Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя"
Эпиграф:
«Нет народа, о котором было бы выдумано столько же лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский»
(Екатерина II Великая – урождённая немка)
Цель:
- На основе исторических фактов определить хаpaктер внешней политики Российского государства, причины, определяющие такой хаpaктер.
- Развитие умения осуществлять информационный поиск, сопоставить, сравнивать, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии.
- Формирование активной гражданской позиции
Тип урока: урок-рассуждение с элементами дискуссии.
Оборудование:
- политическая карта мира;
- карта Российской Федерации (и ближнего зарубежья с ярко выделенным пятном Московского государства);
- видеоролик «Мифы о России» (смонтирован учащимися);
- документальный видеофильм «08.08.08. Южная Осетия»;
- анкета;
- памятка «Как вести дискуссию»;
- расшифровка слов: агрессия, агрессор.
План урока.
- Организационный момент:
– мотивационный настрой на урок, актуализация темы, объяснения порядка работы;
– анкетирование, создание групп с однотипными ответами. - Основная часть:
– беседа-рассуждение с элементами дискуссии по проблемным вопросам:
А) Россия – страна агрессор «империя зла», от которой исходит угроза всему цивилизованному миру?
Б) Россия – страна миролюбивая, но вынужденная воевать?
– Причины появления мифа об агрессивности России;
– Обобщение по дискуссионным вопросам. - Заключение: просмотр документального видеоролика «08.08.08. Южная Осетия».
Задание: после просмотра видеоролика ответить на вопросы:
– Должна ли была Россия вмешиваться в грузино-осетинский конфликт?
– Вы гордитесь своей страной или осуждаете её, испытываете стыд?
Ответы обосновать. - Обобщение по теме занятия (рефлексия).
Ход занятия
– 9 мая 2010 года наша страна будет отмечать 65 годовщину победы над сильным врагом – фашистской Германией. Итог войны оказался неожиданным не только для Германии, Европы, но и США. СССР из войны вышел окрепшим, имел самую сильную армию в мире, авторитет и влияние на мировой арене невероятно вырос. Сталин и его соратники вновь заговорили о распространении социализма по всему миру. В средствах массовой информации Запада писали: «Советский Союз – это «империя зла», одурманенная идеями мирового господства. Советы – это угроза всей земной цивилизации»[1]. Военные генералы США спешно разpaбатывали планы атомной войны против СССР, создавались военные базы вокруг нашей страны, атомные бомбы которых были нацелены на крупные города Советского Союза. Так было.
Сегодня начало XXI века, 2009 год. СМИ Западной Европы о современной России: «Возрождённая «путинская» Россия ещё слаба, её элита расколота и слишком уж жаждет роскоши и комфорта, слишком хочет образом жизни быть с Европой. Поэтому казалось бы рано говорить о её агрессивности. Но и «Новая Россия» пробует показать свои нефтегазовые чугунные зубы, хочется ей этими зубами цапнуть и оторвать кусок пожирнее от мирового пирога[2].
И как подтверждение этих слов события недавнего прошлого:
- август 2008 – грузино-российский военный конфликт, причиной которого стал ввод российских войск на территорию Грузии в районе Южной Осетии. Президент Грузии М. Саакашвили обвинил Россию в агрессии кровопролитии, Западные Страны, США поддержали Грузию, осуждали Россию
- апрель 2009 – президент США Б. Обама, находясь с официальным визитом в Чехии, призвал к ядерному разоружению. Россию назвал важным партнёром Америки; одновременно военные генералы этой страны принимают решение – атомные бомбы, нацеленные на крупные города России, НЕ УБРАТЬ, а ПЕРЕНАЦЕЛИТЬ на высокотехнологичные промышленные предприятия, таких предприятий определено 12. Генералы объяснили: при бомбардировке предприятий жертв будет меньше – всего 1 млн. человек; это, во-первых, а во-вторых, мы можем догадаться сами, Россия после такого удара не скоро оправится, её участь – сырьевой придаток Запада. Решение принято, как сообщают СМИ, в апреле 2009 года.
Последнее – размещение американских ПРО в Восточной Европе – защита от кого? (от агрессии со стороны России);
Эстония, Латвия, Польша умоляют правительство США разместить на их территориях военные базы, которые защитят их агрессии России.
Достаточно фактов.
Россия – моя Родина. Россия – ваша Родина и поэтому, мне думается, вам, как и мне не безразлично в какой стране мы живём, в стране, которой можно и нужно гордиться или в стране, за которую испытываешь стыд.
Итак – какая она, Россия:
а) страна-агрессор, как утверждает Запад, «империя зла», несущая угрозу всему цивилизованному миру;
б) страна-миролюбивая, но вынужденная воевать.
(Тема и вопросы для обсуждения на экране)
Прежде, чем начать обмен мнениями, предлогаю ответить на вопросы анкеты; вопросов два, ответы короткие: да – нет.
- анкетирование (1 минута);
- создание групп по однотипным ответам (левая сторона – да, правая – нет);
- задание группам – обосновать свою точку зрения (2 минуты);
- ответы от групп (2+2 минуты).
Учитель: обобщение ответов, выделяются две противоположные точки зрения.
– Какая точка зрения верна?
Факты истории.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА
Задание: сравнить территорию государств Западной Европы и России. Какой вывод можно сделать в разрезе обсуждаемых вопросов?
Ответы:
а) как мы знаем из истории, Россия в начале XX века занимала 1/6 часть суши. Российский флаг развивался над колоссальной территорией от Камчатки и Северного Китая до Польши и Причерноморья, от Арктики до Центральной Азии. И сегодня, после распада СССР РФ одна из крупнейших стран мира, государства Западной Европы значительно уступают по территории;
б) если посмотреть на вторую карту – территория Российской Федерации – сравнить территорию Московского государства и РФ, мы видим, что РФ – огромная по своим территориальным размерам страна. Вывод можно сделать один: Россия – агрессор, так как такую большую по территории страну мирными средствами создать нельзя.
Вывод: Россия – страна агрессор.
Учитель: Все согласны с данным выводом? Есть другое мнение?
Ответ: Конечно, факт территориального роста России хорошо виден, но чтобы понять: Россия – страна-агрессор или нет, необходимо выяснить причину территориальной экспансии. Предлагалось сравнить географическое положение России и Западной Европы.
Учитель: Все согласны? Внимание на «Политическую карту мира».
Ответ:
А) Западная Европа
- Англия – расположена на острове, море отделяет её от материковой Европы, пролив Ла-Манш;
- Франция – море, пролив Ла-Манш, Альпийские горы, Арденны;
- Испания – как и Скандинавия, с трёх стран омывается морями, с северо-востока – Пиренейские горы;
- Италия – моря, Альпы;
- Германия – Альпы, Арденны, море и там, где естественная граница слаба – спopная территория «яблоко раздора», между Германией и Францией – Эльзас и Лотарингия.
Вывод: территория европейских стран имеет чётко выраженные естественные границы, которые затрудняют доступ извне в эти страны.
Б) Россия – Древняя Русь, Киевская Русь, Московское государство располагалась на территории Восточно-Европейской равнины открытой со всех сторон, не было естественных границ, которые прикрывали бы её территорию от внешних врагов. Постоянное опасность извне сформировала государство, способное и готовое всегда защитить себя, свои интересы, свой народ. История России – это нескончаемая череда войн.
Факты истории.
(видеоролик) Киевская Русь в IX-XII вв. – набеги кочевников на южных рубежах государства, на Северо-Западе – варяги.
- XIII-XIV вв. – монголо-татарское нашествие;
- XV-XVI вв. – опустошительные набеги на русские земли пограничных ханств: Сибирского, Казанского, Ногайская Орда, Крымского Ханства;
- XVII век – «Смутное время», интервенция шведских и польских феодалов;
- XIX век – Отечественная война 1812 года с наполеоновской Францией;
- XX век – кровопролитная война с фашистской Германией.
Обобщение: закалённая в битвах с внешним врагом, Россия как говорит народная мудрость, «всегда держала порох сухим».
Великий полководец, князь Александр Невский: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча погибнет».
Учитель: хочется дополнить, благодаря своему особому положению Россия сложилась и развивалась как совершенно особая цивилизация. Особая, так как развитие шло пpaктически без ресурсных ограничений: сырьевых, территориальных. В сочетании с православием это сформировало особую культуру, особый народ – открытый, дружелюбный, любознательный, лишённый этнической заносчивости.
Вопрос: Согласны, готовность России воевать, связана с её географическим положением, но как связать активную территориальную экспансию России с особенностями географического положения страны?
Ответ: причина и цель территориальной экспансии России, действительно, связана с её географическим положением – достижение естественных рубежей. Для укрепления своих внешних границ Россия продвигалась по бескрайним просторам малозаселённой равнины, суровой, непривлекательной для проживания. Далеко не всегда русская армия могла сказать: «идёт она по чужой земле или своей». Достигнув естественных рубежей, расширение территории России прекратилось. Следовательно, Россия не является страной-агрессором, страна воевала, расширяла территорию, защищая свои национальные интересы.
Учитель (дополнение): Российская империя расширялась по бескрайним просторам малозаселённой равнины, сталкивалась с местным населением этих земель, чей уклад жизни очень отличался от уклада жизни России, вспомните традиционный быт коренных народов ХМАО – ханты, манси и другие малочисленные народы, они по сей день сохранили свой традиционный уклад жизни, свою культуру. Нигде и никогда наше государство не вело «чёрной войны», войны на уничтожение местного населения, как это делали страны Запада, создавая свои колониальные владения далеко за пределами своих государств. Наоборот, ни одного, даже самое отсталое племя, оказавшись в составе России, не прекращала своего существования! Русские не превращали в рабов вошедшее в состав России население, не прогоняли со своих земель целые племена, народы, как это делали в захваченных землях страны Запада. Российское государство никогда не рассматривало себя как государство русских, господствующими над нерусскими. Империя росла и усиливалась за счёт новых земель, новых народов, оно считало эти народы равноправными участниками громадного российского государства.
Вопрос: Почему же возник миф об агрессивности России, о той опасности, которую она несёт всему цивилизованному миру?
Учитель: Миф об агрессивности России появился сразу же, как только появилось столкновение интересов России и стран Западного мира. Обратимся к фактам истории.
Политическая карат мира в конце XIX – начале XX веков
X-XVIII века – Россия активно расширяет свою территорию, но её агрессором никто не называет. Почему? Расширение России на восток, север и юг никого в Европе не интересовало. Запад в это время активно осваивал мореплавание, создавал огромные колониальные владения далеко за пределами своих государств;
XIX век – после разгрома Наполеона Бонапарта в Отечественной войне 1812 года Россия оказалась сильным государством, страны Запада в мире России получили серьёзного конкурента в борьбе за господство в мире. Именно в XIX веке в газетах западных стран появились статьи, в которых Россия обвинялась в агрессивности, в той опасности, которую она несёт цивилизованному миру;
XX век – накануне нападения на нашу страну А. Гитлер обвиняет в агрессивности Советский Союз. После окончания Второй мировой войны о «русской угрозе» больше всех говорили США, военные генералы утверждали, что если не принять неотложных мер русские покорят Америку и присоединят её к Советскому Союзу. ЦРУ США разpaбатывает планы уничтожения нашего государства. Но что интересно: во время «перестройки» и в эпоху Б.Н. Ельцина Россия вдруг стала «хорошей», о её извечной враждебности цивилизованному миру и природной агрессивности забыли. Почему?
Ответ: слабая, на грани полного распада страна, находящаяся в финансовой зависимости от Запада, фактически сырьевой придаток Запада, могильник для радиоактивных отходов Запада – такая страна не опасна, такая страна не конкурент. Вспомним о том, что Россия невероятно агрессивна и враждебна всему цивилизованному миру уже при президенте В.В. Путине, усиленно заговорила при президенте Д. Медведеве. Почему? Ценой невероятных усилий Россия встаёт с колен и превращается самостоятельно, вновь независимое государство. Сильная Россия Западу не нужна.
Миф о «русской угрозе» скорее комплимент для нашей страны, нежели чем обвинение, значит, мы себя в обиду не дадим.
Факты: (сообщение СМИ)
– Еврокомиссия в течение почти года изучала события августа 2008 года в Южной Осетии, цель: определить истинного виновника в кровопролитии. Вывод неутешителен для Западного мира – виновник не Россия, а Грузия.
Я предлагаю вам посмотреть документальный видеофильм о событиях в Южной Осетии августа 2008 года и ответить на вопрос: должна ли была Россия вмешиваться в Грузино-Осетинский конфликт? Мы должны помнить: Южная Осетия входила в состав Грузии, поэтому конфликт между Грузией и Южной Осетией внутригосударственный конфликт, президент Грузии является гарантом конституции и территориальной целостности государства.
– Вы испытываете гордость или стыд за свою страну?
- просмотр видеофрагмента
- ответы на вопросы
Вопрос: можно ли было другими средствами решать проблему?
Ответы: да, переговоры, компромиссы
Обобщение
– Подводя итог нашему разговору, прошу ответить на вопросы нашей анкеты повторно.
Россия – страна-агрессор или Россия – страна миролюбивая, но вынужденная воевать.
– Ответы.
Учитель: Территориальная экспансия занимала большое место в основании мира; защищая национальные интересы, наши предки создали великое государство и мы можем этим гордиться. Мы можем гордиться тем, как шла колонизация в сравнении с Западом. Это яркое свидетельство того, как могли наши предки выживать в самых невероятных условиях, изначальное миролюбие, дипломатическая гибкость, умение выстраивать отношение, ладить с соседями, недаром императрица Екатерина II Великая, урождённая немка, сказала слова: «Нет народа, о котором было бы выдумано столько же лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский». Этими словами я хочу закончить наше занятие. Всем спасибо за внимание.
[1], [2] на основе книги Вл. Мединского «Мифы о России. О русском рабстве, грязи и «тюрьме народов» ОЛМА, -М., 2001.
Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России ХХ века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....
28 03 2024 20:26:59
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк). ...
27 03 2024 11:54:12
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
26 03 2024 11:58:47
Главная цель данного урока — воспитание у учащихся патриотизма, уважения к военному прошлому страны, города Томска и края, в котором живут дети, приобщение к краеведческой деятельности. ...
25 03 2024 8:39:23
Урок знакомит учащихся с историей создания Дрезденской картинной галереи, с историей поисков и спасением Советской армией шедевров картинной галереи. Сражаясь за города европейских стран, наши солдаты сражались за культуру этих народов, за ее спасение. Восставшие из пепла города, сохраненные для будущих поколений музеи стоят ныне как памятники нашей Победы. Для проведения данного урока учащимся дается задание подготовить сообщение о шедеврах Дрезденской галереи и о спасении картин в 1945 году....
24 03 2024 4:20:25
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
23 03 2024 7:25:22
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами. ...
22 03 2024 12:46:22
Мероприятие уточняет знания учащихся о событиях войны 1812 г. У ребят активизируется познавательная деятельность, совершенствуются умения работать с дополнительной информацией. Формируется способность отбирать необходимый материал, проявляется интерес к историческому прошлому....
21 03 2024 8:39:11
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
20 03 2024 13:22:18
Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....
19 03 2024 1:30:59
В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления "Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста....
18 03 2024 13:52:24
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
17 03 2024 11:54:34
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. ...
16 03 2024 7:12:28
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
15 03 2024 0:59:26
Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
14 03 2024 9:50:25
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
13 03 2024 12:44:30
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
12 03 2024 11:47:33
Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском. ...
11 03 2024 2:53:26
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран. ...
10 03 2024 10:22:52
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...
09 03 2024 17:44:33
Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....
08 03 2024 8:42:14
Что такое патриотизм? Какими средствами можно воспитать это чувство в маленьком человеке, чтобы он вырос настоящим гражданином? Патриотизм, прежде всего – это гордость, гордость за свою страну, за свой народ. Благо жителю России, россиянину, есть чем гордиться. Но поистине днем, связанным в нашей истории с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины, является 9 мая – День Победы. Мной разработана целая серия вечеров памяти и внеклассных мероприятий, посвященных героическим подвигам простых защитников Родины, под общим названием «Война и судьба человека»....
07 03 2024 15:48:14
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме. ...
06 03 2024 3:55:17
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
05 03 2024 3:45:43
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
04 03 2024 17:57:12
Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее. ...
03 03 2024 17:28:48
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
02 03 2024 11:53:46
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
01 03 2024 17:36:16
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
29 02 2024 21:56:17
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
28 02 2024 9:53:25
Урок затрагивает проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII–XV веках. Цель урока: познакомить учащихся с основами научно-исследовательской работы, формировать основные компетенции: умение анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, применять знания на пpaктике; воспитывать толерантное отношение к исторической действительности....
27 02 2024 6:51:29
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
26 02 2024 19:42:59
Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века. ...
25 02 2024 0:14:52
Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....
24 02 2024 3:55:43
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
23 02 2024 17:32:22
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России. ...
22 02 2024 18:54:56
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
21 02 2024 20:17:59
Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....
20 02 2024 18:41:57
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
19 02 2024 18:19:51
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского. ...
18 02 2024 2:42:49
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. ...
17 02 2024 9:31:26
Целью данного урока является познакомить учащихся 5-го класса с культурой Древнего Египта; с помощью наглядного материала показать своеобразие архитектуры, скульптуры, живописи; научить учащихся давать художественный анализ произведений искусства. ...
16 02 2024 10:11:12
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
15 02 2024 7:41:53
Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
14 02 2024 23:48:48
В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....
13 02 2024 16:58:39
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ. ...
12 02 2024 20:52:24
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
11 02 2024 17:49:46
Урок помогает осознать включенность в общую работу, развить личную рефлексию, установить активную субъектную позицию в учебной и иной деятельности. Формирует навыки общения и взаимодействия, ценностно-ориентационное единство группы, повышается познавательная активность....
10 02 2024 18:10:23
<p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p> ...
09 02 2024 5:44:55
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв. Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края. ...
08 02 2024 5:44:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::