Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя"


    Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя"

Эпиграф:

«Нет народа, о котором было бы выдумано столько же лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский»
(Екатерина II Великая – урождённая немка)

Цель:

  1. На основе исторических фактов определить хаpaктер внешней политики Российского государства, причины, определяющие такой хаpaктер.
  2. Развитие умения осуществлять информационный поиск, сопоставить, сравнивать, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии.
  3. Формирование активной гражданской позиции

Тип урока: урок-рассуждение с элементами дискуссии.

Оборудование:

  • политическая карта мира;
  • карта Российской Федерации (и ближнего зарубежья с ярко выделенным пятном Московского государства);
  • видеоролик «Мифы о России» (смонтирован учащимися);
  • документальный видеофильм «08.08.08. Южная Осетия»;
  • анкета;
  • памятка «Как вести дискуссию»;
  • расшифровка слов: агрессия, агрессор.

План урока.

  1. Организационный момент:
    – мотивационный настрой на урок, актуализация темы, объяснения порядка работы;
    – анкетирование, создание групп с однотипными ответами.
  2. Основная часть:
    – беседа-рассуждение с элементами дискуссии по проблемным вопросам:
    А) Россия – страна агрессор «империя зла», от которой исходит угроза всему цивилизованному миру?
    Б) Россия – страна миролюбивая, но вынужденная воевать?
    – Причины появления мифа об агрессивности России;
    – Обобщение по дискуссионным вопросам.
  3. Заключение: просмотр документального видеоролика «08.08.08. Южная Осетия».
    Задание: после просмотра видеоролика ответить на вопросы:
    – Должна ли была Россия вмешиваться в грузино-осетинский конфликт?
    – Вы гордитесь своей страной или осуждаете её, испытываете стыд?
    Ответы обосновать.
  4. Обобщение по теме занятия (рефлексия).

Ход занятия

– 9 мая 2010 года наша страна будет отмечать 65 годовщину победы над сильным врагом – фашистской Германией. Итог войны оказался неожиданным не только для Германии, Европы, но и США. СССР из войны вышел окрепшим, имел самую сильную армию в мире, авторитет и влияние на мировой арене невероятно вырос. Сталин и его соратники вновь заговорили о распространении социализма по всему миру. В средствах массовой информации Запада писали: «Советский Союз – это «империя зла», одурманенная идеями мирового господства. Советы – это угроза всей земной цивилизации»[1]. Военные генералы США спешно разpaбатывали планы атомной войны против СССР, создавались военные базы вокруг нашей страны, атомные бомбы которых были нацелены на крупные города Советского Союза. Так было.

Сегодня начало XXI века, 2009 год. СМИ Западной Европы о современной России: «Возрождённая «путинская» Россия ещё слаба, её элита расколота и слишком уж жаждет роскоши и комфорта, слишком хочет образом жизни быть с Европой. Поэтому казалось бы рано говорить о её агрессивности. Но и «Новая Россия» пробует показать свои нефтегазовые чугунные зубы, хочется ей этими зубами цапнуть и оторвать кусок пожирнее от мирового пирога[2].

И как подтверждение этих слов события недавнего прошлого:

  • август 2008 – грузино-российский военный конфликт, причиной которого стал ввод российских войск на территорию Грузии в районе Южной Осетии. Президент Грузии М. Саакашвили обвинил Россию в агрессии кровопролитии, Западные Страны, США поддержали Грузию, осуждали Россию
  • апрель 2009 – президент США Б. Обама, находясь с официальным визитом в Чехии, призвал к ядерному разоружению. Россию назвал важным партнёром Америки; одновременно военные генералы этой страны принимают решение – атомные бомбы, нацеленные на крупные города России, НЕ УБРАТЬ, а ПЕРЕНАЦЕЛИТЬ на высокотехнологичные промышленные предприятия, таких предприятий определено 12. Генералы объяснили: при бомбардировке предприятий жертв будет меньше – всего 1 млн. человек; это, во-первых, а во-вторых, мы можем догадаться сами, Россия после такого удара не скоро оправится, её участь – сырьевой придаток Запада. Решение принято, как сообщают СМИ, в апреле 2009 года.

Последнее – размещение американских ПРО в Восточной Европе – защита от кого? (от агрессии со стороны России);

Эстония, Латвия, Польша умоляют правительство США разместить на их территориях военные базы, которые защитят их агрессии России.

Достаточно фактов.

Россия – моя Родина. Россия – ваша Родина и поэтому, мне думается, вам, как и мне не безразлично в какой стране мы живём, в стране, которой можно и нужно гордиться или в стране, за которую испытываешь стыд.

Итак – какая она, Россия:

а) страна-агрессор, как утверждает Запад, «империя зла», несущая угрозу всему цивилизованному миру;
б) страна-миролюбивая, но вынужденная воевать.

(Тема и вопросы для обсуждения на экране)

Прежде, чем начать обмен мнениями, предлогаю ответить на вопросы анкеты; вопросов два, ответы короткие: да – нет.

  • анкетирование (1 минута);
  • создание групп по однотипным ответам (левая сторона – да, правая – нет);
  • задание группам – обосновать свою точку зрения (2 минуты);
  • ответы от групп (2+2 минуты).

Учитель: обобщение ответов, выделяются две противоположные точки зрения.

– Какая точка зрения верна?

Факты истории.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

Задание: сравнить территорию государств Западной Европы и России. Какой вывод можно сделать в разрезе обсуждаемых вопросов?

Ответы:

а) как мы знаем из истории, Россия в начале XX века занимала 1/6 часть суши. Российский флаг развивался над колоссальной территорией от Камчатки и Северного Китая до Польши и Причерноморья, от Арктики до Центральной Азии. И сегодня, после распада СССР РФ одна из крупнейших стран мира, государства Западной Европы значительно уступают по территории;

б) если посмотреть на вторую карту – территория Российской Федерации – сравнить территорию Московского государства и РФ, мы видим, что РФ – огромная по своим территориальным размерам страна. Вывод можно сделать один: Россия – агрессор, так как такую большую по территории страну мирными средствами создать нельзя.

Вывод: Россия – страна агрессор.

Учитель: Все согласны с данным выводом? Есть другое мнение?

Ответ: Конечно, факт территориального роста России хорошо виден, но чтобы понять: Россия – страна-агрессор или нет, необходимо выяснить причину территориальной экспансии. Предлагалось сравнить географическое положение России и Западной Европы.

Учитель: Все согласны? Внимание на «Политическую карту мира».

Ответ:

А) Западная Европа

  • Англия – расположена на острове, море отделяет её от материковой Европы, пролив Ла-Манш;
  • Франция – море, пролив Ла-Манш, Альпийские горы, Арденны;
  • Испания – как и Скандинавия, с трёх стран омывается морями, с северо-востока – Пиренейские горы;
  • Италия – моря, Альпы;
  • Германия – Альпы, Арденны, море и там, где естественная граница слаба – спopная территория «яблоко раздора», между Германией и Францией – Эльзас и Лотарингия.

Вывод: территория европейских стран имеет чётко выраженные естественные границы, которые затрудняют доступ извне в эти страны.

Б) Россия – Древняя Русь, Киевская Русь, Московское государство располагалась на территории Восточно-Европейской равнины открытой со всех сторон, не было естественных границ, которые прикрывали бы её территорию от внешних врагов. Постоянное опасность извне сформировала государство, способное и готовое всегда защитить себя, свои интересы, свой народ. История России – это нескончаемая череда войн.

Факты истории.

(видеоролик) Киевская Русь в IX-XII вв. – набеги кочевников на южных рубежах государства, на Северо-Западе – варяги.

  • XIII-XIV вв. – монголо-татарское нашествие;
  • XV-XVI вв. – опустошительные набеги на русские земли пограничных ханств: Сибирского, Казанского, Ногайская Орда, Крымского Ханства;
  • XVII век – «Смутное время», интервенция шведских и польских феодалов;
  • XIX век – Отечественная война 1812 года с наполеоновской Францией;
  • XX век – кровопролитная война с фашистской Германией.

Обобщение: закалённая в битвах с внешним врагом, Россия как говорит народная мудрость, «всегда держала порох сухим».

Великий полководец, князь Александр Невский: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча погибнет».

Учитель: хочется дополнить, благодаря своему особому положению Россия сложилась и развивалась как совершенно особая цивилизация. Особая, так как развитие шло пpaктически без ресурсных ограничений: сырьевых, территориальных. В сочетании с православием это сформировало особую культуру, особый народ – открытый, дружелюбный, любознательный, лишённый этнической заносчивости.

Вопрос: Согласны, готовность России воевать, связана с её географическим положением, но как связать активную территориальную экспансию России с особенностями географического положения страны?

Ответ: причина и цель территориальной экспансии России, действительно, связана с её географическим положением – достижение естественных рубежей. Для укрепления своих внешних границ Россия продвигалась по бескрайним просторам малозаселённой равнины, суровой, непривлекательной для проживания. Далеко не всегда русская армия могла сказать: «идёт она по чужой земле или своей». Достигнув естественных рубежей, расширение территории России прекратилось. Следовательно, Россия не является страной-агрессором, страна воевала, расширяла территорию, защищая свои национальные интересы.

Учитель (дополнение): Российская империя расширялась по бескрайним просторам малозаселённой равнины, сталкивалась с местным населением этих земель, чей уклад жизни очень отличался от уклада жизни России, вспомните традиционный быт коренных народов ХМАО – ханты, манси и другие малочисленные народы, они по сей день сохранили свой традиционный уклад жизни, свою культуру. Нигде и никогда наше государство не вело «чёрной войны», войны на уничтожение местного населения, как это делали страны Запада, создавая свои колониальные владения далеко за пределами своих государств. Наоборот, ни одного, даже самое отсталое племя, оказавшись в составе России, не прекращала своего существования! Русские не превращали в рабов вошедшее в состав России население, не прогоняли со своих земель целые племена, народы, как это делали в захваченных землях страны Запада. Российское государство никогда не рассматривало себя как государство русских, господствующими над нерусскими. Империя росла и усиливалась за счёт новых земель, новых народов, оно считало эти народы равноправными участниками громадного российского государства.

Вопрос: Почему же возник миф об агрессивности России, о той опасности, которую она несёт всему цивилизованному миру?

Учитель: Миф об агрессивности России появился сразу же, как только появилось столкновение интересов России и стран Западного мира. Обратимся к фактам истории.

Политическая карат мира в конце XIX – начале XX веков

X-XVIII века – Россия активно расширяет свою территорию, но её агрессором никто не называет. Почему? Расширение России на восток, север и юг никого в Европе не интересовало. Запад в это время активно осваивал мореплавание, создавал огромные колониальные владения далеко за пределами своих государств;

XIX век – после разгрома Наполеона Бонапарта в Отечественной войне 1812 года Россия оказалась сильным государством, страны Запада в мире России получили серьёзного конкурента в борьбе за господство в мире. Именно в XIX веке в газетах западных стран появились статьи, в которых Россия обвинялась в агрессивности, в той опасности, которую она несёт цивилизованному миру;

XX век – накануне нападения на нашу страну А. Гитлер обвиняет в агрессивности Советский Союз. После окончания Второй мировой войны о «русской угрозе» больше всех говорили США, военные генералы утверждали, что если не принять неотложных мер русские покорят Америку и присоединят её к Советскому Союзу. ЦРУ США разpaбатывает планы уничтожения нашего государства. Но что интересно: во время «перестройки» и в эпоху Б.Н. Ельцина Россия вдруг стала «хорошей», о её извечной враждебности цивилизованному миру и природной агрессивности забыли. Почему?

Ответ: слабая, на грани полного распада страна, находящаяся в финансовой зависимости от Запада, фактически сырьевой придаток Запада, могильник для радиоактивных отходов Запада – такая страна не опасна, такая страна не конкурент. Вспомним о том, что Россия невероятно агрессивна и враждебна всему цивилизованному миру уже при президенте В.В. Путине, усиленно заговорила при президенте Д. Медведеве. Почему? Ценой невероятных усилий Россия встаёт с колен и превращается самостоятельно, вновь независимое государство. Сильная Россия Западу не нужна.

Миф о «русской угрозе» скорее комплимент для нашей страны, нежели чем обвинение, значит, мы себя в обиду не дадим.

Факты: (сообщение СМИ)

– Еврокомиссия в течение почти года изучала события августа 2008 года в Южной Осетии, цель: определить истинного виновника в кровопролитии. Вывод неутешителен для Западного мира – виновник не Россия, а Грузия.

Я предлагаю вам посмотреть документальный видеофильм о событиях в Южной Осетии августа 2008 года и ответить на вопрос: должна ли была Россия вмешиваться в Грузино-Осетинский конфликт? Мы должны помнить: Южная Осетия входила в состав Грузии, поэтому конфликт между Грузией и Южной Осетией внутригосударственный конфликт, президент Грузии является гарантом конституции и территориальной целостности государства.

– Вы испытываете гордость или стыд за свою страну?

  • просмотр видеофрагмента
  • ответы на вопросы

Вопрос: можно ли было другими средствами решать проблему?

Ответы: да, переговоры, компромиссы

Обобщение

Подводя итог нашему разговору, прошу ответить на вопросы нашей анкеты повторно.

Россия – страна-агрессор или Россия – страна миролюбивая, но вынужденная воевать.

– Ответы.

Учитель: Территориальная экспансия занимала большое место в основании мира; защищая национальные интересы, наши предки создали великое государство и мы можем этим гордиться. Мы можем гордиться тем, как шла колонизация в сравнении с Западом. Это яркое свидетельство того, как могли наши предки выживать в самых невероятных условиях, изначальное миролюбие, дипломатическая гибкость, умение выстраивать отношение, ладить с соседями, недаром императрица Екатерина II Великая, урождённая немка, сказала слова: «Нет народа, о котором было бы выдумано столько же лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский». Этими словами я хочу закончить наше занятие. Всем спасибо за внимание.

[1], [2] на основе книги Вл. Мединского «Мифы о России. О русском рабстве, грязи и «тюрьме народов» ОЛМА, -М., 2001.




Урок с элементами ролевой игры "Выбор веры князем Владимиром"


    Урок с элементами ролевой игры "Выбор веры князем Владимиром"

      В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....

25 01 2022 5:24:41

Обобщающий урок по теме "Слово и образ Отечества", 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Слово и образ Отечества", 6-й класс

      В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....

24 01 2022 11:10:35

Урок истории в 8-м классе по теме " Русская живопись второй половины XIX века"


    Урок истории в 8-м классе по теме " Русская живопись второй половины XIX века"

      Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....

23 01 2022 8:12:58

План-конспект учебного занятия по теме «Учимся выбирать»


    План-конспект учебного занятия по теме «Учимся выбирать»

      Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....

22 01 2022 16:32:52

Урок обществознания в 6-м классе "Наследие наших предков"


    Урок обществознания в 6-м классе "Наследие наших предков"

      Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....

21 01 2022 11:51:46

Повышение эффективности обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся


    Повышение эффективности обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся

      Представленная работа рассказывает, как повысить эффективность обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся. Целью работы является воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентоспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде....

20 01 2022 3:48:28

Развитие правовой культуры современного школьника


    Развитие правовой культуры современного школьника

      Будучи одновременно и областью науки, и областью пpaктической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и пpaктические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....

19 01 2022 3:49:51

Конспект открытого урока истории в 9-м классе по теме "Огненные версты Гражданской войны…"


    Конспект открытого урока истории в 9-м классе по теме "Огненные версты Гражданской войны…"

      Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших. ...

18 01 2022 20:28:25

"Начало феодальной раздробленности на Руси". Открытый урок в 6-м классе


    "Начало феодальной раздробленности на Руси". Открытый урок в 6-м классе

      Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....

17 01 2022 20:37:20

Политико-правовая игра "Выборы"


    Политико-правовая игра "Выборы"

      В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....

16 01 2022 10:46:56

Общая хаpaктеристика Второй мировой войны


    Общая хаpaктеристика Второй мировой войны

      Разработка урока, цель которого – выяснить хаpaктер войны, основные периоды, итоги и значение. Форма проведения: урок-пpaктикум. Учащиеся работают с карточками, фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей....

15 01 2022 23:40:48

Конспекты уроков истории по модульной системе. Личностно-ориентированная технология


    Конспекты уроков истории по модульной системе. Личностно-ориентированная технология

      Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....

14 01 2022 10:42:26

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

13 01 2022 7:34:14

От Удельной Руси к Единой России


    От Удельной Руси к Единой России

      Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....

12 01 2022 13:44:49

Урок по новой истории на тему: "Английские колонии в Северной Америке". 7-й класс


    Урок по новой истории на тему: "Английские колонии в Северной Америке". 7-й класс

      Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения США. ...

11 01 2022 6:55:24

Разработка урока по истории Средних веков по теме: "Введение в историю Средних веков. Мир варварства". 6-й класс


    Разработка урока по истории Средних веков по теме: "Введение в историю Средних веков. Мир варварства". 6-й класс

      Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....

10 01 2022 19:45:57

Открытый урок-семинар по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности"


    Открытый урок-семинар по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности"

      Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....

09 01 2022 4:42:43

Повторительно-обобщающий урок по теме "Экономическая сфера общества"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Экономическая сфера общества"

      Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"....

08 01 2022 1:41:47

Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"


    Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"

      Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...

07 01 2022 16:14:16

Начало раздробленности Древнерусского государства. 6-й класс


    Начало раздробленности Древнерусского государства. 6-й класс

      Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....

06 01 2022 14:54:17

Использование деятельностного подхода в обучении истории в 5-м классе. Тема урока: "Касты в Древней Индии"


    Использование деятельностного подхода в обучении истории в 5-м классе. Тема урока: "Касты в Древней Индии"

      Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....

05 01 2022 0:30:50

Модернизация и становление индустриального общества


    Модернизация и становление индустриального общества

      Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....

04 01 2022 2:55:39

Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций


    Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций

      Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....

03 01 2022 10:26:13

Программа элективного курса по истории России "Самодержавие и реформы"


    Программа элективного курса по истории России "Самодержавие и реформы"

      Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ, проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....

02 01 2022 16:46:38

"Они сражались за Родину" к 70-летию УДТК


    "Они сражались за Родину" к 70-летию УДТК

      Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....

01 01 2022 8:45:58

Культурное наследие Санкт-Петербурга


    Культурное наследие Санкт-Петербурга

      Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....

31 12 2021 6:59:24

Новая экономическая политика


    Новая экономическая политика

      Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....

30 12 2021 7:32:53

Полиперспективность в пpaктике преподавания региональной истории


    Полиперспективность в пpaктике преподавания региональной истории

      На примере изучения темы "Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....

29 12 2021 1:57:48

Урок по истории "Крестовые походы" (проблемно-диалогическая технология)


    Урок по истории "Крестовые походы" (проблемно-диалогическая технология)

      Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов. ...

28 12 2021 3:29:48

Урок "Культура древнегреческого полиса"


    Урок "Культура древнегреческого полиса"

      Урок "Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе "Всеобщая история". Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета. Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям ФОС. Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривает подготовку к ЕГЭ к форме тестов. В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником. Домашнее задание предусматривает задание по выбору. ...

27 12 2021 22:56:21

Дискуссия на уроках истории


    Дискуссия на уроках истории

      Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме «Что такое Петр? Чудо или чудовище?» ...

26 12 2021 1:57:15

Тема урока: "Культурное наследие древней столицы Сибири"


    Тема урока: "Культурное наследие древней столицы Сибири"

      Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода. ...

25 12 2021 18:46:45

"Право на образование". Урок обществознания в 9-м классе


    "Право на образование". Урок обществознания в 9-м классе

      Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения. ...

24 12 2021 6:13:19

Урок истории и культуры Башкортостана на тему "Загир Исмагилов – жизнь и творчество". 7-й класс


    Урок истории и культуры Башкортостана на тему "Загир Исмагилов – жизнь и творчество". 7-й класс

      В ходе урока расширяются знания и кругозор учащихся в области композиторского искусства. Урок знакомит с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова – народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, Государственной премии РСФСР имени Глинки. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, слушают выступления товарищей....

23 12 2021 17:40:58

Разработка внеклассного мероприятия "Их имена забыться не должны" (к 190-летию движения декабристов)


    Разработка внеклассного мероприятия "Их имена забыться не должны" (к 190-летию движения декабристов)

      Внеклассное мероприятие для учащихся 8–9-х классов разработано в рамках подготовки к 190-летию движения декабристов. Целями мероприятия являются активизация интереса учащихся к истории Отечества, углубление знаний о движении декабристов, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разработка содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, и рассчитана на 45-минутный объём учебного времени....

22 12 2021 0:22:12

Эпоха палеолита на территории Красноярского края


    Эпоха палеолита на территории Красноярского края

      Урок по теме организован как урок-пpaктикум. Цель урока - рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита....

21 12 2021 3:38:28

Открытый урок истории на тему "Период реакции. Декабристы"


    Открытый урок истории на тему "Период реакции. Декабристы"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....

20 12 2021 21:21:24

Тема урока: "Родная сторона – золотая колыбель. Курганы – не миф и не сказка"


    Тема урока: "Родная сторона – золотая колыбель. Курганы – не миф и не сказка"

      Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...

19 12 2021 18:11:20

Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"


    Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"

      Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....

18 12 2021 13:28:36

"Был ли царь Алексей Михайлович "Тишайшим"?". Урок истории в 10-м классе социально-гуманитарного профиля


    "Был ли царь Алексей Михайлович "Тишайшим"?". Урок истории в 10-м классе социально-гуманитарного профиля

      На данном проблемном уроке учащиеся в группах решают учебные задачи, анализируют исторические источники. Знакомясь с документами, они проникаются духом и языком эпохи. В течение урока заслушиваются ответы учащихся, заполняется опopная схема, готовится хаpaктеристика царя Алексея Михайловича....

17 12 2021 19:19:47

"Урок России" (внеклассное мероприятие)


    "Урок России" (внеклассное мероприятие)

      Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего. ...

16 12 2021 21:19:41

Урок истории в 10-м классе по теме "Реформы середины XVI века. Опричнина"


    Урок истории в 10-м классе по теме "Реформы середины XVI века. Опричнина"

      Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....

15 12 2021 22:28:55

Урок истории в 10-м классе "Внутренняя политика Екатерины II"


    Урок истории в 10-м классе "Внутренняя политика Екатерины II"

      Урок разработан для 10-го класса. Основная идея: благодаря работе с документами уяснить суть политики просвещенного абсолютизма, дать представление о развитии производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности России во второй половине XVIII века, развивать интеллектуальные умения учащихся, их коммуникативные навыки....

14 12 2021 15:43:26

Урок истории на тему "Политическая система СССР в 1930-е гг.". 9-й класс


    Урок истории на тему "Политическая система СССР в 1930-е гг.". 9-й класс

      Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....

13 12 2021 9:10:36

Конспект урока по обществознанию. 9-й класс


    Конспект урока по обществознанию. 9-й класс

      Конспект урока обществознания в 9-м классе, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием «правонарушение», с видами правонарушений, определяют к каким видам правонарушений относятся предложенные ситуации....

12 12 2021 7:13:22

Урок "Образование единого государства в Китае". 5-й класс


    Урок "Образование единого государства в Китае". 5-й класс

      Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь. ...

11 12 2021 23:58:26

"Иван III. Образование единого государства"


    "Иван III. Образование единого государства"

      На уроке рассматривается ситуация, сложившаяся в конце XV века на Руси. Вместе с учащимися опледеляем, как связана внутриполитическая деятельность Ивана III с особенностями его хаpaктера и воспитания? Какой отпечаток на проведение преобразований наложили внешнеполитические проблемы? ...

10 12 2021 1:11:33

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"


    Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

      В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

09 12 2021 13:58:33

Урок истории "Индустриализация в СССР", 9-й класс


    Урок истории "Индустриализация в СССР", 9-й класс

      Целями урока истории в 9-м классе по теме "Индустриализация в СССР" являются: выявление причин, целей, итогов индустриализации в СССР в 1928–1937 гг; знакомство с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР; выявление истоков трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток....

08 12 2021 7:22:27

"Государство на берегах Нила"


    "Государство на берегах Нила"

      Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....

07 12 2021 2:24:46

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::