по 5-бальной системе. Критерий отметки (что оцениваем):
|
11. информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Параграф 17, вопросы и задания стр.143 - 144 |
Список литературы
- Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории России XIX в.: 8 кл. М., 2000
- Захарова Л. Великие реформы в России. 1856 – 1874 гг. М., 1992.
- Орлов А.С., Ге opгиев В.А., Ге opгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. М., 2007, стр. 292 - 305
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России XIX века. Русское слово 2007.
Мероприятие посвящено 100-летию Отечественной войны 1812 года. Развивает у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интерес к истории своей страны, формирует активную гражданскую позицию и национальное самосознание. Речь идет о тех, кто выстоял во время войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, кому посвящены произведения литературы и изобразительного искусства....
28 03 2024 8:20:27
Представлен комбинированный урок «открытых мыслей». Главное в нем умение рассуждать и доказывать свои мысли. Учащийся не должен бояться ошибок, а увидеть их и исправить....
27 03 2024 0:58:52
Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности. ...
26 03 2024 20:27:17
Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы. ...
25 03 2024 0:13:59
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
24 03 2024 13:35:30
Цель урока - на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм и насколько страшно его возвращение. Многие молодые люди, вступая в наше время в фашистские организации, даже не подозревают, на что они себя обрекают, забывают, какой ценой была достигнута Победа....
23 03 2024 5:22:45
В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....
22 03 2024 5:51:21
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
21 03 2024 19:18:25
В настоящее время существует острая необходимость воспитания духовности, нравственных качеств личности учащихся. Представленный материал сценария, вручения юным гражданам страны паспорта РФ, способствует формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. ...
20 03 2024 4:18:23
Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из «Великой депрессии» 1930-х гг. в США, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интеpaктивных методов обучения, использования ИКТ-технологий. ...
19 03 2024 2:39:41
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...
18 03 2024 13:41:34
Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....
17 03 2024 16:58:22
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
16 03 2024 13:38:50
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
15 03 2024 15:42:35
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
14 03 2024 2:20:14
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
13 03 2024 18:53:59
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
12 03 2024 23:52:52
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
11 03 2024 12:59:30
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
10 03 2024 8:43:13
Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....
09 03 2024 13:28:22
Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям ФГОС как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....
08 03 2024 19:58:49
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
07 03 2024 1:16:45
Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии. ...
06 03 2024 13:18:44
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
05 03 2024 9:53:45
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации. ...
04 03 2024 18:44:30
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
03 03 2024 16:32:43
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
02 03 2024 2:47:40
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
01 03 2024 9:36:30
Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права. ...
29 02 2024 18:31:46
Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы пpaктические упражнения «Невербальное общение» и «Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....
28 02 2024 9:31:26
Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления. ...
27 02 2024 22:15:32
Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....
26 02 2024 2:17:56
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
25 02 2024 5:19:18
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
24 02 2024 23:14:34
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей. ...
23 02 2024 9:46:10
На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала ХХ века М.А. Врубеля....
22 02 2024 0:53:47
Открытый интегрированный урок в 5-м классе предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Предлагаемый вниманию учителей урок сопровождается компьютерной презентацией и набором заданий (вопросов), которые направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности, воображения, коммуникативных навыков. Задания даны в игровой форме превращая урок в интересное познавательное путешествие в мир первобытного человека....
21 02 2024 14:50:43
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
20 02 2024 9:29:55
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
19 02 2024 9:32:34
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
18 02 2024 20:30:27
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
17 02 2024 10:55:26
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
16 02 2024 15:37:35
Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления ...
15 02 2024 4:43:51
Представлены дополнительные материалы из художественной литературы, презентация к уроку. Применяется рабочая тетрадь А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной при подготовке домашнего задания. Задачи, выполняемые на уроке: привлечение внимания учащихся к личности Павла I, показываются причины и особенности его внутренней и внешней политики, оцениваются противоречивые итоги правления Павла I....
14 02 2024 21:57:51
Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
13 02 2024 1:58:22
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
12 02 2024 5:44:14
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....
11 02 2024 7:22:18
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
10 02 2024 10:50:53
Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....
09 02 2024 16:13:25
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
08 02 2024 18:55:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::