Урок "Февральская революция"
Цели урока:
- по презентации определить причины революции,
- на основе текстов почувствовать особенности эпохи,
- показать своеобразие и противоречия в развитии политических процессов,
- дать оценку событиям насколько оправданным бывает революционный путь развития страны.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
- раздаточный материал,
- мультимедийная презентация.
План урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
1. Определение причин революции
2. Время открытой борьбы
3. Хаpaктер и итоги революции
4. Деятельность новой власти
5. Кризис власти
Список использованной литературы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания:
1. Как изменилась обстановка в стране в результате участия Российской империи в первой мировой войне?
2. Каковы итоги революции 1905-1907гг.?
II. Изучение нового материала
Учитель. Россия на рубеже 1916 и 1917гг.находилась в тяжелом положении. Война истощала силы страны и подрывала ее хозяйство. Военные неудачи и прочие беды государства объясняли неспособностью императора Николая II руководить огромной державой. На заводах и в деревнях разрастаются протестные выступления людей, требующих улучшения своего материального положения. Либеральная и социалистическая оппозиция делает ставку на ограничение самодержавия или его полное свержение.
Задание 1. Определите причины Февральской революции. (Приложение. Слайд № 1-5)
Вариант записи.
- усталость населения от войны;
- ухудшение материального положения народа, повышение цен на продукты питания, гигантские очереди за хлебом;
- в армии зрело недовольство высшим военным руководством;
- правительство теряло контроль над ситуацией в стране.
В России сложились объективные условия для свержения царизма.
Задание 2. Работа с документами.
5. Из показаний последнего царского министра внутренних дел А.Д. Протопопова Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (о положении в стране в конце 1916 г. – начале 1917 г.)
Финансы расстроены. Товарообмен нарушен… Пути сообщения в полном расстройстве, что чрезвычайно осложнило экономическое и военное положение. Двоевластие (Ставка и министерство) на железных дорогах привело к ужасающим беспорядкам… Поборы обезлюдели деревни, остановили землеобpaбатывающую промышленность; ощутился громадный недостаток рабочей силы… Города голодали, торговля была задавлена, постоянно под страхом реквизиций… Искусство, литература, ученый труд были под гнетом; рабочих превратили в солдат, солдат в рабочих. Армия устала, недостатки понизили ее дух.
6. Из воспоминаний члeна I Думы, кадета Н.А. Бородина о событиях Февральской революции
Нелепые распоряжения городских властей по части снабжения столичного населения пищевыми продуктами и их нехватка послужили первым толчком к резкому недовольству столичного населения, которое начало устраивать демонстрации на улицах. Попробовали его усмирить полицией и солдатами петроградского гарнизона; но оказалось, солдаты неохотно исполняли приказания начальства стрелять в голодную толпу, и в отдельных случаях (казаки) они стали на сторону демонстрантов против полиции. Это дало толчок к тому, чтобы толпа горожан и фабричных рабочих начала громить полицейские участки и избивать полицейских. Один из полков открыто перешел на сторону восставшего народа, и столица очутилась в руках революционной толпы и присоединившихся к ней воинских частей, которые двинулись к Таврическому дворцу, где заседала Государственная дума, и заявили о своей верности Думе. Последняя, таким образом, в силу сложившихся обстоятельств сделалась революционным центром, а председатель Думы – М.В. Родзянко, вероятно, никогда не мечтавший о такой роли, повел переговоры с царем сначала о необходимости образовать новое правительство, ответственное перед Государственной думой, а потом благословил Шульгина и Гучкова ехать в качестве депутатов к царю с требованием его отречения, которое царь и подписал в вагоне, не доезжая до своей столицы. Мартовские события в Петрограде развивались с такой быстротой, что трудно было за ними следить.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ
1. Прокомментируйте текст документа 6. Какие события явились началом Февральской революции? Подумайте, было ли неизбежным в сложившейся в стране ситуации падение самодержавия? Каковы глубинные причины революции? Отвечая на вопросы, используйте также документ 5.
Учитель. Предпосылки Февральской революции заключались в незавершенности первой революции 1905-1907 гг., в ходе которой не были окончательно решены задачи демократизации общества, созыва Учредительного собрания, что вызывало недовольство либералов. Не было удовлетворено основное требование рабочих - введение 8-и часового рабочего дня. Несмотря на реформы П.Столыпина, не был окончательно решен аграрный вопрос, что стало причиной недовольства крестьян. Отсутствие политических прав и свобод активизировало нелегальную деятельность оппозиционных партий. За исключением небольших уступок, сделанных Манифестом 17 октября 1905 г., демократические преобразования в России так и остались незавершенными, а значит, то, что вызвало первую революцию, должно было проявиться вновь. Новые социальные потрясения были неизбежны.
2. Время открытой борьбы. Ход революции. (Приложение. Слайд № 6-11)
Задание 3. Заполнить таблицу.
Хроника событий Февральской революции в Петрограде с 23 февраля по 2 марта 1917 г.
Дата |
Событие |
|
|
|
|
Анекдот советского времени.
1917г. Старая графиня слышит за окнами шум и просит посмотреть служанку, что там происходит на улице:
- Революция,- отвечает та.
- Революция!- воскликнула графиня.- Это прекрасно, мой дед декабрист мечтал о революции.
Душечка, а что они хотят?
- Хотят, чтобы не было богатых.
Странно. А мой дед хотел, чтобы не было бедных.
Задание 4. В чем заключается ирония анекдота?
3. Хаpaктер революции.
Свершилась революция, которая вошла в историю как февральская буржуазно-демократическая революция.
Задание 5. Выберите правильный ответ
- экономическая борьба рабочих;
- уничтожение феодальных порядков;
- влияние народных масс на ход событий и осуществление своих требований;
- политическая борьба народных масс;
- утверждение капиталистического уклада.
Задание 6: какая из предложенных оценок революции кажется вам точной и справедливой:
а) революция – безусловное зло. Она всегда приводит к разрушениям и жертвам, к потере преемственности качественного развития. Но она неизбежно происходит, если в государстве растет хаос – а хаос может расти только по вине государственной власти, которая является единственной силой, призванной и способной к тому, чтобы удерживать порядок. Революции невозможны, если общество устроено правильно. Если каждый занимает свое место и доволен им, то никто не захочет это место терять, и тогда каждый становится контрреволюционером. В таких условиях революционеры обречены на изоляцию в пределах своей квартиры.
б) если государство само способствует революции, прямо или косвенно, сопротивляться ей бессмысленно. Против лома нет приема. Остается только переждать удар и быть готовым сделать единственно возможное в постреволюционной ситуации – перехватить ее на излете, воспользоваться ее плодами.
в) революция 1917 была неизбежна, потому что устройство государства отклонилось от своего естественного состояния единства народа и власти. Чтобы избежать ее, необходимо было восстановить это единство через восстановление соборности общества сверху донизу, от уличных вече до Земского Собора. И соборность укоренила бы вертикаль власти в глубинах самого народа, сделав ее железной. Надо было возродить патриаршество и церковный Собор как высшие органы управления церкви.
Учитель. 2 марта 1917г. император отрекся от престола. Самодержавие в России пало. (Приложение. Слайд № 12)
Своеобразие революции заключалось в установлении двоевластия в стране:
буржуазно-демократическая власть была представлена Временным правительством, его органами на местах (комитеты общественной безопасности), местным самоуправлением (городским и земским), в правительство вошли представители партий кадетов и октябристов; революционно-демократическая власть — Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, солдатские комитеты в армии и на флоте.
4. Деятельность новой власти.
Вспомним лозунги революции: «Хлеба», «Мира», «Долой самодержавие! »
Первыми шагами Временного правительства стало введение демократических свобод - слова, печати, собраний, политической деятельности, а также отмена cмepтной казни и проведение амнистии.
Задание 7. Раздаточный материал. Приказ №1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Дайте ему оценку. Подумайте к каким последствиям в условиях военного времени это могло привести.?
Народ требовал мира, но Временное правительство призывало воевать до победного конца, и россияне продолжали проливать кровь на полях сражений. Народ требовал хлеба, но новая власть еще меньше, чем, старая могла справиться с голодом. Было ясно, что Временное правительство мало что способно изменить. Его решения как следует не выполнялись и не воплощались в жизнь .Оттого это правительство не пользовалось доверием, не получило широкой поддержки. И все-таки падение империи породило пьянящее чувство свободы.
Задание 8. Были ли близки либеральные ценности Февральской революции (свобода, закон, личность) широким народным массам?
- Всегда ли революции отвечают интересам народных масс?
- Оцените результаты падения самодержавия.
Негативные результаты падения самодержавия
Главными негативными результатами свержения Самодержавия Февральской революцией в России можно считать:
- Переход от эволюционного развития общества к развитию по революционному пути, что неизбежно привело к росту числа насильственных преступлений против личности и посягательств на права собственности в обществе.
- Существенное ослабление армии (в результате революционной агитации в армии и Приказу номер 1), падение её боеспособности и как следствие её малоэффективная дальнейшая борьба на фронтах Первой мировой войны.
- Дестабилизация общества, приведшая к глубокому расколу существовавшего гражданского общества в России. В результате произошло резкое усиление классовых противоречий в обществе, нарастание которых в течение 1917 года привели к переходу власти в руки радикальных сил, что в конечном итоге привело к Гражданской войне в России.
Положительные результаты падения самодержавия
Главным положительным результатом свержения Самодержавия Февральской революцией в России можно считать кратковременную консолидацию общества вследствие принятия ряда демократических законодательных актов и реальный шанс для общества на основе этой консолидации разрешить многие застарелые противоречия общественного развития страны. Однако, как показали дальнейшие события, приведшие в конечном итоге к кровопролитной гражданской войне, лидеры страны, пришедшие к власти в результате февральской революции, не смогли воспользоваться этими реальными, хотя и крайне малыми (с учетом нахождения России в тот момент в состоянии войны) шансами на это.
Задание 9. Смоделируйте историческую ситуацию:
а) превращение самодержавной монархии в конституционную;
б) сохранение самодержавия
Задание 10.Оживите картинку. (Приложение. Слайд № 13)
На фотографии 1917г. - чета молодых революционеров. Никто не знает о судьбе этих людей. Посмотрите на эти лица. Можете ли вы сказать, глядя на фотографию, чем эти молодые люди отличаются от ваших сверстников? Что их заставило стать революционерами?
Кризис власти
Неспособность Временного правительства выйти из кризиса вызвала рост революционного брожения по стране. Обстановка в стране весной 1917г. действительно ухудшалась. Все вопросы, поставленные революцией, предстояло решить Учредительному собранию. Однако в обстановке хаоса Временное правительство тянуло с его созывом, что приведет к кризисам правительства. В качестве домашнего задания, используя 10 параграф определить причины и итоги кризисов.
Вывод: Революции сами по себе не приходят. Революции совершают люди. Главный вопрос любой революции - вопрос о власти. И от того, в чьих руках она окажется, зависит будущее государства и народа. Либеральная власть в России, к сожалению, оказалась не способна обеспечить современную модернизацию управления, решить социально-экономические вопросы. Распространение радикальных взглядов в обществе крайне опасно . В истории мало примеров когда после революции наступают мирные дни. Для демократизации общества в любое время молодому поколению нужно иметь самостоятельное мышление, объективные оценки, не путать собственное мнение с общественными стереотипами. Необходимо поддерживать ту власть, которая способна сохранять стабильность в обществе.
Список использованной литературы:
- Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров История России XX-XXI века. М.»Русское слово» 2007г.
- В.Соловьев История России. М.Белый город.2003г.
- Школьная энциклопедия. История России XX век. М.»Олма- Пресс Образование, 2003г.
- А.П.Ненароков.1917г. Краткая история, документы, фотографии.М.Изд-во Политической литературы. 1980г.
Интеpaктивный урок по истории Древнего мира в 5-м классе позволяет проследить позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии. Сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира, и в нашей стране также.
...
08 12 2023 13:26:35
В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....
07 12 2023 1:33:20
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
06 12 2023 3:55:26
Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему.
...
05 12 2023 16:11:12
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
04 12 2023 18:48:43
В современном мире тема Холокоста не утратила актуальности. Социальная напряженность, межэтнические конфликты, всплески экстремизма – все это призывает к осмыслению Катастрофы. В центре истории всегда находился человек как носитель культуры и национального самосознания. Разработка урока ориентирует учителя на обращение к мемуарным источникам и использование художественных произведений при изучении представленной темы....
03 12 2023 16:32:15
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
02 12 2023 8:49:42
Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности.
...
01 12 2023 16:20:40
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
30 11 2023 9:31:27
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
29 11 2023 1:57:44
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
28 11 2023 1:52:49
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
27 11 2023 15:17:13
Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме.
...
26 11 2023 9:15:31
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
25 11 2023 17:38:37
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
24 11 2023 17:52:32
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
23 11 2023 23:57:22
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека».
...
22 11 2023 11:57:56
Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме пpaктического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - СССР и стран-союзников, Великобритании и США. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....
21 11 2023 22:57:17
Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что РФ является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....
20 11 2023 21:58:18
Проверочные материалы по истории могут использоваться на уроках истории в начальной школе.
...
19 11 2023 22:40:51
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
18 11 2023 22:16:51
Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный хаpaктер....
17 11 2023 23:33:58
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
16 11 2023 7:14:42
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
15 11 2023 10:32:19
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
14 11 2023 21:26:27
Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....
13 11 2023 11:44:42
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
12 11 2023 19:18:20
Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока.
...
11 11 2023 15:23:40
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
10 11 2023 18:27:27
Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....
09 11 2023 2:29:36
Урок завершает тему «Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отpaбатывает навыки работы в комaнде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....
08 11 2023 4:42:29
Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся.
...
07 11 2023 3:14:45
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др.
...
06 11 2023 11:15:34
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока.
...
05 11 2023 3:59:50
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
04 11 2023 22:12:47
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
03 11 2023 22:47:21
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
02 11 2023 15:33:19
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
01 11 2023 19:48:43
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
31 10 2023 9:28:33
На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств....
30 10 2023 21:14:32
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
29 10 2023 18:58:56
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
28 10 2023 11:21:23
Межнациональные отношения – материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами. Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия....
27 10 2023 11:38:26
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
26 10 2023 21:44:31

Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
25 10 2023 12:10:20
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
24 10 2023 17:47:52

Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....
23 10 2023 17:32:32
При детальном ознакомлении с содержанием современных педагогических технологий невольно приходишь к выводу о том, что все они - производное от традиционной технологии. Показаны структурные элементы витагенной технологии, технологии развития критического мышления, технологии глобального образования, технологии уровневого обучения и традиционной технологии. Элементы пpaктически совпадают, имеют лишь разные названия и предполагают расстановку акцентов. На примере урока в 10-м классе доказано, что в зависимости от желания учителя, урок можно заявить как воплощение любой из названных технологий. Главное в нашей работе - не поиск интригующих названий технологии, а соответствие результатов целеполаганию и оптимизация затрат усилий педагога и его времени на подготовку к уроку.
...
22 10 2023 13:19:35
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
21 10 2023 7:43:18
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов.
...
20 10 2023 4:30:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::